в чем смысл эпилога романа преступление и наказание
В чем смысл эпилога романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
У Достоевского нет ничего, кроме человека, нет природы, нет мира, нет в самом человеке того, что связывает его с природным миром вещей, с бытом, с объективным строением жизни. Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» – одно из важнейших произведений мировой литературы, книга великой скорби. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды – основная идея романа.
Итак, что же происходит в эпилоге романа «Преступление и наказание»?
Сибирь. Острог. В результате всех смягчающих обстоятельств (болезнь, не воспользовался деньгами, явка с повинной, а также то, что когда-то Родион спас двоих детей во время пожара, на свои деньги почти год содержал больного сокурсника) Раскольникова приговорили всего к восьми годам каторги.
В бреду Раскольникову чудилось, что весь мир должен погибнуть из-за болезни. Ему мерещилось, будто есть микроб, точнее духи, одаренные умом и волей, которые вселяются в людей, делая их бесноватыми и сумасшедшими, но зараженные считают себя умными и неколебимыми в истине. Люди заражаются, начинают убивать друг друга, пожирать…
Как-то утром Раскольников идет на «работы», видит дальний берег реки, где «была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его». К герою приходит Соня. Раскольников бросается к ее ногам, плачет. Он понимает, что бесконечно любит ее.
Раскольникову оставалось еще семь лет каторги, но он чувствовал, что воскрес! Непонятно, почему, но отношение каторжников к герою изменилось. Раскольников понимает, что «наступила жизнь», под подушкой у него лежит Евангелие.
Так заканчивается роман Достоевского. Основную мысль, которую автор проводит в финале – возрождение человека через веру в Христа.
Достоевский оставляет своему герою возможность искупления и воскрешения с помощью веры. В судьбе Раскольникова велика роль страдалицы Сони Мармеладовой, помогающей ему очиститься от скверны силой христианской любви. Русское сердце Раскольникова тянется к светлому, духовному, преодолевает зло. То человеческое, что было в герое (содержал почти год на свои средства больного товарища-студента, спас из огня двоих детей, помогает, отдавая последние деньги на похороны, вдове Мармеладова и т.д.), способствует скорейшему воскрешению Раскольникова. Герой понимает, что путь, на который он встал, неверен, но считает, что «теория здесь ни при чем», просто «я такая же вошь, как и все».
Воскрешает Раскольникова к новой жизни Соня. В ее образе особенно ярко воплотилась идея Достоевского о «грязи физической» и «грязи нравственной». Несмотря на то, что Соня жила в «физической грязи», вынуждена была торговать своим телом, она нравственно чиста. Страдания только укрепили ее душу. Теории Раскольникова противопоставляется христианская идея искупления своих и чужих грехов страданием. Именно когда для Раскольникова открывается мир христианских духовных ценностей, он окончательно воскресает к жизни.
Счастье Родиона Раскольникова заключается, конечно же, в том, что он встретил Сонечку, способную понять его и принять таким, какой он есть. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека.
Прочитав «Преступление и наказание», я лишний раз убедилась в том, что Достоевский – тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого.
Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» эпилог заключает в себе очень большой смысл, ведь именно в нём раскрывается дальнейшая судьба героев произведения, а главный герой произведения, Родион Романович Раскольников, приоткрывает нам частичку своей души и своего внутреннего мира. Невозможно переоценить значение данной части романа, в которой Родион Романович раскрывается как персонаж с совершенной новой и чистой стороны, своим примером показывая, что у каждого человека есть шанс на новую жизнь.
Эпилог «Преступления и наказания» можно разделить на две части – событийную и непосредственно психологическую. В событийной части Достоевский рассказывает нам, что происходило в жизни Родиона Раскольникова после признания в совершённом преступлении. Сосланный в Сибирь после вынесения приговора, Раскольников замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, и лишь присутствие любимой, Сонечки Мармеладовой, даёт главному герою силы двигаться дальше. Жизнь остальных героев романа течёт размеренно и предсказуемо – Дунечка, сестра Родиона, выходит замуж за Разумихина, а пожилая Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, умирает, так и не дождавшись встречи со своим сыном.
В более глубокой части эпилога, которую, на мой взгляд, можно назвать психологической, Фёдор Михайлович впускает читателей в душу Раскольникова, открывая нам мир его мыслей и переживаний. Можно заметить, насколько сильно меняется Родион Романович во время отбывания наказания в Сибири. Главный герой понимает, насколько он счастлив, ведь у него есть любимая девушка, с которой он проживёт долгую и счастливую жизнь, как только выйдет на свободу, что впереди – долгие и долгие годы, которые он может прожить так, как захочет. Возникает ощущение, что Раскольников, слепой ранее, внезапно прозревает – настолько кардинально меняется его мировоззрение и отношение к жизни вообще.
Помимо всего прочего, в жизни Родиона Раскольникова находится место и для религии – обратившись к христианству, Раскольников понимает, что и у его души есть шанс на спасение, несмотря на то преступление, которое он совершил в минуту душевного замешательства. Его привлекает идея жизни в гармонии с самим собой, окружающим миром и Богом, и именно это и помогает главному герою романа окончательно навести порядок в собственной душе, а Евангелие становится верным другом и вечным спутником Родиона Романовича в течение всего дальнейшего жизненного пути.
Я полагаю, что произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» показывает читателям, что у каждого из нас есть шанс измениться к лучшему, и что совершённые ошибки, пускай и самые тяжёлые, не ставят крест на судьбе человека, не выносят ему пожизненный приговор. Всегда есть шанс на очищение, стоит лишь осознать свою готовность к этому, раскаяться, понести своё наказание, а после, возродившись, продолжить свою жизнь, стремясь проживать её в гармонии и балансе.
Вариант 2
Мощнейший эпизод «Преступление и наказание» —эпилог. Несмотря на, что кульминация прошла, и события «физического» уровня случились (убийство, явка, наказание), но в эпилоге истинная, духовная вершина.
Эпилог состоит из двух частей. В первой писатель рассказывает об судебном процессе над главным героем. А также о том, как сложилась судьба наиболее близких ему людей: матери, сестры, друга. Стоит отметит, что пейзаж очень важен в этой части романа.
Сделав признание, Родион не покаялся. В тюрьме он жалеет о признании. Ощущение своей правоты не исчезло, он лишь стал ненавидеть собственную слабость. Но тут случаются малопонятные вещи: другие осужденные почему-то испытывать беспочвенную неприязнь к нему. Для него это странно. Ведь их злодеяния порой страшнее. К тому же они не знакомы с ним! В то же время они с почтением смотрят на Соню, навещающую Родиона, несмотря на то, что они и с ней совсем незнакомы! Однажды эти люди с воплями «Безбожник!» кидаются на него, бьют, и лишь охранник мешает им добить его.
Ему непонятно из-за чего так происходит? Ответ он получает во сне про. Он видит эпидемию, поразившую человечество. Как будто возникли некие микроскопические трихины. Их действие необычно. Те, кто ими заболевают, делаются бесноватыми, но они считают, что правы и совершенны. Очнувшись, главный герой не понимает, но ощущает душой то, что неосознанно возненавидели в нем каторжники: он поражен этой заразой! Она является неверием, гордыней, презрением к другим! И когда Родион видит свою любимую, душа возрождается. Он плачет. Невыразимая боль, но уже не беспросветная, а дарующая свет, заставляет его склониться к ее ногам в рыданиях. Слезы очищают мятущееся сердце!
Это истинная кульминация произведения! Это — победа любви и веры! Это — истинное раскаяние, которое дает возможность спасения любого грешника! Именно в этой части произведения, ощущаются что-то светлое и жизнеутверждающие. Они предвещают духовное возрождение Родиона. Тут чувствуется вера Достоевского в то, что в каждом сердце присутствует искра Божья. Это подчеркивается тем, что в эпилоге еще раз упоминается Евангелие и воскресение Лазаря.
Сочинение Эпилог в романе Преступление и наказание
Как и полагается в эпилоге, здесь показаны судьбы основных героев романа. Также делаются некоторые выводы. Но нельзя сказать, что ставится точка в романе.
Рассказывается кратко, как проходил весь процесс – суд над Родионом. С одной стороны, его готовы были признать практически больным. То есть всё указывала на то, что совершал преступление своё он в «горячке». Многого он не помнил, например, он даже не посмотрел в кошелёк, который спрятал под камнем во дворе. Между прочим, бумажные деньги из-за дождей размокли – испортились. То есть воровство – не было его целью. Свидетельствовали все, что после всё время Родион болел. Кроме того, узнали, что он совершил много добрых дел. Например, помогал больному студенту, а после его смерти – немощному отцу того. А ещё однажды он вытащил из пожара детей, при этом сам получил травмы. Говорится, что в то время теория как раз «временного помешательства» вошла в моду. И Родион, который ещё и сам в своём преступлении признался, когда следствие почти зашло в тупик, мог бы, вообще, легко отделаться.
Но он сам утверждал, что совершил преступление осознано. Он планировал всё – с холодным умом. Такие признания не шли ему на пользу. В результате, Родиона осудили, но не так строго.
Думаю, что было и то, и то. Родион задумал преступление, но сделал его в «горячке». А после – муки совести…
Из эпилога мы узнаём, что Дуня вышла замуж. Соня осталась при арестанте в Сибири.
Также рассказывается в эпилоге, что мать его очень страдала, почти сама помешалась. Она начала подходить к незнакомым людям и говорить им, что сын у неё хороший, что он детей спас… Родион волновался за неё, спрашивал. Но он сам впадал в какую-то депрессию. Когда ему (не сразу) сообщили об её смерти, он не особенно отреагировал. Но через какое-то время он сам оказался в госпитале (с арестантами).На этоми заканчивается эпилог и само произведение.
Родя Раскольников, видимо, не очень думал о матери, когда шел на «дело». А ведь сынок для неё был самым важным в жизни. Неужели, он не понимал, как она будет страдать? А у него мозг был занят только философскими вопросами… А после стало уже слишком поздно что-то менять, исправлять.
4 вариант
Эпилог романа «Преступление и наказание» играет ключевую роль в произведении. Достоевский разделил эпилог на 2 части. Сначала читатели узнают о дальнейшей судьбе главных героев. А потом автор рисует внутренний мир Родиона, когда он уже находится в заключении.
Из первой части эпилога мы узнаем, что Раскольников не пытается скрыть правду о совершенном им преступлении, он все рассказывает суду. Судья, выслушав рассказ главного героя, заключает, что Родион во время убийства был в помешательстве. Суд приговаривает Раскольникова к 8 годам лишения свободы и ссылает его в Сибирь. Вслед за главным героем в Сибирь направляется и Соня.
Мама Раскольникова умирает. Перед своей смертью она продолжительное время находится в бреду. Она догадывается, что с ее сыном что-то стряслось. Но все ее окружение скрывает от нее правду. Ни на минуту ее не оставляет мысль о судьбе ее сына.
Читатели узнают, что Разумихин и Дуня поженились. Они строят планы на будущее, где собираются уехать на север и жить с Родионом.
Соня же находится в Сибири вместе с Родионом. Именно от нее мы узнаем о поведении и состоянии Раскольникова. Главный герой совсем закрылся в себе, он избегает любого общения с другими людьми. Соня очень переживает и беспокоится за состояние Родиона. Именно из-за этого она пытается найти в городе людей, которые могли бы помочь герою.
Вторая часть эпилога открывает перед нами чувства Раскольникова. Он осознает, что просто бездумно загубил свою жизнь. Убив человека, он ничего никому не доказал.
Уже в самом начале своего заключения у Родиона не складываются отношения с другими заключенными. Раскольников чуждится других, он очень замкнут. Именно своим диковатым поведением он настроил всех против себя, это привело к тому, что на него напали во время церковной службы.
Достоевский демонстрирует читателям, как изменился Родион после выписки из больницы. Теперь он совершенно другой человек, с другим взглядом на жизнь. Только сейчас герой наконец-то осознает, что дни в заключении пролетят очень быстро, а впереди его ждет светлое будущее с самым близким и любимым человеком.
Стоит отметить, что значительную роль в повествовании играет пейзаж. Сначала мы находимся в холодном, сером, тяжелом Петербурге, а затем переносимся на берега реки, где будто даже дышать легче.
Конечно, эпилог – это своеобразное подведение итогов в романе. Автор создал его, чтобы показать нам, как вырос главный герой, как он изменился. Интересно, что даже в самый момент совершения героем убийства мы не чувствуем к нему отвращения. Для нас он человек с заблудшей душой, его жалко, ему можно посочувствовать. Именно в конце произведения мы видим, что герой нашел свой истинный путь, он осознал свои ошибки и готов идти дальше.
Также читают:
Картинка к сочинению Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
На картине И. С. Остроухова «Золотая осень» изображено прекрасное время года. Деревья уже переоделись в золотой наряд, но нет еще осенних дождей и промозглой погоды.
На мой взгляд, Тарас Бульба представляет собой одно из наиболее патриотических произведений русской литературы. Гоголю удалось создать такие образы, которые воодушевляют и дают весьма содержательное понимание разумного отношения к себе и родине.
Иванами, не помнящими своего родства, называют людей, которые забывают о своей родине, традициях своего народа. Таким людям не интересно прошлое родной страны. Докажем данное утверждение на примерах.
В чем смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”?
У Достоевского нет ничего, кроме человека, нет природы, нет мира, нет в самом человеке того, что связывает его с природным миром вещей, с бытом, с объективным строением жизни. Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется.
Н. А. Бердяев
Роман Достоевского “Преступление и наказание” – одно из важнейших произведений мировой литературы, книга великой скорби. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды – основная идея романа.
Главный герой – студент-юрист Раскольников – убивает
За одну жизнь – сотни спасенных жизней! Но дело не только в этом. Своим преступлением герой Достоевского стремился выбиться в Наполеоны, над которыми невластны нравственные законы.
Раскольников в начале романа не считает убийство “вредной” старушонки преступлением. Жизнь старухи для него значит не более, чем жизнь вши. Эта исходная позиция героя, в дальнейшем “управляемая” автором.
Жизнь человека бесценна – вот кредо
В остроге все преступники очень дорожили своей жизнью, что удивляло Родиона.
Героя никто не любил, скорее, наоборот, – ненавидели. Одни говорили: “Ты барин! Тебе ли было с топором ходить!” Другие: “Ты безбожник!
Он понимает, что бесконечно любит ее.
Раскольникову оставалось еще семь лет каторги, но он чувствовал, что воскрес! Непонятно, почему, но отношение каторжников к герою изменилось. Раскольников понимает, что “наступила жизнь”, под подушкой у него лежит Евангелие.
Так заканчивается роман Достоевского. Основную мысль, которую автор проводит в финале – возрождение человека через веру в Христа.
Достоевский оставляет своему герою возможность искупления и воскрешения с помощью веры. В судьбе Раскольникова велика роль страдалицы Сони Мармеладовой, помогающей ему очиститься от скверны силой христианской любви. Русское сердце Раскольникова тянется к светлому, духовному, преодолевает зло. То человеческое, что было в герое (содержал почти год на свои средства больного товарища-студента, спас из огня двоих детей, помогает, отдавая последние деньги на похороны, вдове Мармеладова и т. д.), способствует скорейшему воскрешению Раскольникова.
Герой понимает, что путь, на который он встал, неверен, но считает, что “теория здесь ни при чем”, просто “я такая же вошь, как и все”.
Воскрешает Раскольникова к новой жизни Соня. В ее образе особенно ярко воплотилась идея Достоевского о “грязи физической” и “грязи нравственной”. Несмотря на то, что Соня жила в “физической грязи”, вынуждена была торговать своим телом, она нравственно чиста.
Страдания только укрепили ее душу. Теории Раскольникова противопоставляется христианская идея искупления своих и чужих грехов страданием. Именно когда для Раскольникова открывается мир христианских духовных ценностей, он окончательно воскресает к жизни.
Счастье Родиона Раскольникова заключается, конечно же, в том, что он встретил Сонечку, способную понять его и принять таким, какой он есть. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека.
Прочитав “Преступление и наказание”, я лишний раз убедилась в том, что Достоевский – тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого.
Related posts:
Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» эпилог заключает в себе очень большой смысл, ведь именно в нём раскрывается дальнейшая судьба героев произведения, а главный герой произведения, Родион Романович Раскольников, приоткрывает нам частичку своей души и своего внутреннего мира. Невозможно переоценить значение данной части романа, в которой Родион Романович раскрывается как персонаж с совершенной новой и чистой стороны, своим примером показывая, что у каждого человека есть шанс на новую жизнь.
Эпилог «Преступления и наказания» можно разделить на две части – событийную и непосредственно психологическую. В событийной части Достоевский рассказывает нам, что происходило в жизни Родиона Раскольникова после признания в совершённом преступлении. Сосланный в Сибирь после вынесения приговора, Раскольников замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, и лишь присутствие любимой, Сонечки Мармеладовой, даёт главному герою силы двигаться дальше. Жизнь остальных героев романа течёт размеренно и предсказуемо – Дунечка, сестра Родиона, выходит замуж за Разумихина, а пожилая Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, умирает, так и не дождавшись встречи со своим сыном.
В более глубокой части эпилога, которую, на мой взгляд, можно назвать психологической, Фёдор Михайлович впускает читателей в душу Раскольникова, открывая нам мир его мыслей и переживаний. Можно заметить, насколько сильно меняется Родион Романович во время отбывания наказания в Сибири. Главный герой понимает, насколько он счастлив, ведь у него есть любимая девушка, с которой он проживёт долгую и счастливую жизнь, как только выйдет на свободу, что впереди – долгие и долгие годы, которые он может прожить так, как захочет. Возникает ощущение, что Раскольников, слепой ранее, внезапно прозревает – настолько кардинально меняется его мировоззрение и отношение к жизни вообще.
Помимо всего прочего, в жизни Родиона Раскольникова находится место и для религии – обратившись к христианству, Раскольников понимает, что и у его души есть шанс на спасение, несмотря на то преступление, которое он совершил в минуту душевного замешательства. Его привлекает идея жизни в гармонии с самим собой, окружающим миром и Богом, и именно это и помогает главному герою романа окончательно навести порядок в собственной душе, а Евангелие становится верным другом и вечным спутником Родиона Романовича в течение всего дальнейшего жизненного пути.
Я полагаю, что произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» показывает читателям, что у каждого из нас есть шанс измениться к лучшему, и что совершённые ошибки, пускай и самые тяжёлые, не ставят крест на судьбе человека, не выносят ему пожизненный приговор. Всегда есть шанс на очищение, стоит лишь осознать свою готовность к этому, раскаяться, понести своё наказание, а после, возродившись, продолжить свою жизнь, стремясь проживать её в гармонии и балансе.
Вариант 2
Мощнейший эпизод «Преступление и наказание» —эпилог. Несмотря на, что кульминация прошла, и события «физического» уровня случились (убийство, явка, наказание), но в эпилоге истинная, духовная вершина.
Эпилог состоит из двух частей. В первой писатель рассказывает об судебном процессе над главным героем. А также о том, как сложилась судьба наиболее близких ему людей: матери, сестры, друга. Стоит отметит, что пейзаж очень важен в этой части романа.
Сделав признание, Родион не покаялся. В тюрьме он жалеет о признании. Ощущение своей правоты не исчезло, он лишь стал ненавидеть собственную слабость. Но тут случаются малопонятные вещи: другие осужденные почему-то испытывать беспочвенную неприязнь к нему. Для него это странно. Ведь их злодеяния порой страшнее. К тому же они не знакомы с ним! В то же время они с почтением смотрят на Соню, навещающую Родиона, несмотря на то, что они и с ней совсем незнакомы! Однажды эти люди с воплями «Безбожник!» кидаются на него, бьют, и лишь охранник мешает им добить его…
Ему непонятно из-за чего так происходит? Ответ он получает во сне про. Он видит эпидемию, поразившую человечество. Как будто возникли некие микроскопические трихины. Их действие необычно. Те, кто ими заболевают, делаются бесноватыми, но они считают, что правы и совершенны. Очнувшись, главный герой не понимает, но ощущает душой то, что неосознанно возненавидели в нем каторжники: он поражен этой заразой! Она является неверием, гордыней, презрением к другим! И когда Родион видит свою любимую, душа возрождается. Он плачет. Невыразимая боль, но уже не беспросветная, а дарующая свет, заставляет его склониться к ее ногам в рыданиях. Слезы очищают мятущееся сердце!
Это истинная кульминация произведения! Это — победа любви и веры! Это — истинное раскаяние, которое дает возможность спасения любого грешника! Именно в этой части произведения, ощущаются что-то светлое и жизнеутверждающие. Они предвещают духовное возрождение Родиона. Тут чувствуется вера Достоевского в то, что в каждом сердце присутствует искра Божья. Это подчеркивается тем, что в эпилоге еще раз упоминается Евангелие и воскресение Лазаря.
Пролог и эпилог в литературе
Пролог и эпилог (от греч. prologos — предисловие; epilogos — послесловие). Если смотреть на пролог и эпилог с вершины сюжета, то они оказываются на самой его периферии — как подножие горы. Однако хорошие книги читаются иначе, во всяком случае, не с середины. Первые и последние страницы для нас не менее значительны, чем кульминационные.
Вызревшие в древнегреческом искусстве пролог и эпилог — продукт разложения синкретизма и памяти о нем. “Песни лиро-эпического характера представляются первым естественным выделением из связи хора и обряда”, — отмечал А. Веселовский. Напротив, драматурги еще долго пользуются лирической и эпической поддержкой, понимая, впрочем, что это поддержка со стороны. Стремительное вращение драматической коллизии неизбежно вытесняло прямое сообщение и отношение за границы фабульного действия. Так возникли пролог и эпилог.
Пролог и эпилог в драме
В античной драме пролог — это звучащая по преимуществу в исполнении хора историческая, бытовая или мифологическая предыстория будущих событии, а в эпилоге закрепляется финальная расстановка сил, подводится нравственно-философский итог произведения.
Постепенно происходило неуклонное сокращение пролога и эпилога, ослабление их роли. Если в большинстве трагедий Эсхила заключения и особенно вступления были развернутыми и многоступенчатыми, то уже древнеримские драматурги подчас обходились лишь непосредственным сценическим действием. Все чаще оно осознается как самодостаточное.
Вроде бы у Шекспира эпилогов еще немало, и все же в их необходимости великий писатель явно сомневается. В дальнейшем в своей привычной статической форме эпилоги надолго исчезают из драматических сочинений, да и прологи в основном становятся внесценическими: «предисловиями», “предуведомлениями”, «открытыми письмами», «разборами» пьесы Корнеля, Бомарше, Гюго снабжались уже при публикации.
Пролог и эпилог в эпосе
Иначе складывалась судьба пролога и эпилога в эпосе. В традиционных эпических жанрах (эпопея, героическая поэма, сказка) лирические вступления и заключения сведены к минимуму: в «Песни о Нибелунгах», например, для них хватило двух строф, первой и последней. Коротки запев и исход и в русских былинах. Они выполняют как бы орнаментальную или ритуальную функцию: «ворота открыты — ворота закрыты». Чаще всего пролог и эпилог сказителю попросту не были нужны. Рассказ замкнут на событии, он последовательно излагает одну судьбу, одно происшествие.
В эпосе пролог и эпилог начинают утверждаться вместе с развитием индивидуального творчества. В просветительском романе (у Филдинга, Голдсмита, Чернышевского), в таком дидактическом жанре, как басня, автор стремится дать точное направление для читательского восприятия, четко установить собственную мысль.
19‑м веке лирика все активнее вторгается в жанровую систему эпоса: развивается повесть с ее многообразными отступлениями от основной повествовательной линии, появляется очерк, а поэма превращается в лиро-эпическое образование. Именно в противостоянии ей и определяются теперь такие сюжетные компоненты, как пролог и эпилог. Здесь писатель высказывает то, что не может быть выражено через описание событий.
Образцом поэмного эпилога является заключительное лирическое отступление о птице-тройке в первом томе «Мертвых душ» Гоголя, а пролога — авторское вступление из “Медного всадника” Пушкина. Конечно, существуют и другие формы пролога: основное действие может предваряться пейзажами (как, например, в “Крыжовнике” Чехова), обобщающим образом-символом (цветок «татарина» в «Хаджи-Мурате» Л. Толстого), притчей («Дата Туташхиа» Ч. Амирэджиби). В эпических произведениях XIX-XX вв. пролог — короткая увертюра. Он задает тон, настраивает читателя на определенную волну.
Еще чаще и, пожалуй, осознаннее используется в эпической прозе эпилог. Особенно в русском классическом романе. Эпилогом завершается большинство крупных произведений Достоевского, Тургенева, “Обыкновенная история” Гончарова. Заметим, что исключительные отступления — такие, как «Часть вторая» “Эпилога” из “Войны и мира” Толстого — здесь сравнительно редки. Обычно в романных эпилогах перед нами все те же знакомые лица. И все-таки это не просто последующие истории. Скачок через пространство и время совершался писателями-реалистами для того, чтобы раскрыть сложность характера, непредсказуемость повеления человека, оказавшегося в новой обстановке.
Поражают метаморфозы, происходящие в конце эпилога с Рудиным. На протяжении всего романа он бездействует, разглагольствует и рефлектирует, а затем погибает на парижских баррикадах с красным знаменем в руке. Эпилог существенно меняет сложившиеся читательские представления, он подводит к мысли о том, что решительно проявить себя Рудину мешала, очевидно, вовсе не натура, а обстоятельства.
Прологи и эпилоги в лирике
В литературе двух последних столетий пролог и эпилог — монополия жанров эпических, однако их можно встретить и в драматических сочинениях (в “Фаусте” Гете, “Короле на площади” Блока, «Добром человеке из Сезуана» Брехта), и даже в лирике — причем не только в лирических книгах и циклах, но и в отдельных стихотворениях.
Поэтические формы каноничны, и поэт-новатор по-своему использует их в борьбе с инерцией читательского восприятия. Завязав разговор на привычном (для читателя-собеседника) языке, он совершает потом резкие смешения, нарушает рифменное, строфическое, сюжетное ожидание. В известном цветаевском стихотворении “Тоска по родине! Давно …” с самых первых строк нагнетается один и тот же мотив, внушается одна и та же мысль. И так вплоть до последней, десятой строфы, где происходит крутой перелом: «И все — равно, и все — едино./ Но если по дороге — куст/ Встает, особенно — рябина…» Такова концовка, в которой невысказанно, выдаваемая лишь едва дрогнувшим голосом, звучит опровергаемая тоска по родине, вполне сравнимая с эпилогом.
Сочинение Эпилог в романе Преступление и наказание
Как и полагается в эпилоге, здесь показаны судьбы основных героев романа. Также делаются некоторые выводы. Но нельзя сказать, что ставится точка в романе.
Рассказывается кратко, как проходил весь процесс – суд над Родионом. С одной стороны, его готовы были признать практически больным. То есть всё указывала на то, что совершал преступление своё он в «горячке». Многого он не помнил, например, он даже не посмотрел в кошелёк, который спрятал под камнем во дворе. Между прочим, бумажные деньги из-за дождей размокли – испортились. То есть воровство – не было его целью. Свидетельствовали все, что после всё время Родион болел. Кроме того, узнали, что он совершил много добрых дел. Например, помогал больному студенту, а после его смерти – немощному отцу того. А ещё однажды он вытащил из пожара детей, при этом сам получил травмы. Говорится, что в то время теория как раз «временного помешательства» вошла в моду. И Родион, который ещё и сам в своём преступлении признался, когда следствие почти зашло в тупик, мог бы, вообще, легко отделаться.
Но он сам утверждал, что совершил преступление осознано. Он планировал всё – с холодным умом. Такие признания не шли ему на пользу. В результате, Родиона осудили, но не так строго.
Думаю, что было и то, и то. Родион задумал преступление, но сделал его в «горячке». А после – муки совести…
Из эпилога мы узнаём, что Дуня вышла замуж. Соня осталась при арестанте в Сибири.
Также рассказывается в эпилоге, что мать его очень страдала, почти сама помешалась. Она начала подходить к незнакомым людям и говорить им, что сын у неё хороший, что он детей спас… Родион волновался за неё, спрашивал. Но он сам впадал в какую-то депрессию. Когда ему (не сразу) сообщили об её смерти, он не особенно отреагировал. Но через какое-то время он сам оказался в госпитале (с арестантами).На этоми заканчивается эпилог и само произведение.
Родя Раскольников, видимо, не очень думал о матери, когда шел на «дело». А ведь сынок для неё был самым важным в жизни. Неужели, он не понимал, как она будет страдать? А у него мозг был занят только философскими вопросами… А после стало уже слишком поздно что-то менять, исправлять.
Предисловие и послесловие
Может быть, мы будем говорить очевидные вещи, но пусть уж читатель на нас не сердится. Итак, когда автор написал книгу, и его издатель просит написать к ней предисловие, то в последнем писатель может написать все, что его душе угодно.
Например, С. Кинг в предисловии к своему сочинению «Как писать книги» пунктирно вспоминал свое детство. Иногда автор пишет также и послесловие, и снова он вспоминает не события, описанные в книге, а некоторые, возможно, технические или личные эпизоды, а возможно, реинкарнирует и воссоздает в своей памяти социокультурный контекст, который позволил книге появиться на свет.
А если мы спрашиваем себя: эпилог в литературе – это что такое, то тут совершенно иной подход. Автор не может в форме размышлений преподнести читателю личные переживания. Когда говорят об эпилоге или прологе, то имеют в виду части литературного произведения, впрочем, не слишком обязательные составляющие.
Это интересно: В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» всего 4 тома, в каждом из которых множество частей и глав, и эпилога. Для ознакомления с ключевыми событиями произведения, рекомендуем прочитать онлайн краткое содержание всех томов и эпилога по частям и главам.
Соня и Раскольников
Сначала он, не желая питать больше никаких иллюзий относительно своего положения, холодно и даже высокомерно относился к визитам Сони. Они его раздражали и казались ненужными и назойливыми.
Но когда Соня по каким-то причинам не могла навестить его, Раскольников начинал чувствовать пустоту и смутную тоску. Анализ эпилога «Преступления и наказания» хорошо показывает изменение отношения Раскольникова к Сонечке.
Из-за состояния отрешённости, в котором пребывал Раскольников в остроге, многое проходило мимо его внимания. Со временем же он отчётливо понял, что каторжники, одним из которых являлся и он сам, совсем не считают его за «своего».
Заключённые, напротив, сторонились его, боялись, называли безбожником. В итоге их отношение к нему вылилось в неосознанную ненависть, что едва не закончилось гибелью Раскольникова.