в чем смысл названия повести последний срок

В чем смысл названия последний срок?

Что за человек Анна последний срок?

Чему учит последний срок?

Повесть «Последний срок» Распутина была написана в 1970 году. В своей книге автор раскрывает темы духовного и нравственного падения человека. В произведении показано, как завладевшие людскими жизнями и душами эгоизм, черствость, бессердечие влияют не только на судьбу конкретного человека, но и на общество в целом.

В чем смысл названия повести пожар?

Как и почему Андрей Гуськов стал дезертиром?

Андрей Гуськов становится дезертиром, потому что страх и желание выжить закрывают герою глаза на все хорошее в человеке. Если начальный порыв Андрея был спонтанным, то затем он уже осознанно выбирает путь солдата-дезертира. Главный герой нарушает главный закон войны, за что он должен нести ответственность.

В чем смысл повести Прощание с Матерой?

Тема Тема повести Распутина «Прощание с Матёрой» – вырождение деревень, включающая в себя нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остаётся человеком, а кто превращается в «петруху».

Какие темы затрагивает Распутин в повести Последний срок?

Отношения между членами семьи, отношение к родителям, алкоголизм, старость, понятия совести и чести все эти мотивы сплетены в единое отображение смысла жизни человека в «Последнем сроке»; и затрагивая эти темы, Распутин лишь отображает действительность.

Чему учит Живи и помни?

Повесть «Живи и помни» многому учит читателей. Прежде всего, необходимости ответственно относиться к своим поступкам, а также ценить все то, что имеется. Заглавие произведения, которое звучит как упрек Гуськову и как наставление читателю, заставляет задуматься над тем, что же такое настоящая жизнь.

Чему учит повесть пожар?

Чему учит рассказ «Пожар»

Рассказ учит не играть с огнем, не баловаться со спичками, не делать самодельные пушки. Учит действовать быстро и решительно. Учит вызывать пожарных при пожаре. Учит доброте и отзывчивости.

Кто такие Архаровцы пожар?

Архаровцы — бригада оргнабора (наёмные неместные рабочие). Они являются отрицательными персонажами повести. Брифли существует благодаря рекламе: Валя-кладовщица не хочет открывать склад, потому что боится, что ей предъявят претензии, если имущество разворуют в панике.

Почему Андрей дезертировал с фронта Живи и помни?

Распутина «Живи и помни». Автор раскрывает душу дезертира Андрея Гуськова. Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром.

Почему Андрей Гуськов виноват в смерти настены?

Настёна понимала, что и жизнь ее ребенка, и она сама обречены на дальнейший позор и страдания. Выгораживая и защищая своего мужа, она решается на самоубийство. Она решается броситься в Ангару, тем самым, убивая и себя, и своего еще не родившегося малыша. Во всем этом, безусловно, виноват Андрей Гуськов.

Как погибает Настёна?

Кульминацией сюжета становится гибель Настены, покончившей жизнь самоубийством из-за предательства мужа, а развязкой – весть о дезертирстве Гуськова в деревне и его поиск.

Источник

Анализ повести Распутина «Последний срок»

Тема современного восприятия нравственности является фундаментальной для большинства его произведений. Чаще всего упоминается его повесть «Последний срок», которую автор называет самой главной в собственном творчестве.

Его произведения наполнены живыми образами и мыслями, которые помогают раскрывать изменения, происходящие в психологии современного человека.

Глазами Распутина мы видим утрату многих ценных человеческих качеств, писатель показывает, как постепенно доброта, милосердие и совесть уходят из сердец людей, и как это влияет на жизнь общества в целом, и в частности на жизнь и судьбу каждого человека.

Смысл повести «Последний срок»

Темы, которые затрагивает Распутин в повести «Последний срок», более глубокие и многогранные, чем может показаться на первый взгляд.

Отношения между членами семьи, отношение к родителям, алкоголизм, старость, понятия совести и чести все эти мотивы сплетены в единое отображение смысла жизни человека в «Последнем сроке»; и затрагивая эти темы, Распутин лишь отображает действительность.

Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз.

Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью. До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия.

Распутин раскрывает их жизни так, что кажется, что они вообще живут на белом свете ради приличия. Причем сыновья погрязли в пьянстве, а дочери заняты своими «важными» делами.

Они нелепы и неискренни в своем последнем желании уделить внимание умирающей матери. Ведь в последние дни жизни матери они могли бы хоть что-то подправить, могли просто искренне поговорить с ней и уделить ей внимание, достойное матрие, но и на это их не хватило.

Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами.

Ради чего живут такие люди? Ради злости и ненависти, зависти и неуважении к другим людям? Если они не могут даже по-человечески проститься с умирающей матерью, что можно говорить об их отношении к окружающему миру, об их жизненном предназначении и роли.

Писатель показывает, насколько жалкой может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной, и главная мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя.

И остается лишь один вопрос, касающийся названия повести и какой смысл в него вложил Распутин.

На первый взгляд, последний срок это последние дни жизни Анны, но на самом деле, это последний срок для ее детей, последний шанс что-то исправить для них, собраться духом и достойно проводить их мать. И несмотря на всю любовь и внимание Анны, они так и не использовали свой последний срок.

Источник

Анализ рассказа Распутина Последний срок

Повесть Распутина «Последний срок» эмоциональна и правдива. Здесь очень тонко изображены нравственные проблемы поколений, отношение к семейным ценностям, темы совести и чести, милосердия и долга. Эта повесть о жизни и смерти.

События в произведении длятся всего три дня. Эти дни отведены умирающей старухе Анне, чтобы проститься с детьми, переосмыслить свою жизнь.

Анна, главная героиня повести, простая русская женщина, которая очень любит своих детей, честно прожившая свои 80 лет. Ей не страшно умирать, но чувствуя свой недалекий уход, она хочет проститься с детьми, повидав их напоследок.

Во внутренних монологах Анны, ее размышлениях о прожитом времени кроется чистая, величественная душа мудрой русской женщины. Анна все прощает детям, даже их уезд перед ее смертью.

Большая часть повести посвящена описанию образов детей Анны. Все они заняты своей жизнью, редко вспоминая о матери. Сын Михаил, в которого и доживала мать, собрал их проститься с ней перед смертью. Дети Анны приехали все, кроме ее любимой дочери Татьяны, которая так и не явилась по своей занятости проститься с родным человеком. Дети были уверены в том, что похоронят мать и сразу уедут, но получилось так, что Анна еще прожила три дня. Ей стало лучше физически, когда увидела своих детей.

А дети просто ожидали, когда же умрет мать, чтобы отправиться назад в свои дома и семьи. В эти три дня они ругались между собой, делили наследство, сыновья распивали купленную на поминки водку. И никто даже не додумался отдать это время маме, поговорить с ней, пожалеть ее, поблагодарить за все, что она для них сделала. Мать их уже не волновала, они тупо ожидали ее смерти, и не потому, что не любили мать, а просто из-за своей занятости, черствости души.

Дети Анны стали современными, их поколение утратило всю связь с деревней, а вместе с этой утратой они потеряли все положительные нравственные качества. Они эгоистичны и озлоблены, не находят времени для родных им людей. Так и не дождавшись смерти матери, они уезжают.

Анна умирает. В этом ее продолжительном уходе из жизни, в описании характеров детей автор показал нравственные проблемы современников, проблемы эгоизма, озлобленности на всех, зависти, вечной занятости, что не дает возможности быть внимательнее к родным людям. Трагедия детей еще и в том, что они сами не понимают всего этого.

Название повести «Последний срок» можно трактовать по-разному. Кому отведен этот последний срок: матери, которая умирает, или детям, чтобы они поняли все свои недостатки и достойно проводили мать в последнюю путь. Но дети так и не использовали этого «последнего срока».

Анализ 2

В этом произведении автор, рассказывая незатейливую историю о старухе, собравшейся умирать и желающей попрощаться со своими пятерыми детьми, размышляет по поводу смерти русской деревни и нравственном развитии современного общества.

Восьмидесятилетняя Анна, собравшаяся попрощаться перед смертью со своими детьми, является яркой представительницей старой российской глубинки, носительницей патриархальных нравов. В ходе повествования Распутин показывает, что все ее дети отошли от подобного мировосприятия, хотя и двигались в разных направлениях.

Дочь Люся олицетворяет прагматичное отношение к жизни. Она, конечно, приехала попрощаться с матерью, но интересуется только деталями предстоящих похорон. В частности, не теряя времени, она шьет тут же себе платье для этой церемонии.

При этом, на примере Люси, переехавшей в райцентр, писатель показывает тягу к корням, к оставленной деревенской жизни, которая не до конца выветрилась у новых горожан. Вид родной деревни пробуждает у Люси теплые воспоминания о старом коне. Однако все это только ностальгия, система ценностей и отношение к жизни у нее изменились.

Другая дочь – Варвара представлена более сентиментальной. Она выражает глубокую скорбь, но, будучи человеком небольшого ума, начинает оплакивать мать, пока та еще жива. Варвара не перебралась в город, но ее внутренний мир также подвергся изменениям под влиянием веяний времени. Корень писатель видел не столько в перемене людьми места жительства, сколько во внутренних изменениях.

Третья дочь Анны – Татьяна, которую мать именуют как в детстве Танчура, вообще, не приезжает из Киева. Это символизирует полный разрыв старого и нового жизненного уклада. В произведении подчеркивается, что Татьяна была самой любящей и именно ее приезда мать хочет дождаться. Однако влияние нового общества сильнее родственных чувств.

Сыновья умирающей Анны Илья и Михаил символизируют новое отношение к жизни, показанное через сцену их совместной попойки. Несмотря на то, что Илья живет в городе, он постоянно ищет лучшего и хочет устроиться в жизни, а Михаил более безалаберный и ему достаточно родной деревни, их взгляды во многом схожи. Братья не труженики, они не увлечены каким-то делом, поэтому работают лишь по необходимости, спустя рукава. Разумеется, что при такой жизни каждый из них постоянно накапливает много негативных эмоций, которые они снимают одним способом – через выпивку, дающую им хотя бы на время психологический комфорт.

Смерть старой Анны символизирует, что мир неуклонно меняется, а пример ее детей, по мысли Распутина, должен показать, что в духовном отношении изменения не ведут к лучшему.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Распутина Последний срок

Популярные сегодня темы

Интересно, что с главным героем романа мы знакомимся только в 11 главе. Умный, образованный человек, бывший историк – это и есть Мастер

Виктор Григорьевич Цыплаков – живописец, художник, широко известный своими трудами. Известно, что уроки мастерства он брал у великих людей таких, как Герасимов или же Шегаль

Деревенскому мужику по имени Егор Иванович очень требовалась лошадь. В крестьянском хозяйстве без нее не обойтись. Егор Иванович по копейке собирал на важную покупку. Копить пришлось долго и тяжело

На переднем плане полотна изображена поляна с густой зеленью и белыми полевыми цветами. Протоптанная узкая тропинка ведёт к ручейку, который занимает центральное место на картине.

Жанровая направленность произведения представляет собой сочетание реалистического, модернистского стиля с сатирической трагедией, основной темой которой является изображение смещенного, воспаленного

Источник

Распутин Валентин. Анализ повести «Последний срок». презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Другие персонажи

Варвара – старшая дочь, простая деревенская женщина, измученная тяжелой жизнью и частыми родами.

Люся – дочь Анны, городская жительница, образованная, требовательная к себе и к людям.

Илья – средний сын, также житель города.

Михаил – младший сын, у которого живет Анна; нерешительный, безответственный, большой любитель выпить.

Татьяна – самый младший ребенок Анны, добрая и ласковая женщина.

Мирониха – лучшая подруга Анны.

Надя и Нинка – невестка Анны и ее маленькая внучка.

Анализ замысла «Последний срок» — смысл названия

Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами.

Ради чего живут такие люди? Ради злости и ненависти, зависти и неуважении к другим людям? Если они не могут даже по-человечески проститься с умирающей матерью, что можно говорить об их отношении к окружающему миру, об их жизненном предназначении и роли…

Писатель показывает, насколько жалкой может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной, и главная мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя.

И остается лишь один вопрос, касающийся названия повести и какой смысл в него вложил Распутин.

Произведение относится к философскому творчеству писателя и является одним из главным его творческих созданий.

Композиционная структура повести заключается в действии, представленном в виде трех дней, времени, дарованном небесами главной героине произведения для последней перед смертью встречи с детьми.

Основным персонажем повести является образ восьмидесятилетней старухи по имени Анна, живущей в заброшенной российской деревеньке с семьей младшего сына Михаила. В качестве прототипа главной героини писатель использует свою родную бабашку, олицетворяющую народную мудрость, духовность, щедрую материнскую любовь.

Сюжетная линия повести выстраивается вокруг приезда детей Анны, вызванных телеграммой Михаила, о приближающейся смерти матери, которую женщина оттягивает для прощания с родными. К смерти Анна испытывает спокойное отношение, понимая естество природного человеческого увядания, однако предчувствие смертного часа заставляет женщину желать лишь минутной встречи с дочерями и сыновьями, которые волею судьбы разбросаны по всей стране.

Большую часть повествования писатель описывается поведение детей Анны, раскрывая их характеры посредством поступков, слов и давая им собственную авторскую оценку.

Одна из дочерей, Люся, представляется в повести в качестве твердого, последовательного человека, живущего не в соответствии с чувствами, а по закону жесткого разума. В отличие от нее Варвара является доброй женщиной, но глупой, в которой отсутствует душевный такт. Старший сын Илья всю жизнь ищет свой жизненный путь, много передвигаясь по России, но, отличаясь бесхарактерностью, не приобретает практического опыта и житейской мудрости. Младший ребенок, Михаил, проживающий совместно с умирающей матерью, изображается грубияном и алкоголиком. Писатель упоминает еще об одной дочери Анны, Таньчоре, живущей в далеком Киеве и не приехавшей проститься с матерью по неизвестным причинам.

Образы детей используются писателем для раскрытия типичных представителей современного общества, демонстрирующих собственную занятость, огромное количество бытовых и рабочих проблем, требующих много времени и сил, вспоминающих лишь изредка своих престарелых родителей, которые живут на этом свете исключительно мыслями о детях. Автор акцентирует читательское внимание на нелепости и неискренности поступков семьи Анны, отличающихся бездуховной черствостью, бессердечием и мрачным эгоизмом.

Смысловая нагрузка повести передает авторский замысел, заключающийся в названии произведения, дословно подчеркивающего не только последние дни жизни старой деревенской женщины, но и дающего последний шанс для ее детей на исправление совершенных ими жизненных ошибок, в том числе и по отношению к матери.

Повесть является глубоко нравственным произведением, изображающим реалии современной действительности, затрагивающим насущные психологические проблемы человеческих взаимоотношений.

Краткое содержание

Глава 1

Старуха Анна, которой было уже под восемьдесят, «дожидалась смерти, время для которой вроде приспело». Она держалась из последних сил, но три года назад «сдалась и слегла».

За свою жизнь Анна родила много детишек, но «в живых у нее осталось только пятеро» – два сына и три дочери. Все, кроме младшего сына Михаила, уехали из деревни, и именно у него «старуха и доживала свой век». Когда стало ясно, что она со дня на день отойдет мир в иной, Михаил отправил телеграммы брату и сестрам, чтобы те приезжали.

Первой приехала старшая Варвара, вслед за ней объявились «городские – Илья и Люся», и все ждали Татьяну из Киева. Мать была очень плоха, и Варвара стала оплакивать ее еще при жизни, а Люся села за шитье траурных нарядов.

Главы 2-3

Понимая, что в день получки в магазине не будет водки, братья предусмотрительно решили купить алкоголь на похороны матери – не меньше одного ящика, ведь «полдеревни придет».

Неожиданно для всех Анна открыла веки, поименно назвала собравшихся возле нее детей. Узнав, что Татьяна еще не приехала, женщина вновь впала в забытье.

«Мало-помалу старуха выправилась» и к вечеру попросила жидкой манной каши. Радость от того, что она видит «своих ребят, не давала ей отдохнуть, билась в лицо, шевелила руки, грудь, забивала горло». Анна была очень слаба, ей трудно было говорить, и она только с любовью смотрела на детей – «жадно, торопливо, словно навеки впитывая в себя каждое лицо».

Поправляя матери постель, Люся заметила, что она спит на грязных, давно не стиранных простынях. Она стала выговаривать Михаилу за такое безразличие, не заметив, как густо «залилась краской Надя» – жена брата. На что Анна принялась защищать невестку, которая все это время терпеливо ухаживала за ней. Женщина призналась, что гораздо тяжелее ей приходилось с Михаилом, когда тот выпьет, а в таком состоянии он бывал регулярно. Люся пообещала поговорить с братом.

На радостях, что мать оклемалась, Илья с Михаилом решили выпить.

Главы 4-5

На следующее утро Анна попыталась самостоятельно сесть, и это у нее получилось. На рассвете к ней притопала Нинка – малолетняя дочь Михаила, и пригрелась возле бабушки.

Анна попросила Варвару, которой приснился дурной сон, сбегать к Миронихе – старушке-соседке – и проведать ее.

Проснулся Михаил, который намедни с Ильей выпил три бутылки водки. С похмелья он испугался, что они с братом выпили весь ящик, но, заглянув в кладовку, Михаил «счастливо сморщился» – нетронутые бутылки были на месте.

Предусмотрительно спрятав одну бутылку водки в курятнике, Михаил разбудил брата, и они принялись жаловаться друг другу на то, как тяжело с возрастом бороться с похмельем. Впрочем, это не помешало братьям, пока их не видят женщины, распить бутылку водки еще до завтрака.

Алкоголь развязал языки собутыльникам, и они стали сокрушаться, что мать вовремя не померла, когда «все собрались, приготовились».

Глава 7

Поразмыслив, Люся решила пойти прогуляться в лес. Ей «не хотелось никого видеть, ни с кем разговаривать – ни жалеть, ни подбадривать». Вглядываясь в знакомые пейзажи, Люся вспоминала свое беспечное детство, юность – «как странно и как далеко это было, будто и не с ней».

Наконец, она дошла до поля, которое и было целью ее прогулки. Однажды, в голодное послевоенное время, Люсю отправили бороновать это поле, выделив изможденного тяжелой работой и вечным недоеданием жеребца Игреньку. Во время работы он неожиданно упал, и так и не смог подняться. От страха Люся принялась бить коня, а после побежала за матерью.

Узнав о беде, Анна тотчас примчалась на помощь Игреньке. С ласковой настойчивостью она помогла подняться жеребцу, который понимал ее с полуслова. Тем и спасла его от верной смерти.

Гуляя «по местам, которыми ярче всего была отмечена ее прежняя деревенская жизнь», Люся отчетливо поняла, что многое забыла, и многое ушло безвозвратно…

Главы 8-11

Анну навестила ее давняя подружка – живая и непоседливая Мирониха, которая всегда с удовольствием подтрунивала над своей соседкой. Они с удовольствием посмаковали все деревенские сплетни. Глядя на Анну, Мирониха думала о том, «что хорошо бы им со старухой умереть в один час, чтобы никому не оставаться на потом».

Михаил с Ильей ушли в глубокий запой. Вскоре компанию им составил сосед Степан, и теперь «Михаилу больше не страшны были ни сатана и ни жена».

Анна была очень рада, что возле нее собрались дети, но материнскому сердцу не давали покоя мысли о Таньчоре – младшей дочери Татьяне. Она давно ее не видела – Татьяна вышла замуж за военного, которого «перебрасывали» из города в город, и вскоре супруги обосновались в далеком Киеве.

Таньчора была «была последней, заскребышем» и «выросла ласковей своих сестер». Поначалу Анне было непривычно принимать от дочери столько любви, столько нежности, и в ответ ее сердце переполнялась благодарностью и невыразимой радостью.

Когда Анна поняла, что нет смысла больше ждать Татьяну, в ней «вдруг что-то оборвалось». Дети пытались было ее успокоить, но старуха плакала, не унимаясь – она была уверена, что с Татьяной что-то случилось.

«В эту же ночь, не откладывая», Анна решила умереть. Она вспомнила всех родственников, ушедших в мир иной, всех своих деток, которым так и не суждено было пожить на этом свете. Анна считала, что и так задержалась, а ведь ей есть к кому уходить. «Ночью старуха умерла»…

Смысл повести «Последний срок»

Темы, которые затрагивает Распутин в повести «Последний срок», более глубокие и многогранные, чем может показаться на первый взгляд.

Отношения между членами семьи, отношение к родителям, алкоголизм, старость, понятия совести и чести все эти мотивы сплетены в единое отображение смысла жизни человека в «Последнем сроке»; и затрагивая эти темы, Распутин лишь отображает действительность.

Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз.

Но ее выросшие дети это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах — и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет.

Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью. До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия.

Распутин раскрывает их жизни так, что кажется, что они вообще живут на белом свете ради приличия. Причем сыновья погрязли в пьянстве, а дочери заняты своими «важными» делами.

Они нелепы и неискренни в своем последнем желании уделить внимание умирающей матери. Ведь в последние дни жизни матери они могли бы хоть что-то подправить, могли просто искренне поговорить с ней и уделить ей внимание, достойное матрие, но и на это их не хватило.

Смерть матери

На следующее утро старушка смогла сесть на постель и попросила позвать свою подругу Мирониху. Младшая дочь все не ехала, поэтому Анна боялась, что не сможет ее дождаться. Она прекрасно понимала, что живет не собственной жизнью, а Бог прибавил ей сил, чтобы попрощаться с детьми, которые томятся в ожидании смерти. Сестры были заняты домашними делами, часто скандалили, а братья продолжали выпивать.

в чем смысл названия повести последний срок. Смотреть фото в чем смысл названия повести последний срок. Смотреть картинку в чем смысл названия повести последний срок. Картинка про в чем смысл названия повести последний срок. Фото в чем смысл названия повести последний срок

Михаил сказал, что лучше бы Анна умерла, раз все смогли собраться вместе. Люся не знала, сколько еще сможет здесь находиться, потому что оставила в городе много важных дел. Затем дети решили отправиться в лес и насобирать там грибов.

Ходя по полям, девушки вспоминают родные места и понимают, что здесь они оставили нечто важное.

Анна наконец-то смогла увидеть давнюю подругу. В разговорах и воспоминаниях прошло еще несколько дней. Дети начали собираться в обратный путь, а младшая дочка так и не приехала. Старушка подумала, что теперь ей можно умереть, чтобы окружающим не пришлось вновь приезжать. Ночью ее не стало.

Приезд детей на похороны

У Анны было пятеро детей. Погибли двое ее сыновей, первенцы, которые родились один для Бога, а второй — для царя. Приехала Варвара проститься со своей родительницей из районного центра, а Илья и Люся — из провинциальных городков, находящихся неподалеку.

Продолжаем описывать произведение «Последний срок». Краткое содержание составляют следующие дальнейшие события. Анна ждет приезда из далекого Киева Тани. В деревне, рядом с ней, всегда находился вместе с дочерью и женой сын Михаил. Дети, собравшись вокруг старухи на следующий день после прибытия, не знают, как реагировать на воспрянувшую мать, на ее странное возрождение.

Анна идет на поправку

Продолжаем описывать краткое содержание книги «Последний срок». В то время как дети предаются воспоминаниям и пьют, Анна, съев манной каши, специально приготовленной для нее, взбадривается все больше и выходит на крыльцо. Приятельница Мирониха навещает ее. Анна горюет, что нет Татьяны среди детей, собравшихся у постели, Танчоры, как называет ее старуха. Она по характеру резко отличалась от сестер. Нрав ее был каким-то особым, радостным и мягким, людским.

Дочь Люся вспоминает прежнюю жизнь

Горожанка Люся, вспоминая свою прежнюю жизнь, с большой радостью и теплотой вспоминает Игреньку, любимого коня, который был очень слабым и в конце концов умер. Много таскал Игрень, да не осилил. Люся, бродя по пашне и полям вокруг деревни, понимает, что не выбирает сама, куда ей идти, а ведет ее какая-то сила, посторонняя, обитающая в здешних местах. Жизнь, казалось, вернулась назад, так как Люся потеряла что-то ценное, необходимое, забыла что-то, без чего нельзя…

Тема повести

Фундаментальной темой, на которой выстроено все повествование, стала проблема нравственности, точнее современное ее понимание. Самой главной в своем творчестве считал эту повесть Распутин. «Последний срок» (краткое содержание по главам можно будет прочитать ниже) отразил в себе изменения, происходящие в мыслях и душе современного человека.

Но намного шире и разнообразнее тематика повести, не ограничивается она чем-то одним. Распутин поднимает в произведении следующие проблемы: взаимоотношения между родственниками, старость, причины алкоголизма, отношение к чести и совести, страх смерти.

План пересказа

После ознакомления с пересказом повести стоит прочитать книгу полностью. Найти ее онлайн можно на многих популярных платформах. Если внимательно читать «Последний срок» Распутина по главам, то можно составить такой план сюжета:

В своем повествовании писатель поднимает тему забвения собственных истоков и корней. Люди, которые находятся в футляре своего эгоизма, теряют бесценное духовное наследие далеких предков.

Начало событий

80-летняя женщина находится в критическом состоянии, но пока еще остается жива. Ее дочки знают об этом благодаря запотевшему зеркалу, которое они поднесли к губам мамы. Варвара полагает, что стоит начать отпевать ее. Сначала она рыдает у кровати старушки, а затем уходит плакать к столу, где Люся заканчивает шить траурное платье, которое успела скроить, еще находясь в городе.

У женщины было 3 дочки и 2 сына. Она постоянно жила вместе с Михаилом в селе. Другие дети приехали проводить ее в последний путь из города, где находились все это время. Анна ждала лишь Таню, работающую в Киеве. Все сели за стол, мужчины начали выпивать, так как не знали, чем еще себя занять. Позже к ним присоединились и сестры. Около полуночи они решили проверить, не померла ли мать.

Следующий день прошел в домашних хлопотах. Дети не знали, как скоротать время, ожидая момента, когда старушка умрет. Братья купили в местном магазине пару бутылок водки и снова сели выпивать. Иногда мама приходила в себя. Она шевелила губами, издавая непонятные звуки, вырывавшиеся из ее груди. Дети, стоя около Анны, нервно томились предчувствием смерти и жалели не только женщину, но и самих себя.

Однако старушка начала постепенно оживать. Она уже стала узнавать собственных детей и попросила их сварить немного жидкой манной каши. Анна радовалась, что смогла увидеть всех перед кончиной и беспокоилась об их жизни, желая видеть окружающих только счастливыми. Лишь младшая дочка все еще не приехала. Вскоре женщина повеселела и начала говорить.

Она жаловалась на Михаила, что когда тот пьет, то сильно ругается с женой и мамой.

Илья и Михаил напиваются

Илья и Михаил, притащив лодку, не могут решить теперь, что делать. По сравнению с предстоящим событием, все остальное казалось пустяком, и они маялись, пропуская через себя каждую минуту. Сыновья почти без закуски напиваются, забившись в амбар, перекусывают лишь продуктами, которые для них таскает Нинка, маленькая дочка Михаила. Это обстоятельство провоцирует законный гнев женщин, но стопки водки дарят ощущение праздника двум братьям. Мать, в конце концов, жива. Они уже не понимают, не обращая внимания на собирающую недопитые и пустые бутылки девочку, какую мысль хотят заглушить на этот раз. Возможно, страх от сознания того, что родительница их скоро умрет. Он не похож на другие страхи, всего ужаснее, так как идет от самой смерти, которая, казалось, заметила в лицо всех их и уже не забудет.

Продолжается произведение «Последний срок». Краткое содержание дальнейших событий следующее. Чувствуя себя скверно на следующий день после попойки, братья опохмеляются снова. Илья и Михаил не умеют работать. Они не знали никогда иной радости, кроме как от попойки. Общая работа случалась в деревне, где когда-то жили все вместе, — заядлая, дружная, звонкая, с разноголосицей топоров и пил. Она была весной, в сезон заготовки дров. Но сейчас люди уезжают в город, в селе разваливается колхоз, некому выращивать и кормить скот.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *