в чем смысл истории кинжала
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Кинжал» по плану
1. История создания
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Кинжал» было написано поэтом в 1837 году.
Поводом для его создания послужил подарок от вдовы А. С. Грибоедова Нины Чавчавадзе, к которой М. Ю. Лермонтов испытывал глубокое уважение и нежные дружеские чувства. Находясь в Грузии, поэт часто бывал в доме этой удивительной женщины, посещал вместе с ней могилу мужа.
Перед отъездом Лермонтова в Петербург Нина Чавчавадзе подарила ему великолепный кинжал, принадлежавший Грибоедову. На следующий день родилось знаменитое стихотворение.
2. Литературное направление
Произведение написано в духе романтических традиций. Об этом свидетельствуют яркие образы (булатный кинжал), сильные чувства, стремление к героическим подвигам.
Кроме того в произведении присутствуют элементы символизма: кинжал, блеск черных глаз, «светлая слеза».
Глубокий смысл стихотворения невозможно ограничить строгими рамками одного литературного направления.
3. Род
Литературный род произведения — лирика.
4. Жанр
Стихотворение «Кинжал» относится к жанру лирического послания с элементами философских рассуждений. Разговаривая с кинжалом, поэт рассуждает о своем жизненном пути и предназначении.
5. Проблематика
В стихотворении затрагивается целый ряд проблем. Избегая конкретных имен и событий, он рассуждает:
Все проблемы, переплетаясь друг с другом, помогают автору раскрыть идейное содержание произведения.
6. Тематика
Тема мужества и стойкости является основной в этом небольшом произведении.
Принимая кинжал из «лилейной руки», лирический герой берет на себя обязательство быть достойным продолжателем дела его бывшего хозяина.
7. Идея
Идея стихотворения — рассказ о бесценном подарке, который несет в себе глубокий смысл.
Мужчина должен быть опорой и защитой. Булатный кинжал — символ верности гражданскому долгу, твердости убеждений. Именно этими качествами должен обладать уважающий себя мужчина и гражданин.
8. Пафос
Пафос стихотворения меняется с развитием сюжета.
Героические интонации первой строфы сменяются лирическими нотками во второй и третьей. В последней строфе произведения звучат торжественные гражданские мотивы.
9. Система образов
В стихотворении Лермонтова «Кинжал» присутствуют два основных образа: булатный кинжал и лирический герой. Их окружают незримые второстепенные персонажи.
Над изготовлением кинжала трудились «задумчивый грузин» и «черкес свободный». Славное орудие должно было участвовать в «грозном бою», стать орудием мести.
Но кинжалу уготована другая участь. Лирический герой получает его из рук некой женщины, с которой его связывают нежные отношения. Поэт не называет имен, не рассказывает конкретных событий, поэтому очаровательный облик незнакомки окутан тайной.
10. Центральные персонажи
Главными действующими персонажами стихотворения являются лирический герой и кинжал.
Образ лирического героя вырисовывается из его монолога. Читатель понимает, что перед ним человек с честной и благородной душой, который с болью говорит о расставании с любимой женщиной, но тактично не называет имени, боясь оскорбить ее своими чувствами.
Он клянется быть твердым и непреклонным, не изменять своим принципам и убеждениям. Булатный кинжал для него не только друг, но и «пример не бесполезный».
Кинжал отождествляется поэтом с личностью его бывшего хозяина, А. С. Грибоедова.
11. Лирический герой
Мысли чувства лирического героя созвучны переживаниям поэта. Образ лирического героя на протяжении всего текста пересекается с образом кинжала.
12. Сюжет
Незамысловатая сюжетная линия содержит глубокий подтекст.
Затем кинжал попадает в руки поэта «в знак памяти». И по нему струится не кровь, а «светлая слеза — жемчужина страданья».
Заключительная строфа стихотворения — торжественное обещание автора соответствовать ценному подарку. «Я не изменюсь и буду тверд душой», — говорит поэт.
Прошлое, настоящее и будущее органично слились в единое целое, выражая основную мысль стихотворения.
13. Композиция
Композиция стихотворения линейная. События следуют в хронологическом порядке.
Произведение состоит из четырех четверостиший, но условно его можно разделить на три смысловые части:
Рассказ о дорогом подарке ведется от первого лица.
14. Художественные особенности
Данное стихотворение — монологическое высказывание лирического героя, обращенное не к человеку, а к холодному стальному кинжалу.
Отличительной особенностью произведения является его обобщенный общечеловеческий символический смысл. Конкретная жизненная ситуация, по воле поэта, перерастает свои границы.
С помощью удачно подобранных эпитетов и сравнений поэт концентрирует внимание читателя не на внешних деталях, а на внутреннем содержании образов.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано разностопным ямбом.
Тип рифмовки — перекрестный (АБАБ).
Это позволяет автору менять интонацию повествования, переходя от спокойного рассказа к торжественным обещаниям и дорогим воспоминаниям о «лилейной руке», «черных глазах», но в то же время сохранить целостность содержания и мелодичность звучания.
Каждая строфа стихотворения состоит из четырех, законченных по смыслу строк.
16. Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности, которые поэт использует в стихотворении, помогают выразить основную мысль, донести до читателя чувства и переживания автора.
17. Значение произведения
Невозможно переоценить значение этого небольшого стихотворения. Лирический герой произведения воспринимался современниками, как пример для подражания.
18. Актуальность
Стихотворение «Кинжал» — произведение, которое звучит актуально в любую эпоху. Ведь в нем поэт говорит об общечеловеческих проблемах бытия. Такие понятия, как любовь и верность, смелость и сила духа всегда остаются значимыми для каждого человека.
19. Мое отношение
Строки стихотворения великого поэта заставляют сопереживать лирическому герою, затрагивают душу. Читая произведение, я чувствовала боль разлуки, мечтала стать лучше и сильнее, понимала, как важно оставаться верной своим убеждениям.
20. Чему учит
Стихотворение Лермонтова «Кинжал» учит читателя быть сильным и непреклонным. Необходимо воспитывать в себе твердость духа и силу воли. Нравственные принципы и убеждения должны быть прочными, как стальной кинжал.
В чем смысл истории кинжала?В стихотворении «Поэт» Лермонтова
В стихотворении «Поэт» Лермонтова
Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.
Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.
Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!
Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает.
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья.
Изобразительные и выразительные средства стихотворения «Смерть поэта»
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.
История создания – написано в 1838 году. Поэт продолжает тему предназначения поэта, гибель Пушкина всё ещё сказывается на его творчестве.
Тема – поэта и поэзия, гражданская лирика.
Композиция – Стихотворение делится на две структурные части: повествование о кинжале и обращение к поэту. Состоит из 11 строф.
Жанр – элегия с чертами сатиры.
Стихотворный размер – шестистопный ямб.
Метафоры – “изнеженный век”, “покрытый ржавчиной презренья”.
Эпитеты – “таинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк”.
Синекдоха – “воспламенял бойца для битвы”, “не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье”.
Сравнение – “стих, как божий дух…, как колокол…”, игрушкой золотой (кинжал) он блещет на стене”, “Как ветхая краса, наш ветхий мир привык морщины прятать под румяны”, “звук(стихи)… как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.
Анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова М. Ю.
Вариант 1
Стихотворение «Поэт» написано гениальным русским поэтом М.Ю. Лермонтовым в 1838 году. Эпоха Лермонтова – это тридцатые годы 19-го века, время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов. Лермонтов как истинный поэт не мог это принять. Поэтому многие стихи, относящиеся к гражданской лирике, наполнены горечью, сожалением, протестом. Особенно ярко чувства поэта отражены в стихотворении «Поэт».
Основная тема стихотворения – мысль о высоком, гражданском служении поэзии и поэта. Эта тема является традиционной для мировой литературы. Кроме того, современное общество, духовно опустошённое, не оставлено вниманием Лермонтова.
Данное стихотворение композиционно и по смыслу разделено на две части. Первая часть – развёрнутая метафора, в которой кинжал сравнивается с поэтом, вторая посвящена изображению поэта в современном обществе.
В чуждых руках кинжал теряет своё предназначение. Эпитет «родных» подчёркивает абсолютное одиночество, бесцельность его существования. Автор называет клинок «бедный», то есть несчастный, так как он потерял достойного хозяина и поэтому не может больше исполнять своё предназначение. Кинжал становится «бесславной» и «безвредной» «игрушкой». Автор подчёркивает бесполезность кинжала, написав, что «никто…его не чистит, не ласкает, и надписи его, молясь перед зарей, никто…не читает».
Вторая часть стихотворения посвящена размышлениям лирического героя о судьбе поэта, его роли в обществе, о назначении поэзии. Мотив осуждения поколения 30 – х годов звучит уже в самом начале 2‑ой части. Автор характеризует свой век ярким эпитетом «изнеженный».
Лирический герой с горечью рисует картину современного общества, в котором поэзия утратила своё божественное предназначение, тогда как в прошлом она обладала огромной властью, значительным влиянием на умы и сердца людей. Употребление слов высокого стиля «злато» и «благоговенье» подчёркивает торжественную интонацию размышляющего о значительных переменах в жизни общества, стремящегося к философским обобщениям.
Вспоминая о былых временах, лирический герой говорит о неотделимости поэзии от жизни народа: она пробуждала в людях лучшие чувства, делала людей благороднее, сильнее. Ряд сравнений (поэзия «как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы») позволяет автору ярко показать необходимость поэзии в обществе.
Третье сравнение («как Божий дух») усиливает впечатление, указывает на божественное предназначение поэзии, а четвертое сравнение поэзии с «вечевым колоколом» подчеркивает огромную роль поэзии в жизни народа: именно она формирует дух народа, его единство «во дни торжеств и бед народных».
Изображая современный мир, автор противопоставляет его славному прошлому. Союз «но» в начале строфы контрастное изображение: простота и гордость языка поэзии оказывается противопоставлена новым ценностям нового поколения – «блесткам и обманам».
Используя развёрнутое сравнение современного мира с «престарелой красавицей», стремящейся приукрасить себя, «морщины прятать под румяны», автор приходит к парадоксальному выводу: на самом деле, новое поколение молодых людей – старики, потому что им свойственно равнодушие, разочарование и отсутствие высоких идеалов. Именно эта идея объясняет неоднократное употребление эпитета «ветхий» в конце стихотворения.
Стихотворение завершается страстным призывом лирического героя к поэту – пророку проснуться, преодолеть зависимость от недостойных современников, отомстить за осмеяние и презрение, восстановить честь поэзии. Именно в финале стихотворения находится истолкование метафоры «поэзия — клинок».
Стихотворение в целом очень эмоционально и выразительно, образ лирического героя, размышляющего о поэзии – образ человека гордого, дерзкого, очень смелого, готового пойти против общепринятого мнения, противопоставить себя обывательскому большинству.
Вариант 2
Михаил Юрьевич Лермонтов является уникумом в истории русской литературы. За отведенный ему кратчайший срок жизни (прожил всего лишь двадцать семь лет) он создал большое количество поистине гениальных, бессмертных произведений. Причем это тот редкий случай, когда человек одинаково талантливо пишет, как прозу, так и стихи. Эпоха Лермонтова – это тридцатые годы 19-го века, время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов.
Лермонтов как истинный поэт не мог это принять. Поэтому многие стихи, относящиеся к гражданской лирике, наполнены горечью, сожалением, протестом. И в то же время в них вырисовывается идеал, который хотел бы видеть Лермонтов-поэт. Таково одно из лучших стихотворений автора — «Поэт» 1838 года.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.
Боевому кинжалу совершенно не важны были какие-либо украшения. Он был прекрасен своей простотой, его украшали его деяния.
Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.
Игрушкой золотой он блещет на стене –
Увы, бесславный и безвредный!
В описании славного прошлого кинжала нет эпитетов, относящихся непосредственно к нему. Но есть определения, характеризующие его подвиги: «страшный след», «речам обидным». Потом появляются эпитеты, относящиеся непосредственно к кинжалу, так как подвигов у него уже нет: «заброшенный», «бедный», «бесславный и безвредный». Сравнение «игрушкой золотой» помогает автору подчеркнуть полную бессмысленность кинжала.
Вторая часть стихотворения представляет собой сравнение с первой частью. Здесь участь поэта, современника Лермонтова, сравнивается с участью кинжала:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Так же, как и в первой части, поэт вспоминает о предназначении поэта, кем он был раньше:
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Для автора поэт всегда был подобен пророку, чему-то, близкому к Богу. Лирический герой считает поэта пророком, потому что пиит всегда провидец, он находится над толпой, обладает особой властью и может менять судьбы людей. Лермонтов мечтает о возрождении искусства зажигать словом сердца людей.
Свою мечту он передает с помощью сравнений и эпитетов: «мерный звук могучих слов», «нужен, как чаша для пиров», «нужен, как фимиам в часы молитвы», «носился, как божий дух», «мыслей благородных», «звучал, как колокол на башне вечевой». Но автор понимает нереальность своей мечты, ведь люди сами отказались от пророка:
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…
Именно осознанием нереальности своей мечты вызвана особая эмоциональность языка Лермонтова и обличительный пафос стихотворения в целом. Несомненно, это сближает стихотворение «Поэт» с другим стихотворением Лермонтова – «Смерть поэта». Выразить нереальность своей мечты автору помогают риторические вопросы в конце стихотворения.
Данное произведение написано ямбом с обилием пиррихия. Это позволяет автору создать плавную, тягучую речь.
Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и в то же время оно изображает несбыточную мечту автора о поэте-пророке, поэте-миссии, призванного «глаголом жечь сердца людей».
История создания
Он продолжал отстаивать свои взгляды, боролся за свободу слова, искал вдохновение и смысл жизни. Он продолжает верить, что дар поэта не случаен, он дан не для забавы, а чтобы влиять на судьбы и события. Его тяготят запреты, преследования и рамки.
Сюжет
Первая часть стихотворения представляет собой подробное описание отделки кинжала, его истории и назначения.
Во второй части автор обращается к поэту. Он не имеет в виду конкретного литератора, и говорит, скорее, о самом себе, своих современниках – всех тех, на кого выпала эта миссия после смерти Пушкина.
Лермонтов пытается разбудить в поэте желание действовать, творить высокие образцы искусства, не прислушиваясь к мелочным требованиям житейских обстоятельств. Он называет поэта-современника «осмеянным пророком» и спрашивает, намерен ли он проснуться от временного забытья.
В эпоху, которая выпала на долю поэта, мастер слова вынужден повиноваться цензуре, его талант покрывается “ржавчиной”, становится бессмысленным. Возвращаясь в прошлое, поэт продолжает традиции романтизма, его повествование напоминает историческую новеллу, легенду. Во второй части стихотворения – сугубо философской – автор размышляет о предназначении поэта, о том, что богатство и золото затмило истинный путь словесного мастера.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – жанр, тема, идея
Смысл произведения – без упорной работы, свободной, искренней, правдивой талант меркнет, перестаёт служить людям, а значит – достоин презрения. Лирический герой обращается к поэтам, взывает к их чувству долга, достоинства, затрагивает все струны души человека, который должен сеять мудрость и правду, а не прятаться за “блёстками” или приукрашать уродства общества “румянами”. Главная мысль произведения – поэт должен служить людям, истории, правде.
Система образов
Однако при всей своей красоте, кинжал бездействует. Он не участвует в битвах за правду и красоту, бездействует, не приносит пользы.
Наконец, Лермонтов сравнивает с кинжалом самого поэта, душа которого скрывается от внешних потрясений и перестаёт отзываться на потребности современников. Из-за этого люди теряют уважение к звучащему слову, забывают о духовных ценностях.
Композиция
Лирический герой дерзко и правдиво делится своими мыслями об эпохе, жизни, предназначении поэта и нравах общества. Заканчивается стихотворение восклицанием и вопросом, который глубже и сильнее риторического: “Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья, из золотых ножон не вырвешь свой клинок, покрытый ржавчиной презренья. ”
Тропы и образы
В первой строфе описан кинжал лирического героя. У него золотая отделка, надёжный клинок таинственного закала (эпитеты). Кинжал – наследье бранного востока (эпитет от существительного брань, то есть борьба).
Во второй и третьей строфах описан характер кинжала, который предстаёт перед читателем как живое существо (развёрнутое олицетворение). Он служил хозяину, как раб (сравнение): не требовал платы за услуги, делил с хозяином забавы, оставлял страшный след на груди врага (эпитет) и даже по-своему «разговаривал»: звенел, отвечая на обиды, как будто готовясь дать отпор.
Последние две строки третьей строфы противопоставлены остальным шести. Богатая резьба (эпитет) подобна чуждому и постыдному наряду (сравнение, эпитет) в дни службы кинжала. В этом неприятии богатства яркая характеристика кинжала: когда он выполняет своё предназначение, украшения ему мешают.
Следующие две строфы описывают историю кинжала. Его настоящий владелец – наездник в горах, герой, мусульманин. Кинжал снял с мёртвого хозяина отважный казак (эпитет) за Тереком. Так началось путешествие кинжала. Он двигался вместе с походной лавкой армянина. Последнее пристанище кинжала – стена в комнате лирического героя. Кинжал подобен золотой игрушке (сравнение), бесславной и безвредной (эпитет). Повторение приставки без (бес) – тоже художественный приём.
Истинный хозяин кинжала в стихотворении уходит в тень. Его образ важен для Лермонтова не сам по себе, а в связи с кинжалом. Рука хозяина заботлива по отношению к кинжалу (эпитет). Слова чистит и ласкает стоят рядом. Кинжал – и орудие, и друг.
Особое место в жизни кинжала занимают надписи на нём. Это не украшения, они имеют прагматическое значение. Эти надписи нужно читать с усердием, обращаясь к Богу. Таким образом, кинжал становится проводником к Богу. В последней строфе дважды повторённое никто не перечёркивает будущность кинжала. Его судьба обрывается в этой строфе, в конце которой стоит многоточие.
Во второй части сопоставляются кинжал и поэт. Образ кинжала конкретен, у него есть жизнь и история. Поэт в стихотворении – абстрактная фигура. Причём Лермонтов соотносит себя не с поэтом, а с толпой, употребляя местоимение мы в предпоследней строфе.
Своё время лирический герой характеризует как век изнеженный, ветхий мир (эпитеты), который морщины прячет под румяна (метафора), сравнивается с ветхой красой.
Воздействие поэзии на общество описано Лермонтовым во всех сферах жизни. Свет внимает ей в немом благоговенье (метонимия и эпитет), поэзия воспламеняет бойца для битвы (синекдоха и метафора), благородные мысли, заложенные в ней, нужны толпе и в бедах, и в радостях.
Поэзия сравнивается с чашей для пиров, фимиамом среди молитвы, божьим духом и колоколом на вечевой башне. Слова поэта некогда воплощали власть, они были могучими (эпитет), их звук мерным (эпитет).
Лермонтов наделяет поэзию божественными возможностями: как дух Божий, носясь над землёй, творил жизнь, так и слово поэта, носясь над толпой, преображает людей, внушая им благородные мысли.
Но всё это в прошлом. Разнообразные функции поэзии исчезли в современном обществе. Лермонтов поднимает важнейшую проблему: поэт-пророк уснул в богатстве и роскоши современного мира, но само общество прежде осмеяло его.
Простой и гордый язык истинного поэта (эпитеты) противопоставлен блёсткам и обманам, которые тешат современников лирического героя (метафора). К толпе современников Лермонтов причисляет и себя, откуда в предпоследней строфе появляется местоимение нам, нас. Последняя строфа – это, прежде всего, обращение к самому себе. В ней кинжал не просто остаётся орудием войны, отзывающимся на голос мщенья.
Он становится метафорой поэзии как инструмента борьбы с несовершенствами общества. Поэтому клинок поэта покрыт ржавчиной презренья к блеску света. В последней строчке Лермонтов рисует романтический идеал поэта, противостоящего общественным порокам и презирающего их.
Произведение относится к жанру элегии, об этом говорит ритм, общий настрой, тематика, возвращение в прошлое, грусть и глубокий философский смысл. Черты сатиры также прослеживаются в смысловой сфере стихотворения. Оно написано шестистопным ямбом, временами переходящим в четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой. Это одно из лучший произведений поэта, относящихся к гражданской лирике. Все четыре стиха последней строфы содержат сильнейший эмоциональный накал, содержащий главную мысль стихотворения.
Актуальность
Стихотворение не потеряло своей актуальности. Сегодня удручающая ситуация с поэзией только усугубилась. Поэзия ушла уже не на вторые роли, а далеко за пределы сцены, в подполье, стала уделом немногих. Мы почти не знаем поэтов-современников, не слышим тех, кто мог бы подать голос, объединяющий поколения и трезво рассуждающий о проблемах сегодняшнего дня.
Роль глашатаев взяли на себя блогеры и рок-певцы. Они тоже работают со словом, но относятся к нему совсем не так, как во времена Пушкина и Лермонтова. Мало кто помнит о чистоте душевного движения, которая должна сопутствовать созданию текста, от этого люди перестают читать стихи и прислушиваться к голосам поэтов.
Средства выразительности
В произведении много эпитетов (“таинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк”), которые помогают создать исторический колорит, эмоциональную образность событий, описываемых автором.
По сути всё стихотворение является развёрнутым сравнением поэта и кинжала. Очень красивое и тонкое сравнение стихов, которые были написаны в прошлом, вдохновляли на подвиги, они нужны были людям, “как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.
Анализ стихотворений«Родина» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, средства выразительности, лирический герой
Анализ стихотворений«Нищий» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – идея, год, тема, средства выразительности
Художественные особенности
Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту добиться наглядности в изображении.
Лексический состав стихотворения демонстрирует преобладание книжной лексики, что продолжает трагический настрой стихотворения «Смерть поэта», выполненного в той же стилистике.
Синтаксис произведения отличается обилием вопросительных и восклицательных предложений, наличием обращений и других средств, выражающих интонацию побуждения.