в чем смысл фильма работа без авторства
Я художник, я так вижу: рецензия на фильм «Работа без авторства»
Трехчасовой номинант на премию «Оскар», неумело анализирующий историю послевоенной Германии глазами художника.
Смотрите «Работа без авторства» онлайн
Трейлер
Смотрите «Работа без авторства» онлайн
Правообладателям
Ежемесячно более 17 миллионов пользователей посещают и активно используют Film.ru.
Чтобы дать нашим пользователям возможность смотреть фильмы легально, мы приглашаем к сотрудничеству онлайн-кинотеатры.
Участие в нашей партнерской программе значительно расширит ваш охват и увеличит долю новых зрителей.
Чтобы стать партнером, отправьте заявку на адрес partner@film.ru.
Будьте готовы предоставить API на библиотеку ваших фильмов и сериалов для интеграции на Film.ru.
Еще в детстве Курт понял, что хочет стать художником — вместе с тетей он посещал выставки работ, которые нацисты назвали «дегенеративным искусством», а потом смотрел, как она играет на рояле обнаженной. Впрочем, любовался он недолго: из-за разыгравшейся шизофрении ее сначала отправили на принудительную стерилизацию, позже — в газовую камеру. В сознательном возрасте Курт, помнящий тетины советы, поступил в Дрезденскую художественную академию — там он не может реализовать свой талант из-за строгих канонов соцреализма, но влюбляется в молодую девушки по имени Элизабет. Ее отец когда-то был членом СС и врачом-гинекологом, приговорившим сотни девушки к стерилизации и эвтаназии — одной из них была тетя Курта. Он тщательно скрывал страшный секрет все эти годы, но понимает, что когда-нибудь его прошлое выплывет наружу.
Кадр из фильма «Работа без авторства»
Кадр из фильма «Работа без авторства»
Попытка создать большое кино про изувеченную войной и разделенную Германию через оптику осмысляющего свои травмы художника почему-то принесла обратный результат. «Работа без авторства» выглядит как обычный телефильм — в отличие от фон Доннерсмарка, который режиссировал скорее на автомате, высоким амбициям картины соответствуют только оператор Калеб Дешанель и композитор Макс Рихтер. Фабульно фильм и вовсе лениво проходит по всем вытоптанным дорожкам байопиков: где надо, умело манипулирует, в остальном возвышает талантливого протагониста над кучкой карикатурных героев. Особенно досталось женским персонажам, которые, видимо, добавлены в фильм для постоянных эротических сцен с крупными планами поп.
«Работа без авторства» — это старомодный в плохом смысле, нескладный и неуклюжий байопик, создатели которого считают, что количество минут в хронометраже коррелирует с монументальностью фильма. Из аналогий, близких отечественному зрителю, можно упомянуть разве что Никиту Михалкова с его эпиками «Утомленные солнцем 2» и «Солнечный удар». Однако лучше всего о фильме фон Доннерсмарка говорит его второе название — «Не отводи взгляд» (реплика тети Курта): для 188-минутной картины, которая выглядит как набор эпизодов из нескольких разных фильмов, оно кажется по-злому ироничным.
«Работа без авторства»: Рецензия Киноафиши
Монументальная и не слишком оригинальная трехчасовая драма об отношениях большого художника с историей и государством.
Немецкий кинематограф во второй половине XX века прошел путь от отрицания истории Германии до почти маниакальной одержимости ею. Немцы научились снимать о мировых войнах и послевоенных трагедиях большие, красочные и пафосные фильмы. Но даже на этом фоне картина Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Работа без авторства» выглядит проектом мегаломанским. Режиссер берется сразу за три объемные темы и фактически проводит своих героев через три страны. Действие начинается в нацистской Германии, продолжается в ГДР и завершается в ФРГ. Хронометраж соответствующий: фильм идет больше трех часов.
Молодой художник Курт Барнерт (Том Шиллинг) в детстве ходил вместе с любимой тетей (Саския Розендаль) на выставку «дегенеративного искусства», где авангардистскую живопись клеймили как вырожденческую. Тетя тогда тихо призналась мальчику, что ей такое искусство нравится. А потом она исчезла: у нее диагностировали шизофрению, стерилизовали, чтобы не портила арийскую расу, и отправили туда, откуда не возвращаются.
Взрослый Курт учится рисовать уже в ГДР, но социалистический подход к искусству не слишком отличается от нацистского. Личность художника снова отодвигается на второй план, а на первый выходит идея. Курт страдает, но терпит. Необходимость рисовать рабочих и колхозниц скрашивают отношения с красивой однокурсницей Элли (Паула Бер), дочерью гинеколога (Себастьян Кох), который когда-то обрек на гибель тетю Барнерта. Впрочем, об этом герой не догадывается – он был слишком мал, чтобы что-то запомнить.
Сценарий заимствует многие детали из биографии немецкого художника Герхарда Рихтера, одного из самых дорогих мастеров современности. Тот тоже родился в Дрездене и позже уехал на Запад, а мировую известность получил после того, как начал создавать слегка размытые картины, срисованные с любительских фотографий. Полотна балансировали на грани гиперреализма и абстракции, не являясь ни тем, ни другим. Образ оказывался оторванным от изображения, содержание – от формы. В фильме этот метод изобретает Барнерт.
Самому художнику, который на этапе сценария встречался с режиссером и даже водил его по любимым дрезденским местам, результат не понравился. В начале года Рихтер объявил, что картина «сильно искажает» его жизненный путь. Однако, справедливости ради, фон Доннерсмарк никогда и не говорил, что экранизирует конкретную биографию. У него были совсем другие задачи.
«Работа без авторства»
Женские образы сексуализированы сверх меры: режиссер постоянно заставляет своих прекрасных актрис раздеваться без всякой сюжетной необходимости (мужская обнаженная натура тоже есть, но ее ощутимо меньше). Эпизод с газовой камерой сделан настолько бездарно, что больше всего напоминает «Освенцим» Уве Болла, худшего немецкого постановщика всех времен: тот как-то снял себя в роли охранника концлагеря, который стоит у входа в «душевую» и с совершенно невозмутимым видом слушает, как с другой стороны в наглухо закрытую дверь колотят десятки рук.
Фон Доннерсмарк явно воображает себя Спилбергом, вот только уровень его таланта совсем не соответствует этой амбициозной фантазии. Немецкий постановщик собирает свое кино из тиражированных образов и готовых клише, он даже героя не смог придумать с нуля – ему понадобился уже существующий Рихтер. Кропотливость и усердие, с которыми проделана эта работа, конечно, производят впечатление, да и катастрофы XX века не растеряли своей устрашающей силы – отсюда две номинации на «Оскар» (за лучший иностранный фильм и лучшую операторскую работу; Калеб Дешанель, снимавший «Страсти Христовы», знает толк в эстетизации человеческих страданий).
Если бы фон Доннерсмарк действительно был выдающимся автором, он бы понимал, что эпоха фильмов, в которых судьбы героев намертво сомкнуты с ходом большой истории, ушла. Даже Спилберг теперь снимает немного другое кино. Интересные процессы прямо сейчас идут и в родном для режиссера немецком кинематографе: его соотечественники переосмысляют каноны штази-драмы и «остальгических» картин о ГДР, уходят от однозначного деления персонажей на плохих и хороших, усложняют сюжеты и ищут новые выразительные средства. В этом смысле «Работа без авторства» оказывается вещью из бабушкиного сундука: вроде и красивая, а девать уже некуда. Своего героя фон Доннерсмарк смог вывести к свободе и свету, но сам он, похоже, окончательно застрял в лабиринте прошедшего времени – там, где все еще стоит Берлинская стена и где в новаторах числится Йозеф Бойс.
Обзор фильма «Работа без авторства»
Read Next
Лазарев Александр Васильевич
«Работа без авторства» — неприлично долго добиравшийся до российского проката фильм немецкого режиссера Флориана Хенкель фон Доннерсмарка. Уже прославившийся успешной «Жизнью других» и провальным в коммерческом и сюжетном плане, но, тем не менее, красивым «Туристом», Доннерсмарк потратил восемь лет на написание сценария и съемку «Работы» фильма, с явным желанием вернуть потерянные лавры надежды европейского кино. Но получилось ли? Обо всем по порядку.
С двумя номинациями на Оскар: за лучший фильм на иностранном языке (спорно) и за лучшую операторскую работу (полностью заслуженно), данное кино не снискало больших восторгов ни со стороны независимых критиков, ни со стороны простых зрителей, просто проигнорировавших премьеру в кинотеатрах. Однако фильм цепляет — не это ли главное?
Работа, у которой есть автор
Сюжет относительно прост — это история взросления и поиска жизненного пути художника из Дрездена. Персонаж Курта, а так зовут главного героя, был вдохновлен знаменитым Герхардом Рихтером, чьи работы в 2005 году считались самыми дорогими в Германии. Сохраняется родной город Рихтера — Дрезден, и основные точки его биографии. К фактам менее точными, а именно к переживаниям героя, режиссер подошел более фамильярно, позволив себе некоторые «творческие дополнения», заставившие Рихтера отказаться от этого фильма. Уж слишком глубокие личные переживания художника вскрывались, даже те, которые он бы пожелал забыть.
Герхард Рихтер (слева) с некоторыми из его работ
И, тем не менее, Доннерсмарк проделал поистине кропотливую работу, создавая это кино, — полные действий 186 минут завораживают и обволакивают, не отпуская до заключительных титров. Здесь нет «провисаний» сюжета, которыми часто грешат многие европейские фильмы (недавний «Офицер и Шпион» Романа Полански чего стоит, пусть он и на треть короче). В духе молодого Спилберга, для которого удовольствие семейного просмотра было важнее политических проблем, в которых он погряз в своих последних фильмах, Доннерсмарк берет знакомые всем клише, обволакивая их в потрясающую операторскую работу для создания шедевра.
Концептуально «Работу» можно разделить на три части: довоенные годы, жизнь в ГДР и ФРГ. Все они разные и ощущаются по разному, даже наложенные на кадры фильтры отличаются друг от друга!
Дрезден. 1939
Первая треть фильма затрагивает непосредственно жизнь в Германии до и во время Второй мировой войны. Тёмные, наполненные красивым бессмысленным безумием тети Курта (увидев Фюрера, с людьми случается и не такое), довоенные годы выглядят грустным предзнаменованием грядущей беды для немецкого народа.
Кадр из фильма.
А страсть авторов, некоторая одержимость собственной историей выплёскивается на экран мрачными синевато-зелеными пятнами, показывая смерти и лишения, холод и боль. Ясно ощущается стыд, с которым авторы препарируют эту тему (не детально, для этого есть другие фильмы и другие жанры), но при этом и легкая гордость, сила духа: «Да, эта наша самая отвратительная, лишенная всякого гуманизма, просто античеловечная часть истории. Но это было, а замалчивать это — значит врать»
«Не отводи взгляда, Курт. Смотри. Реальность прекрасна. Всегда.»
Стоит только зрителю привыкнуть к милому маленькому Курту, влюбленному в свою тетю и постигающего азы рисования, ребенку, смутно осознающему ужас, творящийся вокруг, как начинаются бомбардировки Дрездена. И вот уже советские солдаты маршируют по городу, отлавливая солдат СС и на удивление дружелюбно общаясь с мирным населением.
Германская Демократическая Республика
Кино резко меняется. Наполняется красками. Курт взрослеет и начинает учиться в Дрезденской художественной академии, изучая единственно возможное направление — социалистический реализм. Там же он и знакомится с девушкой, мужем которой, по иронии судьбы, ему и предстоит стать. Тайны этого семейства и конфликт с отцом девушки станут главной движущей силой следующих двух часов повествования.
«Рабочий и колхозница». Кадр из фильма.
Жизнь в социалистическом Дрездене показана относительно достоверно, без «клюквенных» перегибов (идиоматическое выражение, обозначающее вымыслы, ложные стереотипы). В ГДР жили такие же обычные люди, как и везде, разве что своей простотой и иллюзорной верой в идеалы коммунизма напоминающие граждан СССР. Это время показано с трепетным вниманием к мелочам, а выбранные теплые фильтры отсылают к добрым фильмам Эльдара Рязанова. Советские офицеры в исполнении российских актеров (Евгений Сидихин), которые порой появляются в кадре, говорят действительно на русском, а не дублированном немецком, дополняя целостность происходящего на экране.
Но как можно оставаться в относительно сытом, но застойном ГДР, когда совсем рядом была свободная, открытая новым идеям и людям ФРГ, заманивающая молодежь блеском неоновых огней? Устав от похожих друг на друга, безликих шаблонных фресок «рабочего и колхозницы», Курт отчаянно ищет смысл в своем творчестве. Эти искания и заставляют его переехать в поисках подходящего ему пути в искусстве.
Кадр из фильма.
Федеративная Республика Германии
Конечно же, на западе все становится сложнее. Там уже нет единства идей, выливающийся в единственно правильный соцреализм, там люди живут и думают куда свободнее. Это обескураживает Курта, заставляет зрителя размышлять. Так ли ценно то искусство, создаваемое исключительно для привлечения внимания или выражения собственного «Я»? А может, оно должно быть от народа и для народа? Ответов нет. Никто не знает, куда двигаться, чего ожидать, чего они хотят сами. Так что желающим разобраться в истинных смыслах современного искусства (а с того времени его концепции практически не изменились) это кино не подойдет. Каждый вынесет после просмотра этого фильма ровно те мысли, с которыми он и начинал смотреть, потому что авторы не подталкивают, не подсказывают, даже не пытаются удивить. Такой подход понятен с точки зрения жанра фильма, ведь в байопике действительность не приукрасить, но оставляет некоторое ощущение незавершенности.
«Тридцать (лет) и снова студент? Когда Моцарту было тридцать — он умер.»
Но Курту удается найти то, что он искал, показать себя, скрывшись за акриловой краской на холсте. Процесс осознания, прихода вдохновения снят действительно впечатляюще. Выхватывая лучи солнца, кисти, разбросанные на столе, камера скользит по мастерской, погружая зрителя в творческий процесс. Пожалуй, можно посмотреть весь фильм хотя бы ради этой сцены. Она того стоит.
Минусы
Как бы не было грустно осознавать, эта кинокартина не идеальна. Хотя наличие недочетов и не испортило впечатление от просмотра, печально видеть, как фильм, рожденный стать культовым, довольствуется лишь статусом крепкого «середнячка».
Как и во многих современных немецкий фильмах, персонажи неприлично много времени проводят обнажёнными. Просмотру это не мешает, но несколько убивает хрупкое доверие, которое авторы выстраивали со зрителем. Сюжет то и дело прерывается очередной порций любования человеческим телом, постоянно сбивая с толку и не давая фильму по-настоящему раскрыть свой потенциал «семейного кино».
Второе, что особенно заметно — обилие клише, из которых и соткана «Работа». Все они настолько заезжены и знакомы, что главным удивлением в фильме становится не неожиданные повороты сюжета, а искусная расстановка и монтаж этих выработанных десятилетиями классических киносцен.
И в-третьих, деление на три смысловые части, связанные друг с другом лишь главными героями, убивает целостность фильма. Будто сериал из трех серий, снятых разными режиссерами объединили в монстра, радуясь уже тому, что «он живой!»
Зритель будет смеяться и плакать, переживать за героев. Но это не то, что связывает людей с фильмом, который они по-настоящему полюбят. Нет смысла следить за сюжетом, если к концу просмотра забываешь, с чего все началось.
Плюсы
И все же я советую вам посмотреть этот фильм. Ни как философскую драму с глубокими, метафизическими подтекстами, и ни как что-то другое не менее серьезное, а в качестве простого, приятного фильма, заполняющего вечер своими красивыми кадрами.
Ведь именно операторскую работу можно назвать главным достоинством этой кинокартины. Герои не просто расставлены по своим местам, откуда с достоинством читают написанные для них пафосные фразы, нет. Изображение идеально выверено, а персонажи живут в кадре, занимаясь своими делами и общаясь будто мимоходом, в то время как камера кружит вокруг них, выхватывая не только эмоции, но и просто «красоту жизни».
Кадр из фильма.
К слову об эмоциях. Как однажды сказал Педро Альмодовар: «Настоящий актер не тот, кто плачет в кадре при любой возможности, а тот, кто до последнего сдерживает свои слезы». Его слова были услышаны. Персонажи фильма наполнены эмоциями, которые они педантично сдерживают в себе. Очень по-немецки. Актеры, молодой и в возрасте, знаменитые и бесславные, все вживаются в свои роли, создавая каждый своего героя. И все они вам запомнятся, включая того харизматичного парня, добрый час на заднем фоне забивающего гвозди во все, что попадалось тому на глаза.
И так мы плавно переходим к юмору. Шутки подобраны столь лаконично, что не упомянуть их не представляется никакой возможности. Добры и ненавязчивые, они оттеняют некоторую мрачность повествования, добавляя в фильм такую важную «легкость». Именно за счет нее можно осилить трехчасовой фильм, не мучаясь угрызениями совести о пропущенных моментах в жизни, просто наслаждаясь увиденным.
ОгласКА: Рецензия Киноакадемии на фильм «Работа без авторства»
1. Персонажи. Фильм, претендующий едва ли не на историчность, слишком красит своих героев в белые и черные цвета. Максимально злодейский отец Элли, связанный с главным героем темным прошлым, максимально добрые влюбленные. «Серых» персонажей в фильме просто нет. В какой-то момент создается ощущение, что смотришь не немецкий фильм об искусстве, а американскую попсу.
Мое мнение будет непопулярно, но «Работа без авторства» похожа как раз на те самые картины Курта, которые сначала были созданы прекрасными и пронзительными, а затем замазаны, потеряв в выразительности и оригинальности. Впрочем, я признаю, что у меня к каким-то моментам фильма чисто личная неприязнь, а зритель, любящий размышлять об искусстве, останется фильмом доволен. Так что, несмотря на некоторый негатив, к просмотру все равно рекомендую.
Евгений S.h.
Фильм «Работа без авторства», как и жизнь молодого художника Курта Барнерта (Том Шиллинг), условно поделен на два этапа:
1. Детство, затронутое фашизмом, который пропагандирует превосходство одной нации над другими, но не прощает даже чистокровных арийцев за наличие у них недееспособности.
2. Юность под знаменами «красных» победителей нацистов, строящих и восхваляющих на территории социалистической ГДР коммунизм и отвергающих любое пагубное влияние капиталистического Запада на молодые умы.
Все случившиеся с главным героем события в эти периоды жизни формируют в юноше гения своего времени. Фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка является доказательством того, что на любой период в истории человечества, даже самый ужасный и тяжелый, всегда найдется свой гений, который найдет луч света даже в самом темном царстве. И никакой режим и никакая война не станет для него помехой, не сможет помешать творить, нести свои произведения в массы. Такой человек всегда разглядит правду, какой бы страшной и невыносимой она не была, найдет нечто прекрасное и вдохновляющее для себя и своих потомков.
Не факт, что это тот фильм, к которому вы захотите вернуться в ближайшее время, но «Работа без авторства» не оставит равнодушным никого, даже самого далекого от искусства человека.
Stefa
Режиссер и сценарист Флориан Хенкель фон Доннерсмарк («Турист», «Жизнь других») определенно обладает своим видением/мнением. Как свободный художник он не боится изобразить мир таким, каким он и является – пошарканным, тусклым, несправедливым, но оставляет при этом в сердцах зрителей надежду на справедливость, надежду обрести смысл.
«Работа без авторства» – очень многогранное кино, так сказать, о высоком. рассказанное весьма тяжелыми инструментами. Как кисть художника, она резкими мазками проходится по нашему лицу, рисуя грусть и печаль. Смывает с нас фальшь, оставляя лишь истину. Курт Барнерт находится в поисках себя, в поисках настоящего, но что есть «Я»? Тот, кем ты был в прошлом или тот, кем стал? Сюжет базируется на биографии немецкого художника Герхарда Рихтера, на долю которого выпало немало невзгод, но, несмотря на все трудности, он шел к своей цели. Найти правду – найти себя. Авторская картина для всех, кто хочет насладиться прекрасными видами, отличной актерской игрой и музыкальным сопровождением. А на что пойдете вы, чтобы узнать правду и рассказать о ней миру?
OlegD
Фильмы Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка подобны музыке, которая прочно закрепляется на подкорке мозга и звучит там не переставая, порой напоминая о себе в самые неожиданные моменты. Для кино о живописи «Работа без авторства» удивительно музыкальна. Все ключевые моменты, пожалуй, связаны скорее со звуками, чем с картинкой. Возможно, это эффект таланта композитора Макса Рихтера, чьи мелодии неизменно задевают душевные струны, но тут кроется и нечто большее. Фон Доннерсмарк вкладывает в свой фильм много подтекста, часто выводя важные события за рамки объективности и обозначая их деликатными намеками. Тем самым он избегает главной ловушки кинематографистов: драматизировать материал до такой степени, что в него перестаешь верить. Героям «Работы без авторства» веришь всегда, будто переживая все их невзгоды с ними вместе, далеко не в последнюю очередь благодаря маститым актерам в главных ролях.
Понимаете, кинематограф столь разнообразен и его так много, что со временем он начинает смешиваться в один сумбурный, яростный поток, где сложно различить одно от другого. Однако такие фильмы как «Работа без авторства» будут выделяться всегда, как редкий пример потрясающей истории, которая попала в руки правильного рассказчика. Повторить это специально – невозможно, все равно, что пытаться поймать молнию в бутылку. Здесь не работают ни голливудские формулы, ни прекрасные технические аспекты (хотя и они важны, не зря же Калеб Дешанель был номинирован на премию Оскар за операторскую работу). Ты смотришь, затаив дыхание, как на твоих глазах разворачиваются жизнь и искусство, взболтанные, но не смешанные. Американские локализаторы как в воду глядели, когда нарекли фильм «Never look away» (на английском), ведь от этого трехчасового действа и вправду невозможно отвести взгляд.
Не менее сложны и противоречивы роли второго плана: странный профессор Антониус ван Вертен (Оливер Мазуччи), трепетная тетушка Элизабет (Саския Розендаль), нежная Элли (Паула Бир) и каждый персонаж пьесы. Даже массовка не оставит вас равнодушными: пример, душераздирающий эпизод в психиатрической лечебнице.
Рецензия на фильм «Работа без авторства»
Когда Курту было от силы пять лет, тетка водила его на выставку «Дегенеративного искусства». Там высокоидейный экскурсовод с лицом и пафосом истинного арийца возмущенно кричал о том, что «мазня» Кандинского и ему подобных чужда нуждам рабочего народа, и что место подобным «шедеврам» – в топке истории. В топке истории вскоре оказалась и сама тетка Курта: бдительное око Третьего Рейха обнаружило в ней признаки шизофрении, после чего ее причислили к категории «никчемных особей», стерилизовали, а потом и вовсе «избавили от бремени бессмысленного существования». Но Курт Барнерт войну пережил, оказался в Восточной Германии и поступил в художественное училище. И ему снова стали читать лекции-проповеди о том, какое именно искусство требуется для нужд рабочего класса.
Для Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Работа без авторства» – только третий фильм. У режиссера был мощный старт в 2006-м: его дебют «Жизнь других» получил «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». После этого Доннерсмарк попробовал поработать на Голливудских холмах: снял «Туриста» с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом. Попытка ни к чему хорошему не привела – и Флориан ушел в тень на восемь лет. А в прошлом году вернулся: снятая на немецком «Работа без авторства» была показана в основном конкурсе 75-го Венецианского фестиваля, получила приз молодежного жюри, а чуть позднее номинировалась на «Оскар» в двух категориях: «Лучшая операторская работа» и «Лучший фильм на иностранном языке».
Тем не менее новую картину Доннерсмарка приняли далеко не все. Чаще всего его обвиняют в так называемой «голливудщине»: мол, снял режиссер банальную мелодраму длиной в три часа, только и всего. Есть у фильма и более мелкие огрехи: слабая компьютерная графика и периодические сбои в логике (например, побег из Восточной Германии в Западную оказывается смехотворно простым). Да, Доннерсмарк действительно снял фильм довольно неровный, — но никакая мелодраматичность и никакая шероховатость форм не в состоянии заглушить искренние интонации по-настоящему большого кино.
Режиссер делал фильм на стыке мейнстрима и арта – кино, максимально простое и привычное по форме и бездонное по содержанию. В основе «Работы без авторства» – вольная биография Герхарда Рихтера, одного из самых ярких современных немецких художников. Но у Хенкеля не было цели снять байопик, и «Работа без авторства» – это честная попытка ответить на вопрос «как выжить художнику в мире, где искусство уже давно умерло, где оно похоронено и забыто – и где живы лишь разговоры о его бренных останках».
Курт Барнерт – не бунтарь и не приспособленец. Когда ему говорят малевать на стене счастливых колхозниц – он малюет, и это не трогает его и не унижает: так офисный работник машинально делает свою работу, думая о чем-то своем. Но чтобы сохранить себя, рано или поздно ему приходится писать «в стол» и, таким образом, жить двойной жизнью, как живут многие. Курта такое двойничество не устраивает, поэтому он просто разворачивается и уходит. Уходит, чтобы понять, что ему делать с собой и с собственным даром.
Немецкое авторское кино любит поговорить «о высоком»: фильмов, где двое влюбленных, гуляя по весеннему лесу, начинают всерьез обсуждать экзистенциональные принципы Кьеркегора или иррационализм Шопенгауэра, довольно много (навскидку — «Моего брата зовут Робин, и он идиот», «Романтики 303» и так далее). В «Работе без авторства» все по-другому: здесь высоколобая философия уступает место разговорам об искусстве, которые не утяжеляют фильм, и картина по своей форме и восприятию остается абсолютно зрительской. Не мешает и «беспощадный» хронометраж в 188 минут: невероятная операторская работа (Калеб Дешанель), ощущение молодости и трогательная киногеничность происходящего сделали бы незаметной и вдвое большую продолжительность. Так что если есть тяга к настоящему большому кино – постарайтесь не пропустить.