в чем смысл масонства
«Великий заговор — это миф»: чем занимаются современные масоны в России
Масонские ложи существуют до сих пор и активно публикуют посты в социальных сетях о своей жизни. Кто такие масоны сегодня? Это «тайное общество», которое «правит миром», или всё совсем иначе? Лайф выяснил, как устроена и над чем работает масонская организация в современной России.
Коллаж © LIFE. Фото © Instagram / grandlodgeofrussia
В «Тиктоке» на аккаунт открытого масона Сергея Белявского подписано более 105 тысяч человек. Его посты собрали уже более 413 тысяч лайков. Он рассказывает о жизни масонских лож, записывает трендовые видео и отвечает на вопросы подписчиков.
— Я хочу рассказать, что такое масонство, изнутри. Хочу развеять все мифы, которыми обросло масонство, — говорит Белявский в одном из видео.
Но ведь масонское общество — тайное. Тогда почему его члены готовы рассказывать обо всём изнутри? Великий мастер Великой ложи России Андрей Богданов утверждает, что масоны — это не тайное общество, а общество с тайной. Поэтому, если кто-то из членов организации хочет открыться и заявить о своей принадлежности к какой-то ложе, он вправе это сделать. Но никто из масонов не может говорить о других членах организации, которых они называют братьями, особенно если братья не готовы открываться самостоятельно.
Великая ложа России — это организация, которая объединяет 20 достопочтенных лож в Москве, три — в Санкт-Петербурге, а также ложи в Калининграде, Великом Новгороде, Перми, Саранске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Краснодарском крае и Ростовской области. Существуют российские дистрикты в Белоруссии, Грузии, Абхазии и Киргизии.
— Материнской Великая ложа России является для лож Азербайджана, Армении, Казахстана. Некоторые ложи мы создавали совместно с масонами Вашингтона, а Великую объединённую ложу в Грузии создавали с братьями Турции, Армении и Украины. Масоны нашли в себе мудрость, силу и красоту, чтобы объединить людей, несмотря на конфликты между государствами, — рассказывает Андрей Богданов.
В обычной жизни члены масонских лож могут заниматься любой деятельностью. Среди братьев есть артисты, бизнесмены, строители, менеджеры и представители самых разных профессий. Андрей Богданов — политтехнолог. Он стал одним из учредителей Демократической партии России, а в 2008 году был кандидатом в президенты России. Масон-тиктокер Сергей Белявский — психолог и профессиональный коуч.
По словам Богданова, у масонов действует строгое правило: на своих собраниях они не обсуждают политику и религию. Поэтому никаких споров между братьями не возникает. Кроме того, среди масонов нет женщин.
— В масоны принимаются люди свободных и добрых нравов. Женщины не так давно получили свободу, поэтому принимать их в ложи не совсем правильно, даже несмотря на толерантные настроения в Европе и США. Наше общество достаточно консервативно. К тому же, если в братстве будут женщины, вряд ли наши жёны будут спокойно отпускать нас на собрания. Сейчас моя жена знает, что раз-два в месяц я ухожу на встречу с братьями и максимум могу чуть больше выпить алкоголя, никаких других провокаций не бывает. Ну и какие разговоры о философии в обществе женщин? Мужчины будут только о коленках думать, а не о важных вопросах, — говорит Андрей Богданов.
У каждой ложи есть определённый день в месяце, когда проходят общие собрания. В период пандемии эти встречи проводились в онлайн-формате. Братья обсуждают историю, философию, культуру. Раз в год проводится большая ассамблея Великой ложи, где встречаются представители всех достопочтенных лож.
Любой гражданин России старше 21 года, «верующий в Бога и бессмертие души, свободный и добрых нравов», может подать заявку на вступление в масонскую ложу. Сыновья масонов могут подавать заявки с 18 лет. Тех, кто не входит в «общество с тайной», называют профанами.
Последние дни империи. Как масон Керенский угробил Россию за три месяца
Рассмотрение заявки от профана может занять несколько месяцев. И если мужчина отказался или передумал вступать в ложу по прошествии времени, то это его право.
— Мы никого не приглашаем и не уговариваем быть в нашем братстве. Это как в семью принимать нового человека. Не хочет — нам так даже лучше, — говорит Андрей Богданов.
Если желающего вступить в масонскую ложу могут порекомендовать два действующих масона, то процесс рассмотрения заявки будет быстрее. После анкетирования и собеседования профан проходит «допрос под повязкой»: его приглашают на собрание ложи, затем ему завязывают глаза и заводят в зал. В течение часа члены общества задают ему сложные вопросы, которые до этого он сам себе мог не задавать, например: «За что вам в вашей жизни стыдно?» Психологически такой допрос выдерживают далеко не все профаны.
Если масоны приняли решение взять профана в свои ряды, он становится учеником. Минимум через полгода может стать подмастерьем, ещё через полгода — мастером.
В Великой ложе существуют вступительные и членские взносы. По словам Богданова, они не превышают в сумме 32 тысяч рублей в год. Посвящение в масоны стоит от 35 до 60 тысяч рублей. По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Великая ложа древних и вольно принятых каменщиков», управляющим которого является Андрей Богданов, в 2018 году на балансе имело только 24 тысячи рублей, на данный момент организация работает как некоммерческое партнёрство по развитию масонских традиций.
— Мы не получаем ни рубля, ни цента с Запада. Ложи существуют только благодаря взносам. Поездки, покупка книг, инвентарь для ложи, благотворительность — на всё это нужны деньги. Ритуалистика у масонов очень серьёзная, требует затрат, — отметил великий мастер.
Современные масоны утверждают, что их миссия — делать хороших людей ещё лучше и заниматься благотворительностью. Утверждения о том, что масоны тайно правят миром, возникли ещё в конце XVIII века, после Французской революции, активными участниками которой действительно было немало братьев. Но сегодня это стереотип, который, по утверждениям масонов, не имеет ничего общего с реальностью.
Масонство относится к тайным обществам. Это значит, что его члены обязаны скрывать свою причастность к организации от тех, кто в нее не входит.
«Вольные каменщики». История масонства
Считается, что движение берет свое начало от строительных гильдий и артелей средневековых каменщиков.
В эпоху готики сооружение огромных христианских соборов могло длиться по несколько столетий. Художники и каменотесы, нанимавшиеся на работу, жили неподалеку от тех строек и тесно общались друг с другом. Свои рабочие инструменты они хранили в специальных бараках (англ. Lodge ). Постепенно в их рядах возникли правила для распределения отношений между товарищами, решения споров и принятия в сообщество новых членов.
Элиас Эшмол. Источник: Википедия
Считается, что именно тогда у влиятельных и богатых сторонних каменщиков возникла идея создать некое новое дело под прикрытием строительных сообщество.
Главным условием движения стало устранение религиозных преград, разбивающих участников на отдельные группы.
Основным сводом правил масонов стала Конституция Андерсона, написанная британским масоном Джеймсом Андерсоном в 1723 году.
Существуют и теории о более древних корнях движения, берущих начало от рыцарского ордена тамплиеров или от тайного мистического общества розенкрейцеров, построенного на идеях эзотерики.
Принципы масонского учения
Основное содержание нравственно-этических принципов учения отражено в трех степенях (градусах), которые постепенно проходит каждый участник:
Эти степени показывают уровень персонального развития внутри движения. Изучая наставления и повышаясь в степенях, ищут ответы на жизненно важные и философские вопросы.
Масонские символы
В масонстве используется несколько главных символов, имеющих свой смысл:
Отвес. Источник: Википедия
Как устроена масонская ложа
Единой организации, которая управляла бы всем мировым масонством не существует. Отношения между юрисдикциями разных стран зависят лишь от того, признают они друг друга или нет. Старейшей и самой многочисленной великой ложей является Объединенная великая ложа Англии (ОВЛА).
Ложа должна собираться регулярно по установленным датам. На собраниях происходят выборы и посвящения новых членов, повышения в степенях уже существующих, оглашаются протоколы и отчеты, решаются имущественные отчеты. Как правило, члены лож платят за участие членские взносы.
Объединенная великая ложа Англии. Источник: Википедия
Большинство лож посещают те участники, которые живут или работают неподалеку. Другие же объединяют масонов, разделяющих одинаковые интересы или род занятий.
Каждый кандидат на вступление в ложу, согласно общим масонским принципам, должен быть не моложе 21 года, обладать хорошей репутацией, не иметь проблем с законом. Решение о вступлении в организацию должно быть его осознанным решением. Отдельным пунктом является его вера в Бога, которую он должен подтвердить, но которая остается на его совести.
Согласно Конституции Андерсона, масонами могут становиться только мужчины. Однако известно, что до 1723 года несколько женщин все-таки были приняты в организацию. Одной из них стала Элизабет Олдуорт, известная как Леди-масон.
Элизабет Олдуорт. Источник: Википедия
И хотя женщины не могут вступать в масонские ложи, существует несколько дружественных масонам регулярных организаций, куда открыт доступ для женщин: «Орден Восточной звезды», «Дочери Нила», «Пурпурный орден» и «Белый храм Иерусалима». Они основаны по масонскому образцу, но имеют собственные традиции.
Масонская организация тесно связана с благотворительностью и жертвует деньги на медицинскую помощь и исследования, образовательные гранты, поиск пропавших детей.
Масоны в России
В Россию идеи масонства проникли в XVIII веке. Его часто связывают с именами Петра I и его соратника Франца Лефорта, хотя никаких документальных подтверждений этому не существует.
Поначалу большинство членов русских лож были иностранцами, проходившими службу в России, но постепенно росло число участников, имеющих русское происхождение. Несколько раз масонские организации подвергались гонениям и запретам.
В начале ХХ века начали создаваться ложи, составившие в дальнейшем организацию Великий восток народов России. Во главе организации стоял генеральный секретарь. Первым генеральным секретарем ложи стал инженер и политический деятель Николай Виссарионович Некрасов.
Н. В. Некрасов. Источник: Википедия
Особенностями организации стала отмена ритуалов, обсуждение политических вопросов, принятие женщин и разрыв отношений с мировыми масонскими ложами. в ВВНР входило несколько лож: «Литературная», «Военная» и думская ложа «Роза». Организация просуществовала до Октябрьской революции 1917 года.
Задачи и цели масонства. Конечный идеал масонства.
Задачи и цели масонства.
Конечный идеал масонства.
На пути к утверждению масонского Эдема на земле стоят религия, нация и монархические государства. Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз, а отсюда неизбежность борьбы с ними.
К разрушению церкви, нации и монархии масонство подходило постепенно, осторожными шагами, подготовляя общество к более решительным мерам и действиям.
Но борьба против церкви и духовенства не прекращалась никогда, даже и в эпоху строительных корпораций.
Строительные ложи всегда были верным убежищем для людей свободомыслящих и преследуемых церковным фанатизмом. Строительные корпорации давали приют всем еретикам, преследуемым католической церковью, как-то: катарцам, альбигойцам, вальденцам и пр.
В кодексе масонских уставов и традиций, так называемой «Новой Книге Конституций», составленной в 1721 г. пресвитерианским пастором и доктором, богословом Андерсоном, в 1-м параграфе сказано:
«В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии, какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех: это та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем не называлось наше вероисповедание и какие религиозные догматы не отличали нас от других людей. Верность этим началам превратить масонство в объединяющий центр поможет ему связать узами дружбы людей, доселе бывших друг другу чужими».
Все почти без исключения философы двух последних столетий, вышедшие из тайников внутреннего масонства, с неописуемым ожесточением и ненавистью писали против христианской религии. Эти писания «великих» философов, как Локк, Вольтер, Дидро и других, распространяли в обществе рядовые масоны.
«В течение двух веков, — пишет Нис, — во всех пунктах земного шара члены лож находились во главе борцов за торжество идей политической свободы, религиозной терпимости, соглашения между народами; не раз самые ложи втягивались в борьбу; наконец, и по своим основным принципам, масонство есть противник заблуждения, злоупотребления, предрассудков».[22]
В начале борьба с религией велась осторожно. О свободе совести масоны говорили лишь в своем кругу, подготовляя будущих борцов против религии и церкви.
«Для проведения своих идей путем печати, — пишет Соколовская, — они выбирали чужие мысли, чужие статьи, вполне соответствующие их воззрениям и повторяя их, укрываясь за других авторов, содействовали масонской пропаганде».
