в чем смысл произведения хирургия
Анализ рассказа «Хирургия» Чехова
Предлагаем вам прочесть краткий и полный анализ рассказа Чехова «Хирургия». В этом смешном и остроумном произведении писатель выразил свое отношение к медицине той эпохи, к вседозволенности медицинского персонала.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Медицина периода жизни Чехова.
Проблема: Необходимость проведения преобразований в медицине, реформ, охраняющих здоровье людей.
Медицина, по своим возможностям, в те времена находилась в зачаточном состоянии. К этому еще можно добавить вседозволенность медицинского персонала, который мог без особого страха лечить бедняков. Малоимущий человек не имел денег и был не образован. Он не мог защитить себя, если даже его здоровью был нанесен вред.
Не легко приходилось и врачам. В произведениях Булгакова, который тоже был врачом, рассказано об этом непростом периоде в медицине. Булгаков описывает, что у него не было практически свободного времени. Молодых врачей тех времен посылали в глубинку, где они, не имея опыта, были вынуждены справляться с самыми разными больными, оперировать их. В любое время суток и по любой погоде врач ехал к больным, его некому было заменить, не с кем было посоветоваться.
2. Тема: Отношение медицинских работников к пациентам.
Проблема: Недобросовестное отношение к занимаемой должности.
Важно относиться к занимаемой должности с душой, не браться за работу из других сфер, в которых некомпетентен. Создается впечатление, что фельдшера пациенты особо не интересуют. Иначе бы он не брался за дело, в котором не разбирается. Скорее всего, он стал фельдшером не по призванию, а оттого, что где-то же нужно работать и зарабатывать деньги.
Недобросовестное отношение медработников вызывает страх у людей. Они стремятся самостоятельно себя вылечить. Дьячок испробовал все возможные народные методы, которые с таким юмором описывает Чехов. Представляешь, сколько «целебных рецептов» выслушал за свою практику писатель-врач. Читая эти «рекомендации», смеешься, но понимаешь людей, которые настороженно относятся к медицине.
3. Тема: Высмеивание человеческих пороков.
Проблема: Необходимость человека работать над своими недостатками, над безответственным отношением к здоровью и жизни другого человека. Важно обучаться тому делу, которому посвящаешь жизнь.
В рассказе писатель высмеивает льстивое, раболепное, богобоязненное отношение дьячка к происходящему. Читая о результате похода к врачу, понимаешь, что его страх имеет под собой основания. Дьячок не может себя защитить, он слепо доверяется фельдшеру, не разбираясь в медицине.
Чехов описывает фельдшера, его зловонную сигару и неряшливую физиономию. Автор видит в нем глупого, хвастливого, самодовольного человека, испытывающего презрение к беднякам.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
В рассказе «Хирургия» выделен сатирический пафос рассказа. Чехов мастерски высмеивает людские пороки. Диалог между фельдшером и пациентом характеризует этих персонажей, вызывает смех.
Разговор фельдшера с пациентом позволяет ярко и весело представить человеческие пороки – льстивость, глупость, излишнюю доверчивость дьячка и невежество, самонадеянность, хвастовство, безответственность фельдшера.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
В рассказе всего два образа – это фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов. Автор в нескольких штрихах создает определенное впечатление о каждом из них.
Точность художественных деталей заменяет подробное описание персонажей. Образ дьячка представляется забитым, убогим – у него на глазу бельмо и бородавка на носу. Он постоянно бормочет фразы из псалтыря, которые не в состоянии осмыслить. Образ Курятина создает впечатление небрежности в одежде. Он принимает больных, держа зловонную сигару в руке.
Образ фельдшера противопоставлен образу дьячка. И данная конфронтация только усиливается по мере развития событий. Они находятся в противоборстве с того самого момента, когда некомпетентный фельдшер считает себя вправе в полной мере заменить врача. Этот конфликт образов можно рассмотреть шире – противостояние врачебной безответственности и некомпетентности и пациентов, нуждающихся в помощи. Во времена царской России, когда Чехов работал врачом, медицина находилась в плачевном состоянии. И автор в своем произведении выразил свое отношение к системе здравоохранения.
п.4. Литературные приёмы
Интересны литературные приемы, которые использует Чехов, особенно «говорящие» фамилии его персонажей. Фельдшер по фамилии Курятин представляется глупым человеком с куриными мозгами. Становится понятно, что он не сможет справиться с серьезной задачей и будет браться за то, в чем не разбирается.
Дьячок по фамилии Вонмигласов, как бы призывает внимать его гласу. Он пришел в больницу за помощью, ждет к себе внимания и бережного отношения. Одновременно в его фамилии слышится слово: «Вон!» Так и происходит – вместо ожидаемой помощи и внимания состояние дьячка только усугубляется.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – конфликт фельдшера и пациента. Этот конфликт можно представить шире – невежество, безответственное отношение врачей, медицинских работников по отношению к пациентам. Чехов показал, что необходимо менять всю систему здравоохранения, включая и отношение людей к занимаемой должности.