в чем смысл фильма фонтан
Фонтан: Поиск ответов, как принятие себя…
Фильм довольно тяжелый, особенно для тех, кто пережил подобное в реальной жизни, или тех, кто может погрузиться в эмоции с головой. Тяжелый для восприятия, но не для понимания. Понимать в нем нечего, все дано открытым текстом — принятие болезни и смерти близкого человека.
Актеры сыграли потрясающе: Хью Джекман (бессменный Росомаха из «Люди Х») и Рэйчел Вайс («Лобстер») как всегда на высоте. Книжная история добавила интриги, а медитативные сцены с абстракцией сделали глубину эмоций. Однако это совсем не тот фильм, который лично мне хотелось бы пересматривать много раз.
Все ради жизни
Во времена завоевания конкистадорами Американского континента мужчина в латах и шлеме с небольшой армией атакуют туземцев, охраняющий древнее святилище. Увы, битва почти проиграна, спасается лишь наш герой. Он попадает в то самое святилище, но там его убивает жрец. Мужчина приходит в себя и оказывается, это только медитация или же сон.
Том занят работой, его отвлекла жена, которая приглашает погулять. Но наш герой не может оторваться, ведь на самом деле Томми — ученый, он ищет лекарство от рака. Как раз сейчас его срочно требуют в лабораторию на операцию. Он должен удалить у обезьяны опухоль в голове, но шансов нет.
И тут Томми приходит мысль о том, что можно синтезировать новое лекарство. Вместе с помощниками они немедленно воплощают эту идею в жизнь. Чуть позже оказывается, что старается доктор Том Крео не из праздного любопытства, а ради своей жены, которая, по всей видимости, умирает.
Недописанная книга
У Иззи действительно прогрессирует опухоль головного мозга. Она не чувствует холода и тепла, но зато чувствует что-то другое. Изабеллу очень пугают все эти симптомы, что естественно, она ведь умирает, а это страшно. Еще она пишет книгу о майя, о Шибальба, о звездах, которые умирают, о местах, где возрождаются умершие души. Ее книга называется «Фонтан», но она пока не дописана и Иззи дает ее почитать своему мужу, чтобы тот составил свое мнение.
Кто не хочет жить вечно?
Год назад монах-францисканец побывал в Южной Америке и там нашел старинный кинжал. Если правильно его использовать, можно найти место, где растет дерево Жизни. Тот, кто выпьет его сок станет бессмертным. Неужели инквизитор не хочет жить вечно? Да он же фанатик, он уверен, что жизнь на Земле это страдания и лишь после смерти душу ждут Райские кущи.
А вот королева пошла против этого утверждения, она хочет стать бессмертной уже сейчас. Томас считает это сказками и уверен, что Испанию это не спасет. Но королева приводит доводы из самой Библии. В ней сказано, что было два дерева — дерево Познания и дерево Вечной жизни. Адам и Ева воспользовались плодами первого, потому Господь спрятал второе. Кстати, королева называет инквизитора Дьяволом.
Лекарство найдено, но поздно…
Внезапно раздается звонок, и Томми вызывают в лабораторию. Обезьяна Донаван пришла себя, стала очень активной и словно помолодела. Послеоперационный шов затягивается на глазах, правда, опухоль никуда не исчезла. Естественно, сам Томми собирается сделать то же самое со своей женой.
Вот только его помощники и начальство такой поступок не одобряют. Все считают, что нельзя найти лекарство за одну ночь. Нужны еще исследования, но у Иззи просто нет времени. Увы, она умирает как раз в тот день, когда становится известно, что опухоль у обезьяны начинает уменьшатся.
Что нужно Иззи?
Иззи умирает, и она смирилась с этим. Но она боится идти в неизвестность, потому и изучает все доступные ей источники, чтобы иметь хоть какую-то информацию о месте, коду ей скоро предстоит уйти. Небольшое, но все-таки утешение. Томми не может смириться с будущей потерей, потому упорно продолжает искать хоть какое-то лекарство. Но Иззи это не нужно. Она понимает, что чудес не бывает.
Душевная боль всегда сильнее
Неудивительно, что в момент большого горя Томми пытается сделать татуировку на пальце. Такое кольцо не нужно снимать и оно никогда не потеряется. Думаю, проколы пером делать очень больно, но в тот момент герой не ощущал физической боли, настолько была сильна боль душевная. Кроме того именно физическая боль чаще всего помогает избавиться от душевных страданий.
В чем смысл фильма?
Чем же закончился фильм «Фонтан» и в чем его смысл? Думаю, смысл в том, что нужно быть с близкими, пока это возможно. Поддерживать их что называется и в радости и в печали. А еще не стоит отрицать то, что является естественным процессом и, конечно же, нужно обязательно исполнять желания умерших.
В символичном виде в этих непонятных медитациях и абстрактных сценах нам показали все переживания героя, все его душевные терзания. В итоге он сумел справиться с горем. Конечно же, он дописал книгу Иззи, в ней конкистадор нашел дерево жизни, но не получил бессмертие, а дал жизнь новой жизни.
То ли во снах, то ли в медитациях к нему пришла жена (а может он просто вспомнил) и напомнила о своей последней воле. Даже дала семена дерева. Именно это семечко он и посадил на ее могиле, как она того и хотела. Это было настоящее прощание, он перестал тосковать и отпустил Иззи, а сам продолжил жить, возможно, даже нашел лекарство от рака.
Выводы
Ну что ж, подведем итог. Фильм неплохой, но лично для меня одноразовый. Это не то кино, которое хочется смотреть вновь и вновь, и не потому, что он тяжелый для восприятия. Какой смысл раз за разом чувствовать чужую боль? Эдак и собственную жизнь можно превратить в страдание.
Философские идеи о вечной жизни, перерождении и прочем лично меня в этот раз совершенно не впечатлили. В этом плане меня не нужно подстегивать, я и так постоянно раздумываю над этими вопросами и ищу свои ответы. Так что откровением фильм лично для меня не стал, никакой полезной информации от него не получила. В остальном все нормально.
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
«Фонтан» (2006). Психологический анализ. Смысл фильма
Фильм Даррена Аронофски «Фонтан» тоже относится к категории фильмов, которые предлагают зрителю определенный миф, в символической форме дающий объяснение устройства мира как целого и места в нем человека.
Главный герой фильма проходит путь от отрицания смерти и желания ее избежать — к ее принятию.
Фабула
Давайте раскроем фабулу фильма и снабдим ее необходимыми комментариями. Некоторые детали сюжета я почерпнул из комикса, сделанного по первоначальному сценарию Даррена Аронофски.
Иззи пишет книгу, в которой в аллегорической форме излагает происходящее с ней и с мужем. В книге она изображает себя как королеву Испании Изабеллу, растущую раковую опухоль – как Инквизитора, отнимающего у королевы ее земли, а мужа – как конкистадора, находящегося у нее на службе.
Рассказ священника о древе жизни соответствует рассказу Иззи о Шибальбе.
Королева, перед тем, как отпустить Томаса, берет с него обещание умереть за Испанию, а сама, в свою очередь, обещает ему стать его Евой, после того как он найдет источник вечной жизни. В качестве залога она дает ему кольцо.
Здесь я хочу обратить ваше внимание на особенности взаимоотношений Иззи и Тома. В книге, т.е. в фантазии Иззи, она предстаёт Королевой, а ее муж находится у нее в услужении. Образ королевы, с психологической точки зрения, является выражением архетипа Матери. А как королева Испании Изабелла олицетворяет родину-мать. Следовательно, мы можем предположить, что у Тома и Иззи как супругов преобладают отношения по типу мать-сын.
Давайте, я объясню, что это значит. Психика любого взрослого мужчины содержит в себе архетипы отца, брата, мужа и сына, а психика женщины – парные архетипы матери, сестры, жены и дочери. Эти архетипы порождают соответствующие субличности, модели поведения и в мужчине, и женщине. Таким образом, мужчина может относиться к женщине как отец к дочери, как брат к сестре, как муж к жене и как сын к матери. Независимо от того, находится ли он на самом деле в родственных с ней отношениях. То же самое можно сказать и о женщине. С каждым конкретным человеком один из этих типов отношения будет преобладающим. Если, как мы сказали, у мужчина относится к жене как к матери, это не значит, что она похожа на его родную мать, это значит, что он в ее присутствии чувствует себя ребенком.
Том-ученый вместо того, чтобы проводить вместе с женой ее последние дни, всё свое время проводит в лаборатории, где и теряет кольцо. Этот эпизод даёт нам понять, что он потерял связь с Иззи, так как пошел неверным путем.
После смерти жены Том находит средство для продления жизни и излечения от болезней. Эти чудесные свойства обнаружило некое дерево из Центральной Америки.
Том сажает семя этого дерева на могиле жены. Дерево, выросшее из этого семени, становится для Тома перевоплощением Иззи, в соответствии с историей, которую она ему когда-то рассказала.
Том питается от этого дерева, благодаря чему его жизнь продлевается. Но дерево со временем само может умереть, поэтому Том отправляется к Шибальбе в расчете на то, что энергия взрыва звезды возродит дерево и они смогут жить дальше.
Итак, Том-монах, летит вместе с деревом в сфере к Шибальбе. Эта сюжетная линия соответствует пути Тома-конкистадора к Древу жизни.
Наша гипотеза о том, что Иззи является символической матерью Тома здесь находит свое очередное подтверждение. Иззи-дерево является для Тома источником жизни, от которого он питается. А источник жизни – это материнский аспект женского начала. Следовательно, психологически, Том зависим от Иззи как ребенок от матери, а значит, перед нами ситуация, когда мужчина не преодолел свою инфантильность, не оторвался от матери и его возлюбленная для него выступает в первую очередь как мать.
Иззи является Тому в видениях и требует закончить книгу. Но Том упорно отказывается это делать и продолжает идти собственным путем, т.е. хочет воскресить дерево от звезды.
Том зависим от Иззи, но он же пытается от нее оторваться. А Иззи склоняет его к смерти, чтобы поглотить его и таким образом соединиться с ним.
Дерево умирает раньше, чем Том успевает долететь до Шибальбы. Это параллель эпизоду, когда Иззи умирает до того, как Том нашел лекарство.
Том понимает, что он не сможет больше убегать от смерти и соглашается принять ее (т.к. средства для поддержания жизни у него уже нет). Он вылетает из сферы навстречу Шибальбе и все дальнейшие события составляют содержание последней, 12-й главы книги Иззи.
Жрец, охранявший путь к Древу, видит вместо конкистадора будущее – он видит Первого отца, который пожертвовал собой ради рождения мира.
Конкистадор направляется к Древу (Этому эпизоду соответствует вылет Тома-монаха к Шибальбе) и погибает, став его частью. Кольцо, которое Том потерял 500 лет назад, вновь возвращается к нему – знак того, что он вновь обрел связь с Иззи и находится на правильном пути.
Звезда взрывается и Том погибает, растворяясь в потоке энергии, которая вновь оживляет дерево. То есть, в гибели Тома-конкистадора и Тома-монаха наблюдается однозначное соответствие: и тот, и другой стали частью Древа жизни.
Ожившее дерево становится новым Древом жизни для вновь созданного мира. Том стал Первым отцом, «Адамом», принесшим себя в жертву ради создания мира, а Иззи – его «Евой».
Можно ли сказать, что Том и Иззи достигли вечной жизни? Навряд ли. Они будут жить вечно, но не как индивидуумы, а как поглотившая их природа, вечно умирая и вечно возрождаясь в новой форме. В «Фонтане» вечная жизнь приравнивается к вечной смерти.
Концовку фильма невозможно объяснить, не привлекая учение о реинкарнации. Только с этой точки зрения становится понятным изменение прошлых событий, когда Иззи зовет Тома погулять, и он, как будто вспомнив что-то (очевидно, из прошлой жизни), неожиданно соглашается, и таким образом, в этом своем воплощении поступает «правильно» — т.е. бросает исследования и остаётся с женой.
Выводы
В основе нашей культуры лежит миф о подвиге героя.
Мы уже привыкли, что в любой истории герой должен сразиться с драконом (в том или ином его обличии) и добыть сокровище (либо освободить пленницу). Времена меняются, но суть истории о герое остаётся той же: герой должен выйти из зоны комфорта, преодолеть трудности и стать другим, приобрести новый опыт.
Фильм Фонтан в этом отношении не оправдывает наших ожиданий.
Добывает ли герой сокровище? Том достигает его: находит Древо жизни, Шибальбу. Но сокровище поглощает его!
Спасает ли герой пленницу? Он и рад бы ее спасти, да только она сама этого не хочет! Пленница добровольно отдаётся дракону, и, мало того, она и героя побуждает сделать то же самое! Герой мужественно сопротивляется в течение 500 лет, пока летит в космосе, но потом всё-таки сдаётся.
Что же не так в этой истории? То, что герой погибает ради жизни дракона.
Мифический дракон-уроборос, олицетворяющий бессмысленную стихию жизни, ее бесконечное самопорождение и самопожирание, является Томасу то под видом сокровища, то под видом пленницы, которую нужно освободить, и в итоге поглощает его.
Уроборосу присущи как мужские, так и женские черты одновременно, поскольку он сам себя порождает и сам себя умерщвляет. Стало быть, уроборос является объединением архетипов Великой матери и Ужасного отца.
Ужасный отец в фильме представлен в виде Инквизитора. Образ отца обычно символизирует определенные коллективные ценности. Стало быть, Том, спасая жену, должен пойти против изживших себя принципов.
Но в «Фонтане» на переднем плане стоит борьба героя с поглощающей его Великой матерью.
Великая мать является Тому в виде самой Иззи, а точнее – в виде королевы Изабеллы. Она постоянно зовет Тома соединиться с ней, раствориться в беспредельной стихии женского начала.
Женское по отношению к мужскому выступает как инстинктивное и бессознательное по отношению к духовному и сознательному. Сопротивление Тома, его «неверие» в тот миф, который предлагает ему Иззи, это сопротивление сознания тому, чтобы быть поглощенным бессознательным. Это стремление к индивидуации, обособлению, к отрыву от Великой матери.
Особенности мифологии
Обратите внимание на деталь, которая теперь приобретает важнейшее значение. В мифологии Майя вселенная делится на три части – небо, землю и подземное царство, которое называется Шибальба и переводится как «место страха». В мифе Фонтана Шибальба перенесена на небо и герой якобы совершает духовное восхождение.
Но если мы вернем всё на свои места, то найдем скрытый смысл этой истории. Герой вовсе не возносится на небо, а совершает сошествие в мир умерших, где должен сразиться с драконом и освободить пленницу. Этот мотив повторяется во многих мифах.
Сразу становятся очевидными параллели истории Фонтана и мифа об Орфее и Эвридике, в котором Великая мать представлена в образе Персефоны. Разница лишь в том, что Орфею удалось выбраться из царства мёртвых хотя и не удалось спасти жену, а Томас Крео так и остался в нём.
Образец более удачливого героя мы находим в мифе о Персее, которому удалось победить Великую Мать в образе Медузы Горгоны и освободить Андромеду.
Миф о герое
Миф о герое в символической форме содержит этапы развития сознания.
Он показывает, как сознание, «Я», эго, отделяется от сферы бессознательных инстинктов, которая соответствует архетипу Великой матери. Великая мать – это стихия бессознательной природной жизни, которая с одной стороны, порождает сознание, а с другой, пытается его поглотить.
Борьба героя с драконом – это борьба за отделение от Великой матери, борьба духовного с природным, борьба личности за свою самостоятельность. Эта борьба происходит как на уровне всего человечества, так и в личном развитии каждого индивидуума, когда ребенок психологически отделяется от своих родителей.
Не каждой культуре и не каждому индивиду это удаётся сделать. Фонтан – фильм о таком несостоявшемся подвиге, о побежденном герое и неспасенной пленнице.
Смысл фильма Фонтан
«Фонтан» Даррена Аронофски идёт всего 96 минут, но большинству зрителей после просмотра кажется, что они посмотрели двух- или трёхчасовой фильм — настолько насыщенной действием и смыслом получилась киноплёнка. Всё смешалось в этой мрачно-возвышенной ленте — буддийская философия и мифы индейцев майя, пытливость западного ума и религиозное мракобесие, а в центре оказалась история любви — не то трагической, не то счастливой… Редкий зритель относится к этому фильму нейтрально — чаще всего «Фонтан» вызывает либо безумный восторг, либо резкое неприятие — впрочем, последнее обычно возникает из-за недопонятого смысла. В чём же смысл фильма «Фонтан»? На этот вопрос сложновато ответить не только в двух словах, но и в тысяче с лишним слов — но всё же я постараюсь.
В чём суть фильма «Фонтан» в двух словах
Позиция Тома Крео наиболее полно проявляется на похоронах его жены Иззи: «Смерть — это болезнь», — заявляет он. Том мечтает найти средство от смерти, добиться вечной жизни, которую он хочет подарить своей жене, но не успевает — опухоль прогрессирует слишком быстро. В борьбе за жизнь Иззи Том упускает важное открытие, которое сделали врачи в лаборатории под его руководством — чудесные свойства дерева из Южной Америки. Сама Иззи, напротив, спокойно относится к смерти и без страха говорит о ней, она хочет передать это отношение и Тому, но у того её бесстрастные слова о скорой кончине вызывают только бессильную ярость и отчаяние.
Иззи пытается передать Тому своё понимание цикла жизни и смерти
«Фонтан» показывает, что истинное бессмертие возможно, но оно не может быть индивидуальным. Исследователь Том Крео пытается спасти любимую жену — и терпит крах. Том-конкистадор хочет исцелиться от раны, нанесённой индейцем — и погибает. Настоящее же бессмертие возможно благодаря, во-первых, посвящению себя некой высшей цели (для Тома Крео это разработка лекарства, полученного из южноамериканского дерева, для Иззи — книга «Фонтан», для просветлённого Тома — перерождение всего человечества), а во-вторых, как это ни парадоксально — смерти. Умирая, мы превращаемся в строительный материал для новых организмов — это и поддерживает бесконечную жизнь на нашей планете.
Иззи просит Тома закончить «Фонтан», потому что знает, что это приведёт его к разгадке тайны бессмертия
Временные планы в фильме
Действие в фильме разворачивается в трёх временных планах — или же в трёх разных вселенных. Можно трактовать соотношение сюжетных линий по-разному — я остановлюсь на двух вариантах объяснения, которые наиболее близки к моей собственной точке зрения. Если у вас есть собственный вариант, то вы можете придерживаться его — единственно верной трактовки не существует (ну а если и существует, то только в голове гениального Аронофски, куда нам с вами не пробраться).
Первый вариант таков: история с Испанией происходит в историческом прошлом, и именно она запускает всю цепочку дальнейших событий. Королева Изабелла поручает конкистадору Томасу открыть источник вечной жизни и обещает ему вечную любовь. Томас находит Древо Жизни, но оказывается недостоин жить вечно — однако после гибели он перерождается вновь и вновь, пока не понимает наконец секрет истинного бессмертия (что произошло с королевой, остаётся только догадываться, но надо полагать, что она вскоре последовала за конкистадором). История любви Тома и Иззи в настоящем — это продолжение истории уже после того, как возлюбленные переродились в очередной раз. Книга Иззи, таким образом, описывает их прошлую жизнь. На могиле Иззи Том зарывает семена, и Иззи становится Древом Жизни. Наконец, будущее — это история просветлённого Тома и Древа Жизни. В будущем Тому удаётся смириться с мыслью о смерти и закончить книгу Иззи, после чего Том попадает в Шибальбу и погибает, а Древо зацветает вновь и даёт начало всему живому, как и предрекали индейцы майя.
Конкистадор погибает, не получив желанного бессмертия, потому что он его недостоин
Значимые образы и детали в фильме «Фонтан»
Значение имени главного героя
По мере приближения к Шибальбе экран заливает яркий свет
Цикличность и кольца
Круг, кольцо — один из ключевых символов в восточной философии, практически всеобъемлющий. Круг означает принципиальное отсутствие начала и конца, прошлого и будущего. Круг — это метафора взаимосвязи всего живого, всего, что существует во Вселенной. В фильме круги и кольца появляются постоянно — давайте найдём все проявления этой метафоры в «Фонтане»:
Движение от тьмы к свету
Если рассматривать вселенную фильма хронологически, то можно заметить, что прошлое (история Конкистадора) окрашено в тёмные, мрачные тона, в нём почти нет солнечного света; настоящее (история Тома и Иззи) намного светлее, но всё-таки цвета в нём приглушены, в лаборатории мало света; и, наконец, будущее (Том и Древо Жизни) залито светом.
Финальная точка — погружение Тома в Шибальбу — просто поражает своей яркостью. Аронофски пытался изобразить гибель звезды — возможно, сейчас использованные спецэффекты кажутся не слишком убедительными, но цвета и света он не пожалел, и огненно-золотая Шибальба до сих пор захватывает воображение зрителей.
О чем фильм «Фонтан»?
Суть фильма «Фонтан»
Художественную киноленту «Фонтан» (англ. «The Fountain», оригинальное значение – «Источник») снял американский режиссер и сценарист Даррен Аронофски.
Авторы фильма-притчи пытались раскрыть тему, которая была актуальной во все времена – это тема смерти и отношения к ней человека.
Согласно утверждениям Аронофски, существует две модели отношения человека к жизни и смерти – западная и восточная.
В первом случае речь идет об индивидуалистической модели, когда вопрос существования вечной жизни не касается одной конкретной личности.
Во втором случае жизнь и бессмертие рассматриваются в более широких масштабах. Жизнь представляется непрекращающимся источником, который со временем перетекает из одного живого существа в другое.
К сожалению, в схватке с болезнью Иззи проигрывает, рак оказывается намного коварнее и быстрее. Являясь врачом-онкологом, Том руководит лабораторией, врачи которой неожиданно сделали важное открытие, связанное с чудодейственными свойствами южноамериканского дерева. Но будучи погруженным в собственные проблемы, Крео не обращает внимания на это событие.
Отношение Иззи к неминуемой смерти в корне отличается от мнения Тома. Женщина не испытывает ни страха, ни волнения. Ей хочется, чтобы и муж принял ее позицию. Но спокойные рассуждения жены о скорой кончине только еще больше загоняют Тома в угол от бессилия и злости.
Зная о своей болезни и понимая, что вскоре ей придется расстаться с любимым мужем навсегда, Иззи решает написать книгу. Когда Том принимается за чтение рукописи, его отношение к жизни и смерти начинает меняться.
Свою книгу женщина назвала «Фонтан». В ней она с помощью метафор описала метания супруга в поисках бессмертия. Благодаря этой рукописи, Том понимает, что жизнь не ограничивается в пределах существования одного живого организма.
Невероятно, но человеку, стремящемуся к бессмертию, следует меньше заботиться о собственной жизни, ее нужно отпустить. Такой вывод неприемлем для западной теории. Для восточной парадигмы в этом утверждении нет никакого диссонанса.
Бессмертия не существует без продолжения жизни, грубо говоря, одни организмы умирают, но благодаря процессу разложения, они дают возможность жить другим организмам.
Целью фильма «Фонтан» было показать людям истинную картину бессмертия. Хоть оно и реально, но не может касаться только одного живого существа.
Когда исследователь Крео борется за жизнь жены, он проигрывает. Том-конкистадор, получив рану от рук индейца, хочет вылечиться, но умирает. Так бессмертия не достичь. Чтобы обрести бессмертие, прежде всего, необходимо посвятить собственную жизнь высшей цели.
Лекарство от рака – цель Тома, книга «Фонтан» — миссия Иззи, перерождение человечества – предназначение просветленного Тома.
Бессмертие возможно только после смерти – это вторая истина. После смерти человека его тело становится материалом для жизни новых организмов. Только благодаря этому существует бесконечная жизнь на Земле.
Две трактовки фильма
К анализу соотношения сюжетных линий можно относиться по-разному, тем более, что события разворачиваются в 3-х временных слоях или 3-х вселенных.
Существует два варианта трактовки фильма-притчи.
Согласно первому варианту сначала показано историческое прошлое Испании. Как раз эта история и является стартом для развития основного сюжета.
Главные персонажи – королева Изабелла и конкистадор Томас. Обещая вечную любовь, женщина просит храброго завоевателя найти средство, дарующее бессмертие.
Мужчине удалось найти Древо Жизни, но сам он погибает, так как не получил право на вечную жизнь. Перерождаясь вновь и вновь, он наконец-то осознает, в чем кроется тайна настоящего бессмертия. Судьба королевы Изабеллы дальше не раскрывается, но скорее всего, она последовала за Томасом.
Жизнь и любовь Тома и Иззи – история их несколько раз перерожденных «предков». Именно такое описание прошлой жизни дает Иззи в своей рукописи. После смерти жены, Том сажает на ее могиле несколько семян. В результате женщина перерождается в Древо Жизни.
История из будущего – это жизнь просветленного Тома и Древа Жизни. Мужчина наконец-то понимает, в чем заключается смысл жизни и бессмертия.
Ему удается дописать книгу, начатую любимой женой. Дальше он попадает в Шибальбу. Новое цветение Древа – результат гибели Тома. Расцветшее Древо Жизни – начало всего живого. Такое развитие событий предрекали древние майя.
Согласно второй трактовке, действие фильма происходит в трех параллельных реальностях. Несмотря на то, что каждой реальности свойственно свое течение времени и собственные законы, происходящие в них события зависят друг от друга.
Первая реальность – привычная для зрителя, там, где он сейчас находится. В этой действительной вселенной живет Том и Иззи. Главенствует над всем наука. Том работает врачом-онкологом. Он – пример человека, которому присущ западный образ мысли.
Вторая реальность – художественный вымысел, созданный Иззи. В книге «Фонтан» женщина описывает мир, где всем управляет религия.
Инквизитор и Изабелла руководствуются религиозными догмами, но каждый из них объясняет эти догмы по-своему. Выдуманная вселенная необходима Иззи для того, чтобы Том понял ее отношение к жизни и смерти.
Третья реальность не имеет времени и границ. Главенствует в ней восточная мудрость. Ее нельзя отнести ни к духовному, ни к материальному. Эта вселенная показывает процесс внутреннего роста Тома, когда он наконец-то примиряется со смертью и получает взамен бессмертие.
Значение имени главного героя
Особого внимания заслуживает рассмотрение значения имени главного персонажа. Оказывается, Том — это то же самое, что Фома. Апостол Фома в английском варианте звучит как Thomas.
Как известно, этот апостол не поверил в воскресение Христа. Чтобы доказать обратное, Иисус представил ему доказательство – раны, полученные от гвоздей. Кода говорят «Фома неверующий», имеют ввиду именно этот сюжет из Библии.
Стоит также обратить внимание на фамилию героя – Крео. Если это слово перевести с испанского языка, оно означает «я верю». Выходит, что в имени и фамилии главного героя полностью вместился сюжет и смысл фильма. Том проходит долгий путь от неверия к вере.
К концу повествования он принимает концепт смерти и обретает веру в бессмертие, но уже не на обычном бытовом уровне, а в ином, буддистском смысле.
Цикличность
Главным символом восточной философии считается круг или кольцо. Символ круга объясняет отсутствие начала и конца, то есть прошлого и будущего. Так с помощью метафоры объясняется связь всего живого, существующего в нашей Вселенной.
На протяжении фильма эти символы встречаются несколько раз:
От тьмы к свету
Пытаясь донести до зрителя истинный смысл картины, авторы использовали разные доступные способы. Если обратить внимание на световое решение, то отчетливо видно разделение картины на отправленные цветовые части.
Когда описывается история Конкистадора, в общей картине преобладают темные, зловещие оттенки, а еще пугает отсутствие солнечного света.
В демонстрации событий из настоящего уже подобраны более светлые тона, но света пока еще не хватает. Сцена из будущего, где показаны Том и Древо жизни, поражает яркими, солнечными тонами.
Самую яркую точку режиссер решил поставить в финале картины, когда Том погружается в Шибальбу. Спецэффекты, использованные Аронофски, современному зрителю могут показаться не совсем впечатляющими, но использованного света и яркости достаточно для того, чтобы передать значимость момента. Даже на современного зрителя огненно-золотая Шибальба производит неизгладимое впечатление.
Посмотрите видео: Психологический анализ фильма «Фонтан»: