в чем смысл финала ревизора
Сочинение: В чем смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?
Сочинение: В чем смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? 23.06.201223.06.2012 Aeon
В чем смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?
Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» — новаторское произведение. Она отличается оригинальностью конфликта, носящего социально-философский характер; многообразием персонажей, каждый из которых резко индивидуализирован и в то же время типичен; комизмом, основанным не на избитых водевильных ситуациях, а на характерах и поступках героев. Наконец, композиция комедии также является художественным открытием драматурга.
В композиции и выявлении идейного смысла произведения важнейшую роль выполняет заключительная немая сцена.
На ее особое значение указывал сам автор в «Замечаниях для господ актеров»: «Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект».
Какую же композиционную функцию выполняет немая сцена? Она замыкает действие в кольцо: сообщение, сделанное в первой реплике городничего: «…к нам едет ревизор» — только сейчас получает истинное подтверждение: всё предыдущее действие было связано с ревизором мнимым. Тем самым не только для героев комедии, но и для зрителей произведение обретает трагический пафос: комедия превращается в трагедию. И дело не только в том, что теперь-то настоящий ревизор наведет порядок и восстановит справедливость. Об этом можно только догадываться. Не исключено, что он окажется немногим лучше Хлестакова. Именно такую трактовку дал кинорежиссер Леонид Гайдай в экранизации «Ревизора», получившей название «Инкогнито из Петербурга». Там при известии о настоящем ревизоре чиновники переглядываются между собой и роются в бумажниках в поисках новых купюр для взяток.
Истинный трагизм немой сцены, распространяемый на общую идею произведения, раскрывается в пояснениях автора, сделанных им в драматическом этюде «Развязка «Ревизора»: «Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по именному высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой, да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть всё, что ни есть в нас, настоящего ревизора, не подложного!»
Таким образом, немая сцена возводится писателем в прообраз Страшного Суда, ожидающего каждого человека в конце его жизни — суда строгого и неподкупного. Одним из любимых живописных полотен Гоголя была картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». На ней изображены искаженные предсмертным страданием лица гибнущих людей. И хотя живопись искусство молчаливое — зритель как будто слышит их вопль ужаса. Таким же немым криком можно считать и финальную сцену «Ревизора».
Николай Васильевич Гоголь был не только выдающимся сатириком, но и христианским моралистом. В финальной немой сцене заключительное обобщение писатель выводит за рамки изображенных им событий и делает символом неизбежной расплаты за земные грехи перед тем, кто будет судить все наши поступки по окончании нашего земного пути. Призыв к раскаянию и улучшению нравов — вот нравственный пафос комедии, который придает гениальному произведению Гоголя вневременной и отнюдь не комедийный смысл.
Роль немой сцены в комедии Николая Василевича Гоголя «Ревизор»
Финал комедии Гоголя — очень необычный приём для русской классики, вызвавшее в свое время массовый интерес читателей. Почему же?
Значение немой сцены
Произведение Гоголя новаторское для русской драматургии, так как в центре впервые стоит проблема общественного конфликта, а не любовного. Необходимо разобраться, в чём суть и роль немой сцены в данном произведении. Но для начала стоит кратко рассказать о самой комедии.
Комедия «Ревизор» повествует о некоем городе N, где живут не слишком добросовестные чиновники и городничий. И вот однажды до них доходит слух, что в скором времени в их городок должен прибыть ревизор. Эта новость вызывает волнение героев, ведь они все «нечисты на руку» на своей службе. И, естественно, они собираются это скрыть, поэтому начинают тщательно готовиться к его приезду. Автор посмеивается над своими героями, которые в попытках выгородить себя и свои огрехи в деятельности ведут себя до крайности нелепо. Вот только смех этот нисколько не весёлый, а скорее грустный и горький.
Немая сцена в конце комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» — это своего рода кульминационный момент.
Эта сцена не зря является финальной, таким образом, она вызывает настоящую бурю эмоций. Здесь всех чиновников Гоголь собирает в одном месте, чтобы как следует встряхнуть их. Чиновники наконец узнают, что Хлестаков, которого они поначалу приняли за ревизора, таковым не является. О прибытии в город настоящего ревизора объявляет жандарм. После его слов герои комедии в буквальном смысле застывают.
Автор не один раз упоминает об их «каменном» состоянии. Так, с маской изумления на лице и без движения, они и стоят до момента опускания занавеса.
Очень интересно, что именно так заканчивается комедия. Именно в этом смысл финальной сцены «Ревизора».
Как громом пораженные
Что же именно выражает их застывшее состояние? Они одновременно возмущены и унижены известием, которое принёс им жандарм. Ведь чиновники и жители так прекрасно играли свою роль, так чисто скрывали свои служебные «грешки», а теперь выходит, что всё зря. Не перед тем человеком они разыгрывали актёрскую драму. Не перед тем старались. Слепо пытаясь угодить хитрому и гадкому Хлестакову, они даже не удосужились вникнуть в ситуацию. Они не смогли разглядеть обмана за пеленой собственной лживости, которая заслонила им глаза.
Еще большее разочарование их постигает, когда они осознают, что настоящего ревизора они не провели. Он-то всё видел и знает. Все их нарушения по службе у него были как на ладони. Они потрясены своей глупостью и наивностью, которые помешали им разглядеть в Хлестакове вруна. Также они осознают, что понесут за все свои ошибки и глупости наказание, а отомстить за это Хлестакову, увы, уже не смогут, ведь он уехал.
Это последнее действие играет очень важную роль в комедии, сам автор уделяет ей много внимания. Сцена является кульминацией, а также самой обсуждаемой в среде литературных критиков и читателей. В этой сцене герои буквально застывают, настолько сильно их потрясло известие о прибытии ревизора. Гоголь пишет: «Произнесенные слова поражают всех как громом… вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении».
Именно здесь читатель и зритель могут разглядеть каждого героя, они раскрываются перед ними. Все вместе сейчас они представляют весьма выразительную и живописную картину. Вот какой смысл заключен в немой сцене «Ревизора». Рассмотреть застывших героев.
Этот финал иллюстрирует возмущение, разочарование и негодование героев. Это и есть значение немой сцены в комедии «Ревизор»: персонажи впервые понимают, как глупо себя вели все это время, и испытывают чувство стыда.
Вот только стыдно им не за своё поведение и обман, а за глупость, из-за которой обманывали они не того человека. Если бы у них была возможность, они с радостью разыграли комедию и перед тем, кем было нужно.
Та самая «Пауза»
Роль немой сцены в «Ревизоре» в том, чтобы позволить читателю обдумать все события, о которых рассказывал автор. Последнее действие комедии — «пауза», которая так необходима. Минутка на то, чтобы позволить людям поразмышлять. Гоголь говорил, что конец постановки комедии выражает идею «закона». Это финальное действие — оно предвещает грядущее возмездие. Это то самое значение немой сцены в «Ревизоре», которое так упорно ищут литературные критики.
Смысл открытого финала по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.)
Н. В. Гоголь – выдающийся русский писатель – в пьесе “Ревизор” оставляет финал открытым, тем самым предоставляя читателям (зрителям) возможность не только продумать последующую судьбу персонажей, но и разглядеть в героях, застывших в характеризующих их позах, самих себя с индивидуальными для каждого пороками.
Последнее явление комедии уже в своем начале содержит авторскую попытку вывести главную идею “Ревизора” – высмеивание людских недостатков на примере чиновничества – за пределы произведения. Появление безликого
В ремарке автор сравнивает это известие с могущественным природным явлением: “произнесенные слова поражают как громом всех”. Создается впечатление божественной природы наказания.
Той же идеей руководствовался Гоголь, выбирая в качестве эпиграфа для произведения народную пословицу:
Немая сцена продумана Н. В. Гоголем как галерея персонажей – выставка пороков. Неестественные и комичные позы героев выражают общее настроение собравшихся людей – ужас перед грядущим судом.
Городничий, представленный автором в первой ремарке пьесы как “очень неглупый по-своему человек, хотя и взяточник” замирает “в виде столба с распростертыми руками и закинутой назад головою”. Главный мошенник города как будто вопрошает у бога, почему именно он оказался в самом невыгодном положении: увидел в “пустышке” Хлестакове не только ревизора, но и удачную партию для своей дочери. Драматург насмехается над героем, лицемерно ожидающим равной для себя участи, хотя ранее претендовал на бОльшие привилегии. Доказательством тому становится описание автором и относящегося к семейству городничего выражения лица трех дам (“самое сатирическое”), и “едкого намека” Коробкина.
Может ли Антон Антонович, глава семейства, постоять за свою жену и дочь, чье отмеченное автором “устремление движением всего тела” в последнем эпизоде можно истолковать как просьбу о защите?
С иронией Гоголь описывает позу провинциальных кокеток: дамы сами себе противоречат, обращаясь к простому по их понятиям человеку, когда недавно они смотрели на окружающих свысока (“ведь не всякой же мелюзге оказывать покровительство”).
Остальные позы персонажей в последнем эпизоде также являются приемом создания автором образов героев, также вызывают “горький смех”: чрезмерно любопытный почтмейстер в форме вопросительного знака, “потерявшийся самым невинным образом” трусливый Лука Лукич, толстый человек и тонкий плут Земляника, прислушивающийся, чтоб позднее удачно извернуться, подчеркивающий значимость своих мыслей выразительной позой Ляпкин-Тяпкин, почти во всем созвучные Бобчинский и Добчинский, выпучившие глаза, разинувшие рты и кинувшиеся друг к другу в объятия.
Так через позы Гоголь, отказываясь от реплик для персонажей, раскрывает суть каждого героя, высмеивает его. Длительность же немой сцены (1,5 минуты) позволяет зрителю обратить внимание на схожесть того или иного образа со сцены с собою, предположить дальнейшую судьбу этого типа человека и познать простую истину: каждый поступок требует ответа.
Related posts:
Смысл открытого финала по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.)
Н.В.Гоголь – выдающийся русский писатель – в пьесе «Ревизор» оставляет финал открытым, тем самым предоставляя читателям (зрителям) возможность не только продумать последующую судьбу персонажей, но и разглядеть в героях, застывших в характеризующих их позах, самих себя с индивидуальными для каждого пороками.
В ремарке автор сравнивает это известие с могущественным природным явлением: «произнесённые слова поражают как громом всех». Создаётся впечатление божественной природы наказания.
Немая сцена продумана Н.В.Гоголем как галерея персонажей – выставка пороков. Неестественные и комичные позы героев выражают общее настроение собравшихся людей – ужас перед грядущим судом.
Городничий, представленный автором в первой ремарке пьесы как «очень неглупый по-своему человек, хотя и взяточник» замирает «в виде столба с распростёртыми руками и закинутой назад головою». Главный мошенник города как будто вопрошает у бога, почему именно он оказался в самом невыгодном положении: увидел в «пустышке» Хлестакове не только ревизора, но и удачную партию для своей дочери. Драматург насмехается над героем, лицемерно ожидающим равной для себя участи, хотя ранее претендовал на бОльшие привилегии. Доказательством тому становится описание автором и относящегося к семейству городничего выражения лица трёх дам («самое сатирическое»), и «едкого намёка» Коробкина. Может ли Антон Антонович, глава семейства, постоять за свою жену и дочь, чьё отмеченное автором «устремление движением всего тела» в последнем эпизоде можно истолковать как просьбу о защите?
С иронией Гоголь описывает позу провинциальных кокеток: дамы сами себе противоречат, обращаясь к простому по их понятиям человеку, когда недавно они смотрели на окружающих свысока («ведь не всякой же мелюзге оказывать покровительство»).
Остальные позы персонажей в последнем эпизоде также являются приёмом создания автором образов героев, также вызывают «горький смех»: чрезмерно любопытный почтмейстер в форме вопросительного знака, «потерявшийся самым невинным образом» трусливый Лука Лукич, толстый человек и тонкий плут Земляника, прислушивающийся, чтоб позднее удачно извернуться, подчеркивающий значимость своих мыслей выразительной позой Ляпкин-Тяпкин, почти во всём созвучные Бобчинский и Добчинский, выпучившие глаза, разинувшие рты и кинувшиеся друг к другу в объятия.
Так через позы Гоголь, отказываясь от реплик для персонажей, раскрывает суть каждого героя, высмеивает его. Длительность же немой сцены (1, 5 минуты) позволяет зрителю обратить внимание на схожесть того или иного образа со сцены с собою, предположить дальнейшую судьбу этого типа человека и познать простую истину: каждый поступок требует ответа.
Анализ финала комедии Гоголя «Ревизор»
/ В.Г. Белинский о Гоголе/
Приход купцов усиливает волнение грубых страстей городничего: из животной радости он переходит в животную злобу. Сначала хочет говорить тихо, с сосредоточенной яростию и злобною ирониею; но животная натура не дает ему выдержать этой роли: власть над собою принадлежит только образованным людям; он постепенно приходит в большую и большую ярость и разражается ругательствами. Он пересчитывает Абдулину свои благодеяния, то есть напоминает случаи, где они вместе казну обкрадывали. Купцы являются теми же купцами: они низко кланяются, низко подличают. Великодушный городничий смягчается, но на условии, чтобы «засусленные бороды, аршиннпки, самоварники, протоканалии и архибестии» не думали «отбояриться от него каким-нибудь балычком или головою сахара», ибо-де «он выдает дочку свою не за какого-нибудь дворянина».
Начинают сбираться гости. Городничий снова в своем петушьем величии. Перед ним все подличают, как перед знатною особою; поздравляют вслух с «необыкновенным благополучием» и ругают вполголоса. Городничиха, как и с самого начала пятого акта, играет роль случайной дамы, которая, однако, нисколько не удивлена своим счастием, как по праву принадлежащим ее достоинствам и как давно привычным ей. Она показывает, что равнодушна к нему. Но устарелая кокетка берет верх над знатною дамою: она почти оспоривает жениха у своей дочери. Входит простодушный почтмейстер и пренаивно открывает всем глаза насчет мнимого ревизора, доказав очевидно, что он «и не уполномоченный и не особа».
► Читайте также характеристики героев комедии Гоголя «Ревизор»: