в чем смысл пьесы вишневый сад кратко
«Вишневый сад»: краткое содержание и анализ пьесы
Если знаете Антона Чехова как прозаика, то пришло время постигнуть его талант драматурга. Пьесы писателя задали тональность русскому театральному искусству на десятки лет. Составьте мнение об одной из лучших его пьес — драме «Вишневый сад». Краткое содержание пьесы — отличная помощь тем, кто хочет узнать об основных событиях и характерах, представленных в произведении. Ознакомьтесь с историей «ухода со сцены жизни» старой дворянской России, описанной Антоном Чеховым.
«Вишневый сад»: краткое содержание
Знакомство с творчеством одного из самых талантливых российских писателей конца XIX века Антоном Чеховым будет неполным, если не прочитаете «Вишневый сад». Краткое содержание пьесы позволит составить общее представление о событиях, которые описал драматург, героях, которые реализовали замысел.
Запрос «Чехов “Вишневый сад” кратко» поступает от участников образовательного процесса — школьников и студентов. Краткое содержание «Вишневого сада» помогает глубже проникнуть в основные события, которые происходят в драме, осмыслить взаимоотношения персонажей, систематизировать прочитанное, акцентировать внимание на важных деталях произведения.
Фото: изд-во «Мир книги»: UGC
В процессе подготовки к обсуждению драмы «Вишневый сад» кратко по главам, а точнее, по актам восстановите сюжет произведения, уточните, кто из героев главный, а кто второстепенный персонаж.
Вот как можно рассказать о драме «Вишневый сад» кратко:
«Вишневый сад»: действие первое (экспозиция и завязка)
Весна, имение помещицы Любови Андреевны Раневской, цветет сад. Управляющий имением Ермолай Алексеевич Лопахин — бывший крепостной Раневских — ожидает приезда помещицы, поскольку нужно решить вопрос о продаже имения за долги.
Компанию ему составляют конторщик Епиходов, которого из-за неловкости прозвали «22 несчастья», и горничная Дуняша. Сводный брат Раневской, игрок и повеса Леонид Андреевич Гаев также ожидает ее приезда, как и приемная дочь Варя.
Раневская с радостью возвращается домой. Она с восхищением осматривает имение, ходит по комнатам, с теплотой вспоминает о прошлой жизни, ведет обыденные разговоры:
У Лопахина есть план спасения имения — сдать дачникам участки. Это принесет 25 тыс. рублей в год. Чтобы его реализовать, нужно расчистить место — вырубить вишневый сад. Это приводит в ужас всех героев.
Раневская и другие предпочитают не думать о разорении, избегают принятия решений, уходят от разговора с Лопахиным. Любовь Андреевна предпочитает делать вид, что ничего страшного не происходит, а попросту ждет, что все само собой образуется.
В конце дня в гостиной появляется вечный студент Петр Трофимов — бывший наставник Гришеньки. Раневская вспоминает о своей утрате (маленький Гриша утонул), плачет и думает о сыне.
Фото: YouTube / Малый театр России: UGC
«Вишневый сад»: действие второе
События происходят на природе. Герои собираются около старенькой церквушки, откуда виден сад и город.
Ермолай Алексеевич, помещица и ее брат только что вернулись из города. За несколько минут до появления главных участников событий на этом месте перед церковью произошло последнее объяснение Епиходова и Дуни: она отказала конторщику, выбрав развязного Яшку-лакея.
Близится время торгов. Лопахин делает еще одну попытку, чтобы переубедить главную героиню, но она, как ее брат Леонид и дочь Аня, уверена, что их спасет тетушка из Ярославля.
Читатель узнает о драматических событиях жизни Любови Андреевны. Если знакомитесь с драмой «Вишневый сад» в сокращении, тогда обратите внимание на такие детали:
Из воспоминаний-монолога главной героини за шесть лет до начала событий у нее скоропостижно скончался муж-пьяница. Вдова не долго оставалась в одиночестве: она встретила молодого человека, с которым сошлась.
