в чем смысл фильма родня
Родня
Художественный фильм
Михалков целился и попал в болевую точку общества, он показал распад семьи, пустующие ульи.
Душевного покоя и отдыха в доме дочери, в семейном кругу Мария Васильевна не находит. Нет самого семейного круга: он разомкнулся с хрустом и скрежетом, выпрямился в бесконечную наклонную линию разлада, скандалов и глухой обособленности.
Дочка Марии Васильевны (эту роль играет Светлана Крючкова) разъехалась с мужем. Ей названивает некий, так и не появившийся на экране, Гена.
Верно, Марии Васильевне Нининой правды не понять и не принять, у нее своя правда, ее она будет отстаивать до конца с упорством бегуна, за которым наблюдает с балкона. Круг за кругом на опустевшем ночном стадионе одолевает бегун свою дистанцию. Может быть, ставит рекорд, увы, никем не видимый и посему никому не нужный.
Лента населена выпавшими из гнезда, одинокими, бессемейными людьми. На первый взгляд совершенно благополучный, преуспевающий инженер Юрий Николаевич с отлаженным холостяцким бытом оказывается человеком страдающим, истосковавшимся по теплу, по задушевной беседе. Да и не может человек жить, зажав себя в кулак, душу надо кому-то открыть, уткнуться в чье-то доброе плечо.
Юноша (первая роль Олега Меньшикова) горько смотрит на нее. Он взглядом расскажет историю своего детства: пьяные дебоши отца, обида за мать, уязвленная гордость и стыд, мокрая от мальчишеских слез подушка.
«Родня», как всякое талантливое кинематографическое произведение, обладает свойством оставлять в душе зрителя чувственно-осязаемый след. С течением времени выпадут из памяти сюжетная канва, образы отдельных персонажей, но общая атмосфера картины запомнится.
И с Нины в эту тревожную минуту слетает мишурная, заемная манерность, слезы на глаза наворачиваются, прижимает она к себе доченьку, кидается вслед за матерью.
«Родня» Никиты Михалкова
До «Родни» Никита Михалков успел снять пять картин, и все они были на историческую тематику. А тут вдруг советский реализм, да еще и сатира.
Сценарный образ героини фильма Виктор Мережко списал со своей тещи специально под Нонну Викторовну Мордюкову. Актриса долго отказывалась от роли Марии Васильевны — деревенской дородной женщины с металлическими зубами и химической завивкой, однако режиссер смог убедить Мордюкову сменить свое амплуа. Олега Меньшикова, сыгравшего Кирилла, сына Коновалова, он позвал впервые — впоследствии актер станет любимчиком Михалкова. На роль Владимира Коновалова — бывшего мужа Марии, приглашали Олега Борисова, но из-за отказа сыграть Достоевского ему запретили сниматься в новом фильме Михалкова. И тогда утвердили кандидатуру Ивана Бортника, как оказалось, не зря. Юрий Богатырев, которому досталась роль «Тасика», бывшего мужа Нины, уже снимался в картинах Михалкова, таких как «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Раба любви» (1975). Правда, он оказался единственным актером, с кем Михалков уже работал, остальных пригласил впервые.
Кадр из фильма «Родня». Источник: YouTube
Сюжетная канва фильма выстроена вокруг истории отдельно взятой семьи, разделенной пропастью поколений в лице Марии Васильевны (Нонна Мордюкова), Нины (Светлана Крючкова), ее дочери, и внучки Иришки (Федор Стуков). Все они весьма экзальтированные и сумбурные, каждая при своем мнении. Из-за этого на протяжении всего фильма зрителя не покидает ощущение перманентного внутрисемейного конфликта, даже в те моменты, когда кажется, что все уже хорошо (финальные кадры, где героини втроем идут по путям и оживленно о чем-то спорят). Мария Васильевна — натура волевая, гордая, но в тоже время ранимая, добрая — ее установка всех помирить отчасти не сработала, семью так и не удалось склеить, муж «Тасик» не вернулся, однако мир привнести все же получилось. Эта роль — полноценный бенефис Нонны Мордюковой, вокруг которой меняется все: мизансцены (танцевальный поединок с «Тасиком»), характеры людей (плачущая и покаявшаяся дочь Нина, сцена на вокзале), наконец, сама Мария, взявшая на поруки бывшего мужа алкоголика, добровольно отказалась от счастья с добродушным инженером Ляпиным (Андрей Петров). И только окончательно переругавшись, герои понимают, что ближе их самих никого нет. Мария принесла сакральную жертву ради семьи и получила признание дочери, которая увидела трогательную сцену прощания Коноваловых на вокзале.
