в чем смысл гуманистический смысл

6 популярных теорий о смысле жизни

в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть фото в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть картинку в чем смысл гуманистический смысл. Картинка про в чем смысл гуманистический смысл. Фото в чем смысл гуманистический смысл

В чем смысл жизни? Над этим вопросом ученые и философы бились не одно столетие, но так и не смогли прийти к какому-то определенному и единому выводу. Из споров истина не родилась, скорее все ещё сильнее запутались. Это привело к расколу на множество лагерей, в каждом из которых люди по-своему пытались осознать тщетность бытия. И у всех это получилось. А решать, что из этого правильнее и вернее, предоставили тебе и нам. Поэтому мы попытались разобраться в самых популярных учениях различных философов, чтобы все-таки понять, в чем же смысл жизни.

1. Гедонизм

Одно из древнейших учений, которое было направлено на понимание смысла жизни. Основоположником его считается философ Аристипп, живший в одно время с Сократом. Исходя из логики гедонистов, смысл жизни человека заключен в удовольствии, которое является высшим благом. Под удовольствием не стоит понимать только удовлетворение физиологических потребностей — сюда входит все, что может принести человеку это состояние: например, творчество, наука, искусство и тому подобное.

По философии гедонистов, удовольствие, как смысл жизни, является единственной настоящей ценностью, в то время как остальные ценности человека носят исключительно инструментальный характер. То есть предназначены для достижения удовольствия. Интересное учение, хоть и довольно простое.

2. Эвдемонизм

Чаще всего это философское учение, одним из основателей которого был Аристотель, приравнивают к течению гедонизма. Однако между этими двумя вещами есть колоссальная разница, которая заключена в следующем: для эвдемонизма смысл жизни — полное и абсолютное счастье, которое находится намного выше человеческого удовольствия. В некоторых моментах такое понимание главного вопроса человека в чем-то схоже с учением буддизма. Хоть там главной целью становится вырваться из бесконечной цепочки перерождений, но делается это для того, чтобы достигнуть нирваны, так называемого просветления. Это-то просветление и схоже с эвдемонизмом. Согласно учению, счастье заключено в победе духа над телом, который отрицает страх перед Богом, смертью и страданием.

3. Утилитаризм

Суть этого философского подхода к изучению смысла жизни лежит в том, что человек должен извлекать из всего происходящего с ним определенную пользу. От предыдущих двух учений отличается тем, что извлекаемая польза необязательно должна приносить ему удовольствие или счастье. Одним из первых, кто разграничил эти три течения и систематизировал утилитаризм, был философ-моралист Иеремия Бентам. По его словам, смысл человеческой жизни в том, чтобы сделать своё существование максимально комфортным. Правда, человек в аспекте бытия загнан в этические рамки, выход за которые является непозволительным. При столкновении с выбором счастья в свою пользу или пользу окружающих человек должен руководствоваться не своими личными потребностями, а удовлетворением желаний максимального числа окружающих людей. С другой стороны, в основе учения лежит принцип, который провозгласил Кант: относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть смысл сводится к извлечению пользы из событий, которая осчастливит окружающих.

4. Принцип самопожертвования

В ряде некоторых функций это учение о смысле жизни довольно похоже на течение утилитаризма. Однако полностью соотносить эти два понятия нельзя, поскольку имеются кардинальные различия. Если в первом случае человек может (и в некоторых случаях должен) прожить свою жизнь, извлекая из неё максимальную пользу, то здесь главным принципом становится самоотречение, что довольно благородно. Отказ от личной выгоды не только не должен смущать человека, но и обязан стать его смыслом жизни. Отчасти подобные пункты присутствовали в философии стоиков, отчасти это учение родилось из христианства и образа Иисуса Христа. По сути, получается так, что каждый из нас должен принести максимальную пользу другому, отринув личные мотивы. И если все человеческое сообщество приложит максимум усилий для этого, в мире воцарится счастье, радость и гармония, а сосуществование станет настолько приятным, что вряд ли тогда люди откажутся от выполнения такой миссии. Звучит заманчиво, но крайне утопично. Хотя было бы неплохо жить в таком обществе.

5. Экзистенциализм

Это философское течение не только взорвало миллионы мозгов своей жёсткостью и откровенностью, но и стало основным в прошлом веке, плавно перейдя и в наше время. Кьеркегор, Камю, Сартр и многие другие философы активно продвигали эту философию в массы. Суть ее в том, что смысл жизни человека сводится к познанию собственной сущности, которая определяется существованием. Жизнь человека и он сам — открытый проект, который необходимо завершить. Правда, это практически невозможно. Человек сталкивается с разным опытом на протяжении своего существования: бренностью жизни, ее абсурдностью, а также тотальной свободой, которая может оказаться иллюзорной. Исходя из всех этих факторов, человек и выстраивает свою истинную сущность, но под воздействием различных обстоятельств та может меняться. А потому полностью достроить ее не получится, следовательно смысл жизни теряется, снова сводясь к простому существованию. То есть смысл — в обретении недостижимого, что позволяет нам заключить, исходя из этого, что смысла жизни и вовсе не существует. А принимать это или нет, решать только тебе.

6. Прагматизм

Это течение, которое обычно связывают с именем американского философа Чарльза Пирса, основано только на личной выгоде человека. Он не то что может извлекать ее из происходящего и окружающего его — достижение личного счастья приравнивается к смыслу жизни. Отличие от других перечисленных течений в том, что здесь этические рамки не только не устанавливаются, но и должны быть разрушены. Здесь все вопросы переводятся в практическую плоскость, духовное ставится на второй план. Цель человека, какой бы она ни была, какой бы эгоизм им ни двигал, оправдывает средства, которые человек использует для ее достижения. Жёстко, не очень приятно, но надо смириться с тем, что много людей так и живет. Может, поэтому наш мир не всегда такой приятный?

Источник

Гуманистический подход в психологии: что изучает, какие методики являются актуальными

­Гуманистическое направление в психологии представляет собой одно из основных течений, изучающих здорового, творческого человека. Возникло оно в 50-е годы прошлого столетия, и уже в течение следующих десяти лет данное направление получило свое развитие. В 1964 году впервые состоялась конференция, посвященная вопросам нового психологического направления.

в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть фото в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть картинку в чем смысл гуманистический смысл. Картинка про в чем смысл гуманистический смысл. Фото в чем смысл гуманистический смысл

Принцип становления

Один из наиболее важных принципов гуманистической психологии заключается в том, что человек постоянно находится в процессе своего становления.

Например, студент выпускного курса университета будет отличаться от хихикающего модного первокурсника. По прошествии еще нескольких лет молодой специалист своего дела тоже будет отличаться от выпускника.

Он сможет освоить новые жизненные пути, имеющие отношение к его карьере или, к примеру, семейной жизни.

Те люди, которые сознательно отказываются от своего становления, фактически отказываются от личностного роста. Они отрицают тот факт, что в них заложены возможности полноценного бытия.

Согласно гуманистической психологии, большой ошибкой является отказ от возможностей сделать каждый миг своей жизни максимально насыщенным. Для психолога данного направления подобный взгляд является не чем иным, как извращением того, чем потенциально мог бы быть человек.

Жизнь – непреложная ценность, и поэтому человек должен наполнять каждый миг существования смыслом.

Субъективность восприятия

Еще одна из основополагающих концепций гуманистического направления психологии заключается в том, что единственная «реальность», которая доступна конкретной личности, субъективна.

Подобный взгляд можно также охарактеризовать в качестве феноменологического. Теоретические конструкты вместе с внешним поведением занимают вторичную позицию по отношению к непосредственному опыту личности, а также неповторимому значению этого опыта для нее.

Как писал об этом Маслоу: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто».

в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть фото в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть картинку в чем смысл гуманистический смысл. Картинка про в чем смысл гуманистический смысл. Фото в чем смысл гуманистический смысл

Концепция целостности

Одна из важнейших идей гуманистической психологии заключается в рассмотрении индивида как уникального целого. Уже Маслоу увидел, что психологи в течение очень длительного времени сосредотачивались на подробном анализе отдельных событий в жизни человека, пренебрегая его целостностью.

Они изучали деревья, а не весь лес. Фактически теория, которая была впервые разработана Маслоу и развита его последователями, являлась протестом против подобных воззрений, берущих свое начало от бихевиоризма.

Принцип целого, которое всегда больше суммы его частей, точно отражается во многих теоретических трудах исследователей данного направления.

в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть фото в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть картинку в чем смысл гуманистический смысл. Картинка про в чем смысл гуманистический смысл. Фото в чем смысл гуманистический смысл

Творческое начало в человеке

Гуманистическая психология признает наличие креативной стороны в каждой личности. Возможно, данное положение является одним из наиболее значительных во всем этом направлении.

Творчество является наиболее универсальной характеристикой, которая потенциально наличествует в каждом человеке с самого рождения.

Однако нередко люди теряют способность творить в результате воздействия внешней среды – в частности, в процессе получения официального образования.

Внутренняя природа человека

Фрейд достаточно ясно намекал на то, что человек находится во власти управляющих им бессознательных сил.

Основатель психоанализа также подчеркивал, что если человек не будет контролировать бессознательные импульсы, это приведет к уничтожению других людей или же самого себя.

Сложно судить о том, насколько справедлива подобная точка зрения, однако Фрейд слабо верил в то, что людьми движет светлое начало.

Личность в гуманистической психологии рассматривается с кардинально противоположной психоанализу точки зрения. Приверженцы данного направления утверждают, что человек если не хорош внутренне, то, по крайней мере, его природа нейтральна.

Конечно, это мнение вполне может оспорить тот человек, который темным вечером подвергнется нападению грабителей.

Но Маслоу утверждал, что разрушительные силы, действующие в людях, являются прямым результатом фрустрации, невозможности удовлетворить собственные потребности.

От природы же в каждом заложены позитивные возможности для достижения самореализации. Такого позитивного взгляда на человека придерживался Маслоу в течение всей своей жизни.

в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть фото в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть картинку в чем смысл гуманистический смысл. Картинка про в чем смысл гуманистический смысл. Фото в чем смысл гуманистический смысл

Абрахам Маслоу

Одним из главных представителей гуманистической психологии, выступающий также и ее основоположником, является Абрахам Маслоу. Именно им была предложена концепция целостной личности. Теория Маслоу противопоставлялась господствующим тогда учениям бихевиоризма и психоанализа.

Маслоу предполагал, что сущность каждого человека является исключительно позитивной и стремится к непрерывному развитию. В таком случае цель психологии состоит в том, чтобы помочь личности найти в себе то, что в ней уже заложено. Данные особенности согласно гуманистической психологии Маслоу существуют в виде врожденных возможностей.

Они могут быть актуализированы внешними факторами. Идеи Маслоу и послужили фундаментом для дальнейшего развития гуманистического направления.

Маслоу внес большой вклад в развитие психологической науки. Именно он переключил внимание с работы над неврозами на изучение особенностей психологии здорового человека.

Карл Рэнсом Роджерс

Роджерс является одним из авторов центрального понятия гуманистической психологии – о самоакутализации. Согласно Роджерсу, последнее обозначает врожденную тенденцию к росту и развитию, заложенную в человеке. Все, что требуется для реализации заложенного в человеке потенциала, – это соответствующие условия.

в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть фото в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть картинку в чем смысл гуманистический смысл. Картинка про в чем смысл гуманистический смысл. Фото в чем смысл гуманистический смысл

Понятие Роджерса о «Я-концепции»

Фундаментальным элементом структуры личности в гуманистической психологии Роджерса является «Я-концепция», которая формируется при непрестанном взаимодействии человека с окружающим миром.

Если между представлением о себе («Я-концепцией»), реальным опытом и идеальным «Я» есть расхождение, личность вводит в действие разнообразные механизмы психологических защит. Проявляются они или в выборочности восприятия, или в искажении опыта.

В ряде случаев это приводит к психологической дезадаптации.

Виктор Франкл

Еще одним видным представителем гуманистической психологии является Виктор Эмиль Франкл, психолог и психиатр из Австрии. Именно Франклом была создана концепция логотерапии.

Согласно ей, движущей силой развития личности является желание отыскать жизненный смысл. Человек может не задавать этот вопрос прямо, а отвечать на него собственными реальными делами, поступками.

Роль смысла для каждой отдельно взятой личности выполняют ценности. Виктор Франкл в своих трудах описывает три категории таких ценностей:

В процессе осуществления смысла человек и приходит к самореализации, осуществлению себя. Совесть представляет собой ту внутреннюю инстанцию, которая помогает личности определить, какой именно из потенциальных смыслов является истинным.

в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть фото в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть картинку в чем смысл гуманистический смысл. Картинка про в чем смысл гуманистический смысл. Фото в чем смысл гуманистический смысл

В одном из своих основных трудов под названием «Человек в поисках смысла» Франкл пишет о своем личном опыте выживания в страшных условиях концентрационного лагеря. В этой же книге он излагает свой опыт нахождения ценности жизни, ее смысла даже в такой ужасающей обстановке.

Метод Франкла исследователи относят к категории экзистенциальной терапии. Работы его стали источником вдохновения для многих представителей гуманистического направления. Сам Франкл пришел к выводу о том, что главный стрессор для человека – это отсутствие смысла жизни.

По мнению психолога, экзистенциальный невроз по своей сути тождествен кризису бессмысленного существования.

в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть фото в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть картинку в чем смысл гуманистический смысл. Картинка про в чем смысл гуманистический смысл. Фото в чем смысл гуманистический смысл

Методики в гуманистической психологии: самоотчет клиента

Любые методы в данном направлении предполагают не тот опыт, который личность получила в течение жизни. Именно поэтому терапевты данной психологической школы большое внимание уделяют самоотчетам, предоставляемым испытуемыми. Это позволяет учитывать индивидуальное восприятие клиентом себя. Другие же способы исследования, считающиеся традиционными, должны лишь добавлять субъективные.

Многие авторы подчеркивают, что для полноценного и всестороннего изучения личности необходимо начинать персональные исследования с наблюдения, проективных методик, а уже после этого применять опросники, эксперимент.

Тесты и другие методы

Метод гуманистической психологии, целью которого является интегральная, целостная диагностика личности – опросник «Чувства. Реакции. Убеждения», разработанный Д. Картрайтом.

Еще один тест, который анализирует особенности самоактуализации личности, был разработан Э. Шостромом. Базируется опросник самоактуализации Шострома на основе теории Маслоу, Перлза и других.

Нередко используется и «Тест эмпатических тенденций», авторство которого принадлежит Э. Мехрабиану.

Количество методик, используемых в гуманистическом направлении, достаточно велико. Еще в 1971 году в Америке С. Петерсоном был разработан так называемый «Каталог путей личностного роста», в котором на тот момент перечислялось порядка 40 методов, применяемых в гуманистической психологии. Кратко перечислим некоторые из них:

Недирективный метод психологического консультирования

Данный метод является одним из основных в гуманистической психологии. Впервые он был предложен К. Роджерсом, который назвал его клиент-центрированной терапией.

В чем же заключается применение данного метода? Как уже упоминалось, гуманистическое направление постулирует изначальную доброту каждого человека. Но позитивные качества становятся видны только при определенных условиях, когда индивид находится в атмосфере принятия, внимания. Именно это и делает психотерапевт на консультации.

Сеанс, таким образом, происходит в форме диалога. Терапевт понимает своего клиента, не осуждает его, не подвергает лишней критике. Это и становится одним из основных условий, обеспечивающих реабилитацию человека.

Клиент осознает, что у него есть шанс свободно и открыто поговорить о накопившихся трудностях, выразить себя.

Это позволяет более ясно понять события окружающего мира, повысить самооценку, найти путь из личностного кризиса.

Интересные факты

Рассмотрим несколько занимательных фактов о гуманистическом направлении.

Заключение

Природу человека невозможно определить исчерпывающим образом, ведь одной из ее основных черт является не только то, что именно делает личность, но и то, каким образом она это делает. Человек является не только тем, кто он есть в определенный момент времени.

В нем также заложены возможности и шансы на преобразование, надежды, мечты. Люди должны признавать и за собой, и за другими самостоятельно творить собственную жизнь. Любой опыт, даже негативный, при этом является полезным, достойным уважения и признания.

Ведь он предохраняет нас от совершения ошибок в будущем.

Гуманистическая психология

в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть фото в чем смысл гуманистический смысл. Смотреть картинку в чем смысл гуманистический смысл. Картинка про в чем смысл гуманистический смысл. Фото в чем смысл гуманистический смысл

Гуманистическая психология стала результатом серьезных размышлений американского общества, оказавшегося перед вопросом, что все-таки представляет собой человек, каков его потенциал и пути развития. Эти вопросы, конечно, поднимались и раньше и рассматривались представителями разных школ. Однако две мировые войны привели к глобальным изменениям в обществе, что повлекло за собой важность новых представлений и пониманий.

Что изучает гуманистическая психология?

Основной предмет изучения гуманистического направления в психологии — здоровые, зрелые, творчески активные личности, стремящиеся к постоянному развитию и занимающие активную жизненную позицию.

Психологи гуманистического течения не противопоставляли человека и общество. В отличие от других направлений, они считали, что не существует конфликта между обществом и личностью.

Наоборот, по их представлению именно социальные успехи дарят человеку ощущение полноты человеческой жизни.

Личность в гуманистической психологии

Основы гуманистической психологии берут свое начало в философских традициях гуманистов эпохи Возрождения, Просвещения, немецкого романтизма, учениях Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Достоевского, Толстого, учении экзистенциализма и восточных философско-религиозных системах.

Методология гуманистической психологии раскрыта в работах таких авторов:

В целом личность человека рассматривается в таких аспектах:

Гуманистическая психология получила широкое распространение, что привело к расширению набора подходящих этому направлению методов. Среди наиболее известных методов можно назвать такие:

Было бы неточным называть гуманистическую психологию научной теорией. На момент появления она заняла важную нишу в понимании, что есть человек, и довольно быстро стала общекультурным явлением.

Конспект: Методы гуманистической психологии

Методы гуманистической психологии

В последние годы в России в рамках психологической практики начала оформляться гуманистическая психология.

Основу гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) составляет гуманитарная парадигма. Эта парадигма в науке предполагает собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни.

Для нее характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичный случай не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности.

Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Поэтому одним из основных способов познания человека и его «второй природы» является понимание. Понимание — это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому.

Поэтому среди основных методов познания превалируют методы практической психологии (психологическая консультация, психотерапия, психотренинг, транзактный анализ и др.).

Направление, решительно отвергнувшее бихевиоризм за игнорирование коренных человеческих проблем и своеобразие психической организации человека, выступило под именем гуманистической психологии. Гуманизм (от лат.

«гуманис» — человечный) — это общая ориентация на отношение к человеку, его правам и свободе как высшей ценности — присущ множеству философско-психологических течений и теорий.

Смысл же направления, о котором идет речь, и повод, побудивший его приверженцев назвать свою концепцию гуманистической, могут быть поняты только при обращении к тому историко-психологическому контексту, в котором эта концепция созидалась.

Она возникла в середине XX века, когда общий облик американской психологии (в среде которой и приобрело авторитет указанное движение) определялся всевластием двух направлений, о которых порой говорят как о «двух силах» — различных вариантах бихевиоризма и психоанализа.

Будучи общепсихологическими они внедрялись также и в различные сферы практики, в особенности психотерапевтической.

В среде психотерапевтов и раздались громкие голоса протеста против «двух сил», которым не без основания инкриминировались дегуманизация человека, его трактовка либо как робота (или в более современном стиле как маленького компьютера), либо как невротика, «бедное Я» которого разрывают различные комплексы — сексуальные, агрессивные, неполноценности и др. Ни одно, ни другое, как заявили инициаторы создания особой гуманистической психологии, не позволяет раскрыть позитивное, конструктивное начало целостной человеческой личности, ее неистребимое стремление к творчеству и самостоятельному принятию решений, выбору своей судьбы. Гуманистическая психология, выступив против бихевиоризма и психоанализа, провозгласила себя «третьей силой».

В центр исследовательских интересов перемещались проблемы переживания человеком своего конкретного опыта, не сводимого к общим рассудочным схемам и представлениям. Речь шла о восстановлении аутентичности личности (ее дополнительности), соответствия ее экзистенции (существования) истинной природе личности.

При этом предполагалось (под влиянием философии экзистенциализма), что истинная природа открывается в так называемой пограничной ситуации, когда человек оказывается между бытием и небытием. Именно в таких условиях человек освобождается от всех сковывающих его условностей и достигает свою экзистенцию.

Если во всех предшествующих психологических теориях решающая роль придавалась зависимости психики от прошлого и настоящего, то гуманистическая психология переместила вектор времени жизни в направлении будущего. Свобода выбора и открытость будущему — таковы признаки, на которые должны ориентироваться концепции личности.

Только в этом случае они помогут человеку избавиться от чувства «заброшенности в мире» и обрести смысл своего бытия.

Понять любую теорию можно исходя из знания не только о том, что она утверждает, но и о том, что отвергает.

Гуманистическая психология отвергла конформизм как приспособление к существующему порядку вещей и детерминизм как уверенность в причинной обусловленности поведения внешними биологическими и (или) социальными факторами.

Конформизму были противопоставлены самостоятельность и ответственность субъекта, детерминизму же — самодетерминация. Именно это отличает человека от остальных живых существ и является качеством, которое не приобретается, а заложено в его биологии.

Биологию человека отличает сопротивление равновесию, потребность поддержать неравновесное состояние, определенный уровень напряжения (скорее, чем устранить его посредством приспособительных реакций, как это следовало из версии о диктате гомеостаза).

Развитие «третьей силы» имело социальную подоплеку. Оно выражало протест против деформации человека в современной западной культуре, лишающей его своей «личностности», навязывающей представление о поведении, регулируемом либо бессознательными влечениями, либо хорошо слаженной работой «социальной машины».

Применительно к практике психотерапии было сформулировано новое кредо — пациента следует трактовать способным самостоятельно вырабатывать свои ценностные ориентации и реализовывать им самим сконструированный жизненный план.

Главная установка психотерапии, согласно одному из лидеров гуманистической психологии, американскому психологу Карлу Роджерсу (1902-1990), должна быть сосредоточена не на отдельных симптомах пациента, а на нем как уникальной персоне.

«Терапия, центрированная на клиенте» (1951) — так называлась книга Роджерса, где утверждалось, что психотерапевт должен общаться с обратившимся к нему человеком не как с пациентом, а как с клиентом, пришедшим за советом.

Причем психолог призван сосредоточиться не на проблеме, беспокоящей клиента, а на нем самом как личности с тем, чтобы пробудить в нем первичную потребность в самоактуализации. При этом важно представить, каким видится субъекту его «феноменальное поле», т.е.

осознаваемый им внутренний план собственного поведения (искаженный прежней интроспективной психологией, которая в своих экспериментальных лабораториях искусственно расщепила это целостное «поле» на изолированные элементы сознания).

Для этого нужна «теплая эмоциональная атмосфера», в которой индивид (впоследствии Роджерс перенес акцент на группу индивидов, т.е. на групповую психотерапию) реинтегрирует свою творческую личность как целое и тогда он избавляется от тревоги, психологических стрессов и т.п.

Главная задача — не решение отдельной проблемы, которой он озабочен, а преобразование его личности благодаря тому, что он перестраивает свой феноменальный мир и систему потребностей, среди которых важнейшей является потребность в самоактуализации.

Другой представитель плеяды основателей гуманистической психологии Гордон Олпорт (1897-1967) утверждал личность как окрытую и саморазвивающуюся систему. Создатель целого ряда методик исследования личности написал книгу «Личность: психологическая интерпретация» (1937).

К движению, названному гуманистической психологией, принято относить и ряд других концепций, в частности, концепции А.Маслоу (1908-1970) и В.Франкла (р.1905). Маслоу разработал целостно-динамическую теорию мотивации.

Американский психолог, создатель концепции гуманистической психологии, разработал идеи иерархии потребностей человека, «самоактуализации личности». Одним из первых он обратил внимание на позитивные стороны личностного развития.

Автор книги «К психологии бытия» (1968).

В другой книге «Мотивация и личность» (1954) он утверждал, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу.

Не от сексуальных травм (как учил Фрейд), а от подавления этой витальной потребности возникают неврозы, душевные расстройства.

Соответственно и превращение ущербной личности в полноценную должно рассматриваться с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека.

В Европе к сторонникам гуманистической психологии, но в особом, отличном от американского, варианте близок Франкл, назвавший свою концепцию логотерапией (от греч. «логос» — смысл).

В отличие от Маслоу Франкл считает, что человек обладает свободой по отношению к своим потребностям и способен «выйти за пределы самого себя» в поисках смысла.

Не принцип удовольствия (Фрейд) и не воля к власти (Адлер), а воля к смыслу — таково, согласно Франклу, истинно человеческое начало поведения.

При утрате смысла возникают различные формы неврозов. Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать равновесия со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам.

Это создает напряженность, с которой он может справиться благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым безвыходным и критическим ситуациям.

Свобода — это способность изменить смысл ситуации «даже тогда, когда дальше некуда».

Гуманистическая п. – л-центрированное направление, рассматривающее чел-ую жизнь как процесс самоактуа-ии, самореа-ции, максимального р индивид-ти, внутреннего потенциала л.

Задача ч – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивид-сть. На этой основе ч понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии.

Основателями этого направления явл. К.Роджерс и А.Маслоу.

Методы гуманистической психологии

Гуманистическая психология получила широкое распространение, что привело к расширению набора подходящих этому направлению методов. Среди наиболее известных методов можно назвать такие:

Методы гуманистической психологии

Вот некоторые, представленные в алфавитном порядке, наиболее распространенные сегодня во Франции методы:

Арт-терапия (рисунок, музыка, танец и т. д.)

Восточные техники (медитация, тайцзицюань, йога, дзен, тантризм и т.д.)

Гаптономия (Ф. Вельдман)

Гештальт-терапия (Ф. Перлз)

Группы встреч (К. Роджерс, В. Шютц)

Массажи (рейхианские, калифорнийские, восточные, до-инь, шиатцу и т. д.)

Медитация (статическая или динамическая, восточная или западная…)

Нейро-лингвистическое программирование (Дж. Гриндер, Р. Бэндлер)

Релаксация (в частности Э. Джекобсон, а также др.)

Рольфинг, или структурная интеграция (И. Рольф)

Сексотерапия (Мастерc и Джонсон, Мишель Меньян и др.)

Семейная терапия (системная, психоаналитическая, гештальтистская и т. д.)

Экзистенциальная психотерапия (Л. Бинсвангер, Р. Мэй)

Эриксонианский гипноз (М. Эриксон)

Актуальные методики гуманистической психологии. Общие сведения

Личность в гуманистической психологии — не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него — самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии.

Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.

Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения — в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей.

Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления.

Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.

Гуманистическая психология критика. Критика чистого «общения»: насколько гуманистична «гуманистическая психология»

В настоящее время кажется, что для
психологии нужнее всего, чтобы психотерапия
обрела человеческое измерение, измерение
человеческих феноменов. Поэтому уместен
вопрос, был ли этот шаг реально предпринят
направлением, которое получило
наименование движения «гуманистической
психологии».

Хотя и было заявлено,
что логотерапия «присоединилась»
к этому движению В действительности
понятие общения-встречи было привлечено
скорее из экзистенциалистской, нежели
из психологической литературы. Оно было
введено Мартином Бубером, Фердинандом
Эбнером и Якобом Л.

Морено, вклад которых
в экзистенциалистскую мысль состоит в
интерпретации существования как
со-существования, совместного
существования.

В этом контексте
общение-встреча понимается как
взаимоотношение между «Я» и «Ты»
— взаимоотношение, которое по самой
своей природе может быть установлено
только на человеческом и личностном
уровне.

Но дело в том, что в таком воззрении
нечто упущено, не более и не менее чем
целое измерение. Это можно понять,
вспомнив теорию языка, предложенную
Карлом Бюлером. Он различал три функции
языка. Во-первых, язык дает возможность
говорящему выразить себя, то есть служит
средством самовыражения.

Во-вторых,
язык-это обращение, адресуемое говорящим
тому, с кем он говорит. И в-третьих, язык
всегда представляет нечто, то «нечто»,
о котором человек говорит.

Иными словами,
когда кто-то говорит, он а) выражает
себя, б) обращается «к» кому-то
другому; однако если он не говорит при
этом «о» чем-то, то не оправданно
называть этот процесс «языком».

Мы
будем в таком случае иметь дело со своего
рода псевдоязыком, который действительно
не более чем способ самовыражения (и
которому иногда недостает даже обращения
к партнеру). Есть шизофреники, разговор
которых может быть интерпретирован как
такой «язык», выражающий лишь
настроение, но лишенный обращения к
реальности*.

То, что справедливо для языка, относится
также к сосуществованию и общению-встрече,
поскольку здесь также третий аспект
межчеловеческой и межличностной
коммуникации должен быть рассмотрен и
принят во внимание.

Именно для этого
аспекта феноменология Брентано и
Гуссерля создала термин «интенциональный
референт» Не следует также недооценивать
или забывать, что са-мотрансценденция
означает стремление не только к смыслу,
который ждет осуществления, но и к
другому человеку, которого можно
полюбить.

Без сомнения, любовь идет
далее общения-встречи, поскольку
общение-встреча осуществляется на
человеческом, а любовь — на личностном
уровне. Общение-встреча в самом широком
смысле слова дает нам осознать партнера
как человека, любовь же к нему показывает
нам большее-его сущностную уникальность.
Эта уникальность — основополагающая
характеристика личностного бытия.

Самотрансценденция же равно присутствует,
превосходит ли человек себя в осуществлении
смысла или в общении-встрече, в любви:
в первом случае участвует внеличный
логос, во втором — личностный, так сказать,
воплощенный логос.

Гуманистическая психология плюсы и минусы. Xxвека

Гуманистическая
психология (от лат. humanus — человечный и
греч. psyche — душа + logos – учение) — ряд
направлений в современной психологии,
ориентирована на изучение смысловых
структур человека.

В качестве
самостоятельного течения выделилась
в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под
председательством Абрахам
Харольд Маслоу (1908-1970) была основана Американская ассоциация
гуманистической психологии.

Благодаря
успехам терапии, основанной на ней,
приобрело большую популярность и в
Европе.

К
данному направлению могут быть отнесены
представители Абрахам
Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренс Роджерс
(1902-1987), Виктор Эмиль Франкл

Гуманистическая
психология получила название «третьей
силы» в противовес бихевиоризму и
психоанализу, которые не дают понимание
того, чем является здоровая и творческая
личность, которая ориентирована не на
адаптацию, достижение равновесия с ее
окружением, а, наоборот, на выход из этих
границ. Существенное влияние на
формирование гуманистической психологии
оказали гештальтпсихология и феноменология,
в частности, представления Мориса
Мерло-Понти (1908-1961)

о
«битии-для-мира», в соответствии с
которыми человек есть не что-то
обусловленное, а деятельно меняющие
свое окружение. Было постулировано, что
цель человеческого существования —
самоактуализация.

В качестве основных
предметов анализа здесь выступают:
высшие ценности, самоактуализация
личности, творчество, любовь, свобода,
ответственность, автономия, психическое
здоровье, межличностное общение.
Гуманистическая психология ставит
своей целью возвращение человеку его
целостности.

В этом направлении активно
используются постулат о целостной
человека (человек и его окружение не
два объекта, а единый организм). Так,
человеческое переживание, на которое
ориентирована по преимуществу
гуманистическая психология, целостно
и имеет тенденцию к созданию «хорошего
гешатальта».

Основным исследовательским
ориентиром выступает согласованность,
непротиворечивость всех психических
процессов индивида и его интегрированность
в социум. Все психические феномены
рассматриваются в связи со спецификой
«окружающего поля», к которому
относятся общая ситуация, потребности,
установки, действия и опыт индивида.

Считается, что человек может развиваться,
лишь освободившись от внутренних и
внешних запретов, когда его базовые
потребности удовлетворены и он не
вынуждается обстоятельствами к
использованию механизмов психологической
защиты.

Гуманистическая психология доклад. Доклад: Гуманистическая теория личности

Рассматривая различные теории личности, можно отметить, что большинство исследователей так или иначе сходятся в том, что личность есть особый феномен, связанный со спецификой человеческой адаптации к социуму, к сложившейся и вновь создаваемой культуре, к собственным возможностям действовать и преобразовывать мир. Иными словами, личность человеку для чего-то необходима! Человеку нужно быть личностью! Последняя выполняет какие-то функции в жизнедеятельности человека.

Фундаментальную роль в развитии психологии личности сыграли гуманистические теории А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла.

Они почти не используют непосредственно понятие «функция личности», но фактически в их работах идет речь о важнейших функциональных предназначениях личности: в создании средств психологической безопасности человека, в идентификации с определенной группой, в близких смысловых отношениях с другой личностью, в завоевании социального признания и поддержании внутреннего статуса самоуважения, в поиске истины и жизненного смысла, в реализации нравственно-эстетических идеалов добра и красоты, здесь фактически речь идет о функции удержания жизнедеятельности человека на определенном уровне духовности, в обеспечении целостности жизнедеятельности и уникальности существования индивида, в глубинном осмыслении бытия и своего места в нем, в оценке своих достижений, которая бы соответствовала представлению о ценности собственного «Я», в прояснении жизненной ситуации и сложившихся в ней приоритетов, в автономности бытия и свободе, в богатстве переживаний.

Гуманистическая психология маслоу. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АБРАХАМА МАСЛОУ

Одним из «отцов» гуманистической психологии и психотерапии считается американский психолог и психотерапевт Абрахам Маслоу (1908-1970).

Это был человек с интересной и трудной судьбой, разработавший свой подход в психологии на основе таких понятий, как личностный рост и развитие. Он в определенной мере противопоставил свои взгляды на активную творческую роль человека положениям психоаналитических и бихевиористских школ, фактически отрицавших силы духовного саморазвития человека.

Маслоу утверждал что в человеке изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном самосовершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму вплоть до самопожертвования и т.п. Безусловно, это подтверждает и его собственный жизненный опыт.

Когда она скончалась, Маслоу даже не пришел на похороны.

Свой комплекс неполноценности (по Адлеру) старался компенсировать ( термин Адлера ) свой комлекс спортом, но не смог добиться больших успехов, а физкультурники в том время в Америке были не в моде.

Но, так как у человека всегда присутствует потребность любить кого- то, то за неимением лучшего объекта, маленький Маслоу испытывает очень нежные чувства к своему отцу — пьянице, гуляке, дебоширу и ворчуну.

После старших классов, чтобы сделать отцу приятное, он идет изучать закон, а потом заинтересовывается психологией. И, как сам говорил, первая лекция произвела на него удручающее впечатление своей сухой академичностью.

Под влиянием работ Уотсона он выбрал для курсовой работы выбрал психологическую тему.

Ему понравился максимализм первых бихевиори- стов, веривших, что поведенческая психология сможет стать универсальным механизмом управления как индивидом так и обществом.

Но все оказалось не так просто и Маслоу стал внимательно рассматривать психоаналитические подходы, а так же «вырабатывать» собственную психологию по отношению к проблемам, ответы на которые он не мог найти не у бихевиористов ни у психоаналитиков.

Он пытался найти научное объяснение высшим духовным проявлениям, экстатическим эмоциональным состояния (он назовет их « вершинные (пиковые) переживания », одним из которых оказалась его робкая любовь к своей кузине, трудное признание, неожиданно встретившее полную взаимность. Рано поженившись они долго прожили в любви и согласии.

Решив стать профессиональным психологом Маслоу поступает Корну- элльском университете.

Там курс психологии читал ученик самого Вилъгелъма Вундта (основателя экспериментальной психологии ) знаменитый структуралист Эдвард Титченер : Но Маслоу оказался разочарован таким знакомством с академической психологией: « Невыразимо скучно, ничего общего с реальным миром» — вспоминал он.

И он вновь, но уже на профессиональном уровне обращается к психоанализу, в частности его интеремсуют проблемы сексуальности и их вляние на психолгию, он достаточно быстро становится настолько авторитетным специалистом по этой теме, что даже самый знаменитый сексолог «всех времен» Альфред Кинси пригласил к сотрудничеству, однако Маслоу отклонил его предложения, считая научно недостоверными приводимые Кинси данные. Дело в том, что Кинси проводил исследования и опросы только тех, кто добровольно согласился на это, тогда как большинство людей (болезненно относящихся к этой теме) либо не вызовутся «добровольцами», на такое обследование, либо не смогут дать объективных ответов из-за механизмов защиты Эго.

Гуманистический подход в психологии

Общая характеристика гуманистической психологии, краткая история ее возникновения и основные представители, а также метод психотерапии, родившийся благодаря этому направлению, — вот главные аспекты нашего сегодняшнего разговора.

Общие сведения

Личность в гуманистической психологии — не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него — самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии.

Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.

Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения — в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое рефлексия?

Конечно, гуманистическая психология подвергалась и подвергается критике.

В первую очередь вызывает вопросы субъективность направления, ведь, ставя во главу угла индивидуальный опыт и индивидуальное суждение личности о самой себе, трудно дать психическим процессам человека объективную оценку, а количественно измерить их и вовсе невозможно. Тем не менее как основа для крайне востребованного метода психотерапии гуманистическая психология по-прежнему сохраняет значимость.

«Третья сила»

На Западе (и прежде всего в США, которые были основным центром влияния в мире психологии в то время) после Второй мировой войны господствовали две психологические школы: бихевиоризм и фрейдизм (а точнее говоря, уже более поздние версии этих направлений — необихевиоризм и неофрейдизм). Гуманистическая психология развивалась как ответ этим направлениям, подход которых к человеку она считала слишком упрощенным. Что же это был за подход?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Психосоматические заболевания — это

В большинстве случаев поведение определяется ожиданием положительного подкрепления (благодарность, материальное поощрение, позитивная реакция окружающих), но может быть продиктовано и стремлением избежать отрицательного.

Необихевиористы усложнили эту трехкомпонентную структуру и ввели в нее промежуточные факторы, которые замедляют, усиливают или блокируют подкрепление.

Таким образом стали анализироваться не только наблюдаемые проявления поведения, но и механизмы, его регулирующие.

Неофрейдизмом называется комплекс течений, которые развились на основе идей Фрейда и его психоаналитической теории.

Как известно, в классическом психоанализе движущей силой человеческих поступков считались бессознательные влечения, при этом главная роль отводилась сексуальной энергии.

Неофрейдисты не отрицали влияния бессознательного, однако главным источником конфликтов личности считали не его противоборство с сознанием, а воздействие общества.

И вот в 50–60-е годы двадцатого столетия как противовес этим двум течениям возникает гуманистическая школа психологии, которая хотела (и смогла) стать третьей силой американского психологического сообщества. Этот научный подход оформился благодаря известному американскому психологу, создателю иерархической модели потребностей Абрахаму Маслоу; он стал основателем направления, ему же принадлежит выражение «третья сила».

Клиент-центрированная терапия

Гуманистическое направление в психологии изначально было ориентировано больше на практику, чем на теоретические исследования. Эта близость к повседневной жизни, к потребностям людей, а также особое отношение к человеку стали главными причинами популярности направления у большого числа людей.

Рекомендуем: Психология искусства — что это такое?

Такое отношение вытекает из базовых принципов, провозглашенных Бьюдженталем, но активное его внедрение в реальную практику консультирования началось с другого специалиста. Карл Роджерс — вот имя, с которым гуманистическая психология и гуманистическая психотерапия обрели те фундаментальные черты, которые и по сей день ее составляют их основу.

Еще в 1951 году, когда гуманистическая психология только-только начинала заявлять о себе, вышла книга американского психолога Карла Роджерса «Терапия, сфокусированная на клиенте». В ней Роджерс высказывал крамольные для того времени идеи: директивный подход в психотерапии неэффективен, не психолог выступает экспертом и наставником для человека, а человек — сам для себя.

Что такое «директивный подход»? Это как раз такое отношение к клиенту, которое и считалось единственно правильным: психотерапевт руководит ходом беседы, принимает на себя ответственность за исход лечения, в общем, становится на позицию лидера и направляющего, отводя клиенту роль ведомого. Роджерс же выступил как основоположник обратного, недирективного метода консультирования, названного им клиент-центрированной терапией.

Что предполагает такая терапия? Как уже отмечалось, гуманистическая психология исходит из того, что человек — существо по природе доброе, а не злое.

Однако все его положительные качества становятся видны в особенной атмосфере поддержки и внимания, которая помогает ему раскрыть свою позитивную сущность.

Психотерапевт и должен обеспечить такую атмосферу, но помогает клиент себе сам, сам находит ответы и сам принимает решения.

Как проходит сеанс

Психотерапия, возникшая на основе гуманистического направления в психологии, до сих пор остается одним из самых популярных и востребованных направлений психологического консультирования. Особенно она показана людям, страдающим от одиночества, ощущающим острую нехватку понимания и сочувствия.

Клиент-центрированный подход помогает при решении как внутренних, так и межличностных проблем. Важная его особенность — человек сам делает вывод о том, достиг ли он желаемой цели, и, соответственно, сам определяет продолжительность лечения. Евгения Бессонова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *