в чем смысл фильма апостол с мироновым
Миронов спалил волосы и стал «блатным», а Фоменко набрал вес и влюбился: как снимали сериал «Апостол»?
В эти выходные телеканал «МИР» покажет многосерийный фильм «Апостол» с Евгением Мироновым в главной роли. Военно-исторический сериал о борьбе советской и немецкой разведок вышел на экраны в 2008 году и сразу же стал самым рейтинговым событием на российском телевидении. Действие разворачивается в 1942 году. Немцы засылают в СССР своего агента, но операция проваливается: шпиона ловит НКВД. Им оказывается матерый вор-«медвежатник» Петр Истомин, прошедший в Германии школу диверсантов. Руководство НКВД решает перевербовать Истомина и тот сперва соглашается, но затем пытается бежать и погибает. Казалось бы, шанс упущен, но тут выясняется, что у Истомина есть брат-близнец – скромный учитель математики Павел. Чекисты решают завербовать Павла, и тот под видом своего брата отправляется в школу диверсантов, чтобы разыскать и уничтожить ее руководителя – опытного и неуловимого Гельдриха.
Смотрите сериал «Апостол» в воскресенье, 28 ноября, в 10:10 на телеканале «МИР».
Эта остросюжетная история, впервые показанная в 2008 году, продолжает собирать у экранов тысячи зрителей. При этом за кадром чуть ли не каждый день происходили свои, не менее захватывающие события. О том, как Евгений Миронов чуть не погиб во время съемок, в кого влюбился Николай Фоменко и зачем в титры вписали вымышленного «Ивана Иванова» – расскажем в нашей подборке.
Кадр из телесериала «Апостол», реж.Геннадий Сидоров, Николай Лебедев, Юрий Мороз, студия: Элегия, Мосфильм, 2008
Факт 1. Споры режиссеров и «мистер Икс» в титрах
Жаркие интриги на съемочной площадке начали закручиваться еще на ранних этапах производства сериала. В качестве режиссеров в титрах значатся два человека – известный читателю Юрий Мороз и некий Иван Иванов. На самом деле всего в проекте принимали участие три режиссера, и Юрий Мороз подключился к работе последним. Первые девять серий из 12 снял Геннадий Сидоров. По его замыслу, «Апостол» должен был стать историей «о человеке, чью жизнь бессмысленно давят и калечат бесчувственные жернова тупой власти».
Однако, когда около 60% материала уже было отснято, Сидоров рассорился с продюсерами и был отстранен от работы. В январе 2007 года ему на смену пришел режиссер Николай Лебедев, ранее работавший с Евгением Мироновым на съемках триллера «Змеиный источник». Но Лебедев попросил не указывать свое имя в титрах, так как не считал «Апостола» своей работой. Наконец в апреле 2007 года к съемочной бригаде присоединился режиссер Юрий Мороз, чья дочь, актриса Дарья Мороз, исполнила в сериале главную женскую роль – жены Павла Истомина Лиды.
Таким образом, Мороз фактически работал над «Апостолом» только последние два с половиной месяца. Но кто же тогда загадочный Иван Иванов, указанный в заставке как режиссер-постановщик? На самом деле это и есть Геннадий Сидоров. После своего скандального ухода он потребовал, чтобы его имя в титрах не упоминали, так как не хотел нести ответственность за проект, который, как он считал, безнадежно испортили.
«Мне стыдно ставить под этим свою фамилию! Хорошими получились только те сцены, которые монтировал я. Все остальное – детский лепет на лужайке. Я очень хохотал. Юрий Мороз имеет великий талант испортить классный материал. Мне, естественно, обидно: это ведь моя деточка, только получилась она какая-то обрезанная, без ручек и ножек», – сокрушался Сидоров. Впрочем, реакция зрителей показала обратное: в первые же дни показа рейтинги «Апостола» превзошли все возможные ожидания.
Кстати, в список режиссеров вполне можно включить и самого Евгения Миронова. Едва ознакомившись со сценарием, актер по-настоящему загорелся идеей экранизировать непростую историю двух братьев-близнецов. Он сам искал подходящие локации для съемок, участвовал в подборе актеров и решал многие организационные вопросы. А в заключительной серии Миронов даже сам выступил в качестве помощника режиссера.
Факт 2. Жить по понятиям учили уголовники
С актерской точки зрения, Евгению Миронову в «Апостоле» тоже выпала непростая задача. Ему пришлось играть сразу двух персонажей, которые, даром что близнецы, совсем не похожи друг на друга. Петр – закоренелый преступник, самый настоящий урка, да к тому же предатель родины, сотрудничающий с немцами. Павел – его полная противоположность: тихий, скромный учитель математики, примерный семьянин, который и мухи не обидит, да к тому же близорук. Но, поскольку по роли герой Миронова должен был перевоплотиться в своего брата и втереться в доверие к немцам, в реальности ему тоже пришлось серьезно потрудиться.
По сути, Евгений играл не две, а целых три роли: учителя, уголовника и учителя, который притворяется уголовником. Чтобы как можно точнее попасть в образ, Миронов днями и ночами штудировал словари воровской лексики. В итоге к концу съемок известный своей интеллигентностью актер в совершенстве овладел блатной феней.
Помогли ему в этом не только книги, но и реальные уголовники. Правда, с настоящими медвежатниками ему так и не довелось пообщаться, но с некоторыми «авторитетами» его все же свели. Один из них даже научил Миронова песне, которую он впоследствии вложил в уста своего героя: «Отец мой Ленин, а мать Надежда Крупская…» А другой сделал актеру металлические коронки, чтобы его герой смотрелся еще более угрожающим. Сам Миронов впоследствии признавался, что, хотя конкретного прототипа у Петра Истомина не было, многие его черты он «срисовал» со своего дяди, который с малых лет скитался по тюрьмам.
Факт 3. Злополучная граната и облысевший Миронов
Вообще, на съемках «Апостола» Евгений Миронов был одним из самых профессиональных и дисциплинированных актеров, что неоднократно подтверждал и Юрий Мороз, и другие члены съемочной группы. Артист не только изучил воровской жаргон, но и большую часть трюков выполнял сам, не прибегая к помощи каскадеров.
«Женя Миронов готовился к этой роли месяца три в лучшем случае. Будучи и без того спортивным человеком, он тренировался прыгать с парашютом, обучался приемам борьбы, стрельбы из разных видов оружия», – рассказывал Юрий Мороз.
Впрочем, одна из сцен едва не закончилась трагедией. Миронову нужно было бросить гранату в вагон и быстро отпрыгнуть за стенку. На репетициях все прошло идеально, но на съемках случился казус: пиротехники не рассчитали силу ветра, и бедному артисту пламенем опалило все волосы на голове. Но сам Миронов был так увлечен процессом, что даже не заметил этого. До конца съемок гримерам приходилось тщательно гримировать актеру голову, а сцена со взрывом действительно получилась очень зрелищной.
Факт 4. «Обкуренный» чекист Фоменко
Еще одним важным персонажем в «Апостоле» является капитан НКВД Алексей Хромов, который помогал главному герою перевоплощаться в бандита-диверсанта. В роли Хромова сценарист Олег Антонов с самого начала видел лишь одного человека – Николая Фоменко. Они с актером были давними друзьями, и Антонов сразу же предложил Фоменко прийти на пробы. Тот сперва отказался: у него в тот период было слишком много работы помимо кино. Но вскоре в его графике произошли изменения, и Фоменко вспомнил о приглашении на съемки. Роль оказалась еще свободна.
Самому Фоменко было интересно попробовать себя в образе сурового вояки-чекиста. Однако многих такой выбор удивил – все-таки комедийное амплуа крепко пристало к нему. Чтобы выглядеть в кадре более внушительно, Фоменко отправился в спортзал и набрал несколько килограммов мышечной массы.
В конце сериала Хромова по сценарию много и жестоко пытают. Во время этих съемок Николаю Фоменко пришлось действительно несладко. Сцену, где он, валяясь на холодном полу, харкает «кровью» и просит у бывшего начальника закурить, сняли далеко не с первого дубля. В итоге актеру пришлось выкурить целую пачку сигарет, из-за чего к концу съемочного дня он выглядел слегка «обкуренным». Но результатом был явно доволен!
Факт 5. Любовные тайны капитана Хромова
Впрочем, стоит сказать, что, помимо тренировок, избиений в камере и травмирования легких, у Николая Фоменко на съемках «Апостола» было немало приятных моментов. Журналисты, которых допустили на площадку, как-то заметили, что актер в перерывах все время бегает в коридор и кому-то звонит. Подслушав разговор, репортеры поняли, что Николай разговаривает с любимой женщиной: он то и дело называл ее ласковыми словами и, казалось, буквально сиял от счастья. Между тем как раз в то время, как известно, Фоменко находился на стадии развода со своей третьей женой Марией Голубкиной, поэтому на другом конце провода явно была не она.
Личность таинственной возлюбленной актера раскрылась довольно быстро. Ею оказалась Наталья Кутобаева, которая в то время работала пресс-секретарем губернатора Санкт-Петербурга, а с 2011 года руководит пресс-службой Совета Федерации. Наталья разделяет интерес Николая к автогонкам и вообще любит экстрим, увлекается виндсерфингом. В 2008 году они поженились, а через год у пары родился сын Василий.
Факт 5. Снимали по всему миру
Действие сериала разворачивается в трех странах – России, Германии и Иране. Но съемки велись буквально по всему миру – в России, Беларуси, Франции, Чехии и даже Африке. Так, военный Берлин снимали в Праге. Причем работать приходилось ночью, чтобы в кадр не попадали современные автомобили и прохожие. В «роли» Лубянки выступил госпиталь имени Бурденко, а школу диверсантов снимали под Вологдой, в музейной части Кирилло-Белозерского монастыря: декораторы построили там два концлагеря и речную переправу. Поскольку в здании школы происходит большая часть событий фильма, жители Кириллова долгое время могли наблюдать за съемочным процессом и даже сами принимали в нем участие, снимаясь в массовке.
А вот Москву 1940-х, как ни странно, снимали в Минске. Дело в том, что на улицах города практически нет рекламных баннеров, которые могли бы случайно попасть в кадр. Также съемки велись в Серпухове, Череповце, Пскове и в павильонах Мосфильма, а сцены, которые по сюжету происходят в Иране, снимали в Тунисе.
Факт 6. Дворик из прошлого и борьба с домофонами
В сериале есть эпизод, где Хромов гонится за убегающим Петром Истоминым, который впоследствии погибает от пули другого чекиста. Создатели фильма долго не могли найти место для съемки этой сцены. Проблема в том, что в большинстве московских домов (даже самых старых) слишком много современных деталей: пластиковые окна, домофоны, припаркованные рядом машины – все это тут же бросилось бы в глаза.
Нужную локацию искали чуть ли не по всей России – киношники побывали и в Туле, и в Серпухове. Но в итоге подходящий вариант все-таки нашелся в Москве, неподалеку от станции метро Новослободская. Правда, операторам все же пришлось проявить все свое умение, чтобы во время динамичной погони в кадр не попали никакие приметы современности.
От некоторых из них, впрочем, никак нельзя было избавиться: например, не вырвешь же из двери подъезда домофон. Тут за дело взялись реквизиторы и моушн-дизайнеры: домофоны заклеили плакатами с военными лозунгами, а газовые трубы убрали при помощи компьютерной графики.
Тогда пиротехники отправилась на берег ближайшего озера. Там они подожгли 60 литров солярки, которая рванула с такой силой, что у всех машин в округе завыли сигнализации, а у местных жителей перестали работать мобильные телефоны.
А за монастырским забором помощники режиссера тем временем потрошили подушки и разбрасывали по ветру пух и перья, изображая деревенских кур, которых разметало взрывной волной. Отдельно сняли актеров, забросанных землей, а уже потом соединили все кадры воедино, получив эффектную сцену. Не волнуйтесь: ни одна курочка во время съемок не пострадала!
Апостол (2008)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
содержание серий
2 серия.
У Хромова есть месяц на то, чтобы сделать из Павла Истомина точную копию его брата-близнеца Петра. Задача не из легких: Пётр – хищник, уголовник, превосходный боец; Павел – скромный учитель, к тому же сильно близорукий. Однако выхода нет ни у Хромова, которому в случае провала грозит трибунал, ни у Павла, опасающегося за судьбу жены и приёмного сына. На Лубянке полным ходом идёт работа по превращению интеллигентного очкарика в матерого вора. Жене Павла, Лиде, сообщают, что её муж умер от сердечного приступа.
4 серия.
Павел проваливает первое задание, однако на обратном пути ему представляется случай показать, на что он способен. В результате вера Хромова в успех игры только подкрепляется. Вскоре приходит известие о том, что Истомина вызывают обратно в школу. Перед отъездом Павел сбегает от Хромова и приходит в родительский дом, где несколько лет назад у него на глазах был арестован отец.
5 серия.
Операция «Апостол» начинается. Истомин переходит через линию фронта и попадает в школу диверсантов. Встречают его неласково: Павлу приходится пройти через жестокую процедуру проверки, которой подвергаются все диверсанты, удачно вернувшиеся с задания.
6 серия.
Истомин обживается в школе диверсантов. И, хотя подготовлен он отлично, но сюрпризы подстерегают на каждом шагу: в жизни школы есть масса нюансов, о которых даже не догадывались в Москве. Павлу приходится ориентироваться по ситуации. В награду за хорошую службу начальство школы отправляет Истомина в краткосрочный отпуск в Берлин. Там его ждет самая непредсказуемая встреча …
7 серия.
В школе диверсантов, наконец, появляется Гельдрих. Вместе с ним Истомин отправляется на охоту. Там Павлу предоставляется прекрасная возможность расправиться с врагом и выполнить задание. Еще немного, и операция «Апостол» будет близка к завершению. Но в самый последний момент Истомин начинает чувствовать подвох…
8 серия.
За спасение Гельдриха Истомин получает награду: медаль и отрез для костюма. Материя приходится, как нельзя, кстати. Истомин спокойно входит в контакт со связным, работающим его в городе под видом портного. Через канал связи он просит Хромова о встрече, чтобы поделиться с ним своими наблюдениями, способными в корне изменить суть операции. Хромов отправляется за линию фронта.
9 серия.
Истомин пытается разгадать тайну подлинной личности Гельдриха. Отец готовит для него поддельные документы и возможность побега в Аргентину, но Истомин отказывается, опасаясь за семью. Хромов готовит с ним новую крупную рискованную операцию, а в это время в Москве тучи сгущаются над ним самим.
11 серия.
Истомин с группой диверсантов направляется в городок Княжино: там должен быть захвачен эшелон. Но у сапожника, где назначена встреча со связным, его ждёт засада…
12 серия.
Похитив секретные документы, Истомин сбегает с ними в Иран, чтобы скрыться от немецкого начальства, и от НКВД. Там он готовится обменять документы на свободу для жены и сына и ждёт Хромова, который должен выйти с ним на связь. Но вместо Хромова к нему приезжают совсем другие гости…
«Апостол» без веры
В четверг на «Первом канале» закончился показ 12-серийного телефильма «Апостол». Обсуждению этого неоднозначного проекта «Известия» посвятили заседание очередного арт-клуба. На вопросы редактора отдела культуры Елены Ямпольской и кинообозревателя Виты Рамм в стенах редакции отвечали продюсер кинокомпании «Централ Партнершип», сорежиссер проекта Юрий Мороз, актриса Дарья Мороз и актер Николай Фоменко. Кроме того, о своей работе в «Апостоле» нам рассказал исполнитель главной роли Евгений Миронов.
Вита Рамм: Кто был инициатором проекта «Апостол»?
Елена Ямпольская: История полностью вымышлена или у Павла Истомина есть исторические прототипы?
Ю. Мороз: Олег говорил, что история вымышленная, но тут же делал ссылку, что среди его консультантов был человек, намекавший, будто нечто похожее произошло с его отцом. К сожалению, Антонову не удалось еще раз встретиться с этим человеком. А было бы интересно, если бы такая история вдруг всплыла.
Фоменко и Ю. Мороз (в один голос): А это и есть главная вера!
В 2005 году я пошел в Кремль и попросил дело своего прадедушки, адмирала флота, который был репрессирован и просидел в подвале Лубянки с 1942 по 1946 год. Их заставляли строить крейсер «Киров». И он был построен. Прадед отвечал за рулевые механизмы. Я прочитал все протоколы допросов, посмотрел фотографии, но 20 фото мне не дали, хотя я пришел, как понимаете, не с улицы. Эти 20 снимков зашиты в отдельном конверте, потому что смотреть на них нельзя, такое это страшное свидетельство пыток. С них еще не снят гриф «секретно». Сложно даже представить, через что ему пришлось пройти. Его допрашивали непрерывно шестнадцать суток. Все это время он сидел на табурете. Все запротоколировано по дням и часам. На третьи сутки уже ответов нет. От человека просто ничего не оставалось.
Но после всего пережитого он строил крейсер, потому что была его жена, были дети. Он не мог не думать о них. А потом в 1946 году собралась тройка, которая приняла решение, что прадедушку моего заставили оговорить себя. Да, ответил прадедушка, я не виноват, меня заставили под пытками. И тройка торжественно объявила, что с него сняты все обвинения и он реабилитирован. Он как был в тапочках, так и приехал из Москвы домой в Ленинград. В конце 1947 года ему позвонили и сообщили, что принято решение о награждении его орденом Ленина. Он ответил: «Спасибо, не надо» и повесил трубку. Все впали в тихий ужас, думали, что опять арестуют, но обошлось.
Фоменко: Во-первых, у меня нет уверенности, что можно говорить о победе. Сколько людей мы уложили? Двадцать миллионов? Тридцать? Сорок? До сих пор неизвестно точное число погибших. А похожи ли системы? Да все системы похожи.
Фоменко: Чтобы съесть! (Смеется.)
Рамм: Финальные кадры явно намекают, что Павел вместо реальности видит прекрасный мираж. Возможно, это посмертное видение. А как было по сценарию?
Фоменко: Вот здесь мы останавливаемся. Я не хотел бы говорить, привез Хромов Истомину семью на самом деле или нет. В любом случае Павел Истомин победитель, он выстрадал свое счастье. А воссоединились они на небесах или на земле, не так важно.
Ямпольская: Николай, как вам работалось в партнерстве с Мироновым?
Дарья Мороз: Мы все на площадке чувствовали себя комфортно. Было время для репетиций, для обдумывания. У меня сцены были тяжкие. Снимали в реальной психбольнице, правда, в корпусе, где нет больных. Кстати, главврача тоже сыграл реальный врач, не актер. Но морально это давалось тяжело, так что вся группа меня трогательно оберегала.
Ямпольская: Что говорят вам об «Апостоле» друзья, коллеги, просто зрители? Каков резонанс?
Д. Мороз: Мне говорят, что не могли оторваться, смотрели на одном дыхании.
Рамм: А почему так по-американски выглядят сцены, когда сам Павел начинает тренировать свою тройку? Только что «йес, сэр!» не кричат.
Фоменко: Мы старались быть понятными молодежи.
Ю. Мороз: Тренировки показывают, в каком нервном напряжении находится герой Миронова. Для Павла важно, чтобы его люди были способны выгрызть документы из охраняемого вагона. У него пути назад нет, он должен дойти до конца.
Рецензия на фильм «Апостол»
На Первом канале одновременно с DVD-релизом стартовал шпионский сериал «Апостол», в котором школьного учителя Евгения Миронова превращают в урку и шпиона, чтобы сподручней было бороться с фашистами.
Трейлер
Немцы в начале войны забрасывают в СССР диверсантов, которых тут же ловят. Один из них – медвежатник в законе, приблатненный такой, веселый и бесстрашный Евгений Миронов. Его пытается расколоть матерый контрразведчик, капитан НКВД Николай Фоменко. В процессе вор бежит, и при попытке к бегству его убивают, так и не расколов.
Кадр из сериала «Апостол»
Но – не велика потеря. У вора есть брат-близнец, очкарик, репрессированный школьный учитель. Его тут же привозят с Соловков и начинают учить воровскому и диверсионному делу, чтобы он вышел на связь с Абвером и стал двойным агентом – вместо своего брата-уркагана. Учителю будет трудно, но на истинный путь его выведет вера православная.
Военно-исторический сериал начинал снимать Геннадий Сидоров («Старухи» (2003)), ушел, проект отдали на передержку Николаю Лебедеву («Звезда» (2002) и «Волкодав» (2006)), ну а потом уже это снимал Юрий Мороз («Подземелье ведьм», «Каменская»), который проект и закончил. В титрах в результате написано «Иван Иванов, Юрий Мороз».
Кадр из сериала «Апостол»
Создателям фильма страшно повезло со звездой. Евгений Миронов играет разных – действительно разных – людей, и очень убедительно прокручивается через лагерно-шпионскую мясорубку, перевоплощаясь из мягкого интеллигента, страдающего от столкновения с абсурдной кафкианской государственной машиной, в нечто ужасное, но не потерявшее при этом человеческого облика. От Фоменко, в свою очередь, ждешь все время подвоха, репутацию просто так не побороть. Приятный шок от того, что никакого подвоха нет, изрядно скрашивает просмотр – Фоменко и в самом деле актер.
Жизнь украшают прекрасные цитаты и намеки не только из «Джентльменов удачи» или тех же «17 мгновений весны», но и из классического трэша: одна из героинь «Апостола» – мятая блондинка в сапогах, Хильда, волчица Абвера, комендант разведшколы. Кроме того, создатели картины очень внимательно подошли к форме, технике и оружию. И ничего, что по их версии на весь третий рейх есть только один малиновый двухдверный «мерседес» и что один из актеров, бедняга, перепутал калибр немецкого единого пулемета, стоя прямо перед плакатом, на котором пулемет был нарисован, а калибр указан. Не сценарист же это задумал?
Кадр из сериала «Апостол»
Но если начать говорить о ляпях, можно увлечься. И вообще – рискнули же в фильме «Сволочи» (2005) командой детей-диверсантов, и никто, кстати, не извинился. Вопрос, собственно, не в деталях – в фильме практически не идет речи о том, что немецкие упыри напали на нашу советскую Родину. Эта господствовавшая некогда позиция утрачена, и на смену ей пришло мнение, что это была схватка двух равновонючих бульдогов. При этом одна из причин успеха «Ликвидации» (несмотря даже на абсурдных «лесных братьев» в одесских степях) заключалась в том, что это был почти деидеологизированный сериал, в котором не было ни просоветских патриотических, ни новорусских антисоветских мифологем. Просто уголовный розыск боролся с бандитами и шпионами, как он бы делал это при любой власти, чей бы портрет не висел в кабинете. «Апостолу» такая сдержанность тоже пошла бы.
Кадр из сериала «Апостол»
И последняя печаль. Лучше всего этим двум сериалам – «Ликвидации» и «Апостолу» – удались филологические реконструкции. «Апостольская» феня, может, и непохожа на то, как говорят или говорили в тюрьмах, но звучит, особенно из уст Миронова, органично и красиво. Однако, Первый канал отцензурировал все неприличное, вырезал слово «сука», оставив бурление языка поклонникам просмотра сериалов на DVD, который вышел еще до старта сериала. Что ж, поскольку фильм отчасти о свободе и несвободе выбора, наверное это логично.