в чем смысл песен цоя
Феномен Виктора Цоя — почему Цоя до сих пор слушают?
Существует фраза «у каждого правила есть исключение». Так вот Виктор Цой – идеальное её подтверждение. Попробуйте вспомнить ещё хотя бы одного музыканта, который при достаточно интересных и сложных текстах был бы настолько популярным.
Структура песен Цоя
При безумно огромном количестве новых исполнителей и жанров молодые поколения продолжают слушать и заучивать песни группы «Кино», в то время как другие великие музыканты тех лет давно забылись. Проверку временем выдержал только Цой. Его образ воплощает в себе одновременно искателя, героя, бунтаря и простого парня, с которым все могут олицетворить себя или своего друга, и который прекрасно понимает все твои проблемы и предлагает помочь решить их.
Каждая песня Цоя – самостоятельное классическое путешествие героя, куда отправляются и слушатели. Именно поэтому музыкант говорил в одном из интервью:
«Я хотел бы, чтобы люди чувствовали себя больше свободными от обстоятельств: то есть, чтобы человек сохранял скорее себя, нежели какой-то внешний комфорт».
Образ Виктора Цоя
Виктора Цоя нельзя назвать панком и рокером. Он был собой, и не имел нужды становиться неформалом. Потому что, будучи собой, он уже был не таким, как все. Даже изучив воспоминания его знакомых, сложно сделать выводы о личности Цоя. Все сходятся к тому, что он был достаточно скромен и замкнут, и не любил делиться своими переживаниями. Хотя, он делился ими со слушателями.
И его внешний образ безэмоционального парня в чёрном, с колоссальной внутренней силой, тоже подобран весьма удачно. Как будто Цой самим собой проводит объединяющую черту между личными качествами нордического человека и просветлёнными мыслями азиатского монаха.
Его отличие от окружающих состояло в умении более глубинно видеть суть вещей. Большинство из нас, кто бы что ни говорил, обделены особой житейской мудростью. Конечно, её можно развить, но именно интуицией в понимании сути обладают очень немногие.
Суть песен Цоя
В песнях Цоя людей привлекают определённые ритмические конструкции. По подобным ритмам обычно сочиняются эпические и военные песни, потому произведения музыканта звучат как гимны, гениальные в своей простоте и абстрактности. Они понятны всем и способны придавать силы даже в очень сложных ситуациях.
На подсознательном уровне каждый человек стремится к духовному росту, к творчеству и к осмысленному жизненному пути, и только Цой пел на эти темы. Его тексты посвящены переменам внутри себя, конфликтам внутреннего и внешнего мира, поискам жизненного вектора.
А эти темы актуальны в любое время и для всех возрастов, поэтому аудитория Цоя так широка. Некоторые песни о тех, кто не хочет менять себя: «тем, кто ложится спать, – спокойного сна» – это ведь библейское «пусть мёртвые хоронят своих мертвецов». А «Алюминиевые огурцы» – вообще переиначенный «пластмассовый мир» Егора Летова.
Тексты песен Цоя, несмотря на простоту и доступность каждому, несут в себе много глубинных смыслов. Конечно, их сложно читать независимо от музыки, как стихи, но это не работает почти ни у кого из музыкантов, т.к. песни – это отдельное произведение.
Причины популярности группы «Кино»
Одно из основных достижений Цоя – умелое балансирование между искусством и попсой. Многие говорят, что группа «Кино» стала популярной, потому что возникла в подходящее время для таких текстов – накануне развала Советского Союза. Но почему тогда его песни слушают до сих пор? Потому что их посыл как раз не привязан к перестройке, он – вечен.
В стихах Виктора Цоя всегда присутствует какая-то недосказанность, размытость, что роднит их с библейскими притчами, где слушатель должен сам найти смысл. Благодаря этому человек как бы совершает открытие, узнавая об этом мире что-то новое, и это становится его личным достижением. Сам же певец – проводник, помогающий народу совершать такие открытия. Поэтому все последние песни Цоя, по сути, об одном и том же.
«Закрой за мной дверь, я ухожу», «Мама, мы все тяжело больны» – это лозунги, призывающие к поискам свободы, к попыткам вырваться из обывательского плена и колеса сансары.
Культурная значимость Виктора Цоя
Большинство песен музыканта несут в себе идею отсутствия привязанностей, которые в христианстве называются страстями, а в буддизме – источником страдания. А истинная свобода – это готовность бросить всё и отправиться покорять мир, чего мы так боимся.
