в чем смысл фильма игра на понижение
В чем смысл фильма игра на понижение
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о новом фильме режиссера Адама МакКея.
«Игра на понижение» — рассказ о том, как несколько блестящих американских финансистов предугадали глобальный кризис 2008 года и сумели заработать на нем. Возможно, россиян, которые слово «кризис» сегодня не слышат разве что, когда спят, тема несколько оттолкнет — мол, надоело. Но игнорировать эту картину вряд ли правильное решение. Более того — абсолютно неправильное, потому что фильм интересен и поучителен безо всякого занудства. Игра актеров — выше всяких похвал. А драйв, которым охвачены герои, волшебным образом передается зрителю.
По поводу предсказания кризиса: удивительно, но уже после того, как это финансово-экономическое цунами стало стихать, вдруг выяснилось, что его прогнозировали многие эксперты, российские — в том числе. Ну, прямо каждый второй финансист знал, что случится это бедствие и предупреждал всех (наши экономисты-оракулы якобы только что до главной, кремлевской приемной не добрались). А им, увы, никто не верил.
Создатели «Игры на понижение» на роль первой условной бабы Ванги в этом деле назначают эксцентричного финансового гения, управляющего одним из хедж-фондов Майкла Бюрри (Кристиан Бейл). Кстати, с образом известной болгарской предсказательницы финансиста сближают проблемы со зрением: у Бюрри нет одного глаза, вместо него — стеклянный протез. В то время, когда гений не думает о тайнах фондового рынка, он воодушевленно музицирует на ударной установке. А о рынке он, запершись в кабинете, может размышлять по 7–9 часов.
Итак, 2005 год. Расцвет эпохи потребления нулевых годов. Американцы веселятся в ночных клубах, сорят деньгами в ресторанах и барах, гоняют на безумно дорогих автомобилях, отправляются в круизы на собственных яхтах (здесь особую пикантность придают кадры документальной хроники). Большая часть этих благ приобретена в кредит. Люди полностью отдались радостям жизни и забыли об осторожности. Очень показательный эпизод: финансисты приходят в небольшой район с новыми особняками и узнают, что хозяин одного из домов приобрел жилье, оформив ипотеку на. собственного пса.
Однажды Майкл, анализируя тренды банковского сектора США в связке с обстановкой на рынке недвижимости, приходит к выводу: рынок, состояние которого, на первый взгляд, не внушает опасений, в скором времени обрушится. Причиной станет ипотечный кризис, вызванный, в свою очередь, тем, что банки предоставляют гражданам слишком большие кредиты на жилье по очень часто меняющимся (говоря финансовым языком, плавающим) процентным ставкам. Бюрри с лицом, на котором, кажется, каждый мускул кричит «Эврика!», просчитывает: через год-два американцы не смогут выплачивать свои долги. А это значит, что банковские капиталы будут таять буквально на глазах.
Что предпринимает гений? Почти на все средства фонда (а это более миллиарда долларов) он покупает облигации, которые, по условиям сделки, будут оплачены в случае рыночного краха. «Вы ставите на понижение рынка недвижимости?» — изумленно спрашивают его банковские служащие, потирая про себя руки и ликуя: судьба занесла к нам какого-то сумасшедшего! «Совершенно верно», — невозмутимо кивает тот.
Обращу внимание: содержание диалогов, изобилующих финансовыми терминами, будет понятно практически каждому человеку. Дело в том, что (находка авторов) некоторые персонажи периодически отвлекаются от действия и, обращаясь к залу, без снобизма буквально разжевывают значение тех или иных сложных слов, суть процессов. Кроме того, особо запутанные моменты на интересных примерах проясняют знаменитости. Так, эффектная актриса Марго Робби, принимая пенную ванну, структурирует причины кризиса, а популярная певица Селена Гомес в казино, за столом с рулеткой, не без юмора рассказывает о разновидностях ценных бумаг (конечно, если вы совсем не разбирается в экономике, то перед сеансом не поленитесь заглянуть в Википедию — на всякий случай).
Тем временем банковский служащий Джаред Веннетт (Райан Гослинг), глава другого хедж-фонда Марк Баум (Стив Каррелл) с соратниками и еще несколько человек, услышав о высокой вероятности ипотечного кризиса, с энтузиазмом скупают «дефолтные ипотечные свопы». Иными словами, они, как и Бюрри, делают ставку на падение рынка недвижимости. Стоит отметить, что импульс они, пусть и опосредованно, получают от Майкла (до них дошел слух о психе, сомневающемся в незыблемости рынка). Они сопоставляют данные, потом, что называется, включают головы. остальное дело техники.
Ну а после покупки всем остается только ждать, когда наступит день Х, и в этом ожидании — особая интрига. Ведь даже при том, что спустя два года, в 2007-м, все начинает происходить именно так, как прогнозировал Бюрри, выступления банкиров, сотрудников рейтинговых агентств, представителей СМИ долгое время пышут оптимизмом, граничащим с безумием. Все хорошо, звучит с высоких трибун. Как справедливо заметил герой Райана Гослинга, люди, как правило, не хотят видеть чего-то плохого вокруг себя.
Если практически все центральные герои мечутся, терзают себя вопросами «А не совершили ли мы ошибку?», то персонаж Кристиана Бэйла абсолютно уверен в свой правоте и в том, что он сорвет большой куш. Зритель знает, что аналитик прав и сочувствует ему, когда нападки оппонентов Бюрри становятся особенно яростными (партнеры ведь должны поклевать его за потраченный миллиард долларов, который то ли вернется к ним, то ли нет).
Самое страшное: этот урок быстро забылся. И кто-то сегодня, возможно, в эту самую минуту, в погоне за наживой опять создает платформу для новой мировой экономической катастрофы.
Психология успеха: антикризисная четверка — Брэд Питт, Райан Гослинг, Стив Карелл и Кристиан Бейл в «Игре на понижении»
В прокат вышел фильм «Игра на понижение» Адама Маккея — основанная на реальных событиях история о том, как несколько дельцов с Уолл-стрит предсказали обвал рынка, приведший к кризису 2008 года. Главные роли в фильме исполнили Кристиан Бейл, Брэд Питт, Райан Гослинг и Стив Карелл.
что было бы, выступи эти четверо в роли антикризисных менеджеров. Вот что из этого вышло…
Лента эта биографическая и основана на книге Майкла Льюиса «Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы», в которой описываются события ипотечного кризиса 2007-2008 годов. И, кстати, в «оскаровской» гонке у картины целых пять номинаций. В фильме четыре главных героя и у каждого из них свой взгляд на кризис, свой путь к выходу из него. Так же, как и у четырех актеров, сыгравших этих героев. Давайте посмотрим, чей подход самый подходящий. Кто знает, может, кто-то из них подскажет нам, как пережить кризис сегодняшний. Кажется, это особенно актуально в свете стремительного падения цен на нефть.
Брэд Питт, Кристиан Бейл, Райан Гослинг и Стив Карелл
Итак, первую скрипку в блистательном актерском составе, объединившем Брэда Питта, Стива Карелла и Райана Гослинга, играет Кристиан Бейл. Он исполнил роль Майкла Бьюрри — гения-аутсайдера аналитики, который за пару лет до кризиса просчитал обвал рынка и понял, как на нем заработать не выходя из офиса.
«Для того, чтобы пережить кризис, мы, конечно, должны учиться».
«Большие банки должны перестать существовать».
«Я бы хотел, чтобы корпорации, способные обрушить все, исчезли навсегда и больше никогда бы не появились».
Брэду Питту в «Игре на понижение» досталась роль Бена Рикерта — задумчивого седовласого финансиста со смешной шевелюрой. Как и его экранный герой, о кризисе Брэд задумывается много и часто — шутка ли, быть отцом такого большого семейства. Давайте посмотрим, может быть его, подсказки окажутся самыми реальными.
«Я уверен, все это началось еще в 1990-е, во время правления Клинтона, с благого намерения — „каждый человек должен иметь собственный дом и шанс осуществить американскую мечту“. Людям стали выдавать кредиты, которые открыли им двери в новый мир. Но тут пришел Буш и отменил государственный контроль над экономикой. В итоге мы оказались в ситуации, когда банки держали пари против тех, кому сами выдавали кредиты. Это история о человеческой жадности».
«Я простой деревенский парень и с самого детства научен тому, что чтобы получить что-то, нужно что-то потерять».
«Мудрость капитализма в том и состоит: наварить как можно больше, вложив как можно меньше. Здесь действует простой принцип арифметики».
«Этот ваш гребанный маркетинг — всего лишь современный синоним пропаганды».
«Жизнь большинства людей посвящена ежедневному выживанию: тому, как заработать гроши на содержание семьи и вывезти куда-нибудь детей на выходные. У них нет времени на глубокое изучение проблем. И СМИ могли бы помочь им, но те преследуют свои шкурные, капиталистические интересы».
Повествование в фильме ведется от лица банковского служащего Джареда Веннетта, которого сыграл 35-летний канадец Райан Гослинг. О кризисе он рассуждает немного. Говорит, все из-за того, что на него слишком сильно повлияло детство в Диснейленде. Мол, когда вы растете среди пиратов и Микки-Маусов, совершенно иначе воспринимаете происходящее вокруг. Просто как часть чего-то волшебного. Как в сказке.
«Каждый раз, выходя за порог своего дома, я словно в путешествие отправляюсь. А в каждом путешествии бывает кризис. Поэтому мне не страшно».
«У крупных супермаркетов есть занятный маркетинговый трюк — иногда они разрешают самому активному покупателю зайти в торговый зал всего на 10 минут. И все, что он сможет унести за это время, становится его собственностью. Собственно, этим я и занимаюсь по жизни. Бегаю и хватаю любую работу, пока не закончилось время».
«Не думаю, что большинство поняло, что вообще произошло в 2008 году, когда случился тот кризис. И как можно сделать выводы из ситуации, которую ты не понял?»
«Порой кажется, что финансисты и банкиры создали этот мучительный язык, чтобы мы чувствовали себя дураками и не могли спросить, на чем именно они зарабатывают и куда спускают наши деньги».
Но ни одна трагикомедия, а «Игра на понижение» снята именно в этом жанре, не обходится без эдакого шута, высмеивающего все происходящее. Здесь в этой роли блестяще выступил голливудский комик Стив Карелл. Его прототип — звездный инвестиционный менеджер Марк Баум — учит нас высмеивать кризис. И делает это жестко.
«Я был потрясен масштабом надувательства. Я и представить не мог, что банки себе позволяли! Уровень обмана, его размах и дерзость казались нереальными, абсурдными. Нас всех обманывали. С особым цинизмом. Для меня это стало настоящим шоком и откровением».
«Хотелось бы верить, что хотя бы кто-то сделал выводы из ошибок 2008-го. Но, похоже, ничего не изменилось. В этом смысле „Игра на понижение“ — фильм-предупреждение».
«Я плохо представлял себе мир больших денег. Знал примерно столько же, что и все обычные люди».
Детали от Posta-Magazine :
С 21 января во всех кинотеатрах страны
Блог В. Мейлицева
Про кино: «Игра на понижение»
Всё собирался написать, откладывал. Попробую сейчас.
Недели три назад посмотрел фильм «Игра на понижение». Каких-то мелочей по ходу дела не понял, всё-таки финансы, финансовые инструменты – сосем непривычная для меня область. Никогда этому не учился, да и большинства из тех прибамбасов в этой области, которых сейчас наизобретали, ещё и не было в те годы, когда я учился.
Так вот, какие-то мелочи я недопонял, но главное понял отлично. И это главное как минимум не менее страшно, чем то, о чём года два назад рассказал Леонтьев в фильме «Большая американская дырка». Можно даже рассматривать «Игру» на некоторой её продолжительности как некое частное добавление к фильму Леонтьева. А дальше идёт короткое, но крайне важное продолжением – дополнительный смысл.
Реклама «Игры на понижение» построена на том, что этот фильм, мол, рассказывает, что были люди, которые предвидели финансовый крах 2008 года. Что они пытались донести своё знание до серьёзных деятелей финансового рынка, но их не стали слушать. На самом деле в фильме главное не это. Кстати, сделана картина хорошо: слои смысла раскрываются один за другим, причём в нарастающем ритме. Так что вот эта тема – предупреждали, но их не слушали – и кажется, наверное, многим главной в фильме. Потому что сюжетная напряжённость порождается именно ею, и она, начавшись с началом фильма, по времени занимает бОльшую его часть.
Через некоторое время на фоне первой начинается вторая тема: объяснение финансового механизма, который сделал возможным крах. Это было самое трудное в фильме; я уже сказал, что я не все детали уловил, осадил в сознании – а я старался, напряжённо старался всё понимать. Но очень уж всё было быстро. Оно, в общем, понятно: сказать надо было много, потому что эта система финансовых инструментов, взаимоотношений действительно сложна и, важно, далека от сферы деятельности подавляющего большинства людей.
Первая тема – о том, как устроен современный мир финансов. Вот, например, завод, который стоит миллион долларов. Миллион этот, физически заключающийся в реальных сооружениях, реальном оборудовании, реальных складских запасах и т.п., с финансовой точки зрения оформлен как некое количество акций, обращающихся на свободном рынке. Часть этих акций покупает некий фонд, наряду с другими акциями других реальных заводов. А другую часть – другой фонд. Пока всё в порядке: сколько акций, столько и реальных физических активов, в них содержащихся.
Но потом этот фонд сам выпускает акции – а как же, у него тоже есть активы – эти самые акции. А кто-то ещё покупает акции этого фонда и ещё многих других, а потом… и так далее. А там ещё кредиты, страховки и чёрт его знает что ещё, что вам расскажет специалист, а я не расскажу. И получается, что разных бумажек, обозначающих деньги и приносящих доход, во много раз больше, чем реальных физических активов в этом мире.
Таким образом, первая тема показывает нам тот механизм, который гарантирует крах всей финансовой системы в случае неприятностей в какой-то её части. Кроме того, она также показывает, сколько паразитов живёт, и неплохо живёт, питаясь с того завода – то есть с реального, производящего сектора экономики; но это другой разговор.
Вторая тема непосредственно относится к финансовому кризису 2008 года, который, напомню, начался с краха американского ипотечного кредитования. Когда люди, взявшие кредиты на жильё, массово потеряли платёжеспособность. Последняя легко понимаемая интрига фильма (разумеется, я говорю о своём уровне способности понимать) – это когда герои выясняют, что таких вот неплательщиков на самом деле очень много. Рынок жилья потерял платёжеспособность, а банки продолжают выдавать ипотечные кредиты.
Тут, по моей систематике, начинается третья тема. Она звучит в фильме громко – хотя бы потому, что герои говорят соответствующие фразы весьма громко, с надрывом и выпучиванием глаз. Герои тщатся рассказать о своём открытии начальству – оно им не верит, ведь все вокруг, самые китовые акулы рынка, совершенно спокойны. Тогда они предпринимают выяснение: кто-нибудь вообще об этом знает?! Те, кто выдаёт кредиты – знают ли они об этом?! И выясняют: кредиты выдаются вовсе не по незнанию! Банкиры знают, но им на это наплевать. Наращивание объёма выданных кредитов – это по законам бухгалтерии означает наращивание активов: так называемая кредиторская задолженность – когда вам должны – по правилам бухгалтерского учёта записывается в актив. А под выросшие активы можно выпускать новые акции, брать новые кредиты – богатеть. И банкирам наплевать, они богатеют.
Тема четвёртая и последняя. Герои уверены, что вся эта бандитская братия, которая сознательно вела экономику к кризису, будет наказана. А система, порождающая саму возможность таких потрясений, будет изменена. И вот – как это пишется в таких случаях? – прошёл год, или сколько там прошло. В тюрьму сел один деятель, и не из самых главных. Система осталась такой, какой была. Государство взяло триллионы и отдало их всем этим «Леман Бразерсам» и «Мерил Линчам», и всё осталось по-прежнему.
И герои делают своё последнее открытие, вводящее их в состояние трагического отчаяния: они, банкиры, знали, что им ничего не будет! Что с ними всё будет в порядке. Что их спасут за счёт налогоплательщиков.
И вот тут, а точнее, ещё на третьей теме, я испытал чувство… не знаю, как назвать. Люди, вот вам показали, что существующая система, вся структура финансового капитализма XXI века «заточена» на катастрофы, последствия которых будут ликвидироваться за ваш счёт! Почему вы молчите? Блин, целый мир бурлит и грохочет, обсуждая, кто – Трамп или Клинтон, или кто там ещё. Но ведь это же фигня микронная по сравнению с опасностью краха экономики! Ведь сейчас не XIX век, когда 90% населения жили на земле, растили картошку и курей – тогда выжили бы, не особо и пострадав. А в век городской, индустриальной экономики, от которой зависит 95% населения, её крах – это же всеобщий пипец!
Нет, я говорю не о тех миллионах зрителей, которые посмотрели «Игру на понижение». Хотя первая мысль, признаюсь, была именно такая: вот чёрт, такое увидели – и идут себе, дожёвывают поп-корн… Не думаю, что так уж много народу на том сеансе поняли, что им сейчас показали. Современное массовое кино приучает к определённому типу «смотрения», восприятия. Особенно столь популярные сегодня сказки для взрослых типа «Элизиума» или той же «Матрицы» с их примитивной схемой: мир на грани катастрофы; положительный супергерой, прямой и чистый, как доска из корабельной сосны; мудрый советчик героя, существо старое и таинственное; отрицательный супергерой из другой такой же доски. А дальше всё совсем просто: красивые (или ужасающие) панорамы, «хорошие» на грани гибели, вскрытие компьютерных кодов, апокалиптические (или мистические) сражения, перед финалом противоположно заряженные герои вершат заключительную битву с переходом в последнем раунде на мечи и кулаки, добро побеждает и целует взасос самую лучшую из оставшихся в живых женщину фильма.
Не надо думать, даже настраиваться на сопереживание не надо: не бойтесь, настроят, никуда не денетесь. Напрягаться не придётся, будет вам адреналиновая эмоция с гарантированной доставкой внутрь организма. Так что я думаю, что мало кто в зале по-настоящему понял, про что это кино. Авторов не виню: они хотели донести свои реально ценные мысли до широких масс, для чего облекли их некую завлекательную, привычную зрителю форму. (Помните «Необыкновенный концерт» в Театре Образцова? Там конферансье говорит: «Оперетта – это удивительный жанр, в котором сложные глубокие чувства преподносятся в доступной плоской форме». Страсть как люблю эту фразу).
Так вот, я не о зрителях. Но в сегодняшнем мире много, очень много людей с финансовым образованием, с опытом работы в финансовой сфере. И далеко не все они сами имеют профит от такого вот построения системы и таких разрушительных спекуляций. Они-то что? Неужели им не страшно?
…Однако вынужден ответить – нет, не страшно. Потому что этот мой аларм уже был озвучен в мировом масштабе – как раз в момент кризиса, в 2008-м, начале 2009 года. Тогда тоже из всех телевизоров множество высоких бюрократов и крутых аналитиков говорили: дальше так нельзя! Надо менять систему, а то всем крышка!
А в конце 2009-го уже всё затихло. Все эти чиновники и аналитики опять зажили прежней жизнью. Только отдельные ребята, вроде Леонтьева, пытались время от времени достучаться до народа. А что толку? Причём здесь народ? Народ-то – что он может сделать?
В общем, если кому вдруг придётся смотреть «Игру на понижение», вспомните, что я тут написал. Попробуйте обратить внимание на этот аспект фильма. Это не очень трудно, если захотеть: на самом деле, там не так уж много отвлекающих факторов. Говорю же, фильм сделан вполне прилично.
Но одна тема – пятая – там не упомянута. Это уже я вам от себя скажу. Герои неправильно поняли, что спасение гнусных банкиров происходит за деньги американских налогоплательщиков. Кто дал им деньги? Федеральная резервная система – ФРС. Вот, прямо из Яндекса: «…ФРС по состоянию на март 2009 года вложила 7,77 трлн долларов в спасение финансовой системы…».
А ФРС – это учреждение, которое «печатает» доллары; в кавычках потому, что на самом деле там несколько механизмов, и печать наличных – не главный из них. ФРС порождает доллары. Из ничего. То есть стоимость доллара уменьшается, потому что реальные физические активы, производственные мощности в мире остаются теми же, а количество долларов, в которых они оцениваются, увеличивается. А доллар – это сегодня, как вы знаете, всеобщий эквивалент.
А это значит, что гнусных банкиров спасают, обирая весь мир – и нас с вами в том числе.
Во временах я сам ничего нового не написал. Но пост выложил, причём двойной – две статьи, которые должны быть прочитаны вместе в указанном порядке. Смысл в том, что в одной статье тема освещается лихо-ругательно, а во второй – спокойно-квалифицированно. И оказывается, что то, что автору первой кажется идиотизмом, тупостью и т.п., на самом деле вполне обоснованно и разумно.
Очень поучительно. Рекомендую прочитать. Помимо вот этого назидательного посыла, там просто ну очень интересная информация. Обсуждается флотская техника. Вроде бы я в ней чуть-чуть ориентируюсь, но я и понятия не имел о тех вещах, которые там написаны. Разумеется, во второй статье. Но настаиваю, что начинать надо с первой! благо, она не очень велика.
«Игра на понижение»: 7 бизнес-уроков из популярного фильма
Уже неделю в российском прокате идёт «Игра на понижение» — фильм о причинах мирового финансового кризиса 2008 года и тех, кто сумел предсказать катастрофу и заработать на ней. Сюжет основан на бестселлере Майкла Льюиса «Большая игра на понижение». Герои — реальные инвесторы и банкиры с Уолл-стрит — действуют неординарно и получают шанс заработать на приближающемся кризисе. «Секрет» выбрал, чему у них стоит поучиться предпринимателям.
Уже неделю в российском прокате идёт «Игра на понижение» — фильм о причинах мирового финансового кризиса 2008 года и о людях, которые сумели предсказать катастрофу и заработать на ней. Сюжет основан на бестселлере Майкла Льюиса «Большая игра на понижение». Герои — реальные инвесторы и банкиры с Уолл-стрит — действуют неординарно и получают шанс заработать на приближающемся кризисе. «Секрет» выбрал, чему у них стоит поучиться предпринимателям.
Изучайте детали, которые остальные считают неважными
Основатель хедж-фонда Scion Capital Майкл Бэрри предсказал мировой финансовый кризис, когда заперся в кабинете и изучил тысячи страниц документов, в которые до него никому не приходило в голову заглянуть. В начале фильма он заявляет новому сотруднику, что хочет получить информацию обо всех кредитах, которыми обеспечены низкокачественные ипотечные облигации, и тот удивляется заданию — их же миллионы, и никто никогда ими не интересовался. «Вот именно», — отвечает Бэрри и проводит следующие несколько дней, просматривая данные по каждому кредиту.
Кроме него такое внимание договорам по кредитам уделяли только юристы, которые их составляли. И поэтому Бэрри одним из первых увидел приближение мирового финансового кризиса — он выяснил, что число «токсичных» кредитов растёт. Кредиторы выдавали займы людям, которые были не в состоянии вернуть деньги, причём позволяли им платить только проценты. Обвал рынка недвижимости был неминуем.
Хотите оценить рынок, свои перспективы или конкурентов? Не ленитесь и проштудируйте всю доступную информацию, даже если её очень много. И обязательно читайте мелкий шрифт.
Презентуйте сложные вещи эффектно и метафорически
Переполненный бар, пьяные банкиры — в такой обстановке главный трейдер Deutsche Bank Джаред Веннетт (в книге и в жизни — Грег Липманн) слышит о безумце, который ходит по банкам и скупает дефолтные свопы (финансовые инструменты, страхующие от невыплаты по долгам) на низкокачественные ипотечные облигации. Липманн вслед за Майклом Бэрри решает сделать ставку на обвал рынка недвижимости, но для этого ему нужны партнёры из хедж-фонда. Он приходит к основателю Frontpoint Partners Марку Бауму (в книге и в жизни — Стив Айсман). Как убедить инвестора играть против рынка, который называют самым стабильным?
Веннетт достаёт игру «Дженга» — деревянные бруски, их надо выстроить в башню, а затем вынимать по одному. Цифры и факты, которыми сыплет Веннетт, сопровождаются вытаскиванием брусков из башни, символизирующей постройку из ипотечных облигаций класса BBB (кредитный рейтинг со средним уровнем надёжности, в облигации низшего класса инвестировать не рекомендуется). Конец презентации — и «Дженга» рушится. Аллегория яснее некуда — облигации превратятся в проблемные, как только 16% заёмщиков из ипотечного пула не выплатят долги. Вряд ли Веннетту удалось бы достичь такой степени драматизма, просто рисуя схемы на доске.
Режиссёр фильма «Игра на понижение» Адам МакКей берёт пример со своего героя. Суть проблем с CDO (обеспеченные долговые облигации) он показывает на игре в казино, в которой участвуют актриса Селена Гомес и экономист Ричард Талер. Гомес делает ставку, а люди, столпившиеся около стола, начинают ставить на её выигрыш или проигрыш. Другие зрители спорят уже о ставках этих людей, а на их спор ставят остальные. В итоге изначальная ставка в миллион долларов может превратиться в ничем не обеспеченные миллиарды. Вряд ли вы сможете привлечь Селену Гомес для своих презентаций партнёрам или инвесторам, но если будете действовать по аналогии, то выделитесь среди конкурентов.
Проверяйте гипотезы на практике
Эффектное выступление Веннетта сподвигло Марка Баума проверить его теорию. Он не стал обращаться к экспертам и крупным игрокам рынка, а отправился к тем, на ком этот рынок держится. Проехавшись с риелтором по одному из престижных районов, Баум слышит, что почти все дома здесь взяты в ипотеку и владельцы скоро будут перепродавать их, так как не могут выполнить долговые обязательства. Поговорив с теми, кто выдаёт займы, Баум узнаёт, что они не сильно заботятся о платёжеспособности клиентов и выдают кредиты пачками, чтобы потом перепродать их банкам. Наконец, навестив стрип-бар и уединившись с проституткой, Баум понимает, что рынок недвижимости обречён.
«У меня пять домов», — заявляет Баум девушка, исполняя эротический танец. Она не в курсе, что её льготная ставка скоро исчезнет и за все дома придётся платить. Впрочем, заплатить она не сможет. Никто из экспертов, называющих ипотечный рынок стабильным, не оказывался в этой кабинке и не говорил с реальным заёмщиками, кредиты которых входят в облигации со средним уровнем надёжности. Спуститься на землю и пообщаться с обычными потребителями может быть очень полезно. Особенно если до вас это никому не приходило в голову.
Чётко понимайте выгоду своих партнёров
«Как ты *** (проведёшь) нас?» — звонит один из сотрудников Баума Джареду Веннетту перед тем, как заключить с ним сделку. Тот отходит от тренажёра, смеётся и рассказывает, как заработает кучу денег и его партнёры в любом случае останутся в выигрыше. Как бы он ни повёл себя, у них всё равно останутся дефолтные свопы, а облигации рано или поздно окажутся мусором. Только после этого разговора Frontpoint Partners вступает в игру.
Этот эпизод занимает несколько минут, но урок очень важен — никогда не оценивайте сделки только по своей выгоде. Важно понимать, что получит ваш партнёр и как он может вас подставить, чтобы получить больше вас. Да, в бизнесе всё построено на взаимовыгодном сотрудничестве, но это не тот случай, когда стоит бросаться открывать подарок, только увидев его под ёлкой. Чем привлекательнее сделка — тем строже её нужно проверять.
Фотография: Jaap Buitendijk/Paramount Pictures
Не верьте в объективность
На каждом рынке есть независимые эксперты… на самом деле нет. Все всегда играют в своих интересах — в этом команда Марка Баума убеждается, когда приходит в рейтинговое агентство Standard & Poor’s. Кризис, которого ждали все поставившие на понижение, уже близко. Становится известно о невыплаченных кредитах, но рейтинги облигаций по-прежнему остаются высокими. Баум недоумевает — как так, ведь всё рушится, нужно присваивать этим бумагам высокую степень риска и прекращать ими оперировать. Топ-менеджер рейтингового агентства, женщина в перфорационных очках, в ответ на его претензии тихим голосом говорит, что если Standard & Poor’s оценит облигации ниже, то банки просто отнесут свои деньги через дорогу — в агентство Moody’s. И добавляет: «Только я вам этого не говорила». Помните, что любой бизнес — это прежде всего получение прибыли. Поэтому все данные от экспертов и игроков рынка стоит проверять самим (а это возвращает вас к первому уроку).
Не переоценивайте конкурентов
«Какие же они тупые», — повторяют герои фильма, оказавшись в Лас-Вегасе на ежегодной конференции по низкокачественным бумагам. Они поехали туда, чтобы пообщаться с участниками рынка ипотечных облигаций, но в разговорах обнаружили, что никто не подозревает о грядущем кризисе. Команда Марка Баума, а также молодые инвесторы Чарли Ледли и Джейми Май хотели понять, против кого они будут играть и как противники смогут их наколоть, но поняли, что соперники даже не думают о соревновании. Так что не тратьте слишком много времени на противодействие конкурентам — вполне возможно, они не стоят того.
Абсолютной уверенности не бывает
Даже те, кто поставил на кризис, не могли быть абсолютно уверены в правильности своего предсказания. «Игра на понижение» кадр за кадром подчёркивает — никто не знал, когда произойдёт катастрофа. И поэтому в рискованные инвестиции надо вкладывать только те деньги, которые не понадобятся вам в ближайшее время. Даже если вы абсолютно уверены в выигрыше.
Фотография на обложке: Jaap Buitendijk / Paramount Pictures