в чем смысл фру 89
23 советских мультфильма, после которых наше сознание не подлежит восстановлению
Да, все советские мультфильмы 30-летней выдержки пронизаны глубоким философским смыслом. Но жестокая реальность и глубокий внутренний мир мультипликаторов 70-80-90-х заставляли нести этот смысл таким извращенным способом, что сознание многих из нас просто не подлежит восстановлению. И это прекрасно!
Крылья, ноги и хвосты
3 минуты 54 секунды тотального психодела. Хотя казалось бы, ничто не предвещает: просто птицы находят некоторое количество вкусного и принимают взвешенное решение до него добраться.
ФРУ-89
Каждый советский ребенок просто обязан знать, что такое фрустрация. Потому что другим словом происходящее на экране не объяснить.
Контракт
Космическая сага про противостояние человека и его контракта под абсолютно неотразимые джазовые композиции. Тут есть рекламный упоротый робот, карающие сферы, мистер брутальность и неподкупность летающий Кубик Рубика. Смотрится все это настолько стильно, что современным хипстерам лучше не смотреть во избежании эстетического шока.
Спойлер: в итоге окажется, что все происходило в гигантском цветке.
Падал прошлогодний снег
Да, это банально, но без него никуда. Начнем с того, что повествование ведется от лица человека с запущенной стадией синдрома рассеянного внимания – рассказчик постоянно скачет с одной сюжетной линии на другую и забывает, на чем остановился. Что не портит общей картины – скорее даже помогает полностью погрузиться в атмосферу сюрреализма, царящего в сознании создателей.
Маловато будет!
Медвежуть
С фрустрацией было проще – там сразу дали понять, что к пониманию происходящего стремиться не стоит. Здесь же вы до последнего пытаетесь вникнуть в сюжет, и иногда вам даже кажется, что вы начинаете понимать. Но это ненадолго.
Успокаивать себя можно тем, что это всего лишь сны, которые видит медведь в своей теплой уютной кроватке.
Ух ты, говорящая рыба
Каждое творение киностудии «Арменфильм» – культурный памятник абсурду, сделанный так качественно, что совершенно не замечаешь своего собственного духовного роста.
Контакт
«Солярис» для детей в кратком изложении: инопланетный разум пытается взаимодействовать с земными организмами, принимая форму понятных им предметов. Рисовка в стиле The Beatles в полной мере дополняет картину.
Голубой щенок
Не знаем, есть ли здесь тот подтекст, который мульт обрел спустя 40 лет после своего создания. Но теперь он затрагивает глубокие проблемы дискриминации и угнетения.
Голубой, голубой, не хотим играть с тобой!
Свирепый Бамбр
Картина про управление гневом и сложности социальной адаптации агрессивного интроверта в мире обычных людей.
Кубик-рубик
Сборник абсолютно безумных короткометражек, столь же прекрасных по содержанию, сколь и по рисовке. Заяц с хвостиком пупочкой, который ищет сам себя, и двое виртуозных друзей, дающих незабываемые представления. Спорим, вы их помните, даже если видели всего раз, и было вам тогда совсем немного лет.
Икар и мудрецы
Волшебный и милый мультик про мечту. Про то, что что бы кто ни говорил, а все достижимо, надо только не сдаваться. И прикольные поговорки на латыни, которые вы сможете выучить вместе с его героями.
Чудовище
Одноглазое чудище живет в коммуналке со всякими разными соседями и все время мусорит своей чешуей. Ужасно трогательный и грустный мультфильм про терпимость и толерантность, а в детстве он был просто грустный, чего мы тогда понимали, рыбы глупые.
Чукотская сказка с чукотской музыкой про то, как мифическое существо похитило двух девочек. Страшненько и странненько.
Пиф-паф, ой-ой-ой
Что будет если «Вышел зайчик погулять» поставить в опере? Этот мультфильм.
Конфликт
Притча про войну, которую показали на пальцах (зачеркнуто) спичках. Натурально, со всем ужасом войны, какая бы сторона не оказалась круче.
Прямое попадание
Про игровые автоматы, виртуальную реальность (уж какая была) и то, что реальная реальность лучше. Ярко, динамично, музыкально, психоделично до краешка.
Перевал
После просмотра этого мультика не каждый решался прочитать оригинальную повесть Кира Булычёва. А она великолепна, одна из лучших работ автора.
Будет ласковый дождь
Мрачная и впечатляющая экранизация Рэя Бредбери. Показывая тленоту жизни «на западе», режиссер развернулся очень качественно.
Халиф Аист
Страшная-страшная сказка. Мы до сих пор её боимся!
Сундук
«То в дырочку, то в щелочку, то в странное отверстьице для маленьких жучков!». Чумовой веселый мультик с песней. Наши искренние рекомендации.
32 декабря
Этот мультик как-то 31 декабря крутили по центральному каналу какому-то. И теперь эта феерия, которую пели продукты, у нас в головах навсегда. Спасибо вам, товарищи мультипликаторы.
Шкатулка с секретом
Яркий и красочный мультик, который нарисовали в стиле знаменитой «Yellow Submarine», но про механическую музыкальную шкатулку пугал и пугает до сих пор. Невизрая на крайнюю нарядность. Особенно пугают тексты, которые поют даже там, где упаси их боженька петь.
Ёжик в тумане
Этот список немыслим без потрясающего «Ёжика в тумане» Юрия Норштейна. Короткометражка с почти монохромной картинкой покоряет неповторимой, загадочной атмосферой. Образы героев и сюжет каждый зритель трактует по-своему, но его обожают все. «Ёжик в тумане» собрал более 35 международных и всесоюзных премий, а в 2003 году его назвали лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.
На закуску ещё пять полюбившихся всем шедевров советской мультипликации:
В синем море, в белой пене
Один из лучших мультфильмов Роберта Саакянца. Мальчик и дедушка поймали в рыбные сети кувшин, а когда открыли его, то оказалось, что они освободили Владыку Моря.
Ишь ты, Масленица!
Рисованный мультфильм, созданный по мотивам сказки Ованеса Туманяна «Барекендан» – о бедняке, наказавшем богача за жадность.
Пластилиновая ворона
На создание мультфильма ушло около 800 кг советского пластилина, который из-за блёклых цветов пришлось раскрашивать красками. Невозможно смотреть и не подпрыгивать на месте в ритм зажигательной песенке о вороне.
Потец
Фильм, фильм, фильм
И на десерт. Он не страшный и веселый, но зато про наше любимое кино. Весь процесс, от сценария до премьеры. А как там дядю сбрасывали? Бедный дядя!
Психические расстройства и хтонические существа: 6 жутких мультфильмов времен перестройки
Перестройка и развал Советского Союза привели к серьезным переменам в культурной жизни. Значительное снижение градуса цензуры позволило кинематографистам смело показывать те стороны жизни, которые раньше оставались за кадром. Именно тогда отечественные аниматоры создали сюрреалистические творения, интересные и современному зрителю. Time Out вспоминает 6 мультфильмов той поры, отразивших пессимистичные настроения населения.
«Контракт» (1985, реж. Владимир Тарасов)
Мультфильм рассказывает о колонисте, который по приказу авторитетной фирмы прибывает на далекую планету. Она населена ужасными тварями, напоминающими средневековых демонов в духе картин Иеронима Босха. На этой вражеской территории он встречает разумного робота, присланного компанией-конкурентом — и постепенно неприязнь героев друг к другу перерастает в симпатию. Однако этим остаются недовольны главы их организаций, которые призывают колониста и робота прекратить всякое сотрудничество. Однако герои, невзирая на страх сурового наказания, отказываются подчиняться и продолжают работать сообща.
Ощущение тревоги от мультфильма о жестокости капитализма складывается благодаря его изобразительному решению — анимационный проект нарисован в красно-коричневых оттенках, напоминающих ржавчину. Это настроение также передается за счет музыкальной партитуры, в которой джазовые композиции переходят и хриплый голос бездушных машин.
«Банкет» (1986, реж. Гарри Бардин)
На первый взгляд в этом анимационном фильме нет ничего жуткого: несколько человек собрались отпраздновать день рождения товарища. Их стол ломится от яств, а спиртное льется рекой — картина достатка и счастья.
Однако Бардин показывает, как под влиянием алкоголя диалоги людей утрачивают смысл и связность, как они теряют самообладание, а вместе с ним и человеческий облик. Неслучайно сами герои остаются невидимками, а их хлесткие портреты создаются через «говорящие» детали вроде очков, салфеток и манеры речи. За тарелками и рюмками они позабыли о главном в жизни, растворились в пошлости. В финале сатирическая зарисовка поднимается до масштабов трагедии о гибели семьи и личности.
«Фру-89» (1989, реж. Иван Максимов)
Описывать происходящее в этом мультфильме — дело бессмысленное, ведь его нужно прочувствовать каждому самостоятельно. Можно выделить лишь несколько элементов фабулы: щенок воет на луну, которая падает в гигантскую мясорубку, а затем из механизма наружу вместо фарша выходят искалеченные существа. На протяжении всего сюрреалистичного фильма Максимов показывает причудливые трансформации тел странных героев, держащих свой путь в небытие.
Название основано на краткой форме слова «фрустрация», описывающего состояние подавленных потребностей. Если смотреть на мультфильм через это понятие, то можно обнаружить в происходящем как аллегорию на политические процессы, так и изображение жизненных циклов — от рождения до смерти.
«Его жена курица» (1990, реж. Игорь Ковалев)
Психоделический мультфильм Игоря Ковалева, более известного по забавному мультфильму «Крылья, ноги и хвосты», рассказывает о семье серолицего, пассивного мужика-увальня. Компанию ему составляет супруга-мещанка, которая, погрузившись в заботу о суженном, превратилась в наседку, и странный домашний питомец-червь с человеческой головой. В их бездуховный и закономерный, как шахматная партия, мир врывается таинственный господин с ехидной улыбкой. Мужчина разрушает иллюзии супругов об их уродливом подобии семейной идиллии.
Гнетущее впечатление производит не только тусклое цветовое решение мультфильма, отсутствие связной речи и нарочито небрежная техника анимации, но и обилие образов и символов, наталкивающих на размышления о дисфункциональности семьи и психических патологиях героев.
«Аменция» (1990, реж. Сергей Айнутдинов)
Мрачная притча о жестокости «Аменция» — первая часть трехсерийного анимационного фильма «Абман зрения». Как в случае и с «Фру-89», в названии указано понятие, задающее вектор развития сюжета. Аменция обозначает бессвязность сознания, сопровождающуюся утратой ориентира во времени и пространстве.
«Потец» (1992, реж. Александр Федулов)
Легендарный анимационный фильм, по слухам, в 90-е годы показали по телевизору вместе с «детскими» мультиками, чем напугали маленьких телезрителей. Суть истории укладывается в одном предложении: трое сыновей, стоя у смертного одра их отца, пытаются узнать, что обозначает слово «потец». Старик дает им уклончивые ответы, и дети продолжают раз за разом повторять свой вопрос.
Казалось бы, подобной фабулы достаточно, чтобы вселить в зрителя ужас, но авторы мультфильма добавили пугающий изобразительный ряд. Небольшой деревянный дом героев с красным полом и старой скамьей становится моделью целого мира, а голова седобородого отца свободно отлетает от тела и парит под потолком. В это время его сыновья, напоминающие стариков с детскими телами, никак не могут дождаться ответа.
Советские мультфильмы, ломающие психику зрителя (27 фото)
Принято считать, что все советские мультфильмы пронизаны глубоким моральным и философским смыслом. В общем-то, это так, но некоторые мультики настолько необычны и оригинальны, что до сих пор вызывают споры.
Одни из этих мультфильмов полны юмора, другие имеют глубоких смысл, переворачивающий сознание зрителя, третьи так и остаются загадкой: мы не понимали их смысла в детстве, и с годами мало что изменилось… После их просмотра мозг зрителя зависал, а то и вовсе ломался на какое-то время, и появлялись мысли «А не пора ли мне к психиатру?». Но несмотря на всю свою странность, мультфильмы, созданные в конце ХХ века мультипликаторами с богатым и глубоким внутренним миром, дарят нам яркие эмоции и по сей день.
ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ (1976 г.)
Яркий и красочный, этот мультфильм, тем не менее, пугает до сих пор. Несуразные и непропорциональные персонажи, поющие колокольчики, много геометрических фигур, всё мельтешит и сверкает. Интересующийся устройством шкатулки мальчик попадает внутрь, в дикую феерию из составных частей шкатулки, которые бегают, прыгают и поют. Страха при просмотре добавляют и тексты, особенно там, где они вообще не к месту.
ИКАР И МУДРЕЦЫ (1976 г.)
Это – мультфильм-притча, и как в любой притче, в нем, конечно, тоже есть смысл и мораль, но вот какие. Волшебный и милый мультик про мечту любителям психоделических сюжетов «со специальным смыслом». С карикатурными персонажами, странной графикой и анимацией. Зато в нем есть прикольные поговорки на латыни, которые можно выучить во время просмотра.
ГОЛУБОЙ ЩЕНОК (1976 г.)
Спустя 40 лет после своего создания мультфильм обрел совсем не тот подтекст, что вкладывали в него создатели. Но благодаря этому изменились и история щенка, и эмоциональный отклик в душах зрителей…
КОНТАКТ (1978 г.)
Этот мультфильм тоже из разряда психоделических. Впечатляющие, непривычные картинки, да еще под сопровождение мелодии из «Крестного отца», вызывают по телу мурашки, как от просмотра фильма ужасов.
Если смотреть этот мультфильм в солидном возрасте – то более-менее становится понятно, что к чему. А вот своим детям до определенного возраста я его не показывал.
ПИФ-ПАФ, ОЙ-ОЙ-ОЙ (1980 г.)
По сути, авторы мультфильма просто представили зрителю разножанровые театральные постановки считалочки «Вышел зайчик погулять», поэтому искать в этом мультике смысл – занятие безнадежное. Но зато он полон непревзойдённого юмора от своих создателей, а прекрасная музыка и чудесная озвучка добавляют ему шедевральности.
Благодаря этому мультику многие из нас весело и непринужденно научились видеть разницу между оперой, театральной драмой, опереттой, детским утренником и экспериментальной постановкой со всеми их нелепостями и штампами.
ПАДАЛ ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГ (1983 г.)
Этот мультфильм тоже вполне может послужить основой для написания не одной диссертации по психиатрии. Хотя бы потому, что рассказчик, судя по тому, что он видит – страдает шизофренией, отягощенной синдромом рассеянного внимания, причем в запущенной стадии. Он постоянно теряет нить повествования, забывает, на чем остановился, и перескакивает с одной сюжетной линии на другую. В общем, зритель вместе с главным героем погружается в полный абсурд, особенно в очень сумбурном начале. Но это так увлекательно!
УХ ТЫ, ГОВОРЯЩАЯ РЫБА (1983 г.)
Каждое творение киностудии «Арменфильм» – культурный памятник абсурду, сделанный так качественно, что совершенно не замечаешь своего собственного духовного роста. Интересно и при этом даже представить, что происходит в головах у создателей таких мультфильмов. Чего стоит один только образ Большого Эээх!
В СИНЕМ МОРЕ, В БЕЛОЙ ПЕНЕ (1984 г.)
Один из лучших мультфильмов Роберта Саакянца, вполне соответствующий построенным на абсурде мультфильмам все той же киностудии «Арменфильм». Очень колоритные монстры. Знал ли создатель, что девы с лицом Русалки и губами на пол-лица, будут так распространены через каких-то 30 лет? Вряд ли… Но вопрос о том, что происходит в головах создателей таких мультиков, остается открытым…
КРЫЛЬЯ, НОГИ И ХВОСТЫ (1985 г.)
Разлетевшийся на цитаты мультфильм. Причем начало ничего этакого не предвещает: подумаешь, птицы нашли что-то вкусное и решили это съесть! А уже через минуту зритель окунается с головой в тотальную психоделику. От моментального попадания в дурдом зрителя спасает только бесконечный юмор мультфильма.
Этот мультик – бездонная кладовая идей для выступлений всяких новомодных коучей, если взять за основу образ страуса, которого все норовили переучить под себя.
ИШЬ ТЫ, МАСЛЕНИЦА! (1985 г.)
Один из серии мультфильмов про находчивого мальчика, известный более всего. Сюжет взят из сказки национального поэта Армении Ованеса Туманяна «Барекендан». Рука армянских мультипликаторов видна очень чётко – в образах, озвучке, музыке, персонажах. И, как и всегда, присутствует глубокая мораль.
В детстве мне этот мультфильм не казался смешным, зато теперь, с годами, смеюсь все больше, но все больше с оттенком грусти – многое из мультика, что было непонятным, стало реальностью.
КУБИК-РУБИК (1985 г.)
Чудесный сборник абсолютно безумных короткометражек под песню Григория Гладкова о том, что все можно найти в коробке с карандашами. Мультфильмы прекрасны и по содержанию, и по рисовке. Милый кот-страшилка, заяц с хвостиком пупочкой, который ищет сам себя, и двое виртуозных друзей, дающих незабываемые представления…
Особенно мне нравится история про зайца, то ли полного дурачка, то ли наоборот – очень мудрого, помогающего незадачливым охотникам искать самого себя. Честно говоря, я все детство ломал себе голову над вопросом: «А почему заяц-то не знает, что он и есть заяц?!»
КОНТРАКТ (1985 г.)
Подарок для эстетов, со своеобразным юмором в сюжете и в идее. Космическая сага про противостояние человека и его контракта под абсолютно неотразимые джазовые композиции.
Сегодня же рекламный упоротый робот, летающий Кубик Рубика – «мистер брутальность и неподкупность», карающие сферы смотрятся очень стильно. А вот хипстеры могут испытать при просмотре эстетический шок!
СУНДУК (1986 г.)
«То в дырочку, то в щелочку, то в странное отверстьице для маленьких жучков!». Из нехитрого, на первый взгляд, сюжета и примитивной, в общем-то, техники авторы сделали чумовой веселый юмор абсурда, да еще и с бодрящими песнями.
Мультфильм был создан режиссёром Юлианом Калишером по сценарию Юрия Коваля, написанному по собственным песням. Наверное, именно поэтому он отлично передает настроения второй половины 80-х и несет сразу много смыслов, зашифрованных один в другом.
ПРЯМОЕ ПОПАДАНИЕ (1987 г.)
В то время все выглядело довольно невинно: мальчик играет, стреляет по мишеням и воображает себя то летчиком, то спортсменом. Главный посыл мультфильма – зависимость от виртуальных игр и уход от реальности – дойдет до зрителя много позже, когда игровые приставки и компьютеры появятся в каждом доме.
Что интересно, этот мультфильм дети и сегодня смотрят с огромным удовольствием – особенно мальчишки, ведь танки, стрелялки, гонялки, виртуальные игры – это их всё и есть!
Яркий, динамичный, музыкальный и психоделичный мультик.
ПЕРЕВАЛ (1988 г.)
После просмотра этого мультика одни сразу бежали в библиотеки и искали оригинальную повесть Кира Булычёва, другие раз и навсегда решили для себя, что читать ее – слишком страшно. Эта та самая фантастика, которая не теряет актуальности даже по прошествии десятилетий – она интересна и сегодня.
Сам мультфильм воспринимается как полноценный философский фильм. Фантастический и психоделический шедевр советских аниматоров. А в целом – довольно-таки мрачная история…
МЕДВЕЖУТЬ (1988 г.)
Он про сны медведя, которому мешает спать комар.
Не понимая, что смысла в этом мультфильме нет, вы до последнего пытаетесь вникнуть в сюжет, и иногда вам даже кажется, что вы начинаете понимать. Но потом оказывается, что вы опять ничего не понимаете. Хотя в нем и есть немного философских и психологических аспектов человеческой жизни. И даже каждый из трех снов медведя целостен и логически завершен.
Но от этого понимания происходящего на экране больше не становится… Арт-хаус – он такой арт-хаус.
32 ДЕКАБРЯ (1988 г.)
Стоило однажды показать этот мультфильм по центральному каналу 31 декабря, и с тех пор продуктовая поющая феерия не выходит из голов видевших ее.
А вообще – это самый необычный и лучший мультик про Новый Год – талантливый, оригинальный и рок-н-рольный! Как раз в настроение праздника.
Правда, немного грустный. Потому что плохо это, друзья – ругаться накануне праздника! История какая-нибудь обязательно выйдет неприятная!
Зато какой там Кот!
СВИРЕПЫЙ БАМБР (1988 г.)
Бамбр – это такой агрессивный интроверт в мире обычных людей, испытывающий сложности социальной адаптации и проблемы с управлением гневом.
Смешно подумать, что раньше лохматое существо из мультика «Свирепый Бамбр» могло хоть кого-то напугать. Но не всегда то, на что смотришь со страхом, на самом деле страшное. Хотя мне и в детстве Бамбр казался милым.
ФРУ-89 (1989 г.)
Это как раз то самое, что просто необходимо знать каждому ребенку! При том, что мультфильм неоднократно фигурировал в списках самых пугающих и психоделических советских мультфильмов.
Чего только стоят сюрреалистические существа из видений щенка! Эгоизм и жестокая конкуренция, да еще под давящую психоделическую музыку, будто наполненную страхами и болью.
Многое в мультфильме объясняет один интересный факт. Если многие мультфильмы просто похожих на зарисовки пациентов психиатрических больниц и постояльцев реабилитационных лечебниц, то здесь это – истинная правда: все существа, которые показаны в мультфильме, придуманы психически больными людьми.
МЕДВЕДЬ – ЛИПОВАЯ НОГА (1990 г.)
Еще один из анимационных экспериментов 90-х. Некоторые называют его зоотриллер. Наверное, он это самое и есть. Да еще и с отсылкой к арт-хаусу.
Живет себе спокойно рядом с лесом семья – дед, бабка и младенец. Но вот заявляется к ним медведь, который решил уйти уходит от зверей к людям, и пожалуйста – сразу возникает конфликт сторон. И концовочка замечательная: словно палач в судный день, медведь возвращается, чтобы отомстить за свою утраченную лапу.
ЕГО ЖЕНА КУРИЦА (1990 г.)
Мультфильм явно неоднозначный, на любителя, и подойдёт по вкусу далеко не каждому.
И поймет его каждый по-своему, потому что он состоит из множества образов, метафор и аллегорий, которые все прочтут по-разному.
На экране происходит откровенный сюрреализм, явно читается сексуальный подтекст (демонстрация фаллических символов занимает практически минуту экранного времени).
На одном из сайтов есть вот такое профессиональное мнение об этом мультфильме: «очень высоко ценится в профессиональной среде аниматоров как выдающийся образец шизофреническо-сюрреалистической анимации, наполненный под завязку психологической символикой».
По-моему, это лучшая рекомендация к просмотру, но уже без поисков скрытых смыслов и идей!
ЧУДОВИЩЕ (1990 г.)
Невероятно актуальный на сегодняшний день мультфильм про «вирус-квартирус».
В полупустой комнате в коммуналке со всякими разными соседями безобидно живет непонятное чудовище, которое мусорит своей чешуей и развлекается всякими шалостями. Но вот в его комнату въезжает новая хозяйка, которая хочет навести свои порядки и круто изменить сложившуюся жизнь квартиры.
В детстве этот мультик казался мне невероятно грустным, но я не понимал, почему именно. Сейчас понимаю – потому что это честная и откровенная история о том, что все мы иногда – чудовища, уставшие от одиночества, непонимания и нетерпимости к другим.
ГОСТЬЯ (1991 г.)
Абсурдная комедия режиссёра Анатолия Солина, социальная сатира на грани стёба как над несостоятельными идеями перестроечной власти, так и над менталитетом народа.
Хотя действие мультфильма разворачивается в 20-х годах прошлого столетия в одной бедной деревушке, где Советская власть полным ходом устанавливает свои порядки, легко узнать перестроечное состояние страны, с её противоречиями и проблемами. Обстановка в деревне оставляет желать лучшего: везде грязь, агитационные плакаты и покосившиеся избушки. В одной из таких и живут герои мультфильма – дед с бабкой.
НА КРАЮ ЗЕМЛИ (1998 г.)
Этот фильм – один из немногих, в которых важен “сам процесс”, а не концовка. Несмотря на то, что весь мультик происходит на одной локации, но ей удается вместить себя столько событий и персонажей, что скучать не приходится. Герои мультика Константина Бронзита – бабка «Ой-ой!», дед, квадратная корова Машка, пес и кот – живут в плоской реальности и постоянно балансируют на вершине горы.
В апреле 2020 года Константин Бронзит, перейдя на удаленку, заставил и своих персонажей строго соблюдать режим самоизоляции. В нем главные герои фильма не покидают свой необычный тесный домик.
Надо сказать, что этими мультфильмами для меня не ограничивается ряд странноватых анимационных работ отечественного производства. Я бы дополнил этот свой список еще такими, например, как «Диалог. Крот и яйцо» (1987 г.), «Лень» (1979 г.), «Бескрылый гусёнок» (1987 г.), «Страсти-мордасти» (1991 г.), «Вампиры Геоны» (1991—1992 г.), «Здесь могут водиться тигры» (1989 г.).
Есть еще, конечно, и откровенно страшные, мрачные и не оставляющие надежды мультфильмы, но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз.