в чем смысл фильма бегущий по лезвию 2049
Бегущий по лезвию 2049 — смысл: разбор, обсуждение и объяснение концовки
Внимание! Спойлеры!
«Бегущий по лезвию 2049» — редкостный фильм: запоздалое продолжение, которое не уступает по зрелищности оригинальному фильму. В особенности это касается его окончания, которое столь же значительно и глубокомысленно, как и классика Ридли Скотта восемьдесят второго года.
Фильм рассказывает о Кее, репликанте-полицейском нового поколения, который преследует Нексуса 8, хранящего важный секрет о живорождении репликантов. Кей путешествует, чтобы решить этот вопрос и найти ребенка, появившегося на свет от матери-репликанта. Он прибывает в засыпанный мусором Сан-Диего и пустынный Лас-Вегас, где начинает (ошибочно) подозревать, что он является тем самым ребенком. По пути он объединяется с героем оригинального фильма Декардом и, обнаружив самоотверженное сопротивление репликантов, он жертвует собой, чтобы воссоединить бывшего Бегущего по лезвию с его настоящей дочерью.
Это фильм крупного визуального и тематического масштаба, который редко увидишь, весь сюжет его гораздо более извилист и сложен, чем может показаться. Давайте глубоко погрузимся в анализ того, что происходит в в картине, и чем все это заканчивается.
Для тех, кому лень читать длинную статью, мы записали это разъясняющее видео:
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Что случилось с Декардом и Рэйчел после событий первого фильма?
В конце оригинального фильма «Бегущий по лезвию» Рик Декард сбежал с репликантом Рэйчел. Некоторые версии фильма показали, что они счастливо отправляются в сельскую местность, но финал канонического фильма оставил их судьбу двусмысленной. В продолжении мы постепенно узнаем, что с ними случилось.
После того, как они убежали, на пару охотились, потому что они были связаны с подпольной группой, куда также входили Саппер Мортон и одноглазая Фрейза. Вероятно они были замешаны в инциденте с Блэкаутом — катастрофическим событием, когда восстание репликантов нарушило энергообеспечение Земли на десять дней и уничтожило большинство компьютерных записей, удалив следы искусственного происхождения репликантов.
У пары был ребенок. Рэйчел умерла во время родов и была похоронена под искусственным деревом у дома Саппера, но ребенок выжил благодаря медику. К этому времени, однако, Декард уже ушел (в соответствии с планом по обеспечению безопасности ребенка). Сразу же выяснилось, что само существование ребенка изменило бы всю дискуссию о правах репликантов. Серьезной целью становится сокрытие девочки в пустынном Лас-Вегасе после Блэкаута.
Как могла Рэйчел родить будучи репликантом?
Самый большой вопрос, возникающий при просмотре, заключается в том, как Рэйчел могла иметь ребенка, если она была репликантом. Это преднамеренно не уточняется в фильме. В то время как в оригинальном сценарии фильма восемьдесят второго года репликанты создавались в виде автоматов с гайками и болтами, в законченном фильме они уже обладали плотью и кровью, с размытыми различиями между человеком и машиной.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — Рэйчел: актриса, сыгравшая молодого репликанта
Из промо-материалов можно сделать вывод, что Тайрелл, оригинальный создатель репликантов, разработал Рэйчел именно таким образом. Она была своего рода прототипом Нексус 8, предположительно с естественной продолжительностью жизни и, очевидно, он разработал для нее репродуктивную систему. Неясно, есть ли подобная система у других репликантов, хотя, учитывая, что ребенка рассматривают как чудо, можно с уверенностью сказать, что Рэйчел была единственной.
Как бы то ни было, базовая технология была потеряна с гибелью Тайрелла и Блэкаутом.
Кем был ребенок Рэйчел и Декарда?
