в чем смысл названия пьесы гроза кратко

Сочинение: Почему Островский назвал свою пьесу «Гроза»?

Смысл названия пьесы Гроза — Островского

По названию читатель чаще всего уже может понять, о чем пойдёт речь в произведении. Что хотел сказать А.Н. Островский своей драмой? К чему нужно быть готовым, держа в руках книгу автора?

Гроза — яркое и опасное природное явление. Человек бессилен перед бушующей стихией. Но об этом ли думал А.Н. Островский, называя «Гроза» своё произведение? Все не так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы понять смысл названия, следует подробно рассмотреть образ драмы.

С помощью грозы автор попытался передать эмоции, чувства, мысли героев. Внутренние противоречия, социальная несправедливость, острые конфликты, которыми наполнено произведение отражаются в названии «Грозе».

В начале драмы все тихо и спокойно. Предгрозовое время. Но постепенно стихия наступает. И речь не только о природном явлении. Ситуация в обществе не стабильна. Люди делятся на открытых и честных и на лицемерных и лживых. Крайне непросто уживаться в таком обществе. Многие стремятся исключительно к обогащению. Деньги — их главная ценность. Но есть и те, которые уверены, что счастье не зависит от материальных благ.

Противоречия во взглядах нарастают. Осуждение, сплетни, слухи, пьянство, разгульный образ жизни, деньги, деньги, деньги. Когда же это закончится? Жить, существовать в лицемерном и фальшивом обществе невозможно. Да и стоит ли мириться с несправедливостью? Грядущая катастрофа, стихия неминуема. Чтобы изменить мировоззрения людей, прекратить череду противоречий, необходим толчок, встряска. Гроза, гром, молния — удары, которые жизненно важны всем вокруг.

Гроза — акцент, который А.Н. Островский делает, в момент прогулки по набережной. Сила природы восхищает, поражает, подчиняет себе. Гроза. Она приковывает к себе внимание, пугает и заставляется нервничать. Гроза усиливает действие надвигающейся катастрофы, разворачивающейся трагедии. Никто и ничто не в силах противостоять ей.

Катерина под действием этого природного явления решилась признаться мужу в неверности. С раскатом молнии героиня падает без сознания.

Гроза олицетворяет угрозу, которая нависла над обществом. Что будет дальше? «Нездоровая» атмосфера, которая царит во многих богатых семьях должна скоро выплеснуться наружу. Люди живут с внутренней грозой, не давая своим эмоциям свободы.

А.Н. Островский связал название не только с ярким природным явлением, но и с чувством неизбежности к переменам, которые уже дав ждёт общество. Гроза — символ решительности, стихии, действия. Противоречия между героями достигли своего апогея. Перемены необходимы всем.

Гроза для самодуров

При ответе на вопрос, почему Островский назвал пьесу «Гроза», стоит обратить внимание на то, как к ней относится Дикой. Дикой — человек, который подчиняет себе других при помощи страха. Грозу он воспринимает как наказание, ее нужно бояться. Хотя сам Дикой также является грозой для домочадцев и прислуги.

Вторая «гроза» города Калинова — Кабаниха. Тихон называет грозой ее власть, ругань и постоянный контроль.
Таким образом, становится понятно, почему Островский назвал пьесу «Гроза» и никак иначе. Гроза в произведении является созидательной разрушительной силой. Если бы Островский дал драме другое название, то, скорее всего, читатели бы не уловили основной смысл произведения.

О чем книга «Гроза»

Маленький провинциальный городок Калинов. Люди живут своей привычной размеренной жизнью. Жестокая и деспотичная купчиха, богатый купец Дикой, его племянник Борис, вынужденный подстраиваться по своего дядю. Особое значение в «Грозе» автор придает фону жизни, обстановке. «Темное царство» самодуров основано исключительно на денежном расчете и чувстве страха.

Сын Кабанихи никогда не перечит своей властной матери, он привык ей угождать и выполнять все ее прихоти. Его жена, очаровательная Катерина, томится в семье нелюбимого мужа.

Началась гроза. Катерина в девичестве была счастливой и свободной. Сейчас же каждый ее шаг контролируется внимательной Кабанихой. Ее муж уезжает, Катерина просила, чтобы он взял ее с собой. Однако Тихон решил побыть наедине, подальше от суровой матери и жены.

Катерина испытывает нежные и искренние чувства к Борису. Девушка долго хранила в себе эту тайну. Однако Варвара — сестра Кабанова — настояла, чтобы Катерина доверилась своей любви и открылась Борису. Произошла встреча влюбленных. Катерина, не в силах скрывать измену, призналась во всем мужу. Тихон готов простить оступившуюся жену, однако, деспотичная Кабаниха не позволила.

Катерина таяла на глазах. Она ушла из дома. Борис случайно встретился на ее пути. Девушка готова была уехать с возлюбленным хоть на край света, но это оказалось невозможным. Борис отправился в Сибирь. Влюбленные попрощались. У Катерины пропал смысл дальнейшего существования. Люди искали пропавшую девушку по всему городу. Катерина умерла, бросившись с обрыва. Тихон тяжело пережил это горе.

Гроза в душе Катерины

Если проанализировать композицию драмы (завязку, развитие событий, кульминацию), то становится понятным, почему Островский назвал «Грозу» грозой. Вначале, когда Катерина делится с Варварой своими чувствами к Борису, на небе «вон никак гроза заходит…» Однако самой грозы пока еще нет. Когда Катерина отправляется на свидание с Борисом, в тексте снова упоминается гроза. Но самой грозы снова нет.

Смысл произведения «Гроза»

Главный конфликт в произведении заключается в противостоянии морали самодуров, которая уже изжила себя, с новой моралью людей, обладающих чувством человеческого достоинства. А.Н. Островский показывает мир, полный жестокости и страха. Мир, в котором хозяевами являются Дикие и Кабановы. Их жизненная цель — накопить побольше денег. Они находятся в постоянной войне друг с другом, не уважая никого вокруг. В их мире нет места искренности и состраданию. Они негативно относятся к жизненным изменениям, стараясь всеми силами сохранить старые устои и обычаи. Их боятся, с ними не спорят и не конфликтуют.

Все персонажи «Грозы» — жертвы. Они вышли из «темного царства», которое исковеркало их судьбы, наложило тяжелый и непоправимый отпечаток на их души.

Гроза для Кулигина

На фоне других персонажей выделяется образ Кулигина. Механик-самоучка, своеобразный мечтатель, он становится свидетелем всех событий. Кулигин живет в Калинове и видит его темноту и пороки. Патриархальный уклад семьи разрушен, самое время переходить к новому, но Кабаниха и Дикой продолжают жить по старым правилам.

Кулигину доверяют большинство персонажей. Он не боится власти Кабанихи и Дикого и способен смело высказывать свое мнение. «Вот ваша Катерина, делайте с ней, что хотите!» — бросает он Кабанихе после смерти женщины. Он положительный герой, и мы понимаем, почему. Островский назвал произведение «Гроза», и гроза стала живительной, новой силой, которая дала Калинову луч света. Кулигин ее не боится, а, наоборот, радуется: «Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой». Кулигин предлагал Дикому поставить громоотводы в городе, и это своеобразная аллегория: как легко громоотвод отводит грозы от города, так и Кулигин мягко противостоит людским порокам.

Смысл финала

Необразованные, глупые люди не готовы к переменам. Ими движут жажда наживы, денег. Финал произведения обличает устаревшие устои и нравы «темного царства». Мира, где правят расчетливые, жестокие и деспотичные люди. Светлым, одухотворенным и искренним личностям, таким как Катерина, нет места в «темном царстве». Девушка не может простить себе своего греха, поэтому решается на отчаянный шаг.

Смотрите также:

Популярные сочинения

Вариант 3

В пьесе «Гроза» А.Н. Островского, описывается жилой быт и нравы жителей маленького Русского городка, в давние времена. Не смотря на то, что прошло много времени, типаж людей, который описывается в драме, остается актуальным, и по сей день.

Автор четко выделил три основных типажа, которые часто встречаются в жизни: тираны – Дикой и Марфа Кабанова (Кабаниха); жертвы – Тихон, Екатерина и Дикой; независимые личности, которые прислушиваются только к себе и делают, что хотят – Варвара, Кудряш и Кулигин.

Известный городской купец Савел Дикой, каждый день и всю свою жизнь, не представляет без ругательств. Оскорбления летят в сторону слабых личностей, в материальном и духовном плане. Если человек равен ему по духу и может дать отпор, то Дикой, разговаривается с ним учтиво. Весь свой не выпущенный гнев он срывает на родных, которые прячутся от него на чердаке и в чулане, зная, что он не в духе.

Он понимает, что никчемен, не смотря на все свои отрицательные качества. Возможно, этот изъян он старается скрыть и выбрасывает весь свой гнев на других людей. Единственным человеком, который относится к Савелу хорошо и понимает его душевное состояние, является Кабаниха.

Марфу Игнатьевну Кабанову жители городка называют Кабанихой. Она относится к тиранам и манипуляторам. Воля сына полностью подчинена ей. Близкие не слышат от нее ласковых слов, только постоянные упреки и недовольства. Она ошибочно считает себя умней других и старается возвыситься над людьми.

Тихон относится к категории мужчин, которых называют «маменькиными сыночками». По характеру Тихон добрый, но любил супругу и смог простить ее за измену. На него сильно влияла мать, поэтому он сбежал в другой город, не взяв с собой жену Екатерину. Этим он сам подтолкнул ее к измене. Его безразличие и безличность, спровоцировали самоубийство Кати.

Главным персонажем пьесы является Екатерина. В семье мужа ей жилось плохо, там царила тирания и постоянные упреки. Девушка выросла в атмосфере любви и свободы. Муж не показывал ей своей любви и не оказывал поддержки, поэтому Екатерина была несчастна. Она всегда мечтала о детях, мечтала летать, как птицы. Она не обучена вранью, и не приемлет лживости от других.

В своей измене она покаялась мужу, осознав, что поступила плохо. На самоубийство ее толкнул не греховный поступок, а предательство любимого Бориса. Он решился уехать из города, оставив Екатерину с деспотичной свекровью.

Родственник Дикого, Борис, был возлюбленным Екатерины. Приехав в город за наследством, он полюбил Катю. Когда настал ответственный момент он не задумываясь предал ее, уехав один не смея пререкаться с дядей.

Независимая Варвара, дочь Кабанихи научилась противостоять тиранше матери и искусно овладела враньем. К брату не испытывает уважения, из-за его мягкого характера, который подтолкнул Екатерину к измене.

Варвара хотела сделать Катю счастливой, но это привело к большой трагедии. Девушка не отчаялась и сбежала с любимым.

Гроза — анализ произведения для 10 класса

Произведение создано в драматическом жанре, повествующем о тяжелом, серьезном, бытовом сюжете, приближенным к реальной действительности.

Действие пьесы происходит в провинциальном городке под названием Калинов, явившимся собирательным образом небольших русских городов. В композиционной структуре произведения писатель рассматривает несколько сюжетных конфликтов, состоящих, в первую очередь, в противоборстве между старым и новым мировоззрениями, представленным местными самодурами Кабанихой и Диким, а также их жертвами Катериной, Тихоном, Борисом. Данное противостояние перерастает в конфликт социальной направленности в сочетании с внутренним психологическим конфликтом главной героини Катерины.

Отличительной особенностью пьесы является выстроенная писателем система героев, в которую включается образы персонажей, представленные в качестве угнетателей (Дикой, Кабаниха) и приспособившихся (Тихон, Варвара). Главная героиня пьесы изображается отдельным персонажем, поскольку отличается свободомыслием, интеллигентностью, честностью. Особенной авторской характеристикой обладает и образ Кулигина, демонстрирующего писательскую позицию в отношении необходимости развития научно-технического прогресса.

Тематическая направленность пьесы состоит в изображении национального быта и творящихся нравов жителей захолустного города Калинова, прозябающего в невежестве, бедности, однообразии и фальши. Писатель с тоской и грустью описывает суеверное, консервативное, пустое существование народа и стойкое нежелание представителей самодуров к изменению жизненного уклада.

Кроме того, пьеса поднимает проблемы воспитания в сочетании конфликтом поколений, раскрывая семейное влияние на формирование характеров героев на примере Катерины, получившей достойное образование от родителей и Тихона, ставшего под тиранией матери бесхарактерным и беспринципным человеком.

Для более яркой иллюстрации характера героини писатель использует в пьесе тему грехопадения и покаяния, рассматривая их с точки зрения философии христианства и показывая с помощью образа Катерины ее высокую нравственность, возвышение и оправдание.