Для наших молодых поколений Цой значит больше, чем политические лидеры и писатели, потому что он никогда не врал и не лицедействовал. Просто был и оставался самим собой. Ему нельзя не верить. И, наверное, он единственный из российских музыкантов, у кого невозможно провести грань между образом и реальностью.
Переоценён ли Виктор Цой? Нет. Иначе, нынешнего всеобщего почитания мы бы не увидели. Все тексты лучших песен Цоя обращены к чему-то запредельному, находящемуся за рамками нашего восприятия мира. Они положены на воинственные мелодии, становятся настоящими гимнами и всегда находят отклик в сердцах людей. Эта музыка будет жить вечно.
Рекомендуем также:
Запись Феномен Виктора Цоя — почему Цоя до сих пор слушают? впервые появилась MOIARUSSIA.
О Цое и Духе Святом
Я родился за четыре месяца до гибели Цоя и стал его слушать, а точнее – вслушиваться в его стихи, всего лишь 3-4 года назад. Будучи православным, я восхитился теми смыслами, которыми пронизана почти каждая песня на трёх последних альбомов группы «Кино», не считая альбом из девяти перезаписанных версий уже вышедших песен и легендарной «Хочу перемен!» – «Последний герой»: «Группа крови» (1988г.), «Звезда по имени Солнце» (1989г.) и «Кино», так называемый «Чёрный альбом» (1990г.). Итак, о смысле песен Цоя.
Рассуждать о смыслах стихов – дело не благодарное, тем более, когда «над каждой строчкой можно думать годами… и написать по ней целое исследование».
Лекция Марины Андреевны Журинской «О Цое и жизни».
Я же пробегусь галопом по Европам, чтобы показать, что Виктор Цой был глубоким поэтом, через которого, как через и других поэтов и писателей, действовал Святой Дух.
Действие Святого Духа
Тут многие воскликнут: «Но как? Цой же не был крещён, а некрещённые лишены благодати Святого Духа!». Да, музыкант не был крещён и даже в церковь не ходил – об этом свидетельствуют его родные и близкие. Но как тогда быть со всеми ветхозаветными пророками, которые тоже не были крещены, и во время которых даже Церкви не было? Ведь и псалмы Давида, и книга Исайи, названная отцами Церкви за точность пророчеств «ветхозаветным Евангелием» писались при воздействии Святого Духа.
Когда мы на основании формальной непринадлежности человека к Церкви лишаем его возможности быть проводником христианской мудрости, мы забываем, что Дух дышит, где Он хочет (Ин.3:8), и что Иов, не будучи ни иудеем, ни тем паче христианином, был назван Богом Своим рабом (см.: Иов.2:3), мы становимся похожими на фарисея, который судил о мытаре по его видимым, внешним делам (см.: Лк.18:10-14). Кроме того, из всех Своих творений Господь только человеку даровал возможность творить, которой пользуется любой писатель, композитор, архитектор, художник независимо от его исповедания.
Но вместе с этой творческой энергией человеку дана свобода в проявлении этой творческой возможности, именно поэтому часто появляются непотребные произведения искусства. И хотя в спорах о таких творениях от людей церковных можно услышать, что они являются делом рук дьявола, это далеко не так. Князь мира сего – всего лишь ангел и не наделён возможностью творить. Он может только обольщать и искушать человека, чтобы он творил противное Богу. Человек же, какой бы религии он ни был, волен творить и создавать всё, что угодно, подчас не понимая, чью волю он вершит.
«Песня без слов»
Однако, вернёмся к творчеству Виктора Цоя и начнём, пожалуй, с «Песни без слов», которая, как мне кажется, если не символом веры, то кратким и насыщенным философским трактатом:
Весь первый куплет, кроме первых двух строк (о которых ниже), – это доказательство или, если угодно, констатация упорядоченности всего окружающего мира (точнее – вселенной): от космоса до яблока. Мира, в котором каждому дана возможность делать то, что ему хочется. Если у вора есть возможность украсть, то логично предположиить, что должна быть и «возможность не красть».
Первые четыре строки второго куплета можно расценить как некую доказанную теорему. Это – опять же констатация известного автору факта… Я специально не стал писать слово «пастух» с большой буквы, чтобы читатель сам мог подумать, что это за стадо и кто такой пастух. Лишь замечу, что в песне «Спокойная ночь» пасёт облака уже небесный пастух.
Простота и в то же время фундаментальность таких понятий, как «тело», «дух», «шаг», «след», «тьма» и «свет» в трёх последующих строках дают слушателю понять, что и «пастух» – это тоже многогранный и фундаментальный образ и известная всем христианам аллегория…
И вдруг после констатации совершенства окружающего мира-вселенной Цой во втором куплете возвращается к тому, с чего он начал первый. Ведь и песня без слов, и ночь без сна – это нечто ненормальное, противоречащее порядку в мире-вселенной, это тот мир-муравейник, в котором «кто-то лапку сломал – не в счёт, (…) а помрёт – так помрёт» (Из песни «Муравейник»), мир, который окружает автора и который Цой призывает изменить.
И здесь поэт, возможно, сам того не понимая, выражает ещё одну истину христианства о том, что изменить этот мир, который лежит во зле (1Ин.5:19), можно только восстав против него и выйдя из ряда вон. Но в то же время музыкант понимает, что не каждый хочет, кому-то даже «страшно что-то менять» (Из песни «Хочу перемен!»), и предлагает выбирать между путём желающих перемен – электрическим стулом, – и путём лёгким – троном.
Припев предельно ясен. Цой не любил день: вероятно, он для него – олицетворение этого мира-муравейника. Не зря в песне «Печаль» он поёт: «А вокруг благодать – ни черта не видать, а вокруг красота – не видать ни черта». Хотя если вспомнить, что в припеве всё-таки «из окна видна даль», можно предположить, что благодать и красота были из-за того, что было не видать ни одного чёрта. Каждый день вызывает музыканта на бой, идёт на него войной, он чувствует это, закрывая глаза, из чего можно заключить, что это невидимая война, невидимая брань.
«Апрель»
Совсем по-христиански звучит песня «Апрель», поражающая тончайшем чувством того, что должен чаять каждый христианин:
Я не склонен утверждать, что Цой читал святых Отцов, я даже не уверен, что он брал в руки Библию (хотя в конце 80-х в Ленинградском рок-клубе было немало таких ищущих людей, как Кинчев или Гребенщиков). Но, согласитесь, такие философские стихи не напишешь, как говорится, с бухты-барахты: тут можно разглядеть целую цепь именно библейских, новозаветных аллюзий и образов, которые трудно назвать случайными…
Конечно, если человек не знакомый с христианством услышит эту песню, то найдёт в ней что-то своё, не менее глубокое – это и есть показатель того, что перед нами стихотворение, а не текст заурядного рифмоплёта – смысловая многогранность. Знали ли мы, учась в начальной школе, что пушкинский «Пророк» – это переосмысление шестой главы Книги пророка Исайи? Нет, но каждый представлял что-то своё, когда читал эти строки. Так и со стихами Цоя: многие видят в его песнях революционные призывы, кто-то – сатанизм, а кто-то – отблески Истины Православия… С вашего позволения, я не буду разбирать эту песню, поскольку обстоятельный разбор займёт слишком много времени и, наверно, достоин отдельной статьи. Впрочем, как третья песня, которой хотелось бы завершить данную статью, под названием «Легенда».
«Легенда»
Глубина и пронзительность этих стихов не оставляет сомнений в гении Цоя. Смешными кажутся те голоса, которые утверждают, что тексты Цою писали в ЦРУ, чтобы ускорить процесс развала СССР и т.д. Однако сейчас не о политике…
Завершая статью и подытоживая всё написанное выше, хотелось бы сказать, что нам, православным, не следует судить о творчестве какого-либо человека лишь по жанру, в котором он творит, по средствам, которыми он творит. Форма какого-либо произведения искусства не должна главенствовать над духом: и в таком, казалось бы, не имеющем ничего общего с христианством жанре музыки, как рок, может гореть огонёк Истины. Одним из таких рокеров и был Виктор Цой…
С творчеством Виктора Цоя столкнулся в раннем подростковом возрасте. Зацепило сразу. Музыка, стихи, исполнение. Но смысл песен в более полной их мере стал понятен намного позже, когда подкрепился собственным жизненным опытом.
Этот светлый образ звезды проходит сквозь многие труды Цоя, как спасительный образ надежды, мечты, как высокая цель, своим блеском пробуждающая силы на новые свершения.
В литературных произведениях классиков встречается та же проблематика, что и в песнях Виктора. Поэтому его творчество, на мой взгляд, и не теряет актуальность во времени.
В песне “КРАСНО-ЖЕЛТЫЕ ДНИ” есть такие строки:
Виктор говорит о том, насколько не идеально человеческое общество и дает повод задуматься, каким оно могло бы быть, если бы им правили те самые Любовь и Мечта.
Похожую идею встретил в произведении Ф.М. Достоевского “Сон смешного человека”, где главный герой во сне попадает на другую Землю, похожую на представляемый нами Рай, и, понимая ту огромную разницу между реальной жизнью на Земле и той, что ему приснилась, решает начать проповедовать о добре и любви здесь, в настоящей жизни.
Следующий отрывок из “ПЕСНИ БЕЗ СЛОВ”:
Задаем ли мы себе такие вопросы? Поступаем ли в жизни относительно них? Или пытаемся не обращать внимание, если уж они и возникают? Знаю точно, что, например, Высоцкий не принял, как есть. Он как и Цой выбрал другой путь. Известные строки из его “Баллады о Борьбе” подчеркивают душевный накал автора, его реакцию на “удушье” в обществе, в стране:
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Также тема борьбы и болезненного переживания музыканта за человечество, вопрос о том, куда катится этот мир и в песне “МАМА, МЫ ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ”:
Зерна упали в землю, зерна просят дождя. Им нужен дождь.
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,
Ты увидишь, там все горит огнем.
Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом.
Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума…
Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать:
Руки прочь, прочь от меня!
Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть.
И есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой.
Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой,
Но высокая в небе звезда зовет меня в путь!
Призыв к тому, чтобы идти к высокой, может быть, даже недосягаемой мечте, отвечать на вызовы жизни, а не отсиживаться в стороне, пренебрегать обывательским домашним уютом, спокойным разнеженным состоянием, ведущими только к духовному застою.
Подобные мысли и в стихах песни “ЗАКРОЙ ЗА МНОЙ ДВЕРЬ, Я УХОЖУ”:
Они говорят: им нельзя рисковать,
Потому что у них есть дом, в доме горит свет.
И я не знаю точно, кто из нас прав:
Меня ждет на улице дождь, их ждет дома обед.
Даже смешно представить, к примеру, Македонского или Жукова, привязанных к обычным обывательским радостям, лелеющих себя в тепличных условиях.
Легендарная “ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ”:
И мы знаем, что так было всегда, что Судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим, и кому умирать молодым.
Он не помнит слово «да» и слово «нет», он не помнит ни чинов, ни имен.
И способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон.
Зачастую век таких героев действительно не долгий, но, подобно нашему светилу, бесконечно яркий. Здесь вспоминается та притча об Орле и Вороне… Чем “питаться” в жизни каждый выбирает сам. Помимо этого, вопрос и в том, чтобы и в себе развить эту способность “дотянуться до звезд”.
Командиры Армии Лет, мы теряли в бою день за днем,
А когда мы разжигали огонь, наш огонь тушили дождем.
Мы сидим у разбитых корыт и гадаем на розе ветров,
А когда приходит время вставать, мы сидим, мы ждем.
Часто мы жалуемся на жизнь, на ее несправедливость. В наших неудачах виним кто-то еще, но только не самих себя. Так вот, чтобы песня нашей жизни была все таки ВЕСЕЛОЙ, необходимо найти смелость и решительность, чтобы не просидеть, и не прождать в нужное время.
Тоска от бессмысленности жизни. Вроде все есть: семья, работа, дом, машина, а чего-то все равно не хватает… Человек, ориентированный на полноценную реализацию своих жизненных способностей, не удовлетворится лишь материальными благами, навязываемыми потребительским обществом. Без привязки к высшей благой цели, без служения ее идеалам тоска, как жук-древоточец, будет грызть душу.
Изо дня в день современный человек в погоне за деньгами, за навязанными шаблонами красивой жизни набивает весь свой день “важными” делами, что на самом деле говорит лишь о страхе остановиться, чтобы остаться наедине с самим собой, поговорить со своим внутренним собеседником, ответить ему на вопросы “Зачем я пришел на эту землю? Что оставлю после себя?”
Вспоминается один случай, когда уже пожилой человек в общей беседе о “нелегкой нашей жизни” уверенно заявил, что смысл-то ее в том и есть, чтобы родить и воспитать детей… Это прозвучало как оправдание. Я обеими руками за продолжение рода! В обязательном порядке! НО хотелось бы расширить границы смысла жизни. У детей будет своя судьба, и она может в корне отличаться от ожиданий родителей. Поэтому сводить суть своей жизни только к детям было бы слишком эгоистично. Ведь тогда мы ничем не отличаемся от любого зверька, которого к размножению ведет лишь инстинкт. А жизни монахов, ради идеи, ради служения высшему смыслу которые полностью отказываются от мирских радостей, разве не говорят нам о бесконечной силе осмысленного человеческого существования?
Каждому человеку лично необходимо приложить все усилия, чтобы раскрыть свой собственный потенциал, свое собственное предназначение.
Как нельзя лучше здесь подойдут слова Нила Тайсона, американского астрофизика, который говорит, что именно осознание того, что мы смертны, определяет то, как мы смотрим на жизнь. Совершать что-то нужно сейчас, выражать свою любовь нужно сейчас, а не потом. Страшно не умереть, а прожить жизнь и не совершить того, что мог бы совершить.
Помимо прочего, знаменитый психоаналитик и философ Эрих Фромм считал любовь решением проблемы человеческого существования. Думаю, Цой тоже.
Где-то есть люди, для которых есть день и есть ночь,
Где-то есть люди, у которых есть сын и есть дочь,
Где-то есть люди, для которых теорема верна,
Но кто-то станет стеной, а кто-то плечом, под которым дрогнет стена.
Здесь мы коснулись лишь части творчества Виктора, но уже и этого достаточно, чтобы проследить связь волновавших его вопросов с вопросами, над которыми задумывались и другие люди, люди разного времени, разных профессий, разных судеб. Видимо, человек так устроен, что жаждет найти ответы, разрешить эти задачи. Надеюсь, что с каждым следующим поколением ответов станет хоть чуточку, но больше, ведь мы тоже приложим к этому усилия.
Скрытый смысл в песнях Виктора Цоя
Можно проводить аналогии, но никак нельзя утверждать что Цой именно это и «зашифровал»
Время такое было, по другому не споешь.
Вспомните «Скованные одной цепью» НАУ, вообще все в шоке были, когда эту песню по телевизору показали.
А Кин-Дза-Дза вспомните, сколько там скрытого смысла.
Мне знакомый из Выборга Игорь Микалин дал расшифровку кое каких текстов Цоя я в те времена того был зомбирован.Вот он мне обьяснил слова такие песни Дом стоит свет горит пройдя по ссылке узнаете ответ его расшифровки я пишу о магии и криминале но ссылка не туда ссылка это ответ расшифровка текста https://russiancanada.mirbb.com/t5-topic
Движение и покой
Старение и бессмертие: взгляд биолога
Данная заметка написана по просьбе комментатора.
Когда я обучался в магистратуре, нам читал лекции профессор Валерий Степанович Тырнов, исследователь старения. Натура увлечённая, он рассказывал немало удивительного. Например, о том, что обнаружил на сыре штамм плесени, способный расти при отрицательных температурах, который содержит в морозилке, несмотря на протест жены. Профессор надеялся принять с этим штаммом участие в экспериментах, изучающих возможности терраформирования Марса. Ещё он рассуждал о внедрении в геном человека генов, отвечающих за фотосинтез, с целью получения «зелёных человечков», питающихся солнечным светом. Когда я сдавал экзамен профессору, у него уже отказывало зрение. В следующем семестре Валерий Степанович умер. Он пытался успеть победить старение, но не успел. Рассуждая вслух, Валерий Степанович говорил, что первый заметный признак старения у человека проявляется очень рано, зачастую – в подростковом возрасте. Это – кариес постоянных зубов.
Говоря о старении и естественной смерти, мы имеем в виду, прежде всего, многоклеточных животных. Среди одноклеточных и растений явления старения и смерти весьма размыты. Да, согласно новым научным данным, существует т.н. клональное старение штаммов микроорганизмов: для одних существует ограниченное количество делений митозом (бесполое размножение), для других биологические часы обнуляются лишь в одной из разделившихся половинок. Это т.н. репликативное старение. Многие исследователи говорят о хронологическом старении самих клеток простейших организмов. Но это лишь с одной стороны. С другой стороны, теоретически бессмертны растения, размножающиеся вегетативно. Кто может сказать, сколько лет существует традесканция, высаженная в горшок черенком, отделённым от традесканции из другого дома, и та, в свою очередь, когда-то была черенком… Это всё один и тот же геном, один и тот же индивидуум, с генетической точки зрения. В центре пустыни Мохаве произрастает King Clone – клональная колония креозотового куста (Larrea tridentata), возраст которой оценивается в 11700 лет.
Наблюдения за гигантскими груперами (Epinephelus lanceolatus), длиной 2,5 м. и весом до 400 кг. (живут 100-120 лет) показали, что старые особи проигрывают конкуренцию молодым. Они менее поворотливы из-за огромных размеров, зачастую не имеют возможности спрятаться в пещеру. Но они не стареют. Они по-прежнему отлично видят малейшее шевеление усика креветки из-под дальнего камня. Они просто перерастают свою экологическую нишу.
Максимальная продолжительность жизни человека – 120 лет.
Теперь попробуем классифицировать современные теории старения. Во-первых, следует выделить 2 большие группы эволюционных теорий старения.
Весьма популярны ныне теории, связанные с т.н. лимитом (пределом) Хейфлика. Такова теломерная теория Оловникова. В соматических клетках с диплоидным набором хромосом размеры теломер (участков ДНК на концах хромосом) с каждым делением клетки сокращаются, по причине отсутствия фермента теломеразы в клетке. Когда теломеры станут достаточно коротки, ДНК-полимераза потеряет способность реплицировать концы молекулы ДНК. Включается процесс апоптоза – запрограммированного саморазрушения клетки. Так, предельное число делений для клеток человеческого организма – 52 деления.
Клетки, в которых функционирует теломераза – бессмертны. Таковыми являются половые и раковые клетки. Полагается, что теломераза исчезла в соматических клетках не случайно, а для подавления опухолеобразования.
Линия клеток HeLa из раковой опухоли шейки матки пациентки по имени Генриетта Лакс, умершей в 1951 г, считается бессмертной. В декабре 1960 года клетки HeLa первыми полетели в советском спутнике. В 1968 г. на борту советского космического аппарата «Зонд-5» они облетели вокруг Луны. Эти клетки эволюционировали за прошедшие годы. Иногда они способны заражать культуры других клеток. Лен Ван Вален описал эти клетки как новый вид организмов – Helacyton gartleri, впрочем, обычно биологи не относятся к последнему всерьёз.
Рассмотрим теперь теории, рассматривающие старение как следствие повреждения клеток. Это вторая группа теорий старения.
Действительно: в мире стареет всё. Изнашивается ботинок, точит вода камень, солнца превращаются в красные гиганты… Эта группа теорий старения рассматривает старение как результат отсутствия программы репарации и способна вызвать некоторый психологический дискомфорт. Ведь написать программу это совсем не то, что просто её удалить, не так ли?
Рассмотрим одну из таких теорий, т.н. теорию накопления мутаций. Согласно этой теории, предложенной Питером Медаваром в 1952 году, естественный отбор препятствует накоплению вредных мутаций, проявляющихся до возраста, достижение которого необходимо организму для реализации репродуктивных функций. Далее действие естественного отбора ослабевает, и накопившиеся вредные мутации, проявляющиеся после прохождения организмом репродуктивного цикла, обеспечивают феноменологию старения. Очевидно, что домовой мыши с быстрым метаболизмом, маленьким тельцем и быстрым репродуктивным циклом, долгая жизнь ни к чему, другое дело – огромный слон, которому необходимо выносить слонёнка. Не отвергая ценного наблюдения о существовании некоторой корреляции между длиной репродуктивного цикла и продолжительностью жизни, отметим, что на настоящий момент теория накопления мутаций остаётся гипотезой.
Гораздо ближе автору этих строк т.н. теория одноразовой сомы. Согласно этой теории, в процессе эволюции стоял вопрос об ограниченности ресурсов. Ресурсы могли быть потрачены на репарацию, а могли быть потрачены на другие функции. В итоге они были потрачены на репарацию (восстановление) ровно на столько, сколько необходимо для реализации репродуктивного цикла. Поскольку жизнь это эволюция нуклеиновых кислот… И природа любит оптимизацию: у полихет – множество параподий, у их потомков членистоногих число ног с повышением уровня организации сокращается. У речного рака 5 пар ходильных ног, у паука – 4, у насекомых – 3, а клопу водомерке для прыжков по воде достаточно 2 пары, 3-я пара передних лапок – специализирована. В целом, данный взгляд на эволюцию старения разделяется основной частью биологического сообщества.
Однако, эволюционные теории старения рассматривают этот процесс в самых общих чертах. Отдельной категорией следует отметить теории старения, рассматривающие конкретные механизмы старения. Одну такую теорию (связанную с пределом Хейфлика) мы уже рассмотрели. Другая подобная теория – свободнорадикальная теория старения. Она утверждает, что старение происходит из-за накопления в клетках повреждений, нанесённых свободными радикалами с течением времени. Свободными радикалами называются молекулы или атомы, содержащие один или несколько неспаренных электронов на внешнем электронном уровне. Очевидно, что в основе этой теории во многом лежит эмпирическое наблюдение: животные с интенсивным метаболизмом живут меньше, чем животные с медленным метаболизмом. Сравните землеройку и черепаху. Одна из модификаций свободнорадикальной теории – митохондриальная теория старения, отводящая ключевую роль в процессе таким органоидам клетки, как митохондрии. Вряд ли свободные радикалы являются единственной причиной старения, однако, не следует забывать, что данный подход предполагает возможность увеличения продолжительности жизни при соблюдении определённой диеты (низкокалорийной) и регулярных занятиях спортом.
Автор этих строк придерживается взгляда, что старение связано с множеством механизмов. По аналогии с ботинком: он стирается, и одновременно у него может отклеиваться подошва. Это т.н. системный подход к старению, разделяемый большинством биологов.
Человек мечтает о вечной молодости и бессмертии с тех пор, как осознал себя смертным. Николай Фёдоров, предтеча и вдохновитель Циолковского, мечтал о воскрешении в будущем всех, когда-либо живших, силами науки. Эта идея не так утопична, как может показаться на первый взгляд, если учесть, что человеческий разум трансформирует в природе всё, с чем не может смириться. Люди не могли смириться с тем, что не способны летать, и, в конце концов, создали летательные аппараты. Может ли человек смириться со смертью близких? Нет.
Однако, сейчас нас интересует лишь остановка старения: существует ли в природе радикальный механизм омоложения? Доктор биологических наук Николай Мушкамбаров считает, что таким механизмом является мейоз – процесс образования половых клеток, известный каждому из школьных учебников биологии.
И вот тут нам придётся вступить в область научной фантастики.
Механизм обнуления биологических часов существует, и этот механизм воспроизводится в процессе полового размножения. Однако, обновлённый организм отличается от исходных родительских, но главное – занимает отдельное, искривлённое по Вернадскому, пространство. Даже если мы говорим об эмбрионе в теле матери. Доктор Мушкамбаров рассуждает о возможности запустить необходимые для обновления процессы мейоза в соматических клетках, нужно только полностью определить гены, ответственные за разные аспекты мейоза. Конечно, Мушкамбаров, оговаривается, что пока речь идёт о фантастическом проекте.
Однажды я беседовал обо всём этом со специалистом по старению (на тот момент – кандидат наук, преподаватель МГУ). Он отвечал, что его мысли движутся в том же направлении.
Тут возникнет множество этических противоречий. Подобная власть над биологической природой означает утрату смысла не только для таких понятий как возраст, пол, раса, внешний облик (всё это окажется легко трансформируемым в течение жизни), но и для привычных нам всем свойств человеческого организма (вспомните зелёных человечков профессора Тырнова, или человека-амфибию Беляева). Да, это философия трансгуманизма. Не цифровой трансгуманизм (киборгизация или оцифровывание человека, что мне неприятно), но биологический. Однако, прежде чем пугаться, задумайтесь над тем, что трансгуманистические преобразования начинаются ещё тогда, когда первобытный человек впервые применил зубный протез. Вопрос лишь в мере…
Вдумайтесь, как мало живёт человек. Если вы увлекаетесь историей, палеонтологией, фантастикой, следите за политическими событиями, вам должно быть знакомо это чувство: вы никогда не узнаете, что будет через двести, тысячу лет… Не увидите смены формаций, не увидите новой, посткайнозойской эры… Не узнаете, есть ли жизнь в пределах иных звёздных систем. При том, что можете свободно перемещаться в воображении сквозь тысячелетия и эоны в прошлое. Доживём ли? Я считаю, что шанс дожить до ощутимого продления срока жизни у нас есть, а там глядишь, и. Конечно, увеличение численности населения предполагает освоение дальнего космоса.
Фридрих Энгельс полагал свободу осознанной необходимостью и говорил о скачке из царства необходимости в царство свободы. Именно о таком прыжке в царство биологической свободы, при условии познания биологических необходимостей, идёт речь. Ещё буддистские философы мечтали остановить колесо Сансары, бесконечный круговорот рождений, страданий и смертей. Жизнь в древней Индии была настолько тяжела, что эта остановка мнилась мрачным для современного человека способом: уходом в абсолютное небытиё. Когда я однажды впервые воспроизвёл биуретовую реакцию на белок в лаборатории, то вдруг осознал, что в этом и заключается конечный смысл науки биологии: остановить колесо, и каждая установленная учёными реакция, позволяющая идентифицировать те, или иные биологические молекулы, подобная этой, окрашивающей содержимое пробирки в лиловый цвет, каждая новая формула, приближает человечество к этому часу. Майский ветер с запахом пыльцы врывался в раскрытое окно, хотел бы я вновь пережить эту гамму чувств…
В заключение отмечу вот что. Рыночная экономика не заинтересована в индивидуальной эволюции и бессмертии каждого. Подобно тому, как биологическая эволюция заинтересована лишь в продлении рода, она заинтересована в умножении прибыли. Подумайте об этом.
Отдельно рекомендую прочесть:
О голых землекопах:
О волшебной силе мейоза:
Тюлин Д.Ю., кандидат биологических наук
Выдержки из книги Никколо Макиавелли «История Флоренции»
Здравствуйте, я бы хотел с Вами поделиться очень любопытными мыслями и моментами из книги Никколо Макиавелли «История Флоренции»:
* И даже Антонио Медичи, долгое время открыто объявлявший себя его врагом, стал убеждать Вери взять власти. На это мессер Вери, однако, сказал: «Когда ты был моим врагом, твои угрозы меня не напугали, также и теперь, когда ты мой друг, не погубят меня и твои советы».
* И так как при заговорах часто случается, что недостаток участников препятствует успеху, а излишне большое число приводит к раскрытию замысла.
* Если же Филиппо поведет себя мирно, то ведь военные приготовления не означают войны, а только лучше обеспечивают мир.
* Но люди всегда недовольны достигнутым и, едва заполучив одно, требуют другое.
* Тогда вам не будет грозить ни зависть, ни опасность, ибо ненависть в людях возбуждает не то, что человеку дается, а то, что он присваивает.
* Воинская доблесть, обычно угасающая в других государствах из-за долгих лет мирной жизни, в Италии исчезла вследствие той низменной вялости, с которой в ней велись войны.
* Ибо лишь та родина заслуживает любви всех своих граждан, которой все они равно дороги, а не та, что лелеет немногих, отвергая всех остальных.
* Толпу не так-то легко направить по дурному пути, но, раз уж она к нему склоняется, для вспышки достаточно малейшего пустяка.
* Предложил наименование «приоры цехов» заменить наименованием «приоры свобод», чтобы, утратив свободу на деле, Флоренция, по крайне мере, сохранила ее по названию.
* Так государей вынуждают сдержать данное ими слово сила и необходимость, а не договоры и обещания.
* Плох тот государь, чьи подданные ищут свое спасение только в его смерти.
Это только малая часть тех глубоких и многогранных выражений, которые содержатся в книге такого умного и проницательного человека.
ДЖОАННА СТИНГРЕЙ воспоминания о СССР
Я думаю, что я провела так много времени в СССР в тот период, потому что это были американские 60-ые. Очень похожая атмосфера. Я не жила в тех 60-ых. Но все вокруг меня рассказывали об этом времени, так, как о чем-то прекрасном и неповторимом. Волшебном. Я почувствовала такое волшебство в Ленинграде. Это было лучшее время для творчества, я так считаю. И если тебе раз посчастливилось попасть в сказку, то ты захочешь остаться в ней навсегда. Просто потрясающее чувство находиться рядом с такими людьми.
Это был такой образ жизни, который захватывает. И мне действительно повезло, что я была там. И еще я думаю, что мне очень повезло, потому что тогда все девушки хотели быть с ними, а я была такая веселая, общительная, зажигалка. И каждый вечер, когда их куда-то зазывали, они брали меня с собой. И это было все равно, что пойти на тусовку с Бобом Диланом или Миком Джаггером. Восемь самых крутых рокеров берут тебя с собой за свой столик. Я думаю, для меня это был джекпот.
Я думаю, став знаменитым, Виктор, кстати, в нем это выражалось гораздо меньше, чем в ком-либо другом, я думаю, он сам не до конца верил, что стал так популярен. Я думаю, Виктор сам никогда не считал себя ни гением, ни звездой. Это люди его таким видели, они буквально жили его песнями. Но не он сам. Он сам видел себя простым парнем, который просто живет своей жизнью, смеется и беспрестанно шутит. Он был жутким шутником. И в этом его популярность его ничуть не изменила. Для меня он всегда был тем Виктором, с которым я познакомилась, до того, как он стал по-настоящему звездой. Играл он в рок клубе или собирал стадионы, он оставался собой.
Когда мы собирались вместе нашей компанией, мы смеялись и шутили. Они никогда не воспринимали жизнь слишком серьезно. Что было интересно в моих отношениях с Виктором, а он стал одним из моих ближайших друзей, мы любили вместе помечтать о том, что хотим сделать в этой жизни. И я очень редко встречала русских, которые бы строили планы, большинство живет одним днем. Если им дать пять тысяч долларов, они их не сохранят, а потратят в тот же день, дашь два миллиона долларов – спустят два за день. Они все не были людьми, задумывающимися о будущем. В отличие от американцев, которые все время строят планы.