в чем смысл кольцевой композиции
4. В чем смысл «кольцевой» композиции, повторов? Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»
В шесть строф Пушкин вместил целую историю встреч и разлук с
А. П. Керн.
Сначала (первые две строфы) – мимолетная встреча, потом
(следующие две строфы) – унылая жизнь в заточении, когда
лирический герой «забыл. » голос нежный» (это и есть роковая черта)
и затворничество протекало
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
И, наконец, последние две строфы – пробужденье души, упоенье
творчеством, жизнью, наслаждение красотой, увенчанные любовью:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
По канве собственной биографии Пушкин вышивает поэтический
узор земного и божественного преображения души, возрождения
человека и поэта к жизни, приобщения его к божеству,
к земной и небесной красоте, к творчеству, любви,
к радостному приятию мира и к наслаждению богатством бытия
и духовным богатством личности.
Духовное развитие проходит несколько стадий – от преобразившего
душу «чудного мгновенья» к душевным тревогам и мраку,
к угасанию жизненных сил, когда гармоническое равновесие
с миром и внутреннее спокойствие нарушено,
а затем – к новому пробуждению души, которое мыслится как
возвращение к изначальной гармонии.
От света через преодолённый мрак к свету. Кольцо сомкнулось.
Такова содержательная композиция послания.
(кольцевая)
Стихотворение начинается с упоминания «чудного мгновенья»,
когда перед поэтом возникает «мимолетное виденье»и
заканчивается новой встречей, которая вновь подарила поэту
столь же неожиданные и яркие впечатления.
Что такое кольцевая композиция, которая используется в литературе?
Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, «сборки» этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы. Разберем некоторые принципы и приемы:
действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н. Чернышевский в романе «Что делать? «);
Автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева «Отцы и дети»); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться «рассказ в рассказе» (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в «Преступлении и наказании»; глава 13 «Явление героя» в «Мастере и Маргарите»; «После бала» Толстого, «Ася» Тургенева, «Крыжовник» Чехова) ;
Композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т. д. ) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока «Двенадцать»; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М. Цветаевой, В. Маяковского и др. ; прочтите, например, стихотворение Маяковского «Из улицы в улицу»);
Нередко автор использует прием композиционного «разрыва» событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в «Преступлении и наказании» и Булгаков в «Белой гвардии» и «Мастере и Маргарите». Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.