в чем смысл двоемирия изображаемого символистами приведите примеры
Романтическое двоемирие в русской поэзии
В начале 19 века на смену сентиментализма и классицизма в русскую поэзию, пришла веха романтизма. Русские поэты – романтики сделали огромный вклад в развитие русской литературы: они по-новому истолковали национальный фольклор и мифологию, основали традицию введения в литературу национально-самобытной культуры.
Общие характеристики русской поэзии начала 19 века
Романтики подчеркивали в своих произведениях высокий смысл жизни каждого человека, осознано пренебрегали материальным бытием, расценивая его как низкое и пошлое явление. Животворным источником их произведений стала религия и мифология.
Методологический принцип романтизма заключался в противостоянии реализму. Поэтическое признание действительности в романтизме происходило через призму самого человека, его внутреннего мира.
Причины зарождения двоемирия в русской поэзии
Разочарование в силе разума привело русских романтиков к острой борьбе с повседневной действительностью. Поэты верили в то, что благодаря миру иллюзий, человек может достичь своего духовного совершенства и наполнить свою жизнь смыслом. Двоемирие в русской поэзии начала 19 века стало своеобразным побегом от суровой действительности.
Изображая в своих произведениях миры грез, включая в них фантастические сущности, которые часто перекликались с национальными мифологическими верованиями, русские поэты – романтики пытались внести изменения не только в литературные традиции, но и в сознание читателей.
Романтические герои отчаянно не хотели принимать реальность, и находили себе утешение в другом мире, наполненном их мечтами. Главными инструментами воплощения романтического двоемирия стали верования в потусторонние силы, в предсказания, в мистику сновидений.
Именно в начале 19 века русская поэзия наполняется рассказами о демонах, нечистой силе. Стоит отметить, что большинство мистических персонажей не вредят, а наоборот, помогают главным героям преодолеть трудности.
Мотив двоемирия прослеживается также в ранней поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Позже к традиции поэтического двоемирия обраться поэты – символисты, чье творчество откроет Серебряный век русской литературы.
Романтическое двоемирие в поэзии Жуковского
Ярким примером поэтического двоемирия является баллада В. Жуковского «Светлана». Мы видим, что главную героиню мучают вполне земные вопросы, в частности, отсутствие жениха. В первой части произведения автор описывает процесс гадания: обращаясь к старинному русскому гаданию, девушки пытаются узнать будущее.
Этот эпизод частично пересекается с фантастическим сюжетом, однако в целом остается реалистичным. Далее мы видим сновидение девушки. Используя метод сна, Жуковский вносит в произведение двоемирие: в другой реальности Светлане дают ответы на ее вопросы.
Примеры символизма в литературе серебряного века
Рубеж XIX – XX века – это особое время в истории России, время, когда перестраивался быт, менялась система нравственных ценностей. Ключевое слово данного времени кризисность. Этот период благотворно повлиял на стремительное развитие литературы и получил название «серебряного века», по аналогии с «золотым веком» русской литературы. В этой статье будут рассмотрены особенности русского символизма, возникшего в русской культуре на рубеже веков….
Определение термина
Символизм – это направление в литературе, которое сформировалось в России в конце XIX века. Он вместе с декадентством был порождением глубокого духовного кризиса, но явился ответом на естественный поиск художественной правды в направлении противоположном реалистической литературе.
Это течение стало своеобразной попыткой уйти от противоречий и реальной действительности в область вечных тем и идей.
Родиной символизма стала Франция. Жан Мореас в своем манифесте «Le symbolisme» впервые дает название новому течению от греческого слова symbolon (знак). Новое направление в искусстве опиралось на работы Ницше и Шопенгауэра, «Душу мира» Владимира Соловьева.
Символизм стал бурной реакцией на идеалогизацию искусства. Его представители ориентировались на опыт, который оставили им предшественники.
Важно! Это течение появилось в непростое время и стало своеобразной попыткой бегства от суровой действительности в идеальный мир. Возникновение русского символизма в литературе связывают с выходом сборника русских символистов. В него вошли стихи Брюсова, Бальмонта и Добролюбова.
Основные признаки
Новое литературное направление опиралось на работы известных философов и пыталось найти в человеческой душе то место, где можно скрыться от пугающей реальности. Среди основных особенностей символизма в русской литературе выделяют следующие:
Особенности новой литературной школы
Предшественниками новоявленного символизма принято считать А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Они стали теми, кто заложил нечто новое в восприятие стихотворной речи, первые черты будущего течения. Строки из стихотворения Тютчева «Silentium» стали девизом всех символистов в России.
Наибольший вклад в осмысление нового направления внес В.Я. Брюсов. Он считал символизм новой литературной школой. Он называл его «поэзией намеков», цель которой была обозначена так: «Загипнотизировать читателя».
На первый план у писателей и поэтов выдвигается личность художника и его внутренний мир. Они разрушают концепцию новой критики. Их учение базируется на отечественных позициях. Особое внимание уделялось предшественникам западноевропейского реализма, таким как Бодлер. Вначале в своем творчестве ему подражали и Брюсов, и Сологуб, но позже они нашли свой ракурс литературы.
Предметы внешнего мира становились символами каких-либо внутренних переживаний. Русские символисты учитывали опыт русской и зарубежной литературы, но он преломлялся новыми эстетическими требованиями. Эта платформа впитала в себя все приметы декадентства.
Неоднородность русского символизма
Символизм в литературе наступившего серебряного века не был явлением внутренне однородным. В начале 90-х годов в нем выделяется два течения: старшие и младшие поэты символисты. Признаком старшего символизма был свой особый взгляд на общественную роль поэзии и на ее содержание.
Они утверждали, что данное литературное явление стало новым этапом в развитии искусства слова. Авторы были менее озабочены самим содержанием поэзии и полагали, что она нуждается в художественном обновлении.
Младшие представители течения выступали приверженцами философско-религиозного понимания окружающего мира. Они противостояли старшим, а сходились лишь в том, что признавали новое оформление русской поэзии и были неотделимы друг от друга. Общие темы, образы объединяли критическое отношение к реализму. Все это делало возможным их сотрудничество в рамках журнала «Весы» в 1900 годах.
Русские поэты по-разному понимали цели и задачи русской литературы. Старшие символисты считают, что поэт творец исключительно художественной ценности и личности. Младшие толковали литературу как жизнестроение, они верили в то, что мир, изживший себя, падет, а на смену ему придет новый, построенный на высокой духовности и культуре. Брюсов говорил, что вся предшествующая поэзия была «поэзией цветов», а новая отражает оттенки цвета.
Прекрасным примером отличий и сходства русского символизма в литературе рубежа веков стало стихотворение В. Брюсова «Младшим». В нем он обращается к своим оппонентам младосимволистам и сокрушается о том, что никак не может увидеть той мистики, гармонии и возможностей очищения души, в которые они так свято верят.
Важно! Несмотря на противостояние двух ветвей одного литературного направления, всех символистов объединяли темы и образы поэзии, их стремление уйти от реализма.
Представители русского символизма
Среди старших приверженцев особенно выделялись несколько представителей: Валерий Яковлевич Брюсов, Дмитрий Иванович Мережковский, Константин Дмитриевич Бальмонт, Зинаида Николаевна Гиппиус, Федор Кузьмич Сологуб. Разработчиками концепции и идейными вдохновителями этой группы поэтов считались Брюсов и Мережковский.
«Младосимволисты» были представлены такими поэтами, как А. Белый, А.А. Блок, В. Иванов.
Примеры новых тем символистов
Для представителей новой литературной школы была характерна тема одиночества. Только в отдалении и полном уединении поэт способен на творчество. Свобода в их понимании – это свобода от общества вообще.
Тема любви переосмысливается и рассматривается с другой стороны – «любовь – испепеляющая страсть», но она является препятствием на пути к творчеству, она ослабляет любовь к искусству. Любовь это то чувство, которое приводит к трагическим последствиям, заставляет страдать. А с другой стороны она изображается, как чисто физиологическое влечение.
Стихотворения символистов открывают новые темы:
Валерий Яковлевич Брюсов
Теория символа
В области художественной формы стихотворения символисты проявили новаторский подход. Он имел очевидные связи не только с предшествующей литературой, но и древнерусской и устным народным творчеством. Их творческая теория утвердилась на понятии символа. Символы это распространенный прием, как в народной поэзии, так и в романтическом и реалистическом искусстве.
В устном народном творчестве символ – выражение наивных представлений человека о природе. В профессиональной литературе – средство выражения социальной позиции, отношения к окружающему миру или конкретному явлению.
Приверженцы нового литературного направления переосмыслили значение и содержание символа. Они понимали его как некий иероглиф в иной действительности, который создается воображением художника или философа. Этот условный знак осознается не разумом, а интуицией. Исходя из этой теории, символисты считают, что видимый мир не достоин пера художника, это лишь невзрачная копия мистического мира, путем проникновения в который становится символ.
Поэт выступал как шифровщик, прячущий смысл стихотворения за иносказаниями и образами.
Картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890) часто иллюстрируют начало символистского движения.
Особенности ритмики и тропов, используемых символистами
Поэты-символисты считали музыку высшей формой искусства. Они стремились к музыкальности своих стихотворений. Для этого использовались традиционные и нетрадиционные приемы. Традиционные они совершенствовали, обращались к приему эйфонии (фонетическим возможностям языка). Она у символистов использовалась с целью придать стихотворению особую декоративность, живописность и благозвучие. В их поэзии звуковая сторона доминирует над смысловой, стихотворение сближается с музыкой. Лирическое произведение намеренно насыщается ассонансами и аллитерациями. Напевность – главная цель создания стихотворения. В своих творениях символисты, как представители серебряного века, обращаются не только к фонетике, но и к исключению переносов в строках, синтаксическому и лексическому членению.
Активная работа ведется и в области ритмики стихотворения. Символисты ориентируются на народную систему стихосложения, в которой стих был более подвижным и свободным. Обращение к верлибру, стихотворению, не имеющему ритма (А.Блок «Я пришла румяная с мороза»). Благодаря экспериментам в области ритма были созданы условия и предпосылки для реформы стихотворной речи.
Важно! Музыкальность и напевность лирического произведения символисты считали основой жизни и искусства. Стихи всех поэтов того времени своей напевностью очень напоминают музыкальное произведение.
Серебряный век. Часть 1. Символисты.
Литература Серебряного века. Символизм. К.Бальмонт.
Вывод
Символизм как литературное течение просуществовал недолго, он окончательно распался к 1910 году. Причиной стало то, что символисты сознательно оторвали себя от окружающей жизни. Они были сторонниками свободной поэзии, не признавали давления общества, поэтому их творчество было недоступным и непонятным народу. Символизм пустил корни в литературе и творчестве некоторых поэтов, которые выросли на классическом искусстве и традициях символизма. Поэтому черты исчезнувшего символизма в литературе присутствуют до сих пор.
Это интересно! Как раскрывалась любовная лирика Пушкина: стихи, написанные в разные возрасты поэта
Романтическая традиция в поэзии символистов: принцип двоемирия
Большинство литературоведов признают прямое и непосредственное воздействие романтизма на русский символизм, вплоть до полного влияния романтиков на символистское мировоззрение и поэтику. Такова же была и позиция самих символистов[16]. В частности, А. Белый в своем ретроспективном обзоре происхождения русского модернизма указывает, что ранний символизм комбинирует художественные средства немецкого романтизма с приемами вновь открытого восточного искусства и мотивами других культурных эпох, не создавая при этом собственных приемов и мотивов. Д. Мережковский пишет о влиянии на ранний русский символизм романтического пессимизма, склонности к рефлексии и тоски по смерти.
Исследователь В.В. Мусатов[17] в своей работе прямо говорит, что символизм развил и продолжил эстетический культ Пушкина. Они черпали в его творчестве образы, видели в нём тайну, которую до конца не могли разгадать. Для С. Венгерова, Н. Апостолова весь символистский модернизм абсолютно сводится к романтизму, представляя собой «вторую романтику».
Не менее категоричными представляются высказывания В. Жирмунского, полагающего, что весь символизм восходит к романтизму, то есть ориентируется на иенских романтиков, творчество Тютчева и Фета.
В. Брюсов в работе «Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества» рассматривает центральные мотивы поэзии Тютчева в свете их воздействия на символистов и выявляет важнейшие точки их соприкосновения. А в своей статье «Поэзия Владимира Соловьева» продолжает мысль о лирике Тютчева, говоря, что эта поэзия «другого рода беспрестанно порывается от зримого и внешнего к сверхчувственному. Её влекут темные и загадочные глубины человеческого духа»[18]. «Тютчев сумел построить прочный мост к универсальному и объективному: он был первым русским символистом. После смерти Лермонтова Тютчев жил более четверти века, открывая в часы прозрений «мир таинственный духов». Его душа воистину — «элизиум теней. Теней безмолвных, светлых и прекрасных». Правда, в творчестве Тютчева раскрывается сокровенный мир не в его строе и ладе, а в его хаосе, но самый хаос поет и звучит как бы в предчувствии своего преображения. После Тютчева предстояла задача найти новую систему символов для построения моста чрез иную бездну»[19].
В работе Г. Чулкова «Мысли о символизме»[20] в качестве объединяющего романтическую и символистскую поэзию момента выступает неприятие земного мира, являющееся, как известно, одной из доминант мироощущения представителей обоих литературных течений. У символистов такой подход явно навеян идеями религиозно-мистического учения Владимира Соловьева, в котором было заложено идущее от древнегреческого Платона представление о существовании двух миров – здешнего, земного, и потустороннего, высшего, совершенного, вечного. Земная действительность – только отблеск, искаженное подобие верховного, запредельного мира, и человек – «связующее звено между божественным и природным миром». В стихах Вл. Соловьев звал вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к потустороннему – вечному и прекрасному миру. Исходя из этого, можно рассматривать философию и поэзию Соловьева в качестве своеобразного связующего компонента в восприятии символистами всех элементов романтического мира.
Пропасть между мечтой и действительностью порождает романтическое двоемирие, слагающееся из мира идеальных представлений и мира низменной реальности. Двоемирие – это «сознание полярности идеала и действительности, ощущение разрыва, пропасти между ними, а с другой стороны, жажда их воссоединения»[21]. Эта идея о двух мирах была глубоко усвоена символистами. Среди поэтов утвердилось и представление о поэте как теурге, маге, тайновидце, которому дана способность приобщения к потустороннему, запредельному, сила прозреть его и выразить в своем искусстве.
В чем смысл двоемирия изображаемого символистами приведите примеры
Не таково ль твоё значенье,
Не такова ль судьба твоя?
В поэзии Тютчева запечатлено состояние общества того времени. Это может показаться странным, учитывая, во-первых, что лирика Тютчева глубоко интимна, а во-вторых, то, что Тютчев значительнейшую часть своей жизни прожил за границей. Однако еще Аксаковым было замечено, что Тютчев, находясь на чужбине, «как бы перескочил через все стадии русского общественного двадцатидвухлетнего движения и, возвратясь из-за границы с зрелой, самостоятельно выношенной им на чужбине думой, очутился в России как раз на той ступени, на которой стояли тогда передовые славянофилы с Хомяковым во главе. А между тем Тютчев вовсе не знал их прежде, да и потом никогда не был с ними в особенно тесных сношениях».
То же, на мой взгляд, можно отнести не только политическим чаяниям и идеям, но и к духовному состоянию общества – оно было понято и прочувствованно поэтом.
После трагических событий четырнадцатого декабря 1825-ого года началось медленное уничтожение «людей двадцатых годов» (термин Тынянова), приведшее к разрушению привычного строя общественного сознания, одной из важнейших черт которого было бесконечное стремление к идеалу. Духовная жизнь представляла собой подобие вертикали, где внизу было место «бессмертной пошлости людской», наверху же – недосягаемого мира мечты. Смыслом существования было постоянное стремление к Высшему, самосовершенствованию. Теперь же мечты и реальная жизнь составляли один пласт. Все существование человека определялось горизонтальной, а не вертикальной, системой ценностей. Человек стал творить кумира внутри себя.
В конце двадцатых об этом говорил Баратынский. В известном письме Киреевскому он писал: «Поэзия веры не для нас. Что для них (Гюго и Барбье – Т.Л.) действительность, то для нас отвлеченность. Поэзия индивидуальная одна для нас естественна. Эгоизм — наше законное божество, ибо мы свергнули старые кумиры и еще не уверовали в новые. Человеку, не находящему ничего вне себя для обожания, должно углубиться в себе» [9] ). На рубеже тридцатых и сороковых годов об этом заговорил Лермонтов. У каждого поколения есть потребность в разрешении таких вопросов как «во что мы верим?», «что есть вера?», «что является идеалом?» и т.д. – касается это не только религии. Люди николаевской эпохи боялись задумываться об этом, а говорит это, на мой взгляд, лишь о чрезвычайной актуальности и даже необходимости подобных запросов. Но как человеческий глаз не может увидеть наиострейшего угла так не видит он и самых острых вопросов. В заключительной повести первого русского философского романа «Герой Нашего Времени» в уста Григория Печорина Лермонтов вкладывает «монолог своего времени». В своем журнале Печорин пишет:
«…звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно,
когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила
Духовное состояние общества определялось не только разладом между мечтами и идеалами двадцатых годов и реальной действительностью тридцатых, но и разладом между потребностью в идеале и неверии в его существование (скептицизме). Столб двоемирия был как бы повален на бок.
В самом начале пятидесятого года, прожив в России уже шесть лет подряд после двадцати двух летнего отсутствия и длительной паузы в творчестве, Тютчев пишет стихотворение «Кончен пир, умолкли хоры». На мой взгляд, это творение запечатлело в себе искания и думы общества того времени.
Сразу можем отметить в нём несколько аспектов. Во-первых, его составляют две десятистишные строфы. И если двухчастная композиция – не редкость в поэзии Тютчева (см. стихотворения «Два Голоса», «Цицерон», «День и Ночь», «Фонтан» и др.), то десятистишие – это явная отсылка к классической оде XVIII-ого столетия, а не «тютчевская» строфа. Написано стихотворение четырехстопным хореем, исключительно женскими рифмами. Двухчастная композиция предусматривает противопоставление строф друг другу.
Первое, что можно выделить в качестве отличия, — это несхожие рифмические структуры: в первой строфе – AABBCCDDDB, во второй – ABCCBADDAB. При этом стоит обратить внимание на несколько важных деталей.
Шесть равноценных стихов первой строфы с попарной рифмовкой задают некоторою монотонность. Необходимо отметить, что все они кончаются на безударную гласную «ы»,
Кончен пир, умолкли хор ы ,
Опорожнены амфор ы ,
Опрокинуты корзин ы ,
Не допиты в кубках вин ы ,
На главах венки измят ы , —
Лишь курятся аромат ы
что также работает на усиление монотонности. В первой строфе мы видим аллитерацию на «н» и ассонанс на «о» и «а».
Во второй строфе примечательна аллитерация на «д» («т»), «р», шипящие и свистящие:
Как над беспокойным градом,
Над дворцами, над домами,
Шумным уличным движеньем
С тускло-рдяным освещеньем
И бессонными толпами, —
Таким образом, частично передается содержание второй строфы – «шумное уличное движение» и т.п. Любопытна одна общая деталь – это отдаленность заключительного стиха строфы (в первом случае «Ночь достигла половины…», во втором, соответственно, «Непорочными лучами…») от того, с которым он рифмуется. Призван он, подобно последнему аккорду, вместить в себя все сказанное до него, и дать читателю эмоциональный толчок.
Строфы этого стихотворения – явные антиподы, но есть стихи, которые передают один и тот же внешний смысл — «Звезды на небе сияли» и «Звезды чистые горели».
Звезды первой строфы – угасшие кумиры прошлого, былой идеал. То, что они угасли, следует из первых слов – «кончен пир». Нисходящая интонация первой строфы усиливает мотив угасания.
Звезды второй строфы – мечта и цель. Восходящая интонация этой строфы подтверждает это как нельзя лучше. Интонационное движение доходит до пика как раз на словах «звезды чистые горели», а потом происходит резкий «обвал» на словах «отвечая смертным взглядам непорочными лучами», что создает ощущение недосягаемости мечты.
В первой строфе находим одиннадцать сказуемых и лишь несколько слов со значением признака, вторая же — лишь одно сказуемое (звезды горели ), зато она изобилует определениями. Признаки старого мира уже не различимы, но итоги действий его видны и сейчас. Мир второй строфы обладает множеством признаков, но он еще не может стать почвой для действия.
Лирический герой, представленный в этом стихотворении коллективным «мы», стоит будто бы на границе этих двух строф. Тютчев делил мир поэзии и мир земной, поэзия была, по Тютчеву, далека от людей. Связующим звеном между поэзией и человеком был поэт (пророк), начинающийся с «томления духовной жаждой» и движимый верой. В николаевскую эпоху люди утратили веру в идеал и сами идеалы.
Таким образом, можно сказать, что двоемирие Федора Тютчева – это не классический разлад между идеалом и жизнью, а постоянное движение между ними. Тютчев балансировал между двумя крайностями, потому что только на периферии Неба и Земли, Дня и Ночи поэт мог находиться в столь необходимом ему безвременье. Лишь в нем он мог писать свои вечные вещи и стихи-фрагменты, изображавшие неповторимый момент на фоне вневременном и вселенском. Только при условии двойственности такого существования тютчевская лирика могла стать и состояться…
[1] П.А. Вяземский писал в одном из писем А.И. Тургеневу: «Tutscheff est le lion de la saison. Он очень умен и мил; он один сумел расшевелить меня и дергать за язык». (Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников // М. – 1988. Изд. «Правда». С. 346)
[2] Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников // М. – 1988. Изд. «Правда». С. 352.
[3] Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников // М. – 1988. Изд. «Правда». С. 376.
[4] Многие литераторы и критики считают Тютчева предтечей русского символизма
[8] Цит. по http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/r_tutcev.txt
[10] Пр. Алексей Уминский пишет: «Кто такой “человек сильной воли”? Не все понимают, что речь идет о человеке, который умеет победить свою самость, который всегда идет на преодоление самого себя. Именно человек сильной воли есть истинно свободный человек. Воля человеческая – это усилие над собой, стремление освободиться из тюрьмы, из плена греховного. (Пр. Алексей Уминский «Основы духовной жизни» // Изд. «Никея». М. – 2012. С. 51-52)