Чтобы иметь лучший успех, масоны поддерживали различные секты и вольнодумцев в области религиозной. Под видом широкой веротерпимости вносились ереси и расколы в христианскую церковь. Реформация на западе и протестантство тесно связаны с масонством и имеют корни своего происхождения в масонстве.
Словом, история масонства — это есть история борьбы с религией и церковью, главным образом христианской, словом и действием.
Эта борьба в новое время вылилась в определенное отрицание религии и церкви.
В борьбе против церкви масонство видит свою главную заслугу перед человечеством, ибо разрушая «предрассудок», оно тем самым подготовляет почву для лучшего будущего.
«Оно (масонство) более чем какое-либо учреждение содействовало усилению значения общественного мнения и возложило на него миссию контроля. Оно работало в пользу признания прав гражданской власти, оно проповедовало терпимость в религиозных вопросах и настаивало на мирском характере государства. Оно последовательно вело борьбу за удаление из всех правовых норм и юридических проявлений религиозного элемента, этого прямого наследника магического элемента, преобладавшего в первобытных обществах».[23]
Современное масонство осталось верным тем принципам, которые были провозглашены «Великой Революцией 1789 г.» Основные линии его программы остались неизменными — это борьба с религией и церковью, религиозной моралью, семьей и национальным государством и перевоспитание общества на масонских принципах.
«Общество, — пишет Гирам, — делилось на два лагеря, две церкви, две группы. Одна, более обширная, доминирующая в прошлом, доминирующая еще и сейчас, состоит из «верующих людей», другая, менее значительная, состоит из «рационалистов». Первые слепо веруют, вторые все подвергают критике разума. Первые высказываются за единоличную власть, за олигархию, за авторитарное начало в политике и социальной экономии, вторые за демократию и либеральную реформу в политической области, за прогресс в области социальной экономии. Вся история цивилизованных европейских народов проникнута этой «борьбой»; ей мир обязан идейным прогрессом».
Отсюда масонский вождь делает решительный вывод:
«Борьба против церкви кончится, когда отделение церкви от государства станет свершившимся фактом, когда церковь станет частной общиной, тогда масонства направит свои главные усилия на воспитание философское, политическое своих членов, находящихся в пренебрежении сейчас, когда борьба отодвинула на задний план все другие заботы».[24]
Внешняя церковь не признается масонством за церковь, за божественное установление: война с догматами церкви и составляет основную обязанность масона, война с «религиозным деспотизмом», «предрассудком» и гасителем света в лице представителей церковной иерархии.
Идея отделения церкви от государства и превращения церкви в частный союз, являющаяся центральным пунктом программы либеральных и социалистических партий, вышла из масонских лож.
Отвергая Бога, христианство, христианскую церковь и христианскую мораль, масонство создает новую религию — религию гуманитаризма, совершая замену Бога человечеством.
«Мы больше не можем признавать Бога, как цель жизни, мы создали идеал, которым является не Бог, а человечество».[25]
«То неоценимое благо, которое человечество завоевало и мы должны прежде всего охранять, это мысль, что нет священной истины. что всякая истина, которая исходит не от нас, есть ложь; что тайный мятеж должен сопровождать все наши утверждения и мысли; что даже если бы идея Бога приняла осязательную форму и сам Бог в видимом образе появился над толпой, то первой обязанностью человека было бы отказать ему в повиновении и отнестись к нему, как к равному, с которым можно вести переговоры, а не как к несносному Господину, которому должно подчиняться. В этом весь смысл, величие и красота нашего масонского учения».[26]
Масоны проповедают новую религию и новую мораль.
«Для счастливой жизни, — писал еще в 1720 г. Джон Толланд, — достаточно одной добродетели: она сама является своей наградой».[27]
«Нам необходимо выработать мораль, способную соперничать с моралью религиозною».[28]
В одном из своих циркуляров Совет Великого Востока напоминает ложам, что масонство питает притязание создать новую мораль, превосходящую мораль и христианства и стоицизма:
«Эта новая нравственность заключается в проповеди альтруизма или, как любят говорить масоны, солидаризма».[29]
Отвергая положительную религию и восставая против влияния церкви на государственную и национальную жизнь, масонство враждебно настроено к монархическому государственному устройству народов и их национальному своеобразию.
Монарх, опирающийся на определенное религиозное сознание народа, по мысли масонов, не может жить в мире с другими нациями.
Монархический образ правления, с масонской точки зрения, неизбежное зло и терпим лишь до установления более совершенного строя республиканского. Носители монархической власти — враги масонства, тираны, более страшные, нежели церковь.
Масонская идея равенства исключает монархию:
По учению масонов, все члены общества есть братья и ни язык, ни звание, ни состояние, ни богатство не делает между ними различия.
Не будь породой здесь тщеславен,
ни пышностью своих чинов;
и нет ласкающих рабов;
у нас и царь со всеми равен
сердец масонских не прельщает
ни самый блеск земных царей,
нас добродетель украшает
превыше гордых всех царей,
— поется в одной масонской песне.[30]
Масонство может примириться, при том временно, с ограниченной властью монарха; идеал его достижений — демократическая республика.
Идея демократии, нашедшая свое определенное выражение в учении английского масона Локка, получила дальнейшую разработку у французских «просветителей» — идеологов революции 1789 г., которые, как известно, все принадлежали к масонам. Масоны Вольтер, Дидро, Монтескье и, наконец, Ж.Ж. Руссо на опыте утверждали демократическую идею и своей работой создали демократическое движение во всем мире.
«Декларация прав человека» была составлена масоном Томасом Джефферсоном (впоследствии президент в Америке) при участии масона Франклина и объявлена на конгрессе колоний в Филадельфии в 1776 году.
Идея народовластия и народоправства (пресловутый «суверенитет народа») и теория разделения властей — все это зародилось в масонских головах и из масонских лож широко распространилось по всему свету.
Ближайшая задача масонства — захват в свои руки политического влияния и власти и перевоспитание общества на новых началах. Масонство должно охватить все сферы человеческой жизни в современных государствах. Религия, государство, политика, семья, школа, армия, общественный строй, наука, искусство печать, промышленность, международные отношения и так все это перестраивается масонством на новый лад.
Масонство стремится разрушить все старое, уничтожить все существующие устои и на развалинах прошлого построить новое масонское царство.
Руководящими принципами масонской деятельности являются атеизм и космополитизм.
Цель масонства разрушение христианской культуры и замена ее масонским миром, основанным на атеизме и материализме.
Человечество выше отечества — вот весь сокровенный смысл масонской премудрости.
Масонство должно зачеркнуть прошлое народов. Оно должно создать международное движение, следствием которого будет Вечный Мир и восторжествуют идеалы свободы, равенства и братства между народами, населяющим вселенную.
Путь к достижению этой священной для масонства цели — перевоспитание человеческих обществ в масонском духе, активная борьба с религией и национализмом, революция.
Народ в представлении масонов только средство для создания всемирного масонского государства:
«Народ всегда несдержан и груб, — это быки, которым нужны — ярмо, погонщик и корм», — говорит масон Вольтер, идеолог «великой французской революции».
«Народ больше всего ценит силу» — вторит ему знаменитый масон Гёте.
«Для них, что день, то праздник настает.
С плохим умом, с большим весельем в мире
они кружатся в танце круговом,
точь в точь котята за хвостом,
им только бы был кредит в трактире,
да не трещала б голова:
так все им в мире трын-трава»,
— заканчивает свою характеристику «царственной демократии» масон Гёте.
«Через национальные революции и разрушения исторически сложившихся государств к революции интернациональной и созданию масонского сверх-государства».
«Масонство, которому история обязана национальными революциями, сумеет произвести и самую крупную, т. е. интернациональную революцию» (Официальный бюллетень Великой Ложи в 1902 г.).
«Предстоящая интернациональная революция будет творением масонства» (Конвент Великой Ложи 1922 г.).
Идея всемирной масонской республики никогда не умирала среди масонов.
В небольшой книге, озаглавленной: «Четыре масонские речи, только для верных братьев. Для тщательного сбережения. Краузе, Дрезден. 18-го февраля1809 г.», вот, что пишет Краузе, знаменитый масон, на стр. 61 — 62:
«Величайшая заслуга государства была бы соединить все народы в одно государство. но, всестороннего, гармонического довершения человечества было бы напрасно ожидать от церкви и государства, потому что жизнь человеческая может быть осуществлена лишь в союзе, которого надежнейший зародыш находится в братстве вольных каменщиков».
«Если масонство будет закончено, если оно будет жить, в сердцах людей, если его сила наполнит все земное, тогда только царство человеческое состоится во истину, небо будет на земле».
А страница 77 — я гласит:
«И тогда только строение может удастся во всем своем объеме, когда будет единая ложа во всей земле. Ибо масонство всеобщее, как ясно сказано в древнейшем объяснении Ритуала».[31]
В 1848 г. 4 ноября масон Виктор Гюго в заседании Законодательного Собрания заявил: «Французский народ заложил среди старого монархического континента начало, фундамент колоссального здания, которое будет называться Соединенными Штатами Европы».
В 1884 г. «Альманах франк-масонов» говорит о том счастливом времени, когда «республика будет провозглашена в Европе под названием Соединенных Штатов Европы»
В июне 1917 г. масонство союзных и нейтральных стран организовало в Париже съезд, одной из главных задач которого, по словам его председателя Карно, было:
«Подготовить Соединенные Штаты Европы, создать сверх-национальную власть, задачей коей будет разрешение конфликтов между нациями; агентом пропаганды этой концепции мира и всеобщего благополучия будет масонство».
Идея Лиги Наций, как зародившаяся в недрах масонства, является только этапом к достижению поставленной мировым масонством цели создать сверх-государство, ибо, по словам итальянских масонов, «конечная цель, к которой в течение стольких веков стремится масонство, есть освобождение человечества от всякого морального, религиозного, политического и экономического порабощения».
Конечный идеал масонства есть организация сверх-государства в виде мировой атеистической республики.
Читайте также
Краткая история масонства
Краткая история масонства Слово «масон» происходит от английского mason — «каменщик», «каменотес», и в таком виде оно было заимствовано другими европейскими языками, однако уже после того, как потеряло в Англии свой первоначальный смысл. Правда, до недавнего времени, а
«Генеалогия» масонства
«Генеалогия» масонства Наращивание организационной структуры и усложнение ритуалов, претендовавших на роль посвящений в высшие тайны бытия, которыми якобы владели члены масонских обществ, мало-помалу вылились в необходимость создать более достойное или благородное
Структура масонства
Структура масонства Члены масонской ложи называют друг друга «братьями», и весь орден подразделяется на определенное число разрядов или степеней, в силу чего каждому «брату» может быть присвоена более высокая степень, если он того заслуживает.В масонстве существуют две
Триумф масонства
Триумф масонства Напомним, вам, читатель, потрясающий успех масонства. Оно возникло как объединение энергичных людей, чуждых, не вписывавшихся в традиционное общество с королем, аристократами и могуществом церкви, с господством натуральной экономики. И потому они решили
Лидеры масонства
Лидеры масонства «Лидеры масонства.…мы создадим такую слепую мощь (толпу – Э.Х.), которая никогда не будет в состоянии никуда двинуться помимо руководства наших агентов, поставленных нами на место ее лидеров. ‹…›Народ подчинится этому, потому что будет знать, что от
Президенты – креатура масонства
Президенты – креатура масонства «Президенты – креатура масонства.…мы заменили правителя карикатурой правительства – президентом, взятым… из среды наших креатур, наших рабов.В этом было основание мины, подложенной нами под гоевский народ или, вернее, под гоевские
7. Распространенность масонства
7. Распространенность масонства По состоянию материала неизбежно отрывочный и набросанный лишь в общих чертах очерк развития и смены отдельных масонских организаций требует одного дополнительного разъяснения. Каково было реальное значение всех этих организаций, их
II. Доисторический период масонства
II. Доисторический период масонства А. Организация каменно-строительных рабочих XIV-XVII вв.История старых организаций каменщиков тесно связана с общей историей ремесленных гильдий и братств.Долгое время в ней искали, однако, каких-то особенных этапов: в каменщиках видели