в чем смысл фильма живой с чадовым
Живой (2006)
2006. Россия. 98 минут.
Жанр: драма / мистика.
Режиссер: Александр Велединский.
Сценарий: Игорь Порублев, Александр Велединский.
Оператор: Павел Игнатов.
Композитор: Алексей П.Зубарев.
В главных ролях: Андрей Чадов.
В ролях: Алексей Чадов, Максим Лагашкин, Владимир Епифанцев.
Награды:
2006 — Приз им. Г.Горина за лучший сценарий, Приз гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую режиссуру, Гран-При фестиваля «Амурская осень»..
Не за горами кино, в котором все роли будут исполнять клоны Чадова. Даже женские, как в клипах Aphex Twin. Они будут чокаться гранеными стаканами, жать друг другу руки, задирать юбки, играть в классики, прятки, отпускать скупые мужские шутки, лазать по сопкам или кричать «Малкович? Малкович!». Когда тебя заставляют смотреть, как один Чадов в форме солдата разговаривает с другим Чадовым, уже в рясе священника, понимаешь, что за человека тебя не держат. Если бы Чадовых в кадре оказалось больше, получился бы либо отличный фильм ужасов, либо гротесковая комедия, а так. А так вышел солдатский православный артхаус с элементами чернухи, который по зубам только людям, хлопающим друг друга по плечу и протяжно завывающим «Ээээх, братаныыы».
Молодой парень Кир, ушедший служить в Чечню, чтобы заработать на свадьбу, возвращается домой. Без ноги, зато с появившимися с того света двумя друзьями, которых видит только он, пьяные, дети и солист группы «Сплин». Впрочем, появляются они не просто так — ребята служат своеобразной совестью Кира, зарубившего человека сразу по возвращении. «Живой» то скатывается в сельский мрачняк, демонстрируя сцены, в которых прут разных женщин, то с незамысловатым юмором раскрывает тему воображаемого друга, то берет печальную ноту, поддерживаемую дембельскими песнями. Троица парней странствует, пока солдаты-привидения не исчезают, оставляя Кира наедине с необходимостью покаяться и осознать свои ошибки. Вместе со случайно подвернувшимся священником он именно этим и займется.
Для трагикомедии режиссер слишком прогибается под примитивного зрителя. Это не дает получить удовольствие от редких удачных моментов и препятствует воздействию печальных. Как и многие отечественные фильмы, «Живой» оперирует общечеловеческими ценностями, низводя их до скотского уровня; трактует любовь, дружбу, покаяние, сожаление способом, принятым у людей с бедным воображением и низкой культурой. Единственный просвет — это троица, едущая в неведомое под «Дурачка» Егора Летова. Под очень простые слова об ищущем правду дурачине происходящее приобрело смысл, и он давал надежду на то, что действие перестанет скакать с солдафонского веселья и «бесхитростной мужской дружбы» на беспросветную тоску «русского человека». Но нет — драматизм измеряется исключительно количеством дрейфующих через экран стаканов, пошлые и простые шутки достали еще после последних, похожих друг на друга фильмов про войну, а дополнительно Велединский умудрился опростить и изуродовать православную идею. Дешевый символизм с надкусанным яблоком, висящим на ветке, и драка священника и солдата, отрицающего Бога (обоих при этом играют Чадовы), — это перебор. Вспоминается анекдот про «кадилом ебну». Для драмы — несерьезно, для трэша — недостаточно энергично.
Резюмируя, хочу добавить, что «Живой» — дурацкое зрелище, более подходящее на роль мишени для шуток, чем объекта рецензирования. Нельзя не отметить желание разнообразить поток кинопродукции своеобразным фильмом, но «Живой» в этом плане, скорее, мертвый.
Если бы не геморрой (похоже, уже пожизненный) с Чечней, то фильм Александра Велединского получился бы мистической трагикомедией на постпоствоенную тематику, чисто жанровой картиной, русским гибридом «Привидения» и «Лестницы Якова». Но слишком уж живо воспринимаются события, происходящие в фильме. К тому же режиссер и сценарист Александр Велединский (его перу принадлежит сценарий сериала «Бригада») всегда тяготел к жанровому, массовому кинематографу, но при этом имел определенные запросы и в сфере элитарного кино. Фильм «Живой» застревает где-то посередине, не дотягивая ни до того, ни до другого, не говоря уже о том, чтобы охватить все разом, да так, чтоб при просмотре душа сперва свернулась, а потом развернулась. Достаточное количество чернушки разбодяживается незамысловатым, но крепким юморком, укрепляется настоящей пацанской дружбой, а благодаря не всегда внятной, но все же интриге, не позволяет превратиться фильму в социальную зарисовку. При просмотре все же возникает легкое чувство «дежа вю»: и идти бы Кириллу, а вместе с ним и фильму, по стопам «Брата», если бы не кирилловы друзья-привидения и родной брат Андрея Чадова — Алексей, сыгравший роль отца Сергия (в отличие от сухоруковского бандита-отморозка). Юмористически-православные нотки оживляют фильм, а бросок батюшкой Кирилла через плечо — когда тот выбил у него из руки псалтирь — едва ль не заставляет аплодировать, настолько это напоминает боевитого пастора из «Живой мертвечины» Джексона. И правильно! Добро должно быть с кулаками. Вскоре после этой сцены Кирилл действительно обретает покой, а именно образ отца Сергия остается в памяти как наиболее живой из созданных в ленте образов.
Думаю, только у самого чопорного кеноклептомана не ёкнуло сердце в начале фильма «Живой», когда увечный герой Чадова, в ножном протезе вышел за пределы лечебницы. Ведь это выглядело натурально ремейком «Ноги», снятой покойным Никитой Тягуновым по рассказу Фолкнера с Охлобыстиным в главных ролях — Мартына и его ноги. Однако предвкушение быстро сошло на нет, как послевкусие медной проволоки и лелеемое томление духа сменилось недоумением.
Заранее заготовленные фразы про то, что мы живём на стыке эпох — в формуле-1 заканчивается кошмар под названием Михаил Шумахер, а в российском кино заканчивается кошмар под названием кино девяностых, таяли на языке и душа погружалась в апатию. Вдруг захотелось пива.
Режиссер так неплохо дебютировавший экранизацией прозы Лимонова принялся в новом кине с увлеченностью заправского постмодерниста тасовать отсылки на картины — «Нога», весёлые американские фильмы про привидения, какие-то нелепые порноаллюзии. И рождался вопрос: отсылки — хорошо, а самому-то, без костылей подняться слабо? Режиссёр не слышал и всё сыпал устами героев с экрана сальные шуточки на темы мочеполовой системы и межмочеполовых отношений. Призраки маялись от невозможности совершить коитус, зрители маялись от когнитивного диссонанса. Между тем всё явственной становилось, что режиссёр не имеет представления о чём ему снимать. Все поднятые в фильме темы неизменно сводилось к поднятому … впрочем, ладно.
Маята главного героя в беззубом исполнении Чадова не убеждала. Выглядело это ребячеством, словно пацаны в детском саду пытаются разыграть серьёзную мужскую карту. Дурашливые призраки только усиливали впечатление несостоятельности. Иногда казалось, что фильм выходит на твёрдые рельсы, но — нет — призраки отмачивали очередную остроту и только-только родившееся доверие к фильму вновь умирало. Фильм вполне можно было бы заменить парой песен Высоцкого, вроде «Только он не вернулся из боя». Зачем было тратить келометры плёнки на этот бездарный и ненужный видеоклип — не ясно.
Дембельский артхауз с элементами мистического триллера и еще какой-то поебени.
Сельский парень Кир отслужил в Чечне два года, а потом остался там еще на дополнительный контрактный срок. В результате, заработал хорошие деньги, но при этом потерял правую ногу, смысл жизни и двух лучших друзей. После этого с горя (в смысле, спьяну) зарезал своего циника-командира и довольный собой отправился в родную деревню к матери и невесте.
Став по дороге жертвой ДТП, Кир стал видеть мертвых. В том числе, повстречал своих погибших друзей. Двух амбалов с пулеметами и в белых маскхалатах, которые узнав, что он их видит, решили отныне путешествовать с ним вместе. С тех пор они так и странствуют — одноногий мальчик Кир и два мертвых десантника. (Важная деталь — на протяжении всего синопсиса за кадром должен звучать крутой музон Егора Летова)
Простой зритель не любит жанровое кино. Вестерны, фильмы ужасов и артхаус созданы вовсе не для него, а для людей с четным количеством извилин. Поэтому для простого зрителя есть только два жанра, которые он готов признать “реальными” — фильмы про бандитов и фильмы про войну. Если какой-нибудь режиссер хочет продвинуть в массы какую-нибудь оригинальную идею, то ему по любому нужно играть по правилам этих двух жанров.
… а в это время по Европе бродит призрак. Призрак Данилы Бодрова.
Ни свой, ни чужой. «Живой», режиссер Александр Велединский
Авторы сценария Игорь Порублев, Александр Велединский
Режиссер Александр Велединский
Оператор Павел Игнатов
Композитор Алексей П. Зубарев
Художники Эдуард Галкин, Сергей Тырин
В ролях: Андрей Чадов, Максим Лагашкин, Владимир Епифанцев, Ольга Арнтгольц, Виктория Смирнова, Алексей Чадов и другие
«Пигмалион Продакшн», кинокомпания «КВИД» при участии Федерального агентства по культуре и кинематографии
«Живой» оказался самым противоречивым и конфликтным фильмом Кинотавра-2006. По силе и актуальности предъявленной коллизии ему не было равных. Причем конфликтность фильма не только сюжетного, но и структурного свойства. Он резко, напрямую обнажил и задел слишком чувствительный нерв, чтобы выбиться в признанные, официальные лидеры. И, естественно, проиграл более комфортным и ожидаемым в идеологическом и художественном смысле картинам.
Сюжет классически прост. Кир (Андрей Чадов) вернулся из Чечни, где отслужил контрактником. Там он потерял ногу; два его боевых товарища, Игорь и Никич, погибли, спасая Кира.
Главный герой — классический невозвращенец, расшатывающий хлипкие границы между войной и миром, выставляющий на просвет, испытывающий на прочность зыбкое мирное время. Оно перед ним в неоплатном долгу, у него перед ним — неприкосновенное преимущество, в том числе и моральное. Мораль, дарованная войной, сокрушает, отменяет незакаленную мораль в миру, но и сама оказывается нежизнеспособной.
Абрис конфликта очень знаком. Уже был «Брат», затем «Мой сводный брат Франкенштейн» Тодоровского — неуверенная антитеза Балабанову. Первое впечатление, что «Живой» наследует именно Балабанову — и идейно, и стилистически. В Сочи даже называли фильм «Братом-3». Очевидное сходство в том, что Велединский полностью на стороне своего героя. Он делегирует ему психологическое право видеть мир в истинном свете — после чистилища, ада, мрака войны. В «Брате» это право искажалось, им злоупотребляли, превращая его в звериный закон выживания и хитро подкрепляя «презумпцией невиновности». Аутсайдер-герой возобновлял войну в мирном пространстве, разделение «свои-чужие» фетишизировалось и легко находило своих адептов и свои жертвы.
Велединский окликает войну как работу и обыденность, нисколько не приближаясь к фронтовой романтике и мужской поэтизации войны в духе, скажем, «9 роты». В фильме вообще смело и правдиво стерта грань между войной и миром, они уравнены в своем самостоянии. В «Живом» с войны не возвращаются не потому, что не к кому возвращаться и тут тебя никто ни ждет — ни семья, ни общество, ни государство, как это банально отыгрывалось во «Франкенштейне». И не потому, что война порождает «франкенштейнов», которым нет места в мире. Велединский обходится без этих трагических утешений. У него война — это билет в один конец, выбор и судьба, которые обнуляют предшествующую жизнь, отменяют будущую. И ставят — не по социальным, а по более глубинным причинам — человека вне социума.