После смерти Рэйчел было решено, что ребенка нужно защищать, поэтому подполье скрывало ее в «приюте», на фабрике в Сан-Диего, где она могла сойти за настоящего человека. На фабрике случился инцидент с деревянной лошадкой. Девочку преследовали хулиганы, и она прятала деревянную лошадку с со своей датой рождения в неиспользуемой печи.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — Рэйчел: актриса, сыгравшая молодого репликанта
После этого ее приемные родители пытались увезти ее в другое место, но из-за иммунного дефицита (вероятного связанного с ее происхождением) ей было отказано в поездке, и ее содержали в карантине в пригороде Лос-Анджелеса. Каким образом и почему она оказалась здесь, это еще одна неопределенность в фильме, но, возможно, она была размещена там в целях защиты. Несмотря на это, к 2049 году она работает над всеми видами искусственного интеллекта в качестве специалиста в корпорации Уоллеса.
Чего хочет Уоллес?
Главный «антагонист» «Бегущего по лезвию 2049» — это Ниандер Уоллес, промышленник с амбициями уровня Александра Македонского. После краха корпорации Тайрелла в 2020-х годах, после смерти ее создателя и запрета репликантов из-за Блэкаута Уоллес построил свою компанию и приобрел все патенты и права на продукцию Тайрелла. Создавая новое поколение, казалось бы, контролируемых репликантов, в 2036 году он смог заставить отменить ограничения и снова начать массовое их производство. Наряду с производством искусственных людей Уоллес помогает расширять внешнюю экспансию человеческого рода на девять отдельных планет.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049: Рик Декард — репликант?
Его цель проста: власть. Говорят, что Александр Великий заплакал, когда узнал, что звезды являются мирами, которые он не может захватить. Уоллес, чье здание уже выше некогда гигантского здания Тайрелла, хочет сделать именно это. И путь к этому — репликанты. Он явно рассматривает их как рабов, как одноразовую, рабочую силу. Это заложено в Лав — репликанте, которая ни разу не воспротивилась быть послушным прихвостнем. «Я лучшая», — говорит она.
Что мешает Уоллесу?
Ирония, конечно же, заключается в том, что ребенок все время находился у них под носом.
Чего хотят повстанцы?
Другая большая сила, присутствующая в этом мире, — это то, что мы будем называть Сопротивлением. Это подпольная группа репликантов, борющихся за свободу от человеческого общества. Это целенаправленное восстание рабов, стремящихся свергнуть Уоллеса.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — теория фанатов о концовке
Сопротивление под командованием Фрейзы помогло Декарду и Рэйчел, а затем вызвало Блэкаут. Их идеология — это смесь самоотверженности и защиты прав личности. Но свою цель они любят больше, чем самих себя. Они живут верой в то, что смогут стать людьми. Очевидно, все, за что они борются, противоположно планам Уоллеса.
Мы почти имеем дело с библейской аллегорией. Фильм полон отсылок на христианство, но в макромасштабе обе стороны исповедуют традиционные, но противоположные религиозные идеи. Создатель видит себя Богом, даже называет свои творения «ангелами», в то время как Сопротивление — это паломники, пытающиеся сформировать Израиль. Ребенок, таким образом, является пророком, но не сыном Бога, а сыном человека.
Чем заканчивается борьба Сопротивления и Уоллеса?
Отношения Уоллеса и Сопротивления в конце фильма остаются загадкой. Это могло бы стать сюжетом продолжения, если бы история фильма не была эмоционально решена. Вместо этого их конфликт остался неразрешенным.
К моменту титров Уоллес потерял Декарда, который нашел, наконец, своего ребенка. Кей мертв, и Декард также считается утонувшим в потопленном спиннере. Но Сопротивление тоже не нашло девушку.
Последние двадцать минут посвящены тому, чтобы показать, что Кей принимает идеологию человеколюбия. В войне людей и репликантов есть что-то неразрешимое, но истинный выход все же существует. Это подводит нас к главному герою.
Какова цель путешествия Кея?
Его сюжетная линия — это история любви. Джо — искусственный интеллект, созданный для того, чтобы дать искусственному человеку ощущение жизни. Мы видим, как она эволюционирует от плоской проекции к автономному Искусственному интеллекту, и их взаимосвязь растет вместе с этим. Вопрос о том, действительно ли она разумна, является основной причиной беспокойства, — действительно ли она заботится о Кее, или она просто запрограммирована на это? И поскольку фильм зависит от их отношений, нам остается лишь надеяться, что Джо — настоящая личность с подлинными эмоциями и самосознанием.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — пасхалки
Ее «смерть» — разрушение ее портативного «дома» производит шокирующее впечатление. Она любит Kея. В самом деле, ее любовь — это то, что дает ему силы жить. Их любовь — это то, что не может существовать в реальности, и все же он чувствует это. Он считает Джо живой.
Кей — это новый Рой Батти
Что поразительно в отношении Роя, так это то, что, когда он действует как плохой парень, его злодейство действительно можно объяснить. Его мотивация — выживание, но не эгоизм. Он исповедует альтруизм в отношении своей команды и имеет вполне понятные мотивы. Назвать его хорошим парнем, конечно, нельзя, ведь он определенно имеет маниакальную, манипулирующую сторону характера. Но не будем забывать, что он живет в мире, где на него охотятся. Короче говоря, Рой Батти достоин понимания и сочувствия.
Kей — это оммаж Рою, который подчёркивает роль трагической фигуры, которая наконец находит свое место в мире и принимает свою участь. Рассказывая историю с точки зрения Кея и, в конце концов, используя ту же музыку, фильм подводит к неизбежному выводу об универсальном гуманизме репликанта, о том, как он находит в себе силы для борьбы, и его любовь к людям в конечном итоге становится смыслом его существования.
Рик Декард — репликант?
Главной загадкой оригинального фильма стал вопрос, является ли Декард репликантом. Картина 1982 года давала лишь тонкие намеки на истинную природу главного героя. Одним из таких намеков стал сон с единорогом, который Ридли Скотт добавил в режиссерскую версию, благодаря чему финальный эпизод с оригами стал доказательством искусственной природы Рика. Тем не менее, дебаты о сущности Декарда шли 35 лет. Многие зрители, в том числе и сам Харрисон Форд были уверены, что Декард — человек. Другие, как Ридли Скотт, считали Рика репликантом.
Фильм «Бегущий по лезвию 2049» также не дает прямого ответа на этот вопрос. Для сюжета сиквела это не имеет большого значения — чудо заключается в рождении у Рэйчел ребенка.
Однако сиквел использует загадку о происхождении Декарда в кульминационной сцене. Уоллес уверен, что Декард был создан корпорацией Тайрел, а встреча с Рэйчел была подстроена. Однако важно то, что Декард отвергает новую искусственно воссозданную Рэйчел. Это означает, что природа героя не имеет значения — важны лишь его поступки, его выбор.
Концовка делает Декарда человеком
В кульминационной сцене Кей в последнюю минуту спасает Декарда от утопления. Теперь 35-летнее отшельничество Декарда закончено — официально он считается погибшим, но на деле он обретает свободу. В Вегасе Декард по сути превратил себя в репликанта независимо от истинной природы — в его жизни не было смысла.
Кей жертвует собой, обретая смысл существования, который заключается для него в любви, долге и освобождении. Декард также получает свободу, но для него история заканчивается более радостно — он будет жить дальше, жить ради своей дочери.
Будучи порождением репликанта, но рожденной, как человек, Стеллин стирает грань между людьми и искусственными созданиями.
Таким образом, когда Декард встречается со Стеллин, такое понятие, как репликант, перестает существовать. Теперь существуют только люди. Все идеи Уоллеса и Сопротивления теряют смысл. И в этом состоит главная идея фильма.
Бегущий по лезвию 2049 — смысл фильма
Картина «Бегущий по лезвию 2049» посвящена двух важнейшим идеям — вере и любви, которые, объединяясь, становятся ключом к жизни. Таким образом сиквел дает ответ на вопрос, заданный в оригинальном фильме: что отличает человека от репликанта.
Линия Кея заканчивается трагически, но финал истории Декарда полон оптимизма. Его любовь к Рэйчел все-таки стала поворотным моментом в сложных отношениях людей и репликантов.
В 1982 году «Бегущий по лезвию» спрашивал, что значит быть человеком. В 2017 году «Бегущий по лезвию 2049» ответил, что быть человеком — значит жить, любить и верить.
Объяснение концовки «Бегущий по лезвию 2049»
«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049) – самая большая редкость: запоздалое продолжение, которое соответствует оригиналу. Особенно это касается концовки, которая столь же велика и глубока, как и классическая научная фантастика Ридли Скотта 1982 года. Но почему все так обернулось и что это значит?
Это большой фильм визуального и тематического масштаба, который редко встречается, а концовку в один абзац не вместишь. Давайте внимательнее рассмотрим, что происходит в «Бегущий по лезвию 2049» и его концовку.
Что было с Декардом и Рейчел после оригинала?
В конце фильма 1982 года Рик Декард сбежал с единственным в своем роде репликантом Рэйчел, отказавшись от своего пути Бегущего по лезвию. Некоторые версии фильма показали, что они счастливо отправляются в деревню, но канон Final Cut оставил их судьбу неопределенной. В «Бегущем по лезвию 2049» мы постепенно узнаем, что с ними случилось.
После их побега на пару охотились, и Декард знал, что так будет и что они будут связаны с подпольной группой, включая Саппера Мортона и одноглазую Фрейсу. Это помогло установить связь с Блэкаут, катастрофическим событием, когда восстание репликантов остановило технологии Земли на десять дней и уничтожило большинство компьютерных записей, удалив все следы их искусственного происхождения.
До этого случая у пары был ребенок. Рэйчел умерла во время родов и была похоронена под мертвым / поддельным деревом у дома Саппера, но ребенок выжил благодаря бывшему медику. Но к этому моменту Декард уже начал воплощать план по обеспечению безопасности ребенка: сразу же выяснилось, что само ее существование изменило бы все споры о правах репликантов (это чудо, Сапер говорит Кею в начале), и она становится серьезной мишенью. Декард скрывается в пустынном Лас-Вегасе даже после Блэкаута.
Откуда у Рейчел ребенок, если она репликант?
Самый большой вопрос: как Рэйчел может иметь ребенка, если она репликант. В фильме преднамеренно не раскрывают этого, но в действительно это можно сделать тем же способом, которым их создали. Хотя в оригинальном сценарии фильма 1982 года репликанты должны были быть автоматами с орехами и болтами внутри, к завершению фильма у них появилась плоть и кровь, чтобы таким образом стереть черту между человеком и машиной.
Из фильма 2049 видно, что Тирелл, оригинальный создатель репликантов, разработал Рэйчел именно таким образом. Она была своего рода прототипом Nexus 8 (предположительно с естественной продолжительностью жизни) и, очевидно, он разработал для нее рабочую репродуктивную систему. Неясно, есть ли другие такие модели, хотя, учитывая, что ребенка рассматривают как чудо, можно с уверенностью сказать, что она была единственной в своем роде.
Как бы то ни было, базовая технология была потеряна с гибелью Тирелла и событиями в Блэкаут, то есть никто точно не знал о такой возможности или методе.
Кем был ребенок Декарда и Рейчел?
После смерти Рэйчел было решено, что ребенка нужно защищать, и поэтому подземелье скрывало ее в «приюте» в Сан-Диего, где она могла пройти как настоящий человек. Здесь она пережила инцидент с лошадью – ребенка обижали хулиганы, а ее деревянная лошадь с датой ее рождения была спрятана в неиспользуемой печи.
После этого она сама и некоторые опекуны или приемные родители пытались вывести ее в мир, но из-за аутоиммунного дефицита (возможно, из-за ее доселе неслыханного происхождения) ей отказали в поездке и ее держали в карантине за пределами города Лос-Анджелеса. Каким образом и почему она оказалась здесь, это еще одна загадка в фильме, но, возможно, ее отвезли туда ради защиты. Несмотря на это, к 2049 году она работает над всеми видами художественных воспоминаний в качестве субподрядчика корпорации Уоллес.
Что хотел Уоллес?
Главный «антагонист» «Бегущего по лезвию 2049» — это Ниандер Уоллес, серийный промышленник с амбициями уровня Александра. После краха корпорации Тирелл в 2020-х годах после смерти ее создателя и запрета репликантов в свете Блэкаут он поднял компанию, а также все ее патенты и идеологические права. Развивая новую волну, казалось бы, контролируемых репликантов, в 2036 году он смог убрать ограничения и снова начать массовое производство. Он не только творец искусственных существ, он еще и колонист, который помогает расширять человеческий род на девяти отдельных планетах.
Ирония, конечно же, заключается в том, что ребенок все время находился под его носом.
Чего хочет Сопротивление?
Есть еще одна огромная сила, присутствующая в мире, мы будем называть ее Сопротивлением; подпольная группа репликантов, борющаяся за свободу от предвзятого общества. Или восстание рабов, направленное на свержение Уоллеса.
Это эволюция группы, которая помогла Декарду и Рэйчел, а затем вызвала Блэкаут, все еще возглавляемая Фрейсой. Их движущая идеология – это смесь из самоотверженности и индивидуальности; понимание личности, но осознание того, что их мотив значит больше их самих. Они питаются верой как в ребенка Рэйчел, так и в символическую тоску, что он может быть ими, — и это, как они считают, делает их людьми. Очевидно, они представляют собой противоположность Уоллесу.
Почти что библейская аллегория. Фильм 2049 полон ссылок на христианскую доктрину, но в макромасштабе обе стороны идут на поводу традиционных, но противоположных религиозных структур; создатель видит себя Богом, даже называет свои творения «ангелами», в то время как Сопротивление — это паломники, пытающиеся сформировать Израиль. Ребенок является пророком, только он не Божий сын, а человеческий. Это смягчение мифа.
На чем прерывается этот бой?
Состояние Уоллеса и Сопротивления в конце фильма может быть просто версией оригинала, затрагивающей вопрос не является ли Декард репликантом. Могло бы получиться почти продолжение, если бы история фильма не была эмоционально решена; вместо этого их конфликт исчезает на фоне остального.
Во время титров Уоллес теряет Декарда, но наконец находит ребенка (Кей мертв, и Декард также считается умершим); за последние двадцать минут Кей понимает их идеологию, но не их официальную структуру. В этой войне есть очевидное моральное право, но истинный мир исходит от чего-то другого. Так мы переходим к главному герою.
Какой смысл в путешествии Кея?
Во-первых, Кей — хороший репликант. Он работает в полиции Лос-Анджелеса под предрассудками, но продолжает свою работу — идеальные тесты, ведение домашней жизни. Только когда подозрение, что он ребенок Декарда проникает в его разум, и он начинает подозревать, что его якобы имплантированные воспоминания реальны, все начинает рушиться. Он полностью верит в эту новую, альтернативную истину. Но нет, он просто репликант, который был (как вариант) создан с воспоминаниями дочери Декарда. Это воплощение заговора Сопротивления.
Ее «смерть» — разрушение ее портативного дома и его сознания — ранит; она любит Kей, это по-своему чудо жизни. Именно последующее осознание этого заставляет его спасти положение. Их разделяемые чувства рационально не могут существовать, и все же он чувствует это. Он думает и даже знает, что она жива, и она правда выжила.
Кей – это Рой Батти
Поскольку он стоический Бегущий по лезвию, неожиданно попавший в сюжет, который больше, чем он сам, нам изначально стоило рассматривать Kея как параллель Декарда. В конце концов, он наш главный герой. Тем не менее, есть другой персонаж, к которому он гораздо ближе: Рой Батти.
Что поражает в Рое: когда его выставляют как плохого парня, его злодейство видно сразу налицо. Его мотивация — выживание, но не эгоистичное. У него альтруизм по отношению к своей команде и вполне понятные мотивы. Назвать его хорошим парнем, пожалуй, нельзя, он обрел маниакальную, манипулирующую сторону, но в мире, где за ним идет охота. Короче говоря, Рой Батти был прав.
Несмотря на то, что Батти ни разу не упоминается, «Бегущий по лезвию 2049» подчеркивает это. Kей — это поклон Рою, который подчёркивает роль трагической фигуры, которая наконец находит свое место в мире и принимает свое существование в виде гибели. Нам рассказывают историю с его точки зрения (даже используют ту же музыку), из-за чего напрашивается вывод об универсальном человеке-репликанте, о том, как он сам себя подпитывал, и что любовь в конечном итоге помогает во всем.
Вопрос является ли Декард репликантом раскрыт?
Вопрос без ответа в «Бегущем по лезвию» заключается в том, является ли Декард репликантом. Фактически, оригинальный фильм настолько неоднозначен, что перспектива даже не рассматривает такой сейсмический поворот, а медленно томит ожиданием. Существуют явные параллели между Декардом и искусственными людьми, за которыми он охотится, одержимостью фотографиями (слишком старыми, чтобы иметь реальное значение), зависший вопрос о том, проходил ли он тест Войт-Кампф и сцена, где появляются его глаза красного цвета. В последующих вырезках фильма Скотт добавил сон / видение единорога, создав сильный намек на то, что это был имплант. Тем не менее, споры продолжались 35 лет. Например, Форд считает, что Декард — человек. А Скотт твердо уверен, что он репликант.
«Бегущий по лезвию 2049» специально не дает явного ответа. В повествовании сиквела это не имеет большого значения; чудо заключается в ребенке Рэйчел, а не в Декарде. Гафф сохраняет целостность оригинальной концовки (он добавил единорога), в то время как Декард, похоже, сомневается. Когда мы встречаемся с ним, он склоняется к тому, чтобы поверить в это, но в итоге по-прежнему не уверен (отражается в риторическом вопросе о том, настоящая ли его собака).
Фильм использует этот спорный момент для эмоционального кульминационного момента. Уоллес придерживается популярной теории о том, что Декард был создан (или воплощен в жизнь) Тиреллом для событий оригинального фильма. Фанаты сразу вспоминают охоту на Батти, но чувство любви больше связывает его с Рэйчел. Предлагается, что Декарда внедрили, чтобы помочь кому-то влюбиться в нее. Какой бы ни была правда, важно то, что Деккард отвергает это и изменяет Рэйчел, чтобы поддерживать свою линию. Этот ответ, который мы знаем с 1982 года, превратился в ключевой тематический момент: существование Декарда не так важно, как его действия — об этом зрителям вновь напоминают.
Концовка делает Декарда человеком
В кульминационном сражении фильма Кей спасет Декарда от утопления в последнюю минуту, наконец, освободив его от 35 лет бегства. Он считается мертвым, и теперь он может, наконец, жить. В Вегасе Декард притворялся репликантом, независимо от истины, но если убрать этот момент, вся классификация стирается. И как мы теперь знаем, нет различимого биологического различия между людьми и репликантами (кроме глазного кода), если убрать эту классификацию, они становятся неразличимыми людьми.
Такая эволюция фильма — доказательство жизни Батти: жертва Кея, как мы уже говорили, заставила его найти смысл в любви и долге. Декард получает такую же свободу, только со счастливым концом. Он «мертв» и поэтому возрождается и может жить дальше. И это все ради его дочери. Будучи потомком Рэйчел, но биологическим, Стеллин стирает линию между человеком и репликантом.
И еще один сильный момент. Когда Декард встречает Стеллину. Все эфемеры Уоллеса и Сопротивления отпадают, когда он наконец увидится с ней, подчеркнув индивидуальность. В этом истинное значение фильма.
«Бегущий по лезвию 2049» о том, что жизнь зависит от личных убеждений и любви
Концовка Декарда объединяет две ключевые темы, которые мы постоянно упоминали: вера и любовь, и что они — ключ к жизни. Они раскрываются вместе, преподносятся внешними аспектами, но обретают форму в арке Кея. И, применяя их к герою оригинала, фильм 2049 отвечает на главный вопрос оригинала.
Теперь вера и связанная с ней аллегория не столь ограничительна или тщеславна, как в других недавних фильмах, исследующих эту тему. Хотя у Сопротивления есть религиозные параллели, «вера», которую они открывают, шире. Речь идет о смысле цели и осознании себя. Это заставляет идти рука об руку с любовью как личной и бескорыстной эмоцией, которая положительно действует на тебя.
Арка Kея завершается трагическим способом — он находит в этом утешение, но в случае в Декардом, который является кульминацией этих тем, фильм заканчивается на чистом оптимизме — сейчас и в течение последних 30 лет. Мы видим, что его настоящей аркой в оригинале был роман с Рэйчел; положительное влияние, а не эмоциональное нарушение убийства близких людей.
В 1982 году «Бегущий по лезвию» спросил, что значит быть человеком. В 2017 году «Бегущий по лезвию 2049» ответил, что это значит жить.