что нужно для озвучки аниме
Как стать актером озвучки: пошаговое руководство для начинающих в профессии
Сейчас мы все расскажем.
Здесь и далее фото pexels.com
Среди многих творческих профессий отдельного внимания заслуживают актеры озвучки, которые своим голосом преображают фильмы, мультфильмы, телепередачи, документалки, рекламные проекты и другой аудио- и видеоконтент.
Некоторым кажется, что озвучивать персонажей или переводить их реплики на другой язык довольно просто, однако это совсем не так. Пожалуй, это мнение лишь отчасти справедливо в отношении старых голосов из 1990-х, которые монотонно озвучивали все голливудские фильмы и, казалось, даже не старались расставлять нужные интонации. Но, на самом деле, это был колоссальный труд, повлиявший на всю культуру русского человека.
Самыми яркими актерами дубляжа с «гнусавыми» и монотонными голосами были Леонид Володарский, Михаил Иванов, Алексей Михалев и Павел Санаев. Их творчество заслуживает отдельного внимания, и наверняка его помнят все.
Однако уже впоследствии в дубляж стали приходить профессиональные вузовские актеры, которые начали играть в звукозаписывающих студиях как на сцене, что заметно повысило уровень производимого творчества.
Но, на самом деле, чтобы пойти в озвучку, не обязательно заканчивать профильное направление. Некоторые актеры этого жанра сами тренировались дома, прикупив стандартное оборудование для записи звука.
Сейчас мы расскажем, как становятся актерами дубляжа, насколько это сложно, и что для этого нужно.
Как стать актером озвучки: последовательный путь
1 Начни с чтения вслух
Самое простое, с чего можно начать свою карьеру в этой профессии, — начать читать тексты вслух. Прежде всего, стоит понимать, что в основном актеры озвучки наговаривают нужные им реплики, глядя в лист бумаги или телесуфлер.
Поэтому самая полезная практика — читать вслух. Причем неважно, что это будет — художественная литература, статьи на нашем сайте, свежие новости или рекламные брошюры.
Главное — делать это регулярно и с чувством, не менее 30 минут в день. Старайся четко выговаривать слова, интонационно расставлять знаки препинания или вовсе меняй голос. Все это поможет тебе привыкнуть к новому делу и прокачает навыки.
Помни, что твоя задача — максимально понятно и органично донести до конечного слушателя смысл сказанного.
2 Попробуй записать свой голос
В любом деле очень важно проводить работу над ошибками, чтобы понимать, куда двигаться дальше. В озвучке все просто: надо постоянно записывать свой голос и переслушивать его.
Таким образом ты поймешь, как звучишь со стороны, определишь слабые места и объективно посмотришь на свои скиллы.
Нередко случается такое, что записанный голос кажется нам не таким, каким мы его слышим в реальной жизни. В этом случае важно выявить отличия и привыкнуть к ним.
3 Прибегни к урокам вокала
Для актеров озвучки очень важно обладать поставленным голосом, с помощью которого они смогут не только четко произносить нужные реплики, но и в отдельные моменты петь.
Навык управления собственным вокалом является одним из главных в этой профессии. Именно на него будут смотреть заказчики и партнеры при работе с тобой.
Если ты понимаешь, что тебе недостает профессионализма, можешь смело записываться на вокальные уроки и расширять свой нотный диапазон, учиться управлять дыханием и выучивать другие фишки.
4 Начни имитировать голоса известных людей и актеров
Еще один полезный навык, который нужен каждому актеру озвучки, — навык имитации разных голосов. Прежде всего, он позволит сделать твой голос разнообразным, а также поможет достигнуть контроля за его высотой и тоном.
Тем не менее, актерам озвучки вовсе не обязательно уметь в точности воспроизводить голоса других людей. Однако этот навык будет большим плюсом в твоем портфолио и очень большим преимуществом среди коллег по цеху.
Кроме голоса, попробуй уделить отдельное внимание характерам персонажей, которые передаются через интонацию. Это тоже очень важно для достижения эффекта идентичности.
Можешь начать свои пародии с любого близкого тебе человека или персонажа. Главное, чтобы у тебя были под рукой записи его голоса.
5 Старайся больше импровизировать
В актерском деле, даже если это озвучка, навыки импровизации являются очень ценными. Они помогут быстрее вжиться в роль, легче воспринимать материал и намного органичнее записывать голос.
