в чем смысл левши лескова
Анализ произведения Левша Лескова (суть, смысл и идея повести)
История создания
Произведение «Левша» Николая Семенович Лескова было опубликовано в 1881 году в журнале «Русь» и в том же году включена в сборник « Праведники» самим автором. Сказка имела также и второе название «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе.
Жанр, направление
Автор всегда относил свое произведение к жанру сказа, но, тем не менее, среди читателей бытует мнения, что «Левша» относится и к повести, и к реализму.
Суть
Данная книга заставляет читателя прочувствовать и задуматься над важным вопросом, ценятся ли талантливые люди в нашей стране? Основной сюжет картины показывает, в какой степени бывают, слепы люди у власти. Александр I прибывает в Англию, где видит уникальную работу здешних мастеров – блоху, но не простую, а металлическую и танцующую. Он привозит блоху в Россию, но про нее быстро все забывают, пока император Николай I вновь не вспоминает про нее и отправляет генерала Платова к тульским оружейникам. В Туле Платов требует от мастеров сделать что-то более интересное и искусное чем зарубежное изделие. Мастера берутся за работу с благодарностью за оказанное доверие.
Платов возвращается в Тулу через две недели, и даже не разобравшись с тем, что именно сделали мастера, забирает Левшу и везет к царю. Перед царем Левша показывает, какую именно работу провели тульские оружейники, оказывается, что они подковали ту самую блоху. Николай Павлович доволен работой мастеров.
Подкованную блоху, вместе с Левшой отправляют обратно в Англию, чтобы показать мастерство наших умельцев. Англичанам очень понравилась работа тульских мастеров, и они предлагают Левше остаться с ними, но Левша отказывается, он очень любит свою страну и хочет вернуться, англичане не могут его держать и отправляют домой.
По пути домой, на корабле, Левша заводит новое знакомство и напивается. Уже на родине его нового знакомого отправляют в специальный госпиталь для иностранцев, а самого Левшу в «холодный квартал», там его обкрадывают. Его находят и привозят в больницу, но он же очень слаб и умирает. Перед смертью Левша пытается донести до царя важную информацию, но до него она так и не доходит
Главные герои и их характеристика
Александр I – Очень любознательный и впечатлительный человек. Император. Меланхолик, считает, что чудесные изобретения могут делать только иностранцы.
Николай I –Император. Имеет хорошую память. Верит в мастерство русских умельцев, но не задумывается каким трудом, достигается это мастерство.
Матвей Иванович Платов – Человек очень любящий свою родину. Храбрый и отважный казак и граф. Имеет нетерпеливый характер, но великодушен и если неправ, попросит прощения.
Левша – Человек с чистым сердцем, доброй душой, светлым умом и с золотыми руками. Очень любит свою родину.
Доктор Мартын-Сольский – Пытается помочь Левше, но успевает. Левша доверяет профессору свой секрет, предназначенный для императора.
Граф Чернышев – военный министр. Не любит простой народ. Имеет завышенную самооценку.
Темы и проблемы
В произведении Лескова раскрыто множество тем: тема русских талантов, патриотизма, социальной несправедливости, любви к родине. Лесков также затронул проблемы власти и отношение талантливых людей к труду.
Особенности
Особенностью произведения является тонкая грань между добром и злом в каждом человеке. Автор смог показать, что хорошее и плохое есть в каждом из нас. Как, например Платов, он является героем, но в тое время может поднять руку на обычного человека.
Еще одной особенностью является речь героем, автор показал, как разговаривают разные слои населения на примере каждого героя.
Чему учит?
Автор учит тому, что все люди равны, и отношение ко всем должно быть одинаково. На каждого человека нужно смотреть не по социальному статусу, а по внутреннему миру и навыкам.
2 вариант
В отношении жанра мнения разошлись. Кто-то утверждает, что это повесть, а другие, включая автора, выступают за сказ.
Фабула произведения даёт повод задуматься ценит ли Россия свои таланты? В Англии императору представили танцующую блоху. Затем тульским умельцам было дано задание выполнить что-то более впечатляющее. Российские мастера не подвели и выполнили подковы для английской блохи. Такому таланту в Англии позавидовали и просили Левшу не возвращаться обратно. Но преданный мастер не смог забыть родины и возвращается назад. В пути Левшу подстерегает русская проблема отношения к спиртному. И по возвращению в Петербург уже больного мастера отправляют умирать в обычную лечебницу.
Подобное отношение к людям со стороны власти являлось проблемой на всей территории России. Произведение Лескова насыщено одновременно печальным весельем. Автора приводит в недоумение контрастное отношение того, что заграницей мастера из России принимают со всеми почестями и просят остаться. А в самой России, которую умелец не может оставить, его не ценят и бросают на произвол судьбы.
Автор в своём произведении показал все разнообразие характеров. Большинство, из которых являются противоречивыми. Например, Платов будучи героем, был способен обидеть «маленького» человека.
Лесков является настоящим учителем справедливости. Своим произведением он призывает ценить личность не за происхождение, а за поступки и качества.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Левша
Популярные сегодня темы
Петербург во всех произведениях наших классиков издавна несет в себе историческое наследие и важнейший образ – личность, когда и кем он не был описан. Будь то Пушкин, Гоголь, Лермонтов или другие поэты и писатели нашей классики.
Очень многое я люблю делать… Например, я люблю гулять. Просто пройтись по улицам города нашего. Смотреть витрины магазинов – интересней всего с игрушками. Пойти в парк – тоже люблю. А в лес пойти гулять – это, вообще, классно
Свое свободное время я привыкла проводить за своим хобби, но не всегда получается весь день посвятить этому. Выходной день у меня один – это воскресение.
Я очень люблю свою маму, потому что она самая добрая и красивая. А еще она печет самый вкусный в мире пирог с вишневым вареньем.
Русская классика знает много неординарных личностей в истории. Люди с необыкновенными способностями, неоднозначностью характера и удивительными творениями, славятся не только на русской земле
Основная мысль
Главная мысль, которую хотел донести автор, заключается в том, что часто талантливые и скромные люди живут в невыносимых условиях. Продолжая ежедневно тяжело работать, они прославляют родину, приносят пользу обществу, но не получают достойного уважения и вознаграждения за свой труд. Такие люди часто умирают в бедности и муках.
Жизненные уроки в произведении Лескова
В центре повествования автор рисует портрет простого ремесленника из глубинки. Прочитав внимательно и проанализировав текст, становится понятно, чему учит рассказ «Левша»:
«Левша» Н. С. Лескова — произведение, которое не теряет актуальности спустя поколения. Читать современному человеку его непросто, ведь сам автор указал, что это «сказ», поэтому текст пронизан архаизмами и сложной лексикой вроде «дерябнул» и «извольте».
