в чем смысл фильма малена
Неизвестные факты о фильме «Малена»: об исторических реалиях картины, местах съемок и Монике Беллуччи
Мы привыкли воспринимать фильм Джузеппе Торнаторе «Малена», как притчу о том, насколько может быть беззащитна красота перед страшной силой женской зависти и мужской похоти, как трагедию женщины, единственная вина которой была в том, что она оказалась слишком прекрасной для этого мира, как грустный рассказ о первой любви, оставившей на всю жизнь кровоточащий след в сердце главного героя — обычного сицилийского подростка.
Но сегодня давайте рассмотрим этот фильм под совершенно другим ракурсом — с точки зрения неизвестных фактов о картине, а также о том, насколько эта лента точно отражает исторические реалии Сицилии 40-х годов прошлого века. Заодно расскажем, как и где снимался фильм, каким образом Моника Беллуччи получила в нем главную роль, и ответим на вопросы, которые могут возникнуть у внимательного зрителя во время просмотра картины.
ДЕЙСТВИЕ «МАЛЕНЫ» ДОЛЖНО БЫЛО ПРОИСХОДИТЬ НЕ НА СИЦИЛИИ
Начать стоит с того, что в основу сценария фильма Джузеппе Торнаторе лег одноименный рассказ Лучано Винцензоли — одного из самых известных сценаристов итальянского кинематографа XX века. Именно он — автор сценариев фильмов Серджио Леоне «Плохой. Хороший. Злой» и «За несколько лишних долларов». Что характерно, Винцензоли — уроженец не Сицилии, а городка Тревизо, что в находится регионе Венето.
Собственно, изначально действие «Малены» и должно было происходить в маленькой деревушке региона Венето, а образ главной героини писался специально под Софи Лорен, которой Винцензоли и предложил сыграть Малену. Лучано даже лично обращался к Карло Понти — мужу Софи Лорен, но сценарий фильма сперва положили в долгий ящик, а потом про проект и вовсе забыли. Кстати, по словам Лучано Винцензоли в основу рассказа «Малена» легла практически автобиографическая история его собственной первой любви, так что завуалированный отказ экранизировать «Малену» он воспринял крайне болезненно. «Я подумал, что всем нужны только вестерны, и стал очень не уверен в себе», — признавался Лучано в интервью.
НЕ БЫЛО БЫ «МАЛЕНЫ», ЕСЛИ БЫ НЕ DOLCE&GABBANA
«Каждый раз, когда я сотрудничаю с Доменико Дольче и Стефано Габбана, в моей жизни происходит что-то хорошее. Они — мои ангелы», — говорит Моника Беллуччи, для которой роль в фильме Торнаторе стала одной из самых ярких в ее актерской карьере. Многие видели рекламу духов Dolce&Gabbana с участием Моники, но немногие знают, что вначале была реклама, и именно она породила фильм «Малена».
На фото: Моника Беллуччи в образе сицилийской вдовы в рекламе Dolce&Gabbana
Дело в том, что Джузеппе Торнаторе присматривался к рассказу Лучано Винцензоли давно, он даже встречался со сценаристом, но целых пять лет не мог найти актрису, которая бы идеально вписалась в образ главной героини. С Моникой Беллуччи Торнаторе познакомился как раз на съемках рекламы Dolce&Gabbana. «Мы работали вместе, и тут меня осенило — вот она, Малена! После этого я начал дорабатывать сценарий специально под Монику, и никаких дополнительных кастингов на главную роль мы больше не проводили».
ИЗ ВЕНЕТО НА СИЦИЛИЮ
Режиссер Джузеппе Торнаторе как раз родом с Сицилии. Режиссер родился в коммуне Багерия, что близ Палермо, так что с местными нравами он был знаком не понаслышке. Однако его идею перенести действие фильма на Сицилию, Лучано Винцензоли поначалу воспринял с опаской. «Исторические реалии и образ жизни людей во время Второй мировой войны на Сицилии и в Венето были совершенно разными! Я понимал, что нам придется отказаться от многих деталей, которые есть в рассказе, а прочие — серьезно подкорректировать. Поначалу это не вызвало у меня энтузиазма, но когда Джузеппе Торнаторе рассказал мне о том, что и его собственная история первой любви очень похожа на ту, что я описал в «Малене», я решился ему довериться», — рассказывал Лучано Винцензоли.
«Мы с Лучано нашли взаимопонимание благодаря тому, что наши истории первой любви очень похожи, — говорит Джузеппе Торнаторе. — Я тоже мальчишкой был влюблен в женщину намного старше меня. Она была очень красивой, и все мужчины Багерии не сводили с нее глаз. Я же был обычным угловатым подростком и понимал, что у меня нет шанса даже заговорить с ней. Что любопытно, когда состоялась премьера моего фильма «Новый кинотеатр Парадизо», эта женщина сама подошла ко мне, выразила восторг относительно картины и предложила стать друзьями. Я признался ей, что подростком был влюблен в нее, и она очень удивилась. Она была все также прекрасна, как и во времена моей юности, и, возможно, у нас даже мог бы завязаться роман, но я сказал себе: «Нет». Ведь в тот момент я уже не был влюблен в нее и мне не хотелось портить свои воспоминания о первом сильном чувстве реальностью», — поделился режиссер.
ГДЕ СНИМАЛСЯ ФИЛЬМ «МАЛЕНА»?
В результате действие картины было перенесено в сицилийскую деревню Кастелькуто (Castelcuto). Не стоит искать населенный пункт на карте острова, его там нет и никогда не было — это воображаемая деревня. Если говорить о местах съемок, то часть сцен снималась в маленьком городе Ното, что располагается близ Сиракуз и считается одной из жемчужин сицилийского барокко, а часть — в самом городе Сиракузы.
Также в кадре появляются виды Катании, руины города-призрака Поджореале, заброшенного после землетрясения 1968 года, и знаменитые скальные лестницы Скала-дей-Турки — именно там мальчишки обсуждают достоинства Малены.
ОТ ГЕОГРАФИИ К ИСТОРИЧЕСКИМ РЕАЛИЯМ
Зато по требованию Лучано Винцензоли Джузеппе Торнаторе с особым вниманием прошелся по историческим деталям, и они в фильме выверены с особым усердием. Ниже — ответы на пять вопросов, которыми чаще всего задаются зрители во время просмотра ленты.
1. В начале фильма муж Малены уходит на войну, ее отец трудится преподавателем в школе. Денег постоянно не хватает даже на еду, но работу прекрасная сицилийка найти не может. Неужели зарплата ее отца была настолько низкой?
Действительно, в 40-х годах в целом по Италии зарплаты была низкими практически у всех. Обратимся к официальной статистике, а она невеселая. В среднем в 1942 году средняя зарплата мужчины в Италии составляла около 800 лир, а женщины получали в разы меньше. При ближайшем рассмотрении вопроса все становится совсем печально. Зарплата чернорабочих и тружеников сельскохозяйственных регионов, работавших в полях, была в среднем 300 лир, квалифицированные рабочие получали от 300 до 600 лир, а люди, занимавшие высокие должности, от 1000 до 1300 лир в месяц.
Продукты же питания во время войны купить в принципе было непросто, и, как следствие, в Италии пышным цветом расцвел черный рынок, на котором еда стоила неподъемных денег. Так, прошутто и салями магазинах стоили 26.50 лир, а на черном рынке — 250-300 лир, сливочное масло — 24 лиры в легальной продаже и 250-300 лир на черном рынке, говядина — 60 лир за килограмм в магазинах и 400 лир на черном рынке, оливковое масло — 70 лир в магазине и 500 лир за литр на черном рынке, а сигареты Macedonia, которые курит главная героиня, в табакериях стоили 2.60 лир, у перекупщиков же они расходились цене по 60 лир за пачку. Правда, хлеб, яйца и молоко все еще оставались относительно доступными, их стоимость составляла в среднем от 2 лир до 5 лир, а килограмм картошки стоил всего 0,65 лир за килограмм. Словом, тот самый случай, когда из экономии выгоднее бросить есть, чем курить, и, когда смотришь на соотношение зарплат и стоимости еды, вопрос: «Почему Малена начала продавать себя за еду?» — отпадает сам собой.
2. Малену официально объявляют вдовой, причиталась ли ей пенсия?
Да, причиталась. В марте 1933 года Бенито Муссолини учредил «Национальный фонд социального страхования», а также внес изменения в закон о пенсиях и субсидиях. В Италии появились пенсии в случае профессиональных заболеваний и по инвалидности, по причине безработицы и в случае заболевания туберкулезом. Также с 1933 года началась выплата пособий беременным женщинам, а в апреле 1939 года была учреждена пенсия семьям, утратившим кормильца, и вдовам, потерявшим мужей — пенсия в этом случае состояла 60 процентов от его зарплаты. К сожалению, все эти меры не могли помочь выжить семьям, находившимся в тяжелой ситуации, поскольку — смотрим пункт выше о соотношении средних зарплат и цен на рынке на элементарные продукты питания.
3. Малену обвиняют в связи с женатым мужчиной. Ей грозит тюремное заключение. За это, действительно, сажали в тюрьму?
Действительно, адюльтер, согласно Уголовному кодексу Италии, принятому в 1930 году, считался уголовным преступлением. Занятно, что наказывали за это только женщин, но не мужчин. Если обнаруживалось и было доказано, что незамужняя женщина состояла в связи с женатым мужчиной наказание для блудницы предусматривалось следующее — от одного до двух лет лишения свободы. В том случае, если замужняя женщина изменяла своему мужу, ее могли посадить в тюрьму на год. При этом обвинителем на судебном процессе чаще всего выступал муж обвиняемой, то есть подобные дела рассматривались в суде по жалобе мужа. Мужчины же за адюльтер не наказывались. Ситуация изменилась лишь в 1968 году, когда правительство признало «моральное и юридическое равенство супругов», после этого неверных жен сажать в тюрьму перестали.
4. Были ли в Италии официальные публичные дома в это время?
5. О сцене с обрезанием волос главной героини.
На самом деле, то, что показано в фильме, для Италии — скорее исключение из правил. Унизительная процедура обривания женщин, сожительствовавших с немцами, была распространена во Франции, в Италии же подобные случаи были редки, оттого поступок горожан по отношению к Малене выглядит особенно чудовищным.
К примеру, в Падуе — городе региона Венето, а мы помним, что изначально действие рассказа «Малена» происходило именно в Венето, где длительное время стояли немецкие войска, многие женщины не только жили с немцами, но даже успели родить от них детей. По воспоминаниям местных бабушек, когда немецкие войска покидали город, итальянки спокойно обратились к немецкому командованию с просьбой не разлучать их с любимыми. Женщин с детьми посадили в последний вагон, но до того, как поезд тронулся, вагон просто отцепили, и дамы с детьми остались в Италии. Тем не менее, ничего страшного с ними не произошло, они просто вернулись в свои дома.
На фото: Джузеппе Торнаторе и Моника Беллуччи на съемках фильма «Малена»
Кстати, имя главной героини Малена — это сокращение от Маддалены, что призвано вызывать ассоциации с Марией Магдалиной. Делайте выводы, дамы и господа!
Фильм «Малена» вышел в 2000 году, был номинирован на «Оскар» в категориях: «Лучшая операторская работа» и «Лучший оригинальный саундтрек». Картина была отмечена премиями «Давид ди Донателло» в номинациях «Лучшие костюмы» и «Лучший саундтрек», а также взяла «Золотого медведя» — главный приз Берлинского международного кинофестиваля.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Малена — образ «антиженщины» в киноленте Джузеппе Торнаторе
Проход Малены по улице, словно по подмосткам: каблучки, длинная шея, прямая спина. Она привлекает внимание всех жителей городка. Равнодушных нет. Мальчишки катят на велосипедах, чтобы успевать лицезреть красоту на каждом повороте. Мужчины пускают слюни, с вожделением глядя вслед. Женщины завидуют, ревнуют и обливают её словесной скверной, желая расправы.
Что же такого особенного видят люди в Малене? Почему она так их волнует? Отчего именно её ненавидят женщины и желают все мужчины?
«Антиженщина»
Системно-векторная психология Юрия Бурлана называет таких женщин, как Малена, — кожно-зрительными. Эти женщины всегда привлекают к себе внимание, стремятся быть на виду. «Соблазняющие, нерожающие», словно «рождённые без трусов» — они являются полной противоположностью по психическим свойствам остальным женщинам.
Кожно-зрительная отличается от других женщин тем, что не имеет природного материнского инстинкта. Не имеет табу на поведение: отсутствует женская стыдливость. При этом желание получать чувство защищённости и безопасности у неё есть, как и у любой другой. Разница заключается в том, что обычная женщина ищет и находит себе единственного мужчину. Отдаёт себя («пахнет» феромонами влечения) ему одному. От него же одного и получает «законное» чувство защищённости и безопасности.
Природной парой для кожно-зрительной женщины является мужчина с уретральным вектором. Но по сюжету фильма рядом с Маленой его нет. Более того, её муж ушел на войну и погиб, и это сильнейший стресс для любой женщины. Когда у Малены гибнет ещё и отец, чувство защищённости и безопасности для Малены потеряно окончательно. Сверхстресс вводит её в такое состояние, при котором она пытается выжить во что бы то ни стало — в условиях враждебно настроенного города. Для кожно-зрительной женщины это означает выживать за счёт своего «актива» — тела. Малена становится проституткой.
Как объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана, кожно-зрительная женщина природно привлекательна для всех мужчин подряд и в определённом психическом состоянии отдаётся им без разбора. За вознаграждение. Практически ни один мужчина не может устоять. При этом она становится естественной соперницей замужним женщинам, которые только и думают, как бы извести такую «стерву».
Когда мы видим на экране Малену, никаких сомнений в этом не возникает, ведь у них с Моникой Белуччи очень много общего. Актриса Моника Белуччи является обладательницей связки кожного и зрительного векторов. Перенеся на экран понятные ей переживания, она достоверно вписывается в образ «роковой красотки», которая, даже скромно опустив глаза, вызывает мужское желание. Хороша!
Не все кожно-зрительные женщины обязательно кружат головы мужчинам и концентрируют ненависть других женщин на себе или становятся проститутками. Например, в тот же период, показанный в фильме, во время Второй мировой войны наши, тогда советские, кожно-зрительные девушки и женщины бросали дома и уходили на фронт вместе с мужчинами. Там они становились санитарками, медсёстрами, врачами.
Вынося собственный страх смерти наружу, к людям, они превращали эту первичную эмоцию в высшее наполнение зрительного вектора — безусловную любовь, сострадание и сопереживание другим. В такие моменты страха нет, и это документально, многократно подтверждено героическим бесстрашием русских женщин, служащих в тех же санитарных батальонах.
Жертва для всего города
Пока Малене покровительствовали фашисты, её никто не трогал. Но когда по сюжету фильма в городок входят американские военные и освобождают жителей, для неё наступает час расплаты. Жителям городка нужна жертва, чтобы выместить всю накопившуюся неприязнь к режиму подавления. Жертвой была выбрана Малена.
Горожане в едином порыве звереют и выволакивают Малену из штаба. Именно женщины жестоко избивали её, рвали в клочья, вымещая накопленный гнев, подавленную зависть, боль обид и ревность. А мужчины стояли, опустив руки, и смотрели, не вмешиваясь. Полуживую Малену изгнали из города.
В конце фильма Малена кардинально меняется. Она снова замужем. Подурнела. Стала более грузной и уже не так привлекательна для мужчин. Вот такой женщины городка её принимают. Они даже заговаривают с ней на рынке, дарят какие-то продукты и вещи, обозначая конец конфликта. Малена на их взгляд стала такой же, как и все женщины.
Понимать жизнь, как она есть
На тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана вы начнете понимать как жизненные сценарии людей, так и то, что движет конкретно вами в определённых ситуациях.
Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке прямо сейчас.
Анализ фильмов
Картина «Малена» 2000 года с красавицей Моникой Белуччи в главной роли привлекла мое пристальное внимание. Фильм на мой вкус очень поучительный и многогранный, от чего приобретает еще большую ценность. Чего же в нем такого ценного и чему он может нас научить, сейчас разберемся. Итак, приступим.
Рассказ, написанный Лучиано Винченцони, по которому снят фильм, повествовал непосредственно о личном опыте автора, режиссер Джузеппе Торнаторе признавался в том, что история для него очень близка и в чем-то автобиографична, поэтому будет несправедливо не указать, что основная идея фильма завязана на самом деле на Ренато. Здесь поднимаются проблемы подросткового развития, становления отношений с женщинами, формирования и разрушения внутренних идеалов, проблемы взросления и связи с реальностью. Ренато столкнулся с задачей разделения идеального и реального, запечатлив свое несбывшееся стремление на всю жизнь.
Мы видим своеобразный незавершенный гештальт, проявившийся в сохранении недостижимого женского образа, в чем-то даже архетипического, воплощением которого для Ренато и стала Малена. Но возможно, этот гештальт и не нужно было завершать.
Лучшим объяснением этой мысли послужит цитата самого Джузеппе Торнаторе:
Но основной фигурой моего интереса стал, увы не Ренато, а героиня Моники Белуччи и ее непростые отношения с жителями городка. Как так вышло, что весь город наполнился сплетнями о ней, бурля от неистовой зависти и безудержной похоти. Можно ли сказать, что Италия того времени была слишком пуританской, именно поэтому на Малену было нацелено столь сильное осуждение, напоминающее средневековую охоту на ведьм. Но при этом мы видим другое отношение к любовнице барона.
Появляется очень большое искушение сделать жителей города извергами, а героиню просто жертвой обстоятельств. Но мне кажется, это слишком простая и поверхностная интерпретация, и я с ней, пожалуй, не соглашусь. В этом разборе я буду руководствоваться следующими принципами:
Итак, приступим к исследованию личности главной героини.
ПАСИВНОСТЬ
Пассивность поведения способствует виктимизации, простыми словами пассивность увеличивает шансы стать жертвой преступного посягательства. Как раз пассивность была характерной чертой Малены. На протяжении фильма мы не встречаем ее агрессивности, раздражительности, злости или другого активного проявления. Малена плыла по течению, поддаваясь влиянию обстоятельств, лишь иногда робко и смущенно пытаясь им противостоять. К примеру, отношения с адвокатом плавно вытекали из происходящего, не было никаких доказательств тому, что она вступила в них по собственному желанию.
Не встречая сопротивления, отпора, агрессии в свой адрес местные жители могли позволить себе все, что хотели: разговоры, взгляды и кривотолки, апогеем этой вседозволенности стала публичная расправа на площади. Отличный пример такой реакции на пассивность был продемонстрирован в эксперименте художницы Марины Абрамович в 1974 году.
Задумка перформанса «Rhythm 0» была очень проста: Абрамович стояла посреди комнаты с табличкой на груди, которая гласила: «Инструкции: на столе лежат 72 предмета, которые можно применять ко мне как хочется. Перформанс. Я — объект. В этот промежуток времени я несу полную ответственность. Длительность: 6 часов (8 часов вечера — 2 часа ночи)».
Поначалу зрители стеснялись, только смотрели на нее, дарили розы, целовали. Но потом раздели, разрисовали и даже порезали.
Художница вспоминает: «Сначала зрители очень хотели со мной поиграть. Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану. После шести часов перформанса я со слезами на глазах голая пошла в сторону зрителей, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я «ожила» — перестала быть их игрушкой и начала сама управлять своим телом. Я помню, что, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, я обнаружила у себя прядь седых волос» – вспоминает Абрамович.
«Эта работа раскрывает нечто ужасное о человечестве. Она показывает, как быстро человек может причинить тебе боль при подходящих обстоятельствах. Она показывает, как легко обезличить человека, который не сопротивляется, который не защищает себя. Она показывает, что, если создать соответствующие обстоятельства, большинство «нормальных» людей, очевидно, могут стать очень жестокими».
Филипп Зимбардо, создатель Стэнфордского тюремного эксперимента и автор книги «Эффект Люцифера» выделяет некоторые закономерности в формировании подобного жестокого поведения.
ЗАМКНУТОСТЬ И ОТСТРАНЕННОСТЬ
Отстраненность Малены закономерно приводила к отсутствию близких связей, а именно друзей, которые могли помочь, поддержать и остановить сплетни в городе. Ее тотальная замкнутость приводила к тому, что никто не знал достоверных подробностей ее жизни, что так же закономерно порождало вокруг нее много мифов и сплетен. Именно отсутствие четкой информации, открытости, активности взаимодействия, четкости границ и характера могли настораживать женщин и возбуждать мужчин. И в первом и во втором случае Малена была экраном для проекций, именно потому, что не появлялась истинной собой.
Есть (…) возможность, благодаря которой одиночество может к вам притягивать зло: если вы долго живете один, вдалеке от человеческого сообщества, тогда ваш клан, ваши соплеменники проецируют на вас свою Тень, и при этом нет никаких корректирующих факторов. Например, после особенно долгих праздников, во время которых я не вижу своих пациентов, я часто сталкиваюсь с тем, что они постепенно в мое отсутствие соткали паутину совершенно изумительных негативных идей в отношении меня. Вот почему у французов есть поговорка: «отсутствующие всегда неправы» (les absents ont toujours tort). Человек думал, что я поступила так или эдак, но когда он видит меня вновь, то удивляется: «Почему же я всему этому верил? Теперь, когда я снова Вас вижу, я даже не могу себе представить, что мог подумать нечто подобное». Реальное человеческое общение разрушает облака таких проекций, но если человек долго отсутствовал и эмоциональная и чувственная связь с ним утратилась, люди начинают проецировать. Поэтому человек, который живет в одиночестве, не только притягивает зло в силу своей собственной природы и констеллирует его в своем бессознательном, но он притягивает и проекции. Именно поэтому об одиноких людях часто думают плохо, и если в деревне случается какая-то неприятность, жители почему-то уверены, что именно он является тому причиной. Если человек снова присоединяется к сообществу, он может вступить в спор или дать сдачи или объяснить свое поведение, чтобы развеять сгустившиеся над ним черные тучи. Или же, может быть, он делает что-то необычное, тогда у окружающих возникают всякие негативные фантастические трактовки, но если он с этими людьми пойдет в трактир и выпьет пива, тогда они начинают его выспрашивать, получают объяснение, и все снова становится на свои места.
Мария Луиза фон Франц
Подтверждает эту цитату фон Франц случай, произошедший с Маленой на суде. Как только Малена начала говорить и рассказывать правду, то есть появилась собой, ореол проекций на минуту рассеялся и сознание горожан прояснилось.
А теперь можем представить, что было бы, если бы ее знал не только Ренато, а у нее были подруги, которые так же могли быть посредниками между ней и городком, рассеивая сплетни и рассказывая о ней правду, тем самым снимая проекции и напряжение неизвестности. Но чтобы появились подруги – нужно появиться самой.
СЕКСУАЛЬНОСТЬ
Малена не могла найти в Кастелькутто работу, поскольку жительницы города боялись подпускать ее к своим мужьям. В связи с чем героиня очень быстро осталась без средств к существованию. Но при всех вышеупомянутых обстоятельствах она продолжала подчеркивать свою сексуальность и чувственность, ярко выделяя ее через обтягивающие яркие привлекающие внимание наряды, совершенно отличающиеся от нарядов остальных жительниц городка. Здесь хочу провести аналогию с героинями фильмов «Шоколад» – Виенн Роше и «Месть от кутюр» – Миртл Даннейдж. Оба сюжета повествуют о том, как красивая девушка приезжает в консервативный городок и наводит там переполоху. Виенн Роше, молодая шоколадница, смогла покачнуть консервативные нравы провинциального французского городка и привнесла в них чувственность и наслаждение. Сексуальность Виенн, ее либидо были направлены на преображение реальности, она открыла магазин и познакомила всех в городке со своим мироощущением, приближая жителей к познанию собственного Ид: желаний, стремлений и потребностей души.
Миртл ворвалась в обозленный Дунгатар, привнеся туда свое увлечение – моду. Она всячески боролась с предрассудками и сплетнями, а сексуальность она хитро и искусно использовала в своем плане мести, став для всех очень полезной.
Но сексуальность Малены просто пассивно существовала, она как будто лелеяла ее, несла ее в массы, просто по ходу расплескивая в разные стороны, тем самым жутко раздражая, нервируя или возбуждая жителей Кастелькутто.
ВОЗВЫШЕННОСТЬ
Игнорирование сплетен и похотливых взглядов, которые тут же рождались за ее спиной, робкий взгляд себе под ноги напоминал некоторое христианское возвышение над происходящим, некий образ святой мученицы, несущей свой тяжелый крест. Не зря в одной из сцен фильма Ренато увидел Малену в образе пресвятой Девы Марии.
НЕСКРОМНАЯ СКРОМНОСТЬ
Что интересно, собрание красивых девушек мы видим в борделе, но не на улицах города. Как раз проявление своей
сексуальности в одежде, макияже, туфлях на каблуке, распущенных волосах было доступно вроде только девушкам легкого поведения. Но приличные горожанки с покрытой головой без макияжа и темной одежде соблюдали пуританские ограничения.
Нескромная скромность Малены по итогу формирует двойственный образ: уже не только Девы Марии, но и Марии Магдалины одновременно. Мария Магдалина по одной из трактовок была проституткой, которая раскаялась в своих прегрешениях и стала последовательницей Христа, оплакивая его во время казни.
БЕЗРАБОТНАЯ
В начальных сценах фильма Ренато слушает сплетни про Малену и одна из горожанок говорит, что Малена белошвейка. Так же мы видим в доме Малены швейную машинку. Поскольку ее наряды выделяются среди одежды остальных жительниц городка, есть вероятность, что она сшила их сама. По аналогии с героиней Миртл, у Малены была возможность наладить похожий бизнес, по крайней мере попытаться. Увлечь женщин своими нарядами и красотой, ведь сама Малена являлась отличным маркетинговым ходом, с помощью которого можно было формировать потребность горожанок быть привлекательными для своих мужчин. Что и сделала Миртл, в принципе.
На протяжении всего фильма меня разбирало чувство злости и несправедливости, желания бороться и противостоять происходящему. Но подобные чувства испытывал только Ренато, Малена же несла свою невозмутимую маску. Первым, что бросается в глаза в подобном городке – это его консервативность, религиозность и приверженность христианским догматам, следовательно, первое, что нужно сделать – это не раздражать окружающих обтягивающими яркими нарядами и проступающими чулками из-под юбки. Если же ваше самопредяьвление для вас важно, следовательно за него нужно бороться, набирая к себе союзников и восставая против этого радикального пуританства. Как сделали вышеупомянутые Виенн и Миртл. Но Малена не пошла не по одному из путей: приспособления и борьбы, а продолжила жить в своей парадигме существования, пассивно следуя по накатанной колее.
ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ
Мария Магдалина — одна из жен мироносиц, преданнейшая последовательница И.Христа, некогда исцеленная Им от страшного недуга («семи бесов»). Она происходила из г. Магдалы (тепер. Медждел), вела развратную жизнь и, под влиянием И. Христа возродившись к новой жизни, сделалась образцом глубокого покаяния и искреннего обращения к вере во Христа. И вера ее была вознаграждена: Христос раньше других явился ей по воскресении, и она сделалась восторженной проповедницей истины.
На протяжении нескольких веков среди отцов церкви не стихали споры о том, считать ли Магдалину-блудницу, умастительницу Христа, сестру Марфы и Лазаря, той же женщиной, которой впервые явился воскресший Иисус. В VI в. с благословения папы римского Григория западная церковь признала это отождествление. Тогда как православная церковь, которая строго придерживалась сведений о Магдалине, известных из Нового Завета, никогда не признавала этого отождествления. Несмотря на то, что и западная церковь в XVI в. придет в этом вопросе к согласию с восточной церковью, в сознании народа Мария Магдалина остается «святой блудницей», умащивающей ноги Христу, омывающей их слезами и отирающей их своими прекрасными волосами.
“Мария Магдалина. Тайная супруга Иисуса Христа”
Бенуа Софья
В связи с этой популярностью среди простого люда имя Магдалина позже в различных формах (Мадлен, Маддалена (сокращенное Малена) стало распространенным в Европе.
В “Малене” сцена внутренего преображения происходит так же на площади, но не с распятием Христа, а с символическим распятием самой Малены. Волосы, по канону омывающие ноги, были просто отрезаны, и слезы просто пролиты.
Сцена на площади может трактоваться и как символический обряд очищения, хотя насильственного и жестокого. Обстриженные волосы – это акт позора, но при этом и освобождения, ведь остался ее натуральный цвет корней, в то время как окрашенные в блонд волосы, которые сопровождали ее проституцию, были отрезаны.
В фильме присутствует и образ отшельничества в пустыне, с которого по легенде вознеслась Мария Магдалина, Малена же стала после этого одной из своих. Кстати, есть и некоторая аллюзия на чудесное воскрешение – это возвращение считавшего погибшим мужа с войны.
К чему я рассказала все эти аллюзии и отсылки, поскольку они не так глубоки и даже скорее очевидны. Возвращаясь к личности Малены, мне кажется, что здесь имеет место жизненный сценарий, который удивительным образом совпадает с католической традицией.
РОДИТЕЛИ
Как известно, все проблемы идут из детства, поэтому фигуры отца и матери являются очень значимыми в процессе личностного становления. Мы обладаем информацией только об отце Малены, и при этом весьма немногочисленной. Он школьный учитель, с плохим слухом, его не уважают ученики, приехал в этот город вслед за дочерью, которая вышла замуж. Отец так же ригиден и консервативен в своем мировоззрении, как и жители города, что пожалуй закономерно коррелирует с его профессией и его возрастом. Уважение города для мужчины важнее, чем родная дочь. Уважение – основная потребность отца, которая точно не удовлетворялась в школе из-за насмешек учеников.
Мать Малены для меня осталась загадкой, и на нее у меня множество вариантов. Я приведу самый в моем представлении правдоподобный, где материнский образ – это такая же как жительницы Кастелькутто консервативная религиозная мать, дочь которой родилась очень красивой и привлекательной, что могло восприниматься как проклятие. Этот вариант мне ближе по душе, поскольку хорошо объясняет поведение героини. Нести крест своей телесности, сексуальности и красоты как тяжелое бремя, которое выпало на ее долю.
Возможно в детстве религиозные родители передали Малене этот сценарий, ассоциируя ее красоту с красотой самой Марии Магдалины. В таком случае сценарий падшей, но раскаявшийся Марии ложится на Малену идеально. И она отыграла его от начала и до конца.
Марина Уорнер в своем исследовании, посвященном Деве
Марии, пишет:
Вместе Дева Мария и Мария Магдалина составляют диптих христианской патриархальной идеи женщины. В концептуальной архитектуре христианского общества не нашлось места для единственной женщины, которая не была бы ни девственницей, ни проституткой.
С этой конвенциональной точки зрения материнство и сексуальность отделены друг от друга. Более того, предполагается, что
Мария Магдалина, воплощение сексуальной части диптиха, должна раскаиваться за свое распутство:
Как и Ева, Магдалина была рождена вследствие мощного подводного течения женоненавистничества в христианстве, которое связывает женщину с разными болезнями и порчей тела. Поэтому она
стала выдающейся и любимой святой.
Она давала надежду смертным, которые не могли достичь
совершенства Девы и искали отпущения своих грехов.
Мария Магдалина осталась выдающимся образом в христианской традиции и в силу психологических причин. Архетипическая размерность эротической фемининной природы выбирает женский образ, чтобы он стал носителем архетипической проекции. Но подавление сексуальности христианскими отцами оказало на этот образ такое воздействие, что Мария Магдалина стала считаться грешницей, отвергающей свою
сексуальность. (Малена после возвращения)
Нэнси Куоллз-Корбетт «Святая проститутка»
ЖИТЕЛИ ГОРОДКА
Мне важно сказать несколько слов и о жителях городка, поскольку как я уже сказала, не хочется смотреть на ситуацию однозначно. Женщины, которые кидаются на Малену имеют свой социальный и психологический шлейф фрустрации, который приводит их к подобной бесчеловечной жестокости.
Жители городка реагировали на Малену остро, каждый со своей проекцией. Для мужчин она была объектом сексуального желания, даже вожделения, и возможностью спроецировать на нее все свои анима-образы. Для женщин же она воплощала порочность, высокомерие и пренебрежительность. Ну если с проекцией своей сексуальности на Малену в часы пуританства все понятно, то как же быть с остальным.
Ведь именно по возвращению обратно из изгнания она приобрела тот же вид и те же наряды, что и все жители города. А так же наконец показала уважение своим обидчицам, чем последние остались довольны. Ее новый неброский наряд уже выглядит более органично в союзе с робким взглядом себе под ноги.
Символизм изгнания – это образ козла отпущения или возможности переосмысления опыта, но в случае Малены, похоже, это был опыт адаптации, но, на мой взгляд, не опыт пути к себе.
ИТОГ
Подытоживая все вышесказанное, на мой взгляд, происходящее с Маленой было больше похоже на жизненный сценарий, отчасти напоминающий мученические христианские истории, где ей нужно было нести свою красоту как бремя, доведя ситуацию до апогея своего разрешения, кульминации изгнания. Тогда история Малены очень перекликается с историей Марией Магдалыны, святой блудницы, раскаявшийся после встречи с Христом.
Но в отличие от христианского мифа, Малена скорее не пришла к своей самости, а отказалась от нее. Ведь чувственность телесность и сексуальность являются ее сущностью. Но, к сожалению вся агрессия и активность расплескалась проекцией на внешний мир, окружающих людей и главное мужчин, которые призваны были ее защищать и оберегать. Хроническая потребность в защитнике, который будет воплощением ее агрессии и привела к тому, что произошло с Маленой по итогу.
А отыгранный сценарий изменил внешний вид, встроил ее в общество, но вряд ли сделал счастливой.
Спасибо за внимание. Всем удачи в самопознании!