в чем смысл крестовых походов
Крестовые походы
Кресто́вые похо́ды — военные походы периода XI–XV вв., осуществлявшиеся под эгидой Римско-Католической церкви, формально имевшие целью освобождение христиан из-под владычества мусульман, защиту христианских святынь от поругания и осквернения (первые походы), распространение и утверждение католической веры (последующие походы).
Идея священной войны, в той форме, в какой её реализовывала Римская церковь, противоречит Божественным Заповедям, учению о Церкви и Царстве Божием. Несколько Римских пап позднее приносили извинения за грехи католиков-крестоносцев.
Какова предыстория крестовых походов?
Ко времени начала крестовых походов над многими областями некогда Православного Востока, с его древнейшими христианскими святынями, в том числе Гробом Господним, установилось господство мусульман.
Серьезная угроза со стороны иноверцев нависла над Константинополем. Он был сплошь обложен полчищами врагов. Не находя возможности противостоять опасности собственными силами, Византийский император Алексей Комнин стал слать письма на Запад, полагаясь на него едва ли не как на последнюю земную надежду.
Запад в то время и сам подвергался набегам иноверцев. Среди европейцев, как сверху, так и снизу, всё чаще раздавались призывы объединить усилия и идти на помощь Востоку, на священную битву с неверными. Все это не могло не отражаться на общем политическом фоне и настроении.
Одну из важнейших ролей в деле религиозного воодушевления народных масс сыграл Петр Пустынник (Амьенский). Обходя города и селения, он проповедовал так ревностно и так проникновенно, что многие почитали его за пророка. Тем временем, воинственный дух зрел и среди рыцарских кругов. Папа Урбан II поддержал идею крестового похода в своей речи в Клермоне. Успех был огромным. Многие тут же давали обеты идти и сражаться.
Каковы цели крестовых походов, помимо главной, заявленной?
Многие представители крестовых походов искренне верили, что отправляясь в поход, исполняют Божественную волю и являются орудиями Промысла Божия. Освободить (защитить) Иерусалим, Гроб Господень — всё это выглядело очень благородно и возвышенно.
Наряду с официально заявленными богоугодными целями существовали менее афишированные политические и экономические задачи, среди которых, конечно же, значились: демонстрация и усиление папской власти, желание распространить её на восточные области; подчинение европейскому влиянию восточных территорий; образование новых княжеств; контроль над торговыми путями; подавление могущества Византии.
Для огромной массы людей существовали и особые, частные причины отправляться в поход; строго религиозные мотивы отступали здесь на второй план: кто-то искал авантюры, грезил приключениями, а для кого-то главным стимулом служила банальная алчность, жажда наживы. Не в последнюю очередь именно это служило причиной того, что двигаясь по маршруту, участники ополчения грабили и убивали местное население, возбуждая в нём ужас (впрочем, иногда они встречали достойный организованный отпор).
Немалая часть крестового воинства представляла собой плохо дисциплинированный сброд: беглых крестьян и преступников, монахов, не ужившихся в монастырях, лихих праздных людей. Уже первые непосредственные знакомства Православных с крестоносцами сопровождались всплеском негодавания и разочарования в них как (якобы) в братьях по вере.
Крестовые походы: причины, история и последствия
Крестовые походы: причины
Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.
В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам.
В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье.
В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.
Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами».
Крестовые походы были вызваны:
Крестовый поход «бедноты»
Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным.
До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.
Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)
Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.
Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.
В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:
Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.
Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)
Второй Крестовый поход возглавили:
Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:
Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.
В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.
Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)
В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.
Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.
Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.
Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.
Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.
Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)
В 1202 году начался Четвертый Крестовый поход. Он очень отличался от предыдущих. На этот раз крестоносцы решили предпринять морской поход. Однако не смогли расплатиться с венецианскими торговцами за корабли. Купцы уговорили рыцарей вместо Святой земли отправиться в столицу Византии.
Крестоносцы осадили Константинополь и выдвинули требование заплатить деньги за «защиту от неверных». Получив отказ, рыцари захватили город и жестоко разграбили его.
Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.
Другие Крестовые походы
В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.
Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.
Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.
Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.
Последствия Крестовых походов
Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:
В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.
Читайте также:
Крестовые походы в 8 пунктах
Кем были крестоносцы — благородными паладинами или алчными захватчиками, могли ли женщины участвовать в походах и за что Фридриха II закидали потрохами
27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у византийцев. В качестве вознаграждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.
1. Основные события Крестовых походов
15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, которое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитателей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — графство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское королевство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Африки были отправлены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства крестоносцев испытывали постоянную нехватку в защитниках.
В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окончился. В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иерусалим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христианский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участвовать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Триполи, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.
2. Как походы изменили отношение к войне
Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, возникшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанностью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплиеры приняли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.
3. Сколько стоило участие в походе
Историки подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, должен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.
Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дарили местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувшийся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.
4. От чего умирали крестоносцы
Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не вернулись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от полученных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка провизии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновидность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У другого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.
5. Участвовали ли в походах женщины
Да, хотя их количество сложно подсчитать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во время Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 мужчин приходилось 42 женщины. Некоторые женщины участвовали в Крестовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались относительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спасти душу, помолиться у Гроба Господня, посмотреть на мир, забыть о домашних неурядицах, а также прославиться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательницы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение крестоносцы старались соблюдать целомудрие: внебрачные связи карались, а проституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.
В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.
6. В какие настольные игры играли крестоносцы
Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 году они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, византийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097–1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.
Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о священной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в результате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут помешать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, королей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное разрешение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов монашеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть только в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпитальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).
7. С кем крестоносцы воевали
С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только против мусульман, но и против язычников, еретиков, православных и даже католиков. Например, так называемые Альбигойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — секты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с крестоносцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Католик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых походах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.
8. Какой поход был самым необычным
Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Крестовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нарушение обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фридрихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муаззамом. Но когда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иерусалим. У мусульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом скалы» и мечетью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть населения которой была арабоговорящей, говорил сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Возвращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлученным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.
Крестовые походы: их суть и причины
Содержание:
Причины
Подобные бродячие рыцари нередко объединялись в настоящие банды, грабя незадачливых торговцев, обкладывая поборами деревни, или же шли на службу к тому или иному феодалу. Благо средневековые феодалы частенько воевали друг с другом и помощь бедных, но благородных рыцарей была как нельзя кстати.
Но к концу ХI века в Европе разразился еще и экономический кризис: несколько подряд идущих неурожайных годов, как результат феодалам стало нечем платить благородным рыцарям за их службу. Да и странствующих рыцарей-бандитов становилось все больше и больше. Умным людям стало ясно, что их воинственную энергию надо куда-то направить, и желательно, чтобы это «куда-то» было подальше от их собственного дома. И куда, вскоре нашлось…
…Святой город Иерусалим является священным и для евреев, и для мусульман, и конечно же для христиан. Завоеванный арабами в 687 году, он, тем не менее, оставался открытым для христианских паломников (к слову первые мусульмане уважали христиан и евреев, считая их также людьми Книги, которые верят в одного с ними единого Бога). Все изменилось, когда к власти пришли турки-сельджуки, не отличающиеся веротерпимостью. В 1071 году они прервали паломнические пути, и закрыли «неверным» христианским пилигримам доступ в святой город Иерусалим. Только сама эта новость вызвала большое возмущение и негодование в Европе.
А еще чуть позже, в 1095 году византийский император отправил письмо Папе Римскому с просьбой помочь с турками-сельджуками, которые теснят границы Византии и вообще «христианских людей обижают».
И вот в том же 1095 году Папа Урбан II произносит свою знаменитую пламенную речь о том как «проклятые сарацины» топчут Святую Землю и притесняют христиан, и что пора бы всему благородному христианскому рыцарству собраться и освободить Святую Землю от «ненавистных бусурман» и заодно помочь византийцам, пусть они и православные (то бишь еретики) но все одно христиане.
Что и говорить, речь Папы сорвала бурные овации, а все присутствующие на ней рыцари тут же поклялись отвоевать Святую Землю и в знак этой клятвы нашили на свои одежды красные кресты. Так зародилось движение крестоносцев.
Давайте подведем итог того, что стало причиной, точнее причинами появления такого необычного исторического явления как «крестовые походы». Как видите тут причин несколько:
Начало крестовых походов
Папа Римский пообещал всем участникам крестового похода освобождение от всех грехов, прошлых и будущих, «гарантированное место в Раю». Поэтому не удивительно, что вскоре широкие массы людей, причем как благородных рыцарей, так и просто бедных крестьян вступили в ряды крестоносцев. Ведь влияние религии в сознании людей в то время было очень сильным и все эти люди действительно верили, что после смерти непременно попадут в Рай.
Но индульгенция на освобождение от всех грехов имела и обратную сторону, так по пути в Святую Землю «воинство Христово» не гнушалось грабежами и разбоем, попутно грабя местные деревни (чего стеснятся, ведь итак все грехи простятся, значит можно и хорошенько погрешить). Особенно досталось евреям, которые как «нехристи» стали первыми жертвами воинственных крестоносцев. Так, еще не начав, по сути, воевать с мусульманами крестоносцы осуществили целый ряд еврейских погромов во многих европейских городах лежащих на пути их маршрутов.
По пути в Константинополь крестоносцы вступали в конфликт с местными жителями, кое-где, эти конфликты оборачивались маленькими локальными войнами. Например, в Чехии и Венгрии местные жители оказали крестоносцам решительный отпор, так что, наконец, дойдя до Константинополя «воинство Христово» оказалось уже весьма поредевшим в стычках с такими же христианами, просто не желавшими быть ограбленными этими «воинственными пилигримами».
Стоит отметить, что первая стихийная волна крестоносцев, откликнувшаяся на призыв Папы, была представлена в основном бедными крестьянами, ставшими крестоносцами от безысходности и такими же бедными рыцарями. Когда вся эта ватага прибыла к Константинополю, византийский император был не особо в восторге. После того, как предводители крестоносцев присягнули на верность императору, первых крестоносцев переправили через Босфор, и вскоре большинство из них погибло в стычках с турками-сельджуками. Так бесславно закончился «нулевой крестовый поход», первое стихийное выступление людей, назвавшихся крестоносцами.
Первый крестовый поход
За стихийной толпой первых крестоносцев в поход вышло организованное рыцарство под предводительством самых доблестных и известных рыцарей того времени: Готфрида Бульонского, герцога Лотарингского, и его братьев. Среди участников первого крестового похода был и граф Гуго Вермандуа (младший брат французского короля) и герцог Роберт Норманнский (младший брат английского короля) и множество других очень знатных рыцарей, чьи имена позже не раз будут упоминаться в многочисленных рыцарских романах. Все эти люди стали во главе первого крестового похода.
В отличие от бедных крестьян, ставших крестоносцами ради «теплого места в Раю», это воинство было прекрасно вооружено, организовано, любило и умело воевать. Так что, дойдя до Константинополя и переправившись через Босфор, в первой же битве крестоносцы наголову разгромили турков-сельджуков, а затем осадили Антиохию. Ее осада продлилась целый год и была полна трудностей и лишений, тем не менее, крестоносцы взяли этот город, а затем разгромили втрое превышавшую их числом армию мусульман, пришедшую на помощь осажденной Антиохии. После этой победы путь на заветный Иерусалим был открыт.
И вот, 15 Июня 1099 года свершилось то, чего так хотели крестоносцы – Иерусалим, который находился в руках египетского султана, был осажден и захвачен «воинством Христовым».
Взятие Иерусалима крестоносцами, средневековая миниатюра.
Захватив Иерусалим, крестоносцы устроили в городе страшную резню, убивая не только мусульман, но и тамошних евреев и даже местных христиан, в общем всех без разбору (ведь и так все грехи прощены). Увы, к таким печальным последствиям может привести слепой религиозный фанатизм.
Первый крестовый поход достиг своей главной цели – отвоевал для христиан Святую Землю и, забегая немного наперед, именно он был самым успешным среди всех крестовых походов. Такому блистательному успеху крестоносцев в какой-то мере поспособствовала и разобщенность мусульман, разделенных на два больших лагеря: суннитов из Мосула и шиитов из Египта. Сунниты и шииты друг друга, мягко говоря, не любили, поэтому о совместных действиях против крестоносцев не договорились и позволили тем в результате таки захватить Иерусалим. Таковы вкратце события первого крестового похода.
На завоеванных территориях крестоносцами было создано Иерусалимское королевство, а Готфрид Бульонский был провозглашен первым Иерусалимским королем. А еще крестоносцы умудрились поссориться со своими византийскими союзниками, которым были обещаны часть отвоеванных у мусульман земель. Но крестоносцы нарушили обещание и оставили эти земли себе. Ссора с византийцами им впоследствии аукнулась.
Второй крестовый поход
Положение молодого Иерусалимского королевства было с самого начала весьма шатко, что не удивительно для государства окруженного совсем недружественными соседями, причем не только мусульманами, ведь вскоре и византийский император вступил в союз с турками-сельджуками. А последние не сидели сложа руки, и в 1144 году захватили Эдессу – один из ключевых городов крестоносцев в регионе.
Для ее отвоевания был организован второй крестовый поход, участниками которого стали в основном французские рыцари, что неудивительно ведь основной костяк крестоносцев Иерусалимского королевства также составляли французы. Поход был возглавлен французским королем Людовиком VII и немецким императорам Конрадом III Гогенштауфеном. Однако крестоносцы основательно поредели еще по пути к Иерусалимскому королевству, вследствие брака продовольствия, и болезней в войсках. Дойдя, наконец, до цели, они потерпели ряд военных поражений от арабов, после чего оба предводителя отказались от своих намерений отвоевать Эдессу и вернулись в свои владения. Второй крестовый поход закончился полным провалом.
Саладин наносит ответный удар
В 1173 году эмиром Египта стал очень талантливый и энергичный правитель – султан Салах ад-Дин, которого крестоносцы прозвали просто Салладин. Салладин оказался действительно гениальным полководцем, мудрым правителем и дипломатом, а его деятельность стала подлинным проклятием для крестоносцев.
Правивший в то время Иерусалимским королевством король Балдуин IV хотя и был также весьма мудрым правителем и полководцем, тем не менее, оказался болен проказой и вскоре умер от этой болезни, а следующим королем стал муж сестры Балдуина – Гвидо де Лузиньян, человек сколь богатый, столь и чванливый. И когда его вассал, французский барон Рено де Шатильон совершил набег на арабский караван, Гвидо поддержал его, чем дал поводу Салладину начать полномасштабную войну против Иерусалимского королевства.
Войско крестоносцев, выступившее против Салладина, потерпело сокрушительное поражение в битве при Хаттине, сам Гвидо вместе с зачинщиком Рено де Шатильоном, оказались в плену у Салладина, последнего вскоре «укоротили на голову».
Пленные крестоносцы в лагере Салладина.
После этого поражения Иерусалим был осажден армией Салладина, тамошний небольшой гарнизон не мог долго сдерживать осаду и вскоре капитулировал. Иерусалимское королевство было уничтожено, а святой город Иерусалим снова оказался в руках мусульман.
К слову, описанные тут события отлично показаны в интереснейшем историческом фильме «Царство Небесное». Пусть там есть и некоторые исторические неточности (фильм все-таки художественный, а не документальный), мы очень рекомендуем всем его посмотреть, и проникнутся духом тех времен (смотреть стоит обязательно полную режиссерскую версию, она примерно на час длиннее обрезанной версии, которую показывали в кинотеатрах).
Весть о падение Иерусалим повергла всю христианскую Европу в глубокое уныние, а наиболее активные европейские короли стали собираться в третий крестовый поход.
Третий крестовый поход
Главной целью третьего крестового похода было повторное отвоевание Святой Земли. А возглавил его главный «сорвиголова» средневековой Европы, бесстрашный и отважный король Англии – Ричард «Львиное сердце». Король Ричард был весьма своеобразной личностью в истории, правителем он был не таким уж и хорошим, своих подданных обкладывал огромными поборами, направо и налево продавал государственные должности, и по его собственным словам, «продал бы даже Лондон, только бы нашелся покупатель», все для того, чтобы собрать деньги для своих военных кампаний. А вот что Ричард по-настоящему любил и умел, так это воевать. Так еще в юношеские годы он вполне успешно воевал с собственным отцом (!) – королем Генрихом II, и королем Франции Филиппом II. Когда до него дошла весть о падение Иерусалима – желание отправиться в новый крестовый поход стало идеей фикс Ричарда.
Интересно, что в третий крестовый поход он выступил совместно со своим недавним противником, королем Франции Филиппом II, впоследствии между английскими и французскими крестоносцами и их королями не раз возникали конфликты на протяжении этого самого похода.
Третьим к крестовому походу присоединился немецкий император Фридрих Барбаросса, который со своими войсками двинулся по суше, в то время как англичане и французы отправились морем.
Третий крестовый поход с самого начала, что называется «не задался». Так переправляясь через небольшую реку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, будучи в тяжелых рыцарских доспехах упал с коня в воду и утонул в этой небольшой реке. Оставшись без своего предводителя, большая часть немецких крестоносцев, попросту повернула домой.
Не лучше обстояли дела и у их английских и французских «коллег», добравшись морем до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, вместо того, чтобы идти и освобождать Иерусалим, крестоносцы осадили крепость Акру, находящуюся у них в тылу. Акра неожиданно оказалась очень «трудным орешком», ее осада продлилась целых два года. Войска Салладина в свою очередь окружили войска крестоносцев, осаждавших Акру.
За время осады предводители крестоносцев, короли Ричард и Филллип окончательно рассорились друг с другом, после чего французский король со своими подданными махнул на все это дело рукой и уплыл обратно во Францию, оставив Ричарда наедине с Салладином. Вскоре правда военная удача улыбнулась английскому королю, крестоносцам таки удалось взять Акру, а затем победить войска Салладина в битве при Арсуфе. Вскоре Ричард Львиное Сердце, наконец, смог приблизиться к заветному Иерусалиму, но тут ему пришли новости из Европы – вернувшись во Францию, король Филипп решил воспользоваться отсутствием английского короля, и под шумок забрал практически все владения Англии на материке. Подобное вероломство возмутило Ричарда, и желание дальше воевать с мусульманами у него как то пошло на убыль. Более того, король Ричард Львиное Сердце, в конце концов, даже подружился с Салладином, вероятно в его лице мусульманский предводитель увидел достойного противника.
Одним словом, третий крестовый поход закончился мирными переговорами между Ричардом и Салладином, английскому королю удалось выторговать право свободного посещения христианскими паломниками Иерусалима (сам город при этом оставался в руках мусульман). Также за крестоносцами оставалась отвоеванная с такими трудами Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффы.
Четвертый крестовый поход
Этот крестовый поход является самым странным, первоначально его целью, как у других походов была война с мусульманами, предполагалось напасть на Египет, но по стечению обстоятельств главной целью стала… Византийская империя. Незадолго перед началом похода византийский император Исаак Ангел был свергнут своим братом в ходе дворцового переворота. Сын свергнутого императора обратился к крестоносцам с просьбой помочь восстановить законного правителя. Это и стало поводом к тому, что вместо Египта крестоносцы вторглись в Византию, разбили ее войска, а вместо нее основали Латинскую империю, просуществовавшую 57 лет.
Другие крестовые походы
Пятый, шестой, седьмой и восьмой крестовый походы представляли собой неудачные попытки европейских государей отвоевать хоть что-то у «бусурман», но все они заканчивались неудачей. Исключением является лишь шестой крестовый поход (1228–1229), во главе которого стоял умный дипломат, германский император Фридрих II Гогенштауфен. Ему удалось (воспользовавшись раздорами в самом мусульманском лагере между шиитами и суннитами) договорится с египетским султаном аль-Камилем о мирном возвращении христианам Иерусалима и части земель некогда отнятых Салладином.
Но уже через 15 лет после окончания шестого крестового похода вследствие нарушения христианскими пилигримами мирного договора, Иерусалим был снова осажден и снова потерян, на этот раз уже навсегда.
Последний восьмой крестовый поход, предпринятый французским королем Людовик IX Святым в 1270 году закончился полным провалом, смертью самого короля и многих его подданных, участвующих в этом походе. После этого поражения европейское рыцарство окончательно разочаровалось в крестовых походах.
Помимо канонических крестовых походов, были и многие другие религиозные войны, которые также порой называли крестовыми походами. Среди них можно выделить борьбу с еретиками в самой Европе, так был альбигойский крестовый поход против еретиков-катаров во Франции, гуситский крестовый поход против гуситов в Чехии, неудачные крестовые походы против набирающей силу Османской империи и многие другие.
Последствия
Хотя эпоха крестовых походов принесла и немало бедствий, она имела и определенную пользу. Так оказавшись на ближнем востоке и вступив в тесный контакт с арабами, европейцы принесли много интересного в Европу, например секрет изготовления бумаги. А это в свою очередь положительно повлияло на развитие книжного дела и привело к удешевлению книг. Помимо бумаги они познакомились и со многими другими достижениями древней культуры Востока в области медицины, географии, математики, алхимии, подготовив почву для начала европейской эпохи Возрождения.
Европейские рыцари во время крестовых походов научились дисциплине и даже организовались в настоящие рыцарские ордена со своим строгим уставом, кодексом поведения, правилами. Наиболее известными среди них были госпитальеры и тамплиеры. Последние стали очень влиятельными, но пожалуй им стоит посвятить отдельную статью.
Рыцари-тамплиеры, историческая реконструкция.