в чем смысл фильма револьвер гая ричи
«Сэм Голд в моей голове»: в чем смысл фильма Гая Ричи «Револьвер»
«Странно, что еще никто не называл фильм «Револьвер». Это же круто звучит» — сказал Гай Ричи о смысле названия.
«Револьвер» – это сложная психологическая драма, в которой ну очень легко потеряться, а потом нереально найтись. Мы посмотрели фильм дважды, прочли кучу интервью, еле разобрались и рассказываем, в чем смысл фильма «Револьвер» и как не запутаться в его слоях. Вы, конечно, все равно запутаетесь, но с нами будет как-то попроще.
Сюжет
Гай Ричи – мастер криминальной комедии, абсурдных сюжетов и яркой динамичной картинки. В своих интервью он говорит, что пришел в кинематограф для того, чтобы делать зрелищные фильмы, а не сообщать высшие смыслы. Но «Револьвер» оказался большим исключением: здесь сюжет создан как раз для того, чтобы передать философскую идею.
В этом фильме много психологии, много философии и сцен, в которых вообще ничего не понятно. При этом сохраняется особый почерк режиссера: фильм яркий, быстрый, абсурдный, одновременно смешной и жестокий.
Город помешан на азартных играх. Многими казино заправляет босс Мака. Однажды он не поладил со своим конкурентом Джейком Грином: вышло так, что Грина посадили в тюрьму, в одиночную камеру на семь лет.
Рекомендации к просмотру
Если вы любите стиль Гая Ричи и хотите насладиться его абсурдистской и динамичной манерой повествования, однозначно смотрите. Но если сегодня вечером у вас такое настроение, что хочется чего-нибудь простого, не замороченного, просто фоном включить – лучше отложите этот фильм, потому что «фоном» вы ничего не поймете.
«Револьвер» необходимо смотреть медленно, вдумчиво и, скорее всего, не один раз. Если перевести его на язык психологии, он буквально дает пошаговую схему того, как решать собственные внутренние конфликты.
Разводки
Основная идея, которая сопровождает весь сюжет, – идея «разводки из разводок». Главные герои создают схему выигрыша в любой игре и любом виде мошенничества. Она основана на том, чтобы заставить соперника подумать, что он выигрывает, ослабив его бдительность: «В каждой партии есть тот, кто ведет игру, и тот, кого разводят.
Чем больше жертве кажется, что она ведет, тем меньше она все в действительности контролирует. Так жертва затягивает на своей шее петлю, а я как ведущий игру ей помогаю».
Главные противники Грина – Мака и Лорд Джон. Они воюют на поле боя казино, отвоевывают друг у друга товар и забирают друг у друга деньги. Это внешняя оболочка сюжета. Именно благодаря «универсальной схеме» Джейк Грин выигрывает у них кучу денег. Но смысл основного сюжета станет понятным, только если углубиться в подтексты и психологические детали, которые очень настойчиво, но очень витиевато дает зрителю Ричи.
Кадр из фильма
Почему шахматы?
«Схема» мошенников прорабатывалась в тюрьме именно на игре в шахматы. В фильме несколько десятков сцен, в которых главные герои играют в шахматы и рассуждают об игре. Дело в том, что Гай Ричи сам любит шахматы, и на съемках его предыдущих фильмов часто играл с актерами во время перерыва, в основном как раз с Джейсоном Стейтемом (тот самый Джейк Грин).
Символы и смыслы
Зак и Ави много раз повторяют Джейку фразу-подсказку: «Ты – твой главный противник». Борьба Джейка Грина разворачивается одновременно и с мафией, и с самим собой. Внутренняя борьба – главная. Внешняя демонстрирует внутреннюю.
Мака, Лорд Джон и Джейк Грин воюют друг с другом на общем поле боя: казино, деньги, нелегальный товар, в общем, обычные мафиозные разборки. Цель каждого из них – получить как можно больше денег и не обрушить на себя гнев загадочного Сэма Голда.
А вот Сэм Голд – самая интересная и важная фигура мафиозной системы. Это мистический босс, которого все страшно боятся. Сэма Голда никто никогда не видел, но у него есть своя секретарь – Лили Уокер. Она всегда появляется в непроницаемых черных очках, что дает намек на то, что она слепая (а значит, тоже никогда не видела Сэма Голда). Она является к Маке с сообщением, что Голд им недоволен, Мака в ужасе, потому что легенда гласит: «Если Голд кем-то недоволен, тот приговорен к смерти».
Голос Сэма Голда звучит в головах всех участников системы и диктует им, что нужно делать. Фактически это такая коллективная мистификация: на самом деле Голда не существует. Но все жутко его боятся. Мака даже кончит жизнь самоубийством из-за страха перед ним.
Если переходить к символике, Сэм Голд (Gold – золото) – это голос в нашей голове, который диктует нам правила, установки, привычки, верования и убеждения, которые нам прививали в течение жизни.
Они, привитые, закрепощают нас в определенную систему ценностей, установок и привычек, которые далеко не всегда идут нам на пользу. Они ограничивают нашу свободу и провоцируют кучу сложностей, бессмысленных запретов и ограничений. Это когда мы не уходим с нелюбимой работы, опять позволяем себе тортик в полночь, оформляем десятый кредит или осуждаем соседку в слишком короткой юбке.
Кадр из фильма
Все это «внутренний Голд» играет против нас. И мы можем применить к нему ту самую «универсальную формулу». Тогда мы одержим над ним победу и выйдем из игры, как вышел Джейк.
Зак и Ави приходят будто бы из ниоткуда, когда у Грина начинаются проблемы с Макой. Они знают о Грине абсолютно все и заставляют Грина слепо им довериться. «Не задавай вопросов, следуй всем нашим указаниям, отвечай на наши вопросы честно, иначе мы не сможем тебе помочь».
Они начинают работу по истреблению внутреннего голоса Грина. Зак и Ави – соратники героя. Они добиваются того, чтобы он вышел из игры.
В фильме есть несколько зацепок, по которым можно предположить, что Зака и Ави не существует (как в «Бойцовском клубе»). В разгар перестрелки они мирно лежат в джакузи под открытым небом, и драка их никак не задевает. Они совершенно мистическим образом предугадывают то, что случится с Джейком Грином в следующую секунду.
Они же – авторы тюремной «универсальной формулы», которую использует Джейк. И они постоянно повторяют Джейку: «Мы – это ты». Это не точное, но распространенное мнение: можно думать, что Зак и Ави мистические персонажи, а можно думать, что они – плод воображения Грина.
Так вот они делают все, чтобы Джейк Грин победил своего внутреннего врага, потому что главный враг тех, кто попал в мафиозную систему – это Сэм Голд в черепной коробке.
Отбирая все деньги Грина, Зак и Ави усмиряют его жадность. Вынуждая его проявлять милосердие и отдавать деньги бедным, они преодолевают его жестокость. В конце концов они подводят к тому, чтобы он попросил прощения перед Макой – это истребляет его гордыню. Смысл их действий в том, чтобы Грин перешел на новый уровень мышления – на ступеньку выше игры-войны за деньги.
Сцена в лифте
Сцена в лифте – ключевая психологическая сцена фильма. Здесь Джейк Грин «раздваивается»: его «внутренний голос» вырывается наружу в виде второго Грина. Можно считать, что это главная битва всего сюжета – битва героя с самим собой.
Естественно, что она должна была произойти именно в лифте. За семь лет в тюрьме у Грина развилась клаустрофобия – он боится закрытых пространств. На протяжении всего фильма каждый раз, когда ему приходится ехать в лифте, он с трудом преодолевает себя и чувствует настоящую панику.
Здесь, в лифте по пути к Мака, он застревает и остается наедине с самим собой: с паническим страхом, жадностью, гордыней. Это долгая, гнетущая, очень резкая, жуткая сцена с резкой сменой кадров, пугающим измененным голосом.
Кадр из фильма
Сцена сделана очень психологично: чувство ужаса передается тонко и точно. В спорах со своим «вторым я», то есть внутренним голосом, то есть с самим Сэмом Голдом, он твердит: «Я – не ты». Это, конечно, бесит внутренний голос. В конце сцены, когда лифт заработал, Грин побеждает и освобождается от пут Сэма Голда. Выходит из игры.
Двери открываются, Мака встречает его дулом пистолета и вопросом: «В какую игру ты играешь?», а Грин не отвечает ничего: уже ни в какую. «Бойся меня», — в ужасе твердит Мака, держа палец на курке, — а Грин уже ничего не боится.
Финал
То, что Джейк Грин извиняется перед Макой, показывает: он выиграл у своего эго, значит, система мошенничества, самообмана и обмана других больше над ним не властна.
А Джейк Грин, что называется, обрел просветление: освободился от пагубного влияния системы.
Смысл фильма Револьвер
«Я работал над сценарием „Револьвера“ три года. „Большой куш” я написал за три месяца», — признался однажды в интервью Гай Ричи.
Многослойная структура повествования, похожая одновременно и на запутанный лабиринт, и на уставленную чёрными и белыми фигурами шахматную доску; отсылки к Каббале и правилам игры в шахматы; растекающиеся по экрану лужи крови, сопровождаемые нотами Бетховена и Вивальди — всё это не только завораживает, но и изрядно озадачивает зрителя, заставляя пересматривать фильм заново в поисках ответов — или же лихорадочно вбивать в поисковую строку волнующий вопрос: «В чём суть фильма „Револьвер“ Гая Ричи?».
А отвечать на этот вопрос на самом деле можно практически бесконечно. Так что эта статья, возможно, окажется чтением не из лёгких — лучше сразу сохраните в закладках, чтобы позже дочитать или перечитать ещё раз.
Сюжет фильма «Револьвер» как шахматная игра
Ави притворяется более слабым игроком на протяжении всего фильма — и лишь в финале Джейк понимает, что это Ави он обязан своей блестящей игрой в шахматы
Мака — однозначно главная фигура на стороне противника, шахматный король. Устранить его — значит решить главную задачу, которую поставил перед собой Грин. А вот сам Джейк Грин в начале действия — не более чем пешка, которой умело орудуют Ави и Зак. Однако в финале пешка-Джейк пробирается на территорию противника — попадает в особняк Маки. Как известно, дойдя до противоположной границы поля, пешка становится королевой. Это и происходит с Грином, когда тот, целый и невредимый, уходит от вооружённого Маки, потрясённого столь наглым вторжением в свои шахматные владения.
Сведущие в шахматной игре читатели могут пересмотреть фильм, дабы сопоставить поведение персонажей с правилами игры теми или иными фигурами — практически каждого героя в фильме «Револьвер» можно соотнести с соответствующей шахматной фигурой. А мы двинемся дальше, хотя шахматные аллюзии ещё не раз всплывут по ходу повествования. Вопрос, который, возможно, уже волнует вас: кто же играет за этой гигантской шахматной доской, кто начал эту изощрённую партию? Это загадочный и неуловимый мистер Голд. О нём стоит рассказать несколько подробнее.
Кто такой Сэм Голд и существует ли он в реальности?
Не буду тянуть с ответом: нет, в реальности Голда не существует. Он — мистификация хитроумных обманщиков Ави и Зака. Но в то же время он — демиург, который и сотворил весь этот мир шахматной игры, который управляет им и всеми действиями персонажей-фигур. Вот такой парадокс.
У Голда немало общего с богом — как минимум, их обоих не существует. Как и библейский бог, Голд создал этот мир и управляет им. Как и бог, Голд — всего лишь порождение ума людей. Как и у бога, у Голда есть свой священнослужитель — это миссис Уолкер. Ей сопутствуют христианские атрибуты и она вызывает у окружающих — в частности, у Маки — благоговейный ужас, ибо занимает высочайший сан при мистере Голде (можно соотнести её с Папой Римским или с православным патриархом). Кроме того, Голд и его законы (о которых мы расскажем чуть позже) прочно внедрились в сознание практически всех персонажей — подобно тому, как религиозные догмы усваиваются верующими.
Сэм Голд — это воплощение той жажды наживы, которая не чужда всем персонажам фильма (кроме Ави и Зака)
Но в то же время Голд по своей сути больше похож на дьявола, нежели на бога-творца. Он символизирует всё чёрное, губительное: алчность, жажду наживы и крови, тягу к власти. Это именно те законы, по которым живут почти все герои фильма. Недаром Грин говорит: «Ничто так не ранит, как унижение и небольшая потеря денег». Это точка зрения, которая господствует в мире Голда. Gold («золото») — воплощение золотого тельца, бессмысленной страсти к получению и накоплению богатств. Он демонстрирует западную систему ценностей, в которой материальная составляющая имеет наибольший вес.
Его самый большой обман заключался в том, чтобы заставить тебя поверить, будто он — это ты.
Это одна из ключевых фраз в фильме — и она относится именно к Сэму Голду. Голд — это эго; Голд — это навязанные суждения, которые кажутся нам такими естественными, что словно бы звучат нашим собственным голосом. Философии Голда подчиняются одинаково и Грин, и Мака, а также Лорд Джон. Для Маки Голд — это воплощение его безраздельной власти, для Грина это желание разбогатеть любыми методами и отомстить своему обидчику — уничтожить Маку. Но в финале Грин освобождается от власти Голда, а вот Мака именно от неё погибает. А помогают Джейку Грину в этом его товарищи Зак и Ави.
Образы Зака и Ави и их отношения с Джейком Грином
Если Сэм Голд — это дьявол, который засел в голове у Джейка Грина и тащит его вниз, нашёптывая низменные желания, то Ави и Зак — это ангелы-хранители главного героя. Если Голд — это Запад, то Ави и Зак — это Восток с его пренебрежением материальными ценностями и отказом от эго. В фильме эти герои наделены практически сверхъестественными способностями: они каким-то чудом спасают Грина от гибели под колёсами автомобиля (именно звонок от них заставляет Джейка взглянуть на дорогу), они предугадывают его обморок в начале фильма… Всё это может быть очередной «шахматной» метафорой. Хороший игрок должен быть способен предугадывать действия противника, знать свою стратегию на несколько шагов вперёд. Ави и Зак, как профессиональные игроки, могут предугадывать саму жизнь — ведь они живут на шахматной доске.
Ави и Зак — первые, кто смог выбраться за пределы своего эго, за пределы философии Сэма Голда. Вспомним период их совместного заключения в тюрьме по соседству с Джейком Грином. Для них это было не столько отбытие наказания, сколько добровольный уход от мирской жизни с целью своеобразной медитации, сосредоточения на важнейшей для обоих задаче — победе над Сэмом Голдом. Ави и Зак могли сбежать в любой момент, но долгое время оставались в тюрьме с целью отточить свой план победы над эго. Заодно они вовлекли в своё предприятие Джейка Грина. Скормив ему «универсальную формулу», которая была с готовностью воспринята алчным эго Джейка, они оставили его «дозревать», а сами на воле занялись подготовкой своего грандиозного плана.
Ави и Зака можно назвать просветлёнными в буддийском смысле этого слова. В восточных учениях эго — это зло, эго ответственно за нашу боль и страдания. Эго — не факт объективной реальности, а лишь продукт нашего собственного сознания. Эго — это внутренняя тюрьма. Обещав вытащить Джейка из тюрьмы, его товарищи имели в виду именно эту тюрьму — оковы сознания, жадного земного эго. И вот освобождение Джейка начинается.
Путь к просветлению и моральная победа Джейка Грина
Поначалу Зак и Ави, подобно буддийским наставникам, берут с Джейка слово ничего не спрашивать и полностью подчиняться их приказам. Затем они планомерно разрушают его «голдовское» эго: заставляют передать им все свои накопления и выдают займы, пользуясь его деньгами. По признанию самого Джейка, ничто так не ранит, как унижение и небольшая потеря денег — именно с потери денег и начинается его путь к «просветлению». Таким образом, отобрав у Джейка желанные богатства, Ави и Зак подталкивают его к внутренней свободе. Тот, несмотря на всю боль расставания с деньгами, в итоге действительно освобождается от жажды наживы. Зак и Ави устраивают ему ряд проверок: заставляют самостоятельно собирать долги и даже требуют выстрелить в должника. Но Джейк отказывается — именно этого и добивались его наставники. Теперь он больше не привязан к материальным ценностям, но кое-что от Голда в нём ещё осталось — желание расправиться с Макой, боль от потерь (семь лет тюрьмы и гибель жены брата) и страх — панический страх лифтов (замкнутые пространства напоминают Грину о тюремных стенах).
Одна из ключевых сцен фильма — сцена на крыше, когда Зак и Ави отвечают на вопросы Грина и объясняют ему суть своего «величайшего обмана». Зак рассказывает Грину, где же на самом деле прячется его враг. Эту сцену можно сопоставить с подобной в легендарной «Матрице», когда Морфеус доказывает Нео, что его мир — иллюзия. Здесь же Зак даёт Грину понять, что его эго — иллюзия. Эго — это то, что держит нас взаперти своей головы, оно ответственно за нашу боль и страхи. Осознав это, Грин бросает вызов теперь уже своему реальному противнику — своему эго — и оказывается в состоянии доиграть партию против Маки до конца.
Сортеру также удаётся выйти за пределы своего эго ради спасения девочки — но тогда его, как мешающую удачному исходу партии фигуру, приходится устранить
Доведя Маку до нервного истощения, загнав его в угол, заставив поверить, что он разгневал несуществующего Сэма Голда, Джейк сотоварищи является в его казино с украденным товаром. Теперь уже этот товар Маку не спасёт — он знает, что Голд не простит его промах. Мака осознаёт себя приговорённым к смерти. Появляясь на его территории, Грин — теперь уже важная фигура, а не пешка — объявляет ему мат. И Мака понимает, что сражение бесполезно. Он мог бы выстрелить в голову девочке — племяннице Грина, но весь ужас положения Маки в том, что он видит ту силу, которую обрёл теперь Грин. Он отбросил своё эго, и теперь никакие внешние обстоятельства неспособны причинить ему боль или страх. Грин не отводит взгляда от Маки и не проявляет ни малейших признаков беспокойства.
И вот смертный приговор Маки уже подписан, ведь в его сознании всё ещё живёт Сэм Голд. Мака принимает решение — ведь ему уже объявлен мат. И погибает жертвой своих собственных страхов — а вовсе не жертвой Джейка Грина, который эти страхи преодолел.
Револьвер 2005 – кто идет играть?
Жанр фильма «Револьвер» – криминальный триллер. В нем нет хороших и плохих парней. И главный герой, и антагонист – все наломали дров в своей жизни. Как вовремя остановиться? Как понять и принять то, что ты не можешь изменить? Насколько азарт и жажда наживы могут поглотить твою душу? Смысл фильма «Револьвер» не в азартных играх, он кроется в людях.
Описание истории
Сюжет фильма «Револьвер» разворачивается вокруг главного героя Джейка Грина, который недавно вышел из тюрьмы. Попал он туда 7 лет назад из-за неприятной истории.
В городе проводились нелегальные азартные игры, опасные, но приносящие огромный доход. Организатором являлся глава преступной группировки босс Мака. Накануне одной из игр он потерял своего человека и подыскивал ему замену. Бандиты стали давить на героя, угрожая расправой брату Джейка и его семье. Главному герою ничего не оставалось, как принять предложение.
Грин выиграл, и это стало началом всего. После игры два азартных человека не поладили, и за столом началась перестрелка. В это время деньги, что стояли на кону, исчезли. Дальнейшее развитие сюжета приводит к трагическим последствиям: жену брата убивают, а сам Грин оказывается с тюрьме.
На зоне герой знакомится с двумя очень полезными людьми:
Хитрый ум первого и стратегическое мышление второго помогают Грину создать уникальную выигрышную формулу, позволяющую одерживать победу в любой игре. По выходу из тюрьмы Джек Грин готов мстить.
Но главный герой волей случая оказывается в больнице, где у него диагностируют серьезное заболевание, которое вот-вот оборвет его жизнь. После больницы наемный убийца все же находит выход на Грина, убивает всех его людей, но Джейку удается спастись.
Он знакомится с Заком и его напарником Ави. Те, за спасение жизни, ставят Грину условие: они хотят забрать у героя деньги, и требуют выполнять все так, как они посчитают нужным. Они философски пытаются донести до него, что главным его врагом является собственное эго.
Концовка и скрытый смысл
Чем закончился фильм «Револьвер»? Зак и Ави провернули свою собственную аферу. Самостоятельно они не «запачкались», но через руки Грина свели с ума босса Маку. И одновременно с этим они подготовили для себя хорошего работника, наставив его на путь «просветления».
Гай Ричи снял глубокое произведение, которое наряду со зрелищностью и лихо закрученным сюжет, дает еще и пищу для ума. Всем страждущим, алчущим денег, озлобленным и одиноким нужно сделать выбор: идти на поклон к золотому тельцу, отдавать свою душу на растерзание мести или сквозь тернии двигаться к свету.
Фильм «Револьвер» разжованно 8)
Я привык думать, что только Дэвид Линч осознанно иронически строит свои фильмы так, чтобы о них нельзя было содержательно отозваться, не попытавшись понять. Я ошибался — Гаю Ричи удалось сделать фильм, не поддающийся рецензиям критиков. Убедиться в этом не трудно, достаточно «спросить у Яндекса». Вот, например, рецензия из «Ведомостей». Положительно отделить здесь стоит, правда, эту статью.
Также в результате первого просмотра появились еще два вопроса (помимо вопроса о названии), которые и направили дальнейшие размышления. Вопрос первый: зачем двум супер-мега-профессионалам Заку и Ави понадобился средненький мошенник Джейк, пусть даже он и сидел в соседней с ними камере? Вопрос второй: почему Утилизатор (бандит в очках, работавший на Мака) «неадекватно» повел себя в ситуации, когда люди Мака пытались выбить информацию из брата Джейка?
В качестве ответа на первый вопрос появилась бредовая на первый взгляд, но разумная в своей единственности гипотеза о том, что «акулы-ростовщики» Зак и Ави — плод воображения самого Джейка. Повторный просмотр стал удивительным образом подтверждать эту гипотезу. Например, Зак и Ави «исчезают» из тюрьмы как бы за два года до выхода Джейка. При этом говориться: «Охранники не нашли доказательств не только их побега, но и самого их существования.» И здесь почему-то (!) показывается, как обыскивают камеру Джейка. В то же время любопытно, что основное повествование начинается через два года(!) после того, как Джейк вышел из тюрьмы. Еще один пример — абсурдная сцена купания Зака и Ави в ванне на улице, в то время как рядом в квартире Джейка засада, тут же начинается стрельба и погоня, чудом не затрагивающая этих веселых товарищей. Самый важный пример, обнаружив который, удивляешься сам себе — как же можно было это не заметить?! — Слова Ави Джейку в последний их приход в казино: «Мы хотели взять тебя с собой, Джейк. Просто тогда ты был не готов к тому, чтобы узнать как труден этот путь. Не взяли потому, что любили тебя. И все потому, что мы — это ты.» И таких примеров можно найти еще много. А в чем же здесь идея?
Идея в том, говорит Гай Ричи… кстати, он вот что говорит:
Дальше возникает вопрос — как же быть с этим внутренним голосом? Общий ответ, что забавно, дается прямо:
«Есть в каждом из нас что-то такое, о чем мы даже не подозреваем. То существование, которое мы будем отрицать до тех самых пор, пока не будет слишком поздно. И это что-то потеряет для нас всякий смысл (тут Джейка сбивает машина — еще один наглядный пример игнорирования Проблемы :)[2]). Именно это заставляет нас по утрам подниматься с постели, терпеть, когда нас донимает занудный босс, терпеть кровь, пот и слезы. А все потому, что нам хочется показать другим, какие мы на самом деле хорошие, красивые, щедрые, забавные и умные. Можете меня бояться и почитать, только, пожалуйста, не считайте меня таким же, как все. Нас объединяет это пристрастие. Мы — наркоманы, сидящие на игле одобрения и признания. Мы готовы на все, лишь бы нас похлопали по плечу и подарили золотые часы или прокричали: „Гип-гип, мать его так, ура! Смотрите, какой умный мальчик, завоевал очередную медальку, а теперь натирает до блеска свой любимый кубок.“ Все это сводит нас с ума. Мы не более чем обезьяны, нацепившие костюмы и страждущие признания других. Если бы мы это понимали, мы бы так не делали, но кто-то специально скрывает от нас истину. Если бы у вас появился шанс начать все с начала, вы бы непременно спросили себя[4] — почему? …»
Как легко догадаться, ответ, который общий, выделен. Но что существенно более удивительно, «Револьвер» содержит в себе и конструктивные элементы ответа. Я вижу, как минимум, два. Первый элемент — то, что Джейк делает, являя Зака и Ави — они создаются как сущности, соположенные «внутреннему голосу», «внутреннему я». И поэтому «идеологическое» соперничество Зака и Ави с «внутренним голосом», начинаясь «картинкой», когда первые предстают зрителю «натурально», в итоге превращается в диалог противоборствующих бестелесных голосов. Образно ярко и четко этот элемент запечатлен в «Револьвере»: «Изменив ситуацию с тем, кто контролирует тебя, ты сможешь изменить ситуацию тем, что контролируешь ее сам.»
Второй элемент заключается в том, чтобы ставить себя в неудобные, нежелательные ситуации[5] — с тем, чтобы активизировать процедуру разбирательства себя-настоящего с этим «внутренним голосом». Прямо по «тексту»: «Ты найдешь его (»внутренний голос«[2]) там, куда меньше всего тебе захочется идти.»
Переходим ко второму вопросу — про Утилизатора. Оказывается, что и его образ вписывается в логику рассуждений. Образ, который заключается в указании на то, что помимо Джейка есть и другие, которые идут по тому же Пути[6] — именно поэтому Утилизатору не удается при первой их «встрече» ликвидировать Джейка — потому, что рефлексивные люди друг в друга сходу не стреляют, по крайней мере, не делают этого, не поговорив 🙂 (хороший пример тому — фильм «Схватка» Майкла Манна). Также важная черта образа Утилизатора заключается в указании на то, что обсуждаемый путь вовсе не гарантирует счастья — можно и погибнуть по дороге.
Вызывают некоторое удивление два «технических» аспекта «Револьвера»: «перехлест» разных сцен, происходящих в одно и то же, либо в разное время; и мультипликация. Второй, вероятно, используется для того, чтобы лишний раз подчеркнуть воображаемый статус Зака и Ави. А первый, помимо общего внесения «драйва», используется, например, как дополнительное средство различения типов отношения к своему «внутреннему голосу» (сцена двойного ограбления: главари мафиозных группировок тупо следуют «внутреннему голосу», вплоть до того, что Мака явно не слышит иную позицию, когда его первый помощник говорит, что мол японцы-то и не при чем, во всем виноват Джейк Грин; в то же самое время (по монтажу) Джейк борется со своим «внутренним голосом» в лифте руками Зака).
И само собой пара слов о «мистере Гоулде». Он явно используется Гаем Ричи в двух ипостасях. С одной стороны, как образ «внутреннего голоса», подчеркивающий его внешне-общественное происхождение; с другой стороны, как элемент стратегии Джейка по управлению другими людьми, живущими в «естественных» отношениях со своим «внутренним голосом».
[1] Проблем, правда, как выясняется со слов Зака, не бывает, есть лишь ситуации 😉
[3] Кадр, когда Джейк в шутку подносит палец к виску, проскакивает столь быстро, что и не замечается с первого раза в силу предшествующего мельтешения картинок.
[4] Забавно, что Джейк адресует сей вопрос в этот момент Ави.
[5] В этом действительная отсылка к «Бойцовскому клубу» (Тайлер Дарден заставлял своих учеников «нарываться» на драку с любым прохожим и быть им побитым.), а вовсе не в легко узнаваемых аллюзиях, как, например, фраза брата Джейка, когда его пытали люди Мака: «…Он часто переезжает с места на место…».
[6] Утилизатор перестает выполнять задание Мака, фактически задаваясь вопросом Джейка из самого начала «Револьвера»: «С какой стати человек должен делать то, что ему не нравится?» Утилизатор убивает бандита, мучающего дочь брата Джейка, затем двух «охранников» брата Джейка — от них как от перебежчиков можно ждать чего угодно — поэтому Утилизатор не может остановиться, убив одного. А после трех убитых начинается полная ликвидация, потому что трое своих — это уже много для «чудачества», которое можно «замять», при выполнении задания.