Кардинальное отличие «Живого» от «Брата» в том, что его герой воюет с самим собой, с призраками — в символическом и буквальном смысле — собственного сознания. Эта внутренняя война дает о себе знать спонтанными всполохами — отчаянными, почти беспомощными попытками бунта, обреченного на поражение, от которого только страшнее и тяжелее (именно в таком ключе работает сцена с убийством офицера). Весь фильм Кир ходит один, находится в изоляции посреди выжженного, полупустынного пространства, сурового, беспощадного и убогого пейзажа. Герой со своим моральным превосходством тут лишний. Оно оказывается фиктивным (в этом тоже отличие от «Брата»), выливается в муки совести, которые начинают терзать Кира после совершенного им преступления. В отличие от Данилы Багрова, он беззащитен, уязвим и несет бремя вины — в первую очередь, перед погибшими товарищами. И потому, что выжил. А это бремя военным прошлым не искупается.
Призраки, духи, мертвые души, задержавшиеся на белом свете, — эта «метафизика» решена Велединским почти в картонном, шутовском стиле. В этом, кстати, еще одно существенное отличие от Балабанова, который Беккета ставит в соответствии с низкими представлениями о высокой философской литературе, а вечную историю про Данилу Багрова буквально втаптывает в обыденность. Велединский же примеряет низовую, безыскусную эстетику шаблонов и штампов к универсальному метафизическому сюжету. И его дешевая стилистика, деревянная метафизика могут показаться органичнее прихотливого эстетизма и лобового натурализма Балабанова. Это к вопросу об адекватности ремесленной формы глубинному содержанию, неожиданно — поперек здравому смыслу, но не здравым эмоциям — зацепившей в «Живом». В который раз профанная эстетика поразительно точно — наперекор всем правилам хорошего и даже дурного вкуса — совпала с нашей реальностью, да так, будто ничего другого мы не заслуживаем, ни на что другое не тянем. Реабилитировала ее по ту сторону привычного понимания, официальных смыслов и скомпрометированных, спекулятивных идеологий. Застраховала фильм от сентиментальности, надрыва и пафоса, всегда ложного в разговорах на такие болезненные темы. И еще — от дешевой публицистичности. Может быть, большего эта реальность и не стоит и сама развивается по законам балаганной мистерии, в которой «все смешалось», а живые неотличимы от мертвых?
И последнее, чтобы закончить линию с Балабановым. Лишь беспроигрышная органика актера Андрея Чадова напоминает о таком же естественном, точном и свободном существовании в кадре Сергея Бодрова-младшего. И в том, и в другом актере-персонаже есть безошибочная узнаваемость. В «Живом» эта узнаваемость распространяется — одушевляющим образом — и на среду (вроде бы совершенно типовую). И на пространство (тоже состоящее из сплошных клише). И — в первую очередь — на метафизику (мертвые, которые в глазах Кира живее всех живых). Велединский напрямую буквализирует метафору и растворяет ее в павильонной среде фильма.
«Живой» — из тех фильмов, чьи внутренние противоречия, несогласованности и чья подспудная центробежная сила обезвреживаются, нейтрализуются органичной, нутряной, будто безотчетной режиссурой.
Ощущение, что фильм сколочен кулаками. Уверенная — «с плеча» — нарезка знакомых (по тому же Балабанову) кадров, перебиваемая (как у того же Балабанова) народным шансоном — популярным российским роком. Но, может, так и выбиваются неизбежные и навязчивые подтексты, вышибается дно, в которое обычно — а в наших случаях всегда — упирается любая реальная тема. Взять того же «Брата», в котором по-прежнему видят тенденциозность, разжигание национальной розни и игру на низких инстинктах россиян. Парадоксальным образом в «Живом», при всей его внешней — стилистической — неэффектности, мифология, рожденная постсоветским временем, то ли ослабляется, то ли напрочь испаряется. Хотя номинально она вроде бы присутствует. Странный и, вероятно, незапланированный эффект.
Приходится вновь вернуться к старому: про реальность у нас снимают редко. А реальные проблемы разрешить или просто сформулировать эстетическим путем пока не умеют. Заэстетизировать — да. Как в гламурной и виртуальной «9 роте». Или как в насильно политкорректном и стерильном «Франкенштейне», где автор совсем не знает и боится своего героя, а потому, руководствуясь абстрактным гуманизмом, берет откровенно фальшивую ноту.
«Живой» — не для «любителей прекрасного». Его кособокость и разношерстность не стилизованные, как в «Жмурках» и «Мне не больно» Балабанова, и потому чрезмерной иронии там не место. Площадному, анекдотическому юмору — да. Особенно он проявляется в комических гэгах, построенных на том, что Игоря и Никича не видит никто, кроме главного героя, зато они, невидимые, видят всех насквозь, как на духу.
Говорят, это наш привет «Небу над Берлином». Хочется добавить: только спущенный до одномерных картинок то ли из затертого, приевшегося — уже не раздражает — телекино, то или из неумелых самодельных комиксов — шутовской страшилки, то ли из пропущенного советского фильма (советского мейнстрима).
«Проклятые вопросы» сведены к букварю в картинках, к азбуке нерасчленимой речи. «Живой» — безъязыкое в своей простоте и простецкости кино. Но это тот нерядовой случай, когда несимулируемые оговорки и косноязычие в сто раз важнее и правдивее грамотной высокой речи и каллиграфии.
Все эпизоды с призраками погибших товарищей решены в жанре чуть ли не комедии положений, который остраняет «метафизику» фильма. В жанре страшного, черного анекдота, когда Кир, общаясь с мертвыми душами, говорит сам с собой. Так убийственно точно фиксируется холодное безумие героя. Мотив мертвых душ исполнен практически в формате упрощенной русской сказки и введен Велединским без всякого «фантастического реализма» — прямо и конкретно. Благодаря этому он обрастает уймой мифологических аллюзий. Одетые в военные маскхалаты Игорь и Никич — и сопровождающие Кира в его последнем путешествии, и его ангелы-хранители, и носители сверхзнания, переворачивающие с ног на голову посюсторонний смысл жизни. Комические обертоны стирают грань между живыми и мертвыми, а отточенный наглядный юмор, лишенный подтекста, становится, почти в соответствии с мифологическими ритуалами, голосом, по которому отличают уже не мертвых от живых, а своих от чужих. Вернее, мертвые тут свои, а живые — чужие. Такая диспозиция, лишенная внешних эффектов и всякого сюра, куда страшнее и радикальнее (в смысле — ближе к жизни) грохочущего напалма Балабанова в «Братьях».
Многих фильм Велединского возмутил тем, что называется «отсутствием художественности». Зато эта художественность комфортно застилала глаза и компенсировала содержательный, эмоциональный вакуум в других фильмах сочинского конкурса. Ее можно диагностировать как эстетическую защиту, которая не столько обороняет — до поры до времени — от реальности, сколько ее устраняет. Она защищает и от смыслов, которые в этой реальности появляются помимо, так сказать, художественной и даже политической воли. У Велединского этой защиты нет. Потому в его фильме наглядно проявляется та непролазная и гротесковая идеологическая мешанина, которая сегодня в головах у многих, если не у всех, самого Велединского не исключая. Она не дает приблизиться к реальности без выдвижения какого-нибудь из ее лозунгов, пускай это и выглядит ловким режиссерским приемом, как в «Брате» и «Брате-2», или провальной и шаткой позицией, как во «Франкенштейне».
Идеологическая мешанина, конечно, от растерянности, от незнания того, как снимать, как мифологизировать без ущерба для реальности ее самые сложные и неразрешимые конфликты. Как делать непротестное, социальное и одновременно социально дистанцированное кино? Или, иными словами, какими методами мифологизировать фатальные, неисправимые поражения в этой реальности, не спекулируя на них, без равнодушия?
Велединский тоже, в общем, не знает. Но сам — в открытую, на протяжении всего фильма — задается этими вопросами, прибегая, словно бы для проверки, хотя всякий раз с искренней надеждой и верой, к массе идеологических клише. Возможно, помимо воли автора, ни одно из них не срабатывает — напротив, дает сбой. Собранные вместе, разбросанные по разным углам фильма, они гасят друг друга.
Может быть, это особенность режиссуры Велединского — верить во что-то и самому же — от противного — доказывать фиктивность и профанность того, во что веришь, но тем не менее все равно продолжать в том же духе. Что-то из области бессознательного, неподотчетного логике. Фильм движется и действует в обход идеологических флажков, расставленных здесь словно бы для преодоления и маневрирования.
Нечто подобное наблюдалось уже в «Русском», когда вся лимоновщина и все педалируемые особенности «русского» отступали на дальний и невидимый план, уступая место вечной истории взросления, практически роману воспитания, а сам Лимонов сводился до уровня неизвестного советского писателя. Тот сюжет Велединский рассказывал без задней мысли, но за ним маячили дешевые, бедные и явно приобретенные, наивно книжные представления о «русскости».
В «Живом» тоже без труда можно обнаружить все приметы «русского» — от балабановских пацанов до подзаборной романтики, от натурального, не взятого, как у Серебренникова, в кавычки мата до «задушевных» песенных шлягеров (от группы «Сплин»), от водки в граненых стаканах, на которую моментально реагируют мертвые души, до золотых куполов на дальнем плане. От серьезного разговора о том, «за что воевал», до суперироничного ответа — «за Пушкина, за Путина». И так далее. Тут эти «национальные особенности» выглядят еще более профанными, чем в «Русском». Но это профанное поневоле, неотрефлексированное как позиция и/или как стилистический прием. И оттого в нем есть отпечаток подлинности.
Апофеозом «национальных особенностей» служит, конечно же, финальный — долгий и затянутый — эпизод с молодым попом, которого играет Алексей Чадов, родной брат Андрея Чадова. Такой кастинг случайным не кажется, и отсюда можно вытащить соответствующий подтекст. Тем более что поп оказывается единственным живым, нечужим человеком, который способен понять и — в широком смысле — простить героя. Тем более что он берет одноногого героя на закорки и помогает ему найти могилы убитых друзей. Тем более что до этого эпизода Кир пытается безуспешно докричаться до Всевышнего.
Сцена со священником — в рясе, с плохо приклеенной бородой, молитвенником в руках и с молитвой, которую он читает за кадром, — покоробила многих. Но не самим фактом своего присутствия, а своей ненатуральностью, неуклюжей искусственностью. И провальным пафосом, который совсем не соответствует суперусловной природе фильма. Вряд ли все это входило в замысел режиссера, он, наверное, хотел добиться прямо противоположного эффекта. Но получилось именно так. Религиозный мотив оказался — бессознательным образом — еще одним холостым идеологическим выстрелом, непредвиденной и оттого невероятно достоверной осечкой в холодной и пугающей тишине этого фильма.
«Живой»: Рецензия Киноафиши
Режиссеру Александру Велединскому, вне всякого сомнения, стоило оставить первый вариант названия картины – «Какими мы не будем», потому что главного героя живым назвать достаточно сложно. Собственно говоря, вполне можно даже допустить мысль, что он и вовсе не вернулся из кавказского переплета и что все его больничные и постбольничные приключения в России – не более чем посмертное видение (кое-какие указания на правомерность такой трактовки в конце фильма явственно обозначены). Но даже если предположить, что вначале персонаж Андрея Чадова отделался потерей ступни, то уж под колесами джипа он железно обрел свою смерть; этот факт Велединский и фиксирует, остановив камеру на немигающих распахнутых глазах бывшего контрактника. Так что по-любому выходит не одиссея живого по грязным, грубым и слегка сюрреальным российским просторам, а путешествие мертвого (или, скорее, полумертвого, еще барахтающегося в коматозных галлюцинациях) по своего рода филиалу чистилища, где за главным героем увязываются двое боевых товарищей в маскхалатах и при полном вооружении, которые умерли уже наверняка и уже достаточно давно (посему упоминание 38-го дня и приближающегося 40-го следует, видимо, отнести не на счет двух обмундированных душ-сопроводителей, а на счет того, кого они в этом загробном вояже сопровождают).
К сожалению, из-за фатальной слабости сценария Игоря Порублева Велединский не смог безупречно выдержать ритм и интонацию так, как это было проделано в «Русском», хотя замысел «Живого» в высшей степени интересен; на один гениальный кадр приходится три проходных и четыре провальных. Соединение таких разнородных элементов, как цирковой карнавал, советский мультик про Карлсона, играющего в привидение, запись реальных переговоров 131-й Майкопской бригады, состоящая из матерщины, боли и отчаяния, и флэшбэки с картинами кровавого кавказского окружения, дается Велединскому легко, но обилие лишних эпизодов (вроде фантастически тупо снятых сексуальных сцен) и явных сюжетных дыр наподобие убийства начфина подарочной шашкой рушит всю с таким азартом собранную конструкцию. Пока режиссер демонстрирует холод, одиночество и буквальное физическое бремя чистилища/ада (бойцы, которых могут видеть единственно существа с тонкой душевной организацией – пьяницы и женщины, таскаются по тому свету в зимней форме и с тяжеленным боезапасом, не в силах отведать ни водки, ни еды, ни тех же женщин и общаясь лишь с такими же, как они, призраками), приправляя это путешествие достойным замогильным юмором («только через мой труп») и редкими, но блестящими прорывами в сущность «русского» (особенно впечатляют в этом смысле ночное шествие новопреставившихся, танец одного из мертвых солдат со своим автоматом под пронзительный романс «Сплина» и старая добрая песня Егора Летова «Про дурачка»), – фильм держится, несмотря на многочисленные огрехи и неувязки, несмотря даже на то, что последовательно соблюдаемая авторами натуральность то и дело переходит в грубый и пошлый натурализм. Однако когда главный герой встречает свежерукоположенного священника, внешне – брата-близнеца (здесь на пару с Андреем Чадовым играет Алексей Чадов), ритмика «Живого» сходит на нет, а сам фильм превращается в поверхностный идеологический сеанс. У сценариста Игоря Порублева, по всему видно, теплые отношения с отеческой русской религией, раз он чуть ли не в каждом сценарии норовит по-щенячьи ткнуться в материнский подол православия (недавно снятый опус «С Дона выдачи нет», где Алексей Серебряков играет диакона, везущего колокол, – красноречивое тому подтверждение; кстати, в «Живом» солдат возвращается домой мимо таблички «р. Дон»), однако понимание православия здесь какое-то детское и примитивное: батюшка благословил/отпел – все в конечном итоге будет хорошо. Увы, из-за наивной буквальности происходящего легко прочитывающиеся близнечные метафоры (идеальная, пришедшая к Богу ипостась несет на кладбище – к месту упокоения – своего заблудившегося мирского двойника) срабатывают «с одышкой» и без всякой надежды на катарсис, финальное откровение в виде надгробия главного героя выглядит надуманным трюком, а до очевидного убогая песня Дрягилева «Девяносто суток», слишком часто звучащая за кадром, лишь довершает и без того серьезный разлад в предсмертном пространстве «Живого».
- что нужно для разделения лицевого счета в приватизированной квартире
- к чему снится цыпленок и утенок