Несмотря на это, уже с первой главы становится понятно, что повести, написанной в далеком 1881 году, есть чему научить читателей и сейчас.
Любовь к родине
Тонкой красной нитью через все произведение автор прописал тему любви к своей родине. Это видно и в намерениях Платова доказать государю, что русские умельцы ничуть не хуже заграничных, и в неуемном желании тульского мастера Левши поскорее вернуться из заграничной поездки домой, где все такое родное и знакомое.
Такой навык, как считал Левша, поможет бойцам родной страны сократить потери на войне. Именно с этим знанием и умер герой, не успев донести его до государя.
Трудолюбие и преданность своему делу
«Горите себе, а нам некогда», — так отвечали тульские мастера людям, которые пытались отвлечь их от работы, выдумав, будто по соседству горит дом. Ответственность обычных мужиков из глубинки удивляет и одновременно вдохновляет. Получив непростое задание переплюнуть самих англичан, кузнецы отнеслись к нему серьезно и даже отправились попросить благословения у иконы Николая Чудотворца.
Вернувшись, они заперлись в доме Левши, «зажгли лампадку перед Николиным образом» и создали в результате невидаль, которая способна была поразить не только государя, но и весь мир.
Доброта и скромность
Когда государь с удивлением рассматривал утонченную работу тульских кузнецов, Левша добавил, что на каждой подкове есть имя мастера, который ее делал. На вопрос, есть ли там и его имя, кузнец ответил, что нет, так как он всего лишь «гвоздики выковывал, которыми подковки забиты».
Доброта и скромность простого тульского работяги подкупают, заставляют ему симпатизировать и сопереживать, наблюдая на протяжении истории за несправедливым к нему отношением окружающих людей.
Социальное неравенство
Социальная разобщенность, невежественное отношение к тем, кто ниже по статусу, — тема, которой касались многие писатели в своем творчестве. Затронул ее и Лесков в рассказе, проводя параллель между английскими и русскими мастерами:
Такую же параллель между двумя работниками разных стран проводит автор в конце рассказа, где судьба героев после прибытия в Петербург «начала сильно разниться».
Обходительность, с которой отнеслись к англичанину, резко контрастирует с нечеловеческими испытаниями, выпавшими на долю Левши. Они и привели его к смерти.
Доброжелательное отношение к людям
Уважать труд и ценить каждого человека, быть великодушным, добрым, милосердным — то, что хотел сказать автор читателям, описывая историю скромного кузнеца.
Несправедливое, а порой и жестокое обращение с ним поражает и вызывает гнев. Подобное отношение со стороны окружающих было настолько обыденным для самого Левши, что после извинений Платова за то, что «за волосья отодрал», Левша ответил: «Бог простит, это нам не впервые такой снег на голову».
Жестокая сцена последних дней жизни кузнеца поразила даже англичанина, с которым он приехал в Петербург, — единственного человека, который озаботился поиском тульского мастера. Увидев Левшу, лежащего на полу больницы, потрепанного и избитого, в бреду шепчущего только одну фразу о том, чтобы не чистили ружья кирпичами, англичанин возмутился и вскричал: «Разве так можно! У него шуба овечкина, а душа человечкина».
Роль в русской литературе
«Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова — многогранное, трогательное и одновременно печальное произведение.
Оно затрагивает немало острых вопросов, актуальных во все времена, и дает ценные уроки жизни на примере образа простого и талантливого кузнеца, его скромной жизни и несправедливой смерти.
Повесть высоко оценили признанные творческие деятели того времени. Русский писатель К. А. Федин, восхищаясь описанием культуры и самобытности героев произведения Лескова, моральному подтексту и многочисленным наставлениям, которые автор сумел заключить в небольшой сказ о тульском мастере, писал: «Есть книги, которые нельзя не перечитывать заново, как только возьмешь их в руки… К ним принадлежит и знаменитый „Левша“ Николая Лескова».
Анализ повести «Левша» Лескова: суть, смысл, идея («Сказ о тульском косом Левше»)
Анализ повести «Левша» Лескова: суть, смысл и идея произведения
«. записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Он охотно вспоминал старину, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек». (вступление к «Левше»)
. язык Лескова приобретал необыкновенную пестроту и часто казался современникам «вычурным», «чрезмерным». На самом деле в нем отражалась национальная и историческая сложность русской жизни. «
(П. И. Громов и Б. М. Эйхенбаум, статья «Н. С. Лесков (Очерк творчества)» // «Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 11 томах», том 1, 1956 г.)
Написанное в стиле народной легенды, это произведение Лескова может показаться очень простым по смыслу. Долгое время в нем видели, прежде всего, апофеоз талантливости русского человека, который «все может». И сам Левша в глазах ряда критиков представал безусловным победителем в состязании с англичанами как мастер, сумевший исполнить еще более мелкую и тонкую работу, чем они.
Однако сам Лесков. решительно воспротивился такой его односторонней интерпретации.
Если довериться внешнему результату этого состязания, то выигрыш как будто бы и впрямь за русскими. Без всякого «мелкоскопа» они сумели сделать невероятное: подковать блоху и даже выгравировать на каждой подковке имя тульского мастера.
Таким образом. находит свое выражение и горькая тревожная мысль писателя о грузе русской отсталости, непросвещенности, который сковывает силы и возможности талантливого народа и таит в себе большие опасности для его будущего.
Подаренную англичанами блоху Александр увозит с собой в Россию, и не помышляя о возможности какого-либо ответного шага, который заставил бы англичан усомниться в своем превосходстве над русскими.
Однако речь Николая, густо уснащенная личными и притяжательными местоимениями, выдает истинную подоплеку его внешне патриотического поступка. Из. [его] высказываний следует, что Николаем движет не столько национальный интерес, сколько тщеславное желание продемонстрировать миру преданность ему его подданных.
(И. В. Столярова, «Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах», вступительная статья к тому 1, 1996 г.)
Анализ повести “левша” лескова: суть, смысл и идея произведения (“сказ о тульском косом левше”)
Лесков, Анализ произведения Левша, План
Сегодня в читательском дневнике появился рассказ Левша Лескова, вот и вам мы предлагаем познакомиться с анализом произведения, который облегчит вам работу на уроке литературы.
Лесков рассказ Левша
Николай Лесков сказку «Левша» написал в 1881 году. Свой рассказ Лесков подписал еще как Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе.
Когда читаешь Лескова и его работу Левша дабы пересказать произведение, знакомишься с императором Александром Первым, который за границей восхищается умельцами и не слышит своего сопровождающего Платова, который утверждает, что и в России мастера не хуже.
Поражает императора блоха, сделанная англичанами, ведь она была настолько правдоподобной и такой маленькой, что можно было рассмотреть ее под микроскопом.
После смерти императора, править страной стал Николай Первый, который захотел, чтобы русские мастера превзошли англичан и они превзошли, ведь тульские умельцы, которых автор описывает как хромых и косых, сумели подковать ту самую стальную блоху. И здесь мы знакомимся с Левшой, который не побоялся отправиться к императору, дабы показать старания мастеров.
Не побоялся он поехать и за границу, где хотел принести пользу для своей страны, ведь он старался все замечать и подмечать.
Причем Левша оказался настоящим патриотом, ведь англичане предлагали ему остаться, предлагали хорошие условия для жизни и работы, но нет, Левша уехал назад, на Родину, ведь для русского мужика, ничего нет лучшего, как жить в своей стране, пусть даже там не ценится его талант и умения.
А ведь у Левши как и у других русских умельцев золотые руки и очень жалко, что такая горькая судьба ожидала нашего героя. Когда Левша возвращался домой, то встретился ему английский моряк с которым они пили, не просыхая, допились до чертиков. Прямо с корабля его увозят в полицию, откуда переправляют в больницу и кладут его, как нищего, без документов, на пол.
Лесков Левша главные герои
В сказе Лескова Левша главным героем является непосредственно сам Левша, имя которого не называет автор ведь это больше собирательный образ. Левша — это неказистый мужичок, который обладал такими чертами характера, как патриотизм, отверженность, трудолюбие.
У него настоящий талант и им восхищаются за границей, предлагая остаться там навсегда и выбрать невест. Но, Левша рвется домой.
На его долю выпало много испытаний, но всегда он помнил о Родине, и даже в предсмертный час он старается передать военную тайну, которая бы помогла в крымской войне, вот только этот секрет не передали и, как результат, война была проиграна.
Также героями рассказа является Платов — казачий атаман, который раскрыл обман англичан и который был также патриотом своей страны. Патриотом был и Николай, ведь он гордится страной и ее умельцам, а вот Александр Первый восхищался всем заграничным, таланты своих же людей не замечал.
Есть и такой герой, как Чернышев. Именно Чернышев помешал сообщить важную новость, которую передал Левша, поэтому патриотом такого человека трудно назвать.
Лесков Левша главная мысль
Как мне кажется в произведении Лескова Левша главной мыслью является то, что и в нашей стране есть замечательные умельцы, мастера, которые не только не хуже, но и лучше заграничных и они не продаются. Их нельзя купить ни за гроши ни за почести, они готовы служить своей стране даже тогда, когда в самой стране их таланты не ценятся. Так было тогда, так есть и сейчас и от этого грустно.
Анализ повести “Левша” Лескова
Начнем обсуждение повести “Левша” с того, что это произведение является одним из самых ярких в творчестве Лескова. На самом деле название его весьма длинное – “Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе”.
Николай Лесков закончил написание повести в 1881 году, и сам сделал его частью сборника “Праведники”. Ниже мы приведем небольшой анализ повести “Левша” Лескова, а краткое содержание этого произведения вы можете найти здесь.
Публикация и предисловие
Отметим сразу, что свой сказ автор посвятил простому русскому человеку. Журнал “Русь” первым опубликовал текст повести. Сначала у нее было предисловие, в котором Лесков указал, что это не просто сказ, а “оружейничья легенда”, но позже от предисловия пришлось отказаться, поскольку оно было не в правильном смысле понято критиками и читателями.
Лесков написал, что “Левшу” стоит воспринимать как народную легенду, и в этом видно стремление автора сконцентрировать читателей на том, как развивается сам сюжет, ассоциируя главного персонажа с героями старых былин Руси. А кроме того очевидно, что Лескову хотелось показать как бы свою непричастность к описываемым событиям, сделав их более народными и реалистичными. Если вы делаете анализ повести “Левша”, непременно учтите этот момент.
Жанр и особенности
Одним из самых важных вопросов, на которые нам нужно ответить, делая анализ, является вопрос жанра произведения.
Многие литературоведы считают, что повесть написана в жанре явного критического реализма, но если разобраться, Лесков использует время от времени мотивы сказки, хотя они не так очевидны и не могут определять жанр в полной мере.
Реалистичность произведения проявляется также в том, что большое внимание автор уделяет проблемам русского народа и раскрывает национальный характер.
Например, мы читаем о трудностях обычных простых работников, которые в некоторых случаях, подобно Левше, высококвалифицированы. Освещает Лесков и особенности самодержавного строя. Мы видим как мир патриархов, где у браздов правления стоит царь, противостоит Западу, цивилизация которого давно уже впереди.
Важной особенностью повести “Левша”, анализ которой мы проводим, является то, что трагические мотивы переплетаются с комическими, а реальность со сказкой.
Другие детали анализа повести “Левша”
Многое мы уже подметили, но не упустите также, что если говорить о композиции произведения, четко видно, как автор пользуется противопоставлением.
Например, противопоставляется русский быт английскому, а также очевидно отличие между простым людом и власть имущими.
Черты портрета государя автор рисует небольшими штрихами, чтобы читатель мало-помалу почувствовал, как император относился к своим подданным.
Нельзя не сказать о самом Левше. В его образе воплотились такие качества, как любовь к труду и недюжий талант. Лесков нарисовал главного героя в самых ярких красках. Это, можно сказать, национальный герой и праведник, который служит Отечеству. Он патриот, нравственно чист и религиозен. Когда от англичан поступают заманчивые предложения, Левша по-прежнему предан Родине.
Мы надеемся, что краткий анализ повести “Левша” Лескова пригодится вам при изучении этого произведения, написания сочинения или просто для лучшего понимания замысла автора при прочтении книги.
Анализ рассказа Н. С. Лескова “Левша”
В качестве эпиграфа к анализу творчества Н. С. Лескова можно взять слова А. И. Введенского: “Лесков отличается завидной оригинальностью.
В замыслах его произведений обыкновенно нет ничего, что шаблонно, психологические характеристики его свежи, оригинальны и живы, персонажи, выводимые им, в большинстве случаев таковы, что их нигде больше не встретишь в таком своеобразном освещении”.
Рассказ “Левша”, пожалуй, одно из самых поэтичных произведений Лескова. Автор приписывает, что “Левша” – это “сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”. Обычно заявленный писателем жанр создает то или иное читательское ожидание.
Так происходит и в данном случае. Сказовая форма настраивает нас на то, что повествование основано на некой легенде. У Лескова с самого детства возникла любовь к бытующим историям, преданиям, и любовь эту он пронесет через всю жизнь.
Сказовая форма у Лескова – это сочетание истинно народных, фольклорных элементов с глубокими философскими мыслями автора о сущности русского национального характера. Такая форма повествования давала возможность индивидуальной оценки событий самим героем.
Кроме того, этот художественный прием служил и средством раскрытия самого героя. Сказ прикреплен к рассказчику, который становится посредником между автором и миром литературного произведения.
Образ рассказчика накладывает отпечаток своей экспрессии, своего стиля на литературную реальность.
В данном произведении Лескову необходимо было сделать рассказчика как можно ближе по духу своим героям. Он успешно делает это с помощью языковых характеристик. Лесков вообще отличается особым мастерством языка. Обращает на себя внимание сам набор лексики, словарь его произведений.
Можно легко заметить, что сам рассказчик – это, скорее всего, один из мастеровых, подобных левше. И только в некоторых моментах слышится голос самого Лескова. Это, например, те характеристики, которые даны придворным особам: канцлер граф К. В.
Нессельроде превратился в графа Кисельвроде и т. д.
Языковыми характеристиками обладают все герои “Левши”. Сама по себе сказовая речевая мозаика, постановка лексики является главным организующим моментом. Здесь царит “речь народная” во всем своем многообразии. В результате перед нами возникает многоцветность, колоритность лексикона, игра слов, изощренность синтаксиса.
Сам Левша в произведении говорит не так много, но этого нам вполне достаточно, чтобы охарактеризовать его как человека пусть не самого образованного, но житейски мудрого, рассуждающего, мыслящего, степенного.
С каким достоинством и выдержкой предстает он перед государем! Он не стесняется своего вида и своей неказистой речи. Он говорит так, как умеет. И это истинно народная речь.
Приехав в Англию, Левша показывает себя человеком не только патриотичным, но здравомыслящим: Из чувства любви к родине он отказывается от того, чтобы остаться за границей навсегда.
Его не прельщают те картины благополучия и сытости, которые он видит повсеместно в английских фабриках. Отвергает он и женитьбу, рассуждая при этом просто: “нечего напрасно девушек морочить”. К тому же он не хочет оставлять своих родителей.
Левше чужда мысль, присущая некоторым русским людям: “У меня нет, и у него не будет”. Эта мысль, рожденная завистью, не раз побуждала русского человека идти на подлость. Левша же перенимает зарубежный опыт и рвется на родину, чтобы передать свой опыт. Как наваждение была для него эта идея.
И ради этой идеи он и погибает. И даже в полубессознательном состоянии на полу простонародной больницы Левша не забывает о своем долге перед родиной. И последние свои слова он говорит во имя России, той страны, которая была не так уж ласкова с ним и приветлива.
Левша неспроста спрашивает: “Не могу ли я знать, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет?” Да, глядели, да только перчаток даже не сняли. Горько становится Левше, переживает он, ведь если они перчаток не снимали, значит, ничего не могли почувствовать. За этим вопросом скрывается глубокая мысль автора.
Невольно становится обидно за Россию: все делается спустя рукава, поверхностно, демонстрационно.
Характерно, что имя Левши не называется. Это подчеркивает то, что выписанный на страницах сказа неприметный тульский мастер – это собирательный образ загадочной русской души. Да, таков русский народ эпохи крепостного права: бедняк в опорочках и ветхом азямчике, простой, скромный, неприхотливый.
Учился Левша по “Псалтырю” и “Полусоннику”, он не знал “нимало арифметики”, но сумел сработать нечто “сверх понятия”, поразившее “хитрых” англичан. Конечно, мастера не рассчитали до конца, да и могли ли они рассчитать, и испортили тонкий механизм стальной блохи. Да это и не их вина. Отсталость страны, показная ученость, забитость самого народа – вот истинные причины.
На Руси живут по другим правилам. И тем не менее насмотревшийся на благополучие англичан левша рвется домой.
Таким образом, в рассказе звучит тема трагической судьбы талантливой личности из низов при крепостном праве. Эта тема с большим и подлинным драматизмом отзовется во многих произведениях писателя.
Нынешний прогресс науки и техники значительно уменьшает шансы людей проявить свой талант, нет уже стольких вещей, способных пробудить народную фантазию.
Потому так грустен взор автора на нынешнее время, когда, “благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд”.
Автор с тоскою глядит в будущее. Кажется, будто он задает вопрос: “А что нас ждет дальше?” Трудно ответить на этот вопрос. Пожалуй, каждый из нас отвечает на него перед своей совестью. А главное – остаться человеком.
Мастера работают в большой тайне, чтобы перещеголять в мастерстве англичан. Платов привозит блоху царю. Награждение Левши. Левша отправляется в Англию по поручению царя.
«Левша» («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»)
Цитата: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».
История создания
Когда «Левша» Лескова вышел в свет, критики сочли, что это просто записанная легенда, популярная среди тульских мастеров. Однако писатель оспаривал это, уверяя, что весь «Сказ…
» от начала и до конца придуман им. Проблема была в том, что Лескову мастерски удалось воспроизвести исковерканный разговорный язык.
«Левша» выглядел самородком, не созданным рассказом, а народным произведением.
Проблематика:
Смысл названия: название с упоминанием главных персонажей даёт читателю свободу интерпретации: его не учат, а просто рассказывают некую историю, из которой каждый может сделать свои выводы.
Следует отметить, что в «Левше» переплетаются подлинные и вымышленные события. У Левши был прототип — рабочий Алексей Михайлович Сурнин, которого направляли в Англию учиться. Вернувшись домой, он многому обучил рабочих и ввёл ряд инноваций в производство.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть.
Жанровые особенности: сказовая манера Лескова придала этой повести свободную интонацию речи простого человека. Явственна связь повести о тульском косом Левше и фольклора: сказания о тульских мастерах давно живут в народе.
Время и место действия: действие повести происходит в России и в Англии в начале XIX в. (после войны с Наполеоном).
Действующие лица
Краткое содержание
Император Александр I путешествует по Европе вместе с казаком Платовым. Императору приходится по душе миниатюрная поделка — блоха, умеющая танцевать. Император покупает блоху, привозит её в Россию. Через какое-то время Александр I умирает, на престол восходит Николай I. Новый император хочет, чтобы и русские мастера умели делать такие игрушки.
Он посылает Платова в Тулу к прославленным мастерам. Трое мастеров запираются в доме косого Левши. Они что-то делают с блохой, но не признаются. Платов отвозит Левшу в Петербург. Николай I видит, что с блохой что-то не так: она не может танцевать. Левша советует посмотреть на ноги блохи в «мелкоскоп».
Император видит, что мастера подковали блоху миниатюрными гвоздиками и на каждой подкове написали имя мастера.
Левшу отправляют в Англию, чтобы он подарил подкованную блоху англичанам, утвердив тем самым превосходство русских мастеров. Англичане предлагают Левше пожить у них, но мастер говорит, что вера и оставшиеся дома родители ему не позволяют. Жениться на англичанке мастер тоже не хочет: очень уж они худые.
Левша плывёт в Россию на корабле. Мастеру скучно, и он напивается с «полшкипером». Привозят их в бессознательном состоянии. Придя в себя и разыскав товарища, «полшкипер» видит, что Левша умирает.
Мастер просит передать императору, что в Англии ружья кирпичами не чистят (это больше всего понравилось Левше). Но до императора эту информацию не доносят, поэтому ружья продолжают чистить, как прежде было принято.
А послушали бы — глядишь, и другой результат был бы у Крымской войны.
Экранизации
«Левша» (СССР, 1964, мультфильм); «Левша» (СССР, 1986).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Почему император решил, что Левша сломал блоху? Что мастер сделал с блохой на самом деле?
Ответ. Император думал, что Левша сломал блоху, потому что она перестала танцевать. Посмотрев в микроскоп, Николай I понял, что мастера блоху подковали миниатюрными гвоздиками, да ещё и указали на каждой подкове имя того, кто её изготовил.
Какую лексику Лесков использует для обеспечения «сказовой интонации» в повести «Левша»?
Ответ. Просторечную лексику и историзмы.
Примером просторечной лексики могут послужить «мелко- скоп» (микроскоп) и «курица с рысью» (курица с рисом). Историзмы обеспечивают более плотную привязку повествования к лексике того периода (например, в повести упоминается отрезвляющее средство ерфикс, которое сейчас не употребляется и мало кому известно).
«Левша», анализ повести Лескова, сочинение
Произведение «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» было написано известным русским писателем XIX века Н. С. Лесковым в 1881 году, через 20 лет после отмены крепостного права. Эти непростые годы являлись сложным периодом в истории нашей страны и они нашли своё отражение в творчестве прозаика.
«Левша», как большинство других произведений автора, посвящена простым русским людям. При первой публикации повести в журнале «Русь» Н. С. Лесков оставил предисловие, в котором назвал своё творение «специально оружейничьей легендой» и «сказом», но впоследствии убрал его, так как критика восприняла его слова буквально и сочла произведение записью действительно существующей легенды.
Произведение представляет собой повесть, стилизованную автором под сказ, а его сюжет написан на основе как реальных, так и вымышленных событий.
Почему же Лесков называл своё творение народной легендой? Скорее всего, писатель старался обратить внимание читателей на ход развития сюжетной канвы, сделать своего героя созвучным с персонажами старинных русских былин.
Возможно, роль сыграло и то, что Лесков хотел создать видимость своей непричастности к истории Левши, чтобы сделать его образ более народным.
Несмотря на то, что в произведении встречаются сказочные мотивы, повесть принадлежит к жанру критического реализма, так как при её создании автор ставил акцент на проблемах национального характера: самодержавии, трудностях жизни русского человека, противостоянии нашего мира в те годы цивилизованному западному. Сплетение комического и трагического, сказки и реальности – это отличительные черты творений Лескова.
Пестрая манера письма Лескова делает его произведения настоящим музеем русских говоров. В его стиле нет изящных классических форм, которыми была богата речь Пушкина или Тургенева, но есть простота, свойственная нашему народу.
Совершенно по-разному говорят работник и государь, и это отличие только подчеркивает одну из тем, которую обозначил автор: проблема социального неравенства, раскола между верхами и низом, который наблюдался в России того времени.
После того, как Лесков убрал из «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» предисловие, композиция повести потеряла свою цельность, так как изначально основной сюжет обрамляли предисловие и заключительная глава.
Главным композиционным приёмом в повести является противопоставление. Автор обращает внимание не столько на отличия между английским и русским бытом, сколько на разницу между простыми работниками и верхушкой власти, которую в произведении представляет собой государь. Писатель раскрывает его портрет, последовательно показывая отношение императора к своим подчинённым.
В «Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе» главным героем является искусный мастеровой, олицетворяющий трудолюбие и талант русского народа. Рисуя образ Левши, Лесков изображает своего персонажа как праведника и национального героя. Он готов пожертвовать собой во имя Отечества.
Основными чертами этого человека являются высокая нравственность, патриотичность, религиозность. Его не прельщают богатства Англии, будучи в другой стране, он постоянно думает о Родине. Тем не менее, когда Левша возвращается в Россию, он заболевает и умирает, никому не нужный.
Автор глубоко сочувствует своему герою, в его строках видна горечь к человеку, заслуги и имя которого было забыто.
Но не одному Левше Лесков уделяет внимание. Проблема одарённого человека – не единственная, поднятая автором в этой повести. Противопоставление простого мастерового императору читается во многих эпизодах произведения.
Показательна сцена беседы Левши с государем, в которой последний демонстративно снисходит до обычного работника. Далее автор изображает встречу главного героя с английскими мастерами, относящихся к Левше без доли высокомерия.
Этой антитезой доказывается стремление Лескова показать конфликт не столько двух государств, сколько различных социальных слоёв.
Обширный список проблем, поднимаемых Н. С. Лескову в повести «Левша», находил отражение в повседневной жизни России того времени.
Равнодушие власти к своим подданным, необразованность русского народа, культурная и экономическая отсталость страны от Запада – всё это имело острую актуальность в конце XIX века.
Именно в невнимательности высших чинов к судьбам настоящих гениев Лесков видит причину общественной неустроенности в России.
Хоть и со дня публикации произведения прошло более ста лет, многие темы, поставленные автором в «Сказе о косом тульском Левше и о стальной блохе», являются актуальными и в нашей современной жизни. Н. С. Лесков создал непростую по своему содержанию повесть, в которой даны ответы на волнующие нас злободневные вопросы.
«Левша», краткое содержание по главам повести Лескова
«Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
«Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
«Старый гений», анализ рассказа Лескова
«Однодум», анализ рассказа Лескова
«Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
«Человек на часах», анализ рассказа Лескова
«Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение
«Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
«Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
«Зверь», анализ рассказа Лескова
«Запечатленный ангел», анализ повести Лескова
«Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова
«Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
«Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
По произведению: «Левша»
По писателю: Лесков Николай Семёнович
Главная идея произведения Н. С. Лескова Левша
Главная идея произведения Н. С. Лескова Левша – страница №1/1
Урок литературы в 7 классе
Тема «Главная идея произведения Н.С. Лескова «Левша»
Цели: закрепить представление о жанре сказа; помочь ученикам разобраться в характеристиках персонажей, понять основную идею автора
Оборудование: портрет Н.С. Лескова, учебники, тетради учащихся, записи на доске, иллюстрации Н. Кузьмина и Кукрыниксов к «Левше»
Методические приемы: беседы по вопросам; аналитическое чтение; выборочная цитатная характеристика героев; выразительное чтение, работа с таблицей
Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе
1. Организация класса на учебную деятельность.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.
2. Создание ситуации успеха
Учитель: Я прочитаю вам пословицы, отгадав их, вы вспомните, о каком герое пойдет речь.
а) К большому терпению приходит умение.
б) В гостях хорошо, а дома лучше
в) Что имеем, – не храним, потерявши плачем. ( Ответ учащегося)
3. Вступительное слово учителя
– Ребята, сегодня у нас с вами обобщающий урок по сказу Н.С. Лескова «Левша».
И цель нашего урока – определить главную идею произведения. А эпиграфом к уроку станут слова Н.С. Лескова, которые отражают близость автора к народу, его любовь к нему. Запишите эпиграф в тетради.
4. Повторение изученного. Теория Литературы
Учитель: Прежде чем перейдем к домашнему заданию, давайте вспомним, что такое сказ?
– Что в литературе называется сказом?
1 учащийся : (Сказ – это повествование, основанное на народных преданиях, легендах, в которых зарисовки народного быта и нравов. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи)
Вывод: Рассказывает не просто рассказчик, а участник событий.
5. Проверка домашнего задания
Характеристика персонажей (аналитическая беседа)
– На дом дано было задание ответить на вопрос, какой человек, по вашему мнению, рассказывает историю о Левше. И по цитатам, подготовленным дома, охарактеризовать царей: Александра Павловича и Николая Павловича.
2 учащийся: (Рассказчик – человек очень интересный. Он не образован, но трудолюбивый, мастеровой мужик).
3 учащийся: Он как бы подсмеивается над царем Александром Павловичем, над Платовым.
Он переиначивает иностранные слова и названия, которые ему неизвестны. Например, таблица- долбица; бурометры вместо барометры, мелкоскоп вместо микроскоп и другие слова)
4 учащийся: (Рассказчик, может быть, работал вместе с Левшой. Он – старый оружейник, уважал царя Николая Павловича. Соблюдает русские обычаи.
Рассказчик похож на Левшу, только одет опрятнее и похитрее Левши. Левша очень уж добрый и простой)
– Охарактеризуйте по записанным цитатам царей Александра Павловича и Николая Павловича.
Итак, царь Александр Павлович. Сначала прочитаем цитаты.
а) «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»;
б) «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»;
в) «Государь на все это радуется»;
г) «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»;
д) «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»;
е) «Пожалуйста, не порть мне политики»;
ж) «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»
з) «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве»;
– Как эти цитаты характеризуют Александра Павловича?
(Александр Павлович был человеком слишком мягким. Он не верил в свой народ, в то, что русские люди тоже талантливые. Ему казалось, что в России все хуже, чем в других странах)
9 учащийся : (У него не было гордости за свою страну. И он мало интересовался тем, как живут простые люди)
– Охарактеризуйте царя Николая Павловича. Читаем цитаты.
а) «Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»;
б) «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»;
в) «был ужасно какой замечательны и памятный – ничего не забывал»;
г) «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано»
д) «Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали»;
– Как эти цитаты характеризуют императора Николая Павловича?
12 учащийся: ( У государя Николая Павловича характер был совсем другой. Он верил в русских мастеров, надеялся на них. Знал, что они ничуть не хуже заморских. И они не подвели царя)
Учитель:
– Ребята, а что общего у царей Александра и Николая?
Вывод: Но и государь Александр Павлович и Николай Павлович мало заботились о своем народе. Они не интересовались, как им живется, в каких условиях они работают.
– Ребята, мы знаем, что донской казак Платов Матвей Иванович – военный деятель, соратник Суворова и Кутузова. Участник Отечественной войны 1812 года, герой.
Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша»?
13 учащийся: ( Платов в сказе показан человеком жестоким, трусливым. Он хитрит, нервничает, боится. Он не позволил Левше взять документ. Когда товарищ Левши почуял что-то неладное и спросил: «Как же вы его без тугамента увозите. Ему нельзя будет назад следовать. То Платов вместо ответа показал кулак – Вот вам тугамент! Он плохо поступил по отношению к Левше)
Вывод: Храбрость на войне и политическая храбрость – разные вещи. Действия Платова – это беззаконие, неуважение к простым людям, произвол. Платов всегда ратовал за русских мастеров, за талант народа. И вот перед ним представитель простого мастерового народа. Где же его любовь? Оказывается, что любить весь народ проще, чем конкретного, некрасивого мастера, у которого родимое пятно, выдранные за годы учения волосы, косые глаза.
Платов в сказе увиден глазами простого человека.
6. Работа с учебником. Чтение отдельных глав по ролям и обсуждение
– А сейчас приготовьтесь читать главы 13, 14 выборочно. Читаем сцену между царем и Левшей. «Левша во дворце». Глава 13 со слов «Привести ко мне сюда этого оружейника и до конца.
– Читаем главу 14 с начала и до конца.
– Подчеркните главные качества характера Левши
14 учащийся: (Левша очень просто разговаривал с царем, не заискивал, не боялся его придворных)
– Что вызывает восхищение англичан в тульском умельце и в чем они видят его слабость?
15 учащийся: ( Англичане видят, что Левша очень талантливый, но он не знает грамоты, простых математических расчетов)
Вывод: С одной стороны – гениальность Левши, а с другой – полное невежество.
7. Физминутка (класс выполняет физические упражнении)
8 Беседа по вопросам
– Почему блоха перестала танцевать?
16 учащийся: ( Подковы, которыми тульские мастера подковали блоху, изменили ее вес. И точный математический расчет был нарушен. А тульские мастера этого не знали )
17 учащийся ( Левша соскучился по родному дому. И еще он догадался, что нельзя чистить стволы ружей кирпичом, потому что нарушается точный математический расчет: кирпич стачивает металлическую поверхность, пуля будет выкатываться из дула )
Вывод: Тульский Левша, несмотря на уговоры остаться в Англии, жить намного лучше, чем в России, остается верен своей неблагодарной, но милой сердцу Родине.
– Как закончилась история Левши после прибытия в Петербург?
18 учащийся: ( Больного Левшу привезли в полицейский участок, «свалили на пол», обыскали, отобрали часы и деньги, таскали по больницам. Привезли чуть живого в больницу для нищих. Без документов его в больнице не принимали. Левша умирает)
– О чем думает перед смертью Левша?
20 учащийся: ( Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей от царедворца до городового, доходящие не только до побоев и ограбления, но и по сути до убийства гениального мастера)
Вывод: Права русская пословица «Что имеем, – не храним, потерявши плачем». Много было загублено талантливых людей ничтожными чиновниками. Но народ ценит мастерство, и доказательство этому – сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе.
9. Теория литературы. Контраст – прием, помогающий раскрыть главную идею произведения.
– Попробуйте найти контрасты, т.е. резкую противоположность. Это специальные приемы, которые использует Н.С. Лесков. А я помогу вам. (Один учащийся работает у доски)
а) Гениальность, мастерство с одной стороны и …… (невежество с другой стороны)
б) Имея такой талант, будучи таким местером,…… (Левша нищий)
в) Левша любит свой народ. Умирая, думает о Родине (бездушное отношение властей к нему,
лжепатриотизм, безразличие к делу
Вывод: Не верховная власть озабочена честью и судьбой русских людей,Родины, а простые тульские мужики. Они берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И на таких людях держится земля русская.
– Какова же главная мысль произведения? (ответ учащихся)
Вывод: Богата талантами русская Земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живется, но для них главным всегда были любимая работа и Родина.
А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.
10. Описание иллюстраций
– Рассмотрим иллюстрации к «Левше» художника Н. Кузьмина и Кукрыниксов
– Каким изображен Платов? Каким выглядит здесь Левша?
11. Подведение итогов
Выведение оценок за урок
12. Домашнее задание
Подготовиться к внеклассному чтению по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»
Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова “Левша”
Коллекция сочинений: Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова “Левша”
У “Левши” удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и “состряпал” из них своего “Левшу”.
Между тем “Левша” придуман Лесковым от первого до последнего слова. И все якобы “народные” словечки изобретены им. Поразительно, как знал, чувствовал, любил народ этот человек. Так глубоко и серьезно не изучал русскую душу никто из писателей. Массы называют “молчаливым народом”. У Лескова он заговорил.
“Левша” — невеселая сказка, в ней как будто все просто, но каждое слово двоится, за улыбкой прячется ирония, за любовью — боль, обида. Вот замечательные тульские мастера, подковавшие английскую стальную блоху “без мелкоскопов”, учившиеся “по Псалтырю и Полусоннику”. Но… ведь механизм они испортили: блоха больше не танцует.
Вот Левша у англичан, соблазняющих его деньгами и невестой. Смотрит он на английских рабочих, у которых ученик идет “без бойла”, завидует. И рвется домой, да так, что на корабле все спрашивает, где Россия, и смотрит в ту сторону. И спешит привезти домой важный английский “секрет”, которого не открыли ни цари, ни генералы.
А как встречает его родина? Английского шкипера — теплой постелью, докторской заботой. Левшу — кварталом, потому что нету у него “тугамента”.
Раздели беднягу, невзначай уронили затылком о парапет, и, пока бегали в поисках то Платова, то доктора, “Левша уже кончался, потому что у него затылок о паратет раскололся”.
Но не дошел важный “секрет” до государя. А доброе слово о мастере, который мастерством своим вступился за весь русский народ перед англичанами, сказал англичанин: “У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина”.
Ирония и сарказм Лескова доходят до предела. Он не понимает, почему Русь, рождающая умельцев, гениев, поэтов, своими же руками с ними расправляется. А что касается ружей — это невыдуманный факт. Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. А внутри-то — резьба… Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия.
Больно Лескову от того, что мы старательно разрушаем то, что может нас спасти в лихую годину.
«Сказ о тульском косом левше и стальной блохе» (1881)
Не знаю, был ли до Лескова в русской литературе жанр сказа. (Отчего бы и не быть? (Да и в фольклоре же!) Однако рецензенты и в «Отечественных записках», и в «Деле» удивлялись и слову, и жанру, и название его приписывали Лескову.)
Но это необыкновенно свежо и смело! Лохматый юмористический лубок – и в этот раз 50-летнему Лескову нигде не отказывает чувство целого и меры (может быть, «междуусобный разговор» лишний раз упомянут).
Сколько смешного, живость какая, как подхвачен необычный яркий гаерский тон – и всё держится, всё держится, нигде Лесков не срывается, не отклоняется – пока через этот юмор не проступает вся трагически грубая русская жизнь – но и тут ему тоже не отказывает тон.
Шедевр! – Удивительно выдержано равновесие: нигде не впадает ни в национальную умильность, ни в салтыков-радикальную желчь.
(И рецензенты слева и справа выругали Лескова за противоположные грехи, совсем не поняв художественного совершенства вещи, – значит, и в 80-х годах у нас не были к этому способны? а когда же? Для левых это «славянофильский шовинизм», для правых – очернение русских порядков. Одни – что он льстит русскому народу, другие – что принизил его.)
Главные герои сказа Н. С. Лескова «Левша»
Использовал Лесков только поговорки: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали и им назад отослали». Всё остальное – блистательное его сочинение.
Как скупо и ярко обрисован Платов – и чего стоит поворот этого образа от Государя к народу, от кражи мелкоскопа до вельможных погоняний – сколько здесь собрано русских вельмож XVIII века! – Какая густота в последних страницах: как левшу сдают в квартал, таскают по холоду, по больницам (а сжалуется над ним только англичанин да врач) – и как левша (с выдранными от учения волосами на виску, с родимым пятном на щеке так и виден, других черт и не надо, по-замятински) всё несёт Государю, тщетно, «последний секрет» о ружейных стволах – и неожиданно это ударяет в Крымскую кампанию, отчего рассказ приобретает контуры исторического. (И в таких мимолётностях, как: афонские монахи собирают там, где нечего собирать.)
Чисто, без умильности написано: как тульские мастера начинают с молитвы перед камнесечной иконой св. Николая, приплывшей по Зуше. А об арифметике – и не слыхали никогда. «Наша наука… по Псалтырю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. У нас это так повсеместно».
Самая последняя главка – явно для цензуры, оберегательная, совсем лишняя, её и считать не надо частью рассказа.
В таком сказе – с языком особенно трудная работа: нужно проявить виртуозное штукачество, а нигде не сорваться. И это удаётся Лескову!
Хочется выписывать целыми фразами:
«Каждый человек у них себе все абсолютные обстоятельства перед собою имеет». (То есть: всякий работник у англичан в сытости, одет не в обрывках.)
«Платов мало интересовался французским языком, потому что был женатый».
«У них насчёт казённого строго».
«Нам… удивляться с одним восторгом чувств не следует».
«Против [аглицкой нацыи] надо взяться подумавши и с Божьим благословением».
«Горите себе, а нам некогда!»
«Чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
«Мы… по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».
«Спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».
«Наши книги против ваших толще».
«Под презентом сидит… и к отечеству смотрит».
Морщится от чаю оттого, что «очень сладко не приучены».
Пояса всё затягивали, «чтобы кишки с лёгкими не перепутались».
Лесков. Левша. Мульфильм
И – слова, т.е. народная этимология:
держит свою ажидацию
[В записи «по читанному в Лубянке» Александр Солженицын так отзывается о «Сказе…»: «Великолепная штучка. Сверкает богатством русского народного языка.
В сюжете, пропитанном фольклорными мотивами даже чрезмерно (автор некритически следует даже за вводом и мельканием фигуры Платова, которая совершенно сбоку-припёку), замечательна не только история о том, как наши подковали блоху, но и история о негодности наших ружей и ещё больше – о том, как не ценили в России талантливого человека – как английского шкипера повезли отогреваться в английское посольство, а нашего кузнеца оставили на улице замерзать» (Архив А.И. Солженицына).]
По материалам «Литературной коллекции» А. И. Солженицына. На нашем сайте вы можете прочитать и краткое содержание «Левши» Лескова.
Анализ «Левша»
Рассказ «Левша» был написан Н. С. Лесковым в 1882 г. и в этом же году опубликован в журнале «Русь». В авторском предисловии к первому отдельному изданию писатель сообщал, что положил в основу сюжета «сказ старого оружейника».
Критики обвиняли автора в переложении народного предания. Он опровергал это обвинение, утверждая, что «левша есть лицо мною выдуманное», а вся история о блохе основана на прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».
Смысл названия
Полное название произведения — «Левша. Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Лесков намеренно сохраняет народный былинный стиль, подчеркивающий глубокую связь рассказа с русскими национальными традициями.
Главная тема рассказа — величие русских мастеров
В XIX веке английская промышленность занимала господствующее положение в мире. «Стальная блоха» — иронический символ технического превосходства. Подарив это чудо русскому императору, английские мастера подчеркнули, что превзойти их никому невозможно.
Александр I пришел в восхищение от подарка и был уверен, что такая тонкая работа не под силу русским мастерам. Однако сменивший его Николай I «в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил».
Государь не ошибся в тульских умельцах. Их работу нельзя оценить с первого взгляда даже под «мелкоскопом». Подкованная блоха — насмешка над английским техническим гением.
Левша — символ оригинального русского таланта. Он не имеет никакого профессионального образования, учился «по Псалтирю да по Полусоннику». Работает Левша в очень трудных условиях, по старинке. Кропотливую подковку английской блохи он совершает без каких-либо специальных инструментов, на глаз.
Перед началом ответственной работы Левша с товарищами совершает паломничество к иконе св. Николая. Это бессмысленное с точки зрения иностранцев действие ярко характеризует особенности русского сознания.
Самородок Левша твердо придерживается русских традиций. Он отказывается от всех английских заманчивых предложений.
При осмотре заграничных технических чудес он руководствуется только одной целью — принести пользу России. В результате своей «миссии» Левша узнает английский секрет — «ружья кирпичом не чистят».
Донести это ценное сведение до русского императора тульский мастер считает своим долгом и священной обязанностью.
Проблематика
Главная проблема Левши и всех русских мастеров — непризнание на родине. Император и знатные люди рассчитывают на их одаренность в случае поддержки авторитета страны. При этом настоящей благодарности умельцы не чувствуют.
Платов обращается с Левшой очень грубо: кидает в коляску «вместо пубеля», везет с собой «без тугамента», дерет за волосы так, «что клочья полетели». В награду за неоценимый труд Левша получает… поцелуи придворных и сто рублей.
Никому не приходит в голову, что Левшу необходимо учить. Гениальный самородок способен принести огромную пользу Российской империи. Его отправляют в Англию не для знакомства с новейшими изобретениями, а в целях простой демонстрации национального таланта.
Пребывание главного героя в Англии свидетельствует об общей отсталости России. Умелец сам признается: «мы в науках не зашлись». Осматривая заграничные «металлические фабрики и мыльно-пильные заводы», Левша с горечью отмечает, что английский рабочий живет несравненно лучше: «постоянно в сытости… имеет себе понятия».
Предлагаемая жизнь в Англии открывает перед бедным русским умельцем широкие перспективы. Но Левша, несмотря на незавидное положение на родине, остается преданным своей стране. Узнав главный английский секрет, он торопится вернуться.
Трагедия Левши раскрывается при возвращении в Россию. С человеком, который везет с собой важные сведения, но не имеет «тугамента», обращаются очень плохо. «Величайший гений» умирает на полу, успевая перед смертью сообщить о чистке ружей. Однако на его слова не обращают никакого внимания. В результате Российская империи терпит позорное поражение в Крымской войне.
Фантастическая история Левши имеет глубокий смысл. Пренебрежение царской власти к техническому прогрессу действительно было одной из причин неудачи Крымской кампании. Эта война подтолкнула Александра II к проведению целого ряда крупномасштабных реформ, призванных сократить отставание России от более развитых стран.
Структура и стиль
Произведение написано в форме народного сказа, состоящего из двадцати небольших глав. Лесков имитирует простонародную лексику, причем многие слова явно им выдуманы: «бюстры», «студинг», «трепетир» и др.
Чему учит автор
Авторская точка зрения выражена в последней главе. Левша — легендарный образ, но в его основе лежит «общий дух эпохи». Имена многих гениальных русских мастеров остались неизвестны в истории, зато память о них увековечена в «баснословных легендах».