Чтобы прокачать импровизацию, советуем почаще прибегать к одной полезной привычке. Перед тем как приниматься за работу, попробуй прямо на ходу поместить своего персонажа в забавную историю. Затем перескажи ее от лица своего героя в красках и с неожиданными подробностями.
Если делать так регулярно, твои навыки импровизации заметно вырастут, и ты станешь гораздо профессиональнее.
6 Запишись на курсы актерского мастерства
Несмотря на то, что актеру озвучки не нужно появляться в кадре, большим плюсом для него будет владение самыми настоящими навыками игры на сцене. Поверь, это в разы облегчает работу над материалом.
С одной стороны, работа актера озвучки даже может быть сложнее классической работы актера, потому что единственным инструментом, которым орудует аудиал — это его голос. С помощью него необходимо передать весь спектр эмоций, а также подстроиться под выражение лица, жестикуляцию и движения персонажа в кадре.
Таким образом, все надо сделать с помощью голоса, а это далеко не самая простая задача.
Как стать актером дубляжа: продвижение
1 Подготовь визуальное портфолио
Если ты понимаешь, что готов ворваться в профессию и начать работать над крупными проектами, тебе необходимо сделать качественное портфолио. Идеальным для этого будет короткое видео на две или три минуты, которое представляет собой монтаж твоих самых ярких примеров озвучки.
С такой штукой твой потенциальный работодатель, клиент или партнер сможет максимально быстро и точно понять, подходишь ли ты ему. Поэтому перед стартом карьеры обязательно подготовь небольшое портфолио с твоими самыми удачными работами.
2 Составь классическое резюме
В дополнение к своему портфолио советуем составить классическое резюме, где будет сказано о твоем опыте работы, профессиональных компетенциях и личных качествах.
Для такой творческой профессии, как актер озвучки, резюме можно оформить в стильном визуальном формате. На сегодняшний день для этого существует множество удачных шаблонов, предлагаемых разными сервисами.
Не обязательно для этого пользоваться старым хедхантеровским шаблоном, который долгое время был единственной опцией для российских карьеристов.
3 Найди агента
Если ты понимаешь, что в одиночку тебе не справиться, советуем найти грамотного агента, который будет представлять твои интересы и связывать с нужными проектами.
Такой человек будет своевременно сообщать тебе о кастингах, продвигать в индустрии, общаться с аудиторией, оговаривать финансовые вопросы с заказчиками и, конечно же, получать от этих денег какой-то процент.
Тем не менее плюс агента заключается в том, что он будет находить возможности, о которых ты даже не подозревал. Таким образом, у многих актеров есть свои агенты, которые берут всю волокиту на себя.
Чтобы законнектиться с таким человеком, необходимо отправить ему свое резюме и портфолио, чтобы он четко понимал, насколько перспективным и взаимовыгодным будет ваше сотрудничество.
4 Продвигай соцсети
Сейчас успеха в любой области можно достичь благодаря соцсетям. Поэтому не стоит игнорировать этот инструмент продвижения своего творчества и связи с нужными людьми.
Чтобы сделать свой аккаунт вирусным, придумай какой-нибудь интерактивный формат, за которым будет интересно следить массовой аудитории. Например, озвучивай голоса участников разных шоу на телевизоре с выключенным звуком и публикуй результаты в профиль.
Если это будет забавно, ты обязательно получишь позитивный фидбэк и продвинешься в индустрии.
Ну, и напоследок хочется сказать, что профессия актера озвучки требует немалых усилий и энтузиазма. Как и в любом деле, тут нужно время, чтобы выстрелить и завоевать свое место под солнцем.
Помни, что твой главный инструмент — это голос, поэтому береги его, не срывай и старайся регулярно его прокачивать. Только упорная практика и желание стать профессионалом своего дела помогут тебе добиться успеха.
Озвучка аниме, секреты успеха
Озвучка и дубляж аниме занимает отдельную нишу в индустрии звукозаписи. Периодически всплывающие в новостях, предложения запретить аниме в России на законодательном уровне только подогревают интерес телезрителей. В этой статье мы расскажем вам обо всех тонкостях работы дикторов этого жанра, и поведаем как стать голосом анимешных персонажей.
Что нужно знать, чтобы попасть на проект?
Что нужно сделать, чтобы стать голосом аниме?
Постичь искусство озвучки аниме могут дикторы с хорошими вокальными данными, чувствующие персонажей и атмосферу повествования. И хотя большинство нынешних исполнителей начинало свою карьеру в других жанрах, базовые умения, полученные ранее, стали ключевым фактором адаптации к работе с аниме. Если вы хотите не просто попробовать свои силы, но достичь успеха, то вам предстоит серьезная работа над собой.
Как подготовить себя к работе с аниме?
Прежде всего, нужно поближе познакомиться с жанром. Вы должны, по крайней мере, пересмотреть некоторые фильмы и аниме-сериалы. На ранних этапах важно слушать и запоминать, какие приемы используют дикторы для озвучки. В диалогах персонажей присутствует обильное количество криков и восклицаний, исполнение которых требует хороших данных и широкого вокального диапазона. Те, кто хотя бы немного знают язык и знакомы с японской культурой, имеют очевидное преимущество.
Как сделать первые шаги?
Вот несколько советов, которые помогут направить ваш энтузиазм в нужное русло.
Развивайте свой голос
Востребованные спикеры должны озвучивать нескольких персонажей в одном проекте. Для этого нужно подготовить голоса с разными диалектами, акцентами и т.д. Создание нового голоса происходит в процессе изучения персонажа и поиска баланса между его характером и ожидаемой реакцией на события в аниме. Попытайтесь не просто воспроизводить речь, а прочувствовав ее, переносить в запись. Умение понимать и адекватно воспроизводить эмоцию так же важно, как и вокальные данные.
Подготовьте портфолио
Играть аниме сложно. Подготовьте портфолио с нарезкой лучших записей, демонстрирующих многогранность вашего таланта. Коротких сцен из аниме длиною две-три минуты вполне достаточно. Чтобы продемонстрировать весь диапазон, вам нужно работать над разными голосами.
Прослушивание, прослушивание и еще раз прослушивание
Делаем аниме на русском языке
КТО ОЗВУЧИВАЕТ АНИМЕ
«Сэйю» – так в Японии называется профессия по озвучиванию аниме. Хороший сэйю должен не только в совершенстве владеть голосом, но и уметь петь. Учитывая специфику аниме, в профессию чаще всего идут девушки, которые хорошо справляются и с мужскими ролями. Сэйю озвучивают оригинальные анимационные фильмы и мультсериалы, локализацией в различных странах мира занимаются дабберы или фандабберы (от англ. dub – «дубляж»). Большинство из них – настоящие поклонники аниме, которые в совершенстве знают матчасть: историю персонажей, сюжетные линии, символику фильма и т.д. Но для качественного озвучивания аниме этого недостаточно, поэтому любительские озвучки, как правило, грешат множественными техническими и стилистическими ошибками. Агентство «Рексквер» предлагает несколько вариантов озвучивания аниме: разбираем, кому и какой лучше подойдет.
БАЗОВАЯ ОЗВУЧКА
Самый быстрый и простой способ дать любимым персонажам «русский» голос – это заказать озвучивание аниме в базовом варианте. От вас – сценарий и текст, от нас – кастинг актеров, профессиональный дубляж, работа звукорежиссера и монтажеров, на выходе – готовый локализованный фильм. Этот вариант подойдет тем, кого интересует качество и оперативность.
ПАКЕТ «ЭКСПЕРТ»
ПАКЕТ «ПРОФИ»
Наши саунд-дизайнеры сделают любую аниме ленту более атмосферной и близкой к оригиналу. Наши специалисты добавят необходимые спецэффекты, фоновые шумы, пространственные искажения, звуковые элементы, которые усилят восприятие мультсериала или мультфильма. Версия «Профи» – для онлайн-кинотеатров и широкого проката.
ПРЕМИАЛЬНАЯ ОЗВУЧКА
Это и есть озвучивание аниме «под ключ». Мы берем на себя все этапы работы – от литературного редактирования сценария до написания уникального саундтрека. Кастинг обеспечит вашему заказу актеров дубляжа, максимально подходящих к персонажам аниме фильма или сериала. Профессиональные укладчики текста проведут «лип синк» (от англ. lip sync – «синхронизация губ»), чтобы реплики персонажей на экране совпадали с тем, что слышит зритель. Звукорежиссер и дизайнеры насытят атмосферу аниме звуками, авторской музыкой и спецэффектами. Вместе с лентой, готовой к прокату в кинотеатрах, фестивальным показам и дистрибуции, вы получаете все лицензии, защищающие авторские права на музыкальное сопровождение картины.
ОЗВУЧИВАНИЕ АНИМЕ В СТУДИИ «РЕКСКВЕР»
Студия «Рексквер» (в отличие от фандабберов-любителей) предлагает вам следующее:
– Кастинг профессиональных актеров
– Полный дубляж или литературный закадровый текст
– «Лип синк» – подгонка озвучки под артикуляцию персонажей
– Высокотехнологичное студийное оборудование
– Спецэффекты и саунд-дизайн
– Эксклюзивное музыкальное сопровождение
– Защита авторских прав
Аниме – отдельный вид киноискусства. Чтобы не только сохранить все художественные достоинства оригинального фильма или сериала, но и передать удивительный японский колорит, за который аниме любят миллионы поклонников по всему миру, помощь профессионального агентства необходима. «Рексквер» предложит вам оптимальный вариант озвучивания аниме под ваши задачи, бюджет и сроки.
Как озвучивают аниме
Профессия мастера озвучивания в Японии называется сэйю. Вопреки заблуждению, она включается в себя не только тех, кто дарит голос персонажам аниме, но и специалистов, играющих голосом в кино, сериалах, играх, озвучивающих рекламу и обучающий контент, а также работающих на радио и ТВ. То есть сэйю объединяет профессиональных дикторов и актеров.
Чем уникальны сэйю
Мастеров начитывания готовят в театральных школах и киноинститутах, учат перевоплощаться. У кинематографа и студий дубляжа в большинстве стран пересекающийся рынок трудоустройства, поэтому за микрофон часто зовут киношников и театралов.
В Японии дело обстоит иначе. Профессия сэйю существует отдельно от школ киноиндуистрии. Этому занятию обучают на специальных курсах с большим конкурсом за место. Это отдельный рынок, который куда чаще пользуется собственными кадрами, чем заимствует таланты из театра и фильмов.
Почему так вышло
Профессия возникла из радиопостановок, пользовавшихся в Стране восходящего солнца в начале XX века огромной популярностью. Для аудиоспектаклей специалистов готовили на специальных курсах, так сформировалась особая актерская школа сэйю.
В 60-е годы, с развитием национального ТВ, нужно было искать таланты для дубляжа иностранного кино. Из-за соглашения привлекать актеров кино было нельзя. На помощь пришли профессионалы с радио. Статус исполнителя у микрофона укрепился, а с развитием аниме-индустрии этот род занятий стал одним из самых почитаемых, встав на один уровень со статусом киноактера.
Владение голосом
В этой работе ценится умение манипулировать голосом, подстраивая его под возраст персонажа. Этим навыком мастерски владели советские актрисы, перевоплощаясь в зверушек и детей. По этой же причине в специальности доминирует женский пол. Возможно, потому что в дикторы Японии обучаются актерской игре, местная реклама выходит такой экспрессивной и цепляющей: издавать такой спектр сумасшедших звуков – тоже мастерство.
На курсах учат не только мастерству перевоплощения, но и вокалу. Благодаря этому занятия открывают дорогу не только в озвучку, но и в эстрадную карьеру. После выпуска аниме-сериалов специалисты часто получают дополнительный заработок, выступая от имени своего героя на ТВ и радио (например, в рекламе).
Успеху анимационного сериала часто сопутствует и выпуск серии видеоигр (как было с франшизой Sword Art Online), дополнительного контента, аудиопостановок, изданий саундтрека и дополнительной музыки на тему аниме. Для создания саундтреков даже создают специальные группы – сэйю-юниты. Въедчивые музыкальные заставки вообще хорошо рекламируют японские мультики, вирусным путем распространяясь даже среди тех, кто о произведении могли и не знать.
Дубляж аниме на русском языке
Да, полнометражные и сериальные бестселлеры адаптировали для показа на широком экране и ТВ первоклассные специалисты, иногда даже опережающие своих японских коллег (например, в «Принцессе Мононоке» от Хаяо Миядзаки). Но немалый процент дубляжа аниме – это все же как капля воды похожие друг на друга голоса.
Похожие благодаря переигрыванию и монотонности. Причина – в том, что эфирного времени для такого контента мало, поэтому вместо официального перевода выходят пиратские релизы от энтузиастов, которые готовят или бесплатно, или через краундфандинговое спонсирование.
Автор статьи, Наталья Вотякова.
Портфолио диктора/копирайтера, Натальи Вотяковой.
Как стать хорошим актёром озвучки игр — советы профессионалов
Когда просто хорошего голоса мало.
