в чем смысл фильма ученик
Рецензия на фильм «Ученик»
Плоская, но мощная школьная драма о старшекласснике, который стал христианским фанатиком
Трейлер
Провинциальный старшеклассник Веня (Петр Скворцов) прочел Библию. Теперь вся его жизнь посвящена цитированию самых жестких отрывков. Он бросает обвинения всем, от матери до преподающего в школе священника. В основном Веня упрекает окружающих в распутстве, но он видит в людях и многие другие грехи. Он борется за закрытые купальники на уроках плавания, за отказ от преподавания теории Дарвина, за запрет на обучение пользованию презервативами. Директриса идет ему навстречу, а вот учительница биологии (Виктория Исакова) изо всех сил сопротивляется. В конце концов она также начинает штудировать Библию, чтобы указывать Вене на противоречия в его все более агрессивных «проповедях».
Кадр из фильма «Ученик»
Судя по всему, пьеса современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик» написана под впечатлением от наступления на западный светский мир фундаменталистского ислама, который требует не просто уважения к своим догмам, а переиначивания европейской жизни на мусульманский лад. Фанатик-христианин находится в центре пьесы лишь потому, что размышлять об агрессивном фундаментализме проще, когда исключаешь из уравнения национальный и языковой вопросы и делаешь героя «своим», а не «чужим». Но что в Германии метафора, то в России реальность, и режиссеру Кириллу Серебренникову («Изображая жертву») не пришлось существенно перерабатывать «Мученика», чтобы превратить его в нашего, российского «Ученика», который безо всяких обиняков рассказывает о наступлении христианского фундаментализма на прежде атеистическую страну.
Кадр из фильма «Ученик»
Правда, в «Ученике» все же проскакивают реплики и сюжетные детали, выдающие западное происхождение оригинала. Трудно, скажем, представить, что пожилая директриса еще советской закалки будет потакать полубезумным выходкам Вени и валить вину на учителей. Даже если она в чем-то согласна с тем, что парень проповедует, когда срывает уроки и нарывается на статью за хулиганство. «Клиент всегда прав» – это европейская, а не российская логика школьной дисциплины. К счастью, таких царапающих слух моментов в фильме немного, и они компенсируются обилием узнаваемых сцен из российской школьной жизни.
Кадр из фильма «Ученик»
Главная беда «Ученика» в другом – в том, что это фильм-предупреждение, а не фильм-исследование. Картина не анализирует душевный мир парня, который становится религиозным фанатиком, не показывает его внутреннюю борьбу, не дает ему права на сомнения и колебания. «Ученик» просто констатирует, что Веня «Библию прочитал и до Христа дочитался», а затем показывает, сколь беспомощны оказываются люди перед парнем, который общается библейскими цитатами, видит мир в черно-белом свете и уходит все дальше во тьму радикализма.
Кадр из фильма «Ученик»
В самом деле, что могут возразить на слова из Писания школьные администраторы, у которых давно все в голове перемешалось, и школьный попик, чей богословский уровень исчерпывается скудными брошюрками? А когда с Веней пытается дискутировать учительница биологии, то она может лишь противопоставить его догматизму собственный догматизм. Да, героиня говорит правильные вещи, но она не может достучаться до Вени и до окружающих, потому что это требует куда лучшего понимания и куда большей тонкости, чем ей, похоже, дано от природы.
Кадр из фильма «Ученик»
«Ученик» – пугающая, некомфортная, порой шокирующая политическая история, хотя ее мрачность отчасти сглаживается юмором особенно нелепых ситуаций и диалогов. Но если разобраться, что фильм пытается сказать зрителям, то окажется, что его «посыл» сводится к опасности фундаментализма в неуверенном в себе обществе, у которого нет иммунитета от тоталитарных идеологий. Как-то этого маловато для двухчасового разговорного полотна, от которого мы вправе были ждать более изощренного, более глубокого и более психологичного повествования.
Впрочем, в своем ограниченном жанре «Ученик» очень даже хорош, если не придавать значения вышеупомянутым «пробоям» в зарубежную жизнь и скорее театральному, чем кинематографическому рисунку игры некоторых актеров. Это кино, которое не оставляет равнодушным.
Рецензия к фильму «Ученик» от PROFE7OR
Идеология и влияние на мир
Но всему рано или поздно приходит конец, эксперименты это были или поиск новых свершений, а может поиск себя любимого, но, многоточие, увы и ах – это конец. Продвигая новые формы на малой сцене и большом экране, он умудрился сделать эпатаж со всего недостойного, запрещённого и вызывающего не только восторг, но и зевоту, расстройство если не физиологии то психики у каждого зрителя, наполняя новое тело страданиями фобией и культом многозначительности.
В каждое своё творение он вдыхает беды и пороки как из рога изобилия, не забывая очернить или распаскудить людей и действительность. С каждым годом высокий гений драматургии примеряет все большие лавры за свои заслуги выплёскивая на суд зрителя нечто трудноперевариваемое. Это нечто идёт разношерстным потоком нервозности, тоски и печали, тотальной истерии и обязательного фетиша в нарциссизме, культа голого тела.
Незабываем название темы (рецензии). Едем образно дальше …
Так случилось и в последней его работе в кино, фильм «Ученик», где великий стратег постановки, библией и голым задом главного героя боролся с православием, властью и чего греха таить с самим президентом, где как тень Сталина его портрет, флаг и герб беззащитно смотрелся с экрана, прибитый и повешенный словно умерший виновник вчерашнего торжества.
По идее, если работать с такой постановкой, то нужно ударится либо в безудержный фарс, где гротеск будет иметь главную скрипку, либо в горькую иронию и чёрный юмор, но главное, чтобы это всем заметно было. Либо переигрывание и дурачество, но с умыслом, как у придворных шутов, либо стёб и чёрное безумство как у фильмов «Семь психопатов», «Грязь», «Господи благослови Америку». Пытливый умный зритель и так всё бы понял, и эффект был бы лучше. Намного лучше и остался бы данный творец жив и на высоте.
Но, сейчас оставим все философские рассуждения Сократа. Такая убогая подача изложенного и показанного в фильме уж слишком низко пошла, и видать к дождю, где зритель явно без зонтиков, а кто и не хочет влезать в такую непогоду. Ну, собственно это независимое мнение бывшего эксперта, и строки дальше бегут на разбор полётов. И уже важен не только сам фильм, а то, что негативное для обще статистического зрителя, человека, общества, всего народа наконец.
Помните название этой темы!
По сюжету ученик старших классов Веня (Вениамин) вдруг становится набожным, верующем и святым, провозглашая и восклицая слово Божье стихами из библии, всё увереннее и громче цитируя писание. От этого всем становится дурно, горько и стыдливо. Почувствовав уверенность в этом, Вениамин провозглашает себя мессией обличая всех и вся на своём пути, попутно делая калеку с класса любимым своим учеником. Не иначе Бог снизошёл, Иисус Христос над одним из апостолов.
Всё бы ничего, да вот многотонное изливание нравоучений и обвинений в своём показном величии пошло через край. И фильм, который мог бы быть украшением многих списков и коллекций достоин мусорной корзины для бумаг, с надписью – Манипуляция и провокацию!
Таким мы видим и грубые переходы сюжета, где ученик Веня от религиозного фанатика переходит в маньяки-убийцы. Стервозно прикрываясь всё той же библией делает ряд поступков, опускающих кино до социопатической чернухи. И вторая половина фильма сначала становится спорной, потом омерзительной в мотивах и поступке данного ученичка.
Вырванные из контекста повествования святого писания слова как меч обоюдоострый ранит закрытыми глазами всех неокрепших и глупых в непонимании простых истин, делая больше вред в своём восприятии и исковерканном невежестве, чем отвечая на вопросы, поставленные в самом фильме. Впрочем, ответы не знает и сам режиссёр, раз такое переигранное и заученное театралами смог поставить без нареканий, как спецзаказ за миллион евро.
Здесь деньги, продажу души, страны, оценит каждый сам для себя.
Другими словами, можно выдавать за великое искусство всё что угодно, лишь бы была поддержка правящих эшелонах власти, поддержка меценатов, поддержка идеологии из Европы, тихоокеанского рубежа, поддержка элиты в верховных кругах, поддержка прожжённых либералов убеждения – очернить славянское, русское искусство. Показать всё что угодно, лишь бы унизить и оскорбить любого зрителя вымазав его в дерьме с ног по уши, тем самым сказав, вот вы все такие, так живёте, так всё отвратно понимаете в такой стране. Горе всем вам!
Всё идёт обычно по нарастающей, за настоящее искусство, сильные работы – финансовое награждение и продвижение, а не наоборот. В этом ракурсе один миллион евро – стоит шедевр! Современный шедевр.
Где шедевр я спрашиваю? Где?
Так вот, очередная самая смелая и продвинутая последняя постановка Кирилла Серебренникова «Машина Мюллер», кроме экспрессивной телеведущей Сати Спиваковой в роли нимфы, задействовала 18-ть, видимо чтобы немало было обнажённых тел, назовём их перформерами. Ведь диалоги и монологи им выучивать и говорить хоть пару слов не приходится, надо заниматься делом, которое мы нарекли и внимаем как возвышенное, это как минимум богемное искусство.
Искусство над искусством – это и будет сарказм.
И говоря языком данного искусства, холодный боди-арт акционизм в этом фильме получился на ура, без чувств, со сплошным обвинением и ущемлением прав, так высоко оцененных псевдоинтеллектуалами из той же богемы. Голое обвинение во всём и всех, и это констатация факта. Но давайте дальше продолжим разбирательство, выходя за кулисы и читая за кадром.
Здесь же, в фильме «Ученик» сумасшествие другого рода. Выставляется на показ, как всегда с чернухой, вера в христианство заостряясь для него на худшем его явлении – православии. И язвительный смешок в сторону учителей, школ, общеобразовательной системы. Политику и президента оставим в покое. Хотя не секрет, что это плевок и обвинительный, оскорбительный пасквиль в сторону власти, прийтись по вкусу не может и не понравился президенту, не понравился и настоятелю РПЦ, архимандриту Тихону, ни всему народу, тяготеющему к творчеству и искусству.
Давайте далее разбираться в чём подвох и суррогат такого постановочного творения.
Первый брошенный камень почти святого режиссёра полетел в православие, веру и христианство. До этого фильма в законодательстве утвердили ответственность за оскорбления чувств верующих вплоть до уголовной с лишением свободы. Также публичные действия в целях оскорбления или неуважения отношений и чувств верующих.
Второй брошенный камень гения голого эпатажа и чернухи полетел в педагогическую реформу. А именно, цитирую: «Возрождение общественно-педагогического движения в России и создание нового типа федерации учителей и работников образования».
Третий камень того, кто без греха бросает, полетел в общую образовательную систему России.
Заключительный штрих этой нелепой картины мы уже слышим на финальных аккордах, где кульминация этой идеологической вакханалии ставит окончательную точку песней «God Is God». Вот оно окончательно прорисованное лицо беса-«бессребреника» замаскированного лика святого отказавшегося от денег, всяческих наград и фестивальных регалий. Всё в перевёрнутой форме. Всё крестом вниз. Как и группа Laibach своей верой в зло делает позёрство индастриал раздражения, милитаризм и тоталитаризм с фашизмом и свастикой восхваляя культ пыток, насилия и власти.
Учителя, завучи, директор школы (гимназии) показаны отвратительными стервами, чей показушный характер и псевдопатриотизм идёт в разрез с любым воспитанием. Образование впрочем, тоже деградирует с бесконечными бутылками в учительской и дома, валающих мерзопакостный шансон прямо в учительских и жалобы на жизнь.
Правоохранительные органы, охрана или полиция – это обязательно бездумные болваны, могущие только маты садить и иметь голову для того чтобы в неё есть. Да крестится на всё что ни попадя.
Священник, поп, батюшка – всенепременно жирная алчная тупая хапуга, незнающий ни любви, ни слова божьего, лишь одними ритуалами и обрядами да веником может действовать и кропить, кропить, кропить. У нас же не осталось больше ничего человечного, да и не было никогда ни Серафима Саровского, ни Сергия Радонежского, ни Ксении Петербургской, ни Матроны Московской.
Только истинную правду фильм «Ученик» раскрыл.
От чего же вы все, народец, чуть пасмурно на душе, а не дай Бог болезнь или горе какое, все, все как один бежите в церковь, обращаетесь в мало-мальски знающей молитве и ищите спасения в божьем духовном тонком мире?
Посмотрите на себя, на свои ошибки, на свою жизнь, а не на то как любезный достопочтенный господин Серебряков взял под руководство пьесу молодого современника, германского драматурга Мариус фон Майенбурга, и заискивая прогнулся перед Европой, а может и перед потешаемым заокеанским миром.
Режиссер пытается убедить зрителя в том, что хороших верующих не бывает
Фильм снят по мотивам спектакля Серебренникова «(М)ученик», который, в свою очередь, брал за основу пьесу современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Это наложило определенные ограничения в правдоподобности при перенесении действия на российскую почву. Ну нет у нас в провинциальных средних школах огромных спортивных бассейнов и не гуляют нудисты на городской набережной. С другой стороны, подобные истории не стоит воспринимать слишком прямолинейно, поскольку это всегда в основе своей притча.
С одной стороны, на поверхности лежит очень простая идея: слепой фанатизм, не имеющий за собой ничего, кроме сумасшедшего напора и энергии, не будучи направлен в какое-то правильное русло, приводит исключительно к деструктивным последствиям.
Если почитать отзывы на фильм наших либеральных соотечественников, можно поразиться единодушию, с которым все они отмечали злободневность картины и попадание ее в точку. В главном герое Вениамине видят не собирательный образ сектанта или невежественного подростка-фанатика, а воплощение вполне конкретного образа православного активиста или даже просто верующего христианина.
Язычество против христианства
Большинство персонажей обладают сугубо материалистическим мировоззрением, и каждый из них ощущает некое внутреннее неудовлетворение и пустоту, в которой чаще всего сам себе боится признаться. Агрессивный подросток, цитирующий Библию к месту и не к месту, становится для каждого неким толчком к поискам Бога и веры. Только вот допустить, что верующий человек может быть абсолютно спокойным, интеллектуально развитым и дружелюбным, Серебренников попросту не может. Каждый из представленных в фильме вариантов христианского мировоззрения выглядит глубоко неполноценным и болезненным.
Если ты веришь в Бога, ты ненормален
Мать главного героя, уставшая и измученная одинокая женщина, которая пытается найти в вере утешение и успокоение, при этом не пытается задумываться об истинной сути христианства, принимая любую чужую точку зрения. Будучи очень внушаемой, попадает под влияние школьного священника и превращается в классического «православного неофита», который еще вчера не знал, какой рукой креститься, а сегодня уже предъявляет претензии недостаточно нравственным, по его мнению, окружающим.
Учитель биологии и школьный психолог, представительница «либеральной интеллигенции» и воплощение научного подхода и единственный реальный противник фанатичного ученика. Готова изучать Библию как исторический документ, в котором ищет противоречия и контраргументы, смеется над поведением Христа и апостолов, доходит до помешательства, выискивая в Священном Писании какие-то неточности и несостыковки.
На съемках фильма
«Ученик» государства
И, наконец, сам главный герой, фанатичный школьник Вениамин, ненавидящий все живое и считающий, что «за веру не надо жить, за веру надо умирать». Ученик, волею фон Майенбурга и Серебренникова, который под присмотром автора пьесы доработал образ, сочетает в себе все возможные человеческие слабости и пороки.
Во время его пламенных речей в одной из первых сцен за спиной фанатика виднеется портрет Владимира Путина. Несмотря на размытость фона, кадр выстроен так, что не заметить президента России не сможет даже исключительно ненаблюдательный человек. Очевидно, что режиссер проводит параллель между патерналистской государственной моделью и появлением «учеников»-фанатиков, ведь до конца фильма никто так и не может найти настоящей причины, по которой «обычный трудный подросток» вдруг вдарился в религию.
Реальные последствия художественного вымысла
Ну и напоследок спустимся с высот притчи и иносказания в обычную российскую школу. Многим родителям и общественным деятелям претит мнимое сближение Церкви и школы, дескать, детям забьют головы «библейскими сказками», «сделают из них рабов» и так далее.
«Ученик»: Рецензия Киноафиши
«У Бога на тебя есть планы»
В рамках Международного кинофестиваля «Послание к человеку» состоялся показ нашумевшей ленты Кирилла Серебренникова «Ученик», которая вместе с короткометражным мультфильмом «Слушая Бетховена» Гарри Бардина в этом году отправилась покорять каннскую публику, что ей однозначно удалось. Принято считать, что если в Канны едет российское кино, то это обязательно или чернуха, или нечто остро политическое. Отчасти этим критериям «Ученик» удовлетворяет, однако вовсе не выводит их на первое место.
Кадр из фильма «Ученик»
Фильм снят по одноимённой постановке самого Серебренникова, которая, в свою очередь, берёт за основу пьесу Мариуса фон Майенбурга «(М)ученик», перенося действие из Германии в российские реалии. В самую обычную школу ходит совсем не обычный Вениамин, который неожиданно увлёкся чтением Библии. Но только трактовать Священное Писание он решил по-своему, да ещё и стал терроризировать всех окружающих своими наставлениями. Одноклассники смеются над выходками Вени, мать рыдает, учителя во главе с директрисой ищут оправдания и только преподавательница биологии, а по совместительству местный психолог, Елена Львовна пытается понять истинную суть такого поведения и как-то противостоять ему, тем самым лишь выкапывая себе могилу.
Кадр из фильма «Ученик»
Рассказанная в фильме история для современного мира кажется маловероятной и практически нереальной. Как и взрослые в «Ученике», окружающие привыкли списывать подростковые выходки на сложность этого периода. И уж тем более абсурдно предполагать, что представителю нынешнего поколения в руки может попасть Библия, да ещё и произвести такое сильное впечатление, что он станет досаждать этим всем вокруг. Но, как оказалось, Священное Писание производит не только чудотворный эффект, а может стать большой опасностью для отдельной личности и всего её окружения.
Именно об угрозе любого фанатизма говорит нам Сербренников. Каждый видит и воспринимает то, что хочет, и Вениамин находит в тексте только то, что может принять, при этом наотрез отвергая другие тезисы. По какому принципу происходит такая избирательность? Как вообще к герою попала Библия? И что собой представлял Венимамин до «духовной» трансформации? Об этом автор умалчивает, но от этого картина не становится менее весомой и целостной.
Кадр из фильма «Ученик»
«Ученик» – это громкий, доходящий до крика и оглушающий своей прямолинейностью фильм. И дело здесь не только в том, что герои всё время разговаривают на повышенных тонах, а в том, что это смелое кино. С такой откровенностью о религии, фанатизме и вере говорят редко, а тем более в России. Более того, Серебренников ещё и умудряется со стольких сторон раскрыть человеческое отношение ко всему вышеперечисленному, что «Ученик» может смело претендовать на звание пособия и путеводителя.
Кадр из фильма «Ученик»
В лице Елены Львовны мы видим прогрессивный взгляд на мир, она сторонник эволюции и атеизма, поэтому выступает главным оппонентом Вениамина. Тот, в свою очередь, является представителем той небольшой категории людей, которые в своих убеждениях доходят до фанатизма, и при этом он также выступает против религии в широком, общественном смысле этого слова, ведь даже священнику достаётся от его красноречия. Ну а батюшка в фильме олицетворяет великую и могучую церковь, в престиж которой так слепо верят все остальные персонажи, представляющие собой бездумную толпу.
«Ученик» поднимает много вопросов и делает это ловко, честно и театрально, позволяя по-новому взглянуть на реальность. И даже той группе зрителей, которая скептически настроена к современному отечественному кинематографу, рекомендуется к ознакомлению, потому что перед вами один из самых выдающихся российских фильмов года.
Кадр из фильма «Ученик»
В российском прокате с 13 октября 2016 года
Расписание и покупка билетов на фильм «Ученик»
Рецензия на фильм «Ученик»
В 2014 году режиссер Кирилл Серебренников поставил в «Гоголь-центре» «(М)ученика» по одноименной пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, адаптированной под российские реалии. А затем — без всяких скобок, под именем «Ученик» — перенес ее на киноэкран. Актерский костяк за некоторыми исключениями перекочевал сюда с подмостков (Ауг, Исакова, Александра Ревенко, Александр Горчилин). Ключевая замена — вместо Никиты Кукушкина главную роль исполнил Петр Скворцов, талантливый выпускник Мастерской Дмитрия Брусникина, подарившей отечественному театру и кино, в частности, Василия Буткевича («Тряпичный союз», «Хороший мальчик») и Марину Васильеву («Как меня зовут»). Добавить сюда оператора Владислава Опельянца, снявшего все фильмы позднего Михалкова (начиная с «12»), — и закономерными покажутся как попадание ленты в программу «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, так и приз имени Франсуа Шале (ее вручают фильмам, «наилучшим образом передающим действительность нашего мира»).
С такими исходными данными даже неловко констатировать, что «Ученик» — гротескный, прямолинейный плакат, родившийся как реакция на еще более гротескные и прямолинейные социальные процессы с пометкой «оскорбление чувств верующих» (и не только). Снятый аккуратно, с длинными планами и какой-то европейской отстраненностью, но местами наигранный, исполненный с перехлестом и речитативными интонациями. Серебренников демонстрирует несколько театрализованную хронику рождения фанатика, перед чьим запальчивым натиском уступают и провозглашенные скрепы, и здравый смысл. Вениамин рядится обезьяной на урок про теорию Дарвина и разоблачается донага, когда речь заходит про контрацепцию, срывая занятия. В его собственном представлении он действительно мученик, которому Бог-отец заменил неизвестного папашу, чем возложил на хрупкие плечи старшеклассника ответственность за растерянный и неправедный мир. Юношеский максимализм из века в век оказывается идеальной почвой для больших идей.
Отсутствие отца — вообще один из ключевых мотивов в фильмографии Серебренникова. Лишь призраком маячит родитель в «Изображая жертву», нет его и в «Юрьевом дне». Однако раньше режиссер еще и летописал узнаваемый экзистенциальный ужас, пробивающийся через ткань бытовухи, или искал примирение условных противоположностей: оперная певица в исполнении Раппопорт в «Юрьевом дне» собиралась перебраться в Германию, но в итоге оседала на малой родине. «Ученик» же, как героиня Исаковой, пытается выступить зеркалом для фанатизма и одолеть его теми же методами, но получается экранизация выражения Марка Твена про спор с идиотом. В какой-то момент Елена Львовна тоже ударяется в крайность, а противостояние двух крайностей — не самая впечатляющая драматургическая конструкция. Меткий в мелочах (вроде невинных жертв слепой конфронтации), «Ученик» действительно тыкает пальцем в общественные болячки, но, кажется, выбирает такую интонацию и такую кафедру, с которой его вряд ли будут слушать.