в чем смысл маски анонимуса
Новая жизнь мема: почему все снова надели маски из «V — значит вендетта»
В твиттере, инстаграме и ТикТоке появляется всё больше роликов и фотографий с подростками в масках Гая Фокса. Одни возрождают мем, другие просто ничего не понимают. На Ozon и Aliexpress выросли запросы на товар, школы заполнены анонимусами, а родители пишут отзывы о том, что теперь с ними вместо ребёнка живёт лицо из фильма «V — значит вендетта». Со стороны кажется, что началась анонимусная революция. Не спешите паниковать: подростки лишь постиронично перепридумали мем. TJ провёл расследование и рассказал, как менялось отношение к маске и откуда она взялась. Пересказываем самое интересное.
ПОЧЕМУ ТАК МНОГО МАЛЕНЬКИХ ДЕВОЧЕК ХОДЯТ В МАСКАХ АНОНИМУСОВ ЧТО ЭТО ЗА ВОССТАНИЕ
так а почему дети бегают по улицам в масках анонимусов что за новый тренд который до меня до сих пор не дошел
Где-то перевернулся грузовик с пацанскими пабликами. Иначе я не могу объяснить почему по району бегают толпы десятилеток в масках Гая Фокса.
Параллельно с этим, в российских пабликах завирусились фотографии пацанчиков в масках с цитатами Стэтхэма или отсылками к Джокеру. В 2019 году образы снова появились в сетях, но ненадолго. Зато сейчас мы наблюдаем новый всплеск интереса к маске.
Он начался с ролика в ТикТоке «Спидран по майнкрафту», где игрок периодически говорит: «О, повезло, повезло». Видео завирусилось, обзавелось новыми мэшапами с наложенной музыкой.
Чуть позже ТикТок взорвался волной роликов, где пользователи пугали простых людей, танцевали или просто прыгали с дивана на пол. Вкупе с наложенной музыкой выглядело довольно всрато.
Всё это привело к тому, что анонимусы обзавелись собственной, новой историей. Якобы это разумные существа с котами-анонимусами, любящие тульские пряники и делящиеся по подвидам. Ролики с такими героями с тегом #анонимус смело захватывали просмотры.
Из-за такой популярности старого мема подростки начали скупать маски и носить их в школе, причём часто разрисовывая их розовыми румянами и прилепив пластырь на нос. Никаких революционных движений: просто новая жизнь старому мему.
В свободное от работы время я смотрю мультсериалы и опять думаю про работу, да что ж такое
Гай Фокс Guy (Guido) Fawkes
Художник комиксов, автор и дизайнер маски – Дэвид Ллойд. Позднее комиксы легли в основу фильма «V значит Вендетта», после которого маска Гая Фокса стала популярной, как в свое время портрет аргентинского революционера Че Гевары, который долгое время оставался символом протеста молодежи. Маска объединила людей, жаждущих изменений в обществе. Хотя автор романа Алан Мур остался недоволен киноверсией, она несколько не соответствовала задумкам автора. Главный герой фильма не герой-одиночка, а предводитель толпы и сама идея романа искажена. А вот художник комиксов, напротив остался доволен, по его мнению: «Маска Гая Фокса стала теперь расхожим брендом, своего рода удобной вывеской, которую можно использовать для протеста против тирании…»
Сегодня маска Гая Фокса стала популярным интернет-мемом и впервые была использована субкультурой хакеров – анонимусами. Совершая атаки на правительственные сайты многих стран мира, анонимусы оставляли картинку с изображением маски на черном фоне со словами: «Мы – Анонимус. Мы – Легион. Мы не прощаем. Мы не забываем. Ждите нас». Маска интернет-мем Гая Фокса, среди пользователей Интернета олицетворяет анонимность.
В Бостоне 50 человек надели маски и устроили пикет возле Церкви саентологии. Несмотря на то, что церковь имеет официальный юридический статус, считается одним из конфликтных религиозных движений и многими определяется как тоталитарная секта, разрушительно влияющая на психику человека.
Следующим общественным протестом с использованием масок Гая Фокса стали уличные демонстрации весной 2009 после громкого скандала о расходах в Парламенте Великобритании.
Затем была массовая акция гражданского протеста в Нью-Йорке, осенью 2011 года – «Захвати Уолл-стрит», для привлечения общественного внимания к преступлениям, так называемой «финансовой элиты» и призыв к структурным изменениям в экономике. В знак протеста её надевал основатель интернет-ресурса Wikileaks Джулиан Ассанж во время акции «Оккупируй лондонскую биржу».
Участник демонстрации во Франкфурте-на-Майне против законопроекта АСТА.
Популярность маски вышла за пределы Британии и США, так в Индии летом 2012 года студенты в масках собрались на акцию протеста у площади Азад с требованиями отмены правительством страны цензуры в Интернете. Следом в Гонконге прошли акции протеста в защиту демократической свободы Китая, многие студенты и молодые люди надели маски Гая Фокса.
В Саудовской Аравии с 2013 года власти запретили ношение и ввоз в страну маски Гая Фокса. Объяснив это тем, что маска является символом, который может оказать негативное влияние на политическую обстановку в стране, дестабилизировав ее, посеять смуту и хаос.
Маска – за годы своего существования стала самой продаваемой из всех популярных масок. Маска Гая Фокса – стала символом протестующих против алчности корпораций, свободы и справедливости. Эти качества были ей приписаны под влиянием фильма «V значит Вендетта».
К сожалению, имеют место случаи, когда под маской Гая Фокса скрываются грабители. Но, в наше время повсеместной доступности, сложно уберечься от нечистых на руку людей, прячущих свой лик под маской.
Анонимус в публичном пространстве в масках Гая Фокса. Лос-Анджелес, 2008 год.
Почему по улицам Тулы ходят дети в масках Гая Фокса?
«Покупают до 50 масок в день. Родители ворчат: «Такую страшную не надевай при мне, не надевай». Но всё равно покупают», — поделилась с корреспондентом «Тульской прессы» продавец Галина.
«Сейчас так ходят все ребята лет до 12 лет, и я не понимаю, что происходит»,– недоумевает молодая мама на детской площадке.
По улицам Тулы часто можно увидеть детей в черно-белых масках на лице. Они называют себя «анонимусами», у которых, по легенде, человеческое тело, а вместо лица – маска.
Интернет-сайты и обычные магазины активно продают маски Гая Фокса. Пластиковая личина полностью скрывает лицо. Узкие прорези глаз, ухмылка и усы – черные на белом. Некоторые юные туляки рисуют на маске макияж, татуировки, обклеивают пластырями или стикерами, дурачатся перед зеркалом и снимают шутливые ролики для социальной сети TikTok. Дети не расстаются с этими масками, даже гуляют в них.
Продавцы в центральном парке сообщили нам, что этим летом дети ежедневно покупают десятки «анонимусов». К слову, игрушка недорогая – цена её в среднем 100-200 рублей за штуку. Есть и умельцы, которые создают из базовых масок дизайнерские и продают дороже.
«У моей 12-летней сестры есть маска. Подарила подруга на день рождения. Теперь дома всякие видео для себя снимает. В нашем магазине этих масок нет, но каждый день по несколько человек спрашивают», – рассказывает Наталья Глодова, продавец в отделе игрушек и карнавальных костюмов.
«Это было сообщество то ли хакеров, то ли ещё кого-то, которые в таких масках ходили. Возможно, это оттуда. Группировка называлась «Анонимус». Маленькие дети не учатся на хакеров, просто этого много в соцсетях, дети все это перенимают как шутку», — говорят тулячки, гуляющие в парке.
Фотография сделана в Крапивне 5 июня/ИА «Тульская пресса»
Мы разобрались в истории модного тренда и спросили мнение тульских психологов.
Кто такой Гай Фокс?
Гай Фокс, или Гвидо Фокс, жил в 16 веке в Англии. Был богат, образован и недоволен политикой короля Якова Первого. И потому он примкнул к Пороховому заговору. Роль в мятеже у него была скромная, но важная – поджечь фитиль. По замыслу бунтарей, Парламент – предварительно начинённый порохом – должен был взлететь на воздух. Но вместо этого взлетели на эшафоте приговоренные к казни мятежники. Потому что Гай Фокс был пойман и под пытками выдал всех своих подельников. Парламент остался невредим.
Как у Гая Фокса «появилась» маска?
Маску «подарил» Гаю Фоксу иллюстратор Дэвид Ллойд. Именно он создавал картинки для графической антиутопии Алана Мура «V – значит Вендетта». Комикс публиковался в 80-е годы прошлого века в журнале Warrior. Главный герой — прототип того самого Гая Фокса. Персонаж более удачлив, чем реальный прототип. Он воплощает план и взрывает Парламент в вымышленной тиранической Англии. На страницах комикса можно встретить V в той самой маске.
Причем тут хакеры?
В 2006 году увидела свет германо-американская экранизация «V — значит вендетта». После показа маски стали популярным символом протестного движения на Западе. Их использовали активисты хакерской группировки «Анонимус» и участники движения «Захвати Уолл-стрит».
Почему маски «вернулись» сейчас?
В 2020 году россиянам запретили материться в соцсетях. Пользователи интернета отреагировали на нововведение эмоционально. Форумы и социальные сети «взорвались» новыми «мемами» – визуализированными шутками. Изображение «анонимуса» – человека в ухмыляющейся маске – сопровождалось саркастичными подписями. «Ёкалэмэнэ», «етижипасатижи», «ёшкин кот»… — так молодежь иронизировала на тему вариантов замены мата.
Маски снова замелькали в интернете. Один юный геймер, играя в «Майнкрафт» (компьютерная игра, прим. автора), для смеха надел маску анонимуса и смешно комментировал игру. Детям понравилась идея, и они начали выкладывать селфи и смешные ролики в маске в социальные сети.
Как к этому относиться?
«Нужно учесть, что если мы закрываем лицо, возникает ощущение большей безопасности, уверенности в себе. В маске легче совершить какие-действия, не испытывая при этом смущения и стыда, — рассказала психолог-психоаналитик Лариса Милова. — Иллюзия анонимности даёт ощущение большей свободы. При работе с застенчивыми детьми и взрослыми используется этот приём: человек закрывает лицо и пробует общаться, вступать в какое-то взаимодействие с другими.
Если учесть, что сейчас большинство детей находятся под пристальным вниманием родителей, то ношение маски ребёнком может восприниматься, как способ избежать «родительского взгляда». Настоящие эмоции не видны, в маске можно хоть язык показывать прохожим, родители ничего не заметят, и прохожие не среагируют».
Психолог Анна Григорович призывает родителей задуматься, хватает ли их детям чувства безопасности и поддержки в семье?
«С помощью этого образа популяризируется идея бунта. Родители задумайтесь: ребёнок эпатирует. Ему нужно внимание, которого он и хочет, и боится. Чего хочет ребенок? Где его семья? Почему он не получает необходимого внимания? Почему он не может выйти на сцену и свою демонстративность там компенсировать, исчерпать, подкрепить?»
Марина Мишина, психолог:
«Для одних подростков – это возможность почувствовать свою принадлежность к определенной социальной группе, для других детей – вариант присоединиться к нарицательной роли Гая и выразить бунтарство. Для третьих надеть маску Фокса – это что-то про умение подстраиваться под ситуацию, про адаптацию, про моду. Для кого-то из детей — это будет просто маска. Например, мой шестилетний сын с удовольствием бы примерил перед зеркалом ее, покривлялся в ней и снял бы.
Я бы порекомендовала родителям не впадать в панику от этого явления, не прижимать ребёнка «к стенке», чтобы узнать причины интереса к маске, а интересоваться им самим: его увлечениями, успехами, неудачами, мыслями и чувствами.»
5 неожиданных мест, где видели маску Гая Фокса
Как из заговорщика-неудачника, чуть не подорвавшего Вестминстерский дворец, аристократ превратился в символ протестного движения
5 ноября в Европе празднуют «Ночь костров» — провальной попытки аристократа-анархиста Гая Фокса подорвать Вестминстерский дворец в начале 17-го столетия. В этот день в Великобритании и некоторых бывших ее колониях в знак верности монархии жгут чучело заговорщика, а небо освещают тысячами салютов. Сам Гай Фокс был казнен 31 января 1606 года, и вплоть до 1859-го день его смерти даже был официальным праздником. Возможно, за пределы Туманного Альбиона имя заговорщика и вовсе бы не вышло или забылось бы гораздо быстрее, но спустя три столетия его «воскресил» английский писатель Алан Мур, сделав Фокса настоящим героем — прототипом своего графического романа «V — значит вендетта». В начале «нулевых» персонажа раскрутили уже в мировых масштабах — на экраны вышел одноименный фильм Джеймса Мактига. С тех пор лик Гая Фокса, а точнее — его маска, не сходит с обложек газет по всему миру. К слову, успел английский анархист «засветиться» даже в Башкирии, подробнее — в материале «Реального времени».
1. Гай Фокс — завсегдатай протестных акций. Начало
Настоящий Гай Фокс (по другим сведениям, Гвидо Фокс) вовсе не был героем. Потомственный английский аристократ родился в 1570 году в Йорке в довольно состоятельной семье приверженцев Англиканской церкви. Несмотря на это, учился Фокс в католической школе и впоследствии стал ярым сторонником католицизма — историки и сейчас расходятся во мнениях, что послужило тому причиной. В 90-е годы 16 века он сражался в восьмидесятилетней войне за католическую Испанию, а после этого принимал участие еще минимум в десятке походов под эгидой Папы.
В начале 17 века на английский престол взошел новый монарх — протестант Яков I, естественно не устраивающий немалую часть сторонников католицизма, многие из которых принадлежали к высшим слоям общества того времени. Гай Фокс всячески поддерживал «католическое восстание» в Англии, считая нового короля еретиком. В 1604 году он связался с небольшой группой английских католиков, возглавляемой Робертом Кейтсби, которая разрабатывала план убийства Якова I и подрыв текущего строя. Основных участников было пятеро, а их «спецоперация» позднее осталась на страницах истории как «Пороховой заговор».
План был прост — подорвать Палату лордов вместе с чуждым католицизму монархом и депутатами обеих палат парламента во время тронной речи 5 ноября 1605 года. Это должно было стать началом масштабного народного восстания, финальной точкой которого предполагалось восхождение на престол нового правителя. В подвалы под Вестминстерским дворцом заговорщики несколько месяцев перетаскивали бочки с порохом, всего их было 36. Гай Фокс был именно тем человеком, которому в решающий момент было доверено поджечь фитиль. Увы, плану не суждено было сбыться, заговорщиков предали и раскрыли, а Фокс был пойман с поличным в ту самую заветную ночь 5 ноября.
Заговорщики на гравюре 1605 года. Фото wikipedia.org
Неудавшегося подрывателя доставили в Тауэр, где под пытками в течение четырех дней выбивали имена всех сообщников. Схвачены были все — и основная пятерка, и еще минимум восемь сообщников калибром поменьше. В последних числах января 1606 года в центре Лондона состоялась череда невероятно жестоких казней — после всех пыток изувеченных заговорщиков по одному доставляли к эшафоту, где сначала заталкивали их в петлю, а затем, полуживых, четвертовали и сжигали. По легенде, плуту-Фоксу удалось избежать столь мучительной смерти — он спрыгнул с эшафота с петлей на шее и умер моментально — от перелома позвоночника.
В конце первого десятилетия 17 века английский парламент постановил каждый год 5 ноября отмечать праздник чудесного спасения короля и государственности — ночь провала «Порохового заговора», которая в народе получила название «Ночи Гая Фокса», или «Ночи костров». В течение почти 150 лет после казни заговорщиков чучело провинциального аристократа символически сжигали на площадях всех крупных английских городов, на улицы выходили тысячи зевак, а в небо запускали сотни салютов. После отмены статуса праздника в 1859 году во многих европейских городах ночь на 5 ноября отмечать не перестали, торжества проходят и до сих пор, правда, с меньшим в разы масштабом.
2. Гай Фокс — перерождение в героя на страницах романа и в кино
Скорее всего, в сознании большинства британцев память о Гае Фоксе в конце концов стерлась бы, а на место «Ночи костров» в доказательство верности монархии пришли бы новые традиции и другие «антигерои», но спустя век после отмены официальных празднований имени Фокса в свет вышел графический роман «V — значит вендетта», созданный английским писателем Аланом Муром в тандеме с иллюстратором Дэвидом Ллойдом, что изменило взгляд на личность заговорщика.
Комикс описывает историю загадочного революционера-анархиста, который в одиночку борется против тоталитарного режима в интерьерах постапокалиптичной Великобритании, пережившей ядерную войну. О персонаже Мура известно очень мало, он называет себя V и скрывает свое лицо за «маской Гая Фокса» — обычно белоснежный лик с тонкой угольной бородкой, закрученными усиками и очерченными бровями, реже — еще и с розовым румянцем на щеках. Такой визуальный образ придумал своему персонажу Ллойд, намеренно связав его с личностью Гая Фокса. Герой комикса — самоотверженный борец с кровавым режимом, впрочем, оправдывающий любые средства ради достижения своей цели. Анархизм в графическом романе Мура противопоставляется тоталитаризму, а мысли и мотивы, толкающие героя на неоднозначные поступки, остаются за кадром.
Герой комикса — самоотверженный борец с кровавым режимом, впрочем, оправдывающий любые средства ради достижения своей цели. Фото intergalacticrobot.blogspot.com
В марте 2006 года на большие экраны вышла экранизация романа Мура с Хьюго Уивингом и Натали Портман в главных ролях, снятая на студии «Юниверсал Пикчерс». Режиссер Джеймс Мактиг еще больше связал своего главного персонажа с Гаем Фоксом и, раскрыв гораздо больше деталей его прошлого и очеловечив образ, сделал загадочного V настоящим героем, борцом за справедливость, отдавшим свою жизнь за новый миропорядок. В финале кинокартины здание парламента торжественно взрывается, а тысячи протестующих на улицах, чьи лица скрывала та самая маска Гая Фокса, срывают ее. По сюжету, в стране начинается новая жизнь.
3. Анархический мировой цифровой разум — лик «Анонимуса»
Через несколько лет с момента выхода фильма в прокат по всему миру популярность персонажа V, самого Гая Фокса и, конечно, его маски взлетела до небес. Она стала символом борьбы против коррумпированной, лживой и ограничивающей свободу системы, и руку к этому приложило мировое движение «Анонимус». Оно представляет собой децентрализованное анонимное сообщество хакеров и активистов из числа интернет-пользователей, а потому доподлинно неизвестна точная дата его основания, предположительно — это 2003 год.
Группа позиционирует себя как борцы за свободу в Сети — свободу слова, действий и, в первую очередь, анонимности. В разных точках мира группы неизвестных, называющих себя «анонимусами», проводили акции протеста, взламывали государственные базы и сайты крупнейших мировых корпораций, сливая в Сеть засекреченные данные и корпоративные тайны — доказательства коррупционных схем. Некоторые влиятельные мировые издания всерьез называют «Анонимус» преемником WikiLeaks.
Известный уфимский правозащитник Эдвард Мурзин совместно с движениями «Левый фронт» и «Самый честный наблюдатель» в 2012 году вооружались масками Фокса, чтобы «припугнуть» местный ЦИК накануне выборов. Фото Олега Яровикова / bashinform.ru
С конца «нулевых» маска Гая Фокса — практически официальный символ «Анонимус». В сентябре 2011-го именно с этим атрибутом призывали активисты выйти людей на улицы Нью-Йорка, поддержав акцию «Захвати Уолл-Стрит» — против имущественного неравенства и тотальной власти корпораций. Тогда тысячи горожан в масках Гая Фокса наводнили центральные улицы. После этого несколько лет подряд маски массово «светились» на улицах Лондона, Парижа, Гонконга и других мировых столиц.
Отклики революционной волны под эмблемой V дошли и до России. В конце «нулевых» и даже начале «десятых» акции протеста и демонстрации совершенно различного калибра и толка не обходились без активистов, чьи лица скрывали маски Гая Фокса. Причем протестующие всякий раз интерпретировали «миссию Фокса» на свой лад — кому как удобнее. Московские студенты, например, отстаивали свободу слова, а вот известный уфимский правозащитник Эдвард Мурзин совместно с движениями «Левый фронт» и «Самый честный наблюдатель» в 2012 году вооружались масками Фокса, чтобы «припугнуть» местный ЦИК накануне выборов.
Забавно, что активисты прихватили с собой еще и маски маньяка из другого голливудского блокбастера — «Крик». Меняя атрибутику, они, как писало агентство «Башинформ», якобы демонстрировали, что «милые и дружелюбные» маски Фокса в любой момент, завидев несправедливость, могут заменить их на устрашающий лик из «Крика». По какой причине протестующие посчитали Гая Фокса дружелюбным персонажем, осталось загадкой. Подводя черту — маска Гая Фокса на десятилетие стала непременным атрибутом любой протестной акции, мало-мальски связанной с требованиями изменений, неважно кого или чего.
Весной 2014 года большой резонанс получила серия ограблений в Краснодаре: группа преступников, выряженных в маски, сначала обнесла местную ювелирку, а затем наведалась в продуктовый магазин «Курочка Ряба». Фото ntv.ru
4. Гай Фокс в банковских сейфах и за решеткой
Шли годы, по-настоящему массовые протестные акции с «участием» масок Гая Фокса поутихли, зато на вооружение «атрибут с историей» взяли борцы против системы уже другого порядка. Начиная с 2010-го, в Сети с завидной регулярностью появляются сообщения о грабителях, дебоширах, налетчиках и просто мелких вандалах, использующих маски Гая Фокса, чтобы прикрыть свои лица от камер наблюдения.
Еще во время всплеска интереса к неоднозначному атрибуту, в 2013-м, маски Гая Фокса на законодательном уровне запретили использовать — надевать и продавать — в Королевстве Бахрейн и Саудовской Аравии. Сам фильм «V — значит вендетта», к слову, долгое время был запрещен на территории КНР.
5. «Ушел в тираж»: Гай Фокс на корпоратив, худи или в салон авто
Как любую популярную и растиражированную вещь, маску Гая Фокса не обошла участь стать в конечном итоге элементом массовой культуры, не отягощенной глубокими смыслами. В последнее время маски «анонимусов» все чаще можно увидеть на новогодних корпоративах, вечеринках в честь Хеллоуина. Маска «вендетты» стала очень популярным элементом молодежной моды — множество брендов массмаркета успели напечатать ее изображение на футболках, толстовках и свитерах, в торговых центрах можно их отыскать и сейчас.
Часто маски можно обнаружить, закрепленными на подголовниках водительских сидений в личных авто, — видимо, устрашающие лики Фокса, по задумке автовладельцев, способны отпугнуть угонщиков, ну или просто позабавить уличных зевак. Как бы то ни было, поколение нынешних 20-летних уже с трудом и не без помощи Google вспоминает, кем все-таки был Гай Фокс и почему его маска стала символом протестного движения во всем мире.