в чем смысл фильма нелюбовь
Рецензия на фильм «Нелюбовь»
Новая блистательная драма от главного современного российского режиссера – глубокая, страшная, многослойная и безысходная. Запечатленный на кинопленку слепок общества, утратившего веру, надежду, любовь
Борис и Евгения после двенадцати лет брака не могут друг друга выносить – они и раньше не любили друг друга, а теперь и вовсе не в состоянии жить под одной крышей. Каждый устраивает личную жизнь на стороне, у каждого свои дела, своя работа, свои интересы, в которых не находится места сыну Алеше. А ребенок между тем становится невидимым свидетелем очередной ссоры родителей и узнает, что в новом семейном укладе его ждет детский дом. Занятые собой Борис и Женя даже не замечают, что сын ушел из дома и два дня не появляется в школе, пока об этом не сообщает учительница. Реагировать на «бегунка» в полиции не торопятся, а волонтеры после череды мероприятий разводят руками – по горячим следам найти мальчика живым не удалось. Нелюбовь родителей, кажется, может стать для мальчика смертельной…
Кадр из фильма «Нелюбовь»
Сегодня совершенно очевидно, что потомки через много лет будут говорить о начале XXI века как об эпохе Андрея Звягинцева. Наряду с Кириллом Серебренниковым, Павлом Лунгиным, Алексеем Учителем, Юрием Быковым и еще двумя-тремя молодыми режиссерами он формирует новое российское кино, тот пласт современного искусства, которым можно и нужно гордиться. И имя Звягинцева справедливо ставить первым в этом ряду – на мировой арене он сейчас самый титулованный, востребованный и почитаемый постановщик, каждая новая его картина становится предметом конкуренции отборочных комиссий престижнейших кинофестивалей, а говоря об универсальных вещах, он остается предельно русским человеком, живо и трепетно переживающим проблемы родного государства и общества.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
А поскольку времена сейчас непростые, то и рассказывает Звягинцев в своей «Нелюбви» о грустном, о трагедии людей с не сложившейся жизнью, о людях, не умеющих любить и не способных быть счастливыми, о тех, кто не только сам живет во мраке, но и тянет в тот же мрак окружающих. Как ни пафосно это звучит, режиссер ставит нелицеприятный диагноз современному россиянину, утратившему веру, надежду и любовь, обменявшему светлые и теплые чувства на суррогаты, притворство и внешнюю респектабельность.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
Как и в своих предыдущих работах, Звягинцев в «Нелюбви» крайне нетороплив – он не расставляет фигуры на доске, он половину фильма тщательно расчерчивает само шахматное поле, и в своей привычной команде со сценаристом Олегом Негиным и оператором Михаилом Кричманом делает это невероятно красиво. Зритель погружается в мир обычной семьи, неприметной и невыдающейся, где каждый только формально считается частью целого, а на деле живет собственной жизнью. Мы в мелких деталях читаем накопившееся недоверие (попытка Бориса угадать код телефона жены), обращаем внимание на растущее напряжение (разговоры на повышенных тонах), видим невозможность обратного хода (еще не расставшийся с прежней семьей Борис снова готовится стать отцом) – совершенно очевидно, гремучая смесь закончится взрывом.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
Кадр из фильма «Нелюбовь»
Разумеется, Звягинцев, по заведенной в «Елене» и «Левиафане» традиции, не мог обойти стороной проекцию государственного на частное, правда, в этот раз параллели и отсылки стали слишком уж явными. Конфликт Жени с матерью нарочито груб и лишен жизни, «корпоративная православнутость» фирмы, в которой работает Борис, анекдотична, даже символизм, присущий всем картинам Звягинцева, стал как-то «толще». Разрушение жизни героев сопровождается очевидным даже самому неподготовленному зрителю контрастным видеорядом жилых зданий и разрушенной постройки, а финальная сцена с бегущей на месте «Россией», лишенной прошлого, настоящего и будущего, и вовсе выглядит искусственной. Возможно, подспудно создатели картины желали сделать кино понятным как можно более широкой зрительской аудитории, но упрощение здесь на пользу не идет.
Впрочем, лента в любом случае остается выдающейся работой. Картина великолепно сыграна, причем привлечение в кадр малоизвестных, «не задерганных» ширпотребом актеров идет истории только на пользу, в кои-то веки у Звягинцева появился положительный герой (даже несколько, волонтеры – люди удивительной чистоты души), «Нелюбовь» снова визуально безупречна, а музыкальное сопровождение фильма выше всяких похвал. Нет, это не «Возвращение», конечно, фильмы уровня «Возвращения» превзойти почти невозможно, но это именно то, что зритель ждет от Андрея Звягинцева: сгусток боли за чужие души, сосредоточение эмоций и чувств там, где, кажется, все затянуто забвением, проявление жизни в больном и мертвом.
Рецензия фильма «Нелюбовь». Чернуха ли?
Отношение к фильмам Андрея Звягинцева в России довольно спорное. И ладно взять людей постарше, смотрящих и щёлкающих в пульт, но ведь и среди людей помоложе взгляд на творчество режиссёра неоднозначный. И всё вертится вокруг такого странного слова как «чернуха». Мол всё это сгущение красок, одна водка и люди не такие. Зато «Брат» и «Дурак» почему-то правда. А дело-то не в правде — главное, чтобы дошёл смысл послания.
И «Нелюбовь» не просто послание, это призыв, крик души, если хотите. Это призыв к переменам, но не политическим. Это попытка заставить зрителя переосмыслить свои ценности, попытка заставить думать не только о себе. И это снова зеркало. Кто-то жаловался, что «Левиафан» плох тем, что герой бесхарактерная тряпка (ребятки, а что вы делаете, когда узнаёте про очередной факт гос. коррупции — максимум слова «Ну это же Россия»). Кто-то жаловался, что чиновник и капиталист в рясе — слишком толсто. Кто-то говорит, что простые люди не вызывают сопереживания, потому что они показаны исключительно в неприятном свете.
В «Нелюбви» мы видим, что рыба на самом деле начинает гнить не только с головы, что проблемы людей и государства проистекают друг от друга. Однако, «Нелюбовь» это всё же не сгущение красок и очернение. Это самый приземлённый и реалистический фильм Звягинцева, он показывает максимально точно до чего мы дошли и к чему идём.
У нас есть семейная пара, в браке которой все швы уже давно порвались. Женя, жена, большую часть времени судя по всему проводит в инстаграме, ходит по салонам и общается с подружками о всякой бытовухе. Борис, муж — офисный работник, тут и добавлять нечего даже. Обоих объединяет полное отсутствие каких-либо устремлений, полное отсутствие уважения друг к другу, эгоизм. Похоже они также тем, что оба готовы вот-вот начать новую жизнь с новыми любовниками (девушка Бориса даже беременна). Вот только есть ещё одна «вещь», которая их объединяет, но при этом мешает — их сын Алёша, мальчик двенадцати лет, родившийся в «залётном» браке.
Алёша, судя по всему, одинок и лишён внимания сверстников, друг всего один. Но главное — обделён родительским вниманием, мать и отец совершенно о нём не беспокоятся, ссорятся при нём. Мальчик отягощает их, мешает начать жизнь с чистого листа, он кость в горле безответственных людей, которые готовы его в интернат отдать, лишь бы после развода с ним не жить. И Алёша, после очередной ссоры сбегает из дома. А дальше будут поиски.
Что нужно сказать дополнительно — фильм очень силён по части раскрытия главных героев. Это обеспечивает скрупулёзная работа сценариста, исследующего персонажей через описание их быта, увлечений, метаний.
Так Борис — совершенно серая личность, он женился на Жене двенадцать лет назад потому что… А потому что его начальник — верун. В самом плохом смысле этого слова: кадровая политика компании — никаких безбрачных, обязательно наличие детей, все поездки в отпуск — только паломничество, а то не православно. В этом и кроется стремление Бориса поскорей жениться на очередной провинциальной простушке, устроить ещё один «залётный» брак. Его не волнует судьба будущего ребёнка или жены, ему главное выслужиться перед начальником. Ненужно говорить, что судьба единственного пока что сына до поры до времени его совершенно не беспокоит. Но и это пройдёт.
Женя — провинциальная девушка, которую угораздило по глупости рано забеременеть и выйти замуж. Можно сказать, что в какой-то мере она жертва эгоистичного Бориса. Но правда ли? Сама по себе это довольно стервозная личность, которую судьба отпрыска волнует ещё меньше. Ей главное побыстрей выйти замуж за человека гораздо старшего её по возрасту и хорошо обеспеченного, разумеется. Ненужно говорить, что судьба единственного пока что сына до поры до времени её совершенно не беспокоит. Но и это пройдёт.
Через них по большей части и раскрывается гниль современного нам общества — людей скучных, бесхарактерных, эгоистичных, которых ничто не интересует и которым ничего не нужно кроме самих себя. Здесь нужно дополнительно отметить мать Жени — одиозную старуху, которой судьба внука также безразлична и которая большую часть своего времени проводит дома за просмотром ТВ, огородясь от всех забором с колючей проволокой. Звягинцев как бы говорит нам — нелюбовь идёт не только от наших политиков, но и от нас самих.
Кстати про политику и сгущение красок. Да, в фильме показаны кадры из «Дома 2», да есть Киселёв, рукаклицурикладные эфиры ТВ и радио. Но суть-то в чём? Посыл здесь, на мой взгляд, заключается в том, что СМИ кормят людей чушью и грязью, прививая аудитории потребительство и отсутствие духовных ценностей (в то же время крича о падении морали), создавая информационный шум, заглушающий реальные проблемы государства, а главное — общества. Есть и безразличная бюрократия, отправляющая искать помощи у неофициальных сил. Однако, это не безысходность «Левиафана». Достойные люди есть и есть надежда на исправление ситуации. Эти светлые люди — те самые неофициальные лица, занимающиеся поисками сбежавшего Алёши.
Звягицнев, как обычно, рисует ситуации, словно вырванные из жизни, поэтому чёткой развязки в фильме не будет. Зато будет его фирменная черта — закольцовывание. Началось с ленточки, ей же и закончится. Ну и фильм периодически становится очень крепким триллером, хорошо держащим в напряжении и способном сильно надавить, чего стоит одна сцена перед финалом ленты. Также картину снимал бессменный оператор режиссёра — Михаил Кричман, так что здесь знакомые с творчеством режиссёра могут увидеть вечные для Звягинцева серые тона в статичной картинке, малейшие же движения камеры будут исключительно плавные и выверенные.
Чернуха ли? Однозначно нет — на фоне современных событий это самый полный срез на современное российское общество. Общество, которое подобно Жене (которая, кстати, одета в спорткостюм «RUSSIA». Отсылка к Гоголю?) в конце фильма бежит в никуда, на месте. Но это не сгущение красок, не очернение и оплевывание России-матушки, это констатация факта, которой и сам Звягинцев не гордится, потому что приходится это делать. Однако режиссёр, за что ему честь и хвала, не призывает вас вопить в комментариях или идти на митинги — он призывает начать перемены с самих себя.
Психотерапевты о фильме «Нелюбовь»
Мы спросили четырех психотерапевтов, что они думают о последнем фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь».
Главная героиня Женя не обдумывая рожает детей без любви, без осознания родительской роли, безответственно продолжает слепую погоню за мифической любовью и счастьем, предпочитает притворство и внешнюю респектабельность.
Видно, что пропажа сына — трагедия для нее. Примерно половину фильма зритель надеется, что это заставило задуматься героиню. Но нет: после всего пережитого Женя встроилась в новую жизнь. Она ждет счастливого конца, но этого не происходит и не произойдет: жизнь новая, а Женя прежняя. И ничего не получится — надо менять Женю, а не жизнь. Вроде очевидная вещь, но только не тогда, когда это касается лично тебя. Удобнее обманываться и пытаться вновь и вновь менять всё вокруг, но не себя.
Регулярно встречаюсь с такого рода историями, и меня не перестает удивлять сила материнской любви. Насколько огромна потребность ребенка в материнской любви и насколько велика власть матери над ребенком!
Работая с такими историями, сталкиваешься с чем-то системным — с тем, что выходит за пределы опыта отдельного человека, с тем, что передается от человека к человеку: с наследственным способом взаимодействия в паре «мать — ребенок». Здесь нет правых и виноватых, каждый желает добра другому, делает это, как может. Даже Женя, которая считает, что интернат, в который она хочет поместить мальчика, поможет подготовить сына к армии.
Но тем не менее, все несчастны. И кому-то надо прервать эту эстафету нелюбви. Первый шаг — это осознание своего сценария, через это появляется шанс прервать автоматический способ жизни. Сделать это можно через принятие себя и развитие эмпатии, хотя бы к себе. Это дает возможность любить, принимать и отдавать.
Размышления тяжелые, как свинцовые тучи. И даже не столько грустные, сколько «никакие», как будто с твоими чувствами случилась anaesthesia dolorosa psychica (болезненная психическая бесчувственность; состояние, при котором человек ожидает от себя сильных проявлений чувств, но ничего не испытывает и страдает от этого — прим. ред.), осталась только невыносимая фактичность сюжета.
Вот идет жизнь, ребенок идет из школы домой привычной дорогой через парк, запускает забытую ремонтниками строительную сигнальную ленточку как воздушного змея, и застревает змей в ветках дерева. Приходит ребенок домой, садится делать уроки за письменный стол, смотрит в окно. «никакое» выражение лица, всё молчаливо и опустошенно. эта специфическая звягинская молчаливость, которая пробирает до глубины души. Вот выходишь на мороз в не очень теплой одежде, и пробирает тебя этот морозец постепенно и неотвратимо. Нет никаких сомнений, что если ты не оденешься теплее, замерзнешь, а если пробудешь на морозе долго, замерзнешь насмерть. Хэппи энда не будет. Будет холодная логичная последовательность событий. Действие — результат.
Родители мальчика живут свою жизнь. Каждый свою. Отцу не хватило любви в этой семье — он создает себе новую. Мать мстит мужу за измену и предательство. За нелюбовь — свою и его. Каждый занят поиском любви, которую жаждет душа. Они бегут от нелюбви друг к другу. Каждого можно понять. Им больно, им плохо. Жить в нелюбви невыносимо, невозможно. Ненавистью родителей друг к другу пропитано всё.
А что же ребенок? Ребенок поедет в детский дом после развода. Его семья закрывается. Навсегда. У него нет отца. У него нет матери. Есть двое людей, которые обманули его. Они научили его обращаться к ним «мама» и «папа». Но это вранье.
Он поедет в дом, где живут сироты — дети, оставшиеся без попечения родителей. У него нет попечения родителей. О нем никто не печется. Он не нужен. Он лишний. Он нелюбим. Никем. Никогда. Неотвратимо. Безнадежно. Это факт.
Сейчас, когда ребенку дают характеристику, почти всегда отмечают, что он из «благополучной семьи». Это кодовая фраза, которая означает, что папа и мама не пьют, ребенка не бьют, квартира есть. В фильме показана внутренняя кухня этой «благополучной семьи», в которой ребенок психологически, эмоционально брошен. Современные, молодые родители, которые заняты собственными жизнями, личностями, любовниками и работами. Которых никогда не интересовал этот ребенок: ни его внутренняя жизнь, ни интересы, ни потребности. Растет — и ладно.
Для меня было показательным, что Женя откровенна в том, что никогда не хотела этого ребенка — он был инструментом побега из родительского дома. Часто вижу эту историю у клиентов, и вывод из нее только один: ребенок должен быть желанным. Тогда для него любви будет достаточно. Да, иногда материнский инстинкт просыпается после родов, но это не такая частая история, как принято считать.
Та же история и с браком: Женя откровенно говорит, что замужество было нежеланным. Есть множество мифов, что выходить замуж девушке надо в определенном возрасте, что у некоторых «время подошло», «стерпится-слюбится». Но в реальности брак, как и рождение ребенка, должен происходить в результате осмысленного желания взрослого человека, а не в давления общества или настойчивости родителей.
Очень показательной была позиция папы: «я деньги зарабатываю, что от меня еще нужно?» И эту позицию сплошь и рядом встречаю у пар, которые приходят на прием.
Мне бы очень хотелось, чтобы родители увидели то, что на мой взгляд является главным посылом фильма: то, что ребенок у себя в комнате, еще не значит, что с ним всё хорошо. Вся трагедия разворачивается как раз из-за этого предположения Жени и Бориса. Он слышит их разговор, принимает решение и исчезает. Если бы родители потрудились гарантировать, что их ссор ребенок не услышит, этого можно было бы избежать. Не говоря о том, что если с ребенком есть эмоциональная связь, то любую трагедию можно пережить.
Всегда, когда видишь на экране тонко и точно подмеченные характеры и настоящую жизнь без прикрас, задаешься примерно тем же вопросом, что и во время приема: почему? Почему эти люди так себя ведут? Что ими движет? Простой ответ — их так вырастили. Конечно, после одного взгляда на маму главной героини Жени хочется уже не ненавидеть ее, а жалеть. Но что такого случилось с психикой от ее воспитания?
Все главные герои фильма показывают различные грани нарушений эмоциональной регуляции.
Женю можно считать обладательницей истерической акцентуации личности. Ей сложно контролировать эмоции, что видно в отношениях с мужем Борисом, она использует и чрезмерные эмоции, и сексуальность для того, чтобы удерживать мужчин. Она погружена в свой внутренний мир, в его интенсивность и драматичность. И ей вдвойне тяжело, когда ей приходится общаться со следователем, с начальником ПСО: это те мужчины, которые «не ведутся» на эмоциональные всплески, и она теряет инструмент, которым она привыкла пользоваться, чтобы управлять окружающим миром.
Борис — противоположная история. Его можно назвать носителем шизоидной акцентуации: его эмоциональный мир скрыт для нас, он либо не чувствует эмоций, либо с трудом представляет себе, как их проявлять. То, что принимается за сдержанность, вполне может быть признаком погруженности во внутренний мир. Только, в отличие от Жени, он наполнен не яркими переживаниями, а мыслями и фантазиями об абстрактных вещах.
Как это часто бывает, когда отношения завязываются между людьми с противоположными акцентуациями, произошла имплозия. Женя требует активности и эмоций в ответ на свое поведение, а Борис в принципе не способен на это и не понимает, что от него нужно. И жизнь героев не изменилась из-за трагедии как раз потому, что их поведение — не результат супружеского раздора, как они считают, а результат глубинной личностной организации.
Женя находит мужчину, который, очевидно, примерно такой же, как Борис, только способен уделить ей больше внимания, в том числе и финансового (быть может, поэтому этот союз будет более долговечен). Борис находит женщину, которая точно такая же, как Женя (чего только стоит фраза «А как же я?!» в момент, когда отец пытается отыскать пропавшего без вести сына).
Люди, как это часто случается, не поняли главного: жизнь бывает ужасной, но часть проблем мы не только создаем себе сами, но и сами обязаны решать не через изменение других, а через изменение себя.
Что вы думаете о фильме «Нелюбовь», о его главных героях? Поделитесь мнением под постом в фейсбуке.
Че такой квелый: рецензия на «Нелюбовь» Андрея Звягинцева
В первый конкурсный день на Каннском кинофестивале состоялась премьера нового фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь». С этого фильма «Афиша Daily» вместе с Mastercard, официальным партнером кинофестиваля, начинает публиковать каннские рецензии Станислава Зельвенского.
Кажется, можно перестать переживать за Россию. Зачем, в конце концов, тратить время, когда рядом есть полный энергии, обладающий возможностями, в расцвете сил человек, который, посмотрим правде в глаза, сделает это лучше. Когда у нас прихватит сердце от очередной несправедливости, когда взгрустнется об онтологическом тупике, в котором оказалась великая страна, разве у нас будет под рукой камера Михаила Кричмана? Андрей Звягинцев, когда-то поставивший абстрактное «Возвращение» и почти комически космополитичное «Изгнание», теперь уверенно держится курса, взятого в «Елене» и развитого в «Левиафане»: он — режиссер фильмов о судьбах родины.
Ходили слухи, что «Нелюбовь» чуть ли не ремейк «Сцен из супружеской жизни» Бергмана; это не так, но автор ссылается на него как на источник вдохновения. И почти первым делом — после, разумеется, обязательных долгих планов с текущей речкой, плывущими уточками, лежащим снегом — бросает нас в эпицентр уродливого семейного скандала. Женя (Марьяна Спивак), около тридцати, менеджер салона красоты, и Борис (Алексей Розин), около сорока, сотрудник отдела продаж, собираются покончить со своим проклятым браком, забравшим у них больше десяти лет жизни. Они уже давно живут порознь, более того, счастливы с другими людьми: от Бориса беременна молодая глупенькая блондинка (Марина Васильева), Женя встречается с богатым и внимательным мужчиной постарше (Андрис Кейшс). Они продают общую квартиру и, в общем, видеть друг друга не могут.
Проблема в том, что у них растет 12-летний сын Алеша, нервный и затюканный мальчик, который никому из родителей особенно не сдался. Бергман в «Сценах» нашел простое и гениальное решение детского вопроса: на протяжении трех (или пяти в полной версии) часов, пока длится фильм, дочери героев вовсе не появляются в кадре, хотя о них регулярно вспоминают; они где-то есть, но родители так поглощены собой, что их как бы и не существует. У Звягинцева в этом месте — тяжеловесная и жестокая метафора. Мальчик сперва есть, а потом его нет: он исчезает, пропадает без вести. Никудышная мать даже не сразу это замечает, поскольку ночами шляется бог знает где.
Фильм о несчастливом браке быстро заканчивается, и начинается — как и было обещано — фильм о родине. Конечно, это не про менеджеров, которые не любят своего ребенка, так же как «Левиафан» не про имущественный конфликт. Это про Россию, которой наплевать на своих детей, о стране без любви — даже в самой простой, инстинктивной ее форме. Звягинцев, при всей своей культурной образности, никогда не чурался грубых ходов, и тут их навалом. Начинается все с невинных обрывков радиопередач в машине, а заканчивается новостями про Донбасс и Дмитрием Киселевым во весь экран. Еще лучше момент, тоже в конце, с героиней на тренажере: только успеваешь подивиться ненавязчивой элегантности и силе общего плана, как Звягинцев переставляет камеру и добрую минуту тычет зрителю в лицо надписью «Russia» на спортивной форме Bosco (удачно получилось, что сразу по-английски!).
В «Нелюбви» представлены все фирменные темы режиссера — православие, блудные родители, мотив многозначительного исчезновения (не новый, конечно, в европейском кинематографе), интимные стрижки, квартирный вопрос. Есть — словно на спор — минутка Тарковского: экскурсия по живописным развалинам турбазы. Как всегда, преувеличенное внимание отдано интерьерам, от брезгливо воссозданной мещанской квартирки до элегантных апартаментов, проникнутых холодом бесчувствия: у обеспеченного любовника Жени в комнате стоит, кажется, береза.
При этом Звягинцев-сатирик по-прежнему может произвести впечатление разве что на интеллигентных иностранцев (хотя в то, что среди них окажется каннское жюри, верится с трудом). Чего стоит искусственная и несмешная — скорее, впрочем, забытая — линия про православную корпорацию (с репродукции иконы камера наплывает на надпись «Отдел продаж», тонко!), где запрещено разводиться. Или чудовищный эпизод в дорогом ресторане, где, о ужас, блондинки делают селфи, раздают свои телефоны незнакомцам, а то и залезают в инстаграм; бедная, бедная Россия.
Что касается Звягинцева-лирика, у него есть, конечно, свои моменты. Но чувства, которые и он, и сценарист Олег Негин, неплохо слышащий устную речь (хотя порой выдающий конструкции вроде «Ты обещал мне счастье, а принес только боль и разочарование»), испытывают к своим героям, находятся в диапазоне от презрения до приветливого равнодушия. Последнее касается волонтеров-спасателей, которые занимаются поисками ребенка при бездействии полиции и как бы призваны символизировать эмпатию. В конечном счете ни один из портретов в «Нелюбви» не идет дальше более или менее искусного шаржа. В том, с какой иронической тщательностью фильм воспроизводит речевые характеристики российского миддл-класса, его манеру одеваться, есть, заниматься сексом, уже в самом выборе профессий главных героев сквозит не участие и не любопытство, а неприятное, нечестное высокомерие. И жесты сочувствия — когда Звягинцев вдруг похлопывает Бориса или Женю по спине — выглядят фальшивыми. Бергман снимал свой безжалостный фильм про себя; Звягинцев снимает про других. В притче про отсутствие любви было бы здорово увидеть хотя бы отблеск этого чувства.
Узнать еще больше о мире кино можно на специальном сайте «Афиши» и Mastercard. Там же можно следить за специальными скидками и предложениями для любителей кино — например, оплачивая билеты картой Mastercard, вы получите скидку 10% на билеты в кинотеатры сети «Формула Кино» и «Кронверк Синема» и скидку 15% в кинотеатре «Пионер».