в чем смысл фильма взаперти
В чем смысл фильма взаперти
По сюжету «Взаперти» Хлоя Шерман имеет целый букет болезней с самого детства — все из-за тяжелых родов. Девушка живет с диабетом, параличом, астмой и другими неприятными хроническими болезнями. Ее организм требует постоянной медицинской помощи и тщательного ухода. Это делает мать Хлои, Диану, незаменимым человеком в ее жизни.
Одна небольшая промашка выдает в Диане не только любящую мать, но и женщину со множеством секретов. Со временем главная надежда и опора Хлои станет ее врагом. Сам по себе этот концепт довольно пугающий. Представьте, каково зависеть от человека, которому вы совершенно не можете доверять — или вспомните «Мизери» 1990 года.
Хлоя передвигается исключительно на инвалидной коляске. Казалось бы, это делает побег почти невозможным: здоровый человек преодолевает лестницу за секунды, но для Хлои минуты тянутся вечно. И все же в этом фильме будет экшн. Нестандартный, захватывающий, но, что самое главное – менее предсказуемый, чем в большинстве подобного кино. Подобный твист на знакомый жанр вообще накладывается редко, только в камерных проектах вроде «Тишины» (Hush) 2014 года.
2. Смекалистая главная героиня
Из-за инвалидности Хлое во многом приходится искать альтернативные пути, так что она не привыкла сдаваться. Не ждите здесь никакой final girl, выживающей волей судьбы, или неожиданно появляющихся спасителей, которые вытащат ее из этого ада. Не зря в первой сцене фильма Диана называет дочь «самым способным человеком, которого она знает».
Русские локализаторы не ошиблись, когда дали фильму название «Взаперти» (хотя его дословный перевод — «Беги»). По большей части героиня ограничена домом, семьей, — в данном случае, одной Дианой, — и возможностями собственного организма. Вот тут как раз и кроется основной сюрприз: Хлоя может гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
В каждом кадре фильма она ведет себя умнее, чем десяток современных героев хорроров и триллеров вместе взятых. Понятно, что жанр часто обязывает персонажей тупеть в ключевых моментах сюжета. И все-таки приятно видеть действо, основанное не на низком IQ всех участников, а на впечатляющих попытках обдурить друг друга
3. Отличная актерская игра
Джека Николсона неохотно взяли в «Сияние» из-за того, что он изначально выглядит слегка безумным. В некотором смысле это подходит и Саре Полсон, известной фанатам «Американской истории ужасов». Есть в ее внешности и взгляде что-то трагическое, вызывающее то ли жалость, то ли желание не заводить с ней разговор. Так что доверять Диане сложно с первых минут.
Но такой образ не уменьшает таланта Полсон. В фильме она очень убедительно раскачивается от очаровательной, заботливой, сильной духом матери до одержимой женщины. На отношения Дианы и Хлои не тратят много времени, они рисуются всего несколькими сценами. И здесь Полсон выжимает максимум из каждого кадра. При просмотре даже было ощущение, что парочку монологов Диане добавили просто ради того, чтобы Сара побольше «отыграла».
Ее коллега по фильму Кира Аллен — новичок в кино, поэтому о ней сложно сказать много (кроме того, что она очень похожа на юную Эмили Браунинг). Но было приятно видеть в роли девушки в коляске реальную актрису с инвалидностью. Аллен разрешили просмотреть сценарий с точки зрения человека с ограниченными возможностями и даже попросили написать гайд для съемочной группы.
4. Идеальная метафора сложных отношений
Созависимости и нездоровым отношениям отцов и детей посвящено даже слишком много произведений. В 2019 году вышел почти идентичный по задумке сериал «Притворство» (The Act), основанный на реальных событиях. Шоу полностью погрузилось в историю Ди Ди Бланчард, матери, которая травила свою дочь с раннего детства ради внимания, денег и вечной заботы о своем дитя.
«Взаперти» в сравнении с этим предельно прост, а метафора очевидна. Под гипертрофированным сюжетом – надо признать, не очень-то реалистичным – скрывается уже известная история о безумных матерях, вкладывающих весь смысл в детей. Диана не может жить без дочери, в то время как Хлоя вполне выросла и имеет право на взрослую жизнь. Осознать это сложно, поэтому женщина прибегает к любым методам. Главное – доказать, что мамочка знает лучше.
Без спойлеров раскрытие этой темы описать сложно. Но символическая концовка фильма и его эпилог красиво подводят черту под всем, что создатели хотели сказать. Нездоровый, собственнический симбиоз детей и родителей – это всегда травма и трагедия. Просто вокруг нас это происходит в гораздо меньших масштабах.
5. Ничего лишнего – только саспенс
Грустно отмечать это как плюс, но таковы реалии современного кино. «Взаперти» — не двух-, а полуторачасовой фильм, каждая минута которого имеет ценность. Здесь нет сильно затянутых сцен или лишних кадров, а развешанные ружья обязательно выстрелят.
Триллерам просто никуда без напряженной атмосферы и правильно выбранного ритма. Так как интрига довольно очевидна, действие начинается почти сразу же. Хлоя не отказывается от подозрений, не медлит и не тупит, и если она решила сбежать из запертой комнаты по карнизу – будьте уверены, она доползет до окна.
Рецензия на фильм «Взаперти» с Сарой Полсон от режиссера «Поиска»
17-летняя Хлоя (дебютантка Кира Аллен) прикована к креслу-коляске, сколько себя помнит: перечня болезней, с которыми ей приходится существовать, хватит на целый буклетик. Каждое утро начинается с тошноты, затем — порция таблеток, завтрак и зубрежка под надзором матери Дианы (Сара Полсон). Скоро в колледж, и при таких мозгах девушка должна бы быть нарасхват, но ни одного приглашения она пока не получала. Однажды Хлоя замечает среди покупок матери странные таблетки, которые тем же вечером оказываются в стаканчике с ее ежедневными препаратами.
Делегированный синдром Мюнхгаузена (заболевание, при котором человек вредит близкому, чтобы ухаживать за ним; как правило, это мать и ребенок) так часто возникал на экране, особенно в последнее время, что и на спойлер уже не тянет. При этом, как отмечают знающие люди, поп-культурной машине свойственно бездумно эксплуатировать этот диагноз, серьезно искажая причины такого поведения.
Триллер «Взаперти», снятый режиссером бекмамбетовского скринлайфа «Поиск» Анишем Чаганти, поступает честнее: фильм не завязывает сюжетные твисты на самом синдроме — и не зарывается в размышления о психологической подоплеке происходящего. Это очень прямолинейное жанровое кино, напоминающее скорее экстремальную версию «Одного дома», чем задумчивую готику вроде «Острых предметов».
Помимо прочего, это еще и первый за 70 лет крупный триллер с участием реальной пользовательницы кресла-коляски. И юная Аллен, несмотря на отсутствие актерского опыта, достойно сосуществует в кадре с заслуженной артисткой Полсон, которой лучше всего даются как раз образы инфернальных женщин с ментальными расстройствами (см. «Сестра Рэтчед»). В этом чувствуется большая работа, поскольку вся история держится именно на Хлое, тогда как мать играет вторую скрипку. Работа не только актерская, но и сценарная: фильм обходится без клише и не сужает человека до его инвалидности.
Состояние героини используется как усложняющий фактор, но это вызывает не жалость, а эмпатию, что лишь усиливает воздействие саспенса. Поэтому к «триллеру» часто хочется прикрутить уточнение «сурвайвал» — не считая пары раз, когда фильм царапает грань разумного и пшикает флюидами обаятельных боевичков (финальный ванлайнер органично прозвучал бы из уст Брюса Уиллиса).
Взаперти (2020) — концовка, ее объяснение и смысл
Поделится
После просмотра триллера Аниша Чаганти 2020 года «Взаперти» у зрителей остается много вопросов о Хлое, Дайан и их будущем.
После понравившегося критикам дебютного фильма «Поиск» (2018) Чаганти вернулся к поджанру психологического триллера, сняв «Взаперти». В картине снялась Сара Полсон («Американская история ужасов», «Сестра Рэтчед») и Кира Аллен.
В фильме исследуются болезненные отношения матери и дочери. Дайан патологически игнорирует стремление ее дочери к независимости. Фильм «Взаперти» показывает, что любовь матери может быть подавляющей и даже опасной, если она панически боится потерять ребенка.
Однако создатели фильма копают гораздо глубже. «Взаперти» препарирует психические расстройства и созависимые отношения. И хотя Дайан не является явной злодейкой, ее проблемы грозят перерасти в кошмар наяву.
В конце фильма мы видим, что Хлоя заняла место своей мучительницы. Дайан, находящаяся в психиатрическом учреждении, стала уязвимой. Это можно считать открытым или закрытым финалом, но вне зависимости от этого образ мыслей Хлои и окончательная судьба Дайан вызывают множество вопросов.
«Взаперти» наглядно демонстрирует продолжительные последствия травмы, цикличности жестокого обращения и то, что для некоторых людей воздаяние и месть вовсе не означают прекращения отношений. Давайте разберем концовку «Взаперти» и все что произошло в больнице, а также попытаемся понять значение увиденного.
Чем закончился фильм «Взаперти»?
После потасовки с вооруженными охранникам в больнице при попытке сбежать с Хлоей Дайан получает огнестрельное ранение и оказывается в лечебнице. Хотя может показаться, что Хлое выгодно вычеркнуть Дайан и своей жизни, она продолжает навещать Дайн в больнице.
Хлоя могла легко отделиться от Дайан, тем более, что та не является ее биологической матерью и, вероятно, удочерила ее незаконно. Кроме того, в конце фильма Хлоя появляется уже повзрослевшей. Она начала свою карьеру в области медицины, у нее есть партнер и собственный ребенок.
Хлоя добилась благополучия благодаря собственным усилиям и у нее нет видимых причин поддерживать контакт с Дайан. Она делает это потому, что хочет удерживать контроль над своей «матерью», чтобы снизить эмоциональное напряжение от лишения даже такого токсичного родителя.
Это, безусловно, сложные отношения и, кажется, странным, что Хлоя сосредоточена на мести после того, как она так долго мечтала о свободе.
Что будет с Дайан?
В финальной сцене «Взаперти» Хлоя дает Дайан уже знакомую зрителям «Зеленую таблетку», что в конечном итоге решает ее судьбу. Зрители знают, что это лекарство делает с человеком — Хлоя находилась под его воздействием на протяжении всего фильма.
Тем не менее, Дайан также подвергается воздействию методов лечения и лекарств, которые прописывает ей персонал больницы. В этом отношении она может быть еще более беспомощной, чем до этого была Хлоя со всеми ее болезнями.
Можно предположить, что если у Хлои есть доступ к лекарствам, это значит, что она дает их Дайан в качестве наказания за то, что она сделала. Но концовка фильма также означает, что Дайан находится в ловушке в медучреждении.
Она совершила серьезные преступления. Маловероятно, что она получит право на освобождение. Но ничего не говорит о том, что она не может сбежать.
Дайан зарекомендовала себя как очень умная и способная женщина. Она также умелый манипулятор. И если ей удастся вызвать у кого-то сочувствие, она, возможно, даже сумеет найти способ вновь получить свободу.
Неясно, будет ли у фильма «Взаперти» продолжение, но поскольку в конце фильма Дайан жива и в ее жизни в какой-то мере присутствует Хлоя, возможно, в продолжении история их сложных взаимоотношений получит новое развитие.
Также есть шанс, что со временем Хлоя полностью перестанет навещать Дайан. В каком-то смысле это будет худшим наказанием для Дайан — она будет окончательно отделена от дочери и больше никогда не получит к ней доступа.
Одержимость Дайн Хлоей, кажется, не исчезла, хотя она была вынуждена до некоторой степени смириться с реальностью. Ну а, Хлоя, зацикленная на отмщении, также остается пленницей этих болезненных отношений.
Смысл фильма «Взаперти»
По сути, фильм «Взаперти» рассказывает о цикличной природе травм, насилия и жестокого обращения. Несмотря на то, что Хлое удалось вырваться из лап Дайан и начать, казалось бы, собственную успешную жизнь, она так и не может оправиться от того, что с ней сделали.
Вместо того, чтобы наслаждаться обретенной свободой, она постоянно навещает Дайан и держит ее под контролем. Она непреднамеренно подпитывает собственные заблуждения Дайан о том, что Хлоя заботится о ней, не отказывается от нее и укрепляет ее веру в то, что «дочь» нуждается в «матери».
В каком-то смысле эти две женщины действительно нуждаются друг в друге — их отношения были невероятно токсичными, но цикл жестокого обращения и насилия может привести к тому, что жертва станет насильником.
Конечно, так бывает не всегда. Люди, пережившие такие ужасы, как Хлоя, могут стать разносторонними и счастливыми личностями.
Однако согласно финальной сцене «Взаперти» у некоторых людей действительно нет выхода. Тело Хлои навсегда изменилось из-за длительного приема яда и она не может полностью простить свою мать.
Более ужасающий подтекст финала фильма заключается в том, что Хлоя обрела силу и свободу благодаря тому, что, наконец, смогла получить полный контроль на Дайан. Хлоя всегда знает, где находится ее «мать», и может наблюдать ее в уязвимом, изолированном состоянии, может решать, когда им общаться, а когда — нет. Хлоя упивается своим доминированием.
Это извращенное возмездие порождает мысль о том, что власть для разных людей означает разное. Хлоя, похоже, нашла своего рода утешение в том, что теперь она может стать опекуном Дайан, подпитываясь воспоминаниями о том, как одержимость Дайан испортила ее собственную жизнь.
Впоследствии авторы хоррора начинают намекать, что у Дианы, возможно, не всё в порядке с головой: она старается изолировать дочь от общества и практически не выпускает Хлою из дома. Кроме того, мать контролирует абсолютно все действия дочери и подстраивает всё таким образом, чтобы она не могла сделать без её ведома простейших вещей. Но чего на самом деле добивается Диана?
Чем заканчивается «Взаперти»? И что вообще происходит в концовке?
В фильме ужасов «Взаперти» нет никакой сцены после титров, но показанное в последних минутах вполне похоже на самостоятельный эпилог. В конце проходит семь лет с того дня, когда офицеры службы безопасности больницы подстрелили Диану. Женщина окончательно обезумела и пыталась похитить Хлои, чтобы покалечить её и навсегда привязать к себе.
Можно решить, что Хлоя попытается вычеркнуть Диану из жизни и навсегда забудет о пережитом кошмаре. Но нет, финал чётко даёт понять, что девушка продолжает навещать «мать» в психиатрической лечебнице. Хлои рассказывает своей похитительнице, покалечившей её и навсегда сделавшей инвалидом, о своей нынешней жизни. В конце становится понятно, что у Хлои всё хорошо: она занимается медициной и реабилитацией детей с физическими проблемами, у неё есть муж и ребёнок, который только учится ходить. Кроме того, она намекает на то, что смогла выстроить хорошие отношения с настоящими родителями.
Но зачем Хлои продолжает приходить к безумной женщине, едва не уничтожившей полностью её жизнь? Всё дело в мести. И желании заполучить полный контроль над мучительницей.
Что стало с Дианой в финале «Взаперти»? Она выжила?
Существует вероятность, что рано или поздно Хлои перестанет навещать Диану. И, пожалуй, это для женщины будет ещё более страшным наказанием: она навсегда будет отрезана от дочери, которой была одержима почти два десятилетия.
Что на самом деле означает концовка «Взаперти» и как её понимать?
Домашний арест: рецензия на фильм «Взаперти»
Параноидальный триллер о материнской любви от режиссёра «Поиска».
С детства у Хлои незавидный набор заболеваний: она прикована к инвалидному креслу, страдает от сахарного диабета, астмы и сердечных проблем. Её мать Диана (Сара Полсон) — возможно, порой даже слишком заботливая и внимательная — постоянно рядом с девочкой. Но вскоре наступит момент, когда им придётся расстаться: близятся время поступления, и Хлоя с упоением ждёт ответных писем из колледжей. Однажды она замечает, что таблетки, которыми её пичкает Диана, выписаны на мать. Подозрения растут, конфронтация усиливается, а отношения между родственниками, когда-то близкие к идиллическим, резко становятся враждебными.
То, что «Взаперти» выходит в период очередной самоизоляции, когда близкие вынуждены проводить всё больше времени вместе, — очень удачное совпадение как для, собственно, кино, так и публики. Ведь именно институт семьи, как это часто происходит в социальных триллерах и ужасах («Реинкарнация», «Омен», «Реликвия»), здесь оказывается главной мишенью съёмочной группы. Не сказать, что синдром Мюнгхаузена в искусстве — явление редкое (и само по себе оно разоблачает общественные институты даже лучше кинематографистов, берущихся за эту тему), ноАниш Чаганти берёт другое направление, одновременно ностальгируя по временам классики в духе «Мизери» и осмысляя история гиперопеки в другом, более уникальном ключе.
Первое заметно во всех его режиссёрских решениях. «Взаперти» — фильм очень старомодный, то использующий зональные линзы, то прибегающий к странным зумам, а порой и напрямую отсылающий к, скажем, «Окну во двор». Чаганти заполняет всё пространство кадра деталями (особенно это касается комнаты Хлои) и не боится показаться архаичным в своих попытках создать тот самый хичкоковский саспенс: монтажно выверенный, с ожидаемым завершением, но всё равно работающий. Он именно что мастеровитый жанровый ремесленник, который обладает всем инструментарием параноидального триллера.
Особенность героини (Хлоя — девушка с ограниченными возможностями, с трудом добирающаяся из одной точки дома в другую без своего кресла) в этом смысле помогает фильму Чаганти не выглядеть безумно устаревшим. То, что в любом другом кино о гиперопеке казалось бы очередной отработкой шаблона, здесь кардинально меняет оптику: даже чтобы спуститься с лестницы, Хлое придётся кубарем лететь вниз, а когда мать закроет её в своей комнате, девушка осмелится выползти на крышу. Такой анти-гандикап, при котором у персонажа меньше шансов, чем обычно, усиливает эффект зрительского погружения. Причём подчеркнуто это не только на уровне сюжетном, но и визуальном: многих людей, которых видит Хлоя, камера выхватывает по пояс, всё время оставаясь на уровне девушки в инвалидном кресле.
И даже текст — а точнее беспрекословное следование классическому сюжету — почти не мешает «Взаперти». С одной стороны, это один из тех фильмов, конец которого предрешён ещё на стадии завязки. С другой — едва ли это будет заметно в потоке нервно снятых и смонтированных сцен-аттракционов и жутких гримас Сары Полсон. Что забавно, оригинальное название фильма — «Run», «Беги»; и эта злая ирония по отношению к героине в развязке оборачивается совершенно неожиданно: не слащаво-сентиментально, а даже бескомпромиссно и ехидно. Удивительным образом множество кинематографистов сходятся на том, что семья — это ад. Чаганти, впрочем, добавляет: «… и необязательно, чтобы дьяволом был кто-то один».