в чем смысл фильма мусульманин
Мусульманин. о фильме
Наткнулась недавно в старом журнале на итоги проведенного кинофестиваля и снова все всколыхнулось внутри. Досада и разочарование за то, что на мой взгляд, главный приз был отдан фильму, который был намного «слабее» и по своей нравственности и по глубине.
Досада на жюри, которое занимая такое «ответственное» место, не сумело или не захотело разобраться в сути представленного фильма.
Жаль, очень жаль, что не была по достоинству оценена работа режиссера, его замысел. Если бы фильму присудили приз, внимание со стороны зрителей было бы обеспечено с лихвой и возможно многие задумались об образе своей жизни.
Фильм «Мусульманин».
Да, я мусульманка по рождению и мне хочется с точки зрения мусульманки поделиться мыслями о том, что в этом фильме только название говорит о религиозной принадлежности. Это фильм не о мусульманине, нет. Это фильм не о том, что люди меняют религию и почему это происходит.
Это очень глубокий фильм о внутренней сущности человека, о нравственных ценностях.
Я не буду пересказывать сюжет, кто не видел, рекомендую посмотреть, чтоб сделать выводы самому.
Вкратце: младший сын вернулся с войны (причем вернулся, когда уже думали, что погиб) в свой колхоз или село. Вернулся, но другой, повзрослевший и немногословный. К тому же поменял веру, доставшуюся от родителей, на другую. Стал мусульманином.
Нам неведомы пути, приведшие его к этому, возможно это был выбор – либо примешь другую веру, либо умрешь. Суть не в этом.
Он становится «бельмом» в глазу родных и сельчан, становится белым экраном, на фоне которого четче и яснее начинают проявляться их недостатки. Люди, увидевшие все негативное, что приросло к ним, тем не менее не хотят меняться – так проще, плыть по течению, по накатанному: «предки так жили и мы так живем».
Он вызывает в окружающих ярость – как смеет он быть не таким как все? Почему не хочет жить как все?
За то, что он пытается «открыть» им глаза на их неблаговидные поступки, родной человек-старший брат пытается его лишить жизни.
Несчастная мать, раздираясь, между любовью к сыну и неприятием его другого и непонятного, боясь за его жизнь и свой образ существования, гонит его прочь от отчего дома.
Отказывается от него, от своей кровинушки. Пусть лучше сына не будет, чем такой, на которого тычут пальцами, который «мешает» жить налаженной жизнью и, который, не хочет существовать как все.
Пусть уйдет, чтоб совесть не раздирала нутро, чтоб не надо было менять себя изнутри, чтоб пусть малость, но МОЁ, для меня.
Столько заложено в этом фильме для размышлений и переосмысления себя, своего образа жизни, помыслов….
А кажется – ты поменял веру, вот и нечего делать среди нас, иди и живи среди них теперь. Грустно…………
За кадром фильма «Мусульманин»: Чем Евгений Миронов возмутил зрителей, и почему на съемках Александр Балуев крестился
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
По сюжету, рядовой Николай Иванов, воевавший в Афганистане, провел 7 лет в плену. Когда его вели на расстрел, его выкупил афганский крестьянин, и Коля заменил ему убитого сына. Там солдат принял ислам и в родное село вернулся мусульманином. Поначалу односельчане встретили его с радостью, но со временем выяснилось, что его изменившееся мировоззрение вызывает агрессию и неприятие не только у соседей, но даже у родного брата. Сильно пьющего, как и большинство жителей села, Федора раздражает то, что его брат не пьет, не курит, совершает намаз и живет по правилам ислама.
С момента выхода и по сей день споры вокруг этого фильма не утихают. «Мусульманин» заслужил международное признание, получил несколько престижных наград, среди которых – Гран-при жюри международного кинофестиваля в Монреале как лучшему фильму года, приз Киноакадемии «Ника» за лучший сценарий и за лучшую роль второго плана (Александр Балуев), призы «Кинотавра» лучшим актерам второго плана (Александр Балуев, Нина Усатова), приз кинопрессы России за 1995 г. как лучшему фильму года и др. Однако, как ни удивительно, исполнитель главной роли Евгений Миронов не был удостоен ни одной награды, а у массового зрителя созданный им образ и вовсе вызвал возмущение.
Основной массой россиян фильм остался не понят. Режиссера тут же обвинили в пропаганде ислама, в слишком явном и невыгодном для соотечественников противопоставлении жителей русской деревни и новоявленного мусульманина. Фильм даже предлагали запретить за разжигание межнациональной розни, за то, что «христиане в нем плохие, а мусульмане хорошие». Однако Владимир Хотиненко стоял на своем: этот фильм не об исламе и не о православии. « Если я и делал фильм о чем-то, то о терпимости, о веротерпимости, без которой нам никак не обойтись… Там все-таки другая история. Он был не воцерковленным, а мальчишкой-комсомольцем. Он был без веры, и когда посидишь в яме, в грязи, хочется света. И главное, что он эту веру приобрел… Там человек без веры обретает веру », – объяснял режиссер. В фильме противопоставлялись не конфессии, а вера и безверие, и главный конфликт имеет не религиозный, не национальный, а этический смысл.
Коля Иванов, герой Евгения Миронова, произносит ключевую для понимания всего фильма фразу: « Аллах – это имя Бога. Понимаешь, только имя. Бог один, а имен у него много ». Казалось, эти слова и критики, и многие зрители попросту пропустили мимо ушей. Хотиненко говорил: « Настороженное отношение к фильму, к самой теме я тоже чувствовал часто. Знаете, за «Мусульманина» Нина Усатова и Саша Балуев были отмечены премиями, наградами. А вот Женю Миронова, для которого это была одна из лучших его ролей, ни разу никто нигде не отметил. В этом тогда уже чувствовался какой-то опасный симптом, был еще неосознанный страх в обществе. Сегодня он перерос в страх перед исламом вообще, мусульманами вообще… Избежать этого страха можно, если говорить об этом открыто, в том числе и средствами кино, при этом оставаясь максимально тактичным ».
Евгения Миронова обвиняли в открытой симпатии к исламу, в кто время как он во время съемок фильма только утвердился в своей вере. Об этом актер рассказал в одном из интервью: « Мне Православие помогает с той поры, как в 19 лет я крестился… Я родился на этой земле, и для меня никогда вопроса не стояло о другой вере. Для мня это было необходимо… Все разговоры о правильности веры не должны людей отдалять друг от друга… Я не отношусь к мусульманам как к инопланетянам… И не считаю эту свою роль грехом… Ведь мой герой ничего плохого не делает, он только верит по-своему. И никого не вовлекает в свою веру, но лично для него, как он считает, только это верный путь… Я влюбился в эту религию во время съемок, но когда один раз открыл Коран, то сразу понял – мне это чуждо ».
Съемки проходили в маленькой деревне Урдово Рязанской области, где жило всего около 40 человек. Но все, кто бывал в этих краях, были поражены их необычной красотой. Тут сохранились старые деревянные избы с резьбой, и одну из них выбрали для съемок дома семьи главного героя. В этой деревне был дом у автора сценария Валерия Залотухи, и это он посоветовал режиссеру проводить съемки в «месте с совершенно фантастической природой». А после завершения работы над фильмом дома здесь приобрели художник картины Александр Попов и актер Владимир Ильин. Батюшка в местном храме, как оказалось, был бывшим спецназовцем, участником военных действий в Афганистане. Этот факт показался актеру Александру Балуеву знаком, а не случайным совпадением.
Позже Балуев рассказывал: « Переломный момент, после которого стали приглашать на главные роли, произошел в 1995-м, после фильма Владимира Хотиненко «Мусульманин». Кстати, именно на съемках этой картины я принял крещение. Не знаю, что подтолкнуло к решению: может, в этот момент прикоснулся к чему-то духовному, а может, роль так повлияла… И в один из дней, кажется это была Пасха, актер Володя Ильин вместе с женой Зоей отвели меня в местный храм. Через несколько минут после знакомства батюшка назначил мне день и время крещения… Я крестился, к сожалению, в тридцать два года. К сожалению, потому что только в этом возрасте осознал необходимость крещения… Внешне после крещения моя жизнь не сильно-то и изменилась. А вот внутренне – да. Изменилась радикально. Я стал по-другому относиться к людям, к происходящим со мной событиям. Стал по-другому относиться к миру, в котором живу. Это сложно объяснить. Крещение перевернуло меня ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
В чем смысл фильма мусульманин
Насколько (на ваш взгляд) мне удалось разгадать замысел православного режиссёра Владимира Хотиненко, который 12 лет назад снял довольно известный фильм «Мусульманин»?
(Могу ошибаться в деталях и именах персонажей)
После 7-летнего пребывания в афганском плену в родную русскую деревню возвращается
рядовой Коля Иванов (удачная работа талантливого актёра Евгения Миронова). Возвращается,
правда, уже как Абдулла – находясь на чужбине, бывший советский солдат принял Ислам.
Поздно вечером мать и старший сын Федя отправляются в темноте «добыть» колхозных комбикормов для своей скотины. Зовут и младшего.
Мать в замешательстве:
— Правильно, сынок, правильно. Нехорошо это. брать чужое. Но ведь. все в деревне так делают. Скотину-то кормить надо.
Словно пропустив это мимо ушей, Коля-Абдулла повторяет:
— Мама, я не буду ВОРОВАТЬ!
Старший брат Федя, бывший уголовник, раздраженно комментирует:
— Да навидался я этих мусульман на зоне. У них совсем другие понятия. Вот попомнишь, мать, он скоро есть с нами за одним столом откажется.
Здесь, на православном кладбище, Коля-Абдулла отказывается принять стакан водки за упокой души усопшего:
— Мама, нам нельзя. Я не буду пить.
Коля-Абдулла по-прежнему отказывается, а мать продолжает настаивать:
— Выпей, сынок, выпей! Успокой душу покойного.
Но Коля неумолим. И тогда мать в гневе выплескивает ему в лицо алкогольное содержимое стакана. Все эмоции Коли выражает его окаменевший взгляд, но он, сдержавшись, лишь сухо произносит сквозь зубы:
— Рахмат (спасибо).
По возвращении домой старший брат Федя принимается за «воспитание» младшего. Попросту он жестоко избивает его – как это, видно, не раз делал в детстве и в подростковом возрасте. Но в том-то и дело, что Абдулла – это уже не Коля, который готов был сносить все издевательства.
Немного очухавшись, ошалевший Федя смотрит на меньшого совсем другими глазами – как в прямом, так и в переносном смысле слова.
С точки зрения созидания, Коля-Абдулла, напротив, служит как бы примером для остальных. Постоянно трезвый, он пасёт скот, работает по дому, по хозяйству, что-то мастерит. Но в деревне он постепенно становится изгоем – именно потому, что не похож на остальных: не пьет, не ходит на гулянки с местными красотками, не интересуется колхозным добром, совершает какие-то странные молитвы.
От этой враждебной атмосферы Коля-Абдулла отдыхает, выгоняя скот на пастбище за пределы деревни. Там, на природе, он совершает омовение (кстати, вполне грамотно – еще до киносъемок омовению и намазу актера Евгения Миронова обучал лично муфтий Равиль Гайнутдин). А затем громко, на всю русскую степь, оглашает азан (призыв к молитве), после чего совершает сам намаз.
Тут дала себя знать и интересная режиссёрская (или операторская) находка: Коля-Абдулла совершает мусульманские поясные и земные поклоны, а вдали, на заднем плане, в симпатичной православной церквушке начинают звонить колокола.
Лишь одна из местных молодых жительниц видит в Коле-Абдулле человека и относится к нему без враждебности, с интересом.
Растроганный, он отвечает ей взаимным дружелюбием: часто рассказывает о годах в плену, о том, как его, советского солдата, должны были расстрелять моджахеды, но его спас пожилой афганец, который выкупил Колю, стал его названным дедом и обучил исламской религии.
Правда, юная Катя считает, что симпатия между молодыми людьми должна непременно продолжиться в постели, и чем быстрее – тем лучше.
Коля-Абдулла чуть не уступает зову плоти, но успевает «опомниться» и протестующе кричит с милым пакистанским акцентом (акцент настолько всамделишний, что потом у актера Евгения Миронова спрашивали, где именно у пуштунов он был в плену):
— Я так не хочу, слышишь?!
— А я не хочу! Я считаю, что сначала люди должны жениться, и у них будет семья. И тогда ЭТО тоже будет. И дети. Много пусть будет деток. Так нам повелел Аллах.
Теперь уже взрывается Катя:
— Да запарил ты со своей религией! Мы верим по-другому, в этого. как его. Христа. И во всяких там святых.
Коля-Абдулла, как бы поражаясь такой религиозной малограмотности, изумленно шепчет:
— Аллах – Имя Бога. Имя! Бог один, а Имен у Него много!
Феде повезло больше – брат-мусульманин спасает его, перерезав веревку. Затем, под стихнувшие крики матери, Коля-Абдулла хватается руками за крюк в потолке (чтобы выдернуть во избежание новых попыток брата расстаться с жизнью) и произносит ключевую речь:
— Люди, не убивайте себя, слышите?! Ладно: не хотите верить именно в Аллаха – не верьте! Не хотите верить именно в Христа – не верьте! Но не убивайте себя!
Эти слова, видимо, стоит понимать прежде всего в переносном смысле: ведь ту жизнь, которую ведут жители деревни, иначе как духовной смертью не назовешь.
Но само принятие Ислама офицер считает предательством.
Они встречаются около озера рядом с деревней, и офицер произносит не менее важный монолог:
Возможно, проснувшаяся в душе офицера вера в Бога (пусть и другая вера – христианская) и спасла бы его самого от совершения страшного преступления. Но тут у офицера начинается очередной приступ контузии, доставшейся с фронта, и он все же убивает Колю-Абдуллу выстрелом из «макарова». Нарушая важнейшую христианскую заповедь «не убий».
Картина заканчивается трагически, но это, если можно так выразиться, оптимистическая трагедия. С точки зрения Ислама, Коля-Абдулла завершает земную жизнь праведником-шахидом (мучеником веры) и уходит навечно к Своему Богу. А многочисленные зрители тоже получают шанс многое пересмотреть в своей жизни и мировоззрении, совершая хотя бы небольшой духовный рост.
Но, разумеется, режиссер Владимир Хотиненко (сам верующий православный человек) не мог вкладывать такой смысл в свое произведение. Он хотел сказать немного о другом.
Один положительный христианский персонаж в фильме есть. Это местный священник. Его приглашает в дом мать Коли-Абдуллы, чтобы духовно исправить «заблудшего» сына. Священник, кстати, тоже вежливо отказывается от традиционного в этих местах спиртного, поясняя, что соблюдает православный пост. А на вопрос женщины, как реагировать на исламское вероисповедание младшего сына, батюшка задумчиво отвечает:
— Что я могу сказать? (Пауза). К Богу пути бывают разные. На все воля Божья.
И на прощание священник обращается не к младшему из братьев (мусульманину), а к старшему – Феде. Предлагает ему бросить пить и вообще взяться за ум, не на словах, а на деле, вспомнить о своей православной вере.
В этом и ответ режиссера Владимира Хотиненко! Да, Коля-Абдулла в разы смотрится выигрышнее на фоне жителей деревни. Но не как мусульманин на фоне христиан. А КАК ВЕРУЮЩИЙ В БОГА ЧЕЛОВЕК НА ФОНЕ БЕЗБОЖНИКОВ. На фоне не просто неверующих, а не имеющих ничего святого в душе, не ведающих, для чего они, собственно, сотворены на свет.
Коля-Абдулла свой путь к Богу нашел. «Найдем ли его мы, братья и сестры?» – вопрошает православный режиссер Владимир Хотиненко.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|