Westend61 / Getty Images
Работа актёров озвучки давно стала важной частью разработки игр. Даже она одна способна превратить обычные истории в поистине незабываемый опыт. Со стороны может показаться, что это работа мечты, позволяющая быть самому себе начальником и участвовать во множестве интересных проектов. И пускай многие актёры озвучивания и правда любят свою работу, на самом деле она более рутинна, чем можно представить.
Подробно в вопросах озвучки игр разобрался сайт Games Industry, пообщавшись с представителями индустрии. Мы адаптировали материал для русскоязычных читателей.
Автор, стендап-комик, фронтмен группы VINOVATA. Постоянно разрывается между серьёзными шутерами и нарративными инди. Ждёт Titanfall3 и верит.
Озвучка игр — это тоже бизнес
«Мне кажется, что моя работа на 20% состоит из исполнения», — шутит Эйми Смит, актриса озвучивания из Австралии. Смит — бывшая учительница начальной школы. Она начала заниматься озвучиванием в 2011 году в качестве хобби, а с 2019 года работает как профессиональная актриса. Она участвовала в разработке таких игр, как Cloudpunk, Smite, Freedom Planet и Mobile Legends.
«В конце концов, это всё равно бизнес. Вы тратите очень много времени, переписываясь с клиентами, обновляя профили на разных сайтах, выставляя счета и занимаясь маркетингом. В этой работе слишком много важных деталей».
Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания
Актёры озвучки видеоигр работают со многими другими разработчиками игр, чтобы оживить происходящее на экране, работая дома или в студиях звукозаписи. Для начала нужно будет найти подходящий проект через прослушивания, а затем обеспечить высокое качество исполнения во время длительных сессий записи. Работа с голосом — комплексный процесс, который может потребовать базовых знаний в области редактирования звука и звукорежиссуры у тех, кто работает в домашних студиях.
Смит в основном занимается видеоиграми, сессии для которых длятся около двух часов. Проведение одной такой сессии раз в несколько дней оплачивает остальную часть недели, которая уходит на маркетинг и рассылку примерно десяти тестовых заданий в день.
«Приходится постоянно думать: что мне делать дальше? Какое у меня следующее собеседование? Когда следующее прослушивание?»
Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания
Голос Турман звучал в таких играх, как Paladins, My Time at Portia и Paranormal Files: The Tall Man. И она, и Смит с иронией подметили, что работа актёра озвучивания заключается в её постоянном поиске, а сам процесс — приятный бонус.
Однако общий опыт немного отличается для актёров озвучивания в Великобритании, которым чаще заказывают работу по демозаписям, а не по результатам прослушивания. Также актёры озвучки в Великобритании не обязательно работают в домашних студиях, хотя их число увеличилось в связи с пандемией.
Найти работу можно в самых разных сферах. Озвучивание аудиокниг, проекты для дистанционного обучения, озвучивание мультфильмов и аниме — редко бывает, что кто-то из актёров специализируется исключительно на игровой индустрии. Тем не менее, если вы хотите оживить именно игровых персонажей, некоторые правила и нюансы лучше знать заранее.
Какой опыт нужен, чтобы стать актёром озвучивания?
Первоначально сосредоточьтесь на обучении и приобретении опыта
Кирсти Гиллмор — режиссёр озвучки в команде записи диалогов для Baldur’s Gate III компании Larian. Гиллмор советует актёрам совершенствовать свои навыки и набираться опыта, прежде чем вкладывать деньги в дорогостоящее оборудование или домашнюю студию.
«Если вы хотите заняться озвучкой, начните с обучения. Тренируйтесь, чтобы стать актёром, особенно если у вас нет абсолютно никакого актёрского или презентационного опыта».
Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки
Также стоит обратить внимание на семинары, любительские театральные или тренировочные группы, где актёры вместе отрабатывают сценарии, — это лишь некоторые примеры вариантов, с которых можно начать. Любой актёрский опыт — хороший опыт. Подойдут даже театральные кружки учебных заведений.
«Очень хорошо, когда у вас есть что-то вроде коучинга, семинара или индивидуального занятия. Если вы практикуетесь в одиночку, вам некому дать обратную связь о том, эффективно ли то, что вы делаете».
Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания
Научитесь принимать наставления
Выступления с другими людьми дают вам опыт работы под руководством обратную связь, что очень важно для актёров озвучки.
«Если я не могу добиться от актёра нужного исполнения, потому что он не понимает, как воплотить требуемую задачу в жизнь, то эта ситуация не будет выгодной ни для кого. Вы не создаёте видеоигры в одиночку, и для подавляющего большинства высококачественных проектов вам понадобится команда».
Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания
Актёр озвучивания и комик Инель Томлинсон, на счету которого такие игры, как We Happy Few, The Solitaire Conspiracy и Fable Fortune, имеет богатый опыт работы на телевидении, на радио и в театре. Томлинсон изучал драму и театроведение в Мидлсекском университете и считает, что весь этот опыт очень помог ему как актёру озвучивания.
«Всё дело в том, чтобы научиться принимать указания, менять что-то на ходу, уметь работать с другими людьми и очень быстро адаптироваться».
Инель Томлинсон,
актёр озвучивания и комик
Майки Гудмен — музыкант, актёр озвучивания, режиссёр и владелец агентства по озвучиванию Charactoon Voices. Гудмен был одним из руководителей процесса озвучки игры Disco Elysium. Он полностью открыт к работе с новичками, но признаёт, что обученные актёры могут повысить надёжность проекта.
«Если мы знаем, что кто-то обучен, ты сразу осознаёшь, что сессия записи будет короткой, а на выходе команда точно получит удовлетворительный результат».
Майки Гудмен,
музыкант и актёр озвучивания
Не зацикливайтесь на своём деморолике, когда начинаете карьеру
Томлинсон, Турман и Смит — все они создали свои демо (короткие ролики с примерами актёрской игры), когда начинали работать, но позже у них появились и профессионально подготовленные демо. Смит не советует начинающим актёрам озвучки вообще зацикливаться на своих демороликах, вместо этого предлагая лучше узнать, какие типы вокала у них хорошо получаются, какую работу они могут выполнить и нравится ли им вообще заниматься озвучиванием.
«Моё первое демо было не очень хорошим: сегодня оно бы не сработало, потому что я была слишком неопытна».
Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания
Гиллмор соглашается, уточняя, что профессионально записанное демо должно демонстрировать различные актёрские стили в вашем репертуаре. Актёрская игра для видеоигр часто более натуралистична, чем, например, для аниме и мультипликации. Кроме того, в демоверсии не должно быть навязчивых звуковых эффектов или музыки.
Какое оборудование нужно для начала работы?
В первую очередь ориентируйтесь на окружающую обстановку, а затем модернизируйте оборудование по мере необходимости.
Когда Турман только начинала работать дома, она использовала оборудование для стриминга на Twitch, но быстро выяснилось, что оно не подходит под её задачи. Решением стал шкаф в спальне, который она застелила одеялами, чтобы создать импровизированную комнату для записи. Хотя с тех пор Турман переехала в специализированную студию и неоднократно модернизировала своё оборудование, она по-прежнему советует начинающим актёрам озвучивания в первую очередь обратить внимание на окружающую обстановку.
Смит начинала с использования встроенного микрофона компьютера. Через несколько месяцев она перешла на USB-микрофон и стала получать первые оплачиваемые заказы — например, от Freedom Planet, — но она добавила: «Если бы я сделала это сегодня, уверена, что не прошла бы ни один кастинг». Впрочем, когда вы начинаете с нуля, принятие какого-то решения может казаться очень простым.
«Вы, конечно, можете начать с USB-микрофона, добавив к нему поп-фильтр, и записывать всё под одеялом и с любым программным обеспечением. А затем реинвестировать деньги в профессиональное оборудование по мере продвижения, когда поймёте, нравится ли вам всё это».
Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания
Актёрам озвучивания, работающим в домашней студии, необходимо правильное ПО и базовые навыки звукорежиссуры и редактирования, чтобы улучшить свои записи. Если с домашней установкой во время удалённой сессии записи что-то пойдёт не так и человек не сможет сам исправить проблему, это может оттолкнуть студию или режиссёра от найма актёра в будущем.
«У меня сердце замирает, когда я слышу, как актёры с домашними студиями говорят: „Я не очень силён в технических нюансах, ничего о них не знаю“. Тогда я спрашиваю: „Почему тогда у вас вообще есть домашняя студия? Если вы действительно не знаете, как работать с оборудованием, вам лучше не собирать ничего у себя дома“».
Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки
Эш Турман в своей нынешней работе использует программу для редактирования звука Adobe Audition, но начинала она с бесплатной Audacity, которая имеет ограниченную функциональность.
«Вы можете начать с бесплатной Audacity, чтобы понять, как работает редактирование и запись звука, а затем выбрать то программное обеспечение, которое вам больше подходит».
Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания
У Турман также есть опыт в непосредственной разработке игр. Создание собственных игр пригодилось для пополнения актёрского портфолио.
«Я могу просто сказать: „Я сделала это сама, я могу делать всё, что захочу, и буду работать сама на себя!“».
Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания
Как подготовиться к прослушиванию для игры?
Досконально знайте свой «набор инструментов»
Во время прослушивания Смит держит в голове контрольный список, какие качества студия ищет для персонажа. Кроме того, и у Смит, и у Турман есть «набор инструментов» с архетипами персонажей, которые они могут адаптировать и изменять по первому требованию.
«Очевидно, что при каждом прослушивании хочется, чтобы всё было как можно оригинальнее, и мы все стремимся к этому. Но так получается не всегда, поэтому иногда знание того, что вы уже играли похожего персонажа в прошлом, помогает».
Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания
Работа с голосом может быть чрезвычайно конкурентной сферой, и актёрам важно выработать стойкость духа при встрече с отказами.
«Нельзя принимать отказы близко к сердцу. Скажем, 500 человек прослушали на пять вакантных ролей. Что ж, вы попали в 495 людей, которые не получили роль. Вы в хорошей компании».
Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания
Произвести впечатление на директоров по кастингу может быть довольно трудно. Очень важно, чтобы актёры не прослушивались с таким типом вокала, который они не смогут выдержать в ходе всей сессии записи. Кроме того, если вы один из счастливчиков, получивших работу, стоит идти на контакт с другими людьми. Гиллмор описывает работу с трудными актёрами как «утомительную, трудоёмкую и разочаровывающую».
Сделайте свою запись короткой и приятной
Когда речь идёт о самозаписи, важно, чтобы она была чёткой и лаконичной. Гиллмор советует актёрам строго следовать инструкциям, плавно читать реплики для одного персонажа за раз и не делать больше двух дублей, если только вы не чувствуете, что можете предложить что-то особенное.
«Всегда помните, что кастинг-директоры невероятно заняты, часто они могут не прослушать даже и десяти секунд. Обычно мне достаточно 5–10 секунд, чтобы понять, подходит ли этот человек для того, что мне нужно».
Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки
Для Гудмена важно, чтобы запись была правильно маркирована, демонстрировала голос актёра без множества спецэффектов и показывала, как он вживается в образ.
«Мне очень нравится, когда кто-то записывает лишь один дубль, который получается хорошим. Тогда я понимаю, что человек быстро всё схватывает и подходит для работы».
Майки Гудмен,
музыкант и актёр озвучивания
Какие навыки необходимы актёрам озвучивания игр?
Будьте адаптивными и универсальными
В сравнении с другими средствами повествования видеоигры чаще отличаются нелинейным сюжетом, поэтому адаптивность — важный навык для игровых актёров. Сессии записи голоса часто проходят изолированно, и актёрам приходится самостоятельно представлять себе других персонажей в сцене, при этом перескакивая между различными временными рамками и эмоциональными состояниями.
Допустим, ваш персонаж входит в склеп и начинает разговор со своим братом в одной версии сцены. Затем вас могут попросить сделать это снова, но уже со знанием, что ваш брат предал вас. Или разговор состоится сразу после битвы, так что герою нужно будет перевести дыхание. Адаптивность очень важна, поскольку позволяет актёрам получать больше заказов.
«Владение многими акцентами и понимание разных персонажей очень полезно в видеоиграх и анимации. Например, когда я досрочно закончил сессию записи для видеоигры Road 96, меня попросили озвучить несколько дополнительных персонажей, чтобы заполнить образовавшиеся пробелы».
Майки Гудмен,
музыкант и актёр озвучивания
Практикуйте чтение с листа
По мнению Томлинсона, практика чтения с листа, то есть, по сути, способность вжиться в ранее неизвестный сценарий на месте, обязательна для всех актёров. Она помогает им слаженно передавать различные времена, настроения и эмоции, а также улучшает способность импровизировать.
Томлинсон — стример на платформе Twitch. Он часто читает вслух, играя в сюжетные игры, причём как для развлечения зрителей, так и для тренировки.
«Чтение может быть довольно трудным, особенно для людей с дислексией вроде меня, поэтому я стараюсь практиковаться как можно больше».
