в чем смысл фильма обливион

# чтиво | Наука и фантастика в фильме «Обливион»

Научно-фантастическая кинолента «Обливион» возглавила чарты на этой неделе, став самым громким фильмом сезона. Примечательна она, в первую очередь, тем, что сценарий к фильму, в котором описывается 2077 год и участвует Том Круз, написан самим режиссером Йозефом Косински — а не переснят с ранее имеющихся. Сколько правды и сколько вымысла в «Обливионе»?

Осторожно, спойлеры!

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

Научно-фантастические фильмы в наше время не являются чем-то из ряда вон выходящим, хотя достаточно сложно придумать что-то на самом деле оригинальное. Этот полигон тщательно осваивался последние сто лет в кино и минимум несколько сотен лет в литературе. Все возможные сценарии развития постапокалипсиса перебрали еще в Золотой век научной фантастики и в период «Новой волны».

Нельзя сказать, что «Обливион» стал чем-то принципиально новым, но стоит отдать должное — в нем переплелись несколько оригинальных сюжетов из привычного нам «скай-фая», причем в интересной комбинации. Интересен он и тем, что большинство фантастических предположений в фильме имеют под собой реальную научную основу, о которой мы ежедневно пишем здесь на Hi-News.ru. Кто-то говорит, что фильм Косински будут смотреть еще много лет, как «Космическую Одиссею» Кубрика, кто-то брезгливо морщится от мелодраматического сюжета, мы же просто разложим по полочкам правду и вымысел в фильме «Обливион».

Инопланетное вторжение

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

В фильме «Обливион» сценарий включает канонические образы из «Космической Одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика, спецэффекты из «Дня независимости» и даже из телесериала «Звездный путь» (Борг!). В литературе, конечно, пришельцы нападали на Землю задолго до зарождения «твердого» жанра научной фантастики. Вспомним рассказ Вольтера «Микромегас», в котором пришельцы с Сатурна и Сириуса посещают Землю и поражаются нашему заоблачному высокомерию, которое совсем не сочетается с нашими небольшими размерами.

Наука:

Несмотря на то, что научные инициативы вроде SETI продолжают вглядываться во тьму космоса, инопланетные расы не вторгались на Землю. Пока что. Но могут.

Восстание машин

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

Наиболее очевидным кинематографическим предшественником военных беспилотных летательных аппаратов в «Обливионе» будут, конечно же, смертельные машины Skynet из фильма «Терминатор». Несколько сцен в «Обливионе» также отсылают нас к недооцененному «Робокопу» 1987 года. Но Айзек Азимов предвосхитил появление военных дронов давным-давно в своих произведениях.

Наука:

В США и некоторых других странах военные беспилотные дроны давненько находятся на хорошем счету.

Внеземные колонии

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

В фильме «Обливион» персонаж Тома Круза, Джек Харпер, считает, что основная часть населения Земли сбежала на спутник Сатурна — Титан. Идея внеземных колоний до «Обливиона» рассматривалась во многих фильмах — к примеру, «Чужие», «Вспомнить все» и «Бегущий по лезвию бритвы». Космические колонии всегда были популярны в научно-фантастической литературе. В серии романов Азимова «Основание» все обитаемые планеты в галактике терраформированы и колонизированы.

Наука:

Титан рассматривается как возможный пункт для космической колонии, поскольку у него есть плотная атмосфера и океаны. В одном из сообщений программы «Кассини» даже мелькали данные, что на Титане вполне может быть органическая жизнь. На спутнике Сатурна располагаются океаны из жидкого метана. Но пока идея о его колонизации далека от реального воплощения.

Постапокалиптический кризис

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

По сюжету «Обливиона» Земля опустошена мировой ядерной войной. В кинематографе этот сюжетный ход далеко не нов — вспомним классику вроде «Безумный Макс» или популярный фильм «Послезавтра». Игровая серия «Fallout» построила свою популярность на этой идее, а Стругацкие занялись изучением вопроса постъядера много после литературных изысканий Мэри Шелли и Эдгара Аллана По в начале 1800-х годов.

Наука:

«Обливион» использует известный научный прогноз о последствиях глобальной термоядерной войны: разбитый пейзаж, радиационные зоны, тяжелые метеоусловия и уничтожение большей части флоры и фауны.

Клоны

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

Клоны в фильмах тоже получили свою минуту славы: от «Звездных войн» до «Матрицы». А вот в литературе история клонирования уходит корнями аж в творчество Олдоса Хаксли, а конкретно к известнейшему роману «О дивный новый мир» 1932 года.

Наука:

Этические и социальные принципы оставляют клонирование за пределами допустимого, но технологии для клонирования млекопитающих уже существуют. Некоторые теории заговора полагают, что клонирование человека уже вовсю проводится в тайных лабораториях.

Подземные города

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

Поскольку поверхность Земли в фильме «Обливион» не представляется возможной для обитания, беженцам пришлось уйти под землю в сеть руин, пещер и туннелей. В кинематографе подобные идеи, опять же, обыгрывались в «Матрице» и «Терминаторе», а в литературе вообще стала своеобразным клише еще с творчеством Толкина, Уэллса, По и Верна. Вспомнить даже «дантов ад» — чем вам не подземные города?

Наука:

Во всем мире существуют сотни подземных комплексов, многие из которых вполне справедливо можно было бы назвать городами. Подземный город Монреаля — La Ville Souterraine во Франции — располагает более чем 20-километровыми туннелями с апартаментами, гостиницами, офисами и магазинами. В прошлом веке концептуальные дизайнеры также долго планировали создание подземных и подводных городов — но как-то не срослось. Кто-то даже московскую сеть метрополитена может назвать подземным городом.

Астронавты в беде

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

В галлюциногенной второй половине «Обливиона» раскрываются новые повороты сюжета, вполне привычные в научной фантастике: астронавты, которым грозит опасность. С полуслова можно понять, что мы это видели и в «Планете обезьян», и в той же «Космической Одиссее». Польский писатель Станислав Лем писал об этом и в «Солярисе».

Наука:

В истории пилотируемой космонавтики в космосе побывало более 500 человек, 18 из них погибло (в российской и американской программах).

Напоследок отметим, что в «Обливионе» затрагивается тема исчезновения Луны. О последствиях подобного мы совсем недавно писали.

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

Новости, статьи и анонсы публикаций

Свободное общение и обсуждение материалов

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

Астронавт Рон Гаран был очарован видом Земли из космоса. Теперь он хочет, чтобы все мы, и я, и вы, и другие люди, могли прикоснуться к миру, который увидел о…

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

Прошло 50 лет с тех пор, как Айзек Азимов придумал свои знаменитые три закона робототехники — набор правил, которым должен следовать любой уважающий себя роб…

Источник

«Обливион», 2013. Разбор фильма

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

Недалёкое будущее. Произошла война с «падальщиками» (пришельцами), земляне победили. Планета превращена в пустыню, люди решили переселиться на другую, но для этого необходимо много энергии. Дабы её запасти, двое техников живут на планете, получают указание с орбиты (где висит огромный корабль Тэт, который и предназначен для перелёта). Их задача — не допустить уничтожение падальщиками трёх термоядерных платформ.

Дабы не спойлерить, не стану пересказывать сюжет. Он интересный, хотя кому-то покажется предсказуемым. Мне был смотреть интересно.

Гораздо важнее, на мой взгляд, другое. В фильме два главгероя: мужчина и женщина. И представлены они настолько колоритно, что на этом и следует остановиться. Колоритность заключается в том, что мышление, поведение и участие в сюжете практически идеально вписываются в психофизиологический портрет типичного мужчины и типичной женщины. Мало того, отлично показано, что будет с той, которая станет слушаться виртуального супердоминанта и что произойдёт с той, которая будет прилегать к мужчине.

Джек. Неконформный (вернее, формально-конформный). Пытается заглянуть за горизонт, расширить область знаний о мире. Интересуется всем, что не укладывается в заданные начальством рамки. Обдумывает нестыковки того, что ему сказали, и того, что он увидел сам. Пытается докопаться до сути вещей. Сомневается. Исследует. Выходит за рамки приказа, если чувствует подвох. Склонен к риску, иногда неоправданному.

Разумеется, при таких характеристиках «боссу» мужчина гораздо менее выгоден, чем женщина. Особенно когда мы узнаём, что же это за босс такой. Именно поэтому «он» в конце концов отбраковывает мужчину из-за его склонности рассуждать и делает ставку на женщину, поскольку она хороший исполнитель и без лишних сомнений выполняет приказы. Не правда ли, весьма похоже на нынешний мир, в котором борются со всем мужским и призывают становиться «женственнее»? Психологическая кастрация мужчин с помощью феминизма и прочих вредоносных идеологий. Чтобы не задавал лишних вопросов и был проще в управлении.

Викторию супердоминант, правда, затем тоже забраковал, поскольку для него она не ценна. Её проще заменить, чем возиться с ней.

Обрати внимание на «тайное логово» главгероя. Книги. Пластинки. Удивительные предметы из далёкого прошлого. То есть гора новой информации, неизведанной и интересной. Идущей вразрез с той информацией, которую диктует Тэт.

И сравни это логово с жилищем главгероини, где кроме слова Тэт вообще ничего нет. Всё информация, всё знание о мире исходит с орбиты, от начальства. А большего, по мнению Виктории, и знать не следует.

Показательно, что главгерой стремится сбегать из своего безопасного и уютного мирка под ладонью Тэт в совсем другой мир, опасный и увлекательный, полный новизны и непознанного. Ему тесно в коробочке из указаний с орбиты. Ему хочется постигать новое. Как показывает сюжет — не зря. Именно он оказывается тем, кто докапывается до правды и спасает человечество.

Ну и третий персонаж, Юлия. Характер не прорисован детально, но видно, что она тяготеет к мужчине и как минимум не идёт против него. Наоборот, помогает ему осознать действительность. Командовать им не пытается. Наоборот, полагается на его решения. А в конце и вовсе смотрит на него, как на героя: обрати внимание на её взгляд, когда Малкольм Бич (герой Моргана Фримена) говорит: «С возвращением, Джек!»

Вывода из фильма два.

Первый. Женщине следует прилегать не к виртуальному супердоминанту, в каком бы виде он не выступал, а к мужчине. Не следует командовать мужчиной, опираясь на силу «большого босса», а верить в спутника, доверять ему. Не считать супердоминанта умнее, правильнее, честнее, надёжнее, мужчины. Для супердоминанта ты всего лишь расходный материал, и будешь выброшена, как только перестанешь быть нужной. Для мужчины ты часть его мира, и он тебя не предаст.

Второй. Если женщина не противопоставляет себя мужчине (или наоборот), то они помогают друг другу, прикрывая слабые места. Возьмём Викторию. Да, конкретно в таком ходе событий женщина оказалась слабым звеном из-за своей слепой конформности и ощущения подаренной «большим боссом» власти. Это и привело к её концу. Но давай представим, что всё сюжетное произошло без главгероев. Они вдруг оказались без «начальства», и пришлось бы налаживать жизнь самостоятельно. Женщина очень помогла бы мужчине: исполнительностью, отсутствием лишних вопросов. То есть именно тем, за что её ценил Тэт. То есть если бы она слушалась не виртуального «вожака», а мужчину, то они были бы реально «эффективной командой», как называл их Тэт.

О Юлии и говорить нечего, она верна своему мужчине, была готова погибнуть вместе с ним, но именно из-за этого осталась жива.

Если женщина не ищет супердоминантов, которые дадут ей власти над мужчиной, то её судьба будет куда лучше, чем судьба тех, кто хочет властвовать над мужем.

Если ты посмотрел(а) фильм, то пересмотри его с учётом того, что я написал. Если не смотрел(а), то ты знаешь, на что обращать внимание.

Источник

Spoilering

все то, что вы, возможно, не хотели знать )

Обливион (Oblivion, 2013)

В обязанности Джека, имеющего позывные «Техник-49», входит восстановление работоспособности повреждённых дронов, в то время как Виктория наблюдает за перемещениями дронов и поддерживает связь с находящейся на «Тете» Салли — руководителем миссии, — осуществляющей непосредственное управление дронами. До конца миссии Виктории и Джека осталось всего две недели, после чего они должны будут присоединиться к выжившей части человечества на Титане.

Память Джека и Виктории была стёрта пять лет назад, чтобы предотвратить утечку важной информации в случае, если они будут захвачены находящимися на Земле инопланетными силами. Однако Джеку, несмотря на это, постоянно снится один и тот же сон, в котором он видит себя с какой-то незнакомкой в Нью-Йорке до вторжения.

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливионОтправляясь на вылазку для восстановления двух подбитых инопланетянами дронов, Джек обнаруживает, что из первого из них кто-то извлёк источник питания. Пеленгуя радиомаяк второго дрона, он спускается в помещение библиотеки, где подбирает книгу стихов Томаса Маколея «Песни Древнего Рима». Оказывается, что дрона в библиотеке нет — его радиомаяк был использован, чтобы заманить Джека в засаду. Однако подоспевший на помощь первый дрон помогает Джеку отбиться от нападавших.

Ночью Джек и Виктория просыпаются от далёкого взрыва: одна из станций водозабора была уничтожена. На утреннем сеансе связи Салли строго отчитывает своих подчинённых.

Виктория пеленгует странный сигнал, направленный в космос. Сигнал содержит закодированные координаты, указывающие на квадрат 17. Джек отправляется к месту расположения запеленгованного передатчика и оказывается у развалин Эмпайр-стейт-билдинг. Найдя передатчик, Джек отключает его, после чего скрывается от наблюдения Виктории, чтобы отправиться в своё секретное убежище — хижину, которую он построил в небольшом не затронутом ядерными ударами зелёном уголке и обставил собранными в его вылазках предметами из мирной жизни.

Отдыхая, он внезапно замечает спускающийся с неба космический корабль. Следуя на своём летательном аппарате к месту его падения, Джек оказывается в квадрате 17. Корабль разрушился при посадке, однако анабиозные капсулы уцелели, и в одной из них Джек обнаруживает ту самую незнакомку из его снов. Подоспевшие дроны расстреливают выживших космонавтов, однако Джек закрывает незнакомку собой, и дрон, потеряв цель, улетает.

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

Джек привозит капсулу на станцию, где при помощи Виктории выводит незнакомку из анабиоза. Проснувшись после многолетнего сна, она вдруг называет Джека по имени. Виктория предлагает дождаться утреннего сеанса связи с Салли и получить дальнейшие инструкции, но незнакомка настаивает на немедленном возвращении к месту крушения, чтобы найти и забрать бортовой регистратор корабля — исследовательского корабля NASA «Одиссей». Джек соглашается с её планом, однако, найдя искомое, они попадают в устроенную на них засаду. Джек успевает отдать своему летательному аппарату команду на автоматическое возвращение на станцию, после чего теряет сознание.

Джек считает, что попал в плен к инопланетянам, но оказывается, что на самом деле это группа уцелевших в войне людей во главе с Малкольмом Бичем (Морган Фриман). Малькольм объясняет, что они как раз и являются уцелевшей частью человечества, а работой Джека и Виктории на самом деле руководят инопланетяне; водозаборная станция была уничтожена повстанцами при помощи бомбы, сделанной из источника питания дрона. Джек отказывается верить его словам, и Малькольм предоставляет Джеку и незнакомке свободу, рекомендуя им отправиться в запретную зону, которую навигационная система летательного аппарата Джека характеризует смертельным уровнем радиации, где тот сможет лично убедиться в правоте слов Малькольма.

Джек и незнакомка добираются до развалин Эмпайр-стейт-билдинга, где Джек использует ранее отключенный им передатчик, чтобы отправить сигнал Виктории. Виктория принимает переданное азбукой Морзе сообщение и посылает к ним летательный аппарат. В ожидании его прибытия Джек разговаривает с незнакомкой, которая рассказывает ему о себе; оказывается, что она — его жена, Юлия. Джек внезапно вспоминает, как он сделал ей предложение на смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг — на том же самом месте, где они стоят сейчас. Юлия предъявляет подаренное Джеком обручальное кольцо, и он осознаёт, что всё сказанное ею — правда. Джек обнимает Юлию; эту сцену через камеры прибывшего летательного аппарата наблюдает Виктория.

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

Джек и Юлия возвращаются на наблюдательную станцию. Виктория, ревнуя Джека, отказывается открыть для них вход и рассказывает Салли о нарушении Джеком субординации. На станции находится частично неисправный дрон, ожидающий ремонта; после сообщения Виктории дрон активируется и атакует её и Джека. Виктория погибает, но Юлия успевает расстрелять дрона из пушек летательного аппарата, тем самым спасая Джека. А Обливион нагнетает сюжет фильма и мы, искренне переживая персонажам фильма продолжаем смотреть…

Джек и Юлия покидают станцию, но на их перехват уже летят другие дроны. В ходе воздушного боя Джек сбивает всех дронов, но подбит и его летательный аппарат; Джек катапультирует кабину, которая приземляется на парашюте в запретной зоне. Придя в себя после жёсткой посадки, Джек понимает, что они живы — и, соответственно, никакой «смертельной радиации» в запретной зоне нет. Поднявшись на гребень дюны, он видит человека, пытающегося починить повреждённого в бою дрона. Пытаясь не допустить этого, Джек вступает в противостояние с незнакомцем и обнаруживает, что тот как две капли воды похож на него самого, отличаясь только шевроном — «Техник-52». Джеку удаётся справиться со своим близнецом и предотвратить включение дрона, но в ходе драки шальная пуля тяжело ранит Юлию.

Джек представляется летательному аппарату своего противника как «Техник-52», и тот подтверждает успешную авторизацию, тем самым убеждая Джека в мысли, что «Техник-52» — копия его самого. Летательный аппарат доставляет Джека к станции наблюдения № 52 — копии его собственной станции № 49, только установленной на горном хребте. Там Джек встречает точную копию Виктории и понимает, что она — тоже клон. Забрав со станции универсальный медицинский прибор, Джек возвращается к Юлии и залечивает её рану.

Джек отвозит Юлию в своё убежище, где они отдыхают после всего пережитого за день. Юлия отмечает, что они всегда мечтали о доме в лесу на берегу озера, и Джек понимает, что его решение построить свою хижину именно в таком месте было вызвано его неосознанными воспоминаниями.

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

в чем смысл фильма обливион. Смотреть фото в чем смысл фильма обливион. Смотреть картинку в чем смысл фильма обливион. Картинка про в чем смысл фильма обливион. Фото в чем смысл фильма обливион

Приближаясь к концовке Обливиона, мы наблюдаем, как приблизившись к «Тету», Джек сообщает «Салли» (которая на самом деле является всего лишь аудиовизуальным образом, сгенерированным инопланетным разумом на основе записей сеансов видеосвязи «Одиссея» с Центром управления полётом), — что он доставил Юлию, и «Тет» впускает летательный аппарат внутрь. Внутри Джек видит огромное количество ячеек, в которых «вызревают» клоны — его и Виктории. Летательный аппарат приземляется рядом с огромной пирамидальной структурой — «мозгом» «Тета». Джек открывает привезённую им анабиозную капсулу, в которой оказывается смертельно раненый Бич, пожелавший погибнуть вместе с Джеком (Юлия тем временем просыпается и обнаруживает, что находится в хижине Джека). Джек цитирует строфу из найденной им в библиотеке книги, посвящённую подвигу Публия Горация Коклеса:

«И смерти нет почётней той,
Что ты принять готов
За кости пращуров своих,
За храм своих богов».

Три года спустя Юлия вместе с маленькой дочерью живёт мирной жизнью в хижине Джека. К хижине выходят бывшие повстанцы, среди которых оказывается Джек-52: битва с Джеком-49 пробудила в нём воспоминания Харпера, поэтому он догадался, какое место Джек-49 выбрал для постройки убежища.

Такую концовку Обливион подарил нам и с ней уже нельзя поспорить. Что кончено, то кончено.

Источник

Скрытый смысл

Анализ фильмов и философская пропедевтика

Вы здесь

Обливион (2013) в культурном контексте

Фильм Обливион можно отнести к категории фильмов о борьбе с системой — некой надындивидуальной структурой, подавляющей человеческую свободу. Но при просмотре таких фильмов важно помнить, что выпущены они были тоже при содействии определенной системы, определенной общественной структуры, обладающей огромными финансовыми возможностями. И понятно, что никакая могущественная система не станет выставлять себя в фильме слабой, а значит, то, с чем борется герой фильма является на самом деле врагом системы.

Отсюда возникает вопрос: на кого или на что в реальности должен зритель спроецировать изображенного в фильме врага?

Структура места действия

Фильм начинается с экспозиции, в которой главный герой Джек Харпер описывает своё видение ситуации на земле.

В представленной им картине главное символическое значение имеет общая пространственная структура, в которой помещается иерархия действующих лиц и разыгрывается само действие.

Эта структура охватывает три сферы – Небо, Землю и промежуточное место, Воздух.

В небе находится Тет — главный командный центр в виде белого тетраэдра, на земле живут падальщики, а воздушная сфера отведена людям и дронам.

В античной греческой традиции эти символические локации соотносятся с тремя универсальными началами — умом, материей и душой.

Небо всегда символизировало умопостигаемую сферу, сферу неизменных сущностей и законов, сферу смысла.

Земля всегда была символом материального, чувственного мира.

В воздухе, между Землей и Небом находится Наблюдательная станция, на которой живут Джек и Виктория. Несколько раз ее называют Раем. 06:23, 52:35. Если к этому прибавить то, что Джек с Викторией созданы Тэтом, то аналогия с Адамом и Евой становится очевидной. Главные герои живут в Раю и имеют возможность общаться непосредственно с Богом.

Платоновская трактовка

Три типа персонажей – люди, дроны и падальщики – хорошо накладываются на традиционное деление души человека на три начала, которое было сформулировано Платоном в диалоге «Государство»: разумное, активно-волевое (яростное) и пассивно-чувственное (вожделеющее).

Соответственно, если трактовать персонажей как условные части личности, то Джек с Викторией олицетворяют разумное начало, дроны – активно-волевое, падальщики — вожделеющее.

Разумное начало должно стремиться к мудрости и господствовать, а яростное начало должно служить разумному и подчинять ему вожделения.

«Вожделеющее начало по своей природе жаждет богатства. За ним надо следить, чтобы оно не умножилось и не усилилось за счет телесных удовольствий и не перестало бы выполнять свое назначение: иначе оно может попытаться поработить и подчинить себе то, что ему не родственно и таким образом извратить жизнедеятельность всех начал» (442a-b).

Итак, герои фильма изначально пребывают в блаженном, райском состоянии, живя в соответствии с естественным порядком вещей. Но нам с первой минуты дают понять, что Джек почему-то сомневается в этом установленном порядке. А определенная цепь событий порождает в нем внутренние изменения.

Книга

Для спасения дрона Джек спускается в здание библиотеки, где уже при входе для него подготовлена книжка Томаса Маколея «Песни древнего Рима». 16:40

После битвы Джек подбирает ее. И, уединившись в мастерской, открывает книгу на странице с закладкой. 22:12

Строфа, на которую он должен обратить внимание, уже очищена от грязи. Всё это заставляет нас заподозрить намеренную манипуляцию сознанием Джека.

Правила

Особое значение в фильме имеет тема правил.

Сцена, когда Виктория выбрасывает подаренный Джеком цветок, должна показать зрителю бесчеловечность этой женщины, ее безразличие к Земле.

«Ты же знаешь правила»

Нам показывают, что Виктория ставит правила выше проявлений любви. Задача режиссера в этой сцене –

К чему приводит пренебрежение правилами мы знаем на примере персонажей из Прометея и Завета. Но в Обливионе задача создателей донести до нас, что это делать можно.

Рай на Земле

Другая идея, которую до нас настойчиво доносят, то, что наш дом не на Небе, а на Земле.

Джека не покидает смутное чувство, что он не должен улетать на Титан. За пять лет работы он построил хижину на берегу озера – собственный рай на Земле. 33:25

Найденную книгу он кладет поверх «Повести о двух городах» Ч. Диккенса. Книга повествует о жизни аристократов и простых людей во время Французской революции.

Так нам показывают, что Джек понемногу проникается революционными идеями.

Диккенс в этой книге доносит до читателей, что революция была неизбежна в условиях, когда аристократия выжимала из народа последние соки. Но вместе с тем он очень боялся бесконтрольного насилия, мести и разрушения.

Падение капсулы

Далее по сюжету, падальщики взрывают гидроплатформу и передают в космос сигнал для спуска жилого модуля. На щитке мы видим изображение солнца, что, возможно, как-то связано символикой приземления корабля с Юлией. 31:50

Этот эпизод ассоциируется с падением с неба Люцифера, который в некоторых оккультных учениях почитается как носитель света, принесший людям подлинное знание.

Так и Юлия – это персонаж, который приносит Джеку забытое знание о самом себе.

«Ты не тот, кем себя считаешь» 01:05:00

Подобно искусителю, Юлия появляется в Раю, где обещает Джеку помочь во всём разобраться. 48:30

Джек соглашается и попадает в руки падальщиков.

Вербовка

Здесь местный авторитет по имени Бич, которого играет Морган Фримен, сообщает Джеку альтернативную картину мира, согласно которой Тет – это главный злодей, уничтожающий людей и потребляющий ресурсы Земли.

Таким образом, создатели фильма инвертируют ту символику, которую заложили в его фундамент. Привычные архетипы получают противоположный смысл, их ценности переворачиваются.

То, что находится наверху, объявляется злом, а то что находится внизу – благом. И мы начинаем видеть подлинный, скрытый смысл фильма, который заключается в том, что низшее хочет свергнуть высшее. Чувственность хочет выйти из-под власти интеллекта, хаос хочет разрушить порядок.

Разумеется, внутри фильма, внутри этой идеологической конструкции, действия низших сил будут оправданы, и картина реальности, которую они предлагают, будет выстроена безупречно.

И пока мы поглощены фильмом, та смена парадигмы, которая происходит с Джеком, переживается нами как захватывающий сюжетный твист. Но если мы отстраняемся от предложенной картинки, и начинаем рассматривать фильм в культурном контексте, то мы начинаем видеть, как смысловой ряд фильма накладывается на общекультурные символы. И мы начинаем понимать, что образы фильма отражают тот глобальный мировоззренческий переворот, который произошел в западной культуре и который продолжает влиять на умы.

На допросе Бич произносит те же самые строки, которые прочитал Джек, что снова заставляет нас думать о манипуляции. Но манипулируют тут не только сознанием Джека, но и сознанием зрителя. До нас еще раз доносят идею, что следовать правилам и беспрекословно выполнять свои рабочие обязанности – это смешно.

«В зону заражения не ходишь, лишних вопросов не задаёшь» 54:55

А затем нам приоткрывается подлинная натура повстанцев, которую вряд ли можно назвать гуманной. Повстанцы открыто демонстрируют, как они будут вести себя с теми, кто не захочет выполнять их условия. 58:57

Они будут делать то же, что всегда делали революционеры с противниками их реформ. Для достижения своей цели они не остановятся ни перед чем. Джек для них – лишь клон, один из многих, жизнью которого можно пожертвовать ради всеобщего равенства. И даже жизнью Юлии они готовы пожертвовать, потому что она им не нужна, им нужен был только компактный реактор с корабля. 57:40

Так что наших героев отпускают вовсе не по гуманным соображениям, а по счастливой случайности. Низшее не знает гуманности, потому что благие идеи возникают только из высшего, с которым низшее борется.

Припоминание

Кроме традиционной символической триады Небо – Земля – Человек, в фильме используется и мифологема забвения и припоминания.

Ее суть в том, что человек при рождении забывает о том, что имеет бессмертную сущность, и в течение жизни должен вновь ее открыть в себе, припомнить. Понятно, что раз сущность – это нечто неизменное и постигаемое только умом, то она относится к сфере смысла. А сфера смысла, как я уже говорил, во все времена выражалась в образе Неба.

Но Обливион вновь переворачивает трактовку этой мифологемы: он убеждает нас, что подлинное место человека – не на Небе, на Земле. То есть, что сущность человека — это не дух, а материя. Что человек по сути – это только животное. И именно об этом должен вспомнить Джек.

Сцена припоминания, или обретения знания, происходит «на вершине мира», на смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг. Здесь идеи фильма ненавязчиво встраиваются в политический контекст.

«Я покажу тебе будущее» 01:05:25

После этих слов буквально на секунду показывают вид на здание Всемирного торгового центра, построенного на месте разрушенных башен-близнецов. Это здание (Башню свободы) некоторые называют символом финансового могущества США. Разумеется, его появление неслучайно и может считаться частью послания фильма.

Грехопадение

После того как Джек вкусил от древа познания, его изгоняют из Рая, обвинив в нарушении правил. 01:09:09

Происходит не что иное как грехопадение. Собственно, смысл мифа о грехопадении и заключается в том, что ум человека переходит в состояние затемненности чувственностью.

Это и происходит с Джеком, если трактовать его историю как иллюстрацию внутреннего развития личности: ум переходит во власть чувственности, материи.

Но оценка этого перехода снова даётся в соответствии с инверсией смыслов. Все знают, что развитие личности невозможно без дисциплины и самоограничения. Но нам показывают, что те, кто устанавливает правила и следит за их выполнением — это бездушные, жестокие, и не способные к сопереживанию существа.

«Вы же ее убили» 01:11:33

А те, кто правила нарушает, должны вызвать в нас сочувствие.

Это одна из господствующих ныне идей, ставшая особенно популярной после Фрейда, что культурные запреты и ограничения – это то, что якобы мешает человеку раскрыть себя.

Встреча с Тетом

Наконец, Джек встречается с самим инопланетным существом. Оно имеет форму тетраэдра и один глаз. Несложно увидеть в этом образе аллюзию на символ Всевидящего ока, или Лучезарной дельты.

Лучезарная дельта является символом всеведущего Бога. Но в фильме этот символ инвертирован: треугольник перевернут и имеет черный цвет. То есть, Бог показан мировым злом, поработившим человечество.

Ему также вменяется в вину разрушение Луны. Что это может значить? В отличие от Солнца, символизирующего непосредственное созерцание истины, Луна символизирует рефлексивное познание. Тогда, ее разрушение Тетом может намекать на то, что религия не даёт развиваться науке.

Кроме того, Луна – это традиционный символ женского начала, и в этом смысле ее разрушение может означать диктат патриархата, угнетающего женщин. А идейная основа патриархата – это не что иное как идея Бога.

Образ Джека Харпера, выступившего в одиночку против завоевателя, авторы фильма сближают с образом Одиссея, который перехитрил одноглазого Циклопа Полифема (Джек был командиром корабля «Одиссей»). Кроме того, Джек подражает Горацию, который защищал от завоевателей мост на пути к Риму.

Интересно, что под Римской империей создатели фильма подразумевают США, тем самым высказывая имперские притязания Америки. Об этом говорит фраза Джека, что Рим был уничтожен Тетом, и сцена с фасадом Эмпайр Стейт билдинг на котором написано, буквально, «Имперское государство».

Полет Джека на Тет – это перевернутое изображение мифического схождения в преисподнюю, в ад, где герой должен победить чудовище и возродиться. Это и происходит с Джеком: он умирает и возрождается, хотя и весьма хитроумным способом, в виде клона. Так чудеса техники дают человеку возможность и пожертвовать собой, и остаться невредимым.

Заключение

Как видим, Обливион – это мастерски выполненный идеологический продукт, которому удалось даже пройти через фильтры проекта «Научи хорошему».

Фильм настолько тонко играет архетипами, что у зрителя, переполненного сентиментальными эмоциями, даже не возникает и мысли о подмене смыслов.

Интересно, что в исходном сценарии не было разговоров ни про рай, не было фразы «я твой Бог». Всё это было добавлено позже. И надо сказать, что без этих явных маркеров распознать подмену идей было бы гораздо труднее.

С психологической точки зрения, создатели фильма взяли архетипическую историю героя, но направили его подвиг не против дракона, а против короля. В психотерапии, да и во внутреннем развитии вообще это означало бы не интеграцию, а дезинтеграцию личности, т.к. герой, олицетворяющий сознание, идет против самости, т.е. против внутреннего единства и порядка. И этот идейный хаос, в котором мы сейчас живем, эта проблема потери смысла жизни, невозможность найти своё место и является следствием этой дезинтеграции.

Название Обливион буквально переводится как забвение. И действительно, история Джека Харпера – это история забвения человеком самого себя поданная под соусом борьбы за свободу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *