в чем смысл фильма похороните меня за плинтусом
Рецензия на фильм «Похороните меня за плинтусом»
Трейлер
Маленький мальчик живет с бабушкой и дедушкой, потому что его мама его бросила, чтобы жить с мазилой-кровопийцей – по крайней мере, так мальчику говорят. Бабушка из кожи вон лезет, лишь бы мальчика накормить и полечить, дедушка – народный артист, приносит домой бешеные деньги, мальчик все время болеет. Иногда, очень редко, раз в год на день рождения мама приходит, она хочет его забрать. Бабушка жульничает и вырывает страницы из календаря, чтобы дня рожденья не было. Бабушка кричит, проклинает внука – от любви, всепожирающей и всеудушающей.
Экранизация повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» явно станет самой обсуждаемой премьерой на этой неделе. Обсуждали и книжку много лет, после ее выхода: насколько она автобиографична, насколько ожил тут советский детский быт с его жмущими колготками, банками, ночными горшками, «злыми» медсестрами в детском санатории, а также вот этой вот характерной интонацией: «Я жилы рву, своими внутренностями тебя кормлю, а ты, неблагодарная тварь…». Теперь будут говорить о фильме и, конечно, ругать. Павел Санаев собирался сам снимать кино по своей книге, но вместо этого стал делать блокбастер «На игре» (2009), экранизацией занялся Сергей Снежкин, режиссер сериала «Брежнев» и фильма «ЧП районного масштаба». Санаеву эта экранизация теперь страшно не нравится, как и многим фанатам его книги.
Снежкин действительно очень сильно сжал действие – в полтора дня, оставив от мальчика тень. В книжке это живой и хитрый пацан, живущий с бабушкой по ее правилам, изредка припадающий к матери, как к единственному эмоциональному источнику, тайком прыгающий по крышам и падающий в яму с цементом. В фильме – страдательное причастие, чистое дитя. В книжке мы смотрели на мир его глазами – в кино такое мог бы сделать разве что Ролан Быков, прототип мазилы-убийцы.
С таким же успехом можно упрекнуть режиссера в том, что у него в кадре яблоки – не «симиренко», а «гренни смит», и кухня не того дизайна и даже гроб у бабушки не такой, как полагается жене народного артиста, а дешевый, обтянутый красной синтетикой. Яблоки, гробы…Снежкину в этом фильме было что сказать, и он сделал это максимально аккуратно, профессионально и абсолютно безжалостно. Редкость по нынешним временам.
О фильме Похороните меня за плинтусом
Почему Павел Санаев решился обнародовать семейные тайны в своей известной автобиографической повести «Похороните меня за плинтусом»?
Хотел пропиариться на костях известных предков?
Или он настолько нестатусный, что ему совершенно безразлично раскрытие многих плоховато пахнущих деталей фамильного быта?
А может быть, это самотерапия?
Самотерапия?
Очень даже возможно.
Просто после того, как выговоришься, всегда становится легче. Проверено!
Дав определённые словесные оболочки многим мучительным вещам, легче расстаёшься с прошлым.
И начинаешь жизнь по-новому, без этого бесконечного изнуряющего реверса.
Возможно и первое предположение, и второе. Почему нет? Но больше верю в третье.
Вообще, книга Павла Санаева и фильм Сергея Снежкина – два разных произведения. С использованием одного фактического материала, но разных по идее.
Санаев рассказал о такой странной форме любви, как любовь-ненависть, пропустив её через детское восприятие.
А у Снежкина получился фильм-этюд, фильм-шок о психологически надорвавшейся, пожилой и нездоровой женщине.
Смерть первенца, несбывшаяся мечта о сценической карьере, подсознательная зависть к профессионально удачливому мужу, нервическое желание повыситься в мнении окружающих, принизив их. Доказать свою личностную состоятельность с помощью доступных ей объектов: сначала дочери. Неудачно. Отсюда усиление надрыва. Потом – внука, как ПОСЛЕДНЕЙ возможности самореализации.
Но надорванность даёт о себе знать всё сильней, со всей причитающейся эмоциональной расторможенностью, а временами и распущенностью.
И постепенно для бабушки любимый внук из субъекта превращается в объект воплощения амбиций, а вскоре и в средство (как ни страшно звучит это о ребёнке) доказать всем собственную значимость и абсолютное владение ситуацией.
А такие характеры ведь не такая уж и большая редкость!
Психологи говорят, что одним из самых травмирующих для психики факторов является бессилие совершить желаемое. Отсутствие реальной возможности для осуществления заветной мечты.
Особенно болезненно это бывает на фоне других людей, эту возможность имеющих и реализовавших. На фоне заслуженного мужа, уважаемых врачей, да и той же дочери, позволившей себе жить в своё удовольствие.
Вот этот аспект из Санаева и взял, на мой взгляд, Сергей Снежкин.
«Похороните меня за плинтусом»: что автобиографического в фильме по повести Павла Санаева
Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», как и одноименный фильм, производят неизгладимое впечатление своей правдивостью, покоряют с первых строк и эпизодов. Потрясает то, что автор выносит внутренние проблемы знаменитой семьи на всеобщее обозрение, не беспокоясь об общественном мнении. И оказывается прав, поскольку лейтмотив произведения — это любовь во всех ее проявлениях, даже самых уродливых. А любовь, как известно, всегда права.
Дед-актер
В одном из своих интервью Павел Санаев говорил, что повесть представляет собой литературное произведение на основе реальных событий его детства, а не абсолютную автобиографию. Однако автобиографичного в ней много.
Дедушка главного героя Саши Савельева так же, как дед Павла Санаева, — актер, терпящий деспотизм своей супруги не от слабости характера, а от доброты к не очень здоровому, но горячо любимому человеку.
В реальности Всеволод Санаев пережил свою супругу всего на несколько месяцев, потому что не видел смысла в существовании без нее.
Бабушка-деспот
Образ художника
Художник дядя Толя из Сочи — конечно же, Ролан Быков, отчим Павла Санаева, заменивший ему отца, о котором автор вспоминает с теплом и благоговением. Как в повести и фильме, в жизни Ролан Быков пришелся «не ко двору» Санаевых, поскольку вывел из-под влияния бабушки маму Павла — Елену Санаеву, а по мнению деда, вместе они «не монтировались».
И так же, как в книге и фильме, в центре семейного раздора оказался ребенок — мальчик Саша Савельев, прототипом которого стал сам автор.
Павел Санаев говорит о себе как о ребенке, который «должен был вырасти клиническим идиотом с глубинным комплексом неполноценности» и, только благодаря тому же Ролану Быкову, смог избежать этой участи.
Думается, что написав книгу, препарировав на бумаге проблемы своей семьи, автор прошел свою терапию, смог увидеть себя и своих близких во внутрисемейном конфликте со стороны и с юмором, хотя вещи, описываемые им, иногда просто чудовищны.
Как бы то ни было, произведение Павла Санаева и снятый по нему фильм считаются культовыми и рекомендуются к прочтению и просмотру всем, особенно родителям.
А вы читали эту повесть? Или, может быть, смотрели кинокартину? Поделитесь своими впечатлениями!
14. Книга, испохабленная экранизацией. Павел Санаев. «Похороните меня за плинтусом»
Санаев написал повесть о том, как любовь может искалечить и того, на кого она обрушилась, и того, кто любит. «Похороните меня за плинтусом» не дает никаких готовых рецептов по спасению от этой напасти. Есть очень неплохая, тоже автобиографическая, книга Огюстена Берроуза «Бег с ножницами», так вот она вся – о том, как не сойти с ума, живя буквально в дурдоме. Но «Бег с ножницами», обстановка в котором куда страшнее и безумие ядренее, чем в книге Санаева, сам по себе кажется куда легче. Во-первых, потому что большинство из нас хоть раз в жизни, так или иначе, прикасались к тому, что описывает Санаев. Бесконечное переписывание домашней работы, упреки образца «эта сволочь постоянно гниет», сравнение с другими, нормальными, детьми – мало кто не прошел через этот филиал ада, потому что это – изнанка огромного числа приличных семей. Причины этого и вскрывает Санаев, – удушающая и неумелая любовь, постепенно перегорающая в постоянное раздражение. Просто здесь краски гуще и ярче, а ситуация доведена почти до абсурда, потому что у Бабушки – главного семейного тирана – нездоровая психика. Больна и мать Огюстена в «Беге с ножницами», но разница в том, что Берроуз своих родителей так и не простил, а это, если ненадолго забыть елейные советы сетевых психологов, очень упрощает жизнь. Вся повесть Санаева – это клубок эмоций и обид, который автор распутывает, чтобы простить бабушку.
Книга Санаева не скатывается в депрессивное нытье, потому что страшные вещи он рассказывает сквозь смех. Эта авторская усмешка, его живой и бойкий юмор не дают непрошеным слезам излиться на читателя и в то же время делают происходящее в книге еще объемнее, еще страшнее.
«Бабушка подняла крышку, нашла в чайнике вместо целебного отвара заплесневелую массу и стала кричать, что в такую же массу дедушка превратил ее некогда блестящий мозг.»
«Вот и наш двор. Цемент, который облепил меня, весил килограммов десять, поэтому походка у меня была, как у космонавта на какой-нибудь большой планете, например на Юпитере. На Борьке цемента было поменьше, он был космонавтом на Сатурне. »
«— Сенечка! Мышь! Мышь! Мышь, твою мать!
— Что такое? — прибежал, шаркая тапочками, дедушка.
— Там! Под холодильником! Мышь! Мышь!
— Ну и что?
Такое безразличие поразило бабушку в самое сердце. Она, наверное, думала, что дедушка станет прыгать по кухне, кричать: «Мышь! Мышь, твою мать!», бросится поднимать холодильник, а он даже не удивился.»
Так вот, в фильме Снежкина усмешка есть, причем неизменно желчная. А узнавания нет. И слез – нет, и боли нет. Перед нами просто фантазии благополучного человека на тему жизни в дурдоме. Краски сгущены дальше некуда, к ужасам книги полной ложкой добавляют еще и еще. Блестящие актеры блестяще изображают гротескных уродов. А узнаваемость истории исчезла. И ребенок из фильма, здоровый, упитанный ребенок, попросту не мог вырасти в такой семье, иначе о чем вообще история? Неправдоподобие сочится из всех щелей, а весь фильм можно отнести к ненавистной для меня категории «Каких дураков не бывает!». Понимаете, и «Идиота» можно поставить про идиота. Даже про трех. Но тогда, может быть, лучше не ставить? «Бег с ножницами» Берроуза, с его экзотично извращенной атмосферой, мог бы удаться режиссеру. А «Похороните меня за плинтусом» в его постановке лишился того нерва, который заставлял оглянуться на собственную семью. В ситуацию из фильма, по правде-то говоря, даже вникать неинтересно – после него можно лишь удовлетворенно отмахнуться: «Слава богу, это не про меня». И добавить: «Ну и уроды!».
«Похороните меня за плинтусом» — краткое содержание повести Павла Санаева
Одним из самых необычных произведений современной русской литературы является повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», краткое содержание которой приведено ниже. Книга описывает факты из биографии автора, когда он был еще мальчиком.
По мотивам повести был снят одноименный фильм. И книгу, и фильм можно прочитать и посмотреть бесплатно онлайн в интернете.
Главные герои повести Павла Санаева
Саша Савельев – спокойный и застенчивый мальчик, послушный и тихий, учится во втором классе, живет с бабушкой и дедушкой.
Нина Антоновна – бабушка главного героя, деспотичная и нервозная женщина. Любит внука безумной и разрушительной любовью. Страдает психическим расстройством.
Семен Михайлович – дедушка Саши, молчаливый персонаж, боится жены и живет под ее «каблуком».
Мама Ольга – тихая, кроткая и терпеливая женщина. В свое время еле вырвалась из-под гнета матери. Боится свою мать, поэтому попытки забрать сына всегда проваливаются.
Дядя Толя, отчим – муж матери Саши.
Краткое содержание рассказа «Похороните меня за плинтусом»
Сюжет повести рассказывает о нелегкой жизни мальчика со своими дедушкой и бабушкой. Саша не отличается крепким здоровьем и часто болеет, отчего часто пропускает школу.
Бабушка постоянно звонит родителям одноклассников мальчика, чтобы узнать домашнюю работу и заставляет скрупулезно учиться Сашу. При малейшей ошибке женщина начинала истошно кричать на внука, иногда доходя до настоящей истерики.
Сашу редко выпускают из дома, врач сама приходит на дом и выписывает ему лекарства, за приемом которых строго следит бабушка. Даже перед купанием в ванной женщина сначала измеряет градусником температуру воды и после плотно занавешивает дверь ванной плотным одеялом.
Бабушка вела себя всегда очень странно. Несмотря на то, что она постоянно твердила о своей любви к внуку, часто кричала и бранила его. Мужу женщины тоже часто доставалось, и он старался не перечить ей. Однажды, гуляя по соседней стройке с другом, Саша свалился в незастывший цемент. Как бы ему не хотелось идти домой, деваться было некуда, отчего бабушка закатила очередной скандал.
Как-то дедушка получает две путевки в санаторий, бабушка берет внука и отправляется на отдых. Мальчику нравится поезд, в туалете он падает на пол, что злит его бабушку. Она заявляет внуку, что он собрал все микробы с грязного пола, а значит скоро умрет.
Мальчик переживает и ждет своей смерти. Бабушке говорит, что не надо его хоронить на кладбище, а лучше в доме своей мамы за плинтусом. В этом и кроется смысл названия повести. Ведь тогда он навсегда останется с родной и любимой мамой, и она не очень сильно будет плакать и переживать.
Бабушка была против встреч мальчика со своей мамой, так как считала ее недостойной и плохой матерью. Но Саша очень любил свою маму, и она его тоже.
Маме все-таки удается выкрасть родного ребенка у своей матери. Теперь мальчик живет с мамой и ее мужем. Вскоре герой узнает, что бабушка умерла.
Анализ произведения
Жанр произведения — автобиографическая повесть. Сам автор признавался, что любовь его бабушки по отношению к нему была «разгромной», порой даже «тиранической». Взрослые постоянно ругались, что сильно отразилось на юном писателе.
Книга отражает его личную жизнь и непростые взаимоотношения в семье. Бабушка мальчика в книге все время произносит неприятные фразы о его матери, отчего мальчик на автомате уже всем говорит: «мама променяла меня на карлика-кровопийцу».
Мысль повести такова, что даже, постоянные обвинения родной дочери, которые то и дело слышит ребенок от бабушки, не отдаляет Сашу от родной матери. Он любит маму и ценит ее не за подарки, а за ее любовь. Следующая цитата из повести наглядно демонстрирует это: «Я любил ее (маму) не за эти вещи, а эти вещи любил, потому что они были от нее».
Проблематика повести состоит в конфликте отцов и детей. Более того в «Похороните меня за плинтусом» конфликт присутствует в трех поколениях семейства.
Помимо этого, возникает другой конфликт – мужа и жены. Дед мальчика знает о психическом расстройстве жены, понимает, что забота о мальчике плохо сказывается на женщине, но молчит и не предпринимает никаких действий к облегчению ее ноши.