в чем смысл фильма реликвия
Реликвия: Однажды все станет тленом…
Этот фильм я скачала в пачке с другими, описанием не интересовалась, достаточно того, что это ужасы 2020 года. Сразу скажу, фильм мне понравился, потому как по моему мнению в нем нет ни намека на привычные ужасы. Это одна большая очень точная аллегория и при этом очень хорошо реализованная. Так что создателям хочется сказать «Браво».
Исчезновение матери и активные поиски
После звонка из полиции главная героиня с дочерью приезжает в дом к своей матери. Эдну уже несколько дней никто не видел, но в доме ее тоже нет. Старушке уже за восемьдесят, она живет одна. Ну правильно, дочери некогда, она постоянно на работе, и видимо живет в большом городе, потому как в ее родном городе делать нечего.
Более того, она кажется не совсем в курсе, как живет ее собственная дочь. Только сейчас Сэм рассказывает, что бросила работу в галерее и работает в каком-то баре. Мать и дочь общаются как совершенно чужие люди, кажется, что Кей не знает даже то, как воспитывалась ее дочь в детстве. Пропаганда работает, дети сбегают в большие города и забывают о своих родителях.
Но вернемся к кино. По словам дочери, ее мама ничем особо не болела, вот только иногда с ней случались неприятности из-за плохой памяти. например, на прошлое Рождество она затопила весь дом. На следующий день местные начинают активно разыскивать бабулю по окрестностям, но увы, безрезультатно.
Дом престарелых – лучшая забота о родителях?
На стене в гостиной мать и дочь видят огромное черное пятно, и тоже ночью Кей снится кошмар с участием какого-то тощего как мумия человека. Следующим утром в доме появляется бабуля и, как ни в чем не бывало, предлагает чай. Где она была и что делала, Эдна не говорит, ну или просто не помнит.
Хотя судя по беглому осмотру врача, создается впечатление, что бабуля находится в здравом уме и трезвой памяти. Несмотря на престарелый возраст, Эдна действительно очень активная и бодрая старушка. Она явно чего-то боится, но совсем не желает, чтобы к ней переезжала внучка.
Кей собирается решить проблему кардинально, она не может забрать мать к себе, так как это неудобно. Не потому что жить негде, а потому что ей некогда за ней смотреть. Потому проще всего отправить мать в дом престарелых. Там прямо райское местечко, неверное, о таком мечтают и родители, и их дети.
Прям санаторий для пенсионеров какой-то. И видимо, это стоит больших денег. Но дети готовы работать и платить, только бы не жить с родителями. И здесь ее дочь Сэм произносит потрясающие слова, что типа в детстве мать меняла ей подгузники, а теперь пришло время Кей делать это.
А может быть Эдна просто одержима?
Бабуля все-таки странная. То она говорит как разумный человек, спустя время все забывает, а потом снова говорит так, как вроде бы все знает. Может быть Эдна одержима? Ведь в доме явно что-то обитает, а памятуя историю про хижину, где жил и умер без присмотра прадед Кей и то, что окна из той хижины были перенесены в новый дом, остается не так уж много предположений.
Либо в той хижине произошел магический ритуал, который призвал некую сущность, либо дед сам создал фантом, который теперь терроризирует живых. В новый дом это что-то естественно проникло вместе с окнами и что они там еще использовали от старого дома. Да и сны намекают на это же. В общем, мне сразу вспомнился фильм «Дверь в лесу».
Видение тонкого плана и суть деменции
При этом Эдна периодически с кем-то разговаривает. И судя по всему, считает, что к ней в дом пришли не дочь с внучкой, а кто-то в их облике. Что сказать, на определенном периоде старые люди начинают видеть то, что не видят другие: тонкий мир, сущностей, фантомы умерших людей. Можно считать это признаком приближающейся смерти. Наверное, Эдна уже находится на краю, на что указывают не только ее видения, но и пятна на теле.
Старики с дурным характером становятся агрессивными, ибо видят темных сущностей, да еще и собирают вокруг себя кучу лярв, которые их провоцируют. Кстати, люди, которые сумели за свою жизнь разобраться с собственными демонами, обычно редко впадают в деменцию. Дело в том, что склероз и маразм это скорее защитный механизм разума, который не позволяет еще больше усугубить ситуацию с душой. Правда, окружающим от этого совсем не легче.
С технической стороны вопроса это скорее полный отказ главной управляющей системы. Давно пришла к выводу, что человеческое тело это биоробот, которым управляет компьютер – мозг. Время идет, запчасти изнашиваются, начинают барахлить, а то и полностью отключаться некоторые системы. Если вовремя подмазывать маслом, ставить заплатки, заправлять качественным топливом, срок годности значительно продлевается.
Дом в доме и сумасшествие Эдны
Забавно, Сэмми заходит в небольшую кладовку и видит, что там еще полдома, о которых она даже не знала. Этот эпизод сразу напомнил мне фильм «Тебе стоило уйти». Там тоже наблюдалось сильное несоответствие пространства снаружи и внутри. Но самое ужасное то, что Сэм теперь не может найти выхода. Она словно бы попала в дом внутри дома. Когда я подумала что это, в голове почему-то появилась мысль «Лабиринты памяти».
Что это значит, я не знаю, но видимо именно здесь блуждала три дня сама Эдна, ибо Сэм видела те же сдвигающиеся стены и прочее, что было написано в записках бабули. В итоге, мать и дочь едва выбрались из этого лабиринта, а бабуля буквально сошла с ума. Но, несмотря на это, Кей все-таки решила остаться, и вот тут произошло очень интересное событие, которое полностью изменило мой взгляд на кино.
Качественное кино со смыслом
В общем, мне сильно показалось, что это фильм о взрослых детях и их старых родителях. Эта линия очень четко прослеживается в сюжете. Даже сны, которые снятся Кей о том доме и стариках, это ее тайные мысли о том, что она тоже когда-то постареет и останется в одиночестве.
С этой точки зрения отлично вписывается и исчезновение Эдны, и ее провалы в памяти, и все прочие события. Ну а мистическая составляющая с бредом и одержимости старушки, это тоже аллегория трансформации человека на старости лет, проще говоря, деградация и старческий маразм. Отсюда и лабиринты памяти или скорее разума.
В конце фильм довольно открыто говорит: как бы ни было страшно и неприятно, но старая мама это твой родной человек и бросать его нельзя. Ведь однажды подойдет и твой срок, но чтобы ты ни был в одиночестве в это время, за твоей спиной должно быть новое поколение. Твои дети.
Так что я очень советую посмотреть этот фильм ужасов. Это действительно образец очень качественного и при этом смыслового кино, которое удачно сочетает жанр ужасов и житейскую мудрость. Причем все снято так, что главная мысль совершенно очевидна и над ней не нужно ломать голову.
Фильм “Реликвия”: чем закончится, объяснение концовки
Призрак или монстр не будут такими страшными, как то, к чему вы можете относиться лично. Ужасы ужаса гораздо хуже, чем те, с которыми мы можем столкнуться в темных углах наших комнат, и фильмы, в которых запечатлено это чувство, – те, которые преуспевают в том, чтобы оставить свой след. «Релик» (2020) использует такую идею исключительно в своих интересах и создает фильм, который не только дает вам интересные страхи от прыжков, но и дает вам возможность много думать о своей собственной жизни. Если вы еще не видели фильм, добавьте в закладки это объяснение на потом.
Сюжет
Кей и ее дочь Сэм возвращаются в свой родной город, чтобы разыскать ее мать Эдну, которую никто не видел и не общался ни с кем в течение нескольких дней. Кей и Сэм не находят Эдну в ее доме, который гниет со всех сторон. Они подают отчет о пропавшем человеке, и для нее отправляется поисковая группа. Удивительно, Эдна возвращается домой три дня спустя, не помня, где она была и что с ней случилось. В то время как ее возвращение приносит облегчение ее дочери и внучке, все это делает вещи страшнее и страшнее по всему дому.
Чем закончится?
Узнав об инциденте с Джейми, когда Эдна заперла его в шкафу, Сэм решает сама заглянуть в шкаф. Эдна ранее упоминала, что злоумышленник, которого она боялась, вероятно, пробрался через шкаф, что заставляет ее копать дальше. Она обнаруживает, что шкаф больше, чем кажется, и, пройдя через несколько поворотов, она обнаруживает себя в ловушке внутри него.
Тем временем Кей наблюдает странные признаки в своей матери и в конечном итоге обнаруживает, что ее мать уже не та. После того, как на нее напала сущность, она бежит за безопасностью, которая воссоединяет ее и Сэма. После драки им удается вырваться из того, кем стала Эдна, и выбраться из дома. Пока Сэм настаивает на том, чтобы убежать, Кей говорит ей, что она не может оставить свою мать в покое. Она возвращается в дом и отводит Эдну в спальню. Когда она раздевает ее, она видит, что кожа ее матери отмирает. Она снимает все это, и перед ней остается странное, разложившееся существо. Сэм тоже заходит внутрь, чтобы засвидетельствовать превращение своей бабушки. Они лежат рядом, и Сэм замечает черный синяк, похожий на те, что на теле Эдны, на спине Кея.
Объяснение концовки
Суть фильма заключается в семье, любви и смерти. Фильм использует концепцию болезни, чтобы создать ужас, который заставляет аудиторию смотреть внутрь, а не снаружи. Страшные монстры прячутся не в тени комнаты, а в уме. В этом фильме этот монстр, если вы действительно хотите его точно определить, это слабоумие. Вы также можете увидеть это с точки зрения старости, смерти, изоляции или болезни Альцгеймера. В этом смысле фильм остается очень открытым, что позволяет вам опираться на собственные чувства, основанные на собственном опыте. Это может быть одно из этих чувств или все они, и это все равно будет иметь смысл со всех сторон.
Название фильма очень удачно передает сумму финальной сцены. Это говорит нам о том, что независимо от того, что мы делаем в нашей жизни, все мы в конечном итоге окажемся в одном месте, и от нас останется пережиток всего того, чем мы были раньше. Это то, что становится с Эдной в конце концов. После смерти мужа ее здоровье тоже ухудшается, и она все глубже погружается в яму старости и слабоумия. Гниющая гниль внутри дома – это представление о гниении мозга Эдны.
В этом смысле шкаф становится частью ее мозга, в котором хранятся воспоминания. Он заполнен всеми коробками, подарками, фотоальбомами и всем остальным, что Эдна собирала за всю свою жизнь. Эти вещи являются пережитками ее жизни, но теперь все это заперто в шкафу. Сцена с Сэмом, идущим глубже в шкафу и застревающим внутри, представляет собой представление о том, как она упала в стопку всех вещей, которые ее бабушка забыла. В последние полчаса фильма Эдна превращается в монстра, который охотится за своей дочерью. Это указывает на то, что ее воспоминания полностью потеряны, и когда это происходит, мы видим стены, приближающиеся к Сэму, который находится в шкафу.
Перемотав начало первой части фильма, мы обнаружим, что Эдна пытается сохранить эти воспоминания. Она ест фотографии и закапывает фотоальбом. Ей хотелось бы похоронить себя в безопасности, потому что она боится злого существа в ее доме. Делая это, она думает, что сохранит эти воспоминания, но этого не происходит. Рано или поздно она потеряет их всех и себя вместе с этим.
Человек – ничто без своих воспоминаний, и это то, что происходит с Эдной в конце концов, когда она полностью забыла все, и именно на этом этапе она кажется монстром для своей дочери и внучки. Этот особенный момент в фильме попадает настолько близко к дому для зрителей, что мы вынуждены пересмотреть то, как мы смотрели на стариков. По мере того как они теряют связь с реальностью и, что еще хуже, с самими собой, они становятся нежелательными для окружающих. Они становятся обязательствами и рассматриваются как монстры, которые уничтожат вас, если они коснутся вас. В таких обстоятельствах их часто бросают люди, даже те, кто их любит больше всего.
Последняя сцена фильма демонстрирует важность и необходимость, даже если она нежелательна, остаться. Весь ужас, который происходит внутри дома, происходит и в мозгу Эдны. Она чувствует, как что-то ускользает из ее рук, и она чувствует, как стены приближаются к ней, когда ее драгоценные воспоминания отмирают. Вдобавок ко всему, оставление ее дочерью, которая хочет поместить ее в дом престарелых, заставляет ее еще больше сойти с ума. В любом другом фильме убегание означало бы печальное дезертирство пожилых людей и их смерти в одиночестве в их доме, как это происходит с дядей Кея, который умер в каюте. Но это не любой другой фильм.
Рецензия на фильм «Реликвия»
Эдне (Робин Невин) уже за восемьдесят. Она живет в одиночестве в лесной местности, где-то в австралийской глубинке, и старый дом кажется слишком большим для своей единственной обитательницы.
За Эдной приглядывают соседи и местные полицейские. Несколько дней о ней никто ничего не слышал — кажется, пора звонить ее дочке по имени Кей (Эмили Мортимер). Та живет в Мельбурне и вся погружена в работу: мать она навещает несколько раз в год, да и звонит ей не каждую неделю. В качестве моральной поддержки также привлекается внучка Сэм (Белла Хиткот).
После нескольких дней безрезультатных поисков бабушка возвращается домой как ни в чем не бывало. На груди разрастается страшный синяк: откуда он взялся и где она вообще бродила все это время, Эдна не в состоянии рассказать. Дочка начинает всерьез задумываться о том, чтобы сдать маму в дом для престарелых, а внучка уверена, что бабуле просто нужно немножко отдохнуть и все само собой наладится.
Ночью же в доме постоянно слышны скрежет, стук, топот и другие пугающие звуки. То ли половицы старые и стены гниют, то ли здесь поселилось зло, которое угрожает трем поколениям женщин.
После нескольких страшных короткометражек молодая австралийка Натали Эрика Джеймс смогла привлечь солидный продюсерский состав для своего дебютного полного метра. Ее поддержали Джейк Джилленхолл и братья Руссо (режиссеры, среди прочего, всех частей «Мстителей»). Потому в независимом хорроре и появились три известные актрисы в центральных ролях.
«Реликвия» прекрасно вписывается в ряд хорроров нового поколения, пытающихся не только напугать, но и поговорить о социальных или общечеловеческих проблемах. В случае с австралийской картиной это деменция и отношение к пожилым людям в целом. Перед нам три женщины, три разных поколения, три разных этапа жизненного цикла. Кто-то уже, к сожалению, вступил в тот возраст, когда не в состоянии сам ухаживать за собой; кто-то понимает, что происходит, и пытается понять, как правильно поступить в столь щекотливой ситуации; кто-то пока наблюдает за происходящим вроде бы со стороны, но на самом деле прекрасно осознает, что и ее это коснется очень скоро. Вот оно, будущее, которое сегодня ты видишь в лице матери или бабушки. И подготовиться к нему трудно: жизнь вообще слишком быстротечна.
Впрочем, сдавая пожилых родственников в специальные учреждения, не обращаются ли дочери и сыновья с ними, как с накопившимся хламом, которому пора отправиться на свалку времен? Или же старость притягивает к себе кровными узами и чувством вины? Молодым нужно примириться с этим и двигаться дальше: ушедшего времени уже не вернуть.
Мастерски сделанная «Реликвия» выдержана в едином стиле. Мрачные серые пейзажи, в которых невозможно угадать Австралию. Скрипучая и неуютная музыка достигает максимальной интенсивности в кульминационные моменты. Наконец, темные клаустрофобические закоулки неприветливого жилища. С другой стороны, множество деталей прошлого Джеймс оставляет на обочине истории, никак их не раскрывая и используя в качестве таинственных артефактов. В конце концов, это же хоррор, ему положено пугать! И с этой задачей картина справляется лишь отчасти. Да, неторопливый ритм — осознанное художественное решение, но по-настоящему пугающих эпизодов катастрофически мало, а градус напряжения так и не достигает положенных высот.
Дебют австралийской постановщицы задает неоднозначные вопросы и не боится сложного стыка драмы и хоррора. А финальная сцена вообще меняет привычное представление о концовках фильмов ужасов. Обнадеживающее начало творческого пути!
Человеческая плесень: рецензия на фильм «Реликвия»
Печальный австралийский хоррор о старости и принятии смерти.
Узнав, что бабушка, страдающая деменцией, уже несколько дней не показывается в своём захолустном домике, Кей и её дочка Сэм решают приехать на окраину и проведать родственницу. В хижине сплошь тишина и расклеенные по всем предметам записки — чтобы старушка Эдна с её больной памятью не забыла выключить воду или закрыть дверь. Спустя пару неуютных дней (то на улице что- то померещится, то кошмар заставит вскочить посреди сна) исчезнувшая возвращается. Невозмутимое старческое лицо — совсем не такое, как на пожелтевших фото из молодости, а, напротив, обрюзгшее, утратившее красоту в безвылазных лабиринтах морщин и мертвецкой седине — не выражает ни единой эмоции. На все вопросы об отсутствии Эдна отвечает витиевато, как будто что- то скрывая. Хотя скорее просто не помня. Единственный по-настоящему тревожный знак — синяк на груди, напоминающий плесень со стенок дома, но и на этот случай припасён аргумент: «Стукнулась, наверное. Неуклюжая».
Кадр из фильма «Реликвия»
Вариантов немного: можно отдать мать в дом престарелых, где за всеми её чудаковатостями будут следить специалисты, чем и пытается заняться Кей, уехав в Мельбурн, а можно, как планирует заботливая внучка Сэм, кому-нибудь (ей же самой, например) на долгосрочной перспективе поселиться со старушкой. «Реликвия» по всем описанным атрибутам едва ли отдаёт заявленным жанром хоррор. Её территория — семейная драма, пропитанная слезами от осознания физической эфемерности близкого человека, но в то же время далекая от нетрансцендентного, рационального взгляда на проблему. Жалкая, исчерпывающаяся метафорика комнатной трагедии в любом другом случае истощилась бы на полуслове, но в дебютном полнометражном фильме Натали Эрики Джеймс всё кино как полуслово.
Кадр из фильма «Реликвия»
Волна слоубёрнеров — так называемых «медленно тлеющих» фильмов ужасов, которые лишены сюжетной динамики и упиваются своим неспешным темпом, отвратно (хотя в визуальном плане зачастую и эстетически очаровывающе) смакуя зловещий и поступательный процесс поглощения человека собственным же страхом, — не собирается утихать. «Ведьма», «Оно приходит ночью» или «Реинкарнация» задали тон, но эпигонствовать на такой короткой дистанции как минимум некрасиво. Бытует мнение, что у хоррормейкеров чувство прекрасного и возвышенного атрофировано, но на деле именно они максимально чутко ощущают даже самые незаметные, лёгкие бризы в рамках вечно странствующего жанра. Жанра прекрасного в своей отвратительности и возвышенного в идейных порывах. Вот и Натали Эрика Джеймс едва ли вторит именно «медленно тлеющим» — скорее бергмановским томным, безвоздушным драмам о том, как быстро человек становится ненужным и лишним. А попутно закидывая в свою корзинку из видеосалона японские ужастики, кино о призраках и боди-хорроры о трансформации тела.
И ничего из описанного здесь не главенствует. Эти поджанры проявятся в каких-то уж совсем незначительных эпизодах, деталях, а то и паре кадров. Взрывной финал — своего рода высвобождение каждого из них, но, если приглядеться, скорее гипертрофия уже показанного ранее, всё тех же шепотов и криков сдавленным больным старческим голосом. При постройке дома использовали окна из хижины прадеда, который, если верить легенде, сошёл с ума, и его тень, следуя за Эдной, станет даже не источником зловещего, а его предвестником. Жуткий синяк на груди начнёт разрастаться и превратит тело в человекоподобную субстанцию, гниющую с каждой секундой. Комнаты становятся тюрьмами и лабиринтами, загоняя в себя Кей и Сэм, вполне возможно, будущих носителей недуга. Поди разберись, как правильно обозначить «Реликвию», вечно перескакивающую (хотя и очень грациозно) с поджанра в поджанр.
Кадр из фильма «Реликвия»
Зато точно ясно, что это парадоксально неромантический фильм с романтическим флёром. Идея отождествления дома и человеческой души с телом и вообще особое внимание к телесности — вполне себе пассаж из Эдгара Аллана По, но в «Реликвию» он встраивается лучше, чем в другие хорроры новой волны. Здесь это, во-первых, куда экстремальнее, а во-вторых, по-хорошему заметно прямолинейнее. Застряв в очередной из ловушек внутри дома, Кей и Сэм в погоне за свободой и самостоятельностью выбираются — и вряд ли стоит расшифровывать эту простецкую фрейдистскую символику — через самодельную узкую дыру в стене. Но коридоры из запылившейся мебели и воспоминаний, которые потеряли всякое значение, захлопываются единой крышкой могилы для всей семьи. Фатализм «Реинкарнации» с её стремлением превратить судьбу родственников в единый болезненный и неотстранимый рок по-прежнему неповторим, но в «Реликвии» накал трагизма подбирается к астеровскому уровню отчаяния.
Отчаяния, прежде всего вытекающего из невозможности понять. В ещё одном достойном слоубёрнере — «Я прелесть, живущая в доме» Оза Перкинса — путешествие героини по страницам книг и забытым чердакам мирило автора с почившим отцом и давало шанс приблизиться к фигуре знаменитого родителя через искусство. В «Реликвии», впрочем, все члены семьи имеют возможность ощутить друг друга физически и выйти на прямой контакт, но и без того гигантская ментальная дистанция разрастается до бытового абсурдизма: в один момент Эдна, будто ребёнок, просит дочку заглянуть под кровать — проверить, нет ли там монстра, и сталкивается с осуждением близких. Старость есть смена ролей некогда молодого и пока что молодого, однако эта кардинальная трансформация из-за неготовности вызывает диссонанс сразу у всех. Поиски внешние (в самом доме) и внутренние (в собственном разуме или душе) здесь тоже приводят к единению, но не совсем такому, какое можно было ожидать.
А где бабуля. Я за нее! Рецензия на фильм РЕЛИКВИЯ (2020)
Фильм «Реликвия» (Relic) после показа на фестивале Сандэнс породил волну хвалебных отзывов, удостоился сравнения со многими инди-сенсациями последних лет, а дебютантке Натали Эрике Джеймс уже прочат славу Ари Астера и Роберта Эггерса, ставят в один ряд с Дженнифер Кент и Дэвидом Робертом Митчеллом. Девушка купается в лучах славы, пишет сценарии сразу для трех новых проектов. Мы же, не на шутку заинтригованные, дождались, пока «Реликвия» официально вышла в России, и по итогам просмотра имеем сказать следующее: авансы, выданные режиссеру, оправданны, но только и исключительно в качестве именно авансов. Кино у дебютантки получилось не то чтобы плохое, но художественных высот тех же «Реинкарнации» или «Оно следует за тобой» не достигает.
В поисках пропавшей старушки.
И что остается после просмотра? Остается легкое, но неприятное чувство обмана. Мы с самого начала понимали, что смотрим фильм о старческой деменции и всем том грустном и тяжелом, что с этим связано, а режиссер-сценарист наводила тень на плетень, заставляя гадать, а есть ли там что-то еще. И в итоге оказалось, что весь абсурд, все «пугалки» были всего лишь метафорой. того, что мы, повторюсь, понимали с самого начала.