в чем смысл певцы тургенев
Анализ рассказа «Певцы»
Для тех, кто изучает творчество Тургенева, предлагаем рассмотреть краткий и полный анализ рассказа «Певцы». Он входит в известный сборник произведений «Записки охотника». Автору интересны крестьяне, их жизнь, быт, отношения, характерные для России времен крепостного права.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Талант свойственен и богатому, и бедному.
Проблема: Если талантлив бедный человек, то он не может толком выразить себя и рассчитывать на достойную награду.
Посетители кабака наслаждаются песней и ценят красивое и искреннее ее исполнение. Яков поет, реализовывает свой талант – посетители кабачка испытывают сильные чувства, восторгаются им.
2. Тема: Влияние песни, музыки на людей.
Проблема: Несмотря, что бедняки умеют воспринимать и чувствовать музыку, они не знают, куда деть накопленную радость и удовольствие.
Музыка оказывает сильное влияние на людей. Песня Якова затрагивает человека, его чувства, напоминает о сокровенном и дорогом. Голос Яши помогает посетителям кабачка почувствовать наслаждение, радость, печаль. В этой песне Яша выражает себя, проявляет свой талант. Его песня идет от души, и все остальные чувствуют это. Соревнование певцов, которые начались с таким интересом и вдохновением, в итоге заканчивается всеобщей попойкой.
Получив позитивные эмоции, завсегдатаи кабачка не имеют возможности выплеснуть свои чувства во что-то приятное, дельное, интересное. В их крестьянской жизни нет такого понятия, как развлечения, удовольствия, отдых. Все, что они умеют делать – это тяжело и много работать. Крестьяне не имеют своего хобби, редко занимаются творчеством. Они батрачат на своего барина, и не представляют другой жизни.
Прекрасная песня вдохновила всех присутствующих, и они счастливы. Что же делать дальше? Как проявить эти эмоции, которое они испытали, слушая красоту песни? Все, что они могут придумать, так это сильно напиться.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
В рассказе «Певцы» Тургенев продолжает описывать жизнь крестьян, проявляя в нем антикрепостнический пафос. Автор показывает, как губительно отражается крепостничество на личности человека. Он описывает талантливого крестьянского парня – исполнителя песен. Слушая его, можно радоваться, вздыхать, плакать. И действительно, так высокое искусство действует на человека. Но у крепостного таланта нет будущего. Парень может выразить себя только в узком кругу людей. А отблагодарят Якова за его умение лишь «осьмушкой пива» или стопкой водки. И хочется надеяться, что Яков не сопьется по воле «благодарных» слушателей. А что может предложить крестьянин крестьянину за красивую песню? Он может накормить и налить водки талантливому певцу.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образы посетителей кабачка находятся в единстве. В состязании происходит противостояние двух певцов, но оно не выражено сильно и конфликтно. У меня такое чувство, что певцы больше приятно проводили время и само выражались, чем стремились победить друг друга. Тургенев описывает, что певцы волновались. На мой взгляд, их волнение больше относилось к тому, что им придется петь, чем к желанию победить. Каждый из певцов поздравлял другого с отличным исполнением песни. Я ощущаю единство образов присутствующих, которое помогло им всем с удовольствием провести время. Пусть даже это все закончилось всеобщей попойкой.
п.4. Литературные приёмы
Яркие эпитеты помогают Тургеневу передать портреты персонажей, атмосферу кабачка, и чувства его завсегдатаев, слушающих песню. Он пишет про рябого и курчавого, про тупой вздернутый нос, про карие глазки и жидкую бороду. Слушатели принялись подхватывать песню вполголоса либо стояли разнеженные, топали, семенили ногами, у кого-то скатилась слеза.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт – между талантом и безысходностью жизни крепостного.
Свои способности парень сможет выразить только небольшому количеству людей. И плата за его труд будет несоизмеримой его таланту. Парня хорошо накормят, нальют ему водки. И есть опасность, что парень сопьется, регулярно получая вознаграждение за свой большой талант.
«Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
Краткое содержание «Певцы» для читательского дневника
ФИО автора: Тургенев Иван Сергеевич
Название: Певцы
Число страниц: 14. Тургенев И.С. «Записки охотника». Издательство «Азбука». 2015 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1850 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Главная мысль
Идея рассказа Тургенева «Певцы»: существует чёткая грань, отделяющая красоту от обыденного развлечения. Выступление Якова не только превзошло выступление рядчика, оно в корне отличалось тем, что напрямую воздействовало на души окружающих, это было не просто приятное зрелище, она было по-настоящему красиво.
Смысл рассказа Тургенева «Певцы»: красота – лёгкое мерцание во мраке обыденности, и человеку после соприкосновения с красотой больно возвращаться в душную темноту жизни. Именно это ощущает рассказчик после выступления, поэтому уходит из кабака до того момента, как Яков с другими мужиками начинает праздновать и пьянствовать, то есть до того, как Яков из транслятора невыразимого превратится обратно в черпальщика Яшку-Турка.
Главные герои
Яшка-Турок – бедняк, худой, нервный, очень впечатлительный юноша, талантливый певец, обладающий редкой красоты голосом.
Рядчик – соперник Яшки, самоуверенный молодой мужчина, чьё пение прекрасно, но не берёт за душу.
Евграф Иванов (Обалдуй) – большой весельчак и любитель выпить, неизменный участник всех мероприятий в селе.
Моргач – умный, расчётливый, предприимчивый человек.
Дикий Барин – угрюмый мужчина средних лет с тёмным прошлым, который пользуется большим влиянием в селе.
Николай Иванович – хозяин кабака, уравновешенный, рассудительный, влиятельный мужчина.
Рассказчик – барин, охотник, который по достоинству оценил талант Яшки.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Темы и проблемы
Наиболее значимая тема рассказа — тема музыки или шире – тема искусства, раскрываемая сюжетной коллизией. Соответственно с ней связана следующая проблематика:
Сюжет
Был жаркий июльский день, когда рассказчик, мучимый жаждой, направился к Притынному кабачку – самому популярному заведению в небольшом селе Колотовка. Держал кабачок очень толстый, седой целовальник Николай Иванович. Он не отличался ни особой разговорчивостью, ни любезностью, но каким-то непостижимым образом мог привлечь и долго удерживать возле себя гостей.
Подойдя к кабачку, рассказчик понял, что вскоре здесь пройдёт состязание местных певцов, и в конкурсе будет участвовать Яшка-Турок, о котором ходило много слухов. Это бы молодой парень, необычайно худой, сероглазый, с шапкой русых кудрей, который имел славу лучшего певца в околотке. Возле Яшки сидел угрюмый, широкоплечий мужчина лет сорока по прозвищу Дикий Барин. Напротив него сидел соперник Яшки – рядчик Жиздры, тридцатилетний невысокий коренастый мужчина с курчавыми волосами и жидкой бородкой.
Кроме того, в кабачке находились завсегдатаи Притынного кабачка – Евграф Иванов по прозвищу Обалдуй и его товарищ Моргач. Обалдуй был обделён талантами, но при этом ни одна попойка не обходилась без участия этого загулявшего холостяка. Прошлое Моргача было неясным. Известно лишь, что когда-то давно он был кучером у барыни, заслужил её доверие и стал приказчиком. После он получил вольную и разбогател, завёл семью.
Началось состязание. Согласно жребию первым запел рядчик, который выбрал плясовую с удивительно красивыми и гармоничными переходами. Его исполнение пришлось по душе публике, и даже Дикий Барин одобрительно улыбнулся.
Наступила очередь Якова, который заметно волновался. Но когда он запел, стало ясно – это прирожденный, редкий талант. В голосе Яшки-Турка слышалась и молодость, и сила, и страсть, и глубокая печаль. В нём так остро звучала русская душа, что песня хватала за сердце каждого и заставляла лить невольные слёзы. Когда Яков окончил петь, в кабачке еще долго было тихо – каждый пытался овладеть собой, своими эмоциями. Победа Турка была безоговорочной.
Рассказчик поспешил покинуть кабак, чтобы не испортить впечатление. Добравшись до сеновала, он ещё долго не мог уснуть, вспоминая волнующее пение Яшки. Вечером, когда спала жара, рассказчик увидел пьяного Якова, который уже хриплым, уставшим голосом выводил какую-то уличную песню. От этой картины автору стало очень грустно, и он покинул Колотовку.
Композиция
Композиция рассказа Тургенева «Певцы» зеркальна: в начале главный герой приходит палящим днём в село, в заключение прохладной ночью он село покидает (образы день – ночь, состояние погоды жара – прохлада, сами действия героя в начале и в конце произведения противоположны). Как и во многих рассказах из «Записок охотника», писатель не концентрируется на сюжете; его развитие занимает малую часть от объёма произведения. Большую часть занимают пейзажи и личностные характеристики персонажей.
Основная идея
Главная мысль рассказа «Певцы» заключается в той удивительной силе искусства, которая способна тронуть душу человека, позволить ему забыть о своих горестях и почувствовать себя счастливым. Разницу между умелыми, но пустыми трелями рядчика и печальным, искренним, хоть и не таким чистым пением Яшки замечают все, включая самого проигравшего, но особенно интересно наблюдать за реакцией Дикого-Барина. Этот уважаемый всеми за внутреннюю силу и благородство человек, кажется, лучше других понимает печаль, звучащую в голосе Якова. Если во время пения рядчика Дикий-Барин лишь снисходительно улыбается, то после выступления второго участника он уже не пытается сдержать свои чувства. Его восхищение и благодарность за пережитые от этого пения эмоции выражаются в простом жесте:
«Яша, — проговорил Дикий-Барин, положил ему руку на плечо и – смолк».
Смысл рассказа «Певцы» состоит в том, что настоящий талант всегда проникает в души людей и заставляет их, пережив катарсис, очищаться и открываться новым впечатлениям.
Средства художественной выразительности
Мастерство Тургенева-рассказчика заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение). Автор стремится разобраться в сути описываемого явления. Именно это стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем.
Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений.
Пейзаж, ландшафт села, разделённого пополам оврагом, словно символизирует ту рану, которую ощутил повествователь при возвращении из глубин души к обыденному существованию.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Презентация к уроку «Песня как художественный прием раскрытия характеров героев по рассказу И.С. Тургенева «Певцы» включает в себя историю создания рассказа, биографические сведения о музыкальности автора,его отношение к народной песне.Дан словарь диалектных, устаревших слов, авторская характерстика героев.
Анализ 2
В произведении Тургенева «Певцы» автору хочется раскрыть всю правду про русского человека, а также рассказать как он живет и чем дышит. Больше всего на свете к этим людям он чувствовал сострадание и горечь, но ничем помочь не мог.
Конечно же, каждого из героев автор описывает иронично, красиво, тонко и живо и порой кажется, при чтении произведения каждый читатель оказывается внутри этого героя и даже чем-то с ним или на него похож.
Все происходит в деревне под названием Колотовка. Именно посреди этой деревни и находится небольшая избушка, в которой имеется четыре угла. Здесь располагается кабак, куда нравится ходить практически всем жителям деревни. Конечно, лучше всего сюда приходить в то время когда имеются деньги, а иначе можно ничего не получить. Хозяин данного кабака является один мужчина, который постоянно делает здесь что-то новое, чтобы завлечь еще больше людей и собрать с них побольше денег.
Частенько сюда приезжают и другие музыканты и знаменитости из других деревень или городов. И они состязаются вместе с местными музыкантами способностями. Вот и сегодня сюда прибежало очень много людей, а все для того чтобы посмотреть очередную схватку между деревенским музыкантом и музыкантом из города. Люди собрались в основном богатые и готовые платить большие деньги. Но больше всего им нравится музыка.
Первым начал выступать рядчик. Голос у него был немного с хрипотцой и поэтому многим он понравился. И уже после своего выступления он был уверен в своей победе. Но вот Яшка, оказывается, спел намного лучше и зрителям он понравился больше. Он пел не торопясь то напрягая, то расслабляя голос. И управляя им. И в итоге рядчику пришлось принять свое поражение и уехать отсюда ни с чем, но он обещал еще вернуться и теперь уже обязательно победить Яшку.
Данное произведение Тургенева ничем не отличается от других его произведений. Оно также построено в легкой и интересной форме. Здесь присутствует всего девять героев. Всего произведение состоит из пяти частей. Сначала рассказывается о селе и о тех людях, которые здесь живут и как живут. Немного позже рассказывается, что есть одна избушка, в которой проходят настоящие бои между музыкантами. И для того чтобы победить не нужно быть сильным, нужно просто уметь очень хорошо петь, как это делает Яшка. На них пришло посмотреть практически все жители деревни. Кроме этого здесь даже описывается, что делают посетители и как поддерживают своего любимчика, а что делают с его соперником. Как уже стало понятно, что в этой битве победил деревенский парень Яшка, который уже давно поет и участвует практически во всех мероприятиях, проходящих здесь. Хотя сначала парень очень сильно переживал, поэтому поводу и волновался и поэтому голос его был тонким и слабым. Но немного попозже он набрался сил и пел уже во всю мощь.
Здесь совсем неважно, какой человек, а важно, что он представляет из себя внутри. Ведь можно задеть за душу даже бедному человеку. Только музыка может обогатить душу каждого человека и наполнить ее новыми и интересными красками.
Анализ рассказа Тургенева «Певцы»
Автор: Guru · 01.04.2018
«Певцы» Тургенева входят в середину цикла рассказов «Записки охотника» («циклом» данное произведение называется на том основании, что личность повествователя, во многом тождественная самому автору, присутствует во всех рассказах, и ещё потому, что писатель сочинял эти произведения, воспринимая их как единое целое). В нём воплощены характерные для всего сборника особенности авторского стиля, главными из которых по праву считаются описания пейзажей, фигура рассказчика, психологизм (способ раскрытия характеров персонажей) и, конечно же, пристальное внимание к простому русскому человеку и его судьбе.
История создания
Ознакомившись с этим произведением, читатель, несомненно, сможет составить впечатление, как обо всем цикле рассказов, так и о прозе Тургенева, великого мэтра русской литературы, вообще. Именно благодаря мастерству в написании рассказов он прославился не только в России, но и по всей Европе еще при жизни.
«Певцы» были написаны Тургеневым в разгар работы над сборником — в 1850 году, когда автор уже чётко осознавал социальную и эстетическую значимость будущего цикла, в рамках которого и создавал рассказы. Это значит, что каждое произведение отражает в той или иной мере специфику «Записок охотника» в целом, и воспринимать их нужно в совокупности, как это делал сам Тургенев.
Создавался данный рассказ во времена, когда большинство крестьян существовали под гнётом крепостного права (отменённого лишь в 1861 году указом Александра II, который, кстати, читал «Записки охотника»), в губительной общественной и природной среде (вспомним овраг, вокруг которого располагается сельцо Котлотовка из «Певцов»). Уже существовали предпосылки разложения помещичьей системы землевладения, отголоски которых встречаются и в данном сборнике.
Жанр и направление
«Певцы» Тургенева – это рассказ. Для него характерно всё, что характерно для других образцов жанра: малое количество сюжетных линий (в данном случае – одна), персонажей (в данном случае девять), разрешаемых проблем (в данном случае – две, не считая разновидностей).
Тургенев в «Записках охотника» стремился правдоподобно, реалистично изобразить жизнь русского народа, в первую очередь – простых людей. Это намерение соответствует тому, что делали представители натуральной школы.
Композиция
Композиция рассказа Тургенева «Певцы» зеркальна: в начале главный герой приходит палящим днём в село, в заключение прохладной ночью он село покидает (образы день – ночь, состояние погоды жара – прохлада, сами действия героя в начале и в конце произведения противоположны). Как и во многих рассказах из «Записок охотника», писатель не концентрируется на сюжете; его развитие занимает малую часть от объёма произведения. Большую часть занимают пейзажи и личностные характеристики персонажей.
Главные герои и их характеристика
Образы певцов в рассказе Тургенева играют ключевую роль на сюжетном плане.
Характеристика рядчика, данная самим повествователем такова:
Что же касается до рядчика, судьба которого, признаюсь, мне осталась неизвестной, то он показался мне изворотливым и бойким городским мещанином.
Также Тургенев раскрывает его характер через хладнокровное и самоуверенное поведение перед состязанием.
О другом певце рассказчик сообщает следующее:
Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе — художник во всех смыслах этого слова, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца.
Он, в отличие от рядчика, изнемогает от волнения перед состязанием и выказывает неуверенность.
Данные герои противопоставлены по социальному положению (рядчик богат, Яшка – бедняк), по своему поведению перед выступлением, у одного есть имя, а у другого – нет. Но наиболее важное различие между ними заключается в их пении. Рядчик поёт так, что его интересно слушать, однако великолепное пение Якова заставляет прослезиться мужиков, берёт за душу. Грань между исполнителями пролегает там же, где находится граница между развлечением и искусством.
Однако в сравнении с другими персонажами (Обалдуем, Моргачом, Николаем Ивановичем, Диким-Барином) повествователь сообщает об этих двух очень мало, не углубляясь в их биографию. Тургенев в «Записках охотника» желал, прежде всего, показать дворянам (только они его и читали), что простые русские крестьяне тоже имеют сложные, подчас необычные характеры, обладают душой, что они такие же люди, как и читатели Тургенева, составляющие единый русский народ.
Темы и проблемы
Наиболее значимая тема рассказа — тема музыки или шире – тема искусства, раскрываемая сюжетной коллизией. Соответственно с ней связана следующая проблематика:
Главная мысль
Идея рассказа Тургенева «Певцы»: существует чёткая грань, отделяющая красоту от обыденного развлечения. Выступление Якова не только превзошло выступление рядчика, оно в корне отличалось тем, что напрямую воздействовало на души окружающих, это было не просто приятное зрелище, она было по-настоящему красиво.
Смысл рассказа Тургенева «Певцы»: красота – лёгкое мерцание во мраке обыденности, и человеку после соприкосновения с красотой больно возвращаться в душную темноту жизни. Именно это ощущает рассказчик после выступления, поэтому уходит из кабака до того момента, как Яков с другими мужиками начинает праздновать и пьянствовать, то есть до того, как Яков из транслятора невыразимого превратится обратно в черпальщика Яшку-Турка.
Средства художественной выразительности
Мастерство Тургенева-рассказчика заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение). Автор стремится разобраться в сути описываемого явления. Именно это стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем.
Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений.
В «Певцах» значим образ голоса. Именно благодаря разговорам повествователь приходит в кабак, именно момент пения является кульминационным и именно крик: «Антропка-а-а!» провожает удаляющегося из села рассказчика.
Пейзаж, ландшафт села, разделённого пополам оврагом, словно символизирует ту рану, которую ощутил повествователь при возвращении из глубин души к обыденному существованию.
Анализ рассказа певцы тургенев. Анализ произведения тургенева певцы. Анализ рассказа «Певцы»
Иван Сергеевич Тургенев является выдающимся классиком, который внес огромный вклад в русскую и мировую литературу. До сих пор многие его произведения входят в школьную программу, и дети их изучают в школах.
Особое место в его творчестве занимает цикл рассказов под названием «Записи охотника». Эти рассказы посвящены в основном крестьянам, а точнее, описанию их жизни, укладу, проблемам. В основу произведений легли подлинные истории и случаи.
Одним из таких произведений из этого цикла является рассказ «Певцы», действие которого проходит в небольшом селе Колотовка, что лежит на скате горного холма, который пересечен несколькими холмами и оврагами. В этом селе, в небольшой четырёхугольной избушке и происходят все события.
Анализ 2
В произведении Тургенева «Певцы» автору хочется раскрыть всю правду про русского человека, а также рассказать как он живет и чем дышит. Больше всего на свете к этим людям он чувствовал сострадание и горечь, но ничем помочь не мог.
Конечно же, каждого из героев автор описывает иронично, красиво, тонко и живо и порой кажется, при чтении произведения каждый читатель оказывается внутри этого героя и даже чем-то с ним или на него похож.
Все происходит в деревне под названием Колотовка. Именно посреди этой деревни и находится небольшая избушка, в которой имеется четыре угла. Здесь располагается кабак, куда нравится ходить практически всем жителям деревни. Конечно, лучше всего сюда приходить в то время когда имеются деньги, а иначе можно ничего не получить. Хозяин данного кабака является один мужчина, который постоянно делает здесь что-то новое, чтобы завлечь еще больше людей и собрать с них побольше денег.
Частенько сюда приезжают и другие музыканты и знаменитости из других деревень или городов. И они состязаются вместе с местными музыкантами способностями. Вот и сегодня сюда прибежало очень много людей, а все для того чтобы посмотреть очередную схватку между деревенским музыкантом и музыкантом из города. Люди собрались в основном богатые и готовые платить большие деньги. Но больше всего им нравится музыка.
Первым начал выступать рядчик. Голос у него был немного с хрипотцой и поэтому многим он понравился. И уже после своего выступления он был уверен в своей победе. Но вот Яшка, оказывается, спел намного лучше и зрителям он понравился больше. Он пел не торопясь то напрягая, то расслабляя голос. И управляя им. И в итоге рядчику пришлось принять свое поражение и уехать отсюда ни с чем, но он обещал еще вернуться и теперь уже обязательно победить Яшку.
Данное произведение Тургенева ничем не отличается от других его произведений. Оно также построено в легкой и интересной форме. Здесь присутствует всего девять героев. Всего произведение состоит из пяти частей. Сначала рассказывается о селе и о тех людях, которые здесь живут и как живут. Немного позже рассказывается, что есть одна избушка, в которой проходят настоящие бои между музыкантами. И для того чтобы победить не нужно быть сильным, нужно просто уметь очень хорошо петь, как это делает Яшка. На них пришло посмотреть практически все жители деревни. Кроме этого здесь даже описывается, что делают посетители и как поддерживают своего любимчика, а что делают с его соперником. Как уже стало понятно, что в этой битве победил деревенский парень Яшка, который уже давно поет и участвует практически во всех мероприятиях, проходящих здесь. Хотя сначала парень очень сильно переживал, поэтому поводу и волновался и поэтому голос его был тонким и слабым. Но немного попозже он набрался сил и пел уже во всю мощь.
Здесь совсем неважно, какой человек, а важно, что он представляет из себя внутри. Ведь можно задеть за душу даже бедному человеку. Только музыка может обогатить душу каждого человека и наполнить ее новыми и интересными красками.
Темы и проблемы
Наиболее значимая тема рассказа — тема музыки или шире – тема искусства, раскрываемая сюжетной коллизией. Соответственно с ней связана следующая проблематика:
Образец 3
И.С.Тургенев — художник слова, природа в описании которого приобретает живой, никому не ведомый смысл. Главное в произведениях писателя не сюжетная линия, а характер и эмоциональное состояние героев, их отношение к происходящему. Природа словно настраивает читателя на философские размышления о происходящем в произведении.
Цикл рассказов под названием «Записки охотника» — яркий пример художественной образности тургеневской природы. Объединены произведения единым героем, от имени которого идет повествование, главные герои- обычные крестьяне, их дети, простой русский народ.
Одним из рассказов цикла является «Певцы». Не большой сельский населенный пункт Колотовка стал местом действия в произведении. В маленькой четырехугольной избушке, называемой кабаком «Притынный», происходит основное развитие сюжетной линии. Хозяин заведения — угрюмый, скрытный человек, но односельчане относятся к нему с большим уважением. Он знает, что любят его гости, знает много тайн, но никогда никому их не рассказывает. Заведение «Притынный» можно назвать культурно-массовым местом села.
О событии одного дня в кабаке повествует Тургенев. Состязание двух певцов рядчика из Жиздры и Турка Яшки. Поглазеть на битву двух музыкантов собралось много посетителей. Все они разные по характеру, социальному положению, но все не равнодушны к музыке.
Особый отличий от других произведений Тургенева рассказ не имеет. Классический тип жанра соблюден: малое количество героев ( в рассказе их девять), единственная сюжетная линия.
Композиционно произведение состоит из пяти частей. Начало рассказа, его экспозиция, описывает село, в котором происходят события. Описание ландшафта постепенно подводит читателя к завязке события. Рассказчик узнает о предстоящей битве певцов и идет в питейное заведение, что бы послушать пение. Основная часть рассказа- повествование о присутствующих зрителях. Описывается внешность, характер, поведение посетителей. Подготовка к состязании, выступление первого участника. Кульминация рассказа- пение Яшки и восторг слушателей. Развязка произведения- противоположность вступлению- рассказчик покидает село.
Основная идейная тема рассказа – искусство не имеет сословий. Даже бедный певец может тронуть душу богатого человека. Музыка обогащает душу, делает ее чувствительной к прекрасному.
Главные герои и их характеристика
Образы певцов в рассказе Тургенева играют ключевую роль на сюжетном плане.
Характеристика рядчика, данная самим повествователем такова:
Что же касается до рядчика, судьба которого, признаюсь, мне осталась неизвестной, то он показался мне изворотливым и бойким городским мещанином.
Также Тургенев раскрывает его характер через хладнокровное и самоуверенное поведение перед состязанием.
О другом певце рассказчик сообщает следующее:
Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе — художник во всех смыслах этого слова, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца.
Он, в отличие от рядчика, изнемогает от волнения перед состязанием и выказывает неуверенность.
Данные герои противопоставлены по социальному положению (рядчик богат, Яшка – бедняк), по своему поведению перед выступлением, у одного есть имя, а у другого – нет. Но наиболее важное различие между ними заключается в их пении. Рядчик поёт так, что его интересно слушать, однако великолепное пение Якова заставляет прослезиться мужиков, берёт за душу. Грань между исполнителями пролегает там же, где находится граница между развлечением и искусством.
Однако в сравнении с другими персонажами (Обалдуем, Моргачом, Николаем Ивановичем, Диким-Барином) повествователь сообщает об этих двух очень мало, не углубляясь в их биографию. Тургенев в «Записках охотника» желал, прежде всего, показать дворянам (только они его и читали), что простые русские крестьяне тоже имеют сложные, подчас необычные характеры, обладают душой, что они такие же люди, как и читатели Тургенева, составляющие единый русский народ.
Средства художественной выразительности
Мастерство Тургенева-рассказчика заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение). Автор стремится разобраться в сути описываемого явления. Именно это стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем.
Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений.
Пейзаж, ландшафт села, разделённого пополам оврагом, словно символизирует ту рану, которую ощутил повествователь при возвращении из глубин души к обыденному существованию.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Презентация к уроку «Песня как художественный прием раскрытия характеров героев по рассказу И.С. Тургенева «Певцы» включает в себя историю создания рассказа, биографические сведения о музыкальности автора,его отношение к народной песне.Дан словарь диалектных, устаревших слов, авторская характерстика героев.
Вывод
В своём рассказе Тургенев показал, что на фоне убогости жизни простого народа, унынии и отчаянии, прослеживается чудо творчества и красоты.
Писателя радует то, что люди, привыкшие к гонениям и нищете способны разглядеть в человеке талант, проникнуться к нему и заставить плакать даже угрюмых мужиков.
Как нельзя лучше высказался Иван Сергеевич об искусстве, что не раз подтвердил своими чудными произведениями.
Анализ рассказа «Певцы»
Рассказ «Певцы» входит в цикл рассказов Тургенева «Записки охотника», в которых повествование ведется от лица дворянина-охотника. Центральным событием «Певцов» является состязание в пении Якова Турка, черпальщика с бумажной фабрики, и рядчика из Жиздры. Но, прежде чем речь заходит о состязании, рассказчик приводит несколько длинных описаний места действия – деревни Колотовки: «Небольшое сельцо Колотовка лежит на скате голого холма, сверху донизу рассеченного страшным оврагом, который, зияя, как бездна, вьется, разрытый и размытый, по самой середине улицы». Убогость окружающего вызывает у рассказчика мучительную скуку, но оказывается, что всем окрестным жителям «хорошо известна дорога в Колотовку: они ездят туда охотно и часто». Причина этого – хозяин кабака, целовальник Николай Иваныч. Казалось бы, если Николай Иваныч привлекает людей в такое место, как Колотовка, то в нем должно быть что-то замечательное. Тургенев интригует читателя, говоря, что у Николая Иваныча был «особый дар привлекать и удерживать у себя гостей», и дает очень подробный его портрет, в котором нет ничего примечательного и даже присутствует доля комизма: у «необычайно толстого, уже поседевшего мужчины с заплаканным лицом» были тонкие ножки! С одной стороны, описание целовальника, его семьи, привычек создает впечатление, что Николай Иваныч – один из главных персонажей (а впоследствии оказывается, что Н.И. почти совсем не принимает участия в действии!), с другой стороны – подробный портрет Н.И., «картины деревни», «ни в какое время года не представлявшей отрадного зрелища», медленно нагнетают напряжение. Само слово напряжение
появляется в нескольких местах: приближаясь к кабаку, охотник возбуждает во встречных ребятишках «напряженно-бессмысленное созерцание», с тонких губ Моргача, выходящего из избы, не сходила «напряженная улыбка, уже в кабаке, когда тянули жребий, кто будет петь первым», «все лица выражали напряженное ожидание» (это «напряженное ожидание» выражается через внешний вид героев: «сам Дикий Барин прищурился, мужичок в изорванной свитке вытянул шею»).
Характерно, что повествователь описывает пение рядчика объективно, ничего не говоря о своих эмоциях, а только о реакции на пение окружающих. А рассказывая о песне Якова, повествователь описывает свои чувства, и они совпадают с чувствами остальных слушателей: «У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; я оглянулся – жена целовальника плакала, припав грудью к окну». Песня Якова объединяет всех посетителей кабака, повествователь, являясь дворянином, говорит «мы» про себя и простых мужиков: «странно подействовал этот звук на всех нас».
Песня рядчика ни лексически, ни эмоционально не отделяется от остального текста рассказа: «Итак, рядчик выступил вперед и запел высочайшим фальцетом». У самого рядчика пение не вызывало чувств; а волнуется он лишь потому, что боится не понравиться слушателям. Яков же, выйдя, «помолчал, закрылся рукой, а когда открыл лицо – оно было бледно, как у мертвого». После песни Якова слушатели некоторое время хранят молчание: так их поразило пение. Таким образом, песня Якова отделена с обеих сторон от остального текста «взволнованным молчанием».
Голос у рядчика был «довольно приятный и сладкий», в голосе Якова «была и неподдельная глубинная страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь». Сладость – суть голоса рядчика и лишь один из оттенков многогранного голоса Якова. Интересно, что рядчика рассказчик называет «русским tenore di grazia, tenore leger» (что само по себе довольно противоречиво), а в голосе Якова звучала «русская, правдивая, горячая душа». Рядчик вилял голосом, как юлою, голос Якова вызывает в памяти повествователя совсем другой образ – образ чайки на морском берегу.
Рядчик, стремясь понравиться, «просто лез из кожи»; Яков, сначала робевший, запев, «отдался весь своему счастью». Пение – счастье для Якова, он не стремится кому-то понравиться, он просто поет.
Повествователь через некоторое время подходит к окну кабака и видит пьяного Якова, напевавшего «осиплым голосом какую-то плясовую песню». Напившись, Яков уподобляется рядчику, певшему во время состязания таким же сиплым голосом такую же плясовую песню.
Рассказчик, спускаясь по холму, слышит крик мальчика: «Антропка! Антропка-а-а!». В его голосе звучит «радостное озлобление», на этой ноте рассказ кончается.
Весь рассказ «Певцы» построен на звуках, располагающихся симметрично по настроению около песни Якова: «злобный лай собаки» – «плясовая песня рядчика с несколько осиплым голосом» – песня Якова – плясовая песня осипшего Якова – крик мальчика, в котором звучит «радостное озлобление». Звук не пропадает, у рассказчика сначала «долго звучал в ушах неотразимый голос Якова», а затем крик мальчика еще долго «чудился ему в воздухе».
«Певцы» – картина мира, в котором присутствуют и чудо творчества, и убогость жизни, и злоба, и возможность увидеть именно в такой жизни красоту.
Ольга ВАХРУШЕВА 10-й класс, школа № 57, г. Москва
История создания
Ознакомившись с этим произведением, читатель, несомненно, сможет составить впечатление, как обо всем цикле рассказов, так и о прозе Тургенева, великого мэтра русской литературы, вообще. Именно благодаря мастерству в написании рассказов он прославился не только в России, но и по всей Европе еще при жизни.
«Певцы» были написаны Тургеневым в разгар работы над сборником — в 1850 году, когда автор уже чётко осознавал социальную и эстетическую значимость будущего цикла, в рамках которого и создавал рассказы. Это значит, что каждое произведение отражает в той или иной мере специфику «Записок охотника» в целом, и воспринимать их нужно в совокупности, как это делал сам Тургенев.
Создавался данный рассказ во времена, когда большинство крестьян существовали под гнётом крепостного права (отменённого лишь в 1861 году указом Александра II, который, кстати, читал «Записки охотника»), в губительной общественной и природной среде (вспомним овраг, вокруг которого располагается сельцо Котлотовка из «Певцов»). Уже существовали предпосылки разложения помещичьей системы землевладения, отголоски которых встречаются и в данном сборнике.
Другие персонажи
Николай Иванович – целовальник (так ранее назывался продавец в кабаке), владелец кабака «Притынного».
Дикий-Барин (Перевлесов) – 40 лет, «широкоплечий, широкоскулый» с татарскими глазами.
Обалдуй (Евграф Иванов) – «загулявший, холостой человек», от которого отказались господа.
Моргач – мещанин, бывший кучер; «тертый калач, который знает людей».
Главная мысль
Идея рассказа Тургенева «Певцы»: существует чёткая грань, отделяющая красоту от обыденного развлечения. Выступление Якова не только превзошло выступление рядчика, оно в корне отличалось тем, что напрямую воздействовало на души окружающих, это было не просто приятное зрелище, она было по-настоящему красиво.
Смысл рассказа Тургенева «Певцы»: красота – лёгкое мерцание во мраке обыденности, и человеку после соприкосновения с красотой больно возвращаться в душную темноту жизни. Именно это ощущает рассказчик после выступления, поэтому уходит из кабака до того момента, как Яков с другими мужиками начинает праздновать и пьянствовать, то есть до того, как Яков из транслятора невыразимого превратится обратно в черпальщика Яшку-Турка.