Потеря младшего сына сделала жизнь Раневской в имении невыносимой — она уезжает во Францию. Три года она с любовником жила на даче в Ментоне.
Любимый человек оказался альфонсом: притворился больным и обобрал Раневскую. Когда деньги закончились и пришлось продать дачу, он бросил Любовь Андреевну. Так она потерпела эмоциональный крах. Теперь ее ждет еще и крах финансовый.
Фото: YouTube / Малый театр России: UGC
Раневская обращает внимание Ермолая Алексеевича на чувства, которые питает к нему Варя. Она советует ему немедля сделать ей предложение. К их разговору присоединяются подошедший Петр Трофимов и Аня.
Бывший учитель рассуждает о слабости интеллигенции, которая предпочитает себя жалеть, не умеет трудиться, но позволяет себе унижать мужиков-трудяг. Лопахин поддерживает разговор и рассказывает о своей тяжелой жизни (его избивал отец) и о том, как сложно вести дела, поскольку люди мельчают. Он не успевает высказаться, потому что Любовь Андреевна его перебивает.
Герои не хотят слышать друг друга. Внезапно западает тишина. Слышится пронзительный звук оборвавшейся струны.
«Вишневый сад»: действие третье
Если решаете, стоит ли пьесу «Вишневый сад» читать полностью, тогда пересказ может пробудить интерес относительно развития главной интриги — продажи сада. О том, что имение выкуплено Лопахиным, Раневская узнает во время приема, который организовала. Бал проходит невесело, потому что все ждут окончания торгов. Пары танцуют, но в воздухе разлилось уныние и тоска:
Обиженный студент, уходя, падает с лестницы.
Фото: YouTube / Малый театр России: UGC
«Вишневый сад»: действие четвертое
Имение продано. Раневская собирается в дорогу — в гостиной стоят чемоданы. Лакей Яша уезжает в Париж с хозяйкой, Варя просит его писать письма.
Новый владелец предлагает всем шампанского, однако ему говорят, что это не к месту и что у него нет такта. Слышится стук топоров. Вырубают вишневый сад. Раневская просит подождать с вырубкой, пока она не покинет усадьбу.
Фото: YouTube / Малый театр России: UGC
Появившийся Симеонов-Пищиков отдает долги Лопахину и Раневской. На его земле англичане нашли месторождение промышленной глины и тем самым спасли его от разорения. Любовь Андреевна взволнована:
Раневская с тоской осматривает на прощанье дом. Для нее и для Анны открывается новая жизнь, но прошлое не отпускает. Все уходят, оставляя в запертом доме больного Фирса. Тот жалуется на жизнь, которая прошла, а он и не заметил. Старик укладывается на диван и отходит в мир иной.
Когда школьники вкратце узнают, о чем пьеса «Вишневый сад», тогда появляется желание познакомиться с полным текстом произведения. Пересказ также поможет акцентировать внимание на самом важном, не упустить детали.
«Вишневый сад»: анализ произведения
Пьеса «Вишневый сад», текст которой невелик по объему, считается вершиной творчества Чехова-драматурга. Ему удалось отыскать емкий образ, который стал символом ломки старых устоев, их уничтожения и установления нового миропорядка.
Поможет ли проникнуть в идейный смысл драмы «Вишневый сад» пересказ, с которым рекомендуем ознакомиться? Этот инструмент пригодится тем, кто вначале прочитал драму, однако позабыл о каких-то нюансах сюжета или последовательности действий. Кроме того, он пригодится для системного анализа произведения.
Фото: YouTube / Малый театр России: UGC
Вот на какие аспекты пьесы рекомендуем обратить внимание:
Работу над драмой писатель завершил в 1903 году. Через год эту пьесу поставил Московский художественный театр, приурочив ее выход к 25-летию творческой деятельности Чехова. Она вызвала фурор среди публики. Драма стала завершающим аккордом в размышлениях автора над судьбой России.
Пьеса поразила многих реалистичностью и глубиной психологического анализа представленных характеров. Это не удивительно, поскольку замысел произведения родился у Чехова задолго до написания произведения. Жена писателя Книппер-Чехова упомянула, что об идее этого произведения драматург написал ей еще в 1901 году.
В основе сюжета — личные воспоминания автора о продаже родного дома в Таганроге, знакомство с А. Киселёвым — владельцем имения Бабкино под Москвой (прототип Гаева), впечатление от запущенных и умирающих дворянских усадеб близ Сум (Харьковская губерния). Работа над произведением шла медленно: Чехов был тяжело болен и писал «по четыре строчки в день и те с нестерпимыми мучениями».
Задумывал Чехов «Вишневый сад» как комическое произведение. В письмах к супруге он писал, что его новая пьеса вышла легкомысленной, смешной, что порой комическое в ней переходит в фарс. Однако режиссеры и актеры, воплотившие сюжет на сцене, представили пьесу как трагедию — тяжелую драму жизни. За маской смешного притаилось трагическое. Такая особенность пьесы определила ее жанр — трагикомедия.
Несмотря на то что споры относительно жанровой природы этого произведения продолжаются по сей день, ее без каких-либо ремарок можно определить как драму.
Продажа родового имения разорившимися дворянами — тема, которая была не новой для русской литературы рубежа веков. Однако ее не следует воспринимать как основную. Идейно-тематический пласт «Вишневого сада» намного масштабнее.
К рождению этой пьесы Чехова подтолкнули процессы экономического переустройства страны, которые вели к изменению духовного и культурного облика России. На смену старому дворянству приходит новый класс предпринимателей. Каковы будут жизненные приоритеты, каков уклад жизни они предложат — вопросы, которые тревожили писателя.
Фото: YouTube / Малый театр России: UGC
Эта тема реализуется через ряд проблем, благодаря чему пьеса вышла полифонической. Среди них:
Идея произведения — показать трагедию несоответствия желаемого и действительного. Нежелание что-то менять в жизни, меняться самим — причина жизненной драмы каждого персонажа произведения.
В пьесе четко противопоставлены две категории героев — символы прошлого и настоящего. Аристократы, дворяне привыкли жить за счет других, они не ценят труд, умеют только тратить деньги. Им противопоставлен Лопахин — человек, который всего добивается собственным умом, предприимчивостью, деловой хваткой. Ему не важна красота (вишневый сад), для него важен доход и целесообразность использования ресурсов.
Будущее у обеих категорий героев туманное и мрачное: им придется строить жизнь заново. Они теряют родственные связи, связь с прошлым, привязанность к дому. Всем им суждено быть одинокими.
Представленная пьеса показывает, каких глубинных проблем и конфликтов удалось коснуться автору. Произведение обладает сильным и многоаспектным подтекстом, который можно познать, только прочитав полностью этот шедевр.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
«Вишнёвый сад» (А. Чехов)
Цитата: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай. ».
История создания
«Вишнёвый сад» — это итоговое произведения Антона Павловича Чехова. Изначально оно замышлялось как беззаботная, несерьёзная комедия. Сюжетом должна была стать продажа родового имения за долги.
Но по мере создания становилось ясно: ни веселья, ни беззаботности здесь не выйдет. Слишком много таких историй Чехов видел вживую, слишком ко многим трагедиям прикоснулся. В новом веке появились новые люди — хваткие, напористые, сильные. Процесс обнищания дворян был просто-таки тотальным: не привыкшие заботиться о завтрашнем дне, они попросту проживали свои состояния, не задумываясь о будущем.
К этой пьесе Чехов шёл всю жизнь. Он выверял образы и все реплики до мельчайших деталей, правил и переписывал свой «Вишнёвый сад». Некоторые считают, что у Чехова вышла драма, другие видят в «Вишнёвом саде» трагикомизм. Как бы то ни было, «Вишнёвый сад» давно и прочно вошёл в репертуар самых знаменитых театров.
Проблематика:
Смысл названия: вишнёвый сад — это образ, связывающий две эпохи: отживающее благородное дворянское сословие и новых людей — жёстких, практичных, экономных. И для тех, и для других вишнёвый сад желанен, пусть даже они видят его по-разному (первые — как идеал и частицу прекрасного, вторые — как капитал и источник развития).
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: достаточно сложно понять, почему Чехов настаивал на том, что «Вишнёвый сад» — комедия, ведь по внешним признакам это драма: рушатся жизни людей, никто никого не слышит, все ведут себя глупо, неуместно. Можно сказать, что это философская комедия: взгляд сверху на драматическую человеческую ситуацию, который позволяет увидеть парадоксы нашего собственного поведения и потешность того, что с близкого расстояния виделось печальным. Мир «Вишнёвого сада» словно наполнен кривыми зеркалами: щедрость героев превращается в расточительность, образованность — в пустую болтовню. Рядом с основными персонажами есть их двойники, позволяющие увидеть этих героев в другом свете (ярким примером может стать действительно отрицательный персонаж — лакей Яша, являющий собой искажённое отражение Ермолая Лопахина).
Время и место действия
Действие происходит в имении Раневской. Время — рубеж XIX и XX веков.
Действующие лица
Любовь Андреевна Раневская — разорившаяся аристократка, личность романтическая и неземная. Рано оставшись вдовой и потеряв сына, Любовь Андреевна уезжает к любовнику за границу. Денег у неё фактически уже нет: Раневская не привыкла экономить, да и любовник постарался вытащить из неё все средства.
Леонид Андреевич Гаев — брат Раневской, внимательный, умный, но совершенно не нашедший себя в новой жизни.
Ермолай Алексеевич Лопахин — молодой мужчина родом из крестьян. Благодаря своему деятельному рассудку и смётке стал миллионером. Ермолай Алексеевич — душевный тонкий человек, но коммерческая жилка в нём сильнее артистизма.
Петя Трофимов — мечтатель, «облезлый барин», в прошлом — учитель погибшего сына Раневской Гриши. Родом из дворян, но не имеет ничего. При этом мечтает о всеобщем счастье, благоденствии и небе в алмазах. Полная противоположность Лопахину.
Аня — дочь Любови Раневской. Наивная, восторженная девушка. Влюблена в Петю Трофимова и тоже мечтает о всеобщем счастье.
Варя — приёмная дочь Любови Андреевны, управляет её имением. Практичная приземлённая девушка. Все хотят выдать её замуж за Лопахина, но Лопахин Варей не интересуется.
Симеонов-Пищик — разорившийся помещик. В отличие от Раневской, радостно принимает предложение сдать свой участок в аренду.
Яша — лакей. Высокомерный негодяй, не уважающий ни мать, ни хозяев. Все его мечты сводятся к отъезду за границу.
Дуняша — горничная, юная легкомысленная девушка. В каком-то смысле её образ — пародия на Любовь Раневскую.
Семён Пантелеевич Епиходов — он же «Двадцать два несчастья». Конторщик, крайне невезучий субъект — вечно всё роняет и разбивает. В каком-то смысле является двойником Гаева (неустроенность Леонида Андреевича воспринимается как благородный печальный удел, но разнесчастный до глупости Епиходов помогает увидеть в этих страданиях фарс). Влюблён в Дуняшу.
Фирс — лакей в имении Раневской, очень старый, почти глухой. Искренне любит хозяев, имение и вишнёвый сад. Символизирует давно прошедшие времена — «когда всё было иначе».
Шарлотта Ивановна — гувернантка и циркачка. Вносит элемент фарса уже своим присутствием (разрушаются судьбы, а она жонглирует).
Краткое содержание
Действие 1
Комната в имении, которую все называют детской.
Ермолай Лопахин и Дуняша ждут возвращения из-за границы Раневской с семьёй. Ермолай Алексеевич тепло вспоминает Раневскую и размышляет о собственной судьбе: отец был простым мужиком, а он вот одет благородно. Образования, правда, не получил. Лопахин упрекает Дуняшу, что та ведёт себя как барышня — не подобает так.
Приезжает Раневская с Аней и прислугой (Шарлотта Ивановна, Яша). Любовь Андреевна и Аня очень рады вернуться домой. Аня оживляется, узнав, что Петя Трофимов сейчас в их имении. Позднее появляется влюблённый в Аню Петя.
Из бесед сразу становится ясно, что Раневская разорена. Она уже продала свою заграничную недвижимость. Это имение тоже в ближайшее время будет продано за долги. Аня и Варя очень тревожатся, но Любовь Андреевна лишь осматривает всё и тепло вспоминает прошлое. Ермолай Лопахин выступает с предложением, которое может спасти Раневскую: сад надо срубить, а землю разбить на участки и сдавать под дачи. Раневская и Гаев категорически против: для них вишнёвый сад — предмет гордости и достояние их рода. Лопахин просит поразмыслить над предложением и уезжает. Гаев говорит, что, возможно, богатая тётя пришлёт денег — в общем, как-то образуется.
Действие 2
Местность возле старой церкви, откуда видно вишнёвый сад и город.
Дуня, Яша, Епиходов и Шарлотта Ивановна гуляют. Дуня влюблена в Яшу, Яша к ней равнодушен и даже сторонится, Епиходов (который искренне любит Дуняшу) крайне огорчён и даже подумывает о самоубийстве.
Приходят Любовь Раневская, Леонид Гаев и Ермолай Лопахин. Лопахин спрашивает, что Любовь Андреевна решила в отношении аренды. Раневская, будто не слыша, говорит о своём — ругает себя за транжирство и тут же отдаёт золотой рубль случайному прохожему. Гаев ведёт отвлечённые беседы о пользе железной дороги. Раздаётся звук лопнувшей струны.
От богатой тётушки ожидается денежный перевод, но этих средств не хватит даже для оплаты долгов. А о том, чтобы сдать землю в аренду, они и думать не хотят: это пошло. Лопахин уже сердится из-за их непрактичности. Раневская корит его необразованностью и приземлённостью и рекомендует жениться на Варе. Гаев говорит, что ему предлагали работу в банке, но Любовь Андреевна осаживает брата: нечего ему там делать. Приходит Фирс. Он с ностальгией вспоминает прошлое. Являются Варя, Петя и Аня. Все беседуют (по сути — каждый о своём). Когда все уходят и Петя с Аней остаются наедине, Аня признаётся, что не так уж дорожит вишнёвым садом и хочет думать о будущем.
Действие 3
Гостиная имения Раневской. Вечер. 22 августа.
Играет музыка, все танцуют. Отсутствуют только Гаев и Лопахин: как раз сейчас происходят торги, имение Раневской продаётся.
Все почему-то надеются, что Гаеву хватит присланных тётей денег, чтобы выкупить имение, хотя совершенно ясно, что 15 тысяч недостаточно. Шарлотта Ивановна показывает фокусы. Яша говорит Раневской, что им нужно поехать в Париж — слишком уж тут все простые и необразованные.
Раневская и впрямь собирается вернуться во Францию к своему любимому — он ей писал. Любовь Андреевна хочет поскорее устроить судьбы дочерей: Варю она планирует выдать за Лопахина, а Аню — за Петю Трофимова. Среди присутствующих происходит разговор о любви. Раневская настаивает, что ради любви можно совершить любой поступок, упрекает Петю, что он «выше любви». Петя напоминает Любови Андреевне, что та стремится встретиться с человеком, уже обманувшим и обобравшим её.
Входят Лопахин и Гаев. Гаев плачет. Лопахин едва скрывает радость: имение продано, и он — его хозяин! Лопахин хочет немедленно начать рубить сад, чтобы скорее сдать землю в аренду.
Любовь Андреевна плачет, Аня пытается её утешить. Варя бросает ключи от имения и уходит.
Действие 4
Детская комната, но в этот раз пустая: все вещи упакованы и дожидаются своего часа.
С улицы слышно, что сад уже рубят. Лопахин приносит шампанское, чтобы проводит Раневскую с семьёй. Никто не хочет шампанского: все печальны. Все вместе уезжают в Харьков, а оттуда Любовь Андреевна и Яша двинутся в Париж, Аня пойдёт учиться, Петя отправится в Москву. Леонид Андреевич находит себе место в банке. Дуня пойдёт работать экономкой. Ермолай Лопахин обещает позаботиться о Шарлотте Ивановне и Епиходове. Фирс заболел, и его, по словам Яши, отправили в больницу.
Заходит Симеонов-Пищик. Как ни странно, он возвращает долг: выясняется, что Пищик сдал свои земли в аренду. Раневская ещё раз пытается свести Лопахина с Варей, но Лопахин вежливо беседует и предложения не делает. Все прощаются с домом, закрывают его и уезжают.
Появляется Фирс: о нём просто забыли. Фирс понимает это, но на хозяев не сердится.
Раздаётся звук лопнувшей струны. Слышно, как рубят вишнёвый сад.
Экранизации
«Вишнёвый сад» (Японская империя, 1936); «Вишнёвый сад» (Великобритания, 1959, постановка BBC); «Вишнёвый сад» (Великобритания, 1981, в роли Раневской — Джуди Денч); «Вишнёвый сад» (Россия, 1993); «Вишнёвый сад» (Греция, Франция, 1999, в роли Раневской — Шарлотта Рэмплинг, в роли Гаева — Алан Бейтс); «Сад» (Россия, 2008).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Назовите прозвище конторщика Епиходова.
Ответ. Двадцать два несчастья.
Как называется высказывание персонажа в пьесе?
Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад»
Автор: Guru · Опубликовано 12.02.2017 · Обновлено 08.10.2017
«Вишневый сад» — это социальная пьеса А.П. Чехова о гибели и вырождении российского дворянства. Написана она была Антоном Павловичем в последние годы жизни. Многие критики говорят, что именно эта драма выражает отношение писателя к прошлому, настоящему и будущему России.
История создания
Первоначально автор планировал создать беззаботную и смешную пьесу, где главной движущей силой действа станет продажа имения с молотка. В 1901 году в письме супруге он делится своими задумками. Ранее он уже поднимал подобную тему в драме «Безотцовщина», однако тот опыт признал неудачным. Чехов хотел экспериментировать, а не воскрешать сюжеты, погребенные в письменном столе. Процесс обнищания и вырождения дворян проходил перед его глазами, а он наблюдал, создавая и накапливая жизненный материал для создания художественной правды.
История создания «Вишневого сада» началась еще в Таганроге, когда отец писателя вынужден был продать родовое гнездо за долги. Видимо, Антон Павлович испытал нечто похожее на чувства Раневской, поэтому так тонко вник в переживания, казалось бы, выдуманных героев. Кроме того, Чехов лично был знаком с прототипом Гаева – А.С. Киселевым, который тоже пожертвовал усадьбой, чтобы поправить пошатнувшееся материальное положение. Его ситуация – одна из сотен. Вся харьковская губерния, где не раз бывал писатель, обмелела: дворянские гнезда исчезали. Вот такой масштабный и неоднозначный процесс привлек внимание драматурга: с одной стороны, крестьяне освободились и получили долгожданную свободу, с другой, благосостояния эта реформа никому не прибавила. Столь явный трагизм нельзя было игнорировать, легкой комедии, задуманной Чеховым, не получилось.
Смысл названия
Поскольку вишневый сад символизирует Россию, можно сделать вывод, что автор посвятил произведение вопросу об ее судьбе, как Гоголь написал «Мертвые души» ради вопроса «Куда летит птица-тройка?». По сути, речь идет не о продаже имения, а о том, что будет со страной? Не распродадут ли ее, не вырубят ли ради выгоды? Чехов, анализируя ситуацию, понимал, что вырождение дворянства, опорного сословия для монархии, сулит России смуту. Если эти люди, призванные своим происхождением быть стержнем государства, не могут нести ответственности за свои поступки, то страна пойдет ко дну. Такие мрачные мысли подстерегали автора на обратной стороне затронутой им темы. Оказалось, что его героям не до смеха, как и ему самому.
Символический смысл названия пьесы «Вишневый сад» в том, чтобы донести читателю идею произведения – поиски ответа на вопросы о судьбе России. Без этого знака мы бы воспринимали комедию, как драму семьи, драму из частной жизни или же притчу о проблеме отцов и детей. То есть, ошибочное, узкое толкование написанного не дало бы читателю и через сто лет понять главное: мы все в ответе за свой сад, независимо от поколения, убеждений и социального положения.
Почему Чехов назвал пьесу «Вишневый сад» комедией?
Многие исследователи действительно относят его к комедии, так как наряду с трагическими событиями (разрушение целого сословия) в пьесе постоянно происходят комические сцены. То есть, нельзя однозначно отнести ее к комедии, корректнее причислять «Вишневый сад» к трагифарсам или трагикомедиям, так как драматургию Чехова многие исследователи относят к новому явлению в театре 20 века – антидраме. Сам автор стоял у истоков этого направления, поэтому сам себя так не называл. Однако новаторство его работ говорило само за себя. Это сейчас писателя признали и ввели в школьную программу, а тогда многие его произведения остались непонятыми, так как выбивались из общей колеи.
Жанр «Вишневого сада» сложно определить, ведь сейчас, учитывая драматические революционные события, которых не застал Чехов, мы можем сказать, что эта пьеса – трагедия. В ней умирает целая эпоха, а надежды на возрождение настолько слабы и туманны, что даже улыбнуться в финале как-то не получается. Открытый финал, закрытый занавес, и только глухой стук по дереву раздается в мыслях. Таково впечатление от спектакля.
Основная идея
Идейно-тематический смысл пьесы «Вишневый сад» заключается в том, что Россия оказалась на распутье: она может выбрать дорогу в прошлое, настоящее и будущее. Чехов показывает ошибки и несостоятельность прошлого, пороки и хищную хватку настоящего, но на счастливое будущее он все же надеется, показывая возвышенных и в то же время самостоятельных представителей нового поколения. Прошлого, какое бы прекрасное оно ни было, не вернуть, настоящее слишком несовершенно и убого, чтобы его принять, поэтому надо вложить все силы в то, чтобы будущее оправдало светлые ожидания. Для этого все должны постараться именно сейчас, не откладывая.
Автор показывает, как важно действие, но не механическая погоня за наживой, а действие одухотворенное, осмысленное, нравственное. Именно о нем и говорит Петр Трофимов, именно его хочет видеть Анечка. Однако и в студенте мы видим пагубное наследие прошлых лет – много говорит, но мало сделал для своих 27 лет. И все-таки писатель надеется, что эту вековую дрему удастся преодолеть ясным и прохладным утром – завтрашним днем, куда придут образованные, но в то же время деятельные потомки Лопахиных и Раневских.
Тема произведения
Проблематика
Символика пьесы
Главный образом в пьесе Чехова является именно сад. Он не только символизирует усадебную жизнь, но и соединяет времена и эпохи. Образ Вишневого сада – это дворянская Россия, с помощью него Антон Павлович предсказал будущее перемены, которые ждали страну, хотя сам их увидеть уже не смог. Также он выражает авторское отношение к происходящему.
Эпизоды изображают обычные бытовые ситуации, «мелочи жизни», через которые мы и узнаем о главных событиях пьесы. У Чехова смешано трагическое и комическое, например, в третьем действие Трофимов философствует, а затем нелепо падает с лестницы. В этом можно усмотреть определенный символизм авторского отношения: он иронизирует над героями, ставит под сомнение правдивость их слов.
Так же символична система образов, значение которой описано в отдельном пункте.
Композиция
Первое действие — экспозиция. Все ждут приезда хозяйки имения Раневской из Парижа. В доме каждый думает и говорит о своем, не слушая других. Разобщенность, расположившаяся под кровлей, иллюстрирует разноголосую Россию, где живут такие не похожие друг на друга люди.
Завязка – входят Любовь Андреева с дочерью, постепенно все узнают, что им грозит разорение. Ни Гаев, ни Раневская (брат и сестра) не могут предотвратить его. Только Лопахин знает сносный план спасения: вырубить вишни и построить дачи, но гордые хозяева не соглашаются с ним.
Второе действие. Во время захода солнца в очередной раз обсуждается судьба сада. Раневская высокомерно отвергает помощь Лопахина и продолжает бездействовать в неге собственных воспоминаний. Гаев и купец постоянно ссорятся.
Третье действие (кульминация): пока старые владельцы сада устраивают бал, как ни в чем ни бывало, идут торги: имение приобретает бывший крепостной Лопахин.
Четвертое действие (развязка): Раневская возвращается в Париж проматывать остальные сбережения. После ее отъезда все расходятся кто куда. Только старый слуга Фирс остается в забитом доме.
Новаторство Чехова — драматурга
Остается добавить, что пьеса неспроста не поддается пониманию многих школьников. Многие исследователи относят ее к театру абсурда (что это?). Это весьма сложное и неоднозначное явление в модернистской литературе, споры о возникновении которого продолжаются до сих пор. Дело в том, что пьесы Чехова по ряду признаков можно причислить к театру абсурда. Реплики героев очень часто не имеют логической связи друг с другом. Они как будто обращены в никуда, как будто их произносит один человек и при этом разговаривает с собой. Разрушение диалога, несостоятельность коммуникации – это то, чем знаменита так называемая антидрама. Кроме того, отчуждение личности от мира, ее глобальное одиночество и жизнь, обращенная в прошлое, проблема счастья — все это черты экзистенциальной проблематики в произведении, которые опять же присущи театру абсурда. В этом и проявилось новаторство Чехова-драматурга в пьесе «Вишневый сад», эти особенности и привлекают многих исследователей в его творчестве. Такое «провокативное» явление, непонятое и осужденное общественным мнением, тяжело воспринять в полной мере даже взрослому человеку, не говоря уже о том, что полюбить театр абсурда удалось лишь немногим приобщенным к миру искусства.
Система образов
У Чехова нет говорящих фамилий, как у Островского, Фонвизина, Грибоедова, но есть внесценические герои (например, парижский любовник, ярославская тетушка), которые важны в пьесе, но Чехов не выводит их во «внешнее» действие. В этой драме нет разделения на плохих и хороших героев, зато есть многогранная система персонажей. Действующих лиц пьесы можно разделить:
Герои «Вишневого сада» все время прыгают от одной темы к другой. При видимой диалогичности они не слышат друг друга. В пьесе целых 34 паузы, которые образуется между многими «никому не нужными» высказываниями героев. Неоднократно повторяется фраза: «Ты все такая(-ой) же», которая дает понять, что герои не меняются, они стоят на месте.
Действие пьесы «Вишневый сад» начинается в мае, когда плоды вишневых деревьев начинают цвести, а заканчивается в октябре. Конфликт не имеет ярко выраженного характера. Все основные события, решающие будущее героев происходят за сценой (например, торги имения). То есть Чехов полностью отказывается от норм классицизма.