Описывая трагическую судьбу героини, попавшей под деспотизм и угнетение самодуров и нашедшей выход из сложившейся ситуации в виде ухода из жизни, писатель раскрывает нравственную проблему человечества, заключающуюся в любви, преданности, верности, связывая ее с драмой совести и в то же с противоречивостью русских характеров, стремящихся к свободному независимому существованию, но не имеющих возможности преодолеть самодурство и ханжество окружающего общества.

Пьеса выражает авторскую идею о возможности русского народа, имеющего огромный жизненный потенциал и возможности, перебороть пережитки старой жизни, дикость существующих нравов и тиранию сильных мира сего, увидев в темном царстве живительный лучик светлого будущего.

Источник

Смысл названия пьесы «Гроза»

Название произведения очень часто отражает либо же его суть, либо даёт читателю хоть немного понять, о чём будет идти речь. Это не касается текстов конца XX и начала XXI века, но зато это положение в полной мере можно применить к текстам эпохи реализма. Например, в «Бедных людях» Ф. Достоевского действительно рассказывается о бедных людях, а в «Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого показаны именно эти этапы жизни человека. То же самое можно сказать и по отношению к пьесам. Одна из драм Островского, о которой пойдёт речь, была написана в 1859 году, во время острых социальных противоречий. Смысл названия пьесы «Гроза» не сводится лишь к характеристике природного явления.

Для того чтобы наиболее точно ответить на вопрос, почему Островский назвал драму «Гроза», нужно детальнее рассмотреть этот образ.

Как уже было обозначено ранее, смыслов заглавия пьесы «Гроза» несколько. Есть ещё один аспект, который нужно рассмотреть более подробно. Гроза предстаёт перед читателем не только как проявление стихии, а и как отдельный персонаж. Гроза представляется роком, которой навис над всеми героями. Неслучайно Тихон перед отъездом говорит, что над ним «грозы не будет две недели». Под словом «гроза» Кабанов подразумевает всю ту нездоровую атмосферу, которая царит в их семье. В основном это касается нравоучений Марфы Игнатьевны, ведь целых две недели мать не будет лезть в жизнь сына.
Кулигин, например, не боится грозы. Наоборот, он призывает жителей опомниться от беспричинного беспокойства: «убивает не гроза!… убивает благодать!». Пожалуй, Кулигин единственный персонаж, у которого нет внутреннего ощущения грозы. Нет предчувствия надвигающегося несчастья. Дикой считает, будто «гроза посылается в наказание».

Ещё одним из смыслов названия драмы «Гроза» можно назвать сюжетообразующий фактор. Гроза становится толчком к развязке конфликта. Как внутреннего противоречия главной героини, так и конфликта между представителями «тёмного царства» и образованными людьми XIX века. Катерина испугалась слов полоумной Барыни о красоте, которая непременно ведёт в омут, но только после раздавшегося удара грома Катерина признаётся в измене.

Отношения между Борисом и Катей также можно сравнить с грозой. В них много решительного, страстного, стихийного. Но, как и гроза, эти отношения не продлились бы долго.
Итак, какой же заложен смысл в название пьесы «Гроза» Островского? Гроза предстаёт как природное явление, обрамляя произведение аудиальной рамкой; как отдельный образ; как символ рока и наказания; как некое обобщённое отображение той общественной катастрофы, которая нависла над Россией XIX века.

Источник

Смысл названия и символика пьесы «Гроза»

Реалистический метод письма обогатил литературу образами-символами. Грибоедов использовал этот приём в комедии «Горе от ума». Суть заключается в том, что предметы наделяются неким символическим смыслом. Образы-символы могут быть сквозными, то есть повторяющимися несколько раз на протяжении текста. В этом случае смысл символа становится значимым для сюжета. Особое внимание нужно обратить на те образы-символы, которые вынесены в название произведения. Именно поэтому следует сделать акцент на смысле названия и образной символике драмы «Гроза».

Для ответа на вопрос что же заключает в себе символика названия пьесы «Гроза» важно знать зачем и почему драматург использовал именно этот образ. Гроза в драме предстаёт в нескольких ипостасях. Первая – явление природы. Калинов и его обитатели будто живут в предвкушении грозы и дождя. События, разворачивающиеся в пьесе, занимают примерно 14 дней. Всё это время от прохожих или от главных действующих лиц встречаются фразы и том, что надвигается гроза. Буйство стихии является кульминацией пьесы: именно гроза и раскаты грома заставляют героиню признаться в измене. Более того, раскаты грома сопровождают практически всё четвёртое действие. С каждым ударом звук становится всё громче: Островский будто готовит читателей к наивысшей точке накала конфликта.

