в чем смысл фильма птицы
Рецензия на фильм Птицы-А. Хичкока.
Я наконец это сделала! Посмотрела фильм Птицы, до которого долгое время не могла добраться и я безусловно не пожалела.
Несмотря на то, что в жанре указаны ужасы, по большей части мелодрама вырывается вперед. Конечно, для 63 года подобная история с нападением птиц на людей и убийствами казалась более мрачной и страшной, нежели нам, вовсю уже искушенными разными ужастиками и триллерами. И все же, эта кинокартина по-своему уникальна и интересна для просмотра даже сейчас. Особенно сейчас.
История начинается с героини Мелани Дэниелс, известная всем своими странными, чудными выходками и розыгрышами. Она достаточно хрупкая и изысканная, красивая и элегантная, хитрая и милая, с долей озорства и кокетства. Сложно поверить, чтобы кому-либо не полюбился образ этого персонажа. Даже несмотря на некоторую распущенность Мелани, она все равно очень интересна и притягательна.
Как не странно, действия начинаются в магазине с птицами, где происходит судьбоносная встреча с адвокатом Митчем Бреннаром. Если Мелани предстала женственной и нежной, то главный герой показался более грубоватым, но в тоже время очень мужественным и харизматичным.
Предлог Мелани, чтобы повидать Митча совсем неубедителен, она придумывает историю о подруге, живущей недалеко и приезжает, чтобы подарить попугайчиков сестре Митча. Митч сразу понимает зачем приехала Мелани и подыгрывает ей, то и дело стараясь вывести на чистую воду. Нападение же птиц казалось бы способствует задержке девушки в городе, но в тоже время постепенно усиливает опасность, которая с каждым разом становится все серьезнее и серьезнее. А ведь первый час заставил на время позабыть, что должно произойти что-то плохое, большая часть фильма была довольно спокойной, если не считать стаи птиц в воздухе и первого нападения чайки на Мелани. Однако это быстро забывается и, когда история героев вовсю развивается, происходит этот бум и опасность вновь появляется, постепенно нагнетая атмосферу.
Говоря об атмосфере хочется упомянуть и отражение того времени, которое передано очень точно и сейчас кажется сравни документальному, хотя скорее всего никто к этому и не стремился, но ощущения складываются именно такие. Это одна из тех работ, когда с интересом разглядываешь одежду героев, в которой точно представлена мода шестидесятых, строения домов и зданий, машины на дорогах, вещи в комнатах. Они создают общую картину той, прошлой действительности. От просмотра получаешь больше эстетическое удовольствие. Это произведение не кажется чем-то сверх гениальным, по сравнением с другими работами режиссера, и все же не отпускает до самого конца.
Еще одной уникальной особенностью картины Птицы является то, что в нем нет музыкального сопровождения. Все построено на звуках, поэтому и не ощущается какого-то гнетущего напряжения во всех эпизодах, а лишь в некоторых. Местами сцены кажутся намного сильнее и эмоциональнее. Особенно ярко это выражается в эпизоде, где птицы атакуют Мелани и Митча у него дома. Хлопанье крыльев и гул накрывает с головой, врывается в сегодняшнее настоящие и фильм на мгновение уже не кажется фильмом. Ты начинаешь слышать звуки и появляется ощущение, что птицы находятся где-то совсем рядом. Такой эффект был достигнут именно благодаря тому, что звуки были реалистичными и «чистыми».
Говоря об особенностях фильма, замечается странная деталь- очень много героев встречается с голубыми глазами. Они приковывают внимание с первых секунд, даже у пьяницы в кафе очень выразительный взгляд.
Комбинированные съемки, использованные во многих моментах, выглядят неправдоподобными, но для того времени это было чуть ли не прорывом в кино. Возможно это мой острый взгляд каждый раз останавливался и подмечал их, но мне было интересно чисто с технической стороны, как они совмещали кадры, как долго снимали и накладывали одну сцену поверх другой.
И вот, возвращаясь к сюжету, вроде бы неплохая история отношений, красивая любовная линия, так в чем же дело? Почему птицы, как бы это не звучало абсурдно, нападают на людей? Вроде никаких действий против пернатых не было выявлено и все же они объявили войну.
Если вернуться к первой сцене, к зоомагазину, можно увидеть самых разных экзотических птиц, которые сидят в клетках и ждут своих хозяев. Попугайчики, которые до конца фильма так же живут в клетке, словно намекают, что птицы хотят свободу. Возможно пернатый бунт и начался именно поэтому. Каждое живое существо хочет быть свободным. Еще с древности птицы считались олицетворением человеческой души. Если души людей настолько испортились и зачерствели, то возможно конец света действительно близок, и птицы просто показали это. Мог ли режиссер так же закладывать подобную мысль в этой картине? Возможно.
Кроме того основными виновниками бед предстают никто иные как вороны, воробьи и чайки. Эти птицы всегда считались вестниками несчастья и всего плохого. Они стервятники, и это не раз упоминается в фильме, как бы подчеркивается между прочим. Ведь тех же голубей тут нет, потому что они как раз таки символизируют мир.
Конец картины остается открытым, после нападения птиц, Мелани меняется. Она больше не та жизнерадостная кокетка, она словно опустошена и лишена сил. Только тогда, когда Мелани становится слабой, Лидия принимает ее, оберегая словно свою дочь. Теперь женщина возвращает себе власть, вновь становится сильной опорой и берет все в свои руки. Герои уезжают, оставляя дом, наполненный птицами, которые в итоге победили. Птицы были заперты в начале фильма, а после заперли самих людей, словно показав, какого это жить в клетке.
Ну и конечно куда же без фото Хичкока с птицей?)
Фиксация на травме в фильме Альфреда Хичкока «Птицы»
В 1963 году виртуоз саспенса – манеры создавать напряженное ожидание беды, которая неминуемо должна произойти –Альфред Хичкок экранизирует рассказ Дафны дю Морье, давая рождение одному из самых жутких кинополотен всех времен и народов –_«Птицы». На этот раз Хичкок, который, по меткому выражению Жана-Люка Годара, «видел фильмы прежде, чем их придумывать», посвящает свою работу нападению полчищ птиц на небольшой приморский городок, тем самым предвосхищая популярную в семидесятые годы тему столкновения человека с враждебными и необъяснимыми силами природы.
Следует сказать, что это была не первая попытка Хичкока снять фильм о птицах: так, отсылки к пернатым можно обнаружить в его не менее известной картине «Психо» (1960). В начале фильма город предстает перед нами с высоты птичьего полета (“helicopter shot”, как называл этот прием сам Хичкок), затем режиссер фокусирует наше внимание на рекламном флюгере, выполненном в виде птицы, а также на названии города – Финикс, получившем свое имя в честь птицы феникс. Наконец, напоминает птицу и само движение камеры, которая сначала плавно спускается, а затем буквально «складывает крылья» на окне комнаты отеля, откуда берет начало действие фильма.
Когда мы знакомимся с главной героиней «Психо», то узнаем, что у Мэрион птичья фамилия Крейн (“сrane” с англ. «журавль»), а чуть позже хозяин гостиницы Норман, где остановится Мэрион, и вовсе напрямую сравнит ее с птицей, заметив, что она ест «как птичка». С этого момента Хичкок начинает наполнять фильм птицами уже не только фигурально: во-первых, мы видим висящие на стенах отеля картины с изображениями птиц, а также их многочисленные чучела, а во-вторых, мы слышим, как, например, убийство в ванной сопровождается звуками, «похожими на крики потревоженных птиц, и напоминающими нападение коршуна на беззащитную жертву» (2).
Тема птиц в фильме «Психо» достигает своего апогея в момент психического превращения, когда мать подобно хищной птице атакует психический мир своего сына и полностью овладевает им, не оставляя для него ни толики субъективности. Славой Жижек, изучающий хичкоковский мир птиц, видит истоки этого радикального исхода в желании хищного материнского Сверх Я безраздельно обладать своим сыном, бессознательные впечатления о матери которого «настолько пропитаны агрессивными импульсами, а интенсивность её заботы настолько не соответствует потребностям ребёнка, что в его воображении мать часто предстаёт в образе хищной птицы» (3).
Возможно, появление в жизни Митча новой девушки – Мелани – вызывает очередной приступ ярости со стороны его матери – Лидии (актриса Джессика Тэнди), и режиссер иллюстрирует эту пробуждающуюся ненависть с помощью враждебных сил природы. Для того, чтобы изобразить качественный показатель этой ненависти, Хичкок привлекает к атакам разные виды птиц, а для демонстрации количественного аспекта агрессии он использует тот же прием, что и сновидение, в котором интенсивность переживания может передаваться через умножение объектов: сначала атакует одна птица, затем стаи птиц, и, наконец, город оказывается под властью целых полчищ пернатых.
По сути, Жижек предлагает посмотреть на нашествие птиц как на отображение внутренней реальности Лидии. Однако за этой притягательной трактовкой легко упустить историю главной героини – Мелани – и оставить ее в качестве пассивного персонажа, которая со всем мазохистическим упорством пытается справиться с нападками матери любимого мужчины. Трудно не заметить, что с самых первых кадров фильма Мелани играет активную роль, когда оказывается захваченной не столько знакомством с красивым мужчиной, сколько историей его семьи, которая, возьму на себя смелость предположить, напомнила ей свою собственную.
Следуя мысли Фрейда, изложенной им тексте «Женская сексуальность» (4), за отношениями женщины с мужчиной нередко можно обнаружить ее связь с матерью. Вот и Мелани, влюбляясь в Митча, на самом деле пытается разобраться в своих непростых отношениях со своей матерью, которая материализуется для нее в образе матери Митча, Лидии. Она приближается к ней через целую вереницу женских персонажей – сначала она везет неразлучников сестре Митча Кэти, затем останавливается на ночлег у его бывшей пассии Энни и, наконец, оказывается в одном доме с подлинным объектом своего интереса – Лидией.
Один из диалогов приоткрывает нам тайну отношений Мелани со своей матерью, которая, как она скажет, «бросила меня, когда мне было одиннадцать и убежала с каким-то человеком»; это случилось примерно в том возрасте, в котором сейчас была Кэти, а ведь именно ради нее Мелани приехала в залив Бодега. «Вам нужна материнская любовь», — скажет ей Митч, заметив, какие сильные аффекты вызывает в душе Мелани простое упоминание о ее матери. «Только не от моей матери», — ответит она и направит все свои усилия на то, чтобы обрести заветную любовь с помощью другой женщины – матери Митча.
В свете этого толкования атаки птиц предстают несколько в ином свете. С одной стороны, нападение пернатых можно понимать как материализацию агрессии матери Мелани, ранящую дочь своим внезапным уходом. С другой стороны, налеты птиц могут быть воплощением с трудом признаваемой, а потому вынесенной вовне, собственной враждебности Мелани: «дурное, чуждое для Я, находящееся вовне, первоначально ему тождественно». (5). Другими словами, внешнее бедствие, которое переживает главная героиня, есть «проекция катастрофы, которая произошла прежде всего в ее душе» (6) – это исторгнутые из души чувства, которые теперь возвращаются извне.
Невозможно не обратить внимание на то, что нападение птиц вызывает ужас, прежде всего, своей опасностью быть растерзанным, и, возможно, полностью съеденным этими хищными созданиями, и режиссер в деталях демонстрирует нам различного рода укусы, отрывания и другие членения человеческой плоти. Фрейд говорит о том, что подобные орально–каннибалистические страхи являются отличительной чертой женской паранойи, когда «женщина боится, что ее убьет (или съест) собственная мать» (4), в проективной логике это соответствует собственной враждебности и садистским фантазиям девочки по отношению к своей матери.
В фильме есть несколько поворотных моментов, когда у главной героини появляется возможность уехать из пугающего ее города, однако Мелани как будто постоянно находит причину, чтобы остаться. Возможно, самое большое недоумение у зрителя вызывает ее практически мазохистическое намерение одной подняться на чердак дома – дома, который буквально мгновение тому назад был жестоко атакован птицами. Именно там Мелани остается один на один с агрессивными созданиями и получает свои самые большие, близкие к смертельным, раны и увечья, в полной мере обнажая свой бессознательный конфликт.
Возможно, здесь мы имеем дело с тем, что Фрейд в своем тексте 1939 года «Человек Моисей и монотеистическая религия» называл фиксацией на травме и навязчивым повторением (Fixierung an das Trauma und als Wiederholungszwang). Пытаясь осмыслить невроз как некую запоздалую реакцию на травматическое переживание, Фрейд говорит о двух видах фиксаций – негативной и позитивной. Так, в первом случае человек преследует цель «ничего не помнить о забытых травмах и ничего не возобновлять» (1), и такой ответ на травму он называет защитной реакцией, выраженной в различных избеганиях, «которые могут усиливаться до торможений и фобий» (1).
При позитивной реакции, которую мы склонны приписать Мелани, человек в логике навязчивого повторения прилагает «усилия сделать травму вновь значимой, то есть вспомнить забытое переживание или, еще лучше, сделать его реальным, снова повторно его пережить, даже если оно было лишь ранней аффективной связью, возродить ее в аналогичных отношениях с другим человеком» (1). Можно предположить, что сцена, в которой Мелани остается один на один со всепожирающими птицами, является символическим отображением такого бессознательного желания – наконец-таки сделать внутрипсихический конфликт достоянием реальности.
Финал фильма дает нам надежду на то, что психическая вселенная Мелани претерпела глобальную трансформацию, что она в конце концов перестала игнорировать травматический материал и встала на путь внутреннего исцеления. Об этом говорит, с одной стороны, изменение поведения птиц, с другой – появление «другой» Мелани. Да, птицы по-прежнему наводняют город и все еще поклевывают проходящего мимо Митча, однако они спустились с непредсказуемого неба на более безопасную землю, а на место их пронзительных нескончаемых криков приходят едва заметные единичные клокотания (7).
И, конечно, Мелани. Да, она все еще неохотно выходит из надежного дома на таящую опасность улицу. Да, она изранена, и ее первые шаги во внешний мир сопровождаются повторяющимися «нет». Да, она нуждается в поддержке людей, которые буквально «ведут» ее. Но все же, когда в одном из последних кадров главная героиня сначала сжимает руку Лидии, затем смотрит ей в глаза и, наконец, склоняет голову на ее груди, мы обретаем надежду на то, что Мелани все же удалось сделать отношения со своей матерью частью собственной истории, столкнуться лицом к лицу со своей травмой и встать на путь своего становления.
Фильм Птицы. Как Хичкок снял знаменитую историю о нападении птиц
Когда фильм «Психо» уже получил восторженные отзывы поклонников жанра, а Альфред Хичкок вдохновившись рассказом Дафны дю Морье, который был впервые напечатан 1957 году в журнале «Домашнее хозяйство», решил снимать своих «Птиц», на воплощение его идеи ему выделили целых 3,3 млн. долларов, что стало самым крупным бюджетом на фильм в его жизни.
Сначала, Хичкок купил права на рассказ для своего шоу «Хичкок представляет», но в итоге «Птицы» стали полнометражным, самостоятельным фильмом.
Мы с вами наверное уже плохо помним сюжет фильма, а помним лишь жуткую атмосферу и пугающих, зловещих птиц, проявляющих себя то тут, то там, и готовых вот-вот напасть.
Изначально Альфред Хичкок хотел, чтобы сценарий картины написал Джозеф Стефано («Психо»), однако последнему не понравился сюжет рассказа Дафны Дю Морье, и в итоге ценарий был написан Ивэном Хантером. Так же, в сети есть информация что переработку в сценарий предполагалось поручить Рэю Брэдбери, однако тот был занят другим проектом и отказался.
Давайте вспоминать, о чем же нам повествует сюжет фильма, кроме нападения зловещих птиц.
Мелани Дэниелз, самодовольная и симпатичная прожигательница жизни, знакомится с Митчем Бреннером, успешным, молодым адвокатом.Их встреча проходит в зоомагазине, а затем, Мелани отправляется к нему в залив Бодега, по пути подвергаясь нападению чайки. В дальнейшем сюжет фильма переплетает между собой личную историю главной героини, и масштабное нападение то ли спятивших, то ли мстящих человечеству, птиц.
Изначально Хичкок хотел видеть Грейс Келли в роли Мелани Дэниелз, но, после того, как она вышла за принца и соответственно, стала принцессой Монако, актриса полностью оставила карьеру в Голливуде и отвергала все предложения.
В итоге, в рекламе напитков по тв, Хичкок увидел модель Типпи Хедрен, которая и стала светловолосой, главной героиней Птиц.
«Птицы» стали первым фильмом, вышедшим уже под логотипом «Universal Pictures», а не прежнего названия «Universal-International».
Лента стала самой трудоемкой в фильмографии Хичкока.
Типпи Хедрен рассказывала о знаменитой сцене, где её атакуют на чердаке.
Потребовалась целая неделя, чтоб снять нападение птиц, хотя в самом фильме сцена длится не более минуты. Хичкок настаивал на том, чтоб её атаковали реальные дрессированные чайки, дрессировщиком которых был Рэй Бервик. Дрессировщик был привлечен к работе сразу, как была отвергнута идея снимать в фильме механических птиц.
Итогом стали невероятная достоверность ужаса во взгляде и жестикуляции актрисы, а также — нервное и физическое истощение, от которого актриса оправлялась только под присмотром врачей, и только после перерыва она вернулась на площадку. Во время этого перерыва была снята сцена с ее дублершей, в которой где Митч несет Мелани вниз по лестнице.
Сцена, где птицы атакуют школу, была снята с использованием чучел ворон, наряду с парой настоящих. Дети бежали по беговой дорожке, а кадры города добавили уже потом.
Вообще, для того чтоб привлечь дрессированных птиц, актёры часто смазывали свои руки фаршем или анчоусами, так же чаек кормили смесью пшеницы и виски, т.к. только так можно было добиться того, чтобы они оставались на земле продолжительное время и не улетали.
Сам режиссер выступает в образе камео, в самом начале фильма. Его можно увидеть выходящим из Зоомагазинчика.
Последняя сцена, в которой герои покидают Бодега Бэй и смотрят на огромные стаи птиц, была самой сложной из сцен, т.к. в ней были совмещены настоящие птицы, чучела, и рисованные птицы.
После того как фильм был показан по каналу NBC-TV 6 января 1968 года, он стал самой рейтинговой картиной на телевидении на момент премьеры. Свой рекорд «Птицы» сохраняли аж до 1972 года! Так же, фильм был номинирован только в одной номинации «Оскар» — визуальные эффект, для которых, кстати, Хичкок нанял легендарного диснеевского аниматора Аба Айверикса.
Интересно, что при выходе из кинотеатра на Лондонской премьере фильма, зрители могли услышать птичьи голоса из громкоговорителей, спрятанных на деревьях.
«Я, время от времени поддразниваю зрителя, показывая птичку рядом с дверью, птиц на телеграфных проводах, пташку, которая клюнула девушку.Нам придётся подождать, чтобы впитать атмосферу перед тем, как появятся птицы.» (с) Альфред Хичкок
Всё о кино
11.6K постов 40.7K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Мы с вами наверное уже плохо помним сюжет фильма, а помним лишь жуткую атмосферу и пугающих, зловещих птиц, проявляющих себя то тут, то там, и готовых вот-вот напасть.
я хорошо помню сюжет, но пугающей атмосферы там нет.
я посмотрел вот только в начале недели)
Я смотрел только какой-то римейк по ТВ-6. Не думаю, что что-то потерял.
1941 Chevy COE «Jeepers Creepers» из металлического конструктора, резины, и картона
А помнишь был фильм «Лепрекон 3» 1995 г
Всем здравствуйте друзья, в очередной раз я предлагаю вам вспомнить один из фильмов, который мы так любили смотреть в 90-е, на своих стареньких телевизорах и видеомагнитофонах. «Лепрекон 3» это очередная часть про злого гнома Лепрекона, который на этот раз попадает в город азарта, неоновых огней и развлечений Лас-Вегас.
Сюжет фильма такой: в ломбард, что находится в городе курорте Лас-Вегасе, странный хромающий мужчина, похожий на бродягу, без руги и глаза, приносит статую гнома Лепрекона, у которого на шеи весит с виду весьма любопытный медальон. Владелец ломбарда с удовольствием берет эту статую, выплачивая мужчине за нее гроши.
Позже, при подсчете он обнаруживает потерю, думая что владелец ломбарда своровал этот шиллинг, возвращается и убивает его. В это время студент колледжа по имени Скотт, по пути в Лос-Анджелес, останавливается в Лас-Вегасе. Познакомившись с красивой девушкой Тэмми, он просит ее провести его в казино, в котором она работает ассистентом фокусника, она исполняет его просьбу с одним условием, чтобы тот не в коем случае не играл.
Попав в казино, азарт захватывает Скотта, и тот проигрывает все деньги, которые родители ему дали на учебу. В надежде выручив хоть немного денег за часы, Скотт отправляется в тот самый ломбард, который находится через дорогу от казино. Прейдя туда он обнаруживает владельца мертвым, и находит золотой шиллинг, поняв что монета не обычная, он желает вернуться в казино, и выиграть там крупную сумму, монета исполняет его желание, а Лепрекон следует за ним чтобы вернуть ее.
Как фильмы ужасов используют крик
Какой приём самый жуткий и часто используемый в фильмах ужасов? Возможно, ответ лежит на поверхности.
В этом материале поговорим, что такое крик. И как его используют в кино для лучшего эффекта.
Когда человек вообще прибегает к крику? Обычно в моменты сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных — например, восторг, удивление, волнение, страх, гнев и боль.
Кинематографисты используют хаотичные, непредсказуемые звуки, чтобы вызвать определенные эмоции. Например, плач — его труднее игнорировать, если он становится нерегулярным и хаотичным. И именно хаотичный звук вызывает у человека большую тревогу. А крик — это, по сути, и есть хаос.
Американские учёные из университета Калифорнии выяснили, что в фильмах ужасов, например, на единицу времени приходится больше криков, чем в фильмах других жанров. А ещё авторы хорроров распеределяют крики в фильме таким образом, что произвести максимальное воздействие на зрителя: резкие звуки и вопли раздаются в самые неожиданные моменты и так, чтобы их было невозможно проигнорировать.
50 лучших криков в фильмах
Но ещё крики могут выполнять композиционную роль, а именно служить этаким “восклицательным знаком” в конце сцены или ослаблять саспенс: снимать напряжение, давая зрителю возможность разрядки.
Звезда ужасов актриса Лин Шэй говорила о крике следующее:
Это что-то вроде оргазма. Нарастающее напряжение в кино — это прелюдия, которая подводит вас к жуткому моменту. А затем звучит крик, как своего рода разрядка и кульминация.
Так работают классические джамп скеры (jump scare).
Но почему крик действует на нас так эффективно? Да, реакция может быть разная: кто-то от этого звука подпрыгивает на месте, кто-то вздрагивает, а кто-то не подаёт вида. Но все так или иначе испытывают мгновенный стресс, когда слышат, как кто-то кричит.
В 2015 году научный журнал Current biology опубликовал результаты исследования воздействия криков на человеческий мозг. В ходе опыта исследователи сначала измерили свойства и громкость криков по сравнению с обычным разговором. А затем посмотрели, как отобранные ими добровольцы реагируют непосредственно на сам крик. Исследователи также изучили изображения мозга людей, в тот момент, когда те слышали крик. Результаты работы оказались весьма неожиданными. Выяснилось следующее: обычно звуковой сигнал отправляется в часть коры головного мозга, которая расшифровывает его на такие составляющие, как пол говорящего, возраст, тон и прочее. Но крик не идёт по этому пути. Вместо этого он отправляется напрямую в миндалевидное тело — район мозга, особенно чувствительный к информации о страхе. Это означает, что крики по сути считаются не просто звуком, а сигналом тревоги для организма.
И как заявляли испытуемые, чем больше скорость и высота крика, тем он страшнее. Это может означать то, что способность кричать в ходе эволюции сформировалась у человека как специализированное средство общения. Ведь если крик активизирует в человеке быструю реакцию на опасность, значит, он повышает его шансы на выживание. И эффективность крика настолько велика, что человек способен расслышать, как вопит ребёнок даже на фоне пролетающего мимо самолёта или шума вечеринки.
И вот эту способность кинематографисты порой откровенно эксплуатируют для того, чтобы зритель почувствовал себя не в своей тарелке. Иногда с большим, а иногда и с меньшим успехом. Опять же, вспомним классические джамп скеры (jump scare).
Но так же крик может быть и эффективным инструментом для манипуляции. Некоторые телевизионные передачи и ток шоу намеренно создают напряженно-кричащую атмосферу для получения как можно большей рефлексии от зрителя. Даже те люди, которым далека выбранная тема телевизионной трансляции, невольно сопереживают, не в силах оторвать взгляд от телевизора. В такие моменты человека легче всего спровоцировать на какие-либо действия, например пожертвовать деньги. Этим, кстати, и пользуются многие мошенники.
Гормональный процесс запущен, и человек добровольно участвует в решении не своей проблемы. Поэтому если хочешь организовать подобную ситуацию, сделай так, чтобы люди о ней кричали.
А когда кричат на нас, мы почти перестаём понимать речь кричащего. Ведь мозг в такие моменты посылает в остальной организм сигнал опасности. Самая близкая в таком ключе ситуация, когда начальник кричит на подчинённого. И если у второго нет возможности уйти от раздражающего фактора, то он судорожно старается выполнить все условия для восстановления гармонии.
Хотя, с другой стороны мужской крик может звучать очень смешно. Например, знаменитый «Крик Вельгельма» — звуковой сэмпл, который так часто используют в кино и телевидении, что он обрёл культовый статус среди работников индустрии и стал своеобразной «пасхалкой».
А крик и плач ребёнка вообще принято считать самым неприятным, что приходится испытывать человеческому слуху. Опять же, виновата всё та же эволюция с её механизмами заботы о потомстве.
А вот некоторые создатели фильмов прибегают ещё и к трансформации крика, например, они могут соединить его со звуком, которые издают животные. Ухо зрителя вполне может различить эти две дорожки. Но знакомые по отдельности, вместе эти звуки рождают в слушателе чувство чего-то потустороннего и противоестественного. Замиксованный крик искажает то, что вы ожидали услышать и, тем самым, застигает вас врасплох. В иных картинах крик и вовсе теряет человеческую природу. Услышав такой вопль, вы понимаете, что на экране происходит нечто за рамками вашего привычного представления о мире, даже если визуальный ряд пока не показывает ничего сверхъестественного или фантастического.
Ведь иногда эмоции настолько сильные и болезненные, что мы просто не можем выразить их посредством слов. Иногда всё, что мы можем, это только кричать.