в чем смысл фильма чарли и шоколадная фабрика
Чарли и шоколадная фабрика
США | 2005 г. | 115 мин. | приключения, комедия, фэнтези, семейный
Рейтинг:
Кинопоиск 7,58 IMDb 6,6
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Чарли и шоколадная фабрика»:
Актеры фильма «Чарли и шоколадная фабрика»:
Содержание фильма «Чарли и шоколадная фабрика»:
Фильм «Чарли и шоколадная фабрика» (Charlie and the Chocolate Factory, 2005) – фантазийная лента Бёртона, экранизация повести с таким же названием и кино 1971 года.
Сюжет фильма «Чарли и шоколадная фабрика»
Чарли Бакет ( актёр Фредди Хаймор ) – бедный мальчик, живущий рядом с компанией Конфеты Вонка. Владелец компании, Вилли Вонка (актёр Джонни Депп), долгое время держал доступ к своему заводу закрытым из-за проблем, связанных с промышленным шпионажем. По этой причине ранее он уволил всех сотрудников, в том числе дедушку Чарли Джо.
Однажды Вонка объявляет конкурс. В пяти случайных батончиках Вонка спрятаны Золотые билеты с приглашением. Любой ребёнок может отыскать один из них по воле случая. Победители получат полную экскурсию по фабрике, а также пожизненный запас шоколада. Один из счастливых владельцев билета получит специальный приз в конце тура.
Продажи продукции Вонка резко возросли, а первые четыре билета куплены весьма скоро. Их заполучили: Август Глуп ( актёр Филип Виграц ), прожорливый немецкий мальчик; Верука Соль ( актриса Джулия Уинтер ), очень избалованная английская девчушка; Виолетта Борегард ( актриса АннаСофия Робб ), высокомерная девочка, постоянно жующая жевательную резинку, и Майк Тиви ( актёр Джордан Фрай ), злой любитель телевидения и видеоигр.
Чарли дважды пытается найти билет, но оба купленных батончика без сюрприза внутри. Узнав, что последний билет был куплен в России, Чарли находит купюру в десять долларов и покупает батончик Вонка в городском магазине сластей. Выяснилось, что российский билет был подделан, Чарли обнаружил настоящий пятый билет в обёртке.
Чарли получает денежные предложения за билет, но решает оставить его и взять с собой дедушку Джо, который будет сопровождать его в туре по фабрике. Чарли и другие владельцы билетов встречают Вонку возле фабрики, он ведёт их внутрь. Четверо детей впадают в искушение из-за недостатков их характера, забавные сотрудники завода Умпа-Лумпа поют песню о морали после каждого происшествия.
Во время тура посетители узнают о беспокойном прошлом Вонки. Его отец, известный стоматолог по имени Уилбур (актёр Кристофер Ли), строго запрещал маленькому сыну пробовать конфеты из-за вероятного риска кариеса его зубов. Попробовав кусочек леденца, Вонка решил следовать за своими мечтами. После экскурсии четверо детей покидают фабрику. Чарли узнаёт, что Вонка намеревается найти достойного наследника для своей фабрики. Из пяти экскурсантов Чарли оказался самым добрым и достойным, Вонка приглашает его жить и работать вместе с ним на фабрике. Мальчик отказывается, так как его семья – самая наиболее значимая часть жизни.
Вонка чересчур подавлен для производства таких конфет, как раньше, поэтому снижается уровень продаж, компания терпит крах. Он обращается к Чарли за советом. Мальчик решает помочь Вонке помириться с отцом. Владелец крупной компании осознаёт ценность семьи, а его отец пытается принимать сына таким, какой он есть, а не таким, каким хочется ему. Вонка приглашает всю семью Чарли переехать на фабрику. Приготовьтесь к шоколадному вкусу приключений, настало время смотреть «Чарли и шоколадная фабрика» онлайн.
Фото фильма «Чарли и шоколадная фабрика»:
«Чарли и шоколадная фабрика»: фильм для взрослых и, возможно, детей
В 2005-ом году Тим Бёртон снял один из своих известнейших фильмов: картину «Чарли и шоколадная фабрика» по одноименной сказочной повести Роальда Даля. Стоит отметить, что этот британский писатель, родившийся в семье выходцев из Норвегии, в принципе писал довольно своеобразные сказки и не совсем тривиальные детские книги. Черный юмор, отказ от слащавости, сентиментальности и «розовых соплей» присущ практически каждому его произведению. И «Чарли и шоколадная фабрика» — вовсе не исключение из этого правила.
Над сказочными декорациями создатели фильма потрудились на славу, причем многие из них были действительно съедобными
Поэтому вовсе неудивительно, что такой сюжет заинтересовал Тима Бёртона. Последний в принципе известен своей любовью к страшилкам, монстрам, теме смерти и жестоким поворотам сюжета, завернутым в ужасающе-очаровывающую псевдосказочную обертку. Стоит отметить, что в своем желании экранизировать «Чарли и шоколадную фабрику» Бёртон был не первым: в 1971-ом году по книге уже снимали фильм, который принес известность Джину Уайлдеру, сыгравшему Вилли Вонку, и был раскритикован самим Роальдом Далем. К сожалению, до выхода на экраны новой экранизации писатель не дожил, но можно предположить, что она понравилась бы ему больше: Даль всегда хотел, чтобы главным героем был Чарли, а не Вилли Вонка, и Тим Бёртон, по сути, практически не сместил акцент с младшего персонажа.
Первую версию экранизации своей книги Даль раскритиковал из-за чрезмерного внимания к Вилли Вонке
Вилли Вонка: то ли пожалеть, то ли возненавидеть
В своей повести Роальд Даль вполне конкретно разводит по полюсам «хороший» и «плохой» детских персонажей, а вот Вилли Вонка у него получился достаточно неоднозначным. И эту неоднозначность весьма элегантно передали Тим Бёртон с Джонни Деппом. С одной стороны, нам показывают Вилли как человека с душевной травмой, в детстве страдавшего из-за чрезмерной строгости отца и в результате сделавшего делом своей жизни производство сладостей, которые тот ненавидел. Кстати, флешбэки из детства Вонки были придуманы сценаристами, в книге их нет.
С другой стороны, нельзя сказать, что Вилли несчастен, равно как и назвать его добросердечным. Он вполне доволен своей жизнью, он построил целую шоколадную империю и даже невероятный шоколадный мир внутри своей фабрики, он достаточно уверен в себе и весьма негативно относится к любой критике. Он безжалостно и достаточно жестоко наказывает детей, да еще и, по всей видимости, получает от этого удовольствие. Очевидно, что он специально ведет своих маленьких гостей по тем цехам, где их поджидают разнообразные «ловушки», и делает все для того, чтобы они попались. И, в конце концов, он выгоняет Чарли, которого хотел сделать своим учеником и наследником, как только тот заикается о нежелании расставаться с родными.
Вилли Вонка, как минимум, не жалеет наказанных детей, как максимум — наслаждается их мучениями
В конце фильма впечатление немного смягчается: не желавший ничего слышать о семейных узах, Вилли Вонка мирится с отцом и приглашает на свою фабрику и Чарли, и всех его родственников. Хотя, возможно, если бы он не утратил способность выдумывать новые сладости, расстроившись из-за отказа Чарли, он бы ничего из этого не сделал. Словом, вот такой он: не слишком хороший, не слишком плохой. Не злодей, но и уж точно не герой. Возможно, вызывающий сострадание, возможно – скорее провоцирующий раздражение. И чудоковатая внешность персонажа, представляющая собой собирательный образ, над которым поработали и Бёртон, и Депп, идеально дополняет его неоднозначное поведение.
Условно плохие дети
Справедливости ради стоит отметить, что произведение Роальда Даля периодически подвергалось критике из-за того, что четыре «плохих» ребенка изображены уж слишком отрицательными и даже, по сути, олицетворяющими смертные грехи: к алчности можно приплести Веруку Соль, к гордыне – Виолетту Борегард, к праздности – Майка Тиви, и, наконец, к чревоугодию – Августа Глупа.
Справедливости ради стоит отметить, что развитию пороков у «плохих» детей немало способствуют их собственные родители
Такие гипертрофированно негативные образы можно объяснить тем, что произведение все-таки теоретически детское, а в детских сказках и повестях подобный прием используется крайне часто. Впрочем, это одна из тех причин, по которым «Чарли и шоколадную фабрику» не всегда называют оптимальным фильмом для просмотра с детьми. Выискивать в окружающих отрицательные черты и клеить на них ярлыки, основанные исключительно на недостатках – все же не самое лучшее занятие для подрастающего поколения. Впрочем, если грамотно объяснить маленькому зрителю, что в реальной жизни люди гораздо более многогранны, чем в фильме, то можно включать его детям без каких-либо зазрений совести.
Серьезные наказания за детские пороки
Все «плохие» дети были наказаны весьма изощренно. Августа Глупа засосало в отводную трубу, когда он, в порыве чревоугоднической страсти, захотел выпить Шоколадную реку. Виолетта Борегард, попробовавшая экспериментальную жвачку, которая включала в себя обед из трех блюд, стала фиолетовой и раздулась. Верука Соль, захотевшая пополнить свой зоопарк одной из белок, что работали в Ореховом цеху, оказалась в мусоропроводе. И, наконец, Майк Тиви, чьим «криптонитом» оказался Телешоколадный цех, уменьшился в размерах, а потом был отправлен в «тянутель тянучек», став двумерным.
Нам так и не дают понять, оправятся ли «плохие» дети от того, что случилось с ними на шоколадной фабрике
Конечно, это все – гипербола, которую не стоит воспринимать слишком близко к сердцу, и которая лишний раз подчеркивает характер сказочности повествования. Впрочем, сказочность эта выдержана в стиле страшных произведений братьев Гримм, которые многие авторы пытались смягчить и приукрасить, адаптируя их для детей более современных поколений. И это еще одна причина, делающая вопрос о просмотре «Чарли и шоколадной фабрики» с детьми открытым.
Чарли Бакет – нейтральный герой
Хотя Роальд Даль считал Чарли Бакета центральным персонажем своей книги, его личность стала еще одной из тематик, которую мусолили многие критики. По сути, Чарли можно назвать ходячим стереотипом: скромный, тихий и вежливый мальчик из бедной семьи, привыкший ничего не требовать и послушно подчиняться приказам старших. Если для «плохих» детей автор красочно прописал ярко выраженные недостатки, то для Чарли он оставил только кротость, благовоспитанность и бедность. Другими словами, критики нередко обращали внимание на то, что вся «положительность» мальчика – это просто отсутствие «отрицательности». Причем, возможно, обусловленное лишь тяжелым материальным положением его семьи, из-за которого у него просто банально не было возможности проявлять, например, чревоугодие. Никакого исключительного благородства Чарли не демонстрирует.
Чарли и его семья — классические добропорядочные бедняки из детских сказок
Тем не менее, такие персонажи в сказках тоже встречаются сплошь и рядом, так что вряд ли стоит винить Даля, а затем и Бёртона, в построении образа положительного героя на такой основе. Суть тут, скорее, не в том, что бедняк должен оказаться невероятно выдающейся личностью. Вполне вероятно, что автор изначально хотел показать его таким вот нейтральным. Дескать, скромность украшает, и порой самый неприметный и ничем не выделяющийся человек может оказаться самым надежным и по-настоящему заслуживающим доверия. Но проявлять свой характер, ставить перед собой конкретные цели и добиваться их, быть своеобразным и нравиться далеко не всем – это тоже нормально, и это еще одна тема для дискуссии с представителями младшего поколения, если вы захотите устроить семейный просмотр картины.
Словом, смотреть этот фильм самостоятельно или вместе с детьми – решать вам. Удовольствие от просмотра этой красочной картины вы в любом случае получите, а вот по поводу смысла и извлеченных из нее уроков все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
Теория: Вилли Вонка на самом деле серийный убивашка.
Сказочная повесть Роальда Даля о необычных приключениях мальчика Чарли на шоколадной фабрике эксцентричного Вилли Вонки была впервые опубликована ещё в 1964 году. Сама книга, как и её первая экранизация 1971 года, можно сказать, прошли мимо нас. А потом случился 2005 год, когда на экраны вышел фильм Тима Бёртона с Джонни Деппом в роли Вонки, и об этой истории узнали очень многие.
Фильмы Бёртона всегда довольно странные, напоминают то ли не вполне здоровую фантазию, то ли сновидение на грани кошмара. Но «Шоколадная фабрика» с танцующими и поющими умпа-лумпами, кажется переплюнула их все.
1. История начинается с классического «пути к безумию»
Этим мрачным сценам в фильме уделено не так много времени, но и его достаточно, чтобы понять: грозный перфекционист и манипулятор не только лишил сына детства, но и разрушил любую возможность эмоциональной связи. У Вонки после такого формируется врождённое недоверие ко взрослым и жгучая потребность мести. Теперь он может придумать план мести всем детям, у которых есть то, чего у него нет (родители, которые балуют их конфетами).
2. Вонка болен, и это заставляет его действовать
К моменту объявления розыгрыша билетов на свою фабрику Вилли Вонка на протяжении 15 лет был величайшим в мире шоколатье. Поначалу никто не знает, какой секретный приз получит главный счастливчик из пяти приглашённых, но потом мы узнаём, что Вонка ищет кого-то, чтобы заменить его на посту главы фабрики. Но почему он делает это именно сейчас? Сколько ему лет? 30-35, не больше, правда?
Сам Вонка говорит, что он обнаружил у себя первые седые волосы и задумался о будущем. Хорошо, но к чему такая спешка? От первых седых волос до реализации завещания обычно проходит не меньше пары десятилетий. Объяснение может быть только одно: владелец фабрики уверен, что смертельно болен и у него мало времени для поиска наследника.
Чем именно болен кондитер? Тут возможны варианты. Мы видим, что он живёт в приторно сладком мире, где нет места фруктам, овощам и другой полезной пище. Похоже, он теперь назло отцу питается одними конфетами. А избыток сахара может привести ко многим заболеваниям, включая распространение в организме грибка кандида. Заражение им приводит к ряду неприятных симптомов, попытки скрыть которые мы можем наблюдать у Вонки.
Пятна от инфекции на коже и ногтях он прикрывает вездесущими фиолетовыми кожаными перчатками. Парик скрывает проблемы с собственными волосами. Трость указывает на хроническую усталость. У Вонки плохая память и очевидный недостаток внимания, которые проявляются в разговоре. Он часто повторяется, сам того не осознавая. Добавьте к этому раздражительность, перепады настроения, тревогу и депрессию, которые присутствуют на протяжении всего фильма, когда он без причины огрызается на детей или начинает вспоминать о своём прошлом. Сильная тяга к сладкому только усугубляет его болезнь, поскольку грибок питается сахаром. И, наконец, у него точно бывают мигрени, которых он пытается избежать, надевая гигантские тёмные очки в светлых комнатах и при выходе на улицу.
Почему бы этому богачу просто не обратиться к врачу? Кандида полностью излечима, но Вонка, скорее всего, понятия не имеет, что именно с ним не так. Всё, что он знает, это то, что его здоровье слабеет, и он страдает от всё более страшных симптомов. А врачей он ненавидит, потому что боится их на фоне отношений с отцом. Итак, у нас есть комок нервов с детской травмой, считающий, что ему недолго осталось.
3. Розыгрыш был подстроен
В фильме мы узнаём, что один из участников, Майк Тиви, попал на фабрику, потому что «взломал систему». Парнишка сумел рассчитать, какой именно шоколадный батончик нужно купить, чтобы найти свой золотой билет. Но не кажется ли вам, что если есть система, то ею можно управлять? Батончики с золотыми билетами распределялись не случайно, а по системе!
И эта система явно подыгрывает конкретным личностям. Сам Чарли находит денежную купюру именно перед нужным магазином в самый подходящий момент.
4. Глумление над детьми оправдывается их плохим поведением
Абсолютно все «жертвы» Вонки выглядят неприятными личностями. Каждый показывает себя с худшей стороны, после чего с ним случается «несчастный случай». Владелец фабрики намеренно предлагает каждому тщательно продуманное искушение, на которое они ведутся и получают по заслугам. В этих детях даже можно усмотреть олицетворение смертных грехов: чревоугодие, алчность, гнев, гордыня. Перед нами не просто каратель непослушных детишек, а высокоидейная личность.
А ещё мы можем вспомнить музыкальные номера умпа-лумпов. Даже сами персонажи в фильме дважды прямым текстом говорят, что всё это выглядит заранее отрепетированным. Бёртон вполне мог закинуть нам такую подсказку: у Вонки всё продумано и подготовлено заранее!
Можно предположить, что Вилли Вонка использует свою фабрику как гигантский пряничный домик, чтобы заманить плохих детей (без всяких билетов) и избавиться от них в наказание за их грехи. Кстати, вы заметили, какие грехи он НЕ наказывает? Это зависть, уныние и похоть. Про первые два легко понять, что он видит их в себе. А что с третьим? Разве не он больше всего характерен для серийного маньяка.
6. Чарли проверяют, сможет ли он продолжить дело Вонки. Во всех смыслах
Вонка ищет себе преемника, но не только для управления фабрикой. Ему также нужен человек, который продолжит его дело «наказания» плохих детей. Весь фильм он внимательно наблюдает за реакцией Чарли на происходящее. Не возмутится ли он, что так нельзя? Согласен ли с жестокостью методов предстоящей борьбы?
Но почему именно Чарли? Он кажется невинным ребёнком и вряд ли подходит для воплощения в жизнь мрачных замыслов. Авторы теории считают, что Вонка просто туповат, потому что не доучился в школе, почти не жил в реальном мире и теперь ориентируется только на внешнее сходство обстоятельств. Чарли похож на владельца фабрики тем, что тоже был лишён конфет в детстве (пусть и по другой причине), а его отец также работает в сфере гигиены полости рта (на фабрике зубной пасты).
«Чарли и шоколадная фабрика» c точки зрения психолога: разбор детских травм Вилли Вонки
Правда, перечитывать книгу или смотреть фильм после этого будет не так весело
Фильм «Чарли и шоколадная фабрика» отражает четыре психологические линии.
Первая — о детских травмах и их последствиях
Эту линию отождествляет сам хозяин фабрики Вилли Вонка. Он был сыном дантиста. Его отец — лучший в своей области специалист, но абсолютно черствый родитель. И хотя он заботится о здоровье ребенка, делает это с маниакальной жестокостью. Это видно из того, как он заставляет мальчика носить уродливое железное приспособление для исправления прикуса. Запрещает есть любые сладости. И даже в праздник сжигает заветный шоколад в камине. Этими действиями отец напрочь отбивает любовь ребенка к себе и желание любых отношений с людьми. Психологически нехватка любви требует компенсации. Вилли Вонка делает это с помощью исполнения мечты о сладостях. Став взрослым, он открывает фабрику по производству шоколада. Теперь в его жизни столько конфет, сколько захочется. А шоколад, производимый фабрикой, самый вкусный и самый известный в мире.
Вилли Вонка отчасти повторяет поведение отца. Он жесткий руководитель. Не доверяет людям и не дает им права на ошибку. Социопатичный мизантроп, узнав, что некоторые сотрудники воруют секреты приготовления шоколада, он увольняет всех, чем оставляет их без средств к существованию. Двери фабрики закрываются «навсегда». А сам хозяин закрывается внутри своего сказочного мира. Никто и никогда не сможет попасть внутрь.
Здесь мы видим противоположные субличности Вилли Вонки. Одна из них — жесткий, самоуверенный, не терпящий критики шоколадный магнат. Он заводит условно «плохих» детей в ловушки. И безжалостно расправляется с ними.
Другая субличность — маленький мальчик, который так и не вырос и до сих пор живет в сказочном мире. Он создал его сам. На фабрике работают волшебные эльфы. Они танцуют и поют веселые песни. Все, что есть в цехе, — съедобное. Трава из патоки. Цветы из карамели. Вокруг горы зефира и леденцов.
«Взрослый» Вилли Вонка не замечает, что он несчастлив. То, что он делает, не компенсирует нехватку родительской заботы. И только мальчик по имени Чарли поможет понять, чего ему на самом деле не хватает, чтобы стать по-настоящему счастливым.
Вторая линия — воспитание детей
Вилли приглашает на свою фабрику 5 детей и 5 родителей. Каждый из них отождествляет личностные качества и стили воспитания.
Майк Тиви отражает индифферентный стиль воспитания. Этот стиль не предполагает воспитания вообще. Дети растут сами по себе, и связь между ними и родителями отсутствует. Что мы и видим. Родитель эмоционально холоден к ребенку, не замечает его интересов и не занимается им. Ребенок целыми днями играет в «стрелялки». Что порождает лень, глупость и жестокость.
Избалованная Верука Соль. Стиль воспитания — либеральный. Он близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере вседозволенности. Это позволяет ребенку капризничать, требовать немедленного исполнения своих желаний, манипулировать родителями.
Обжора — Август Глуп. Стиль воспитания — гиперопека. Родители чрезмерно опекают своих детей и всеми силами стараются обеспечивать их безопасность и защищенность. Дети вырастают беспомощными, инфантильными «маменькиными сынками». Часто ребенка безмерно закармливают. Из того же желания угождать и опекать.
Виолетта Борегард все измеряет достижениями. Даже жвачку она жует на рекорд. Здесь мама ставит собственные амбиции во главе воспитания. Она сама рекордсменка и хочет от ребенка того же. В конце мама скажет «Я не хочу иметь дочь-чернику! Как она будет соревноваться?».
Чарли Бакет. Стиль воспитания — демократический. Самый конструктивный стиль воспитания. У ребенка формируется правильное, ответственное социальное поведение. Понятия справедливости, заботы, твердости и соблюдения дисциплины.
Третья линия — философская и вытекает из второй.
Это пороки, олицетворяющие грехи. Они гипертрофированно представлены в персонажах. Это можно объяснить тем, что фильм для детей. А детям присущ максимализм. Веруку Соль можно отнести к алчности, Майка Тиви — к праздности, Августа Глупа — к чревоугодию и, наконец, Виолетту Борегард — к гордыне. И каждый будет наказан по заслугам.
Четвертую линию отождествляет Чарли.
Искренний, наивный, воспитанный, вежливый мальчик. Он ценит семью, помогает близким. Добрый и скромный, он не пытается хитрить и поэтому не попадается в ловушки. Здесь говорится о том, что для победы достаточно оставаться самим собой, находиться в контакте со своими чувствами и окружением. Когда Вилли Вонка предлагает Чарли остаться на шоколадной фабрике, но забыть свою семью, мальчик отказывается. Это становится полной неожиданностью для хозяина фабрики и поводом задуматься. Он понимает, что истинное счастье не в достижениях, а в любви. Таким образом, происходит «исцеление» Вилли Вонка. Воссоединение с отцом. А в дальнейшем обретение семьи в лице мальчика и его родных.
Фильм противоречивый и нетривиальный. Красивый и удивительный. Он поднимает много вопросов о семье, об отношениях детей и родителей, о мечтах и несбывшихся надеждах, о маленьких детских радостях и потерянном детстве. Он таит в себе большой смысл: неважно, сколько у тебя денег и амбиций, сколько побед и заслуг, важны человеческие отношения, доброта, честность, любовь к близким и семейные ценности. Семью не сможет заменить никакое богатство, даже горы шоколада.
Вопросы для обсуждения:
Чтобы «зашитая» в фильм мораль не ускользнула от детского взора, лучше вместе с ребенком обсудить кино и его персонажей после просмотра. Вот какие вопросы можно задать ребенку:
А еще наш партнер — сервис Забота.Дети, который и подготовил этот текст, придумали игру по мотивам фильма. Автор игровой части — психолог Анатолий Волчек.
В чем суть игры:
Мы предлагаем использовать мир и сюжет фильма для того, чтобы поиграть с ребенком и чтобы помочь ему усвоить социальные нормы и правила.
Играть нужно, потому что: доктор психологии Д. Б. Эльконин выделяет ролевую игру в качестве ведущей развивающей деятельности для детей в возрасте 4-7 лет. В младшем школьном возрасте игра формирует в меньшей степени, но всё же формирует, вплоть до 9 лет.
Играть можно, если вашему ребенку понравился фильм.
Ну и ещё, играть — весело!
Мы предлагаем вариант групповой игры. Вы можете организовать родителей-друзей и собрать на игру нескольких детей. Пусть они проживут это приключение вместе.
Время игры может варьироваться, так как важно учитывать групповую и индивидуальную динамику. Попытайтесь сделать так, чтобы дети не устали.
И главное. Ведущий. Вы — ведущий. Или кто-то из близких родственников, или друг семьи. Он важен. Он тот, кто проводит игру. Тот, кто готов побыть ребенком вместе с ребенком.
Правила и этапы игры:
Тот момент, когда ребенок находит «Золотой билет» и послание, написанное на нем.
«Здравствуйте, друзья! Вы получили золотой билет, а значит, вам сказочно повезло быть гостями на нашей фабрике. Для того, чтобы получить главный приз, вам придется пройти пять этапов. Ну и… справиться с ними. Дерзайте! В конце останется только один! Шутка! Или нет. »
Первая локация. Назовите ее «Жадность!».
Проговорите с участниками «Ребята. Как вы считаете хорошо или плохо быть жадным?». Если ответят, что хорошо, то нужно дать аргумент, почему это не так. «Например, расскажите, как вам приятно делиться с друзьями или как вам приятно поделиться со своими детьми тем, что у вас есть». Будьте аккуратны, это очень тактичный разговор. Проведите минутку группового воспитания. Приведите общее понимание детей к тому, что жадность — это плохо, а делиться — хорошо.
Дайте задание детям подготовить сценку на тему «Почему жадность — это плохо?». Пусть подготовят сценку. Короткую. Дайте им на это 5 минут. Пусть подготовятся и покажут сценку на 30 секунд — минуту. Похвалите и дайте первый приз и следующую подсказку.
Вторая локация. Назовите ее «Правила не Правила».
Подготовьте заранее пару десятков карточек с разными правилами. В том числе шуточными: не бегать, не прыгать, не дышать, уважать друг друга, драться с умпа-лумпами, поджигать хозяина фабрики, жонглировать котами и так далее. Серьезные правила перемешайте со смешными. Дайте детям задание — выбрать правила поведения, важные на Шоколадной фабрике, и наклеить их на какую-нибудь доску/стену/ватман. Обсудите правила вместе.
Третья локация. О семье.
Дети тянут жребий (это бумажки с указанием членов семьи: папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра, кот и так далее). Задача: каждый должен изобразить ту роль, которую вытянул. Задача остальных детей — угадать, кого показывают.
Это задание — хороший способ поговорить про семью, посмеяться над своей взрослостью и показать детям, что вы с ними на равных и не чужды самоиронии.
Финал. Обязательно завершите игру эпично и помните, что победить должны все.
Это образовательная игра, ее цель не в победе, а в обсуждении важных понятий. Если вы все же предусмотрели приз, то пусть это будет огромный торт. Его и поделите на всех — шоколад полезен для работы мозга.
Для погружения в атмосферу нужны:
Вообще, чем больше ярких деталей из мира фильма вы возьмете, тем интереснее получится игра, и тем ярче будут впечатления вашего ребенка.