Символика грозы включает в себя и другой смысл. «Гроза» понимается разными героями по-разному. Кулигин не боится грозу, потому что не видит в неё ничего мистического. Дикой считает грозу наказанием и поводом вспомнить о существовании Бога. Катерина видит в грозе символ рока и судьбы – после самого раскатистого удара грома девушка признаётся в своих чувствах к Борису. Катерина боится грозы, ведь для неё это равноценно Страшному суду. В то же время гроза помогает девушке решиться на отчаянный шаг, после которого она стала честна перед собой. Для Кабанова, мужа Катерины, гроза имеет свой смысл. Он говорит об этом в начале повествования: Тихону нужно уехать на некоторое время, а значит, лишиться материнского контроля и приказов. «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…».

Одним из главных символов в «Грозе» Островского можно назвать реку Волгу. Она будто разделяет два мира: город Калинов, «тёмное царство» и тот идеальный мир, который придумал себе каждый из персонажей. Показательны в этом отношении слова Барыни. Дважды женщина говорила, что река – это омут, который затягивает красоту. Из символа предполагаемой свободы река оборачивается символом смерти.

Катерина часто сравнивает себя с птицей. Она мечтает улететь, вырваться из этого затягивающего пространства. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» – говорит Катя Варваре. Птицы символизируют свободу и лёгкость, которой лишена девушка.

Символ суда проследить нетрудно: он появляется несколько раз на протяжении произведения. Кулигин в разговорах с Борисом упоминает суд в контексте «жестоких нравов города».

Источник

Сочинение на тему: Смысл названия пьесы Островского «Гроза»

Создание А.Н. Островским произведения «Гроза» совпало с коренными переменами в русском обществе 1859 года. Название пьесы было выбрано не случайно, оно наполнено огромным смыслом. В пьесе Островского гроза не просто явление природы. В привычном укладе жизни будто грянула гроза, подвергнув сомнениям устои, существовавшие веками.

Центральное место в пьесе занимают разногласия жертв «темного царства» и его сторонников. Гармония природы контрастирует с унижением и гнетом. Именно в таких условиях не в силах больше жить Катерина – ключевая героиня пьесы. Сама природа предвещает зловещие события – мрачнеет небо, близится гроза.

Первые упоминания о грозе звучат в сцене с Тихоном, которому не терпится хотя бы на короткое время сбежать от постоянной опеки Кабанихи – своей властной маменьки. Для него материнский гнев, ее власть, контроль и его собственные страхи, связанные с этими и есть воплощение «грозы». Страх возмездия характерен для всех героев пьесы, кроме Кулигина. Механиком – самоучкой даже был сооружен громоотвод, с помощью которого он пытался дать грозе отпор. Он не видел в ней опасности, он видел в ней лишь явление природы, проявление ее силы.

С началом грозы общество лишилось покоя, все чувствовали, что назревает конфликт и гроза выступала в роли некоего толчка к его разрешению. Даже появлению сумасшедшей, предсказавшей Катерине гибель, сопутствовали удары грома. Набожная Катерина сочла удары грома знаком свыше. Она больше не чувствовала в себе сил мириться с самодурством лицемерных сторонников «темного царства» и не могла жить в грехе запретной любви. Единственный выход, который видела Катерина – это броситься в Волгу.

Гроза также символизировала любовь Катерины к Борису. Эта любовь, как и гроза, никому из них не принесла радости. Катерина не смела изменять мужу, ведь она клялась ему в верности перед Богом. Но она так и не смогла полюбить человека, который никогда не вставал на ее защиту перед свекровью, которая всячески унижала невестку. Катерина нуждалась в любви и смогла обрести ее в лице Бориса. Получив образование в Москве, он отличался от жителей Калинова, но ему не хватало решимости помочь Катерине. Любви с его стороны, скорее всего не было, ведь предчувствуя гибель Катерины, он посоветовал, ей смириться с судьбой и оставил в городе одну. Он променял любовь на дядюшкино наследство, получить которое ему было не суждено.

Все действия пьесы происходят во время грозы, которая символизирует начало освобождения от оков «темного царства».

Образы-символы в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

1. Образ грозы. Время в пьесе. 2. Сны Катерины и символические образы конца света. 3. Герои-символы: Дикой и Кабаниха.

Уже само название пьесы А. Н. Островского «Гроза» символично. Гроза — это не только атмосферное явление, это иносказательное обозначение взаимоотношений между старшими и младшими, имеющими власть и зависимыми. «…Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…» — Тихон Кабанов рад хоть ненадолго вырваться из дома, где мать «надает приказов, один другого грозней».

В пьесе мы находим и другое отношение к грозе, к страху, который она будто бы непременно должна вызывать. «Я вот не боюсь», — говорят Варвара и изобретатель Кулигин. Отношение к грозе характеризует и взаимодействие того или иного персонажа пьесы со временем. Дикой, Кабанихи и те, кто разделяет их взгляд на грозу как на проявление небесного неудовольствия, конечно, неразрывно связаны с прошлым. Внутренний конфликт Катерины происходит от того, что она не в силах ни порвать с представлениями, уходящими в прошлое, ни хранить заветы «Домостроя» в неприкосновенной чистоте. Таким образом, она находится в точке настоящего, в противоречивом, переломном времени, когда человек должен выбрать, как ему поступать. Варвара и Кулигин устремлены в будущее. В судьбе Варвары это подчеркивается благодаря тому, что она уходит из родного дома неизвестно куда, почти как герои фольклора, отправляющиеся на поиски счастья, а Кулигин постоянно находится в научных поисках.

Образ времени то и дело проскальзывает в пьесе. Время не движется равномерно: оно то сжимается до нескольких мгновений, то тянется неимоверно долго. Эти превращения символизируют различные ощущения и изменения, в зависимости от контекста. «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было» — так Катерина характеризует особое состояние духовного полета, которое она переживала в детстве, посещая церковь.

«Последние времена… по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда». Ускорение темпа жизни странница Феклуша трактует как приближение к концу света. Интересно, что субъективное ощущение сжатия времени по-разному переживается Катериной и Феклушей. Если для Катерины быстро пролетевшее время церковной службы связано с ощущением непередаваемого счастья, то для Феклуши «умаление» времени является апокалиптическим символом: «…Время-то короче становится. Бывало, лето или зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся, а ныне и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались; а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается».

Мотивы «суеты», «огненного змия», которые возникают в рассказе Феклуши — это не просто результат фантастического восприятия действительности простым человеком, невежественным и суеверным. Темы, звучащие в рассказе странницы, тесно связаны и с фольклором, и с библейскими мотивами. Если огненный змий — это всего-навсего поезд, то суета в представлении Феклуши — емкий и многозначный образ. Как часто люди торопятся что-то успеть, не всегда правильно оценивая реальное значение своих дел и стремлений: «Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна».

Но в пьесе «Гроза» символичны не только явления и понятия. Символичны и фигуры персонажей пьесы. В особенности это относится к купцу Дикому и Марфе Игнатьевне Кабановой, прозванной в городе Кабанихой. Символичное прозвище, да и фамилию почтенного Савела Прокофьича с полным правом можно назвать говорящей. Это не случайно, ведь именно в образах этих людей и воплотилась гроза, не мистический небесный гнев, а вполне реальная тираническая власть, твердо укрепившаяся на грешной земле.

Смысл названия и символика пьесы «Гроза»

Реалистический метод письма обогатил литературу образами-символами. Грибоедов использовал этот приём в комедии «Горе от ума». Суть заключается в том, что предметы наделяются неким символическим смыслом. Образы-символы могут быть сквозными, то есть повторяющимися несколько раз на протяжении текста. В этом случае смысл символа становится значимым для сюжета. Особое внимание нужно обратить на те образы-символы, которые вынесены в название произведения. Именно поэтому следует сделать акцент на смысле названия и образной символике драмы «Гроза».

Для ответа на вопрос что же заключает в себе символика названия пьесы «Гроза» важно знать зачем и почему драматург использовал именно этот образ. Гроза в драме предстаёт в нескольких ипостасях. Первая – явление природы. Калинов и его обитатели будто живут в предвкушении грозы и дождя. События, разворачивающиеся в пьесе, занимают примерно 14 дней. Всё это время от прохожих или от главных действующих лиц встречаются фразы и том, что надвигается гроза. Буйство стихии является кульминацией пьесы: именно гроза и раскаты грома заставляют героиню признаться в измене. Более того, раскаты грома сопровождают практически всё четвёртое действие. С каждым ударом звук становится всё громче: Островский будто готовит читателей к наивысшей точке накала конфликта.

Символика грозы включает в себя и другой смысл. «Гроза» понимается разными героями по-разному. Кулигин не боится грозу, потому что не видит в неё ничего мистического. Дикой считает грозу наказанием и поводом вспомнить о существовании Бога. Катерина видит в грозе символ рока и судьбы – после самого раскатистого удара грома девушка признаётся в своих чувствах к Борису. Катерина боится грозы, ведь для неё это равноценно Страшному суду. В то же время гроза помогает девушке решиться на отчаянный шаг, после которого она стала честна перед собой. Для Кабанова, мужа Катерины, гроза имеет свой смысл. Он говорит об этом в начале повествования: Тихону нужно уехать на некоторое время, а значит, лишиться материнского контроля и приказов. «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…». Тихон сравнивает буйство природы с непрекращающимися истериками и капризами Марфы Игнатьевны.

Одним из главных символов в «Грозе» Островского можно назвать реку Волгу. Она будто разделяет два мира: город Калинов, «тёмное царство» и тот идеальный мир, который придумал себе каждый из персонажей. Показательны в этом отношении слова Барыни. Дважды женщина говорила, что река – это омут, который затягивает красоту. Из символа предполагаемой свободы река оборачивается символом смерти.

Катерина часто сравнивает себя с птицей. Она мечтает улететь, вырваться из этого затягивающего пространства. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» – говорит Катя Варваре. Птицы символизируют свободу и лёгкость, которой лишена девушка.

Символ суда проследить нетрудно: он появляется несколько раз на протяжении произведения. Кулигин в разговорах с Борисом упоминает суд в контексте «жестоких нравов города». Суд представляется бюрократическим аппаратом, который не призван искать правду и наказывать за нарушения. Он способен лишь отнимать время и деньги. Феклуша рассказывает о судействе в других странах. С её точки зрения только христианский суд и суд по законам домостроя могут рассудить праведно, остальные же погрязли в грехе. Катерина же говорит о всевышнем и о людском суде, когда рассказывает Борису о своих чувствах. Для неё на первое место становится христианские законы, а не общественное мнение: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Символика драмы «Гроза» детально разработана и включает в себя несколько образов-символов. С помощью этого приёма автор хотел передать остроту и глубину конфликта, который был как в обществе, так и внутри каждого человека. Эта информация пригодится 10 классам при написании сочинения на тему «Смысл названия и символика пьесы «Гроза»».

Тест по произведению

СПАДИЛО.РУ

«Гроза» — величайшее произведение А.Н. Островского. Оно создано в 1859 году – в период кардинальных перемен в российском обществе. Поэтому, не удивительно, что именно такое название дал своему произведению автор. Слово «гроза» имеет несколько значений в пьесе. Во-первых, это явление природы, во-вторых, символ надвигающихся перемен в «темном царстве» — многовековом общественном укладе в России.

Конфликт в произведении

В основе произведения конфликт консерваторов и новаторов. На лоне прекрасной природы Островский прорисовывает невыносимую жизнь горожан Калинова. Катерина – главная героиня, не выдерживает гнета, что выражается в изменениях природы – сгущаются тучи, слышны раскаты грома. Грядут какие-то страшные перемены.
Первым произносит слово «гроза» Тихон, называя так атмосферу страха и деспотизма в собственном доме. Дикой, говоря о грозе, вспоминает о таком понятии как наказание. Боязнь божественного возмездия устрашает всех героев, в том числе и религиозную Катерину, которая осознает греховность своей связи с Борисом.

Не боится грозы только механик Кулигин, воспринимая ее как некое величавое зрелище, проявление силы стихии, а не опасности для людей.

Гроза в обществе

Катерина напугана, так как она глубоковерующий человек. Она не смогла нести тяжесть греха в своем сердце, не смогла смириться с устройством общества, его правилами, поэтому бросилась в объятья Волги.

Гроза как знак любви

Гроза – еще и знак любви Катерины и Бориса. Их отношения – это настоящая стихия, не приносящая радости ни ему, ни ей. Борис был единственным, кто понимал трагедию Катерины, но ничем не мог ей помочь, потому что ему не доставало решительности. Любил ли он девушку на самом деле? Мне кажется, нет. Иначе он с легкостью пожертвовал бы всем ради ее благополучия. Свои чувства об обменял на наследство, которого все равно не получит.

Эпилог

Название пьесы говорит о стихийности происходящих в обществе середины 19 века перемен. Но, если в природе после грозы наступают обновления, то в жизни на них остается только надеяться. Но, скорее всего, все останется на своих местах.

О чем книга «Гроза»

Маленький провинциальный городок Калинов. Люди живут своей привычной размеренной жизнью. Жестокая и деспотичная купчиха, богатый купец Дикой, его племянник Борис, вынужденный подстраиваться по своего дядю. Особое значение в «Грозе» автор придает фону жизни, обстановке. «Темное царство» самодуров основано исключительно на денежном расчете и чувстве страха.

Сын Кабанихи никогда не перечит своей властной матери, он привык ей угождать и выполнять все ее прихоти. Его жена, очаровательная Катерина, томится в семье нелюбимого мужа.

Началась гроза. Катерина в девичестве была счастливой и свободной. Сейчас же каждый ее шаг контролируется внимательной Кабанихой. Ее муж уезжает, Катерина просила, чтобы он взял ее с собой. Однако Тихон решил побыть наедине, подальше от суровой матери и жены.

Катерина испытывает нежные и искренние чувства к Борису. Девушка долго хранила в себе эту тайну. Однако Варвара — сестра Кабанова — настояла, чтобы Катерина доверилась своей любви и открылась Борису. Произошла встреча влюбленных. Катерина, не в силах скрывать измену, призналась во всем мужу. Тихон готов простить оступившуюся жену, однако, деспотичная Кабаниха не позволила.

Катерина таяла на глазах. Она ушла из дома. Борис случайно встретился на ее пути. Девушка готова была уехать с возлюбленным хоть на край света, но это оказалось невозможным. Борис отправился в Сибирь. Влюбленные попрощались. У Катерины пропал смысл дальнейшего существования. Люди искали пропавшую девушку по всему городу. Катерина умерла, бросившись с обрыва. Тихон тяжело пережил это горе.

Второй образ грозы

Оказывается, каждый персонаж произведения понимает грозу по-разному, то есть по-своему:

Первый образ грозы

Образ грозы в данном произведении многогранен. Это природное явление одновременно идея и действующее лицо драмы. Как вы думаете, почему Островский использовал именно образ грозы? Давайте об этом порассуждаем.

Обратите внимание на то, что данное явление природы в произведении предстает перед читателем в нескольких ипостасях. Во-первых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» заключается в том, что изначально читатель видит явление природы. Город Калинов, описываемый в произведении, а также его жители живут в предвкушении и ожидании грозы. Все происходящее в пьесе длится около двух недель. То и дело на улицах городка слышны разговоры о том, что надвигается буря.

В композиционном плане гроза является еще и кульминацией! Именно мощные раскаты грома вынуждают Катерину признаться в обмане и измене. Внимательные читатели заметят, что 4 действие сопровождается раскатами. Складывается впечатление, что писатель готовил читателя и зрителя к апогею. Но и это ещё не всё. Во-вторых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» имеет в себе ещё одно ядро. Давайте рассмотрим и его.

Смысл произведения «Гроза»

Главный конфликт в произведении заключается в противостоянии морали самодуров, которая уже изжила себя, с новой моралью людей, обладающих чувством человеческого достоинства. А.Н. Островский показывает мир, полный жестокости и страха. Мир, в котором хозяевами являются Дикие и Кабановы. Их жизненная цель — накопить побольше денег. Они находятся в постоянной войне друг с другом, не уважая никого вокруг. В их мире нет места искренности и состраданию. Они негативно относятся к жизненным изменениям, стараясь всеми силами сохранить старые устои и обычаи. Их боятся, с ними не спорят и не конфликтуют.

Все персонажи «Грозы» — жертвы. Они вышли из «темного царства», которое исковеркало их судьбы, наложило тяжелый и непоправимый отпечаток на их души.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *