в чем смысл мухи цокотухи
Анализ сказки Муха-Цокотуха Чуковского
Красавица Муха Цокотуха. У неё и брюшко позолоченное. Пошла погулять по полю и нашла денежку. Мечта многих современных людей. Только деньги на полях не валяются. Многие из них пришли в запустение и там ничего не найдёшь.
А Муха денежку нашла вовремя – у неё день рождения. Вот она и решила пригласить на него своих друзей. Сначала она на базаре купила самовар, всякие крендельки, баранки, варенье, молоко. И вот стали приходить гости.
Самые первые пришли тараканы – они еду за километр чуют. Выпили все стаканы с чаем. Букашки пили по три чашки каждый с молоком и крендельками. Только блошки догадались подарить Мухе сапожки с золотыми застёжками.
Пчела принесла ей мёду. Красавица бабочка всё сидела, жеманилась за столом, всё решала пить чай с крендельками или нет. Ведь это вредно для фигуры, а она на диете.
Вдруг старый паук потащил Муху в угол. Ведь в природе пауки питаются мухами. Муха стала просить о помощи своих гостей, намекая на то, что она их кормила и поила. Теперь пришёл их черёд отплатить добром за добро. Но гости на помощь не торопятся.
Тараканы забились в щели под диван, букашки под кровать. Воевать с пауком никто не желает – страшно за свою шкуру. Кузнечик вообще убрался восвояси, на свой шесток.
Паук настроен решительно. Он связал Мухе руки и ноги. Уже оскалил зубы и намеревается впиться в муху и выпить из неё кровь. Муха продолжает молить о помощи. А паук лишь ехидно улыбается и всё ближе подходит к мухе.
Но это же сказка – должен быть положительный герой, который спасёт муху из лап паука. Им становится бравый гусар — маленький комарик с фонариком. С налёту он своей саблей отрубает пауку голову. А мухе предлагает руку и сердце.
Конечно же, муха согласна. Как отказать такому красавцу-гусару? И день рождения, который чуть не закончился трагедией, плавно перетекает в свадьбу. Из всех щелей вылезают гости. Зовут музыкантов. Начинаются танцы. Все пляшут от души на свадьбе Мухи и Комара.
Чему учит эта сказка? Правильно выбирать друзей. Они познаются в беде, а не за праздничным столом. Всегда найдётся человек, на которого все не обращают внимания, т.к. он внешне не похож на остальных. Он маленького роста, у него длинный нос.
Но в критической ситуации именно придёт на помощь. Не за награду и почести, а просто потому, что он готов придти на помощь любому человеку, попавшему в беду. И таких людей в нашей жизни не мало.
Анализ сказки Муха-Цокотуха Чуковского
Красавица Муха Цокотуха. У неё и брюшко позолоченное. Пошла погулять по полю и нашла денежку. Мечта многих современных людей. Только деньги на полях не валяются. Многие из них пришли в запустение и там ничего не найдёшь.
А Муха денежку нашла вовремя – у неё день рождения. Вот она и решила пригласить на него своих друзей. Сначала она на базаре купила самовар, всякие крендельки, баранки, варенье, молоко. И вот стали приходить гости.
Самые первые пришли тараканы – они еду за километр чуют. Выпили все стаканы с чаем. Букашки пили по три чашки каждый с молоком и крендельками. Только блошки догадались подарить Мухе сапожки с золотыми застёжками.
Пчела принесла ей мёду. Красавица бабочка всё сидела, жеманилась за столом, всё решала пить чай с крендельками или нет. Ведь это вредно для фигуры, а она на диете.
Вдруг старый паук потащил Муху в угол. Ведь в природе пауки питаются мухами. Муха стала просить о помощи своих гостей, намекая на то, что она их кормила и поила. Теперь пришёл их черёд отплатить добром за добро. Но гости на помощь не торопятся.
Тараканы забились в щели под диван, букашки под кровать. Воевать с пауком никто не желает – страшно за свою шкуру. Кузнечик вообще убрался восвояси, на свой шесток.
Паук настроен решительно. Он связал Мухе руки и ноги. Уже оскалил зубы и намеревается впиться в муху и выпить из неё кровь. Муха продолжает молить о помощи. А паук лишь ехидно улыбается и всё ближе подходит к мухе.
Конечно же, муха согласна. Как отказать такому красавцу-гусару? И день рождения, который чуть не закончился трагедией, плавно перетекает в свадьбу. Из всех щелей вылезают гости. Зовут музыкантов. Начинаются танцы. Все пляшут от души на свадьбе Мухи и Комара.
Чему учит эта сказка? Правильно выбирать друзей. Они познаются в беде, а не за праздничным столом. Всегда найдётся человек, на которого все не обращают внимания, т.к. он внешне не похож на остальных. Он маленького роста, у него длинный нос.
Но в критической ситуации именно придёт на помощь. Не за награду и почести, а просто потому, что он готов придти на помощь любому человеку, попавшему в беду. И таких людей в нашей жизни не мало.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Муха-Цокотуха Чуковского
Популярные сегодня темы
Ключевым персонажем произведения является Лариса Дмитриевна Огудалова, младшая дочь Хариты Игнатьевны. Писатель представляет героиню в образе красивой, молодой, умной и порядочной девушки, не имеющей приданного
«Божественная комедия» Данте Алигьери является самым известным художественным произведением европейской средневековой литературы. В нём автор сумел не только объединить сюжетное повествование и поэтический стиль
Щи, солянка, окрошка, осетрина, холодец (он же студень), разносолы, пироги… Количество исконно русских блюд поражает воображение даже самых избалованных гурманов. И каждое из этих лакомств имеет свою символику,
Римский Григорий Данилович — второстепенный герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита». По профессии он финдиректор Варьете — театра, где тёмный маг Воланд со своей свитой устраивает представления.
На картине Михаила Сатарова Мороз зритель видит зимний лесной пейзаж. На заднем плане полотна небо ещё освещается лучами солнца, которое садится за далёким горизонтом. Чистое небо переливается оттенками жёлтого и оранжевого цветов
Анализ стихотворения «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского
В 1923 году Корней Чуковский написал замечательную сказку в стихах «Муха-Цокотуха». Сюжет стихотворения одновременно простой и оригинальный.
В сюжете лежит конфликт двух сторон. Первая сторона — это Паук, а вторая — все остальные персонажи. Эти герои разделены на две группы. В первой находятся семь одиночных особей, у которых имена написаны с большой буквы: Муха-Цокотуха, Комарик, Бабочка, Пчела, Клоп, Кузнечик, Муравей с Муравьихою. Во вторую группу включены десять существ множественного числа, но они действуют, как одиночные особи. Имена написаны с маленькой буквы: тараканы, букашки, жуки, козявки, червяки, блошки, светлячки, мотыльки, сороконожки, бабочки.
Сказка делится на три части. Муха является главной в первой группе и она страдает. Наша героиня находит деньги, покупает на них самовар и приглашает к себе на день рождения гостей. Гости едят, пьют, веселятся и хвалят хозяйку за приглашения. Все были радостные, но внезапно появляется злой паук. После его появления все гости прячутся и бросают Муху в беде. Злодей мучает именинницу и хочет её погубить. Она громко зовёт на помощь, говоря, что она всех угощала, просит не оставлять её в беде, но никто не откликается на её просьбу, все сидят и боятся сдвинуться с места. Таким образом, автор подчеркивает недостойное поведение, которое отражает во взрослой жизни похожие ситуации. Чуковский помогает понять детям, как не надо себя вести.
К великой радости, появляется храбрый герой по имени Комарик. Он побеждает злодея-Паука и спасает из его лап Муху-Цокотуху и делает ей предложение руки и сердца. Она принимает его предложение. В образе Комарика выражается смелость, отзывчивость, решительность, готовность помочь. Писатель показывает, что себя нужно вести достойно и не идти на поводу у страха. Если кому-то требуется помощь, то нельзя оставлять на произвол судьбы.
Когда враг уничтожен, трусливые гости вылезают из своего укрытия. Начинается веселье. Зовут других насекомых на праздник. Тогда появляются букашки, мошкора, жуки, мотыльки и другие особи. Все очень радостные, начинаются танцы до утра. И им не стыдно, что они не помогли своему другу, но в жизни людей такая ситуация поможет определить настоящие ли друзья находятся с вами рядом. Друг проверяется временем.
Сказка Муха-Цокотуха легкая, ритмичная и яркая. Многие её за это любят, но надо понимать, что у сказки есть глубокий смысл, поняв который, вам будет легче разобраться в людях.
Образовательная ситуация по формированию финансовой грамотности через чтение художественной сказки «Муха Цокотуха»
Наталья Семкина
Образовательная ситуация по формированию финансовой грамотности через чтение художественной сказки «Муха Цокотуха»
Развивающая образовательная ситуация по формированию финансовой грамотности через чтение художественной сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха»
продолжать развивать у старших дошкольников экономические компетенции.
Задачи:
• Формировать первоначальные экономические знания у детей;
• Способствовать развитию экономического мышления;
• закрепить знания о понятиях «доход», «расход», «деньги», «прибыль»
• Воспитывать трудолюбие, старание, бережливость, хозяйственность и ответственное отношение к деньгам;
• Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребление разнообразных прилагательных.
• Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность.
• Закреплять правильное отчетливое произношение звуков.
• Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
• Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.
• Развивать у детей интерес к театрализованной игре.
• Воспитывать артистические качества.
• Раскрыть творческий потенциал.
• Развивать навык детей использовать интонационные средства выразительности, жесты и мимику для передачи облика своего персонажа.
• Эмоционально развивать дошкольников с помощью сопереживания и драматизации эпизодов сказки.
Сегодня мы вспомним героев одной сказки, она вам уже знакома, эта сказка К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Мы вспомним ее, побываем в этой сказке и посмотрим, чему она нас научит.
— Сказка ложь, да в ней намек
добрым молодцам урок!
Слушать сказку будем дружно
Из нее узнать нам нужно,
Что «доходом» назвать,
Что «расходом» величать,
«Прибыль», что за зверь такой
«Бартер», что тут за герой?
— Выходим в середину группы закрываем глазки и повторяем
«Раз, два, три покружись в мире сказок очутись»
— Открываем глаза! Вот мы и очутились в сказочном мире. Впереди нас ждет сказка Муха Цокотуха.
— Ребята, кто помнит, как начинается эта сказка?
Муха, Муха Цокотуха
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла».
— Вот как повезло Мухе!
— А как думаете, она обрадовалась своей покупке? (ответы детей)
— А когда у вас возникают такие чувства? (ответы детей)
— Ребята, а как вы думаете, почему Муха нашла денежку? (ответы детей)
— Верно, наверняка кто-то эту денежку потерял.
— А каким качествами должен обладать человек, чтобы не терять деньги? (ответы детей)
— Аккуратность, внимательность, бережливость помогают людям сохранить свои деньги.
— Ребята, а что еще кроме человеческих качеств может помочь сохранить деньги? Где люди хранят свои деньги? (ответы детей)
— Деньги можно хранить в кошельке, на карточке, сейфе, банке (счете). Деньги, которые лежат в кошельке, и вы их можете взять в руки и пересчитать называются наличными,
а деньги которые лежат на карте, и вы из увидеть и потрогать не можете, называются безналичными.
— Ребята, какие деньги Муха нашла на поле наличные или безналичные? (ответы детей)
— Правильно! Муха нашла наличные деньги.
— Дети, а кто помнит, что произошло дальше? (ответы детей)
«Пошла Муха на базар,
— Для чего муха купила самовар? (ответы детей)
— Верно. Муха пригласила на чай из самовара своих друзей. Самовар большой чая можно приготовить много, всем хватит.
Все стаканы выпивали».
«А букашечки- по три чашечки,
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха именинница!»
— Кто такая именинница? (ответы детей)
— Ребята, Муха нашла денежку и пошла на базар. Она купила самовар, накрыла на стол, пригласила гостей. Как вы думаете, Муха эффективно потратила деньги? (Ответы детей)
— Я предлагаю размяться, подвигаться, а потом обсудим покупку Мухи.
Физминутка «Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает.
Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать не сосчитать!
За день, за два и за месяц…
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
Сосчитать бы не смогла!
(считаем пальчиком) Г. Виеру
— Отлично, попархали, полетали, а теперь давайте вспомним про покупку самовара.
— Как вы думаете Муха правильно сделала, что купила самовар? (ответы детей)
Для того, чтобы разобраться с этим давайте вспомним такие понятия как «доход», «расход» и «прибыль»
ДОХОД — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.
РАСХОД — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.
ПРИБЫЛЬ — это разница между доходом и расходом.
— Теперь давайте вспомним, какой доход муха получила.
— Верно, Муха нашла денежку и еще у нее были какие-то запасы дома.
— Какие расходы совершила Муха? (ответы детей)
— Потратила денежку на самовар и накрыла стол из своих запасов.
Или вам не нравится
— Как вы думаете, ребята, получила ли муха какую-то прибыль?
— Давайте вспомним, что происходило на чаепитии.
«Приходили к мухе блошки
А сапожки не простые
В них застежки золотые».
«Приходила к мухе бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла».
— Ребята, а что еще произошло на празднике у Мухи? (ответы детей)
— Да, это было страшно и печально, когда Муху похитил Паук, но все закончилось благополучно. Комарик спас Именинницу и веселье продолжилось.
«Музыканты прибегали, в барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром.
А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ!
Козявочки с червячками, букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые – мужики богатые
Шапочками машут, с бабочками пляшут.
Веселиться народ, Муха замуж идет».
«За лихого, удалого, Молодого Комара.
Будет, будет мошкара веселиться до утра,
Нынче Муха-Цокотуха именинница!»
— Вот мы и вспомнили содержание сказки и теперь с легкостью сделаем вывод о том, как Муха распорядилась своими деньгами.
— Муха потратила деньги на самовар, запасы на чаепитие.
А получила, сапожки, банку меда, хорошее настроение и нового друга- комарика. Да и самовар остался при ней. Она сможет пригласить друзей к себе на чай с медом и потанцевать в своих новых сапожках.
— Итак, дели, какой вывод мы сделаем?
— Муха правильно потратила свои сбережения и получила прибыль.
— Встали в круг, взялись за руки. Давайте возьмем с собой все важное, что было сегодня, все чему научились. Протягивают руки вперед, показывая, как будто, что-то берут с собой и прикладывают к сердцу). Все это останется вместе с вами.
— Вот мы оказались в нашем мире. Расскажите мне, что вы взяли для себя из нашего занятия, чему научились?
Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.
«Муха-Цокотуха». Сценарий сказки в старшей группе (Под музыку дети входят в зал, останавливаются возле стульчиков) 1 ребенок: И в поле, и в лесу Глаза от солнца щурятся. Веснушки на носу,.
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка» (деньги) Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Моя первая копилка». Цель: формирование у детей среднего дошкольного.
Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы. Табунщик Евгения Викторовна Цель:.
Фотоотчёт драматизации сказки «Муха Цокотуха». Задачи:Учить детей драматизировать знакомое произведение, согласовывать слова и действия персонажа. Учить детей чётко и внятно произносить.
Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» 31 марта исполнилось 134 года со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского. Поэтому в память о нем мы с напарницей предложили нашим деткам.
Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.
Образовательная ситуация по формированию у детей интереса к художественной литературе на примере творчества В. Сутеева Игровая образовательная ситуация в старшей логопедической группе «По следам Кляксы» Дети вместе с воспитателем хотят отправиться в музыкальный.
В чем смысл мухи цокотухи
Вернемся опять к сказке Чуковского. Рассмотрим более подробно действия персонажей “семёрки” в ходе развития конфликта.
“Семёрка”, а вместе с ней и всё “собрание гостей”, имеет председателя – Муху. Её мы и интерпретируем, как “жену, сидящую на звере с семью головами и десятью рогами”. Кто из всего “собрания гостей”, из всей семёрки, терпит явный ущерб в конфликте? Это – Муха, единственный “пострадавший” персонаж. И вот, для сравнения, цитата, в которой говорится о звере, выходящем из моря:
И действительно, Муха “как бы” получает смертельную рану, потому что вскоре уже весело пляшет с Комаром.
Далее. Сказка делится на три части. Первая – строки 1-28, вторая – строки 29-68, третья – строки с 69 и до конца. Как располагаются персонажи “семёрки” во второй части, в которой главным действующим персонажем является Паук? Располагаются они следующим образом: Муха – действующее лицо, Комар – ещё не появился. Остальные пятеро – “испугалися, разбежалися”. И вот, для сравнения, цитата:
Семь голов – суть семь царей, из которых пять – пали, один – есть, а другой – ещё не пришёл, и когда придёт – недолго ему быть (Откр, 17:10).
И ещё: “гости” собираются в первой части сказки, разбегаются во второй, и вновь собираются в третьей.
Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны …(Откр, 17:8).
Теперь посчитаем число строк второй части сказки, где главным действующим лицом является Паук. Это число – 40, число явно не случайное, напротив того: имеющее вполне определенное – сакральное – значение.
Число 40 встречается в Священном Писании во многих местах, и вот, например:
40 дней дождя Потопа (Быт, 7:12)
40 лет странствия Израиля в пустыни (Числ, 14:33)
40 дней поста и молитвы Моисея (Втор, 9:18)
40 ударов осуждённому по Закону (Втор, 25:3)
40 лет филистимского рабства перед рождением Самсона (Суд, 13:1)
40 лет поражения Египта (Иез, 29:11-13)
40 дней поста Иисуса в пустыни (Мф, 4:2)
1600 = 40 Х 40 стадий – символ меры Божия гнева на нераскаянных грешников в день Страшного Суда (Откр, 14:20).
Везде в указанных местах числом 40 измеряется срок наказания Божия за грех, или же – искупление такового наказания.
…И дана ему (имеется в виду – зверю, выходящему из моря) власть действовать сорок два месяца (Откр, 13:5).
Нужно отметить, что число строк есть внутренняя инварианта стихотворного произведения, то есть оно не зависит от типографского набора, но закладывается автором как элемент художественной формы. И даже если при издании будет изменена разбивка текста на строки, то, всё равно, оно угадывается по размеру стихотворения.
Обратившись к Апокалипсису, мы находим там следующие слова:
…И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон (Откр, 16:16).
“Он” – это и Дракон, и зверь, и лже-пророк зверя одновременно. “Их” – то есть, царей земных. Зачем же зверь собрал туда этих царей?
…чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя (Откр, 16:14).
Но нас интересует, что же означает слово “Армагеддон”? Вот толкование Святого Андрея Кесарийского (глава 51):
Армагеддон означает “рассечение” или “убийство”.
То есть, то же самое, что и число 128.
Здесь нужно сделать некоторые объяснения, относящиеся к методологии. В задачу нашего исследования входит только отчёт о замеченных фактах, так сказать, протокол наблюдения. Мы демонстрируем найденную закономерность на примерах простых сравнений типа: “здесь так, а там – вот эдак”. Эти сравнения мы снабжаем только теми примечаниями, какие необходимы для понимания, что же, собственно, сравнивается. А вот от толкования демонстрируемой закономерности мы стараемся воздерживаться, и – по трём причинам:
не дерзаем толковать Священное Писание.
опасаемся вникать в “глубины сатанинские”.
стремимся свести к минимуму субъективность.
Поэтому, сделать выводы из изложенного – предоставляется рассуждению читателя.
Итак, продолжим исследование “собрания гостей” К. Чуковского. Достоин особого внимания выбор насекомых для положительных персонажей сказки.
…Даст знак Господь мухе, которая при устье реки египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской ).
Здесь необходимо обратиться к контексту, чтобы понять, о какой именно мухе, и о какой пчеле идёт речь – см. Исаия, 7:18.
2. Комар, Клоп, а вместе с ними и блохи – это кровососущие паразиты. Хороши положительные герои Корнея Ивановича!
3. Пчела, как единичная особь, а не как улей, – это вовсе не источник мёда, это – жалящее насекомое.
4. Бабочка, а вместе с ней и прочие бабочки и мотыльки – садовые вредители.
5. Кузнечик. Кузнечик – это саранча. (О кузнечике особый разговор будет далее).
6. Муравей. Здесь, вроде бы, не к чему придраться: 100%-положительное насекомое, но вот ведь как ведёт себя персонаж, именуемый этим достойным названием –
“Муравей, Муравей не жалеет лаптей, с Муравьихою попрыгивает, и букашечкам подмигивает. Вы букашечки, вы милашечки, тара-тара-тара-тара-таракашечки!”
Что это, как не образ прелюбодейства?
Итак, вся “семёрка” и большинство прочих гостей имеют названия насекомых враждебных человеку. И это – положительные герои!
В то же время, врага представляет Паук – животное безвредное для человека и даже полезное, так как истребляет всякую нечисть, вроде “положительных” героев Чуковского. Каким бы грозным не был паук, например ядовитый каракурт, он никогда не нападает первым на человека, в отличие от мух (слепней, оводов), комаров, клопов, и так далее.
Замечание: выбор “энтомологических” имён для героев жёстко детерминирует имя “врага” – Паук, так как это единственный общеизвестный хищник в мире насекомых (хотя паук – не насекомое, а животное другого класса, паукообразных). В мире зверей, в мире птиц или рыб гораздо более широкий выбор хищников. Тем самым, “враг” вместе с именем паука принимает также и те специфические атрибуты, о которых мы будем говорить позже.
Теперь будем анализировать образы главных героев сказки по отдельности, и начнём с Мухи. Её мы интерпретировали, как “жену, сидящую на звере багряном”. В той же 17-ой главе Апокалипсиса она именуется также:
…великая блудница, сидящая на водах многих (Откр, 17:1),
…Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным (Откр, 17:5).
Оба эти определения, оказывается, вполне приложимы к Мухе: она “сидит на водах многих”, то есть – организует чаепитие; она – “мать блудницам”, – здесь вспомним поведение Муравья в финале сказки. А если мы соберём из разных мест Священного Писания всё, что говорится о Вавилоне, то интерпретация Мухи как “вавилонской блудницы” станет очень яркой и рельефной.
Здесь хотелось бы привести несколько строк из Притчей Соломоновых, из 9-й главы, с 13-го по 17-й стихи:
Женщина безумная и наглая скудна бывает хлебом, та, которая не ведает стыда, сидит на стуле у дверей своего дома на виду у всех, призывая мимоходящих, идущих прямо своим путем: “Кто есть из вас безумнейший, да уклонится ко мне, и лишенным разума повелеваю: приобщитесь в сладость хлебам потаенным, пейте сладкую воду воровства”.
Итак, являясь обладателем “самовара”, Муха “поит чаем” своих гостей, причём весьма изобильно. И вот, цитата для сравнения:
…жена (…) держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр, 17:2-4).
Обратим внимание, что в слове “самовар” отражено название той страсти, которая пышно процветает в “собрании гостей”. Это самость, то есть себялюбие в сочетании с гордостью, проявляющаяся в “якании” Мухи и Комара и, пожалуй, ярче всего себялюбие проявляется в том трусливом предательстве, каким “отблагодарили” Муху её гости.
Ты говорила в сердце твоём: я, и никто кроме меня …(Исаия, 47:10).
Далее. Угощениям, предлагаемым Мухой, автор даёт названия продуктов приятных и вполне благоприличных (чай, молоко, крендель и варение). Как же сравнивать их с угощением “великой блудницы”, называемым “мерзость и нечистота блудодейства”? Ну, о том, как ведёт себя Муравей после Мухиного угощения, уже было сказано – прелюбодейство. Теперь обратим внимание на крендели:
“А букашки по три чашки, с молоком и крендельком”.
Эти букашки получили по три кренделя. Вспомним, как выглядит хлебобулочное изделие, называемое крендель.
И, расположив их в одну кучку, мы получаем три кренделя, три шестёрки. Шестьсот шестьдесят шесть (Откр, 13:18).
Комментарии, как говорится, излишни. Вот такое угощение.
Далее, обратим внимание на эпитет, с которым Муха появляется на страницах сказки. Этот эпитет – “позолоченное брюхо”. Причём, он усилен восклицательным знаком вместо грамматически обоснованной запятой. И ещё:
“А сапожки не простые, в них застёжки золотые”.
В дар, очевидно, подносят то, что нравится одариваемому.
Кроме этого, Муха характеризуется как способная финансистка:
“Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар”.
Первейшее действие Мухи по сюжету – овладение финансовой властью (“денежку нашла”), и приобретение самовара, то есть, того инструмента, посредством коего будет собрано “собрание гостей”.
Нужно иметь особое чутьё на деньги, чтобы найти их посреди поля. Найти где-нибудь на улице, например или на дворе – просто, но вот посреди поля – это как-то уж больно мудрено. Но здесь “поле” имеет иносказательное, приточное значение. Во всемирной традиции жанра притчи, как общеупотребительное, оно символизирует мiр, в смысле – вселенная. (Поле есть мiр, – по слову Самого Иисуса Христа, Мф,13:38). И при таком толковании получается:
“Великая блудница” (Муха), в “мiру” (в поле), находит средство для приобретения власти – финансы (денежка) – над народами (гостями). Способ получения этой власти – совращение людей, раз-жжение в душах их страсти самоугодия (угощение чаем из самовара).
Итак, основные характерные черты Мухи – златолюбие и торгашество. И вот для сравнения цитаты, содержащие описание Вавилонской блудницы:
…И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом… (Откр, 14:4).
…сколько славилась она и роскошествовала …(Откр, 18:7).
…И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает (Откр, 18:11).
…И купцы земные разбогатели от великой роскоши её (Откр, 18:3).
…с которыми ты трудилась, с которыми вела торговлю от юности твоей (Исаия, 47:15).
…торговавшие всем сим, обогатившиеся от неё… (Откр, 18:15).
Замечание: золото есть символ не только и не столько богатства, но – славы, и потому, в приточном прочтении, получается: “позолоченное брюхо” = прославленное плотоугодие.
И вот ещё обширное детальное сравнение второй части сказки с описанием падения Вавилона, собранным из различных Книг Библии:
…Я расставил сети для тебя, и ты пойман, Вавилон, не предвидя того; ты найден и схвачен, потому что восстал против Господа (Иер, 50:24), и далее:
Муха криком кричит – надрывается, дорогие гости, помогите!
Когда ты будешь вопить, спасёт ли тебя сборище твоё? – всех их унесёт ветер, развеет дуновение (Ис, 57:13)
И кормила я вас, и поила я вас
…роскошествовавшие с нею, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море (Откр, 18 гл.)
В мой последний час
…опустел в один час (Откр, 18:19)
Но жуки-червяки испугалися
…стоя издали от страха мучений её (Откр, 18:10)
По углам, по щелям разбежалися
И цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор (Откр, 6:15)
Тараканы под диваны, а козявочки под лавочки, а букашки под кровать – не желают воевать! И никто даже с места не сдвинется …
Трясётся земля и трепещет, ибо исполняются над Вавилоном намерения Господа сделать землю вавилонскую пустынею, без жителей. Перестали сражаться сильные вавилонские, сидят в укреплениях своих; истощилась сила их, сделались как женщины (Иер, 51:29-30)
Пропадай, погибай, Именинница!
Пусть же выступят наблюдатели небес и звездочёты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот, они как солома, огонь сожёг их; не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним. Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась, с которыми вела торговлю от юности твоей. Каждый побрёл в свою сторону; никто не спасает тебя (Ис, 47:13-15)
Муха криком кричит, надрывается
…От шума взятия Вавилона потрясётся земля, и вопль будет слышен между народами (Иер, 50:46)
Между повествованием о гибели Мухи, погибающей от зубов Паука, и повествованием о гибели Вавилона, который разоряют 10-ть рогов зверя, нет противоречия. В Апокалипсисе сказано так:
…И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут в огне; потому что Бог положил им на сердце исполнить волю его, исполнить одну волю (Откр, 17:16-17)
То есть, рога зверя становятся орудием промысла Божия, теми “зубами”, которые по Его Божественной Воле вонзаются в сердце Вавилона:
“Зубы острые в самое сердце вонзает”
С другой стороны, “собрание гостей” действительно возненавидело “хозяйку”, предательски бросив её на разорение и погибель, и отказавшись воевать за неё: “Не желают воевать”, – “Пропадай, погибай, Именинница!”.
Теперь рассмотрим предмет, имеющий очень большое значение для понимания сказки. Это имя главной героини, Мухи. Относительно его сделаем четыре замечания:
1. Одно из имён диавола есть “мушиный князь” или же “повелитель Мух”. Средневековой демонологии оно было хорошо известно, до нашего же времени отголоском дошло в литературных произведениях, например: “Фауст” Гёте, “Мухи” Ж.П.Сартра, или же “Повелитель Мух” Голдинга.
2. Муха величается “именинницей”. То, что не бросается в глаза с первого взгляда, становится заметным при более тщательном анализе, а именно – вопиющая несообразность такого эпитета.
Ну, во-первых, причина чаепития чисто случайна – “Муха денежку нашла”, в то время как именины суть событие, ясно определённое во времени, и от того – закономерное.
Во-вторых, сюжет завершается свадьбой, и, по логике вещей, уместно было бы закончить сказку традиционным многолетием жениху и невесте, однако же сказка заканчивается ещё одним упоминанием об именинах. В-третьих, именины – это религиозный праздник, а сказка написана когда? – в годы гонения на религию, причём “очень советским” автором. А в те годы цензура не выпустила бы в печать никаких именин, но потребовала бы заменить их, например, на “день рождения”. В-четвертых, упоминание об именинах вообще никак не привязано к сюжету или форме стиха (разве что, маловажная рифма в строках 52-54).
Итак, чем же обосновано троекратное упоминание об именинах, которым придаётся столь важное значение, что автор расположил эти упоминания в кульминационных пунктах каждой из трёх частей сказки? Это обоснование, отсутствующее в самой сказке, находится вне её. Чтобы продемонстрировать его, приведём для сравнения несколько цитат:
…И на челе её (то есть великой блудницы, сидящей на звере багряном) написано имя: тайна, Вавилон великий, Мать блудницам и мерзостям земным (Откр, 17:5).
…И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу земли (Быт, 11:4).
(Это из рассказа о вавилонском столпотворении).
3. Всем персонажам сказки приданы энтомологические имена, и только Муха имеет в полном смысле собственное имя – Цокотуха. Акцент на именинах порождает вопрос – а что же оно означает? Это – и не “говорящее” имя, и не аллитерация, и не характеристика. Именины есть день памяти небесного покровителя. Кто же “небесный покровитель” Мухи-Цокотухи? Увы, Корней Чуковский не сообщает нам секрета, тем самым как бы подтверждая (в соответствии со словом: “И на челе её написано имя: тайна…”) интерпретацию Мухи как “вавилонской блудницы”. Любители исследований этимологии необычных слов могут, если есть желание, поработать над этим ребусом.
4. Обратим внимание, на каких строках располагается имя «Муха». Это строки 1-я, ещё раз 1-я, потом последовательно 3, 4, 5, 15, 17, 21, 23, 31, 62, 65, 79, 100, 112 и 127-я строки. Если сложить эти числа, то получившаяся сумма приоткроет нам тайну чуковской Мухи, потому что в сумме эти номера составляют шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13:18)!
На этом закончим исследование образа Мухи и перейдём к Комару.
Итак, Комар – это антихрист как историческое лицо. Вот первое появление Комара на страницах сказки:
“Вдруг откуда-то летит”.
В отличие от прочих персонажей сказки, о происхождении которых ничего не говорится, Комар появляется из некоего определённого места – “откуда-то”, но это место не рассекречивается. Откуда же появляется наш Комарик? В природе, личинки комара разводятся обычно в водоёмах, и потому, очень естественно указать для сравнения цитату:
…И увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами (Откр, 13:1).
Комар появляется с эпитетом – “маленький”, и этот эпитет употреблён дважды, как бы подчёркивая малость, то есть как бы “смирение” Комара при его первом появлении. Но вот какое интересное сравнение:
“Придёт же, всескверный, как тать, в таком образе, чтобы прельстить всех, придёт смиренный, кроткий, ненавистник – как скажет о себе – неправды”. Это “Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово” святого Ефрема Сирина.
Другой эпитет Комара – “лихой”. Что такое – лихой? Это злой, то есть, антоним традиционному эпитету положительного героя – добрый.
Вместо “доброго молодца” мы имеем “лихого Комара”.
Ну, и ещё один эпитет Комара – “молодой”, дан ему как противопоставление Пауку, названному “старичком”.
Далее. Вот какое ещё интересное замечание относительно Комара. Он, оказывается, всадник: “И ему на всём скаку голову срубает”. На каком же коне скачет наш Комарик? В сказке об этом ничего не сказано, но вот пророчество об антихристе:
…От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля. И придут истребят землю и всё, что на ней (Иер, 8:16).
Дальнейшая характеристика Комара:
“И в руке его горит маленький фонарик”.
Тем самым, к Комару естественно приложимо наименование: “светоносный”, то есть, по латыни – Люцифер. И вот, для сравнения, две цитаты:
…И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми (Откр, 13:13).
Пояснение: Иуда Искариот, по толкованию Святых Отцов, есть предтеча и один из прообразов антихриста.
“Где убийца, где злодей, не боюсь его когтей!” – восклицает Комарик. Но мы сравниваем это со следующими строками Священного Писания:
…И даны были ему уста говорящие гордо и богохульно. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить Имя Его, и жилище Его, и живущих на Небе (Откр, 13:5-6).
“Тут букашки и козявки выползают из-под лавки: “Слава, слава Комару победителю!” –
…И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в Книге Жизни у Агнца (Откр, 13:4-8).
Как уже было отмечено раньше, от слов “Слава, слава Комару…” и до конца стихотворения ровно 42 строки. Этот период царства Комара (царство “собрания гостей”) имеет длительность той же меры, что и царство апокалиптического зверя:
…И дана ему власть действовать сорок два месяца (Откр, 13:5).
С точки зрения структуры “собрания гостей”, Комар – один из “семёрки” личных персонажей, а в порядке появления в ходе действия, он – последний (считая всех личных персонажей, включая Паука), то есть – восьмой. По обычаю, предлагаем для сравнения цитату из Апокалипсиса:
…Зверь, который был, и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдёт в погибель (Откр. 17:8-11).
Кроме главных персонажей, ещё один, Кузнечик, привлекает внимание особенностями своих атрибутов. А именно:
“А Кузнечик, а Кузнечик, ну, совсем, как человечек, скок, скок, скок, скок…”.
Притом, что все персонажи, как это вообще бывает в сказках, антропоморфны (человекообразны), то совершенно непонятно, чем же Кузнечик особенно “ну совсем как человечек”? Не тем же, в конце концов, что он “скок, скок, скок, скок”, как лошадь? Поэтому логично объяснить образ Кузнечика, не выходя за рамки сказки, невозможно, но вот для сравнения цитата из Апокалипсиса, и судите сами:
…По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну (…), лица же её, как лица человеческие. Царём над собой имела она ангела бездны, имя ему по-еврейски Аваддон (Откр, 9:7-11).
Вот такой Кузнечик.
Теперь рассмотрим и проанализируем заключительную сцену свадьбы Комара и Мухи. Образ брака широко распространен и в сакральной, и в мифологической, и в сказочной литературе. В чём особенность настоящего случая? Здесь брак представлен в виде пляски, причём пляшут также и “молодожёны”. Всё это довольно-таки неприлично с христианской, да и вообще с традиционной точки зрения. К тому же и поведение гостей, а именно – Муравья, придаёт происходящему дополнительно непристойный оттенок: “Вы веселились, вы торжествовали, расхитители наследия Моего; прыгали от радости, как телица на траве, и ржали, как боевые кони” (Иер, 50:11). Как изначально диавол дерзнул уподобиться Богу, так и антихрист будет стремиться уподобиться Христу. Поэтому, брак Комара и Мухи – то есть, антихриста и Вавилона, представляет собой кощунственное противоподобие небесного брака Агнца и святого Иерусалима, по слову Апокалипсиса:
Наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность Святых. И я, Иоанн, увидел Святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с Неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Откр, 19:7-8, 21:2).
Теперь рассмотрим, из каких звуков складывается звучание этой кощунственной, “противоподобной” свадьбы.
3.бессмысленные выкрики “тара-ра, тара-ра”.
4.а вот осмысленные реплики полностью отсутствуют, как у “жениха” и “невесты”, так и у всех прочих.
Цитата для сравнения:
…И голоса играющих на гуслях и поющих, и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; (…) и свет светильника уже не появится в тебе, и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе (Откр, 18:22-23).
На свадьбе Комара и Мухи не играют мелодичные инструменты, вместо этого – барабаны, как на образцовом шаманском камлании. Свадьба, судя по всему, происходит ночью, и иллюминирующие её люциферический фонарик Комара и призрачные огни светляков – это совсем не тот “свет светильника”, о котором говорится в Апокалипсисе, скорее, это вот какой свет:
…Я вижу, как все люди устремляются в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нём (Бхагавад-Гита, 11:23).
Не правда ли, весьма подходящий образ для интерпретации “свадьбы” Комара и Мухи? – Речь в цитированном отрывке идёт о Кришне, который в православном понимании и есть образ самого сатаны.
“Муху за руку берёт и к окошечку ведёт: “Я злодея зарубил, я тебя освободил, и теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться”.
Комар за руку с Мухой в обрамлении окошечка предстают перед внешними зрителями как икона, причём, как икона говорящая:
…Он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча, и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил, и действовал… (Откр, 13:14-15).
(По-церковнославянски: “да проглаголет икона зверина”).
Здесь “живущие на земле” суть “букашки и козявки”, которые “выползают из-под лавки”. И ещё: “душа-девица” – “вложил дух в образ зверя”. Прямая речь Комара суть то, чтО именно “проглаголала икона зверина”, и это “что” есть декларация о победе и воцарении антихриста.
Слова Комара, адресованные казалось бы Мухе, на самом деле обращены к “букашкам”, потому что, во-первых, он произносит их демонстративно на виду, в окне. Во-вторых, он объясняет, что произошло, а Мухе это и без объяснений известно. В-третьих, вопреки свойственных характеру Комара самоуверенной напористости, он говорит пока только о своём желании, но ещё не о положительном намерении (например, оно могло быть выражено безапелляционно: “и теперь – я на тебе женюсь”). Этим показывается, что Комар как бы ищет свободного согласия на свой брак. И от кого же он ищет этого согласия? От Мухи ли? – Ведь она ничего не отвечает, а отвечают-то как раз – “букашки и козявки”. И как только они отвечают, их согласие тут же оказывается вполне достаточным для заключения брака. Поэтому можно утверждать, что Комар обращается к “букашкам” с целью убедить их дать свободное согласие на его брак с Мухой, каковой ими и даётся: “Слава, слава Комару победителю!” После чего тотчас же начинается свадьба.
…Образ зверя говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя, и он сделал то, что всем положено, будет начертание на правую руку их, или на чело их (Откр, 13:14-15).
– Смысл же этого начертания как раз и состоит в изъявлении добровольного согласия на подчинение антихристу:
На печати же (то есть, на этом начертании) написано будет следующее: “Я твой есмь”. – “Да, ты мой еси”. – “Волею иду, а не насильно”. – “И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно” (Преп. Нил Мироточивый, “Посмертные вещания”, глава 33).
В заключение нашего исследования, проанализируем черты образа Паука, и его действия. На основании всех предыдущих замечаний, мы устанавливаем интерпретацию образа Паука, как кощунственное изображение Самого Господа Бога.
И вот конкретные детали:
“Вдруг какой-то старичок” – это “Ветхий днями” у прор. Даниила, 7-я гл., 9-й ст.
Дальше: “Паучок”. Паук – единственное животное, имеющее на своём теле знамение креста (имеется в виду паук-крестовик).
«Паучок» (точнее его имя) впервые появляется на тринадцатой строке. А на семьдесят седьмой строке «вдруг» появившийся Комарик убивает его:
«И ему на всём скаку голову срубает!»
Сопоставим отмеченные два числа с двумя знаменательными числами, одно из которых прямо, а другое косвенно, содержатся в следующем отрывке из Евангелия:
Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов, …, Сифов, Адамов, Божий. (Лк. 3:23-38)
В этом родословии ровно семьдесят семь имён, начиная от имени «Иисус»(1) и заканчивая именем «Божий»(77), или наоборот, начиная от «Божий»(1) и заканчивая «Иисус»(77).
“Нашу Муху в уголок поволок”.
…Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла. Всякий, кто упадёт на тот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит (Лк, 20:17-18).
“А злодей молчит, ухмыляется”.
Здесь обратим внимание, что у Паука – а ведь он один из главных персонажей – нет реплик в сказке. Более того, подчеркивается его молчание. Это вопиющее нарушение правил сказочного жанра. Главное действующее лицо, пусть даже и злодей, обязательно должно говорить. Но здесь молчание Паука приобретает глубокое значение при следующем сравнении:
…Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь, что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего (Мк, 14:60-61).
…И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился (Мф, 27:12-14).
“Не боюсь его когтей”.
У паука нет когтей – паук ловит добычу клейкой сетью, поэтому логичнее, притом, с сохранением рифмы и размера стиха, было бы сказать – “не боюсь его сетей”. Когти есть образ скорее из мира зверей, а не из мира насекомых. Но вот цитата для сравнения. В ней речь идёт о серпе, который и открывает загадку “когтей Паука”:
…И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма, и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. – И далее:
…И поверг Ангел серп свой на землю; и обрезал виноград на земле, и бросил великое точило гнева Божия (Откр, 14:14-19).
Далее: основное деяние Паука в сказке – это убийство Мухи. И вот, автор придал сей трагической сцене следующие черты:
совершается акт насилия.
мучение живой и находящейся в сознании жертвы представляется в виде длительного процесса.
применяется острое режущее орудие.
насильник действует хладнокровно, наслаждаясь мучениями жертвы.
вампиризм: пьётся кровь закалаемой, но ещё живой жертвы.
Всё это черты ритуального сатанинского убийства. Фраза: “И кровь у неё выпивает” находится точно в середине текста, на 64-й строке. То есть, эта жуткая сцена есть центр сказки. Точно так же, питьё крови закланной во имя сатаны жертвы является центром “чёрной мессы”. Хотя у Корнея Чуковского не видно, точнее говоря, не видно в данном отрывке, конкретного посвящения сатане, но сама жестокость сцены – поистине сатанинская. Обычно, в традиционной сказке, герой выручает героиню до того, как злодей приступит к исполнению своих мрачных замыслов, потому что правила сказочного жанра ориентированы на защиту добра и на ограничение зла, и, конечно же, ни в какой нормальной сказке не может быть вампиризма. Почему? Не вдаваясь в глубины сатанинские, приведём несколько цитат для сравнительной оценки рассматриваемой сцены:
Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян, 15:28-29).
– Кровь, надо знать, совсем особый сок (Гёте, “Фауст”).