Инель Томлинсон,
актёр озвучивания и комик
Ограничивает ли возможности актёра озвучки игр территориальное положение?
Для некоторых проектов — да, но далеко не для всех
Некоторые игровые студии предпочитают использовать коммерческие студии звукозаписи, расположенные недалеко от их офисов. Особенно это актуально для ААА-игр. Нахождение за пределами таких центров, как Лондон в Великобритании или Лос-Анджелес в США, может ограничить некоторые возможности актёров озвучивания.
Однако Гиллмор утверждает, что ААА-игры — это не всё, и отмечает, что существует множество удивительных инди-игр. А инди — это очень широкий спектр.
«Есть студии по всему миру, и я лично знаю множество проектов, для которых мы нанимали актёров с домашними студиями».
Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки
Пример — Destruction AllStars, в состав которой входили актёры со всего мира, работавшие удалённо.
«Мы вкладывали огромные средства в создание персонажей, а это означает выход на международный уровень. Если клиенту нужен конкретный звук, то мы будем искать его там, где он есть».
Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки
COVID-19 сделал удалённый формат более распространённой, приоткрыв некоторые возможности. Но в целом особо на работу в плане озвучки коронавирус не повлиял, и существуют опасения, что по мере ослабления ограничений всё может вернуться на круги своя.
Как актёрам озвучивания создать стабильный бизнес?
Заведите веб-сайт и профили в социальных сетях
Независимые разработчики игр часто размещают объявления о ролях в интернете. Активность в социальных сетях помогает актёрам с налаживанием связей. Также важно иметь собственный сайт, на котором представлены клипы и портфолио.
Некоторые студии считают тревожным сигналом, если в интернете не получается найти никаких сведений об актёре. Например, была ситуация, когда одна студия искала актёра для персонажа с ирландским акцентом. У человека, который практически попал в проект, не удалось найти профили в социальных сетях и проверить, является ли он коренным ирландцем. Ответа не последовало и по электронной почте, так что роль человек потерял.
Будьте осведомлены о расценках
Фрилансерам порой бывает трудно понять, сколько именно брать за свою работу. Томлинсон, Турман и Смит указывают на доступные в интернете руководства по расценкам, предоставленные организациями вроде Global Voice Acting Academy, Voice Acting Club и Gravy For The Brain.
У каждого актёра существуют персональные расценки, которые они корректируют в зависимости от характера проекта: например, они могут брать меньше за работу над низкобюджетной инди-игрой. И существует опасность, что люди, отчаянно пытающиеся попасть в индустрию озвучивания, будут занижать расценки, не зная актуальной информации.
«Это влияет на всю индустрию, ведь если большим компаниям сходит с рук занижение расценок, то все начинают платить меньше».
Инель Томлинсон,
актёр озвучивания и комик
Работу можно найти и на сайтах, на которых актёры платят абонентский взнос, чтобы получить доступ к эксклюзивным прослушиваниям. Пример — сайт Voice123 для поиска работы, но подобные страницы могут быть сомнительными. Ими стоит пользоваться лишь в том случае, если человек может найти оплачиваемую работу самостоятельно в другом месте.
Озвучивать бесплатно — тоже неплохой вариант на начальном этапе, чтобы получить опыт ирасширить портфолио. На старте своей карьеры Турман занималась многими проектами бесплатно и до сих пор иногда делает это для определённых разработчиков или проектов. Но тут важно знать, где провести черту.
«Вы должны решить для себя: чего вы стоите? На что у вас есть время? Какова возможная неденежная ценность этой работы? У меня есть предел, и я всегда буду ставить свою платную работу выше бесплатной».
Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания
Всегда помните, для чего вы это делаете
Хотя некоторые аспекты работы могут быть напряжёнными, все опрошенные эксперты в этой статье говорят о своём деле со страстью и энтузиазмом. Смит признаёт, что некоторые элементы работы со временем становятся менее увлекательными: например, она не обязательно прыгает от радости каждый раз, когда получает заказ, и говорит, что некоторым людям может не нравиться деловая сторона работы. Тем не менее она считает, что стать актёром озвучивания — лучшее решение, которое она когда-либо принимала.
«У вас определённо всё ещё есть те маленькие знаменательные моменты, которые заставляют чувствовать, что вы хотите ущипнуть себя и сказать: „Я не могу поверить, что это моя работа“».
Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания