в чем смысл фильма коллектор
«Для меня это была проверка на прочность» Константин Хабенский о «Коллекторе», ответственности и благотворительности
В российский прокат выходит «Коллектор» — неожиданный отечественный ответ монофильмам вроде «Лока» с Томом Харди. Разыгранный одним Константином Хабенским триллер рассказывает об одном очень сложном вечере в жизни представителя сложной профессии, элитного московского коллектора, работающего с должниками-миллионерами.
В течение полутора часов на экране нет никого, кроме Константина Хабенского. Его персонажа зовут Артур, но нередко, особенно в начале фильма, он представляется и другими именами. Обман, подлог, манипуляция — профессиональная необходимость: Артур зарабатывает на жизнь тем, что заставляет вернуть кредиты даже самых злостных должников. Зарабатывает, судя по офису в центре Москвы и излучаемому героем самодовольству, очень неплохо — такое вот вознаграждение за талант парой телефонных звонков настолько расшатать нервы проштрафившихся неплательщиков, что те готовы тут же вернуть банкам миллионы. Но на каждый лом однажды находится прием — и вот видеокомпромат, выложенный в интернет таинственным мстителем, стремительно рушит мирок самодовольного циника, заставляя его забаррикадироваться в офисе в поисках ответов.
«Коллектор» до последнего ограничивается классицистским единством времени и места (одна ночь, один московский офис) — режиссер Алексей Красовский придерживается подчеркнутого минимализма в средствах выражения, лишь в последние полчаса взвинчивая ритм монтажа и джазовые вариации саундтрека. В таких условиях основная задача по сохранению саспенса и удержанию зрительского внимания ложится на Хабенского, а ему помогают только телефонные звонки других персонажей, благодаря чему развивается сюжет. «Естественно, это было испытание, естественно, это была определенная проверка на прочность с точки зрения профессии. Было интересно проверить, получится ли удерживать внимание в течение довольно продолжительного экранного времени», — признал актер в короткой беседе с корреспондентом «Ленты.ру», состоявшейся после московского пресс-показа фильма.
Кадр: фильм «Коллектор»
Перформанс Хабенского не назовешь однообразным — в сущности, он успевает сыграть в одном персонаже сразу три роли: упивающегося своими трикстерскими талантами профи довольно спорного ремесла; растерянного, ошеломленного изгоя, у которого вдруг закачалась почва под ногами, и наконец, человека, обретающего странный покой, в сущности, под воздействием обстоятельств перерождающегося. Как артист объяснял себе тот перелом, что происходит с его героем? «Это момент, когда ты осознаешь и находишь в себе силы признать, что дальше жить так, как ты привык, как делал это раньше, просто невозможно — как бы болезненно это ни было. Момент переосмысления, переоценки всего, что тебя окружает, отношений с коллегами, друзьями, близкими. И дело здесь совсем не в профессии — рано или поздно необходимость такой переоценки себя наступает у каждого человека», — поясняет Хабенский.
Сколько, впрочем, ни говори об универсальности того внутреннего конфликта, которому посвящен «Коллектор», от вопросов о профессии все равно не уйти — слишком часто она в последние год-полтора попадает в публичное поле, слишком настойчиво фигурирует в высказываниях политиков-популистов или и вовсе строчках криминальной хроники. Но от стремления оседлать волну этого внимания к коллекторской доле Хабенский открещивается: «Сценарий был написан еще два года назад, когда никакой шумихи вокруг коллекторов и близко не было. Нам интересно было не показать во всей красе саму профессию, а рассказать историю человека». Нетрудно, впрочем, заметить, что человек этот не так уж ординарен — а его талант к убеждению не так уж далек от традиционного, актерского лицедейства. Хабенский соглашается, что Артур мог бы, наверное, стать хорошим артистом — но замечает, что прежде всего его герой — хороший психолог, который быстро ориентируется и понимает, как и на какие болевые точки клиентов можно эффективно надавить. Пока не находится тот, кто надавит на болевую точку уже ему самому.
Кадр: фильм «Коллектор»
Встречался ли актер с настоящими коллекторами? «Нет, но, насколько я знаю, с ними встречался и изучал их методы работы наш режиссер Алексей Красовский. Поэтому все, что мне полагалось знать, было уже заложено в сценарии. О том, чего хотим добиться, мы с Алексеем договорились еще на берегу». Заставить современного российского зрителя увидеть в коллекторе нормального, сложно устроенного человека со своими слабостями и достоинствами — эта задача некоторым зрителям покажется даже возмутительной, но сам актер ничего демонического в профессии своего героя не видит: «Чем на самом деле заняты коллекторы? Они фактически призывают нас к ответственности за свои поступки. Вы взяли деньги у банка — будьте добры их вернуть. Разве это само по себе может быть хорошо или плохо?» Такой подход к роли уже принес свои плоды — если в конкурсе «Кинотавра»-2016 и было что-то, с чем соглашались решительно все, так это бесспорность уровня игры Хабенского в «Коллекторе» и заслуженность доставшегося ему приза за лучшую мужскую роль. Наверняка коллекция призов фильма пополнится, и когда дойдет до «Ники» с «Золотым орлом», — более выразительного актерского выхода в этом году в нашем кино пока не было.
Сам Хабенский замечает, что не так уж важно, поменяет ли фильм отношение зрителей к коллекторской профессии — ведь реальную, практическую пользу картина Красовского уже приносит. «Часть прибыли от проката «Коллектора» пойдет в благотворительный фонд помощи детям с заболеваниями головного мозга, которым я занимаюсь», — рассказывает актер. Пытаюсь воспользоваться случаем, чтобы спросить о нашумевшем выступлении Хабенского на прямой линии с Владимиром Путиным, когда артист указал на то, что не выполняется прошлогоднее поручение президента помочь больным детям оснащением аппаратами искусственной вентиляции легких. Но актер не поддается на провокацию, замечая только, что ситуация постепенно разрешается. По-настоящему большие дела — и в актерской игре, и в жизни — предпочитают тишину.
Смысл фильма «Коллектор»
От «Коллектора» я, как и многие, наверное, ждала какой-то жестокой злободневности. А получилась совсем не злободневная картина, скорее вневременная. Писатель Александр Снегирёв сказал о «Коллекторе»: «В фильме острая реальность подменена абстрактной: какие-то недовольные собрались возле здания, какой-то навоз вываливают на асфальт. Время не наше, а некое вымышленное. Его [героя Хабенского] органичное существование не побеждает остальной сконструированной реальности».
Я не знаю, делал ли режиссёр фильма Алексей Красовский ставку на эту нарочитую искусственность, было ли это задумкой сценариста или его провалом. Но в этой вакуумной среде, в стеклянной колбе московского бизнес-центра, оказалось проще рассмотреть со всех сторон главного героя фильма. Вырванный из времени и пространства, он оказался в центре эксперимента, который ставит над ним режиссёр.
Образ главного героя в фильме «Коллектор»
На мой взгляд, основная мысль, которую Красовский хотел донести до нас — никакое наше мнение о другом человеке не может быть совершенно объективным, справедливым и точным. И никто не имеет права судить и наказывать другого. Поворотные точки сюжета распределены так, что мнение зрителя об Артуре постоянно меняется. Каждый телефонный разговор даёт немного новой информации о герое, и можно мысленно то прибавлять, то отнимать условные очки: вот Артур признаётся, что выбил деньги из умирающего должника, назвавшись его сыном — минус сто баллов, вот выясняется, что Артур спас сбитого пса на дороге — плюс сто баллов, вот Артур со злости подбросил навоз к дверям галереи — снова минус.
Линия главного героя — это не движение по прямой от мудака к святому или наоборот. Это постоянное колебание между плюсом и минусом. Если в первые пять минут фильма у зрителя формируется чёткое представление об Артуре как о хладнокровном манипуляторе, то по мере приближения к финалу это представление становится всё более и более размытым.
Эта постоянная переменчивость свойственна не только главному герою. Его телефонные собеседники тоже постепенно раскрываются — кто-то оказывается предателем (руководитель Артура), кто-то равнодушным (Ксения), а кто-то по-настоящему помогает (Лев).
Кадр из фильма «Коллектор»
Смысл фильма «Коллектор» не в том, чтобы показать: смотрите, коллекторы — тоже люди. Профессия Артура — это только повод для основной сюжетной перипетии, потому что очень легко увязать работу коллектора и мотив личной мести. Сам Артур очень мало общего имеет со своими реальными коллегами. Фильм демонстрирует, что бывает, когда один человек берётся судить и наказывать другого, не имея возможности увидеть ситуацию с иной стороны.
Каждый из героев фильма, как и мы с вами, постоянно находится в процессе принятия решений. Все мы можем совершить ошибку: кто-то берёт кредит, который не сможет выплатить, а кто-то переступает черту, стремясь идеально выполнить свою непростую работу. Один и тот же поступок может оказаться добром для одного и злом для другого. И даже такое, на первый взгляд, безусловно доброе побуждение — спасти раненого пса — оборачивается для Артура упрёками Тамары: «Лучше бы вы оставили его там, чем дарить жизнь, чтобы потом опять отобрать».
Кадр из фильма «Коллектор»
Смысл финала «Коллектора»
Только что у нас на глазах Артур провёл целое расследование в очень ограниченных условиях, расстался с девушкой, потерял работу, решил начать новую жизнь. И вдруг все его планы оказываются разрушены одним-единственным выстрелом. Финал «Коллектора» — это, наверное, самая условная часть фильма. Его неправдоподобие переходит все границы: престижный бизнес-центр в Москве — и вдруг совершенно пустая улица, ни людей, ни машин; начальник обещает прислать за Артуром полицейских — но тот уходит один, зная, что за ним с вечера следит толпа; наконец, у Артура есть ещё время набрать 02 или попросить об этом Тамару — но он молча смиряется со своей участью, хотя минуту назад отчаянно боролся за жизнь и репутацию.
В свете этого странного и нереалистичного финала ярче проявляется вся несостоятельность подхода женщины-шантажистки. Артур предоставил ей доказательства того, что её муж жив, а значит, повода мстить коллектору больше нет. Более того, мужчина выплатил долг — значит, не деньги побудили его разыграть собственное самоубийство. Но в сознании его бывшей жены навсегда застыли две оценки: муж — хороший, коллектор — плохой. Принять теперь новую правду о том, что муж её оставил и скрылся, а коллектор ни в чём не виноват, она не способна. Не способна сделать то, что сделали зрители: переоценить своё отношение к другим людям. Её образ доведён до крайности и служит предупреждением — вот как это выглядит, когда один человек считает себя вправе судить другого.
Кадр из фильма «Коллектор»
Связь «Коллектора» и сериала «Откровения»
В интервью «Афише» Алексей Красовский рассказал, что образ Артура вырос из другой его работы — вышедшего в 2011 году сериала «Откровения». Если вы оценили «Коллектора», то вам наверняка понравится и сериал (но, если собираетесь посмотреть, дальше лучше пока не читать — будет спойлер). Центральный герой «Откровений» — мужчина по фамилии Листок, род его занятий — нечто среднее между детективом-консультантом (вроде современного Шерлока) и психологом-любителем. Листок занимается тем, что находит преступников, ушедших от следствия, и в ходе беседы вынуждает их признать свою вину.
У Артура и главного героя «Откровений» похожий метод работы. «Мой любимый прием с масками, когда герои выдают себя за кого-то другого, — это все оттуда [из сериала «Откровения»]», — говорит Красовский. Как Артур идёт на всё ради возврата денег, так и Листок готов притвориться кем угодно, чтобы получить признание.
В первой серии «Откровений», появляясь на месте преступления, Листок говорит полковнику полиции: «Я здесь, чтобы помочь вам». Но в финале Листок доказывает, что убийство совершил сын полковника — серийный маньяк, которого давно покрывает отец. Жизнь полковника разрушена, но Листок всё же помог ему — помог признать вину и избавиться от мучений совести. Эту цель Листок преследует во всех сериях.
Кадр из фильма «Коллектор»
Листок приходит к людям, чтобы помочь им — помочь признать свою вину. Артур звонит людям, чтобы помочь им — помочь вернуть деньги, которые им не принадлежат. Я бы сравнила этих героев с хирургами, которым приходится проводить тяжёлую операцию ради спасения человеческой жизни без наркоза. Долг (в случае Артура) или вина (в случае Листка), словно опухоль, мешают человеку вести здоровую жизнь с чистой совестью. Через боль, только не физическую, а моральную, герои помогают своим собеседникам вернуться к здоровой жизни.
Возможно, сравнивать коллектора с врачом слишком смело — тем более настоящие коллекторы редко обладают интеллигентностью Артура и сложным психологическим манипуляциям предпочитают грубую силу. Но, напомню, действие «Коллектора» происходит не в нашей с вами реальности, должники Артура — не простые работники, занявшие пять тысяч до зарплаты, а он сам — исключительный пример человека, виртуозно выполняющего свою работу, балансируя на грани дозволенного. Как справедливо замечает Артур, он не заставлял должников брать деньги, которые они не могут вернуть. Артур, как и Листок, работает с тем, что есть — удаляет опухоль.
eot56
Ты рассказал мне просто правду.
Фильм «Коллектор». Якобы фильм про якобы «людей».
Только вернулся с просмотра и пока свежи впечатления постараюсь их описать.
Его играет Константин Хабенский.
Все остальные герои выступают только в виде голосов в телефонной трубке.
На самом сюжете останавливаться не буду, отмечу несколько моментов:
А теперь к самому, с моей точки зрения, показательному.
В фильме показана патентованная мразь. Настоящий упырь, делающий деньги из боли и крови. И прекрасно понимающий, чем именно он занимается.
Показан он, как » утомленный демон с зарплатой от ста тысяч долларов в год. «
Авторы фильма очень подчёркивают, что главный герой не просто заштатный коллектор, выбивающий копейки у «быдла»!
Он элитный специалист по возращению долгов!
А коллекторы их покупают, вместе с пристёгнутыми к ним людьми.
А задача главного героя сломать должника и заставить заплатить, используя любые методы.
Главный герой этим и занимается, демонстрируя полное отсутствие каких бы то ни было моральных тормозов.
Ровно тоже самое демонстрируют и остальные герои повествования.
Потом по сюжету, жертва превращается в охотника и родственница должника загоняет главного героя в угол, в который он обычно загонял должников.
Дескать почувствуй на своей шкуре, что чувствуют «люди», которых ты ломаешь.
Проблема в том, что людей на экране нет.
Есть набор различной нелюди, которая демонстрирует поведение то хищников, то роботов, то мразей, но не людей.
Пробивает главного героя на что-то человеческое только ближе к концу, когда его вдруг начинает беспокоить судьба сбитой дворняжки.
Он как будто понимает, что » чем больше он узнает людей, тем больше он любит собак «, но на саму историю это не влияет никак.
В результате герой закономерно получает пулю от своих врагов и фильм заканчивается.
Чем она принципиально отличается от клипов Шнурова с участием Собчак?
Если только отсутствием песни и хронометражом)
Что хотел донести автор?
Что коллекторы тоже плачут?
Что они небольно всех зарежут?
Что они собак любят?
Что этот балаган можно и дальше длить в условиях смертельной опасности для нашей страны?
От пиара бандитов в конце 90х, «творческая интеллигенция» перешла к пиару нечто на них очень похожего, но якобы действующего в рамках закона.
Речь не про то, что в очередной раз наши «творцы» показали населению, куда ему надо стремиться.
Им плевать на то, как отреагирует на это население, да и на само население тоже.
Они сняли фильм о себе для своих.
И при этом, очень понятно, что собой они крайне гордятся.
Проблема только в том, что подобные выверты и антисистемы долго не существуют стабильно. Блок в предисловии к «Возмездию» писал про младенца, которой всё таки повернёт колесо истории, когда напряжение достигнет нужной величины.
Почему наша интеллигенция считает, что этого не произойдёт?
Рецензия на фильм «Коллектор»
Российский фильм «Коллектор» впервые проявил себя на престижном фестивале «Кинотавр», унеся сразу две награды – «лучшая мужская роль», «лучшая операторская работа». Месяцем позже, он покорил и Европу, получив на кинофестивале в Карловых варах специальный приз Fedeora (от федерации кинокритиков стран Европы и Средиземноморья). Весь этот летний успех только подогревал интерес, а до нас «Коллектор» дойдет только 6 октября. Корреспондент «Около» посетил пресс-показ от WDSSPR и едва угомонил восторг, чтобы ясно излагать свои мысли.
Артур (Константин Хабенский) – мастер своего дела. Работая только с крупными должниками, он находит всю их подноготную и эффективно использует против них. Он никогда не прибегает к банальным методам, его конек – психологическая атака. Артур умеет виртуозно перевоплощаться, сбивать с толку, выводить из равновесия, и так допекать своих клиентов, что они готовы вернуть все, только бы никогда больше не слышать его голос. Но однажды Артур сам становится мишенью: в Сети появляется скандальное видео с его участием, и от него мгновенно отворачиваются друзья и коллеги. Под угрозой оказывается не только его репутация, но и жизнь… Теперь у коллектора есть всего одна ночь, чтобы найти того, кто загнал его в угол.
Мы любим Хабенского когда он пьет кровь с водкой, нечаянно убивает Есенина, рассказывает нам новогодние новеллы, напивается и улетает в Ленинград и даже когда облагораживает собой американский кинематограф. Не получилось и в роли коллектора возненавидеть Константина Юрьевича. Его персонаж вроде как плохой человек, мало того что он коллектор, так еще и самый виртуозный. Он отвлекает врачей своих клиентов во время процедур, чтобы показать должникам – он может контролировать их жизнь. Он раскапывает самое грязное белье, примеряет на себя самые разные роли, часто перегибая палку. В нем удивительно сочетается высочайшая концентрация честности с желанием зарабатывать любыми способами. Даже по словам самого Хабенского, Артур возомнил себя богом и получил по заслугам. Вот только по мере развития сюжета переживаешь за него все больше и больше.
В российском кинематографе это первый опыт монофильма. Хабенский стал первооткрывателем, а помогала ему Ксения Буравская. Из всех задействованных актеров, только она была на площадке и говорила реплики других персонажей. Позже она осталась только озлобленной вдовой, решившей отомстить коллектору. Остальные актеры произвели озвучку потом, и хотя их нет в кадре, их образы легко додумать. Неизвестно что сложнее – быть единственным героем на экране или играть только с помощью голоса, но все в этом фильме вышло идеально. Зрители услышат такой родной голос Татьяны Лазаревой, веселого Евгения Стычкина, сердитого Александра Тютина, милейшую Полину Агурееву. Но самым очаровательным скрытым персонажем оказалась Лиза (Валентина Лукащук). Вот как так можно было озвучить, что героини не видишь, но обожаешь ее все больше по мере приближения к финалу? Только Валентина знает, шикарно передала образ забавной секретарши Лизы.
Вспоминается цитата Нила Геймана «тьма-это много больше, чем просто отсутствие света». Она тут весьма кстати, по мере того как Артур все больше чувствует свое бессилие, лишается близких и переосмысливает жизнь – в кадре становится все темнее. Восхитительная игра простого офиса и освещения завладевает вниманием зрителя и внушает ему нужные эмоции.
Это кино максимально убедительное, психологическое и завораживающее. Смотрится на одном дыхании и все время переживаешь — как же он выкрутится? Но сценарист жесток с нами и потому концовка открытая. В целом, в фильме нужно очень много думать. Он неоднозначен и многие увидят в нем что-то свое и додумают разное, но финал просто добивает, заставляя думать о «Коллекторе» спустя две недели, возможно, и спустя месяц.
Смотреть этот триллер в кинотеатре или дома – решать вам, но пропускать его нельзя. Не так уж часто российский кинематограф балует нас шедеврами, но «Коллектор» точно войдет в список лучших фильмов не только этого года, но и за всю историю русского кино.
Автор: Бариева Лилия
Фото и кадры из открытого доступа
«Коллектор»: Рецензия Киноафиши
Люди разные нужны, люди разные важны
Профессий на свете много, но не все они одинаково положительно воспринимаются людьми. С бóльшим дружелюбием люди посмотрят на повара, чем на какого-нибудь коллектора. Хотя и тот, и другой просто выполняют свою работу, относятся к ним по-разному. О человеке последней профессии снял свой фильм Алексей Красовский с лаконичным названием «Коллектор».
Кадр из фильма «Коллектор»
Картина расскажет о коллекторе Артуре Александровиче, который любит и умеет делать свою работу так, что им восхищаются все коллеги. Его пытаются переманить в другие фирмы, приглашают на светские мероприятия, он пользуется популярностью и уважением, но до определённого момента. Однажды пятничным вечером в интернет попадает смонтированное видео о бесчинствах Артура. Тогда от него вдруг отворачиваются все: друзья, коллеги, знакомые. Все верят тому, что показывают в интернете, не слушая коллектора. Это событие становится для нашего героя сильным толчком для того, чтобы пересмотреть свою жизнь. Но сначала он хочет доказать, что невиновен, что и делает на протяжении фильма.
Кадр из фильма «Коллектор»
Несмотря на список актёров, сыгравших в фильме, на экране зритель увидит всего одного человека – потрясающего своей игрой Константина Хабенского. Все остальные участника съёмочного процесса остались за кадром. А свои голоса картине подарили Полина Агуреева, Ксения Буравская, Игорь Золотовицкий, Татьяна Лазарева.
Итак, «Коллектор» это монофильм, но это совсем не делает его неинтересным, даже наоборот, благодаря восхитительной игре Хабенского, фильм получается особенно глубоким и психологичным, давая зрителю увидеть историю одного человека от и до.
И всё это создатели картины смогли показать за небольшое время и с участием всего одного актёра в кадре. Сам Хабенский по поводу этой роли сказал, что ему «было интересно проверить себя, посмотреть, получится ли продержаться в этом “марафоне„». Несомненно, у него получилось.
Кадр со съёмок фильма «Коллектор»
Кто-то может отнестись к этому фильму скептически: картина снята всего за 7 дней, её продолжительность даже меньше полутора часов, на экране мелькает всего одно лицо, которое вполне может надоесть. Разве можно ожидать чего-то грандиозного от такого набора? И оказалось, что можно, потому что фильм Алексея Красовского, который выступил ещё и в роли сценариста, получился действительно потрясающим.
«Коллектор» – фильм, которые вмещает в себе столько эмоций и переживаний, что даже не верится, что его продолжительность всего 74 минуты. Не меньше радует и очень качественная картинка, завершающая психологически тяжёлую атмосферу.
Кадр со съёмок фильма «Коллектор»
Хочется также обратить особенное внимание зрителя на финальный аккорд картины, который звучит особенно громко и драматично. Конец «Коллектора» сложно назвать ожидаемым. Предположить, что Артур выйдет из своей ситуации именно так, можно, но только на каком-то подсознательном уровне. В итоге финальная сцена является идеальным окончанием для такого глубокого фильма.
В российском прокате с 6 октября 2016
Расписание и покупка билетов на фильм «Коллектор»