в чем смысл киберспорта
Чем полезен киберспорт: рассказывает психолог Центра реабилитации и образования № 7
Дети играют в компьютерные игры. Этот факт беспокоит многих родителей, потому что ребенку сложнее контролировать себя — а значит, проще стать зависимым от игровой реальности. Однако есть иная, профессиональная форма игры — киберспорт. Игорь Кабанов, психолог в Центре реабилитации и образования № 7, рассказывает о том, как отличить киберспорт от игровой зависимости, какие требования предъявляют к киберспортсменам и какие полезные навыки и качества у них развиваются.
Игровая зависимость не равно киберспорт
«Киберспорт часто понимается как одна из форм зависимости — родители обращаются ко мне с подобными запросами, — рассказывает Игорь Кабанов. — Но это не так. Киберспорт — четко выстроенная система отношений, ролей и тренировок, которая подразумевает способность человека применять спортивные навыки в киберпространстве».
Киберспорт получил статус официальной спортивной дисциплины в 2016 году — это полноценный вид спорта, который отличается от традиционного более короткими и мелкими по амплитуде движениями. Компьютерная игра в рамках киберспорта — такое же спортивное состязание, как шахматный турнир или теннисный матч.
Профессиональные киберспортсмены отчетливо понимают разницу между игрой и реальностью: выполнив игровую задачу, они останавливаются. «Именно здесь и проходит грань между киберспортом и зависимостью, — отмечает психолог. —Если ребенок не выполняет социальные обязанности, у него нарушается режим питания и сна, он перестает делать уроки — тогда имеет смысл говорить о зависимом поведении».
Строгие требования к киберспорту
Для того, чтобы занятия киберспортом не перешли в игровую зависимость, нужно убедиться, что у ребенка хорошо развиты:
способность стабилизировать нервную систему: ребенок понимает, что игра — не вся жизнь.
«Когда ребенка отправляют в спортивную секцию, обязательно проводят разные исследования — чтобы убедиться, что он точно сможет заниматься тем или иным видом спорта, — отмечает специалист. — То же самое касается и киберспорта: ребенок должен развиваться гармонично, и тогда все будет хорошо».
Что представляют собой киберспортивные тренировки
Киберспортивные тренировки — это не бытовая игра, которую ребенок включает, чтобы отдохнуть от учебных дел. «Это командное занятие, во время которого ребенок выполняет определенную функцию. Он анализирует, принимает решения, выстраивает стратегию, — отмечает Игорь. — Такая тренировка длится 3-4 часа и должна быть обязательно встроена в график ребенка — иначе произойдет перекос, а это вредно».
Не менее важно и то, что на киберспортивных занятиях всегда есть тренер — он тоже следит и за состоянием подопечных, и за временем.
Такие занятия на этой неделе стартовали в столичном центре занятости «Моя карьера», подведомственном Департаменту труда и соцзащиты. В роли тренера на занятиях на автосимуляторах выступает Тимофей Андрющенко, автогонщик, мастер спорта, серебряный и бронзовый призер чемпионатов России и победитель этапов чемпионата и кубка России по ралли.
«Автосимуляторы дарят подлинное ощущение от вождения автомобиля, почти не отличимое от настоящего вождения гоночного кара. Все полученные на симуляторе навыки легко перенести в реальный мир: принципы управления те же, что и в реальном автомобиле — в этом тоже большая польза для ребят. Но самое главное — киберспорт формирует инклюзивную творческую атмосферу, которая помогает ребятам учиться общаться дружить, быть в команде, а иногда даже определиться с будущей профессией», — отмечает Тимофей Андрющенко.
Первые занятия с тренером в «Моей карьере» очень понравились и ребятам, и их родителям: «Тимофей очень коммуникабельный, интересный и отзывчивый человек, легко идет на контакт. Рассказывал все так интересно и увлекательно, что уже после первого занятия мы отправились на поиски собственного руля для занятий. Увлеклись и дети, и взрослые. Обязательно вернемся!» — делится впечатлениями Людмила, одна из учениц Тимофея Андрющенко.
Какие навыки и качества развивает киберспорт
Один из самых важных навыков, которые со временем появляются у киберспортсменов, — аналитическое мышление. «Киберспорт — это чаще всего групповой процесс: надо просчитать ходы соперника, распознать личностные черты других игроков, — рассуждает психолог. — Иными словами, во время занятий ребенок выполняет колоссальную аналитическую работу».
Помимо аналитического мышления, у детей, которые занимаются киберспортом осознанно и профессионально, развиваются и другие важные навыки, а также полезные качества:
способность работать и общаться в команде, ориентироваться на поведение других;
умение взаимодействовать с информацией;
спокойствие в стрессовых ситуациях, рассудительность;
адаптивность: ребенок учится быстро корректировать свое поведение.
Киберспорт — важная часть будущего
Все навыки и качества, которые возникают у начинающего киберспортсмена, обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни. «Важно, чтобы родители понимали, что киберспорт — это один из ключевых этапов социализации ребенка и в целом полезный инструмент в их жизни, — заключает Игорь Кабанов. — Мир становится все более цифровым, и детям нужно помогать в нем существовать».
В чем смысл киберспорта
Киберспорт, компьютерный спорт, eSports — соревнование по видеоиграм. Его история уходит корнями в 80-е. В 90-е киберспорт из простого набивания рейтинга на аркадном автомате превратился в соревнование двух команд или игроков. Считается самой быстрорастущей индустрией развлечений.
Йоона «Serral» Сотала, лучший западный игрок в StarCraft 2
В киберспорте есть многие элементы традиционного спорта.
Команды, они же клубы — организации, которые занимаются подбором игроков и работой с ними через контракты.
Тренеры — готовят команды к соревнования, помогают прокачивать навыки.
Менеджеры — решают организационные и административные вопросы.
Буткемп — киберспортивные сборы, на которых игроки собираются вместе и тренируются до посинения.
Соревнования — турниры по дисциплинам, то бишь по играм. К популярным жанрам и играм относятся:
Матчи — бои, которые проходят в сети и на реальной площадке. Виртуальный спорт популярен и привлекает внимание крупнейших компаний. Приобщиться к движению легко — для просмотра трансляции достаточно подключения к интернету.
Как все устроено?
Профессиональную сцену контролируют две стороны: издатели игр и турнирные операторы. Издатели развивают и продвигают игру, при необходимости заводят сервера и взаимодействуют с операторами. Операторы отвечают за проведения соревнований. Они находят площадку в сети или в реальной жизни, приглашают команды, формируют своды правил, продают права на трансляцию и платят призовые.
Но индустрия не выживет без киберспортсменов. Команды влияют на обе стороны: советуют улучшение баланса в игре, предлагают правки для турнирных правил. В особых случаях могут и бойкот объявить.
Сцена Overwatch League
Что за соревновательные сезоны и турниры?
Календарь виртуальных соревнований поделен на сезоны. Как правило, один сезон длится год. Такого деления придерживаются в Dota 2, Leage of Legends, Overwatch и многих других играх. По итогам каждого сезона определяется чемпион мира. Чаще всего это происходит на LAN-турнире, который проводится при поддержке издателя игры.
Турниры проходят онлайн или оффлайн. В сети проводят отборочные этапы, длительные лиги или небольшие регулярные состязания. С их бытованием связаны риски, поэтому многое зависит от организаторов. Сетевые турниры сталкиваются с:
LAN-турниры — главные события в игровом календаре. Они проводятся по локальной сети, от чего они и получили свое название. Всех участников собирают в одном помещении, что сразу убирает риск возможного бегства команды. Технические неполадки будут устранять специалисты, нечестных игроков ловят судьи, а риск, что связь будет лагать сведен к минимуму.
А кто за это платит?
Источников добычи денег для проведения турнира много:
Чаще всего в спонсорстве заинтересованы крупные компании, производящие электронику. LG Electronics спонсировала iBUYPOWER Masters IV по CS:GO с призовым фондом в 200 000 долларов, а компания Intel проводит свою серию турниров — Intel Extreme Masters.
Стать титульным спонсором или просто одним из главных — неплохая идея. Логотип компании покажут десятки раз на трансляции за счет продолжительности. LAN-турниры длятся несколько дней и проходят с утра до вечера, за это время проходят десятки матчей. Среди зрителей точно будет множество игроков. Идеальное попадание в целевую аудиторию — пример ситуации, в которой каждая сторона остается с выгодой. Компании получают рекламу, команды и организаторы — финансирование, а зрители своими глазами видят крутость техники, которую продвигает компания.
При этом необязательно проводить масштабные мероприятия. Очень часто компании становятся спонсорами турниров для молодых игроков, причем спектр заинтересованных корпораций очень широк. Например, турниры по CS:GO для нетоповых команд спонсирует концерн «Калашников».
iBUYPOWER Masters IV
Как смотреть и все понимать?
Трансляции для домашнего просмотра ведутся на специальных стриминговых сервисах, вроде Twitch или Mixer. Как и в большом спорте, все матчи комментируют специально обученные люди, которые умеют нагнетать в нужные моменты или активно радоваться после красивых игровых ситуаций.
В редких случаях можно встретить трансляции для новичков, где, помимо комментариев, объясняют базовые правила игры. Таких трансляций мало, так что лучший способ понять происходящее в матче — сыграть самому. Если времени играть нет, достаточно запомнить условия победы. В шутерах и файтингах — это убийство противника, в МОВА и стратегиях — разрушение его базы, а гонщику достаточно прийти к финишу первым.
Роман Casperrr Лепёхин — один из главных голосов отечественного Dota 2 сообщества
А я могу стать киберспортсменом?
Да, и в теории это даже проще чем в обычном спорте. Для успешной карьеры в традиционном спорте нужно с детства посещать специализированную секцию, а лучше школу при команде, или попасться на глаза скауту и надеяться на удачу.
В карьере киберспорсмена с этим проще. В большинство игр встроена рейтинговая система, которая отсеивает игроков по навыкам. Достаточно забраться на вершину, или как можно ближе к ней, чтобы попасть в игры с профи. И даже если скауты не заметят, можно собрать свою команду и попытать удачу на открытой квалификации к ближайшему крупному турниру.
На словах это сделать просто, но на деле для этого нужно войти в 0,1% игровой базы. Совсем нетривиальная задача, но стоит помнить что почти все новые звезды последних лет, вроде Miracle- из Dota 2 или ropz из CS:GO, попали в киберспорт именно так.
Что такое Киберспорт. Как зарабатывать большие деньги
“Не играй в игрушки”, говорили они. “Займись делом, учись!”, говорили они.
Мы привыкли к спортивным состязаниям. Футбол, хоккей, даже кёрлинг – трансляции этих и других чемпионатов и сезонных игр неизменно приковывают к себе огромные армии болельщиков. Признаться, и я, временами люблю посмотреть какой-нибудь финал по футболу с бодрой игрой спортсменов.
Однако, в 21 веке, в наш мир прочно вошло понятие “киберспорт“, на первый взгляд совершенно глупая и “детская” затея. Ну посудите сами: какие-то задроты стреляют в танчики или гоняют в доту, это разве спорт? Тем не менее, такие мероприятия привлекают миллионы болельщиков и транслируются чуть ли не по федеральным каналам; в этом мире есть свои герои, комментаторы, международные турниры и, конечно, деньги.
Про деньги
Cписок игр с самыми внушительными призовыми фондами за прошлый год выглядит так:
Организации и Федерации
В мире существует несколько крупных ассоциаций и федераций киберспорта. Если ассоциации призваны для улучшения и защиты киберспорта с позиции игроков, стараясь повысить зарплаты, установить какие-то гарантии, то федерации напротив заинтересованы в интересах зрителей и соревновательной части. Именно последние устанавливают правила и зрелищность матча.
Организации, повлиявшие на развитие киберспорта:
В 2007 году Mousesports, Fnatic и SK gaming, образовали лигу G7 — ассоциацию крупнейших киберспортивных организаций. Мотивацией к этому послужила организация трансферов, сотрудничество с лигами и турнирами, и ведение рейтинга команд в разных дисциплинах. За время существование ассоциация бойкотировала (члены G7 не выступали на соревнованиях) CPL Winter 2007 и ESWC 2010 за невыплату за предыдущие турнирные сезоны. Организация была упразднена в 2010 году.
Федерация Компьютерного спорта России
ФКС РФ уполномочена создавать сборную России по ежегодным результатам выступлений на главных соревнованиях года, рейтингам спортсменов и представлению Президентского совета ФКС. Целью сборной является завоевания первенства в дисциплинах и укрепление престижа России, а также патриотическое воспитание.
Кроме прочих регламентов и положений ФКС выпустила методологические рекомендации по обучению компьютерного спорта. Кроме этого, регламентируется настройка компьютера, просмотр игр, разработка тактик, совершенствование техник игры, а также специальная подготовка к важным соревнованиям.
Международная федерация компьютерного спорта (IeSF)
Международная федерация компьютерного спорта, была образована в ноябре 2008 г. Её учредителями стали организации компьютерного спорта следующих стран: Южная Корея, Дания, Швейцария, Германия, Нидерланды, Австрия, Бельгия, Китайская республика (Тайвань), Вьетнам. В следующем 2009 году IeSF провела первые соревнования, которые приняли делегации, сформированные национальными федерациями: IeSF Challenge.
Федерация компьютерного спорта России является членом IeSF с 31 октября 2010 года.
National Electronic Sports Commission (NeSC)
Первое заседание National Electronic Sports Commission состоялось 23 марта 2013 года. Его целью стало создание профессиональной игровой среды с соответствующими правилами и обязанностями, справедливые как для крупных организаций, так и для более новых и молодых игроков и команд.
Киберспорт у нас
К удивлению многих, Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта. Это произошло 25 июля 2001 года по распоряжению тогдашнего главы Госкомспорта России Рожкова Павла Алексеевича.
После смены руководства и переименования Госкомспорта России в “Федеральное агентство по физической культуре и спорту”, а также в связи с последующим введением в действие Всероссийского реестра видов спорта (ВРВС), потребовалось повторить процедуру признания компьютерного спорта 12 марта 2004 г. по распоряжению главы Госкомспорта России Вячеслава Фетисова.
Однако, в июле 2006 г. киберспорт был исключен из Всероссийского реестра видов спорта вследствие того, что он не соответствовал критериям, необходимым для включения в этот реестр: развитие в более чем половине субъектов Российской Федерации и наличие зарегистрированного в установленном порядке общероссийского физкультурно-спортивного объединения.
Также существуют различные некоммерческие турниры, например, RDL (Русская дуэльная лига по Quake II). Самой крупной в Европе индивидуальной лигой по Starcraft 2 является российский проект RSL — Russian Starcraft 2 League, организованный силами sc2tv.ru. Крупнейшей лигой по Counter Strike Source и Counter-Strike: Global Offensive, а так же Dota 2 на 2014 год является лига CSPL.
Киберспорт у них
Все страны в плане развития киберспорта переплюнули США. В 2013 году киберспортивную дисциплину League Of Legends в Штатах признали настоящим видом спорта, а ее участников – настоящими спортсменами. Это упрощает въезд на территорию США игрокам из других стран посредством упрощенной системы получения спортивной визы.
Киберспортсмены
Если на этом этапе прочтения ты твердо решил все бросить и наконец-то понял, что твое призвание играть в контру за бешенные деньги – расслабься; ведь чтобы стать профессиональным киберспортсменом, нужно для начала стать лучшим на любительском уровне. Главное здесь – время реакции, которое измеряется на специальном приборе.
У профессионального киберспортсмена – это 0,13-0,15 секунды. Чтобы достичь таких показателей, нужно играть как минимум 8-10 часов в день. Кроме того, нужно любить то, во что ты играешь, иначе ничего не получится.
К тому же, русским труднее всех в силу менталитета; если играть в одно и то же больше 5-ти часов, эта игра нам надоедает и нужно буквально заставлять себя играть дальше. Появляется рассеяность и как следствие – показатель реакции неуклонно увеличивается.
Исследования показывают, что пик формы приходится на возрастной промежуток 21-24 года. Если тебе уже за 27 – путь в международный киберспорт закрыт. Чистая физиология, ничего личного.
Да, если ты полон сил, реакция хоть куда и тащишь соло на миде как Бог, тебя подстерегает еще одна проблема: работа в команде. Ты должен быть коммуникабельным и покладистым, ведь Российские команды самые неуравновешенные и недисциплинированные, поэтому в мировом масштабе их меньше, чем команд из других стран.
Оборудование
Обязательное наличие дорогих девайсов у игроков мирового уровня – миф. Можно играть самой обычной мышкой за 500 рублей и быть в топе. Главное, чтобы у мыши был высокий DPI и правильная частота, чтобы курсор плавно ездил по экрану.
Но разумеется, если у игрока топовая клавиатура, мышь и гарнитура – он сможет играть лучше. Клавиатура рекомендуется механическая, а не мембранная: если на мембранной можно сделать 400-500 нажатий клавиш в минуту, то на механической особо прошаренные товарищи поднимают планку до 800 нажатий в минуту. Как правило, игроки привозят на турниры свое оборудование. Кстати, стул – тоже важная часть экипировки.
Заработки спортсменов
Заработок игрока напрямую зависит от игры. Например, в League of Legends топовые Азиатские киберспортсмены зарабатывают 7-8 тысяч долларов в месяц. Европейские – 2-3 тысячи долларов. Такая разница в суммах потому, что в Европе меньше профессиональных команд. В США – около 5 тысяч долларов. В России – где-то 1,5 тысячи долларов.
Бывают и курьезные случаи, самым известным из которых является история про польского игрока с ником “Паша Бицепс”. Этот игрок вел онлайн трансляцию своей игры в Counter Strike 3 месяца подряд, а потом, в какой то момент, смотрит – а ему какой-то парень из ОАЭ скинул 10 000 долларов. через 10 минут еще 10 тысяч, ну и потом еще 5 000 долларов. И вот так Паша стал обладателем 25 000 (дваццать пять тысяч, Карл!) долларов за полчаса. Парень реально расплакался от счастья прямо во время стрима.
Также никто не запрещает дополнительно зарабатывать немалые деньги на стриминге своих игр. Да и призовые фонды с турниров, как правило, уходят игрокам (от 50% до 100%).
Кибертравмы
Главная болезнь, которое подстерегает тех, кто не делает дополнительные физические упражнения – туннельный синдром. Рано или поздно это случается со всеми – у тебя болит рука, потому что ты делаешь однообразные движения мышкой.
Если пренебрегал разминкой кистей и вообще, здоровым образом жизни и заимел симптомы туннельного синдрома – играть не сможешь в течении как минимум полугода.
Второе уязвимое место игрока – глаза. Иногда, в особо напряженных моментах, нельзя моргать по 2-3 минуты. Нарушается работа слезной железы, и глаза начинают буквально вылезать из орбит. Как правило нарушение работы слезных желез – хроническое заболевание, от него не избавиться, поэтому нужно немедленно завязывать с киберспортом.
Жизнь после киберспорта
Практика показывает, что киберкарьера завершается в 25-26 лет – это тот возраст, когда время реакции ухудшается и тебя обыгрывают юные школьники; в играх, где от реакции ничего не зависит, можно поиграть на топ-уровне и в 30-35 лет.
Потом у игроков два варианта – стать либо комментаторами, либо стримерами. Как правило, выбирают второе, это удобнее: у игрока уже есть наработанная аудитория, которая приносит деньги с донатов, рекламы и подписок на сервисах трансляций.
Иногда стримерство даже более выгодно, чем участие в турнирах – ведь если твоя команда не заняла первое место, много денег тебе не достанется.
Еще можно стать тренером, но их очень мало. К тому же роль тренера заключается в контроле времени, проведенном игроком за компьютером. Проще говоря, тренер это человек, который периодически заставляет игроков сделать передышку от игры, встать, размяться. Тренеру можно даже не уметь играть, в принципе.
Заключение
В наше время киберспорт – развитое самостоятельное ответвление в индустрии спортивных развлечений. Со своими федерациями и организациями. Миллионы зрителей следят за виртуальными страстями и радуются победам своих фаворитов. Букмекерские конторы принимают ставки и выплачивают колоссальные деньги. Если ты все-таки твердо решил окунуться в мир больших денег и напряженных виртуальных боев, запомни одну важную вещь:
В киберспорте нельзя использовать любые игры. Например, для соревнований не подойдут игры, которые содержат в себе элемент случайности, преобладающий над фактором умения игроков. Таким образом в категорию киберспортивных дисциплин чаще попадают игры жанров MOBA (Дота, Лига легенд) или FPS (стрелялки).
Пошарив по интернету я даже нашел специальные школы для подготовки профессиональных игроков, как например “Школа киберспорта 80 lvl“, что доказывает серьезность Российского киберспорта в целом.
Теперь ты все знаешь, и еще здесь? Пока ты читаешь – враг качается!