в чем смысл новой конституции
Почему новая Конституция ничего не меняет?
Если вы взялись прочитать, то прочитайте до конца. Речь пойдёт не об обсуждении поправок, внесённых в Конституцию с точки зрения их юридической оценки, и вообще не о результатах проведения голосования по поправкам. Речь пойдёт об общем анализе сложившейся политической обстановке, анализе, лишённой иронии и эмоциональной составляющей.
Итак, внимательно смотрим на сочетание «общероссийское голосование«, в рамках которого В.Путин предложил проголосовать «за» или «против» поправок в Основной закон страны, предварительно одобренных законодательными органами власти.
То, что общероссийское голосование явление в правовой жизни явно особое, то есть некое sui generis, и было создано ad hoc по воле и желанию главенствующего, подтверждает Указ Президента РФ от 01.06.2020 N 354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации»
В демократическом государстве, коим Российская Федерация является сугубо формально, существуют следующие пути прямой демократии: референдум и право избирать и быть избранным.
Почему это был не референдум? И как произошедшее голосование нарушило все принципы прямой демократии? (не будем придираться к расхождению слов «общероссийский» в Указе Президента и «всенародное» в ФКЗ, а обсудим фактическую сторону вопроса):
Итак, процедурно мы поняли всю соль ситуации, не доходя даже до 3 статьи Федерального Конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» из 90 с лишним в нём имеющихся.
Давайте подумаем о том, что же произошло бы, если голосования по тем или иным причинам не состоялось бы, или состоялось, но магическим образом реторградный меркурий встал бы в оппозицию Кремлю, и цифры «против» оказались бы выше цифр «за»?
Действительно, никаких общенародных голосований или референдумов здесь не требуется. Главы 1,2,9 де юре никто не трогал.
Многие заговорили о последствиях существования обновлённой Конституции как о «конституционном перевороте». Звучит это примерно так же, как «десертный суп».
Разбираемся в конституционных поправках
22 апреля на голосование по поправкам в Конституцию пришли бы больше половины имеющих право голоса, а за их принятие высказались бы 67–68% участников – таковы прогнозы экспертов ВЦИОМ. А вы поддерживаете предложенные конституционные изменения?
22 апреля ВЦИОМ опубликовал данные исследования о намерении россиян принять участие в голосовании по поправкам в Конституцию. Эксперты центра предполагают, что если бы голосование состоялось в ближайшие дни, то в нем приняли бы участие 52–54% имеющих право голоса. За принятие поправок высказались бы 67–68% участников, против – 27–30%.
Как пройдет голосование?
Процедура внесения поправок в Основной закон урегулирована в гл. 9 Конституции и специальном федеральном законе 1998 г. 1 Если строго следовать ей, участие граждан предполагается лишь в одном случае – когда меняются основополагающие положения Конституции: о конституционном строе (демократия, правовое государство, федерализм, разделение властей, светское государство и др.), о правах граждан (личных, политических, экономических, социальных, культурных) и о способах изменения Конституции. В этом случае нужно принимать Основной закон заново. Один из возможных способов принятия – референдум.
Как сильно изменится Конституция?
Голосование будет «пакетным». Это значит, что сказать свое «да» или «нет» можно будет только всем поправкам сразу, а не отдельным из них.
В чем суть изменений? Закон о поправке затрагивает множество тем. Рассмотрим их последовательно.
Президент
Первое и, пожалуй, главное: одно и то же лицо не сможет занимать президентскую должность более двух сроков (сейчас пост президента нельзя занимать два срока подряд), но данное правило не будет распространяться на действующего президента и того, кто находился в президентском кресле до него. Это так называемое обнуление. То есть для двух конкретных людей снимаются барьеры в доступе к должности президента. Считается, что такие барьеры оправданны и необходимы в демократическом государстве как гарантия сменяемости власти и предотвращение ее узурпации. В мировой политической практике обнуление, однако, не новость. В ряде авторитарных государств нечто подобное уже происходило (Боливия, Буркина-Фасо, Таджикистан, Узбекистан и некоторые другие).
Обнуление сроков – не единственная поправка, касающаяся должности президента. Этот властный субъект приобретет новые функции и полномочия. Он будет, например, обеспечивать согласованную деятельность в системе не только государственных, но и муниципальных органов. Станет руководить Правительством РФ, при том что должность председателя правительства сохранится. Сможет предлагать Совету Федерации уволить любого судью, кроме самых низших в иерархии – районных и мировых судей. Получит право назначать и снимать с должностей всех прокуроров. Сформирует Госсовет – структуру, о которой пока ничего не известно, потому что ее статус будет определен отдельным законом. И это неполный перечень. В итоге объем компетенции и возможности президента влиять на другие органы, которые и без того велики, возрастут еще больше. А президент, чьи полномочия прекратились, будет обладать неприкосновенностью, на него не смогут наложить юридическую ответственность без снятия неприкосновенности в особой, сложной процедуре.
Парламент
Изменения, касающиеся палат Федерального Собрания, не столь существенны, как поправки о президенте, и практически не скажутся на политическом весе парламента. Госдума будет утверждать предложенную президентом кандидатуру председателя правительства, а не давать согласие на назначение, как сейчас (в чем разница, пока непонятно). Если нижняя палата трижды отклонит кандидатуру премьера, президент будет вправе распустить ее и назначить выборы депутатов. Сегодня при таком же раскладе роспуск Госдумы президентом неизбежен. Члены верхней палаты, Совета Федерации, отныне будут именоваться сенаторами. В их ведение попадет консультирование президента по кандидатурам на должности руководителей силовых структур (Минобороны, МВД, Минюста, прокуратуры и т.д.) и некоторые другие вопросы.
Третий блок поправок имеет отношение к судебной власти. Помимо усиления воздействия президента на кадры судебных органов предусмотрены и другие нововведения.
Серьезно поменяется организация конституционного контроля, гарантирующего правовую охрану Конституции и незыблемость конституционного порядка. Состав Конституционного Суда сократится до 11 человек. Этот Суд будет осуществлять проверку проектов законов по запросам президента, а также признавать неисполнимыми решения международных, иностранных и третейских судов. Будет усложнен доступ к Суду для граждан: прежде чем подать туда жалобу на закон, человеку надо будет пройти все инстанции в судах общей юрисдикции или арбитражных судах – в зависимости от спора.
Кроме того, поправки дают основание для ликвидации региональных конституционных (уставных) судов. Таких судов немного – всего 15. И тем не менее у них есть правовая ценность. Данный институт призван защищать в правовом смысле конституции и уставы субъектов Федерации и является одним из немногих признаков настоящего федерализма в России. Грядущая же ликвидация – это следствие того, что в Конституции появится исчерпывающий перечень судов, не включающий конституционные (уставные) суды.
Местное самоуправление
Следующий «куст» поправок – про местное самоуправление. Ключевых нововведений два.
Во-первых, предлагается объединить органы местного самоуправления и органы государственной власти общим понятием «единая система публичной власти в Российской Федерации» – хотя основы конституционного строя требуют их разделения.
Во-вторых, после вступления поправок в силу эта глава Конституции почти не будет содержать норм прямого действия, потому что в нее включается сразу семь отсылок к федеральному законодательству. В текущей редакции Конституции отсылок всего две. Именно закон, а не Конституция будет определять общие принципы организации местного самоуправления, виды муниципальных образований, порядок и случаи формирования муниципальных властей государственными органами и т.п. Рамки будущих изменений в области устройства муниципальной власти, таким образом, беспредельно расширяются.
Правовой статус граждан
В числе поправок есть и те, которые касаются граждан напрямую. При этом одни вводят дополнительные ограничения в правах, а другие включают в Конституцию гарантии, предусмотренные в настоящее время обычными законами.
О каких ограничениях идет речь? Это затрагивающий свободу слова запрет призывать к действиям, «направленным на отчуждение части территории Российской Федерации» и умалять «значение подвига народа при защите Отечества», что бы последнее ни значило. Далее, вводятся ограничения права избираться и находиться на госслужбе – по основаниям, связанным с иностранным гражданством и проживанием лица за рубежом. Баллотироваться в президенты сможет только тот, кто прожил в России не менее 25 лет.
Теперь о гарантиях. Поправки предполагают, что Конституция прямо будет упоминать о гарантировании государством минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума по России, индексации пенсий не реже одного раза в год, а также социальных пособий и выплат. Сказано о том, что государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Правительство обязано будет обеспечивать функционирование системы социальной защиты инвалидов, их социальную интеграцию без дискриминации, создание доступной среды и улучшение качества их жизни.
Идеология
Наконец, часть поправок имеет идеологическое значение, закрепляя в Конституции такие ценности, как «память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога»; «историческая правда»; «патриотизм, гражданственность и уважение к старшим», что надлежит воспитывать в детях; русский язык как язык «государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации»; «общероссийская культурная идентичность»; институт брака «как союза мужчины и женщины».
Значение поправок
Несмотря на заключение Конституционного Суда, признавшего поправки правомерными, в юридической среде они считаются спорными – с точки зрения как содержания, так и процедуры введения их в действие. Сомнения, главным образом, вызывает их противоречивость с принципами сменяемости власти, разделения властей, независимости судов, самостоятельности местного самоуправления. Еще один немаловажный момент заключается в том, что Конституция в новом изложении теряет свое предназначение быть средством ограничения власти ради прав граждан.
Поправки будут считаться одобренными, если их поддержит более половины участников общероссийского голосования. В таком случае россияне станут жить по новой Конституции. Вслед за нею изменится масса законов и подзаконных актов, но непосредственной возможности повлиять на их содержание у людей уже не будет.
(Подробнее о предложенных изменениях – в статьях адвокатов, юристов и ученых, которые включены в дискуссию «Поправки в Конституцию РФ».)
1 Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
2 Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
3 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Что нужно знать каждому об основном законе страны?
Что такое Конституция?
Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.
Документ обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и процедуры пересмотра Конституции.
Когда была принята Конституция?
Действующая редакция Конституции была принята народом России 12 декабря 1993 года, путем всенародного голосования. В этот же день состоялись первые в современной истории выборы в Государственную Думу.
За принятие Конституции проголосовало 58,43 %.
Когда Конституция вступила в силу?
Она начала действовать со дня опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
Из чего состоит Конституция?
Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов.
В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Кто может инициировать внесение изменений в Конституцию?
Инициировать изменение Конституции могут только Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы регионов и группа не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Как могут вноситься изменения в Конституцию?
Смотрите также
Как инициатива становится законом
Изменения Конституции, кроме отдельных глав, оформляются в виде федерального конституционного закона, принимаемого Государственной Думой и Советом Федерации, и одобренного законодательными органами не менее двух третей регионов Российской Федерации.
Главы, касающиеся основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также порядка пересмотра Конституции, изменяются только по решению Конституционного собрания, которое созывается в случае если предложение об изменении поддержано тремя пятыми голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное собрание может само принять новый текст Конституции либо может вынести этот вопрос на всенародное голосование.
Наиболее важными изменениями Конституции можно назвать увеличение срока полномочий Президента с 4 до 6 лет (решение было принято 30 декабря 2008 года). В этот же день был продлен срок полномочий депутатов Государственной Думы с 4 до 5 лет. Кроме того, поправки предусматривали ежегодный отчет Правительства перед Государственной Думой.
21 марта 2014 годы был изменен состав Российской Федерации: 84 и 85 субъектами Федерации стали Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
В этом же году были объединены Арбитражный и Верховный суды: Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.
Какие вопросы, согласно Конституции, относятся к ведению Государственной Думы?
С некоторыми из положений основ конституционного строя вы можете ознакомиться на наших карточках
Суть основных изменений Конституции: плюсы, минусы, зачем это нужно (часть 1)
1. Верховенство российской Конституции над решениями межгосударственных органов
Одним из важных изменений является дополнение статьи 79 Конституции, буквальный смысл которого сводится к тому, что решения межгосударственных органов не должны исполняться на территории России, если такие решения противоречат российской Конституции.
Некоторые комментаторы расценивают смысл этой поправки как установление приоритета внутреннего российского права над международным. Но это далеко не так. Приоритет международного права по-прежнему закрепляется 15-й статьей Конституции, и данную статью обсуждаемый пакет поправок никак не затрагивает, поскольку она находится в 1-й главе Конституции, изменение норм которой повлечет за собой “де-юре” принятие новой Конституции, для чего потребуется созыв Конституционного собрания или референдум.
Россия на законных основаниях сможет игнорировать некоторые негативные для себя решения межгосударственных органов, что, например, позволит экономить бюджетные средства на выплатах по отдельным решениям международных судов.
Так называемая “пятая инстанция правосудия” станет формальной для российских граждан, обращающихся за защитой своих прав в международные суды.
Зачем это нужно? На сегодняшний день возможность отказа исполнения некоторых решений межгосударственных органов у России уже есть, поскольку это предусмотрено постановлением Конституционного суда 2013 года по делу Маркина за номером №27-П. Тем не менее закрепление данного правила в Конституции, безусловно, выглядит более солидным и убедительным и не может быть легко отменено.
2. Закрепление мер соцподдержки
Поправки в Конституцию предусматривают усиление социальной поддержки малоимущего населения, в частности провозглашается, что МРОТ не может устанавливаться меньше прожиточного минимума по стране, а пенсионные и иные социальные выплаты подлежат обязательной индексации.
Регионы не смогут устанавливать размер МРОТ ниже общероссийского. Некоторые пенсионеры и граждане смогут рассчитывать на увеличение пенсий, пособий и соцвыплат в реальном выражении благодаря индексации.
● Размер прожиточного минимума не связан Конституцией и по факту может не соответствовать реальным насущным потребностям россиян.
● Индексация не всегда и не для всех влечет за собой увеличение выплат в реальном денежном выражении. Яркий пример – пенсионеры, размер пенсии которых ниже прожиточного минимума.
Индексация их пенсий увеличивает размер самой пенсии, но одновременно сокращает размер социальных доплат на ту же сумму. В 2019 году Президент попытался было решить эту проблему, однако уже с января 2020 года все вернулось на круги своя.
● Поправка в Конституцию относительно индексации пенсий не затронет многих граждан, поскольку существуют проблемы с возрастом дожития (не все доживут до пенсии) и ужесточением требований для выхода на пенсию (не всем хватит пенсионных баллов и трудового стажа).
Зачем это нужно? Поскольку обсуждаемая поправка не закрепляет возраст выхода на пенсию (то есть его новое повышение юридически остается возможным), не решает вопросов относительно проблем с отказом в назначении пенсии (то есть дальнейшее ужесточение правил выхода на пенсию также не исключается), не запрещает формальный подход к индексированию пенсий (то есть реальная индексация на практике затронет немногих), очевидно, что данная норма является популистской, и ее основная цель – склонить граждан к принятию всего пакета поправок.
3. Перераспределение властных полномочий
Самые важные поправки в действующую Конституцию затрагивают вопросы перераспределения властных полномочий между различными ветвями власти с закреплением роли Госсовета, органом, который будет определять основные направления внешней и внутренней политики государства и принципы его социально-экономического развития. По сути речь идет о транзите власти. У нас на глазах выстраивается новая политическая система, основанная на сдержках и противовесах. Серьезно ограничиваются права Президента, при этом Россия по-прежнему остается президентской республикой.
Возрастает роль, а вместе с ней и ответственность депутатов Государственной думы и сенаторов. Так, Госдума получает право утверждать премьера и кабинет министров, а без консультирования с Советом Федерации Президент не сможет назначать руководителей исполнительных органов, в том числе руководителей силовых ведомств, а также прокуроров.
Новая система власти не позволит Президенту, а мы понимаем под этим именно «следующего Президента», поменять политический и экономический курс страны одним росчерком пера, как это в своё время, к примеру, сделали М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин. Усилится роль народных избранников, и вместе с этим новые обязанности депутатов заставят политические партии выдвигать своих кандидатов с учетом их профессиональных навыков в сфере политики, экономики и т.д. В этой связи, возможно, в ближайшее время мы увидим на политической арене новые партии, новые политические платформы, появятся новые идеи… Хотелось бы увидеть.
● Распределение властных полномочий преследует цели прочного закрепления существующего политического курса страны. И если для внешней политики это хорошо, то в отношении внутренней политики вызывает большие сомнения. Последние годы мы наблюдаем, как государство последовательно отказывается от своих социальных обязательств, не дает возможности развиваться отечественному малому и среднему бизнесу, игнорирует мнения людей, чья гражданская позиция отличается от общепринятой, а иногда и применяет в отношении таких людей силовые методы.
● Закрепляется роль нового органа власти – Госсовета. На сегодняшний день мы не знаем, каким образом будет формироваться его состав, кто будет председательствовать и, самое главное, какими конкретными властными полномочиями будет наделен этот орган. Все, что нам известно, – это то, что Госсовет будет формироваться Президентом, а статус и полномочия Госсовета в будущем будут определены специальным федеральным законом. То есть по факту сейчас мы вынуждены голосовать за данную поправку в Конституцию вслепую, не зная, чем это конкретно обернется для нас в дальнейшем.
Зачем это нужно? Действующая власть и крупный бизнес очевидно хотят сохранить свои позиции после смены Президента в 2024 году. Кроме этого, не исключено, что Президент, вероятно, готовит ходы для своего отступления. Так ли это? Будет видно после того, как мы увидим конкретику в поправках в федеральное законодательство, которые последуют вслед за принятием поправок в Конституцию.
4. Ужесточение требований к государственным должностям
Наряду с перераспределением власти, поправки в Конституцию устанавливают новые требования к Президенту, чиновникам, депутатам и судьям. Главным требованием является недопустимость наличия иностранного гражданства или вида на жительство у лиц, занимающих государственные должности.
Страной будут управлять люди, заинтересованные в процветании и развитии России. Те люди, которые связывают с Россией своё прошлое и будущее.
Минусы
Россияне, ранее (например в глубоком детстве) имевшие гражданство в странах СНГ, не смогут претендовать на получение государственных должностей, несмотря на то что они полностью связывают свою жизнь и жизнь своей семьи с нашей страной.
Зачем это нужно? Порочная практика двойного гражданства, распространенная у российских чиновников в последние десятилетия, нередко приводила к злоупотреблению властью в России в целях получения личной экономической выгоды. Попирались интересы нашей страны, осуществлялись незаконные финансовые махинации, далее деньги выводились за рубеж, совершались экономические и иные преступления. При этом, имея двойное гражданство или вид на жительство, чиновники чувствовали себя абсолютно безнаказанно, так как не связывали свое будущее и будущее своих детей с нашей страной.
Маневры на поле конституции. В чем смысл спешно принимаемых поправок к основному закону страны
Наспех слепленная декоративная рабочая группа не успела и пару раз собраться, как президентские поправки к конституции РФ уже в первом чтении приняла Дума.
О чем-то мы еще не знаем. Ну, хорошо — можно оценить то, что очевидно.
Очевидно, к примеру, что каждая порция поправок адресована определенной аудитории и, похоже, должна сыграть некую роль в предвыборных действах. Формально до думских выборов уже меньше полутора лет.
Вот упоминания в основном законе индексации пенсий и минимальных зарплат — для той части электората, что еще верит звонким обещаниям и словам («резкий прорыв», «реальный подъем» и прочее). Не акцентируется внимание на реальных размерах пенсий, а также на реальных темпах инфляции. Закон, в котором все это предусмотрено, давно принят, но фактически не действует.
Говоря точнее, ни одно из данных некогда обещаний Путина, посвященных борьбе с бедностью, не исполнено. Может, кто-то решится напомнить?
Для другой части электората — суровые ограничения для кандидатов на разные посты, от депутата до президента. Все эти ограничения — исключающие для кандидатов двойное гражданство и вид на жительство где-либо — давно вбиты в закон об основных гарантиях избирательных прав. Но вот теперь их тащат в конституцию. Вообще-то в мировой конституционной практике так не принято: подобные ограничения могут меняться, а основной закон должен быть стабилен. Но цель, похоже, другая, политическая: лишний повод поговорить о том, что поправки — средство укрепления суверенитета. Это, если помните, любимая тема еще одной группы сторонников президента. Их надо мобилизовать.
Кто-то уже заметил, что подобные поправки не позволили бы избраться на президентский пост в 2000 году самому Путину: он должен был во время работы в ГДР иметь документ, равнозначный виду на жительство. Но о рациональной аргументации тут сейчас нет и речи.
У президентских инициатив есть аудитория, рассчитывающая и на некоторое расширение полномочий палат парламента. Ей тоже кое-что перепадает. Право Думы утверждать всех министров, помимо председателя правительства, можно оценить позитивно. Если только в конце концов это право не увяжут с какой-то мерой ответственности на случай, если Дума все же не утвердит многих министров. На самом деле развитие парламентаризма требует уже другого: у палаты должно быть право выдвигать кандидата в премьеры от крупнейшей фракции или коалиции фракций. Только так парламентарии приобретают чувство ответственности за свою деятельность. Но на этот счет уже высказался наш гарант конституции: он против. Еще бы.
О новых консультативных полномочиях Совета Федерации можно специально даже не говорить. Думается, что и сами «сенаторы» — члены Совета — вполне сознают свою декоративную роль. Но формальным титулом «сенаторы» теперь смогут гордиться. Хорошо, пусть гордятся.
А далее идут поправки, которые должны иметь вполне реальный, а не пропагандистский смысл. Главные из них нацелены на дальнейшее укрепление зависимого статуса Конституционного суда. Теперь его численный состав сократится до 11 судей, а президент получит право отправлять каждого из них в отставку — с помощью того же верного Совета Федерации. Сейчас по закону инициировать отставку судьи может сам Конституционный суд. Но эту, пусть и не слишком надежную гарантию независимости теперь ликвидируют. Да, Конституционный суд демонстрировал совершенную лояльность и осторожность при рассмотрении жалоб, затрагивающих политические интересы администрации президента. Но все же он иногда оставлял заявителю поле для защиты — чуть большее, чем хотело начальство. Помните, Конституционный суд обусловил уголовную ответственность за несогласованные пикеты (пикеты, напомню!) некоторыми конкретными обстоятельствами? И Ильдара Дадина в итоге освободили. А Котова уже не стали, проигнорировав позиции Конституционного суда. Откровенно ими пренебрегли. Видимо, решили, что Конституционный суд все же взял на себя лишнее.
Теперь уже не возьмет.
Статьи о Государственном совете, наверное, имеют для президента какое-то реальное значение. Можно только догадываться какое. Точно о его полномочиях будет сказано в специальном законе. А сейчас лишь возникают ассоциации с Госсоветом императорским — каковой существовал на протяжении столетия. Такое обращение к архаике.
Как такой совет втиснуть в нынешнюю схему разделения властей, непонятно. Ясно лишь, что в любом случае его компетенцию можно сформировать, только надергав полномочий у других органов — у палат парламента, у президента. Думаю, надергают. Как это соотносится с планами самого президента, по-прежнему неясно. Но президент пока, между прочим, и не сообщал, что собирается менять свой статус на какой-то новый.
Вообще во всем этом совсем мало того, что похоже на заботу о долговременных интересах государства, на системную реформу, которая должна помочь, например, восстановить демократию или выйти из экономического кризиса. Скорее, это похоже на предвыборный маневр. И конституция, к сожалению, выбрана его полем.
Кажется, очень многим это ясно. Тем не менее не прошло и восьми дней, как Дума эти поправки одобрила. Обсудив за пару часов. Единогласно. Хочется сказать, в едином порыве.
Это наше нынешнее государство. Немного смешно, немного стыдно.