в чем смысл коммунизма
Еще раз про коммунизм
Итак, начнем, пожалуй, с определения коммунизма.
Коммунизм (от латинского communis — общий) — общественно-экономическая формация, особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым общественным производительным силам.
В своём развитии коммунизм проходит следующие этапы:
Коммунизм – это общество, в котором каждый его член в любой момент может выбрать себе любое занятие (труд), исходя из собственного желания. А поскольку это занятие выбрано исходя из желания, то отдача от такого труда максимальна, что позволяет удовлетворять практические любые потребности каждого члена общества, несмотря на их (потребностей) постоянный рост.
Как правильно сказано: от каждого по способностям – каждому по потребностям.
Марксизм же дает ту теоретическую базу, которая показывает каким образом достигается окончательное освобождения пролетариата от эксплуатации (принуждения к труду и ограничениях в выборе любимого занятия). Эта свобода и достигается после построения коммунистического общества.
Спрашивается, зачем еще раз возвращаться к этой теме? Вроде бы все понятно и много раз объяснено до нас. Но вот странно. Если сейчас спросить любого первого встречного – что такое коммунизм – в ответ получишь любую ахинею, кроме правильного ответа. Правильный ответ – это радостное исключение. И это не с проста.
Сейчас нас окружает общество собственников. Этих собственников меньшинство и их количество сокращается, поскольку они стремительно поглощают себе подобных. Коммунизм же противопоставляет этому обществу – общество, где собственников должно быть большинство, их число должно постоянно расти и в конечном итоге собственность должна стать всеобщей.
Переход от капитализма к коммунизму не может быть осуществлен сразу, в порядке единовременного акта. В. И. Ленин указывал, что марксисты никогда не обещали «ввести» коммунизм.
Общество развивается по спирали. Только до наступления социализма – начальной стадии коммунизма — эта спираль постоянно скручивающаяся, сжимающаяся, приводящая к росту напряжения в обществе, и провоцирующая постоянные кризисы и в конечном итоге приводящая к революциям.
Социализм — это та новая ступень в жизни общества, при которой мы видим обратный процесс с раскручиванием спирали и снятием напряжений. Эта аналогия со спиралями очень наглядна для понимания преимуществ коммунизма. Такая вот диалектика.
Коммунизм вырастает из социализма по мере того, как общество достигает более высокой степени экономической зрелости. Важнейшей предпосылкой этого вызревания является дальнейшее развитие производительных сил. Переход от социализма к коммунизму — это переход от первой фазы ко второй фазе развития одной и той же общественно-экономической формации, осуществляемый на базе одного способа производства, исключающий необходимость свержения каких бы то ни было классов, а предполагающий постепенное стирание классовых граней.
Но ничто старое не уходит без боя. Этот бой идет постоянно, и одно из главных сражений идет за умы людей. На этот бой тратится огромное количество средств, в нем задействовано огромное число не самых глупых людей, что показывает, насколько капитализм боится даже просто правильного понимания людьми значения слова «коммунизм».
Нам навязывать любые представления, кроме единственно правильного.
Например, многие буржуазные идеологи навязывают нам представление коммунизма как царства всеобщей уравниловки, где якобы все будут получать всего поровну, согласно якобы единым вкусам и потребностям. Такая вот своеобразная казарма (или концлагерь) с жесткими порядками. Но еще Сталин четко ответил на этот вопрос:
Под равенством марксизм понимает не уравниловку в области личных потребностей и быта, а уничтожение классов, т. е. а) равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации после того, как капиталисты свергнуты и экспроприированы, б) равную отмену для всех частной собственности на средства производства после того, как они переданы в собственность всего общества, в) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их труду (социалистическое общество), г) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их потребностям (коммунистическое общество). При этом марксизм исходит из того, что вкусы и потребности людей не бывают и не могут быть одинаковыми и равными по качеству или по количеству ни в период социализма, ни в период коммунизма.
(И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 470.)
Кроме уравниловки нам преподносят еще и «разумное потребление».
Началось все со статьи С. Г. Нечаева «Главные основы будущего общественного строя» (1870). Будущее он видел таким что в нем будут «… производить для общества как можно более, и потреблять как можно меньше», а труд будет обязателен под угрозой смерти.
Маркс и Энгельс назвали такие представления «Казарменным коммунизмом».
Какой прекрасный образчик казарменного коммунизма! Все тут есть: общие столовые и общие спальни, оценщики и конторы, регламентирующие воспитание, производство, потребление, словом, всю общественную деятельность, и во главе всего, в качестве высшего руководителя, безыменный и никому неизвестный «наш комитет»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 414).
Такие примитивные представления о коммунизме как о строе, для которого характерны аскетизм в удовлетворении человеческих потребностей, деспотизм узкого слоя «революционных лидеров», бюрократизация всей системы общественных связей, отношение к человеку как к тупому исполнителю вам ничего не напоминает?
Коммунистическое и даже уже социалистическое общество — это и есть самое настоящее «общество потребления». Ведь основным законом уже социализма является «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники».
Было бы глупо думать, что социализм может быть построен на базе нищеты и лишений, на базе сокращения личных потребностей и снижения уровня жизни людей до уровня жизни бедноты, которая к тому же сама не хочет больше оставаться беднотой и прет вверх к зажиточной жизни. Кому нужен такой, с позволения сказать, социализм? Это был бы не социализм, а карикатура на социализм. Социализм может быть построен лишь на базе бурного роста производительных сил общества, на базе обилия продуктов и товаров, на базе зажиточной жизни трудящихся, на базе бурного роста культурности. Ибо социализм, марксистский социализм, означает не сокращение личных потребностей, а всемерное их расширение и расцвет, не ограничение или отказ от удовлетворения этих потребностей, а всестороннее и полное удовлетворение всех потребностей культурно-развитых трудящихся людей.
(И.В.Сталин. Фрагмент из Отчетного доклада XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б) 26 января 1934 г.)
На самом деле социализм может победить капитализм только на базе изобилия продуктов и всякого рода предметов потребления, на базе зажиточной и культурной жизни всех членов общества. Для того, чтобы социализм мог добиться этой своей цели и сделать наше советское общество наиболее зажиточным, — необходимо иметь производительность труда, которая перекрывает производительность труда передовых капиталистических стран. Без этого нечего и думать об изобилии продуктов и всякого рода предметов потребления.
(Из речи Сталина на первом всесоюзном совещании стахановцев, 1935 год.)
В дополнение рекомендую посмотреть вот это развлекательное видео:
&feature=emb_titleТам про принципы функционирования коммунистического общества. Про производителей и потребителей.
Эдакий ежегодный коммунистический эксперимент в пустыне длительностью 7 дней.
Значение слова «коммунизм»
1. Общественно-экономическая формация, закономерно приходящая на смену капитализму и основанная на общественной собственности на средства производства, на сотрудничестве и взаимной помощи свободных от классовой эксплуатации и национального гнета трудящихся. То, что обычно называют социализмом, Маркс назвал «первой» или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм» и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм. Ленин, Государство и революция.
2. Вторая, высшая фаза коммунистической формации в отличие от первой ее фазы — социализма; бесклассовое общество, принцип которого: «каждый по способностям, каждому по потребностям». От капитализма человечество может перейти непосредственно только к социализму, т. е. общему владению средствами производства и распределению продуктов по мере работы каждого. Наша партия смотрит дальше: социализм неизбежно должен постепенно перерасти в коммунизм, на знамени которого стоит: «каждый по способностям, каждому по потребностям». Ленин, Задачи пролетариата в нашей революции.
3. Основанная на познании объективных законов развития общества, созданная Марксом, Энгельсом и Лениным научная теория и тактика пролетарской революции и построения коммунистического общества. Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм. Образцом того, как появился коммунизм из суммы человеческих знаний, является марксизм. Ленин, Задачи союзов молодежи.
[От лат. communis — общий, всеобщий]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Согласно работам основоположников марксизма, коммунизм предполагает наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления общества на социальные классы, государства и денег; всё это базируется на отмене частной собственности на средства производства. Господствует принцип: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!».
Также «коммунизмом» называется идеология, провозглашающая своей целью построение коммунистического общества и основанная на ленинской интерпретации марксизма.
КОММУНИ’ЗМ [ому], а, мн. нет, м. [от латин. communis — общий] (науч., полит.). 1. Общественная формация, идущая на смену капитализму, основывающаяся на крупном научно-организованном общественном производстве, организованном распределении и состоящая из двух фаз: 1) низшей (социализм), при которой средства производства уже являются общественной собственностью, классы уже уничтожены, но сохраняется еще государство, и каждый член общества получает в зависимости от количества и качества его труда; 2) высшей (полный коммунизм), при которой отмирает государство и осуществляется принцип: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Переход от капитализма к коммунизму возможен только через пролетарскую революцию и длительную эпоху диктатуры пролетариата. 2. Учение Маркса — Ленина о коммунистическом обществе и о борьбе пролетариата за это общество. 3. (устар.). Вообще учение, требующее всеобщего социального и экономического равенства (устар.). Утопический к. Я не проповедую коммунизма, кузина, будьте покойны. Гнчрв. 4. То же, что большевизм в 1 знач. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
коммуни́зм
1. филос. теоретический общественно-экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства и имеющий своей целью построение бесклассового общества ◆ Глава СССР Хрущёв Н. С. объявил в 1961 г. на XXII съезде КПСС, что к 1980 году в СССР будет создана материальная база коммунизма.
2. общее название различных идеологических концепций и политических движений, в основе которых отрицание частной собственности ◆ Предложенный для голосования законопроект уравнивал коммунизм, нацизм и иные движения, которые призывают к нарушению прав человека, разжиганию ненависти между людьми по национальному, расовому, религиозному, классовому принципу и ненависти к иным группам людей.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: производственник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
А что же такое «коммунизм»? Реально?
А что же такое «коммунизм»? Реально?
«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому — по потребностям»»
1. Главный тезис коммунизма: «От каждого по способностям, каждому — по потребностям».
Всё здесь просто и ясно. Каждый человек отдает обществу результаты своего труда, а взамен получает всё необходимое.
2. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы реализовать этот тезис на практике? Маркс перечисляет их: а) исчезнет порабощающее человека разделение труда; б) исчезнет одновременно противоположность между умственным и физическим трудом; в) труд станет первой потребностью жизни.
Вот здесь и возникает серия вопросов к теоретикам марксизма.
Во-первых, как понимать исчезновение разделения труда? Означает ли это, что каждый сам себе «и чтец, и жнец и на дуде игрец», т.е. «человек-универсал»? Сам себя кормлю, лечу, воспитываю…? Да возможно ли такое в развитом обществе? Ведь общество это старики, взрослые граждане и дети. Можно ли от всех требовать «универсальности«? Здесь Маркс, видимо, желая подчеркнуть равноправие граждан при коммунизме, допустил «вольность», если хотите: «размечтался», пофантазировал немного. Мне интересно знать мнение оппонентов по этому вопросу, поскольку отсюда вытекают важные следствия при интерпретации тезисов Маркса.
Во-вторых, как понимать исчезновение противоположности между умственным и физическим трудом при коммунизме? Как реально, на практике? Был Чумак, который по ТВ «заряжал воду», была, например, Кулешова, которая взглядом могла перемещать предметы по столу… Я, как инженер, не представляю реализацию этого тезиса. Быть может, оппоненты мне подскажут (только без фантазий и строго без «самодеятельности»)?
В третьих, что означает тезис: труд станет первой потребностью жизни. Труд почти для всех был и будет «потребностью жизни», чтобы кормить семью и не только. Но не всякий труд является желанным! Есть работы, которые доставляют человеку радость не только полезным результатом, но и сам процесс приносит удовлетворение. Но такое возможно не только при коммунизме, но и при любой другой общественной формации. Но есть виды работ, вызывающих у человека отвращение (и при коммунизме тоже!). Какова точка зрения оппонентов?
3. Оставим в покое «теоретический коммунизм», как бесконечно удаленное будущее, как мечту, как мираж, как «благое намерение». Перейдем к социализму, как наиболее достижимой общественной формации. Главный тезис социализма: «От каждого по способностям, каждому — по труду». Обратите внимание, что здесь не существует жестких условий, соответствующих коммунизму: не отрицается разделение труда, фиксируется различие между умственным и физическим трудом.
Социализм более отвечает объективной реальности. Во-первых, потому, что общество (внутри государства) должно иметь «разделение труда» по профессионально-трудовому признаку. В социалистическом обществе будут профессии воспитателей детсадов, учителей, врачей, инженеров и техников, рабочих, с/х работников, ученых и т.д. Во-вторых, неизбежна вертикальная структура системы контроля и управления. Для развития необходим научный прогноз развития и возможных проблем, чтобы выработать правильную линию стратегического развития. Необходимы структуры контроля, распределения финансовых и сырьевых потоков, а также готовой продукции. Нужны органы для поддержания внутреннего порядка и защиты от внешних угроз. Вы видите, сколь существенно отличается социализм от коммунизма.
О «диктатуре пролетариата» разговор особый.
Итак при коммунизме:
1. Исчезнет ли разделение труда и какую форму примет труд «после исчезновения различия?»
2. Как правильно (без мистики и заклинаний) понимать исчезновение различий между физическим и умственным трудом?
3. В каком смысле труд станет потребностью, если нет речи о воспитании в человеке этой потребности с детства? Автоматически?
P.S. Для оппонента Bor Nikolaev: Я не теоретик марксизма. Я инженер-физик (ст. преподаватель с 50 летним стажем).
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Что значит коммунизм и быть коммунистом?
Коммунизм – это общественный строй, где каждый трудится для всех и все для каждого! Где все трудящиеся свободны от наёмного рабства, эксплуатации и какого-либо угнетения, кроме стремления к удовлетворению своих потребностей! Где будет достигнуты такие социально-экономические условия, который позволит каждому за свой общественно-необходимый труд на благо всех членов общества иметь от общества закреплённые законом гарантии на все необходимые социально-коммуникационные средства для жизни от их общей производимой массы количеством относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления блюд для сбалансированного питания, изготовления одежды и конечных устройств средств коммуникации можно и по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в общественной экономике страны!
Где каждый будет обеспечен не только необходимыми социально-бытовыми условиями жизни для своего нормального морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития достойно своего труда на благо общества, но и иметь от общества все необходимые средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, средства связи, информации и транспорта! При сохранении рынка вне социально-коммуникационной сферы и на производимое сверх необходимых норм для морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития всех членов общества!
Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость!
Но это возможно только в стране свободной от монополии капитала, господства буржуазии и всех тех, кто стоит на позициях буржуазной справедливости, основанной на монополии капитала, рынка и денег, а не монополии закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда для социального благополучия всех членов общества.
Именно развитие коммунистической идеологии позволит России в будущем стать страной, в которой такое материально независимое и свободное развитие каждого действительно станет условием высокого морально-нравственного и интеллектуально-духовного развития всех!
Именно это должно составлять основную цель, позицию, платформу, главное дело и революционное действие любой партии социалистической и коммунистической направленности!
Человек, который полностью осознал и принял коммунистическое мировоззрение, коммунистическую идеологию, стал членом коммунистической партии, должен понимать не только свою ответственность перед народом, но и осознавать то, как он сам сможет жить в таком обществе, как будет жить и развиваться такое общество.
А это накладывает на каждого коммуниста определённую персональную ответственность и соответствующие обязанности.
Но разве эти цели были у руководства и членов КПСС.
Вековая практика коммунистического движения и деятельности социалистических и коммунистических партий трудящихся масс во всем мире, пример миллионов социалистов и коммунистов во всех странах, позволяет выделить шесть наиболее важных черт настоящего социалиста и коммуниста.
Первая черта – это наиболее активный политический боец и борец, представляющий политический авангард трудящихся и народа, это по духу, по цели и по характеру действий революционер, направляющий всю свою деятельность и энергию на активное изменение и преобразование мира во имя блага всех трудящихся по количеству и квалификации их общественно полезного труда во имя прогрессивного развития всего человечества!
Коммунист должен быть там, где всего труднее, всего тяжелее, где надо показать своим примером, как надо решать самые важные и трудные задачи, а не стремление к привилегиям. Это человек активного политического действия, часто героического, которого не остановит для выполнения своей задачи даже угроза его собственной жизни. Коммунисты и социалисты всегда и во всем должны быть впереди при достижении целей своей партии, особенно если народом она избрана правящей.
Такое четкое понимание смысла и сущности жизни делает настоящего коммуниста и социалиста стойким, несгибаемым, даже нередко фанатично преданным общим целям партии и трудящегося народа по развитию коммунистических социально-экономических взаимоотношений в человеческом обществе.
Третья черта – стремление к социальной справедливости, равноправию и демократичности в общественной жизни как партии, так и всех взаимоотношений в обществе. Коммунисты и социалисты должны быть справедливыми, демократичными и гуманными не только друг к другу, но и ко всем людям Земли.
Этим коммунист добивается уважения со стороны трудящихся и доверия со стороны окружающих его людей.
Человечность и гуманизм человеческих взаимоотношений дополняются гуманизмом, дружбой, сотрудничеством и взаимопомощью различных народов, наций и народностей, чтобы нигде и никогда не было эксплуатации одной нацией другой, чтобы вместе с антагонизмом классов пали и враждебные отношения между нациями!
Пятая черта – у коммуниста должна быть высокая мораль и нравственность! Духовно-нравственные основы его деятельности и жизни – совесть, честность, порядочность, принципиальность, самокритичность и критичность, достоинство, уважение к личности каждого человека. Коммунист не просто боец и революционер, он нередко бунтарь, но нравственно чистый боец, революционер и бунтарь. Поэтому многие такие коммунисты и становятся легендарными, запоминающимися героями, на которых другие хотят ровняться, за которыми другие хотят следовать.
Шестая черта – коммунист в своих лучших качествах должен быть свободной и индивидуальной личностью, со своими особенными, уникальными человеческими чертами и характеристиками. То, что коммунисты борются за общее дело и ведут борьбу совместно, не означает нивелирования их личностных различий. Каждая личность проявляется по-своему, в богатстве своей положительной индивидуальности.
В обеспечении развития человеческого разнообразия и свободомыслия, уникальности и индивидуальности, каждый человек должен думать об окружающих его людях и не навредить их уникальному и свободному развитию на благо всех и каждого! Именно в этом главная цель и главный замысел коммунизма! В братстве и солидарности, во взаимовыручке и сотрудничестве всех людей планеты Земля!
Таковы должны быть главные черты действительно коммунистического общества, которые в своей деятельности выражали и выражают многие миллионы коммунистов и социалистов различных странах мира в своей национальной и религиозной окраске, в своём разнообразии и отличиях.
Таким образом, ЦЕЛЬЮ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО ПРОГРЕССИВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РЕВОЛЮЦИОННО НАСТРОЕННЫХ НАСТОЯЩИХ СОЦИАЛИСТОВ И КОММУНИСТОВ, должна быть победа в парламентской борьбе для отстранения от власти буржуазно привилегированного господствующего класса!
Это необходимо сделать для отмены монополии капитала и постепенной замены его монополией закона о социальных гарантиях на все базовые средства для жизни и социального благополучия населения страны по количеству и квалификации труда каждого добросовестного члена общества!
Это требуется сделать и в силу необходимости ликвидировать условия для возникновения социально-экономических кризисов неизбежных при монополии капитала, и для того, чтобы на основании монополии этого СОЦИАЛЬНО СПРАВЕДЛИВОГО ЗАКОНА ПРЕДЛОЖЕННОГО ПАРТИЕЙ и который поддерживает абсолютное большинство дееспособного населения страны, все её граждане имели право жить достойно своего труда.
А сказочку про коммунизм, где каждый будет трудиться по способностям, а иметь необходимое для жизни по потребностям независимо от участия в экономике страны, ЗАБУДЬТЕ, это для ДЕБИЛОВ!
Маркс такую хрень мог писать только по молодости, когда ещё не выработал саму сущность коммунистического общества, чтобы привлечь внимание к коммунистической идее.
Но когда Маркс и Энгельс поняли, что в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, а ресурсы земли ограничены, больше они такую глупость НИКОГДА не писали. Ведь им не было и тридцати, когда писали Манифест.
А вы вспомните себя в этом возрасте, шибко умными были? Даже Христос своё учение о свободе и справедливости создал в 33 года! А сколько раз его потом исправляли и переделывали каждый гад на свой лад и сделали орудием для угнетения людей труда.
Может быть кто-то с этим не согласен, но уважение к справедливости надо прививать с детства!
Если вам понравилась статья и для её популяризации у вас есть желание и средства разместить её анонс для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и вам для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте.
Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!