в чем смысл фильма фокус
«Фокус»: обман на обмане
Когда на просмотре «Фокуса» вам покажется, что фильм окончательно превратился в слезливую мелодраму, не верьте. И когда покажется, что герои ведут себя глупо, тоже не верьте. Тут нельзя доверять вообще ничему. Это не просто фильм про ловких мошенников — это фильм-мошенник, обманывающий каждое ваше ожидание. В этом прелесть «Фокуса», и за это ему стоит простить многочисленные недостатки.
Жанр: авантюрная романтическая комедия
Режиссеры: Гленн Фикарра, Джон Рекуа
Сценаристы: Гленн Фикарра, Джон Рекуа
В ролях: Уилл Смит, Марго Робби, Адриан Мартинес, Родриго Санторо
Премьера в России: 26 февраля 2015 года
Возрастной рейтинг: 18+
Похожие фильмы: «Одиннадцать друзей Оушена» (2001), «Блеф» (1976), «Отпетые мошенники» (1988)
Джокер Смит
Иногда кажется, что есть два Уилла Смита. Один снимается в фантастических боевиках средней руки, где с суровым выражением лица побеждает зло. Другой же — полный самоиронии комик, играющий веселых разгильдяев и балагуров в комедиях типа «Люди в черном» и «Дикий, дикий запад».
В «Фокусе» нам показали именно второй вариант.
Герой Смита — Никки Сперджен — обаятельный аферист, который, ослепительно улыбаясь, выуживает деньги у наивных богачей. Вдобавок он еще и вор-карманник с проворными пальцами. В реальности эти две криминальных «профессии» редко пересекаются, но в универсального жулика Никки поверить легко. Талант щипача, почти бесполезный для сюжета, придает герою дополнительный шарм и подчеркивает его ловкость.
История начинается с того, что Никки берется обучать своему ремеслу юную аферистку Джесс. Она становится его напарницей, потом любовницей, а со временем и соперницей. Джесс играет Марго Робби, и по всему видно, что Warner Bros. не прогадали, взяв эту актрису на роль Харли Куинн. Роль в «Фокусе» для Марго — своего рода репетиция перед «Отрядом самоубийц». Красавица-авантюристка, гибкая, насмешливая и влюбленная в более опытного преступника, — Джесс, в сущности, и есть Харли, только без клоунского трико и манеры мерзко хихикать.
Роману между Никки и Джесс посвящена значительная часть фильма. Герои то сходятся, то расходятся, то обманывают один другого, то снова забываются в объятьях друг друга. Томных взглядов, задушевных разговоров и легкой эротики в «Фокусе» на удивление много. И это далеко не лучшие его моменты.
Возможно, дело в том, что у фильма два режиссера и два сценариста — и оба со своим видением картины. Иначе трудно объяснить, почему в одних сценах «Фокус» уморителен и энергичен, а в других — медлителен и мелодраматичен. Герои, только что ироничные и хитрые, вдруг превращаются в страстных любовников и подолгу выясняют отношения. В такие моменты начинаешь думать, что авантюрная комедия окончательно превратилась в мелодраму.
Но уже через несколько минут нежные слова любви оказываются не понятым нами сарказмом, ревность — тщательно спровоцированной, а вся «мелодрама» — частью очередного хитрого плана по отъему чужих денег. Это здорово бодрит после очередной порции «сиропа» и лишний раз напоминает: не верь в этом фильме никому.
Никому не верю
«Фокус» — это фильм-обман. Пересказывать его сюжет нельзя. Каждое лишнее слово может стать спойлером и выдать какой-нибудь из неожиданных поворотов сюжета, которых здесь хватает.
Вы ни за что не угадаете, чем закончится безумная серия пари с китайским миллионером, кто в итоге выиграет от великой аферы на гонках «Индикар» и чем обернется байка, которую Никки рассказывает про своего отца. Даже под конец, когда «Фокус» уже научит вас не верить вообще ничему и никому, сценаристы все равно найдут способ обмануть ожидания.
Но в этом кроется вторая проблема фильма: стремление удивить заходит у создателей слишком далеко. Порой кажется, что Фиккара и Рекуа сперва придумывали яркую сцену, а потом уже лепили для нее какое-нибудь объяснение. Во многие повороты и откровения просто невозможно поверить.
Большинство «гениальных» планов Никки в реальности не сработали бы. Они держатся на таких заумных допущениях, на таком наборе случайностей, что ни один вменяемый человек не поставит на подобное свои деньги и свободу. Шансов удачно провернуть эти аферы не больше, чем случайно найти под кроватью чемодан с миллионом долларов.
К финалу откровения становятся совсем уж абсурдными, и из-за этого даже пропадает спортивный интерес. Какой смысл угадывать, чем все кончится, если сценаристы откровенно жульничают?
Однако это не столь уж серьезный недостаток. Ведь никто и не говорит, что «Фокус» — серьезное кино о реальных способах мошенничества. Да и существует ли такое вообще? Про грабителей и воров еще можно снять драму, но фильмы о великих аферистах — это почти всегда комедии. В этом плане «Фокус» продолжает традиции авантюрного жанра. Это чисто развлекательное, смешное и полное неожиданностей кино, у которого только две задачи — удивить нас и развлечь. И с ними фильм справляется неплохо.
В начале картины есть отличный обмен репликами между Никки и Джесс: она подбивает любовника на «большое дело», а он отказывается, потому что ведет только «стабильный бизнес». Весь остальной фильм показывает, что и этим словам нельзя верить.
Spoilering
все то, что вы, возможно, не хотели знать )
Фокус (Focus, 2015)
Джесс снова сталкивается с Никки несколько ночей спустя. Она просит мошенника обучить её своему мастерству. Никки вспоминает историю о двух партнерах, вовлеченных в аферу, когда одному из них пришлось выстрелить в другого, чтобы отогнать от себя все подозрения от сидящих за покерным столом. Он называет это «Таллинская тревожная кнопка». Затем он говорит, что эти партнеры — его отец и дед, и первый был вынужден выстрелить во второго.
Никки соглашается поучить Джесс и говорит, что для того, чтобы манипулировать людьми, нужен «фокус». Он показывает, как правильно работать руками, отбирая у неё разные предметы, так что она даже не замечает этого.
Никки выводит свой бизнес в Новый Орлеан со своим другом и партнером Хорстом (Бреннан Браун), а также своей собственной командой мошенников-профессионалов. Джесс присоединяется к ним, чтобы улучшить свои навыки в этом деле. Они берут её с собой и проводят через оживленный квартал, где они мастерски крадут часы, кошельки и другие побрякушки у ничего не подозревающих зевак. После этого они берут Джесс на очередное дело в казино отеля. Как только она доказывает свою ценность, её принимают в команду.
Далее Джесс встречается с другом и соратником Никки — Фарадом (Адриан Мартинес). Он участвует в более сложных и ответственных делах, вроде снятия фальшивого банкомата, используемого для кражи конфиденциальной информации клиентов банка, что нам и демонстрируют на экране. Джесс проявляет симпатию к Фархаду, несмотря на его склонность к грубому поведению.
Со временем отношения Никки и Джесс перетекают в романтические. Так, после очередного секса, Джесс спрашивает Никки, почему другие называют его «Зефир», на что тот отвечает, что его отец имел обыкновение говорить, что он мягкий, как зефир.
Никки и Джесс отправляются на футбол. Они устраивают небольшие споры между собой, делая небольшие ставки. Вроде того, как какой фанат словит хот-дог или кто из сидячих на трибунах не встанет для «волны» из-за того, что слишком перепил. Они видят женщину в коротких шортах и ставят на то, сколько мужчин будут пялиться на её зад, когда она пройдет мимо. Джесс ставит, что 8, а Никки — трое. Любопытный человек по имени Мистер Лиюань (БиДи Вонг) присоединяется к их спору и ставит на число 5. Семеро мужчин разглядывают ягодицы девушки, когда она проходит, что ближе всего к числу, названному Джесс. Лиюань делает ещё несколько ставок с Никки в ходе игры, практически умоляя, чтобы тот не переставал спорить с ним. Никки ставит и теряет тысячу долларов.
Ставки растут, тогда как мужчины удваивают каждое слово, вопреки упрашиваниям Никки отказаться от этой затеи. Казалось бы, все уже намекало на то, что Никки потерпел поражение и потерял все, как тот ставит все свои деньги, включая деньги Джесс (общей сложностью порядка 1,1 млн. долларов) на быструю карточную игру. Лиюань вытягивает карту с большим достоинством, что приводит его к победе. Но несмотря на безвыходную ситуацию, Никки не торопится уходить. Он предлагает удвоить ставки на то, что Лиюань выберет любого игрока на поле, а Джесс должна угадать, какой номер он выбрал. Лиюань дает им возможность уйти, Джесс всячески протестует, но Никки стоит на своем и убедительно просит довериться ему и выбрать игрока. Джесс берет бинокль и осматривает внимательно игроков на поле, пока не останавливается взглядом на знакомой фигуре. Она не подает знака, когда видит Фархада в футболке с номером 55. Она выбирает его, и какого же было удивление Лиюаня и окружающих, когда оказывается, что ответ был верным.
В такси по дороге домой, Никки, наконец-то с приличной суммой денег на руках, объясняет Джесс, что все было спланировано заблаговременно. Он знал, что у Лиюаня диагноз по жизни — игрок, а значит нет ничего мудреного в том, чтобы «запрограммировать» Лиюаня, транслируя ему в течение дня число 55 всяческими способами, тем самым подсознательно заставить его выбрать этот номер в нужный момент. Через пару мгновений автомобиль останавливается, и появляется другой. Никки говорит таксисту отвезти Джесс в аэропорт, после чего оставляет её долю денег и уходит прочь, не проронив ни слова, оставляя Джесс в замешательстве и с разбитым сердцем…
… Три года спустя. Буэнос-Айрес. Никки работает с гонщиком и миллиардером по имени Рафаэль Гаррига (Родриго Санторо) и его сподвижником Оуэнсом (Джералд МакРэйни). Они планируют продать программную систему, разработанную Гарригой, австралийскому инвестору Макьюэну (Роберт Тейлор), хотя очевидно, что на самом деле Никки просто собирается развести Гарригу.
Никки отправляется на вечеринку в особняк Гарриги, где он впервые видит Джесс с тех пор, как он оставил в такси, спускающуюся по лестнице в потрясающем красном платье. Она целует Гарригу, к презрению Никки. Затем он решается подойти к Джесс, тогда она уверяет его, что у неё все хорошо.
Никки проводит много времени, пытаясь приблизиться к Джесс, несмотря на её явно остывшие чувства к бывшему партнеру. В конечном итоге приводит к тому, что они возвращаются в гостиничный номер Никки и занимаются сексом. На следующее утро Оуэнс идет в комнату Никки, а Джесс исчезает. Оуэнс высказывается о своем отношении к молодому поколению и жалуется на отсутствие прогресса в работе.
В конечном счете Ники предпринимает рисковый ход: он продает программное обеспечение Гарриги не только Макьюэну, но и другим многочисленным инвесторам по той же цене, собрав с них в общей сложности около 27 миллионов евро. Также он предлагает Джесс сбежать вместе с ним. Один из людей Гарриги пресекает план побега и влетает на своей машине в автомобиль Никки и Джесс, после чего их обоих похищают и доставляют на один из складов Гарриги с изолентой вокруг рта. Обведенный вокруг пальца главарь снимает ленту с рта Никки, но оставляет рот Джесс замотанным, чтобы затыкать ей нос и пытать Никки.
Никки все разъясняет ему и добавляет, что Джесс не причем, ведь она не была частью плана, так что Гаррига может ее освободить с миром. Гаррига снимает ленту с ее рта, и она признается Ники, что Гаррига не ее мужчина — ей просто нужны его часы, которые стоят две штуки евро. Затем Никки получает от рядом стоящего Оуэнса выстрел в грудь, который повергает Гарригу в шок, заставляя его умчаться прочь. Никки, кажется, истекает кровью, Джесс поливает его слезами и молвит, что любит его. Кажется, что Никки умирает, пока вдруг Оуэнс не говорит, что он прострелил Никки в нужном месте, чтобы избежать крупных артерий, хотя он и попал в итоге в легкое. Оуэнс удаляет кровь из легких Никки, что возвращает его к жизни. Затем Оуэнс называет Никки «Зефир», заставляя Джесс понять, что Оуэнс — отец Никки, Баки Сперджен, и что он все время был на их стороне.
Оуэнс подвозит Никки и Джесса к больнице. Он напоминает Ники о том, как однажды сказал, что нужно играть в свое удовольствие, и добавляет, что он забирает деньги. Джесс выходит вместе с Никки из машины и помогает ему дойти до входа больницы. В конце фильма Никки замечает, что на запястье Джесс красуются те самые дорогие часы Гарриги.
Мы постарались привести максимально подробный сюжет фильма Фокус и надеемся, что данный сценарий оказался вам полезным — неважно, не смотрели ли вы фильм и просто пытались таким образом сэкономить немного времени, но оставаться в теме, а может быть просто решили освежить воспоминания и уточнить, например, имена героев или актеров, которые их успешно сыграли. Вашей главной благодарностью для нас будут комментарии, репосты в социальных сетях и любые другие упоминания нашего сайта и данной статьи на сторонних ресурсах.
Мелодрама «Фокус». В чем же фокус?
Уилл Смит и Марго Робби в криминальной мелодраме рассказали трогательную историю любви профессиональных мошенников.
Фильм повествует о суровых буднях высокопрофессиональных карманников. Это только кажется, что стащить кошелек — это легко и доступно каждому. Здесь нужна не только ловкость рук, но и наблюдательность, пытливость, сноровка, хорошая спортивная подготовка и аморальность. То есть готовить себя к профессии карманника нужно с детства. И желательно под чутким руководством старших товарищей. Как повезло герою Уилли Смита.
А что делать с украденными кредитками, эксклюзивной бижутерией, редкими ювелирными экземплярами и единственными в мире часами? Это вопрос. Поэтому правильному карманнику нужно присоединиться к крупной корпорации карманников, которая имеет свои мощности: шоу-румы, интернет-магазины, планово-финансовый отдел, колл-центр, постоянный и сезонный штат Интересно, есть ли в такой корпорации медицинская страховка и испытательный срок? И можно ли в корпорацию поступить без рекомендательного письма от предыдущих работодателей?
Впрочем, в успешном фильме — можно. Главная героиня получила работу не только за привлекательную внешность. Но и оказавшись в правильном месте в нужный час. Хотя, получив первый гонорар, работу быстро потеряла. Почему ее отстранили — она не поняла. То ли работа карманника сезонная. То ли без рекомендательного письма все-таки работать не следует. Короче, у мошенников свои проблемы. Хотя работы много всегда — люди не перестают разевать рты и наивно наблюдать за разыгранной рядом сценой обморока, скандала или уличной сенсации. Люди не перестают иметь карманы, носить заманчивые часы и обладать тем, чем может обладать кто-нибудь еще. Корпорация занимается реализацией украденного, так как в должностных обязанностях не прописано, что нужно красть. Скорее — все, что плохо лежит.
На фоне суровых буден в фильме хорошо просматриваются человеческие чувства. Крупные планы профессионально высвечивают красивые лица, искренние слезы, душевные муки и эмоции. Это вечная тема, которую растиражировать нельзя. Герой Смита медленно, но верно влюбляется, отчего чуть не лишается жизни. И, как оказалось, работы. Как он будет жизнь без нее, ведь профессионализм заставлял человека держать себя в тонусе. Любовь побеждает и непонимания, и измены, и профессиональный фанатизм карманника. Он очень сильный, если даже легочное кровотечение любимого не отвлекает от идеи стащить часы.
Но все же любовь сильнее всего. Фильм о том, как она побеждает. И при этом с высокой самоиронией, юмором и высокотехнологичными кинематографическими возможностями. В фильме достаточно умных фраз, красивых съемок, эффектных трюков и эмоциональных моментов. Суровые будни современных карманников на фоне любовных похождений кажутся не такими суровыми. А время, проведенное в кинотеатре, — совсем не потерянным. Особенно, когда любовь побеждает.
«Фокус» (Focus) — драма, комедия, криминал, мелодрама.
Год выпуска: 2015. Страна: Франция, США.
Режиссеры: Гленн Фикарра, Джон Рекуа.
Сценарий: Гленн Фикарра, Джон Рекуа.
Композитор: Ник Урата.
Оператор: Хавьер Гробет.
Продюсер: Денис Ди Нови.
Премьера в мире: 25.02.2015
Премьера в США: 27.02.2015
Премьера в России:
Рецензия на фильм «Фокус»
Один из лучших криминальных фильмов последних лет, сочетающий юмор «Одиннадцати друзей Оушена», драйв «Иллюзии обмана» и даже обаяние героев «Как украсть миллион». Факир был в форме, и фокус удался!
Опытный аферист и умелый манипулятор Никки становится жертвой не самой удачной разводки, за которой стоит красавица Джесс. В ответ на насмешки бывалого вора девушка ставит своей целью влиться в команду Никки. Очень скоро ей это удается, больше того, Джесс проявляет недюжинный талант и умения, но опасающийся того, что личная привязанность, а тем более глубокие чувства могут помешать делу, Никки решает расстаться с новой пассией. Спустя три года бывшие любовники снова встречаются во время работы над одной серьезной мошеннической схемой, однако теперь они находятся по разные стороны баррикад…
Кадр из фильма «Фокус»
Зрители любят кино о преступниках. Еще больше потенциальным жертвам ограблений и мошенничества нравятся истории о талантливых, дерзких аферистах. Ну а если в числе главных героев найдется место настоящей народной звезде, то народ тогда способен и вовсе забыть про мораль и закон и полностью встать на сторону криминальных элементов. Герои «Фокуса» даже не пытаются выглядеть законопослушными, они не подкрепляют свои противоправные действия хоть какими-то оправдательными объяснениями или сложным моральным выбором, нет, эти люди просто воры. Но мы готовы им сопереживать и даже внутренне их оправдываем. В чем же «Фокус»?
Кадр из фильма «Фокус»
Как и в любой манипуляции вниманием, будь она веселым розыгрышем или преступным умыслом, главное в фокусе – это исполнитель. Если мошенник или иллюзионист смог завладеть вашим вниманием, пиши пропало – достанет голубя из рукава так, что вы ахнете, или наоборот, стащит кошелек с таким изяществом, что вам останется только аплодировать. «Фокус» берет сразу двумя исполнителями, причем так уж вышло, что оба они в силу разных обстоятельств не могут играть первую скрипку: Уилл Смит, который, хоть и остается звездой класса «А», добротного ничего не показывал уже лет семь, а Марго Робби – звезда восходящая, еще только завоевывающая репутацию, пусть и делающая это мощными, смелыми, широкими шагами. И работает эта пара только вместе, сюжету они необходимы оба, да и зрителю заметно интереснее те эпизоды, где видна искра между Смитом и Робби.
Кадр из фильма «Фокус»
Высекать эту искру поставлен тандем постановщиков Джон Рекуа и Гленн Фикарра, в копилке предыдущих работ которых выделяются сценарий к «Плохому Санте» и режиссура «Я люблю тебя, Филипп Моррис». И по большому счету Рекуа и Фикарре многое удается – «Фокус» стартует столь резво, что первые несколько минут зрителям ничего иного не остается, кроме как с открытым ртом впитывать весь юмор, драйв и адреналин происходящего. И очень хотелось бы хвалить сценарий до самого финала (а скриптом занимались те же Фикарра и Рекуа), если бы не разрыв сюжета в середине картины. «Фокус» словно переломлен пополам об колено, он состоит из двух историй, действие которых протекает с разницей в несколько лет, и каждая из частей имеет разный темп, настрой, антураж, место действия и даже героев. Это несколько сбивает с толку, а главное, совсем непонятно, для чего это сделано, сюжетно такой разрыв оправдан весьма натянуто, а какой-то дополнительной динамики игре актеров не придает, все-таки Смит и Робби не те люди, которым особенно блистательно удается играть фейерверк раздутых из погасших углей чувств, тем более что зритель ждет совсем не этого.
Кадр из фильма «Фокус»
Зритель ждет фантастических по дерзости ограблений, и в этом отношении «Фокус» смело шагает тропой, протоптанной трилогией о друзьях Дэнни Оушена и недавней «Иллюзией обмана». Динамичный монтаж, бодрый саундтрек, модные, элегантные преступники, при виде которых «лох» сам обманываться рад, – все это удается в фильме на славу, особенно в первой части. Вторую существенно утяжеляет не самая правдоподобная сюжетная линия с мнимым инженером, но зато украшает Родриго Санторо в роли амбициозного миллионера с коварными планами. Сменяющие друг друга гоночная трасса и огромный стадион, дворец приемов и «воровская берлога», отели и рестораны придают ленте флер приятного путешествия по «злачным» местам, зритель словно становится частью команды очаровательных злоумышленников. Согласитесь, это ощущение обычно дорогого стоит.
Рецензия к фильму «Фокус». Неудавшийся трюк
Правда «Фокус» это все равно не спасло. В сюжете, отсылающем к знаковым фильмам наподобие “Одиннадцать друзей Оушена”, не оказалось никакой изюминки, никакого крема, никакой искры. Получился совершенно проходной, повторяющийся и постоянно топчущийся на месте фильм про красивых людей, красивую жизнь и естественно о том, как ради всего этого нужно красть. Да и не история это про Робин Гуда, как несложно догадаться, так что никакой моральной прослойки в этом торте помпезности тоже нет.
При этом начали фильм режиссеры и сценаристы Гленн Фикарра и Джон Рекуа весьма интригующе. Опытный мошенник (Смит) берется работать с молодой красивой девушкой (Робби), обучая ее своим трюкам. Конечно же когда сознательно сводишь на экране двух привлекательных людей все усложняется банальной любовной линией, сексом, ревностью, за которыми еще и следует абсолютно непонятный скачок во времени вперед а-ля “Десять лет спустя”. Только при этом вторая половина больше похожа на этакий сиквел к первой половине, где создатели не знали, что делать дальше, и решили повторить то, что один раз сработало (то есть начало). “Фокус” можно было бы смело назвать пародией на “Мальчишник в Вегасе” и его расходившийся по швам сиквел (все от одной студии), только сыгранный на полном серьезе.
Фильму абсолютно точно не хватает юмора, теплой атмосферы. Шутки не приземляются куда надо, а исчезают в томном сюжете, да и самые смешные были уже показаны в трейлере. Все очень серьезно при том, что вопросы про реалистичность продолжают всплывать всю дорогу. Особенно когда они крадут все что угодно прямо из-под носов других персонажей. Пусть актеров и обучал и консультировал известный фокусник Аполло Роббинс, но настолько поверить в человеческую слепоту все равно остается проблематично.
Хотя возненавидеть этот фильм будет сложно. Все в нем выглядит очень красиво (еще бы, вторая половина действия разворачивается в Буэнос-Айресе), очень стильно от костюмов до тел под ними. Есть несколько сюжетных тайн, есть несколько сценарных дыр. Присутствуют в чем-то неожиданные повороты, которые одновременно умудряются изрядно разочаровать. Оба, Смит и Робби, играют очень достойно и с запалом, хотя и от них хочется больше эмоций, больше того, чем они были в своих предыдущих работах (в случае Смитта это конечно же не “После нашей эры”).
Да и персонажей они оба создают не выдающихся, не запоминающихся и часто неприятных. Так что под конец сложно волноваться за кого бы то ни было, а следовательно фильм неуклонно катится вниз, становясь с каждой новой сценой все скучнее и скучнее. В нем фактически нет ни экшен моментов, ни особого накала страстей, ни той драмы, которую все обещали. Действия персонажей часто смотрятся как необдуманные и какие-то ребяческие.
Более того, они так и не приводят никуда. Никто не меняется, никто ничего толком не осознает. История никуда не приводит. В фильме нет абсолютно никакого смысла, потому что он как начинается на одном аккорде, так и заканчивается на нем же.
В конце концов “Фокус” не такой плохой фильм, он просто никакой. Его просто незачем смотреть. От него постоянно хочется большего, чем то, что он дает. Плоский, бедный на сюжет, пусть и богатый на обстановку, с толком неработающими секретами и никогда особо не впечатляющими махинациями. Это среднее кино, созданное не для большого экрана, а в лучшем случае для комфортного просмотра дома на диване, когда в любой момент можно уснуть под бормотание телевизора.