в чем смысл декоративного рисования стилизованных объектов
Урок. «Декоративное рисование. Стилизация»
Конспект открытого занятия
««Декоративное рисование. Стилизация».
Разработала педагог Белза Леся Ивановна
Вид занятия: беседа, показ, выполнение практического задания
Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный; репродуктивный; частично-поисковый, игра
Цель занятия: — развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через изобразительное искусство.
— предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;
— знакомство с новой техникой изображения;
— воспитание чувства прекрасного, аккуратности, наблюдательности и внимания.
воспитывать выдержку, концентрацию внимания, умение довести замысел до конца
воспитывать готовность к совместной деятельности, работе в команде
воспитывать интерес к изобразительному творчеству
развивать фантазию, творческое мышление
развивать умения компоновки изображения
развивать умения последовательно и аккуратно вести работу
«Декоративное рисование. Стилизация».
В академическом рисовании главной задачей является достоверная передача изображаемых объектов на плоскости с помощью линейной перспективы, тонального решения.
Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей.
Оборудование и материалы: методическая таблица “Последовательность этапов выполнения рисунка в декоративной технике”, таблица с разнообразием декоративных элементов, образцы лучших работ учащихся, бумага формата А – 3, простой карандаш, черный фломастер или черная гелевая ручка.
План урока: (1 час по 25 минут; 1 перемена 10 минут)
Актуализация опорных знаний.
Ознакомление с новым материалом.
Восприятие учащимися нового материала.
Просмотр работ. Подведение итогов.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель задаёт вопросы:
что такое графика, и какие виды графики вы знаете?
какие материалы являются графическими?
что такое декорирование, стилизация формы?
3. Ознакомление с новым материалом.
Дается небольшая информация о декоративной стилизации.
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Природные формы всегда доступны, их можно трансформировать, стилизовать. Стилизуя изображаемые объекты, можно найти множество новых оригинальных способов отображения действительности. Использование декора в таком способе изображения должно быть направлено на усиление выразительности объекта. Виды декора могут быть самые разные – это дело фантазии автора.
Сегодня мы с вами попробуем стилизовать простые формы известных вам растений, грибов, рыб, насекомых и используем различные виды декора при их изображении.
А помогут создать нам этот декор такие графические элементы как точка, линия и пятно.
Возьмем бумагу формата А – 3, на ней надо изобразить любую простую форму – растение, бабочку, рыбу. Далее надо плоскость листа расчленить на части, которые получаются при пересечении хаотичных линий. Каждый получившийся такой участок украсить своим декором так, чтобы форма изображаемого объекта четко читалась, а для этого надо умело распределить пятна по тону в формате плоскости, то есть правильно использовать сочетание контрастов – светлого и темного.
Если использовать только линии и точки, то это даст ощущение прозрачности поверхности, легкости, мягкости, такая поверхность лишена сильных контрастов, а значит, она малоактивна. Линию и точки можно использовать для передачи светлых поверхностей.
Пятно в отличие от линии и точки воспринимается очень активно, имеет резкость и контраст, а поэтому используется для выявления формы и передачи темных поверхностей. Смешанный декор линии, пятна и точки является наиболее выразительным, так как позволяет в зависимости от преобладания или линии или пятен получить разную эмоциональную окраску.
Рассмотрите внимательно таблицу с разнообразием декоративных элементов, которые можно использовать при работе. Обратите внимание, как получается светлый и темный декор.
Количество видов декора может быть разным и может повторяться
в различных частях листа, чтобы не нарушить композиционную цельность.
Очень важно во время декорирования сохранить форму изображаемых объектов, то есть силуэт должен четко читаться, а этого можно добиться только при использовании контрастов темного и светлого.
4. Восприятие учащимися нового материала
– Ребята, мы с вами разобрали последовательность выполнения задания. Можете приступать к выполнению задания.
Смысл этого вида рисования заключается в том, чтобы каждый из вас нашел свой оригинальный ход и способ изображения. Несмотря на стилизацию и декорирование ваши объекты должны быть понятны и легко узнаваемы. Изображение ваше должно вызывать приятное удивление, а не чувство недоумения.
5. Просмотр работ. Подведение итогов.
— Чем мы сегодня занимались на уроке?
— Что нового для себя вы открыли на уроке?
— Оцените работы самостоятельно.
— Ребята, давайте разложим ваши рисунки и сравним их между собой. Посмотрите, насколько у каждого из вас читается образ, насколько каждый из вас грамотно разместил декор по плоскости изображения. Кто не справился с задачей? Почему? В целом работы у всех получились отличные.
Все молодцы! До свидания!
Список используемой литературы
Н.П. Бесчастнов Художественный язык орнамента. М., 2010
Н. С. Жданова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 246с.
Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.
Стилизация декоративного объекта. На примере творческих заданий.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Стилизация декоративного объекта. На примере творческих заданий. Автор: Манзюк В. В.
Цели: Изучение особенностей стилизации на примере стилизации природных форм, графического изображения человека, натюрморта, пейзажа. Владение графическими и декоративными техниками (граттаж, сграффито, батик).
Задачи: Развитие фантазии и образного мышления, воображения. Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности. Обогащение эмоциональной чувственной сферы. Изучение различных источников по теме. Рассмотрение аспектов и составляющих стилизации различных жанров. Сравнительный анализ сходств и различий графических средств в рисовании. Разработка композиции, поиск цветовой гармонии.
Основные принципы организации декоративной композиции.
Пути стилизации природных форм • Изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а затем декорировать. • Сразу выполнять стилизованную, декоративную заготовку. Основные черты, возникающие в процессе стилизации: простота форм, их обобщенность, символичность, экцентричность, геометричность, красочность, чувственность
Декоративной стилизации свойственны : Обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм; Отказ от лишнего, второстепенного, мешающего четкому визуальному восприятию объекта, позволяющий обнаружить самое главное, привлечь внимание к сути, вызвать яркие эмоциональные впечатления; Владение приемами стилизации позволяет художнику более творчески решать задачи, которые ставит перед ним жизнь и профессиональная деятельность.
Основные стадии и средства работы над декоративной композицией: Определение соотношения элементов композиции, т. е. очертания, силуэты предметов, графические средства и их объединения; Поиск средств колористического решения и единства; Решение композиции пространства: симметричная или асимметричная; Система со смещением центра, плоскостная композиция или с элементами; Гармонизация листа путем обобщения, стилизации, использование орнаментализации предметов; Организация цветового строя форм.
Стилизация в портрете
Интуитивная стилизация. Это случайно выданный силуэт, обладающий узнаваемыми, или даже преувеличенными чертами натуры. Часто подобным видом стилизации обладают рисунки детей.
Интуитивная стилизация в портрете. Тема: «Моя семья». Графический лист с орнаментальным заполнением.
Интуитивная стилизация в портрете. Тема: «Моя семья». Графический лист с орнаментальным заполнением.
Цвет в стилизации. Любая стилизованная композиция должна иметь четкую цветовую схему, которая в большей степени поможет выразить авторский замысел и наиболее ярко создаст необходимое впечатление. Поэтому декоративной стилизации свойственны цветовые отношения, локальное и контрастное использование цвета.
Гармонизация цвета Цветовые диаграммы.
Изображение стилизованных объектов и композиций из них
Стилизация и трансформация объектов окружающего мира в изобразительные мотивы. Тема: «Подводный мир». Батик.
Стилизация и трансформация объектов окружающего мира в изобразительные мотивы. Тема: «Сказочная птица». Батик.
Создание декоративной композиции путем трансформации природных форм в определенном стиле. Тема: «Рыбы». Стиль модерн.
Изображение фигуры человека
Осознанная стилизация. Тема: «Семейное фото, разные эпохи». Графический лист с орнаментальным заполнением.
Осознанная стилизация. Тема: «Семейное фото, разные эпохи». Графический лист с орнаментальным заполнением.
Осознанная стилизация. Тема: «Мои друзья». Линейно-пятновая графика.
Беспредметная (абстрактная) композиция
Подражательная стилизация предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю известным художественным течениям, стилям и приемам творчества того или иного художника.
Абстрактная подражательная стилизация. Тема: «Мой Балтийск». На основе творчества В.В. Кандинского.
Абстрактная подражательная стилизация. Тема: «Мой Балтийск». На основе творчества В.В. Кандинского.
Трансформация природных форм с использованием контура и приема членения плоскости на части. Тема: «Образ рыбы». Рыба-павлин
Трансформация природных форм с использованием контура и приема членения плоскости на части. Тема: «Образ рыбы». Музыкальная рыба Рыба-Банан
Трансформация природных форм с использованием контура и приема членения плоскости на части. Тема: «Образ рыбы». Рыба-цветок Рыба-огонь
Стилизация и переработка архитектурных форм. Создание образа. Тема: «Архитектурная птица». Графический лист с орнаментальным заполнением.
Все эти задания позволяют сформировать у детей чувство гармонии, приобрести умение творчески работать, добиваясь создания самостоятельных, стилистически точных композиций. Побуждают к самостоятельному поиску и творчеству. Оказывают положительное влияние на мотивационную сферу молодых людей, что способствует повышению художественно-творческой активности.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1220493
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Техники декоративного рисования
Татьяна Воронова
Техники декоративного рисования
В процессе декоративного рисования дети проводят линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения кисти при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги. Но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме.
Такое сопоставление рисования и письма показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.
Сложность вызывает освоение движений, быстро изменяющихся направлений на противоположные. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель-восьмерок, криволинейных форм, зигзагов и др. Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки, управляющих действиями карандашом и кистью.
Особенность декоративного рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки, необходимый на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия,роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя.
Правильные технические навыки и умения формируются постепенно, от занятия к занятию при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия.
Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
Однако основным и более интересным для детей является декоративно-прикладное искусство (или народные промыслы России).
Многие ученые подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. В первые годы жизни он начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности.
Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными.
В своей работе я использую несколько разновидностей декоративного рисования:
1.Создание произвольных узоров :
на силуэтах (свитер, варежка, шапочка и т. п.).
Дошкольники знакомятся с принципами композиционного размещения узора (чередование, симметрия, ритм, подчинение узора форме предмета и др.) и учат располагать орнамент на различных формах.
2. Рисованиепо мотивам народных росписей с использованием разнообразных орнаментов:
геометрического (Дымка и Филимоново,
растительного (Хохлома, Городец, Полхов-Майдан и Гжель, как на геометрических формах и силуэтах, так и на объемных формах.
Рисование по мотивам народных росписей осуществляется циклами,по нескольким этапам:
1. Подготовительный (идет ознакомление с промыслом, его историей, основными предметами, их функциональным назначением, материалом и особенностями изготовления, колоритом, характерными элементами росписи).
• рассматривание произведений НДПИ, репродукций;
• искусствоведческий рассказ педагога,
• организация и проведение выставок в ДОУ,
2. Этап копирования элементов росписи (то есть идет целенаправленное обучение способам рисования).
Методы и приемы: Обязателен показ приемов рисования. В самостоятельной деятельности ребенок в точности повторяет действия воспитателя, то есть копирует образец. Затем несколько раз повторяет его. Каждый элемент рассматривается и копируется на занятии отдельно (по 1 на каждое занятие). Чтобы детям не было скучно выполнять одно и то же действие, должно быть обыгрывание, например, использование образца с прорезью. Воспитатель или дети вставляют в прорезь рисунки, в результате чего образец приобретает законченный вид.
Методы и приемы: детей учат составлять характерный для того или иного промысла узор из уже усвоенных элементов.
На этом этапе также при помощи вариативных эскизов дети знакомятся с характерной композицией (кайма, гирлянда, венок и др.).
Дети учатся составлять (выкладывать из готовых элементов) узор, компоновать элементы, находить наиболее удачное и соответствующее традиции промысла композиционное решение.
Предлагая для росписи различные формы (как геометрические, так и силуэтные, дети учатся чувствовать форму, вписывать узор в силуэт. На этом этапе происходит тренировка изображения, а также обучение детей придерживаться цвета, характерного для той или иной росписи.
Может быть проведено занятие по росписи объемных форм (соответственно, на предыдущих занятиях дети знакомились и лепили по мотивам той или иной народной игрушки). Сохранение обыгрывания, использования игровых ситуаций («Город мастеров», «Умельцы»). Эмоционально-эстетическая оценка детских работ проходит в игровой форме («Ярмарка») – важно, чтобы ребенку нравилась его работа.
3. Этап импровизации.
Дети, имея представление о правилах составления композиции и характерных признаках разных народных промыслов, импровизируют, составляя композиции по мотивам промысла, но не характерной для него. Композиция «Лес, точно терем расписной…» выполняется по мотивам Хохломской росписи. Дети рисуют силуэты деревьев и кустарников и декорируют их элементами хохломской росписи.
Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.
Задачи обучения декоративному рисованиюв средней группе следующие:
развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.
Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.
Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.
В декоративном рисованииизображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.
Детям старшей группы можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.
Детей необходимо научить:
симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;
использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;
находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;
умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.
В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.
Задачи обучения декоративному рисованиюдетей подготовительной к школе групп следующие:
развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;
развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;
учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;
совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.
Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи).
В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более, младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.
В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.
В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.
Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования» Художественное творчество. Как много можно сделать при помощи красок, кисти. Но есть и нетрадиционные техники рисования, которые предполагают.
Лэпбук «Нетрадиционные техники рисования» Доброго дня, друзья! давно не выходила на сайт, так как нахожусь за тысячи км от дома в солнечном Крыму. Надеюсь найти время и показать.
Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционных техник рисования огромное множество. Подобные занятия не только интересны для детей в саду,.
Нетрадиционные техники рисования Мне очень нравится рисовать с детьми используя нетрадиционные техники рисования. Самое главное это очень нравится детям. Начинаем мы с.
Нетрадиционные техники рисования Использование нетрадиционных методов рисования сейчас широко практикуется воспитателями в детском саду. Я решила использовать их в своей.
Нетрадиционные техники рисования «Красная смородина» Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию у детей воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения.
«Осень». Нетрадиционные техники рисования С нового учебного года начала вести кружок с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик» с использованием различных нетрадиционных.