в чем смысл фильма сволочи
Чему учит фильм Сволочи
5 октября 2019 года один из российских телеканалов отметил День учителя показом фильма «Сволочи».
Увидев анонс в телепрограмме, я вспомнил об одном любопытном документе.
На него я наткнулся, изучая всё, что касалось того времени, когда мой отец находился на фронте.
Из ориентировки ГУКР «Смерш» НКО СССР № 51179 о работе против немецкой агентуры из подростков.20.09.1943 г.
«. 25 июня 1943 г. по приказу немецкого командования все лица мужского пола в возрасте 14—16 лет,проживавшие на территории Козинской волости Смоленской области, должны были явиться в волостное управление на регистрацию.
Подростки, явившиеся на регистрацию, были направлены немцами в лагерь, расположенный в 4 километрах от Смоленска, в здании бывшей МТС, где подготавливались кадры для так называемой Русской освободительной армии (РОА).
И вот в 2006 г. на киноэкраны страны вышла кинокартина «Сволочи».
По сюжету лагерь для малолеток-диверсантов был якобы не в Германии, а в СССР, и не абвер, а НКВД занимался таким сволочным делом.
Зачем понадобилась эта подмена?
После разгоревшегося тогда скандала было проведено журналистское расследование, в результате которого
фальшивка была разоблачена.
Архивными документами и материалами не подтверждается существование в системе органов НКВД—НКГБ школ
по подготовке диверсантов из несовершеннолетних.
В ходе рекламной кампании писатель В. Кунин, по одноименной повести которого был снят фильм,
утверждал об автобиографичности событий, положенных позднее в основу сценария.
Позднее, после скандала, В. Кунин заявил в интервью, опубликованном 16.11.2007 в газете «Московский комсомолец»,
что сценарий был «от первой и до последней буквы переписан режиссёром фильма, очень посредственным и крайне неопытным».
Однако претензии относительно пребывания в вооруженных силах Кунин называл «необоснованными»,
продолжая утверждать, что с 1943 по 1952 год проходил службу в армии.
Из справки Центрального архива МО РФ о военном прошлом писателя Кунина В.В.:
Кунин (настоящая фамилия Фейнберг) Владимир Владимирович, 1927 года рождения, был призван в декабре 1944 года, домашний адрес: г. Алма-Ата, ул. Калинина, 63.
С декабря 1944 по декабрь 1946 года в качестве курсанта сменил три военно-авиационные школы,
откуда был отчислен с формулировками «в связи с неуспеваемостью» и «в связи с недисциплинированностью».
Вот и вся военная биография автора «Сволочей», который «с начала 1990-х годов жил в Германии,
эмигрировав как контингентный беженец»…
Более 13 лет назад в материале «Спор вокруг фильма «Сволочи»: А был ли мальчик-диверсант?» «Комсомольская правда»
публиковала мнения ветеранов Великой Отечественной войны.
Председатель совета ветеранов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН) НКГБ-НКВД СССР Евгений ТЕЛЕГУЕВ:
«В семнадцать лет, 18 июля 1941 года, был зачислен добровольцем в ОМСБОН.
Мы занимались диверсиями, партизанской войной.
Среди нас не было осужденных.
В тыл посылали только комсомольцев с безупречной биографией».
«Сволочи»: Рецензия Киноафиши
Фильм «Сволочи», в сущности, не так уж страшен и радикален, как можно было понять из роликов, крутившихся несколько месяцев в кинотеатрах. Все самые жесткие и бескомпромиссные кадры как раз в эти самые ролики и вошли, остальное же в фильме – то, что можно условно назвать смягчающей разгоряченное зрительское сердце/око «лирикой».
Изображенные в картине события 1943 года основаны на воспоминаниях именитого писателя и кинодраматурга Владимира Кунина, после «Хроники пикирующего бомбардировщика» попавшего в «высший свет» советского сценарного цеха. По следам воспоминаний Кунин написал повесть, которую и экранизировал Александр Атанесян, сняв казахские горы в Армении. Для Атанесяна «Сволочи» были своего рода шансом оправдаться за собственное кинотворчество последней пятилетки. Ученик Балаяна, ассистировавший Тарковскому и Параджанову и поставивший на рубеже 80–90-х несколько короткометражек, Атанесян на целое десятилетие выбыл из режиссерского сонма и лишь в 2000-м снял свой полнометражный дебют – «24 часа». Нельзя сказать, что дебют уж совсем не удался, однако фильм был определенно скучноват: проблемы с ритмом и темпом в рамках осваиваемого жанра обозначились у Атанесяна уже тогда. Дальше пошло гораздо хуже. «Летний дождь» излился с экрана настолько вялой тягомотиной, что по ходу просмотра казалось, будто вся съемочная группа уснула прямо на площадке и камера движется лишь от покачиваний операторской руки, перепутавшей рабочий инструмент с колыбелью. На «Человеке-амфибии» Атанесян совсем опозорился: в дополнение к кубинскому материалу пришлось доснимать часть сцен на родине уже практически на стадии монтажа; несмотря на такие усилия, опус оказался в высшей степени наивным, пошлым и слащавым, удивительно точно воспроизводя при этом эстетику «Старых песен о главном». В итоге выход картины к зрителю изрядно задержался, а в титрах в качестве режиссера возник некий Петр Иванов.
Конечно, «Сволочи» – лучшее из всего, что снял Атанесян (по крайней мере в полном метре). Конечно, благодаря талантливому и драматически сильному сценарию Кунина Атанесяну удалось показать, что настоящие СВОЛОЧИ – не малолетние уголовники, в основном поневоле, из-за бедствий военного лихолетья, опустившиеся на криминальное дно, а взрослые, создавшие из детей школу подрывников-смертников (в этом смысле одна из лучших сцен – та, где высокий военный чин вермахта, «голос истины» фильма, глядя на трупы расстрелянных в воздухе юных десантников, в ужасе восклицает: «Господи, да это же дети!»). Недаром лишь вначале взрослые наставники именуют своих подопечных сволочами, «не боящимися ни бога, ни черта, ни даже советской власти»: потом они будут ласково звать их засранцами и подкармливать яблоками из спецзапаса. И, конечно, тот факт, что десантную группу забрасывают в Трансильванию (это не шутка!), где в очередной раз окопалось зло, теперь в нацистском обличье, – в высшей степени отраден. Тем не менее у режиссера Атанесяна есть одна серьезная проблема общего порядка: он не умеет снимать кино. Говоря конкретнее, ему не удается связать «движущиеся картинки» в одно целое, в единое действие. Из-за тотального неумения выстраивать и выдерживать заданный ритм и темп Атанесян переходит от кадра к кадру чисто механически: между сценой А и сценой Б нет никакой внутренней связи. В «Сволочах» эта механистичность как будто бы скрадывается затемнениями между кадрами, однако на самом деле проблема лишь усугубляется: не связанные друг с другом, эпизоды становятся декоративными метками. Юные парашютисты неподвижно повисают в сумрачном трансильванском небе на невидимых кукольных веревочках, а воспоминания двух состарившихся главных героев, вместо того чтобы ожить яркими визуальными вспышками-флэшбэками, даются закадровыми голосами с намеренно (и совершенно напрасно) усиленным студийным эхом. Атанесян прямо и бесхитростно снимает то, что видит, а не то, что конструирует, забывая об основополагающем для кинематографа хичкоковском постулате: кино – это не кусок жизни, а кусок торта (пусть даже, добавим от себя, кровавого и сволочного).
«Сволочи» и сволочь. Как это было на самом деле
Чем ближе становится 9 Мая – День Победы, великий и святой праздник для каждого честного человека в любой стране бывшего Советского Союза и Европы, в том числе в Республике Молдова, осознающего непреходящее значение бессмертного подвига многонационального советского народа и его героической Красной Армии, в долгой, тяжёлой и кровопролитной борьбе разгромивших фашистские полчища и спасших мир от «коричневой чумы», для своей собственной судьбы, для своего права свободно жить, работать, любить, создавать семью, растить детей и внуков под мирным небом, тем, к сожалению, громче и назойливее вновь становятся сиплые голоса различного рода «искателей» и «открывателей» одним им известной «правды и истины», изо всех сил пытающихся очернить, оболгать и поставить под сомнение известные исторические факты о минувшей войне, плутовато передернув и подменив их ловко состряпанной и широко растиражированной дезинформацией.
Впрочем, ещё раньше я нередко слышал такие же странные утверждения от многих молдавских студентов и лицеистов, а также от простых граждан, которые выражали своё искреннее возмущение по поводу того, что «Советская власть не щадила детей, чьи родители были несправедливо осуждены как «враги народа», превращала их в диверсантов-террористов и забрасывала на верную гибель на оккупированную немцами территорию».
В качестве доказательства правильности своих, вызывавших лично у меня большие сомнения, утверждений мои собеседники неизменно ссылались либо на вышедший на экраны в 2006 году скандальный фильм «Сволочи», снятый российским режиссёром Александром Атанесяном по мотивам «автобиографического» романа Владимира Кунина «Миха и Альфред», либо на прочитанную ими книгу того же автора.
В чём-то я, несомненно, могу понять и разделить чувства этих людей. Это ведь очень сложный нравственный вопрос, насколько оправдано участие детей в войне. История, показанная в этом фильме, действительно, не укладывается ни в какие рамки здравого смысла. Владимир Кунин утверждает, что советская диверсионная школа существовала в Казахстане. Малолетних диверсантов оттуда забросили на уничтожение укрепленной базы фашистких горных стрелков в Альпах.
Перед выброской на немецкую базу «Эдельвейс» начальник школы предупредил «любимчиков» о затяжном прыжке, а остальных мальчишек сбросили прямо на немецкие пулеметы. Это был отвлекающий маневр. Нельзя без слёз смотреть на ключевую сцену этой кинодрамы, когда седой немецкий офицер, сняв фуражку, стоит над трупами русских диверсантов и сокрушенно говорит: «Боже мой. Боже мой. Это же дети. Что же они делают»? Страшно. Трагично. Но вот только было ли всё это на самом деле?
Вовсе неудивительно, конечно. что молдавские лицеисты и студенты, которым за годы их учёбы настолько «запудрили мозги» фальсифицированной «Историей румын», что они вообще ничего не понимают сегодня в истории своей собственной страны и своего народа, особенно в истории Великой Отечественной войны, а также зашоренные обыватели приняли всё показанное в этом фильме за чистую монету.
Удивительно и странно лишь то, что и некоторые молдавские (румынские?) ученые-историки, прекрасно знающие подлинные факты о той войне и советской истории, также поверили (или, может быть, просто сделали вид, что поверили?) в эту историческую фальшивку. И очень худо, что они не только сами поверили, но ещё и пытаются заставить поверить в это всех остальных молдавских граждан.
В Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации имеется Приказ приемной комиссии МО СССР о зачислении Владимира Кунина в Ташкентскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров, где сказано: «Фейнберг Владимир Владимирович, 1927 г. р., призван в декабре 1944 г., еврей, дом. адрес: г. Алма-Ата. ул. Калинина, 63».
Но еще задолго до этого немцы стали активно использовать детей и подростков в разведывательных целях. Достаточно сказать, что при «Абверштелле» в городе Житомире, который был взят немцами 9 июля 1941 года, уже находилось три агента-подростка, которые неоднократно забрасывались за линию фронта и выполняли разведзадание абвера. Эти дети-шпионы совершили более ста ходок за линию фронта. Возвращаясь, они сообщали сотрудникам абвера необходимые данные, которые интересовали немецкую разведку.
В специальном сообщении Управления НКВД по Смоленской области в особый отдел Западного фронта о детях-диверсантах от 4-го сентября 1941 года было сказано, что немецкая разведка в целях получения информации о дислокации советских частей, подразделений, штабов в прифронтовой полосе засылает на советскую территорию подростков для проведения разведывательной работы. Соответственно перед советской контрразведкой была поставлена задача выявления этих завербованных подростков, выяснение к какому разведцентру они принадлежат, где находится этот разведцентр, сфера его ответственности, куда, в какие районы засылают детей-шпионов и с какими заданиями.
Школы диверсантов появились не сразу. Поначалу вербовка происходила стихийно – немцы перебрасывали через линию фронта случайных детей. Их задача – разведка мест советских аэродромов, подача световой сигнализации в местах скопления советских войск и артиллерийских батарей. Вербовка детей не представляла сложности – на сотрудничество с гитлеровцами детей бросал страх перед голодной смертью. В основном, опирались на тех подростков, которые совершали правонарушения. Их задерживали и приказывали выполнить задание под угрозой расстрела в условиях военного времени, обещая взамен питание и безопасность.
В «Абверкоманде-203» детей баловали вином, пивом, водили в кино. В школе им выдавали форму, учили прыгать с парашютом, ориентироваться в лесу, кричать уткой и подкладывать в тендеры паровозов замаскированную под уголь взрывчатку. Первоначально лагерь был под городом Орша. По мере отступления немцев он перебазировался под Смоленск, в деревню Курганы под Минском, затем к Лодзи в Польше.
Позже, в начале 1943 года, диверсионная спецшкола была создана в самой Германии, в местечке Гемфурт. Школа была создана потому, что предыдущие группы давали хорошие результаты. Подготовку дети проходили 1-2 месяца. Как правило, собирали сирот из захваченных детских домов. Немцы делали ставку не на уровень подготовки диверсантов, а на их численность.
Школа в Гемфурте – единственная исключительно детская. Абверу и СД нужно было затратить несколько лет, а также огромные средства, чтобы из немецкого юноши сделать хорошего диверсанта, которого сразу же не рассекретили бы на территории противника, и чтобы местные жители при встрече ничего не заподозрили. Легче всего их было набрать из военнопленных и детдомовцев, и после небольшого срока обучения отправить выполнять задание.
После того как беспризорники и детдомовцы попадали в Гемфурт, им давали несколько дней отдыха и кормили досыта. Инструкторы применяли действенный метод кнута и пряника. Сначала обездоленных детей запугивали, внушали им, что на родине их ждут допросы в НКВД, а потом — расстрел. Несовершеннолетних агентов убеждали: те, кто перешел на сторону фашистов, объявлены советским правительством врагами народа. Единственный выход для завербованных ребят — вооруженная борьба против Красной Армии. По приблизительным подсчетам, в разведшколе получили «образование» несколько сотен ребят в возрасте 13–17 лет.
Один из главных учителей – Юрий Евтухович, лейтенант Красной Армии. В августе 1941 года он попал в плен, работал переводчиком, затем преподавал в школе унтер-офицеров, где бойцов Красной Армии превращали в карателей. Позже стал преподавателем спецшколы в Гемфурте. Он был из семьи полковника, преподавателя Артиллерийской Академии в Ленинграде. Окончил три курса в ВУЗе, потом бросил, работал до войны преподавателем в детском доме, потом в школе фабрично-заводской молодежи.
Осенью 1943 года на задание отправили 30 человек. Их обучил бывший офицер Красной Армии, десантник, военнопленный Николай Фролов. Это была его личная инициатива: создать группу детей и забросить ее за линию фронта с диверсионной задачей. Уже через несколько месяцев Абвер перешёл к планомерной профессиональной подготовке малолетних кадров. Теперь их специально отбирали и готовили с особой тщательностью.
Эта школа оказалась в центре внимания начальника Главного управления контрразведки «Смерш» генерала Виктора Абакумова. Немцы снабжали маленьких диверсантов взрывными устройствами, закамуфлированными под куски каменного угля. Они должны были подбрасывать эти куски после заброски на советскую территорию в тендеры паровозов с воинскими эшелонами. На прифронтовых станциях юные диверсанты сумели подорвать несколько эшелонов с танками, боеприпасами, горючим. После выполнения задания от детей требовалось перейти линию фронта и, предъявив пароль первому немецкому солдату или офицеру, попросить их доставить в штаб немецкой армии.
В начале 1944 года Алексей Скоробогатов, один из обученных Евтуховичем унтер-офицеров, заброшенный немцами с заданием за линию фронта, попал в руки «Смерш», где его перевербовали и отправили в тыл к немцам с заданием развалить систему подростковых диверсионных школ изнутри. Он стал главным действующим лицом операции по развалу школы Гемфурт. Так началась ликвидация спецшкол Абвера.
Скоробогатову немцы доверяли. Он был один из немногих, кому удалось благополучно перейти линию фронта. В качестве специалиста по этому вопросу его направили в диверсионную школу подростков в Гемфурте. В школу вербовали 13-17-летних подростков из детских домов Орши и Смоленска. Сюда же попадали отобранные абверовцами дети из концлагерей. Мальчикам обещали службу в Русской освободительной армии (РОА), а девочек везли на курсы медсестер. С детьми проводили ряд психологических бесед. Только после этого им сообщали об истинных задачах.
Ставка делалась, в первую очередь, на детдомовцев. Во-первых, их было много и не надо было искать отдельных детей. Во-вторых, они, в основном, были из неблагополучных семей, либо потерявшие родителей по вине советской власти. В-третьих, условия жизни в детских домах накануне и в начале войны были очень тяжелыми.
Когда немцы детей вербовали, то по детдомам ездил бывший детдомовец Ваня Замотаев, который был одет в новую форму власовской Русской освободительной армии (РОА), сытый, краснощекий и с пистолетом на ремне. Это, естественно, оказывало определенное психологическое воздействие на детей. Прежде, чем начать обучение, детей водили в рестораны, в цирк, досыта кормили. Измученные лагерями и страхом перед врагом, подростки соглашались работать на Абвер. Натасканных детей забрасывали самолетами с минского и смоленского аэродромов парами.
Назад почти никто из детей-диверсантов не возвращался, но абверовцы на то и не рассчитывали. Позиция была такова: выбросим 100 агентов, если двое из них выполнят задание, и то уже хорошо. Кроме того, считалось, что даже не вернувшись обратно, завербованные абвером дети своими разговорами про Германию и Европу так или иначе продолжат разрушительную работу против Красной Армии. Массовая заброска немцами детей-агентов значительно затрудняла и тормозила работу советских спецслужб, так как на их выявление требовалось много времени и сил.
В январе 1945 года в расположении советских войск появился Алексей Скоробогатов, вместе с которым пришли инструктор диверсионной школы Гемфурт Юрий Евтухович, бывший офицер Красной Армии, воспитательница детской школы Александра Гуринова и 44 диверсанта-подростка в возрасте 14-16 лет. Скоробогатов смог убедить Евтуховича, что его готовы принять вместе с детьми, с гарантией, что это ему зачтется.
Однако, немотря на эти обещания, Евтуховича ждала другая судьба. Около года он провел в заключении, после чего был расстрелян. Ему не удалось избежать расстрела, потому что было доказано, что до попадания в детскую диверсионную школу он принимал участие в карательных действиях против партизан.
После 1944 года следы детской диверсионной школы потерялись. Почти все дети и русскоговорящий преподавательский состав сдались партизанам. Но остался еще немецкий контингент и 17 учеников. Они не вышли из леса вместе со Скоробогатовым и Евтуховичем. По одной из версий, их использовали против СССР западные спецслужбы во времена «холодной войны».
Жалкие слова. Какие же это «фантазии»? Причём здесь «мистика»? Да, безусловно, писатель имеет право на художественный вымысел. Но писатель не имеет права лгать, когда рассказывает о важнейшем периоде советской истории – Великой Отечественной войне. Писатель не должен цинично клеветать на свою Страну и свой Народ, давая обильную пищу для дальнейших измышлений всем тем, кому по каким-либо причинам ненавистна наша общая Великая Победа. Иначе он не писатель, а просто пасквилянт, готовый «ради красного словца не пожалеть и отца».
Фальсификация фактов истории в фильме «Сволочи»
ИА SakhaNews. Во Внутренней тюрьме МГБ ЯАССР Якутска содержался Николай Горохов бывший советский офицер и предатель. Во время войны он попал в плен и, перейдя на сторону врага, вместе с фашистами готовил диверсантов из подростков в спецшколе «Абверкоманда-203». Главная военная прокуратура вынесла заключение об отказе в его реабилитации, сообщает пресс-служба ведомства.
В 2006 году состоялась премьера якобы основанного на реальных событиях фильма «Сволочи», снятого по повести Владимира Кунина, который в годы войны вступил в отряд диверсантов-смертников якобы под началом НКВД СССР. После скандала, связанного с фальсификацией истории, Кунин заявил, что фильм от первой и до последней буквы переписан режиссером Александром Атанесяном.
Безусловно, те, кто действительно отличает правду от лжи, а также ветераны Великой Отечественной войны знали, что фильм далек от истины. Никаких подобных школ по подготовке диверсантов наподобие той, которая описана в повести и ее экранизации, не существовало в системе госбезопасности.
В архиве УФСБ России по Якутии хранится дело на Николая Васильевича Горохова, который родом из Рязанской области. В звании старшего лейтенанта он был командиром саперной роты. Когда началась война, батальон саперов получил задание укрепить оборону западных границ города Тофри на балтийском острове Даго.
Обер-лейтенант немецкой армии Николай Горохов за усердную подготовку группы диверсантов и за участие в боях с партизанами был дважды награжден бронзовой медалью 2-го класса фашистской Германии.
22 апреля 1944 года офицер фашистской армии Горохов для борьбы с польской армией «АК» и партизанами был переведен в карательный отряд «СС», который дислоцировался в польском лагере смерти «Травники», где в душегубках погибли тысячи советских граждан. В массовом порядке их загоняли в боксы, как на убой.
В 1945 году под натиском советских войск батальон «СС» двигался к Дрездену. Тогда уже Горохов понимал, что победа Красной Армии близка, и решил сдаться англо-американским войскам, однако 15 мая 1945 года предатель и каратель был арестован отделом контрразведки «СМЕРШ». На допросах Горохов рассказывал, что «контингент подростков состоял из украинцев, русских и других национальностей в возрасте 12-16 лет, завербованных на оккупированной немецкими войсками территории».
«Сволочи»
Китч, подделывающийся под военную драму
В разгар Великой Отечественной органы устраивают в Закавказье тренировочный лагерь для малолетних рецидивистов. Под руководством полковника Вишневецкого (Панин) — самого по этому случаю выпущенного из заключения — и нескольких профессиональных диверсантов полсотни трудных подростков должны подготовиться к самоубийственным спецоперациям. Подростки такой перспективе рады не очень: дерутся, матерятся и норовят слинять, но Родина свое возьмет.
Поскольку объективность требует везде находить не только дурное, но и хорошее, следует отметить: «Сволочи» идут всего полтора часа. Час пятнадцать описываются лагерные будни, последние четверть часа отведены собственно на диверсию. После премьеры возник бессмысленный скандал по поводу достоверности происходящего (и писатель Кунин отчего-то нехотя признался, что все выдумал), но вопросы и вправду есть. Например: какого рожна чекисты вообще решили прикладывать невероятные усилия, тренировать, охранять и затем посылать на важнейшие операции именно детей? От недостатка штрафбатов? Из какого-то специального мазохистского людоедства? Или, скажем: зачем городить такой огород, если секретный немецкий центр, где хранится стратегический запас топлива, охраняется как провинциальная овощебаза? Точнее, вообще не охраняется: заходишь тихонько, кидаешь спичку и бежишь со всех ног. Или вот — глупо, но все-таки: каким, в принципе, образом выживает ребенок, которого разрывает мина, накрывает лавина, и все это происходит в горах, в глубоком тылу противника?
Впрочем, ладно, художественные условности. Но ни в советском приключенческом кино, которое, очевидно, так любо создателям фильма, ни в импортной «Грязной дюжине», откуда они мягко позаимствовали сюжет, условность не распространялась на характеры. Ну то есть, грубо говоря, надо же за кого-то волноваться. Между тем ровно в середине фильма я вдруг осознал, что из многочисленных героев различаю только артиста Панина, артиста Краско (потому что у них лица знакомые) и одного беспризорника (потому что он самый маленький и все время щурится). Ближе к концу выучил еще троих. В итоге даже те элементарные и раз за разом повторяющиеся драматические коллизии, которые выдумал писатель Кунин (дети выясняют отношения, на тренировке кто-нибудь погибает, Краско добродушно шевелит усами, Панин с неизменным мастерством симулирует душевное волнение), теряют малейший смысл. Не то что «никого не жалко» — жалеть попросту некого.
Хотя и это полбеды, положим. Но черт возьми, что происходит в голове у человека, который долго держит такой крупный план: белое-белое лицо 14-летнего мальчика, распластавшегося в снегу, глаза закрыты, из носа течет алая-алая струйка крови. Мальчик умер. За кадром набирает силу лирическая мелодия Аркадия Укупника.
Хотя что там. Вот вы бы видели финал.
Комментарии
Вы для чего ходите в кино?
Если вас привлекают лихие герои-супермены, эффектно крошащие в капусту толпы врагов — не ходите на фильм «Сволочи». Если оцениваете кино по количеству и навороченности компьютерных спецэффектов — тоже не ходите.
А если вас интересуют характеры и судьбы, темы Добра и Зла, Свободы и Долга — тогда посмотрите этот фильм. Если вам случалось бороться за свою жизнь или спасать друга — посмотрите этот фильм. Если воспитываете подрастающего мужчину — посмотрите этот фильм вместе с ним.
Совершенно неважно, историчен фильм или фантастичен. При таком полностью милитаризованном, рационалистическом и безжалостном режиме, каков был сталинский, идея подобного использования несовершеннолетних преступников, мне кажется, лежала на поверхности. Было б удивительно, если бы она не воплощалась. Какая разница, сохранились документы или нет, так выглядели события или не совсем? Они могли выглядеть так, и этого достаточно.
Молодец режиссер, молодцы актеры, молодцы герои фильма.
Есть в фильме какой-то сюжет, а вот какой — покрыто сумраком, как из «Дневного дозора». Злободневность темы оставляет желать лучшего, почему бы не разобрать тогда проблематику времен монгольского нашествия, все ж не так избито. Беспризорников во время войны хватало, только были те, которые на фронт рвались, вот о них, сколько не снимай, все мало не будет. А после убийства милиционеров я этих персонажей из списков представителей человечества вычеркнул.
Резюме такое: поаккуратней надо как-то с тематикой Великой Отечественной, она ведь по-разному коснулась нашей страны и США, я-то думал, сценарист Кунин об этом знает. А то потом очередные открыватели глаз снимут фильм, как режиссер экспериментировал над «юными звездами» во время съемок «Сволочей».