в чем смысл фильма пандорум
Рецензия на фильм Пандорум
В последнюю пару лет можно смело отметить, что наряду с постапокалиптикой возрождается космическая фантастика (иногда переплетаясь с другими жанрами). Возможно, это связано с недавно опубликованными планами ведущих держав мира – Китая, США, Японии и РФ – до конца 2020 года высадиться на Марсе и начать постройку лунной станции. Это не прошло незамечено и в кинематографе – сначала нас порадовали «Звездный путь» и нашумевший «Район №9», потом «Луна-2112» и, наконец, на экраны вышел «Пандорум». Наибольшим удивлением для меня был тот момент, когда я узнал, что фильм провалился в прокате. В голове, признаюсь, царило настоящее недоумение, поскольку просмотрел я его на одном дыхании, но обо всем по порядку.
Психологический распад героев начинается с самых первых моментов. Два офицера-астронавта – капрал Бауэр (Бен Фостер) и лейтенант Пейтон (Деннис Куэйд) – выходят из анабиоза и пытаются связаться с командой управления полетом и другими членами экипажа. Однако попытка заканчивается неудачей, связь отсутствует, в том числе и с капитанским мостиком. Их положение осложняется кратковременной потерей памяти, поведение же систем корабля «Элизиум» также не внушает доверия – постоянные скачки напряжения и отказ некоторых функций прямо говорят о серьезных неполадках, произошедших со звездолетом во время полета. Исследуя корабль под руководством Пейтона, Бауэр обнаруживает мертвые тела и быстро движущиеся человекоподобные создания. Сбегая от одного из таких существ, капрал встречается с другими выжившими людьми, и они вместе пытаются добраться до ядерного реактора, чтобы перезапустить его. Разгадка всей этой эпопеи оказывается мрачной, впрочем, как и весь фильм: с Земли, страдающей от перенаселенности, в 123-летнее путешествие к похожей на Землю экзопланете Тонис для создания человеческой колонии был направлен космический корабль с пребывающими в анабиозе поселенцами и командой; в сообщении, прозвучавшем в самом начале истории, говорилось о том, что Земля уничтожена. На корабле начался хаос, один из трех бодрствующих членов экипажа сошел с ума, убив при этом своих коллег, а остальные переселенцы попросту мутировали из-за вживленных в них ранее генетических модификаторов.
В конце концов, «Элизиум» потерпел крушение на Тонисе, где и пролежал в океане 923 года.
Что ж, буду заканчивать. Лично мне «Пандорум» очень понравился (особенно эффектным и оптимистичным был финал). Как я и говорил выше, он не создан в виде экшна и не блещет спецэффектами. Однако он выделяется среди остальных фильмов своего жанра особым ударением в сторону морали и нравственности, он задевает проблемы современного состояния человеческой цивилизации и религии, изображает наши будущие мечты и страхи, показывает психологию и внутренний мир человека. Поэтому смело ставлю ему 8 из 10.
Некоторые цитаты из «Пандорума»
Начало фильма. Экипаж прослушивает полученное сообщение с Земли:
— Вы последние из землян. Удачи вам. Храни вас Господь. Божьего вам благословения.
Из разговора Бауэра и Пейтона:
Б.: Вы просыпаетесь после анабиоза, сэр. Это дезориентация.
П.: Бауэр, слушай, убери этот фонарик гребаный.
П.: Бауэр, подумай о чем-нибудь другом.
Б,: Да? О чем же?
П.: Может, я тебя не обрадую, но дверь я взломал.
Б.: Ты прикалываешься.
После стычки с Надиа. Бауэр (Мэну):
— Да, парень, у нас тут жестко, она меня тоже исполосовала.
Из разговора Бауэра и Надиа:
Н.: Какого я должна тебе верить?
Б.: Дамочка, нам не нужны.
Н.: Ты точно член экипажа?
Б.: Капрал Бауэр. Я здесь инженер-механик.
Н.: Я думала, весь экипаж погиб. Что произошло?
Б.: Сбой в какой-то системе.
Н.: Ты уверен? И каков твой план?
Б.: Включить реактор, а там посмотрим.
Н.: Ты только проснулся?
Б.: Ага, из корабля на бал.
Н.: Ты к нему не дойдешь.
Б.: Почему это?
Н.: Ты идешь не в ту сторону.
Пандорум
Избалованный я стал. Капризный. Не нравится мне в последнее время происходящее на наших киноэкранах. Думал, может, «Пандорум» понравится… Посмотрел.
И «Пандорум» не понравился.
Начинается там всё неплохо — два космонавта очухиваются в звездолете после анабиоза. Звездолет везет поселенцев на новое место обитания, потому что на Земле уже всем невмоготу. С памятью у космонавтов после анабиоза плохо (ну, сами же знаете, каково оно после анабиоза), двери из отсека не открываются, на позывные никто из экипажа не отвечает, из приборов ничего кроме лазерной электробритвы (бритва, кстати, главный научно-фантастический элемент в картине) не работает — одним словом, загадочно всё и неприятно.
Космонавт помоложе по вентиляционным, разумеется, шахтам (как создатели фильмов ужасов жили бы без этих вентиляционных шахт?!) отправляется на разведку. Темно, тесно, клаустрофобично, звучит тревожная музыка, звуки и шорохи тревожные звучат, космонавты по рации обмениваются фразами с претензией на многозначительность, Лем даже вспоминается — в общем, на этом отрезке фильм производит приятное впечатление — жутко, таинственно, многообещающе.
Но отрезок этот недолог, в картине неприятно-ожидаемо появляются шаблонно обезображенные трупы (мне кажется, я некоторых из них в лицо уже узнаю; такое впечатление, что по Голливуду ездит одна и та же фура с трупами: «А вот трупы! Кому трупы внаем недорого!»), а вслед за трупами появляются какие-то упыри-мутанты, которые питаются космонавтами, и от которых надо спасаться.
Спасаться от них надо, бегая по темным коридорам.
Фильм недорогой, поэтому большая часть экшен-сцен происходит в потемках или при свете фонариков. Впрочем, искушенный зритель по звуковому сопровождению легко может догадаться, что происходит в эти моменты.
Ну и вот, спасаясь и бегая, наш космонавт помоложе встречает еще нескольких выживших — красивую девушку с заметной грудью, азиата и афронегра (с политкорректностью, заметьте, всё в порядке), и они все вместе, не забывая спасаться, пробираются к реактору, который нуждается в срочной перезагрузке в ручном режиме (без таймера отсчитывающего секунды не обошлось). Пробраться к реактору не так-то просто, реактор тепленький, и вокруг него коматозные упыри обожают греть озябшие в межзвездном пространстве косточки…
А тем временем, к космонавту постарше является еще один космонавт. Они беседуют, спорят, ругаются, дерутся, одним словом, всеми силами дают нам понять, что главная проблема не в упырях, а в головах космонавтов. Пандорум (это такой широко распространенный космический психоз) — вот главная проблема!
В подтверждение этой мысли ближе к концу фильма создатели про упырей забывают вовсе, как будто их и не было никогда.
А заканчивается всё — чудо как хорошо — радостными улыбками и оптимистичными водопадами.
Вот такой вот, прямо скажем, крепко-бредовый сюжетец…
К актерам претензий меньше.
Исполнители главных ролей — Куэйд и Фостер выглядели довольно убедительно. Запомнился и Кэм Жигандье (третий космонавт).
От девушки-актрисы в памяти осталось только грудь, и то, предполагаю, ненадолго.
А еще мне показалось, что без диалогов фильм бы только выиграл. Загадочнее бы стал, таинственнее…
Спецэффектов я особых не увидел, операторская работа не впечатлила, и даже на звездолете сэкономили. Снаружи звездолет (а он, кстати, огромный, как город-Москва) показали всего два раза и так быстро, что я даже не успел разобраться, на каких принципах основана его работа. Обидно.
На этом, пожалуй, всё.
Фильм из категории «научно-фантастический хоррор» с претензиями на оригинальность и психологичность, но, увы, не слишком удачный.
Пандорум: При чем здесь обезьяны?
С недавних пор появилось мнение, что дарвинская теория не имеет смысла, и люди произошли вовсе не от обезьян. Напротив многие обезьяноподобные виды это лишь деградировавшие люди. Не верите? Смотрите удивительный фантастический фильм «Пандорум» и делайте собственные выводы.
Высокая цель
Итак, действие фильма начинается на космическом корабле, после того как проснулся один из членов его экипажа. Причем совершенно не понятно, сколько времени произошло с момента пуска и что же собственно происходит.
Капрал Бауман помнит лишь одно: корабль Эллизиум был запущен в космос для того, чтобы человечество переселилось на некую отдаленную планету. И от результатов этого полета ни много ни мало зависит жизнь всех людей на планете Земля.
Как вспомнить все?
Увы, Бауман с трудом припоминает прошлые события. Он даже не может точно установить, что делает в этом месте. Чуть позже он находит еще одного члена экипажа и вдвоем они пытаются запустить двигатель корабля.
В ходе этих потуг герои открывают для себя много нового и необычного, знакомятся с другими персонажами и тварями, которые взялись невесть откуда и наводнили комическое судно.
Далее пересказывать сюжет не имеет смысла, чтобы разобраться в происходящем, нужно внимательно смотреть фильм «Пандорум». Ведь в ходе ленты открываются все секреты задумки, потому сразу же перейду к идеям, которые я отыскала.
Деградация неизбежна…
Итак, первое – может ли так случиться, что однажды мы деградируем до тварей, лишь отдаленно напоминающих людей? Причем произойдет это не из–за болезни, вируса или прочих внешних воздействий, а исключительно по причине остановки развития каждой отдельной личности?
Увы, это так. Бездумное существование, постоянное стремление к потребительству или же попросту желание выжить любыми путями в итоге приведет к печальному финалу. Конечно, на это потребуется не один десяток лет, но перспектива уже сегодня наметилась крайне плачевная.
Если каждый человек лично не переосмыслит свою жизнь, то увы, через пару–тройку сотен лет по заросшим растительностью высоткам будут скакать еще пара видов человекоподобных обезьян. Что собственно уже сегодня можно наблюдать в затерянных в джунглях древних городах. Конечно, с правильностью такого предположения можно поспорить, но и задуматься будет не лишним.
Эффект пандорума
Второе – как, наверное, сложно и даже невыносимо находиться в закрытом помещении не имея возможности покинуть его пределы. Космический корабль это не планета, прокатиться в отпуск к морю или просто выглянуть наружу довольно сложно.
Неудивительно, что в космическом пространстве появляется означенная в фильме душевная болезнь. Лечить ее лекарствами, скорее всего, бесполезно, ведь по сути это страх, который прорывается из самых глубин подсознания и не отпускает уже никогда.
Кто даст гарантию, что теперешние космонавты не впадают в панику, попадая на бескрайние просторы Космоса? Не потому ли в космонавты берут только крепких физически и устойчивых морально?
И один в поле воин
Третье – корабль таки долетел до места назначения, но лишь по дурости одного единственного члена экипажа, люди в большинстве своем так и не смогли этого узнать. О чем это я?
Да о том, что один идиот, при должном усердии или из–за душевной болезни, способен уничтожить целый мир! Или напротив, спасти его. Вообще, очень жаль, что за эти годы, никто так и не сподобился снять продолжение фильма «Пандорум». Думается, занятая получилась бы картина.
Пора меняться!
И напоследок еще одна, уже довольно избитая идея, которая в сотый и тысячный раз намекает на грядущее перенаселение Земли. Такое ощущение, что некто большой и невидимый усиленно готовит человечество к тому, что его, в конце концов, ждут неминуемые войны за пищу, воду и просто выживание.
Возможно, нас ждет нечто по типу «Сотни», а может мы уже живем как в «Колонии»? Ни тот ни другой вариант не лучше. Умный человек уже сейчас задумается и постарается измениться. Как? Это уже совсем другая тема, и она совершенно не касается отзыва на фильм «Пандорум».
Пандорум (2009), Сюжет.
На космическом корабле «Элизиум» два астронавта, Бауэр и Пэйтон, выходят из анабиоза, не помня, кто они и где. У них нет связи ни с остальным экипажем, ни с Землей. Исследуя корабль, они находят несколько мертвых тел, затем сталкиваются со странными человекообразными существами с ножеподобными когтями и наконец встречают живых людей, которые помогают героям восстановить хронологию событий.
Их корабль выполняет миссию по спасению человечества: они должны были забрать с перенаселенной Земли группу людей численностью в 60 000 человек и отправиться в путешествие длиной в 123 года к экзопланете Танис, чтобы создать там первую человеческую колонию. На время полета всех будущих поселенцев и основную часть экипажа погрузили в анабиоз, оставив бодрствующими только трех человек. Когда эти трое получают новость с Земли, что планеты больше нет, и люди на корабле —это последние живые человеческие особи, один из них сходит с ума и убивает двух остальных. После этого он выводит из анабиоза большую часть пассажиров, но ничего им не рассказывает. Люди, которым перед отправкой на другую планету для быстрой адаптации ввели генетические модификаторы, приспосабливаются к жизни на космическом корабле, превращаясь в монстров-каннибалов.
Бауэр узнает, что «Элизиум» давно уже прибыл на место назначения и лежит на дне моря Таниса. Из-за начавшейся схватки между Бауэром, Пэйтоном/Гэллоу и мутантами, корпус корабля повреждается, в него начинает поступать вода. Пэйтон/Гэллоу погибает, а Бауэр и жена Пэйтона благополучно выбираются с корабля.
Вскоре компьютер корабля среагировав на затопление, начинает экстренную эвакуацию пассажиров, пребывающих в анабиозе. Всего на Танис благополучно высаживаются 1213 человек.
Рецензия на фильм «Пандорум»
Два космонавта выходят из продолжительного анабиоза на борту звездолета величиной с Манхэттен без малейшего понятия, кто они такие, куда летят и зачем вообще все это нужно. Старший (Деннис Куйэд) остается на мостике нажимать на кнопки, младший (Бен Фостер) отправляется по темным трубопроводам в долгое и травматичное путешествие к двигательной установке – оживлять засыпающий реактор. Миссию сильно осложняют наводнившие звездолет мутанты – неприятного вида упыри, практикующие каннибализм, чокнутые члены команды и собственно пандорум – профессиональное заболевание, форма маниакально-депрессивного ку-ку, спонтанно развивающаяся после долгого пребывания в глубоком космосе.
Поклонники жесткой космической фантастики последние лет двадцать все ждут не дождутся, что режиссеры, работающие в данном жанре, потрясут мир чем-нибудь существенным. И действительно, интересные решения были в пилотных «ЛЕКССах», что-то брезжило в космических частях «Фонтана» /Fountain, The/ (2006). Но в большинстве случаев жанр возвращался на круги своя: камера порхает в космосе вдоль чудовищно навороченной консервной банки, внутри которой продирается сквозь провода израненный человек в комбинезоне, чтобы дернуть тумблер, пока не обнулился таймер. И все ясно с первого взгляда.
С первых кадров все ясно и в «Пандоруме». Как было ясно, положа руку на сердце, и в «Пекле» /Sunshine/ (2007) Бойла, и в недавней «Луне 2112» /Moon/ (2009) Данкана Джонса – фильмах, при этом, честных и достойных (последний так и подавно очаровал даже публику, к звездному небу над головой обычно равнодушную). Три факта подряд – уже явление. Похоже, что создатели этих картин, демонстративно отказываясь менять разработанную еще в 70-х эстетику космических тумблеров-таймеров, признают массовый исход в космос таким же неотвратимым событием прогресса, как подъем на работу по утрам. И эволюция героев «Пандорума», по мере продвижения к реактору постепенно вспоминающих, зачем все эти тумблеры вообще нужны, это хорошее напоминание зрителю, что прогресс – вещь намного более масштабная, страшная и важная, чем продвинутый смартфон у него в кармане.
Другое дело, что в плане зрительских симпатий больше козырей набрала, конечно, «Луна 2112», чей главный герой – офисный страдалец, размножаемый прожорливыми корпорациями – вызывает в народе больше отклика, чем покоритель космоса с маниакально-депрессивным психозом или бойловский Икар, мечтающий раскочегарить Солнце. В этом смысле фильм Данкана Джонса, в отличие от богоборческих, какой и должна быть настоящая НФ, «Пекла» и «Пандорума» – опыт более близкий нормальному человеку, как ближе к Земле и сама Луна.
«Пандорум» же, половину которого занимает жестокий мордобой при моргающем аварийном освещении, напоминает долгожданную правильную экранизацию игры DOOM, только в декорациях «Сквозь горизонт» /Event Horizon/ (1997). Сходство тем более объяснимое, что продюсировал «Пандорум» режиссер этого памятного космического ужаса Пол Андерсон, запомнивший из 70-х не только тумблеры/таймеры, но и слоган «Чужого» /Alien/ (1979): «В космосе никто не услышит твой крик».