Новый советский реализм, подхваченный кинорежиссерами, писателями, музыкантами, художниками — привнес бытовые и социальные перемены в обществе. В гладком до той поры социалистическом сюжете появился ярко выраженный конфликт, который уже невозможно было спрятать за «историческим фасадом» прошлого. Советское общество вовсю погрузилось в утопическое будущее Станислава Лема и не стеснялось доставать зарубежный ширпотреб и слушать диско в обход существующим табу. Окружающая реальность вдруг стала интересней, чем бережная реставрация прошлого. Модернистская архитектура Днепропетровска, показанная в фильме во всей красоте, воспринимается как декорации к уже наступившему будущему — и тем неуместней она выглядит на фоне старых как мир семейных конфликтов.
Кадр из фильма «Родня». Источник: YouTube
Никита Михалков как режиссер прекрасно адаптировал под «Родню» свои наработки в кино. К примеру, эффект подглядывания, когда камера плавно смещает фокус с бытового сюжета на спортивные соревнования или приземляющийся самолет, намекая на бренность нашего бытия. Режиссер частенько сам снимается в своих картинах и делает это весьма деликатно и органично. В «Родне» он снялся в небольшой роли ушлого и в чем-то карикатурного официанта, еще раз подчеркнув сатирический тон картины. Еще один забавный эпизод, в котором появился Михалков, — это момент, когда Мария и инженер Ляпин пытались сделать быстрое фото, однако, вместо совместного портрета, вышли задержавшиеся кадры с Михалковым, художником Александром Адабашьяном, оператором Павлом Лебешевым. Эта же троица участвовала в колоритной сцене в ресторане, где героиня Мордюковой отплясывала с бывшим мужем Нины.
«Родня» могла вовсе не выйти на экраны, если бы не последнее слово Юрия Андропова, тогдашнего генсека страны. Худсовет изначально отнесся к фильму со скепсисом и потребовал от Михалкова внести около 200 правок, которые сильно искажали сюжет. В частности, попросили вырезать сцену, где Мария бьёт кулаком зятя, а также эпизод с солдатами и летящим в небе самолетом, намекая на разворачивающийся Афганский конфликт. Западная музыка и взбалмошное поведение ребенка тоже не устраивало цензурный аппарат. Министр кинематографии СССР высказал режиссеру следующее: «Таким увидеть советский народ можно было только из окна Мерседеса!». Однако, после того, как картину посмотрел лично Андропов и пришел в восторг, «Родне» дали зеленый свет с минимальными правками. Может быть, поэтому картина получилась такой живой и актуальной по сей день?
Цитаты из фильма:
1. «Если я, Мария Васильевна, козел, то ваша дочь соответственно…»
2. «Жена рыбного инженера — какое счастье!»
3. «Музыка играет, кобра дома — семейное счастье! Спасибо всем!»
«Родня». Рецензия-описание фильма (1981)
Картина выполнена в типичной михалковской манере, поэтому если вы являетесь поклонником творчества Маэстро, то смело устраивайтесь у голубых экранов. Режиссером этот фильм заявлен как трагикомедия. В общем-то, так оно и есть, однако слишком уж трагично и слишком комедийно воспринимается сюжет. Такое ощущение, что господин Михалков почуял вкус скорой свободы в кинематографе и решил дать себе творческую волю. Несомненные плюсы картины — созвездие актеров. Одни имена чего стоят! Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Юрий Богатырев, Иван Бортник, Олег Меньшиков, Римма Маркова, Андрей Петров. Да и сам Никита Михалков засветил личико в картине, мастерски воплотившись в обаятельного и ушлого официанта.
Каждый персонаж весьма колоритен. У хорошего героя душа нараспашку. А если режиссер желает показать внутренний мир человечишка с мелкой душой, то такой человечишка получается просто омерзительным. Впрочем, все в соответствии с режиссерским замыслом.
Сюжет прост. Так, в город прибывает деревенская Матрона в исполнении Нонны Мордюковой. А в городе кипят страсти. Ее дочь разводится с треском и грохотом, внучка Ира совершенно отбилась от рук. Кстати, маленькую Иру сыграл мальчик по имени Федор Стуков, знакомый нам по роли Тома Сойера.
Зять не хочет примириться с бывшей женой, крутит романы на стороне. Дочь пытается наладить личную жизнь, но кавалеры попадаются премерзкие. А еще, в героиню Нонны Мордюковой нежданно-негаданно влюбляются пожилой попутчик по купе и назначает ей романтичное свидание в городе.
Все персонажи картины театрально выясняют отношения, бьют посуду, кричат, лупят друг друга и даже, кажется, прорываются ходить на ушах. В результате происходят скандалы, семейные разборки и становится непонятно, как эти люди еще не прибыли друг друга. В конце словно гром среди ясного неба наступает озарение. Перебесившись, герои понимают, что ближе их самих никого-то и нет. Наступает примирение или осознание неизбежности происходящего. Так, разбитую чашу отношений уже не склеить, поэтому дочь отказывается от бесплодных попыток вернуть мужа. Героиня Нонны Мордюковой успокаивается, решает вопросы в своей личной жизни, принимает решение взять на поруки бывшего мужа-алкоголика. Ира обнимает их крепко-крепко, глядя снизу вверх, а потом упрашивает бабулю не уезжать обратно в деревню. Сюжет в чем-то схож с еще одной советской картиной «Трижды о любви».
Наступает затишье, и вы вздыхаете спокойно. Но, кажется, с таким бурным темпераментом, как у этих людей, скоро опять грянет буря!
Больше интересного.
Странный сон (основано на реальных событиях)
«Спартак. Месть» (Spartacus: Vengeance) (2012). Рецензия и описание фильма
Рецензия, описание фильма «Конг. Остров Черепа» и выражения на английском
«Утренний обход» (1979). Рецензия и описание фильма
«Зеленая миля» (1999). Обзор, рецензия, описание фильма
«Пиковая дама». Рецензия-описание фильма (1982)
«Граффити» (2006). Описание и рецензия на фильм
Новое в блогах
Народный фильм Михалкова
Главная героиня, Мария Коновалова, приехала в Москву навестить дочь и любимую внучку. Добрая и простодушная женщина никак не предполагала, в каком мире живут ее самые дорогие и, пожалуй, единственно близкие ей люди. Пытаясь разобраться в сложных отношениях дочери с бывшим мужем, она приносит им немало огорчений. На первый взгляд незатейливая и трогательная история трансформируется в глубокое философское размышление о постепенной и губительной утрате человеком своих корней.
Как Мордюкова подралась с Михалковым
Уже были отобраны актеры почти на все главные роли, уже съемочная группа отбыла в киноэкспедицию, а Никита Михалков все никак не мог поймать форму будущего фильма. Ходил, думал, что-то бормотал себе под нос. А группа пока пела-веселилась.
Но лишь началась работа, посторонние разговоры были забыты. Никита Михалков, еще вчера такой душка, вмиг превратился в тирана, требующего от актеров почти невозможного. Поэтому и случались на съемочной площадке экстремальные ситуации. Однажды прямо во время съемок Нонна Мордюкова подралась с Никитой Михалковым.
Снимали сцену, где героиня Мордюковой бегает по перрону в поисках бывшего мужа. Михалкову нужен был крупный план страдающего лица героини. И никак, по его мнению, актриса не могла «выстроить» именно такое выражение.
— Ну-ка, подложите ей камней в чемодан, чтобы едва поднимала.
Помощники выполняют приказ. Мордюкова, еле поднимая чемодан, со страдальческим лицом продолжает носиться по перрону. И опять не то.
— Ну что, бабуля, тяжело? А? Не слышу! Подложить, может, еще? Да, трудно бабушкам играть такое.
Вот как вспоминает актриса то, что случилось потом:
И, возможно, Нонна Викторовна даже и уехала бы со съемок. Но мысль, что фильм получается хороший, заставила продолжить съемки.
— Пусть все видят, что мы помирились.
Тяжелым испытанием для актрисы стала съемка еще одного эпизода. Помните сцену, когда Мордюкова танцует в кафе вместе с Богатыревым? Так вот, этот танец чуть не стал для Нонны Викторовны последним.
Незадолго до съемок актриса почти полтора месяца провалялась в больнице с сердечной недостаточностью. Однако признаваться, что «стара стала баба», Нонна Викторовна не хотела. Поэтому, когда Михалков велел Мордюковой репетировать с приглашенным хореографом ее танец, пошла, высоко подняв голову.
Во время репетиции Нонна Викторовна, натура увлекающаяся, вошла в раж. И начала так отплясывать, будто и не было ни сердца больного, ни лет прожитых. И только когда танцы закончились и все разошлись, внезапно почувствовала: дурно ей. Еле доковыляла до подруги, которая жила напротив «Мосфильма». И уже там, когда вокруг не было никого из группы, запричитала:
— Ой, помираю, давай скорее капли!
Спасла актрису. трагедия. На следующий день, когда Нонна Викторовна уже продумывала пути отхода от очередной репетиции, выяснилось, что танцы пока отменяются. Оказывается, хореограф попал в аварию и в ближайшее время не сможет репетировать. Так что пляски плясать пришлось много позже, когда сердце уже успокоилось.
Как Олега Меньшикова нашли в «Щепке»
Крестной мамой в кинематографе Олегу Меньшикову нужно считать Нонну Мордюкову. Это именно она выудила из сотен фотографий снимок молоденького студента Щепкинского театрального училища.
Михалков, глянув на фотографию, согласился. Но когда Меньшикова все-таки отловили в коридорах «Щепки», он поразил даже видавшего виды Михалкова. На снисходительный вопрос Никиты Сергеевича «Ну что, будем работать?» дебютант смело ответил: «Пока не знаю, я сценарий не читал».
Фильм еще не вышел на экран, а в киношной тусовке пошел слух: «Михалков нашел безумно талантливого парня. Быть ему звездой».
Как Никита Михалков стал официантом
Как переделывали картину
Высокое имя и положение Никиты Михалкова не защитили фильм от привычных придирок.
«Родня» показалась цензорам опасной и несоответствующей советским принципам жизни. Режиссеру выдвинули условие: внести почти 200 (!) правок. Согласиться с большинством из них для Никиты Михалкова было невозможно: это принципиально меняло концепцию фильма
Сцену с бегуном пришлось снимать в Киеве. Оказалось, что стадион «Метеор», на который выходили окна снятой для съемок квартиры, находится на фоне какого-то секретного завода. А ну как враг увидит трубу «ящика»? Так что ради одного кадра вся группа ездила в Киев. И таких моментов было много.
Министр кинематографии СССР Филипп Ермаш, посмотрев картину, возмущенно заявил Никите Михалкову: «Таким увидеть советский народ можно было только из окна Мерседеса». На что режиссер парировал: «Только, вот, окно Мерседеса намного шире и видно из него больше, чем из окна Вашей «Чайки»! Надеяться после такого диалога на показ картины было уже бесполезно. Ситуацию неожиданно спас генсек СССР Юрий Андропов. Прослышав о скандальной ленте, он решил посмотреть «Родню». Фильм ему очень понравился, и в 1982-ом году ленту, наконец, увидел весь народ.
Кое-что, конечно, пришлось в фильме поменять – таковы были жесткие правила времени. Но главное, суть картины, режиссеру все-таки удалось отстоять. Этот фильм стоит немного особняком в списке лент Никиты Михалкова, как бы выпадает из их стиля. И этим «Родня» особа интересна, с годами картина воспринимается намного острее и глубже, чем тогда в 80-х, а поднятые в ней проблемы столкновения отцов и детей, мегаполисов и деревень делают «Родню» картиной вне времени.
А вам какие фильмы близки?
Может поддержите мою инициативу и опубликуетет свой пост о вами любимом фильме?
Мне надоело читать идиотические посты *амнометов!
Родня (1981)
1981. СССР. 91 минута.
Жанр: драма / комедия.
Режиссер: Никита Сергеевич Михалков.
Сценарий: Виктор Мережко,
Оператор: Павел Лебешев,
Композитор: Эдуард Артемьев.
В главных ролях: Нонна Мордюкова.
В ролях: Светлана Крючкова, Юрий Богатырев, Федор Стуков, Андрей Петров, Иван Бортник, Олег Меньшиков, Владимир Хотиненко, Никита Михалков, Александр Адабашьян и др..
На «Сапсане» пассажирам показывают фильмы, чтоб можно было скоротать четыре часа от Питера до Москвы и обратно. На поезде в Питер показали сначала третью серию «Гардемаринов, вперед», а потом четвертую серию «Гардемаринов, вперед».
На обратном пути показывали не гардмеринов вперед, как я уже было приготовился, а, напротив, «Родню» Никиты Михалкова, известного в народе как Ногос Ебатикин. Вообще у меня стойкая идиосинкразия к Ебатикину, но тут, зажатый между окном и Сергеем Р., я не мог никуда уже деться. Это я объясняю, почему вообще мне пришла в голову такая странная идея смотреть фильм «Родня». Я его раньше не смотрел.
И вы знаете, хороший же фильм. Я для тех, кого тоже тошнит от Ебатикина, быстренько расскажу о том, что в этом фильме — это как бы в джентльменский набор входит — знать, что такое «Родня» — ну, и сцена с танцем Богатырева и Мордюковой вообще входит в культурный код российского человека, я ее раз пятнадцать видел.
Фильм как бы говорит нам о том, что родня по крови сильнее всех остальных видов родни. Но ценим мы его не за это.
Ценим мы его вот за что: за правдивое изображение правды жизни, за поэтику серости, наивысшее, даже гипертрофированное воплощение которой имеется в фильме «Облако-Рай», единственном гениальном высере режиссера Досталя. За пустые рестораны, «местнет» в гостиницах, унылые улицы, работающий телевизор, одиноких бегунов, знакомства в поезде, постылые семейные отношения, ненависть и скуку. За мечты о чем-то большем, или хотя бы о том, чтобы все было хорошо. Чтобы все было хорошо.
Заставлять верить, что все так и было, меня заставляет персонаж Мордюковой — тетка с золотыми зубами и в перманенте, нарядившаяся в город, вроде хорошая, но самый консервативный электорат, запутена и застабильность. Эта тетка олицетворяет собой правду жизни, это верно. Она характерно и даже портретно напоминает мне нечто среднее между тетей Валей и тетей Аней, ближе к тете Вале, когда они были помоложе, конечно, дай им бог здоровьичка, хотя я их не люблю особо — но родня все же, не чужие люди.
Вот только что мне пришло в голову, что это вообще все тут в одном семантическом гнезде — родня, консерватизм, община — все это в контексте этого фильма означает борьбу человека с одиночеством. Теперь, кажется, точно можно констатировать, что в современном западном обществе человек проиграл, в отличие от традиционных обществ исламских, например, стран. Нынче семьи маленькие, родни почти нет, человек привык к одиночеству, у него есть интернет, в конце концов. На западе с его индивидуализмом борьба уже прошла, у нас затухает, но в советское время была в самом разгаре. Традиционное русское общество испытывало тлетворное, так сказать, влияние запада, страдала от поступи прогресса, и персонаж Мордюковой олицетворяет уходящее старое, а персонаж Феди Стукова (внучка) — малоприятное новое. С эволюционной точки зрения жизнь Мордюковой (ее персонажа) (и в какой-то мере ее мужа) не сложилась именно из-за того, что человек прошлого пытался воспользоваться возможностями настоящего (развод, строительство городов etc.), но не умел. В ее жизнь медленно, но верно, входит одиночество, а деревни-то разрушены, родни никакой уже нет, есть только непутевая дочка с еще менее путевой внучкой, ну что ж, давайте такую, какая-никакая, а родня. Очень хорошо видно, на чьей стороне симпатии Михалкова, так что его нынешнее охранительное поведение прочитывалось уже тогда. Строго говоря, это задним числом, из нынешнего дня, понятно, о чем фильм, и про Михалкова все понятно, а из того времени, конечно, ничего этого видно не было. Я далек от того, чтобы говорить «режиссер хотел показать» или «автор сценария хотел рассказать». Я уверен, что ничего такого сознательно они сказать не хотели, и с этой точки зрения, как и многие великие фильмы, он ухватил эпоху.
Ну и да, понятно теперь, почему этот фильм русский. У нас не так давно был общинный строй, носители необщинного сознания почти все погибли или ассимилировались в других странах, а у всех остальных зрителей этот фильм, по идее, должен оставлять какой-то отклик в душе, поскольку апеллирует к не очень давним корням. Мои деды, кстати, все землю пахали! У меня кузенов и кузин больше двадцати штук. И все такое.
Кроме того, фильм же снят офигенно. Михалков все-таки умел, пока не стал Ебатикиным. Ненавязчивая камера и навязчивая музыка, я бы сказал, почти гениальная игра актеров, не то, что у нынешних задротов, режиссер их хорошо построил, молодец. Есть несколько ударных сцен — я как раз говорю тут не про пресловутый танец Яковлева, а про встречу Мордюковой с бывшим мужем и — особенно — про сюрреалистическое прощание на вокзале.
Я не понимаю, как этот фильм может кому-то не понравиться. Но может, наверно: Михалков своими трудами и днями основательно подпортили себе карму. А вообще странно найти фильм такого уровня в советском говне на ту же тематику и тех же лет.
Вторым фильмом в «Сапсане» был даже иностранный! Какой-то мультик под названием Battle for Terra, я бы и на него рецензию написал, но у меня наушники сломались.
- Я не чувствую запахи что делать это коронавирус
- четыре звезды отель что должно быть