в чем заключается суть сукцессивного способа восприятия информации

сукцессивное опознание

Полезное

Смотреть что такое «сукцессивное опознание» в других словарях:

Сукцессивное Опознание — отнесение воспринимаемого предмета к какому либо классу в результате развернутого анализа его признаков … Психологический словарь

СУКЦЕССИВНОЕ ОПОЗНАНИЕ — (от англ. succession последовательность, смена. ) развернутый во времени на несколько осознаваемых операций опознавательный процесс, связанный с восприятием незнакомых (малознакомых) объектов или с восприятием в затрудненных условиях. При этом… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

опознание сукцессивное — отнесение воспринимаемого предмета к некоему классу в результате развернутого постепенного и последовательного анализа его признаков. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

опознание — процесс отнесения предъявляемого объекта к одному из нескольких заранее фиксированных классов или категорий. Важнейшим моментом этих процессов является результат сравнения перцептивного (см. восприятие) описания объекта с хранящимися в памяти… … Большая психологическая энциклопедия

узнавание — опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту (см. идентификация). Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в … Большая психологическая энциклопедия

Узнавание — – адекватное осознание индивидом того, что настоящее впечатление переживается им повторно, то есть он имел такой же точно опыт в прошлом. Характеристика долговременной памяти, в которой прежние впечатления сохраняются неопределённо длительное… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ

§ 1. Психологические закономерности сукцессивного и симультанного восприятия

Сущность предъявления для опознания заключается в установлении тождества или различия предъявляемого объекта по его мысленному образу, запечатленному в памяти опознающего. Процесс опознания может быть представлен в виде схемы, объединяющей его сущность и развитие, которые включают три главных элемента: а) восприятие внешности человека либо восприятие какого-либо объекта; б) сообщение о приметах внешности или признаках воспринятых объектов; в) опознание воспринятых объектов в числе предъявленных.

В соответствии со своими психологическими характеристиками каждый из этих элементов обладает определенной спецификой, проистекающей из их сущности. Анализ психологических характеристик первых двух элементов схемы, как это видно из их наименования, предполагает исследование вопросов восприятия внешности человека или восприятия иных объектов, а также сообщение о воспринятом в процессе допроса, предшествующего опознанию.

В психологической литературе достаточно четко определены две формы восприятия объектов, существенно влияющие на процесс последующего опознания: сукцессивное и симультанное. Первая из них по существу является аналитической (сукцессивной), т.е. предполагает восприятие, при котором выделяются (анализируются) отдельные приметы внешности и признаки предметов, например, цвет глаз или волос, форма носа, особые приметы и т.п. Вторая форма по своей сущности и психологическим характеристикам является синтетической (симультанной), предполагающей восприятие объекта в целом, «в общем виде», без выделения отдельных признаков. Такой психологически скрытый процесс синтеза признаков внешности, который позволяет фотографически одномоментно воспринять внешность человека или объект, представляет значительный интерес в плане возможности использования его результатов в процессе расследования преступлений. Скептическое отношение к этой форме восприятия, продиктованное необходимостью конкретизировать признаки воспринимаемого в целях проверки и оценки достоверности, в настоящее время опровергается экспериментальной психологией, доказавшей равнозначность двух форм восприятия объектов в плане адекватности запечатленного и возможностей точного узнавания впоследствии.

Наряду с двумя формами восприятия в психологии различают третью форму, носящую смешанный характер. Она соединяет в себе элементы синтетического и аналитического восприятия. Эта форма восприятия в процессе сообщения информации может диагностироваться по таким данным, как выборочное сообщение отдельных признаков вместе с синтетическим (скрытым, внутренне свернутым, не поддающимся выделению и анализу) восприятием иных признаков.

Различие в процессах формирования следового образа при восприятии человеком тех или иных объектов определяет различные формы и типы восприятия. Это положение важно знать, чтобы правильно диагностировать форму восприятия в процессе предварительного допроса.

Правильность и полнота восприятия определяются субъективными и объективными факторами, влияющими на данный процесс. В этом отношении названной закономерности подчинены все типы восприятия, независимо от их специфики. Последняя как бы определяет индивидуальную принадлежность к типу восприятия, между тем как система субъективных и объективных факторов носит характер общей зависимости. Установление правильности и полноты восприятия при сообщении той или иной информации немыслимо без учета субъективных и объективных факторов, сопутствующих такому восприятию. Именно определение условий восприятия и состояния субъекта в этот момент позволяет правильно оценить его с точки зрения адекватности действительности.

Рассмотрим более детально субъективные и объективные факторы, влияющие на правильность восприятия.

К системе субъективных факторов относятся психическое состояние человека в момент восприятия (волнение, страх и др.), направленность внимания, продолжительность восприятия, физическое состояние (боль, недомогание и т.п.), состояние органов чувств избирательно к воспринимаемому (зрительное, слуховое, осязательное или иное восприятие). В перечисленных факторах, объединяемых одним термином — субъективные — нет более или менее важных, каждый из них соответственно своему месту и значению в конкретном восприятии выполняет те функции, которые обусловливают в определенной мере правильность и полноту восприятия. Нередко эти факторы действуют комплексно и во взаимосвязи, и поэтому не всегда можно установить влияние того или иного фактора и сделать соответствующую поправку при оценке полученной информации о воспринятом.

Состояние психики в момент восприятия существенно сказывается на объеме и полноте воспринятого, значение которых зависит от того, является воспринимающий участником события либо наблюдателем. Состояние психики также во многом определяется характером события, которое может производить сильное эмоциональное впечатление, либо с точки зрения эмоционального воздействия быть безразличным. Так, событие, связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями, в эмоциональном плане по-разному воздействует на потерпевшего и свидетеля, поскольку первый является непосредственным участником события. Чувство волнения или страха, вызванное происшедшим событием, существенно субъективизирует воспринятое в направлении не только преувеличения, но и утраты информации, относящейся к восприятию внешности— Это объясняется двумя факторами; с одной стороны, чувством страха, который способствует восприятию события как более значительного, чем оно было в действительности (напала большая группа — в действительности же три человека; были вооружены пистолетами — в действительности же одни из нападавших имел нож; напали с криками и угрозами — в действительности же не было произнесено ни слова и т.п.), с другой — направленностью внимания.

В связи с чувством страха даже внешность нападающего потерпевший или свидетель нередко воспринимает гиперболически. Рост преступника становится большим (огромным), глаза — сверкающими, черные волосы — рыжими и т.п. В данном случае происходит подмена истинно воспринимаемого стереотипными представлениями о нападающем и его облике. Это важно учитывать следователю при допросе потерпевшего, когда речь идет о приметах внешности нападавшего. В подобных случаях свидетель в отличие от потерпевшего может дать о внешности преступника значительно более объективную информацию, что объясняется его эмоциональным состоянием, позволяющим точнее фиксировать внимание на воспринятом.

Большую роль при установлении полноты воспринятого вообще и восприятия внешности в частности играет направленность внимания. Она нередко определяет степень адекватности воспринятого. Направленность внимания свидетеля зависит от его интереса к воспринимаемому, а также от соотношения этого интереса с его собственным состоянием, мыслями и т.п. и интереса, вызванного наблюдавшимся событием. Известное совпадение предмета размышления и воспринимаемого делает последнее более детальным.

Интерес, определяющий направленность внимания, способствует полноте и детальности восприятия. Поэтому нередко информация о воспринятом при конкретной направленности внимания содержит такие подробности, которые вызывают сомнение в их подлинности.

Особое значение для полноты восприятия имеет его продолжительность, т.е. объективное время, в течение которого происходит восприятие. Полнота восприятия и его время всегда находятся в прямой зависимости друг от друга. Чем длительнее восприятие, тем больше воспринимается информации. При этом, конечно, следует учитывать направленность внимания, ибо при ее отсутствии и сосредоточенности индивида на другом событии восприятие от продолжительности не выигрывает, поскольку остается «слепым». Поэтому, выясняя объем воспринятого при допросе, следователь должен устанавливать, как продолжительность наблюдения, так и состояние направленности внимания. Обычно событие преступления продолжается относительно короткий промежуток времени, поэтому длительность наблюдения (восприятия) ограничена естественными временными пределами. При допросе важно выяснить продолжительность события, которое, как правило, равно продолжительности восприятия.

Полнота и правильность воспринятого зависят от физического состояния лица (недомогание, боль), возникшего в момент восприятия или продолжающегося у индивида длительный период. Несомненно, что такое негативное состояние отрицательно влияет на полноту восприятия, ибо заставляет человека сосредоточивать внимание на собственных болевых ощущениях. Однако это вовсе не означает невозможности восприятия со стороны субъекта. Отрицательно сказываются на восприятии и болевые ощущения у потерпевшего, возникающие в связи с преступным посягательством.

Полнота и правильность восприятия во многом определяются таким субъективным фактором, как состояние органов чувств воспринимающего. К последним относятся главным образом недостатки функций органов чувств, например, слабое зрение, плохой слух и т.д. Ошибки в вое— приятии, связанные с погрешностями в органах чувств, могут вызвать искаженное представление индивида об окружающей его действительности, а следовательно, давать неверную информацию о воспринятом. Поэтому при получении информации, когда показания того или иного лица заставляют усомниться в их правильности, следует учитывать эти обстоятельства и выяснить состояние органов чувств индивида. Для опознания определяющее значение имеет состояние таких органов чувств, как зрение и слух, поскольку именно им принадлежит главная функция в восприятии внешности человека и признаков иных объектов, которые впоследствии могут быть предъявлены для опознания.

Правильность восприятия обусловливается также рядом объективных факторов. К ним относятся факторы, традиционно выделяемые общей психологией, как влияющие на ход и полноту восприятия, например, освещенность воспринимаемого объекта, расстояние, на котором произошло наблюдение, состояние погоды, время протекания события и др. Зависимость восприятия от этих факторов очевидна и не требует детального анализа, поскольку находится в естественном соотношении типа «хуже освещение — хуже восприятие», хотя и обладает некоторыми особенностями, продиктованными индивидуальными качествами воспринимающего субъекта. Так, в частности, отдельные индивиды очень хорошо видят в темноте, четко различают признаки внешности тех или иных лиц и признаки других объектов. Это же относится и к слуховому восприятию в случаях, когда субъект обладает высоким порогом такого восприятия.

Иные объективные факторы, влияющие на полноту и правильность восприятия, проявляют свои свойства в зависимости от того, каков характер восприятия (зрительное, слуховое или др.) и в каком индивидуальном соотношении оно находится с субъективными качествами воспринимающего. Например, лицо, обладающее дальнозоркостью, не испытывает воздействия фактора расстояния на восприятие в такой степени, как лицо с нормальным зрением. Сказанное распространяется и на другие формы восприятия, в частности, слуховое.

В процессе допроса, предшествующего предъявлению для опознания, для правильной оценки полученных показании нужно учитывать названные обстоятельства. Здесь важно знать, что неблагоприятные объективные факторы нередко создают предпосылки для искажений воспринятого (мгла, сумерки, снегопад — при зрительном восприятии; шум, значительное расстояние, звуконепроницаемые преграды — при слуховом восприятии).

Допрос свидетеля либо обвиняемого, предшествующий предъявлению для опознания, может быть тактически правильно организован, если следователю известны определенные психологические характеристики восприятия внешности индивида или признаков предмета, обобщающие опыт человеческого восприятия. В этом отношении большой интерес представляют исследования, относящиеся к проблеме восприятия внешности человека (исследования А. А. Бодалева). Их значение для избрания тактики допроса, предшествующего предъявлению для опознания и организации самого предъявления, объясняется прежде всего тем, что они касаются первого впечатления о человеке, которое всегда означает краткий временной период взаимодействия (восприятия), а также закономерностей восприятия людьми друг друга в возрастном аспекте.

Исследования в области психологии восприятия свидетельствуют о том, что определенной спецификой в этом отношении обладают несовершеннолетние, в зависимости от возраста. В частности, следственной практике известны многочисленные случаи, когда дети в возрасте 7-8 лет выступают свидетелями или потерпевшими по делам различных категорий. Допросы их в части примет внешности, выяснение которых преследует цель последующего предъявления для опознания, нередко выявляют стремление к детализации. Между тем результаты экспериментов показывают, что от детей в этом возрасте нельзя требовать детального описания физического облика индивида, поскольку они еще не могут фиксировать его в интересующем расследование плане.

При допросе несовершеннолетних более старших возрастных категорий возможно выяснение детальных данных о наблюдаемой внешности. Для практики расследования результаты восприятия людьми друг друга имеют значение и в другом, казалось бы, не относящемся к рассматриваемой проблеме, аспекте. Речь идет о некоторых собирательных социальных характеристиках внешности, обусловленных общепринятыми канонами или представлениями индивида о зависимости внешности от ее нравственных и социальных характеристик. В формировании общего впечатления о человеке имеют значение житейские представления и эталоны. Так, люди при восприятии связывают особенности психических качеств с внешностью их носителей. В этом плане было опрошено 72 чел. Они отнесли: людей с квадратными подбородками — к волевым (9 чел.), людей с большим лбом — к умным (17 чел.), полных — к добродушным (14 чел.), толстогубых — к сексуальным (2 чел.), людей с ростом ниже среднего — к властолюбивым (5 чел.) и т.п. (А. А. Бодалев).

Названные характеристики внешности в плане их социальной структуры нас интересуют в обратном, чисто внешнем комплексе, отражающем признаки внешности человека, словесного портрета, а не их содержательного порядка. Когда при описании внешности человека, предшествующем предъявлению для опознания, встречаются термины, носящие собирательный и содержательный характер, необходимо устанавливать их содержание, чтобы затем перевести в характеристики признаков внешности. Например, важно выяснять и расшифровывать фразы такого типа: «у него было умное лицо», «волевой подбородок», «хитрые глазки», «открытое лицо», «злое выражение лица», «добродушный», «краснолицый» и др., которые содержат характеристики, опирающиеся на данные о внешности. Поэтому, проводя целевой допрос, следователь должен обращать внимание на то, что рождает определенное представление о внешности, уточнять, почему допрашиваемый имеет такое представление, на каких данных оно основывается, связывая последнее с устоявшимися житейскими эталонами. Это во многих случаях будет способствовать получению информации о внешности в криминалистическом плане, что необходимо для составления словесного портрета, который может быть использован при расследовании.

Приведенные данные о психологических закономерностях восприятия внешности человеком могут быть использованы следователем или судьей в целях избрания наиболее эффективной тактики допроса, предшествующего предъявлению для опознания, а также результатов проведенного опознания в плане его достоверности.

Источник

Симультанное и сукцессивное восприятие. Характеристика модальностей восприятия как симультанных и сукцессивных. Переход сукцессивного восприятия в симультанное.

Симультанный (в психологии) (от лат. simul — в одно и то же время) — термин общей психологии, означающий практическую одновременность протекания каких-либо психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности. Например, симультанным является смысловое восприятие устной речи на родном и иностранном языке переводчиком-синхронистом. Если человек недостаточно владеет иностранным языком, процесс смыслового восприятия и перевода иноязычной речи становится развернутым (сукцессивным). Симультанное восприятие предполагает синтез признаков явления в единую форму, свертывание процессов анализа и установление на их основе «целостных оптимальных признаков» изучаемого явления

Сукцессивный (от англ. successive — последующий, следующий один за другим) — термин общей психологии, означающий развернутую последовательность протекания какого-либо процесса. Например, речь или движение руки представляют собой сукцессивный процесс. Развернутое во времени, поэтапное наблюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.

Глаз и мозг способны работать в двух режимах: симультанном (быстрый панорамный прием обзорной информации с помощью периферийного зрения) и сукцессивном (медленный прием детальной информации с помощью центрального зрения). Их оптимальное сочетание позволяет получить важный приспособительный эффект. При симультанном (simultaneous) восприятии система “глаз — мозг” обладает способностью быстро, практически мгновенно воспринимать огромные объемы зрительной информации. Симультанно мы воспринимаем человеческие лица, картины природы, уличные сценки и многое другое. При сукцессивном (successive) восприятии производится тщательный последовательный анализ важной информации, первичное выделение которой произошло в ходе симультанного восприятия.

При чтении длинного словесного текста глаз и мозг работают преимущественно в сукцессивном режиме (т. е. медленно), при восприятии изображений доминирует симультанный (быстрый) режим. Если одну и ту же информацию можно представить и в текстовой, и в графической форме, последняя обеспечивает более высокую скорость понимания за счет того, что преимущественно сукцессивный режим восприятия текста заменяется на преимущественно симультанный режим анализа изображения.

Первый этап восприятия нового учебного материала — это этап сукцессивного восприятия. Целью всех упражнений этого этапа является последовательное фиксирование в сознании учащихся формальных признаков изучаемого явления, создание основы для постепенного объединения отдельных признаков в «комплексные признаки». Внимание учащихся последовательно переключается с одного признака на другой. Информация передается в центральные органы умственной деятельности, где в результате синтеза из отдельных признаков создается «целостное видение» ситуации. Прежде чем возникает это «целостное видение», учащимся иногда приходится неоднократно возвращаться к отдельным признакам изучаемого явления. Сукцессивное восприятие — это не линейное движение анализаторов от одного признака к другому, а сложный процесс поступательных и возвратных движений зрительного анализатора и мыслительных процессов. В результате напряженной работы происходит отбор основных опорных признаков, позволяющих сократить время на поиск правильного решения поставленной задачи, создается психологическая база для формирования перехода к симультанному восприятию.

Симультанное восприятие формируется на последующих этапах введения нового материала. Это высшая ступень восприятия. Симультанное восприятие предполагает синтез признаков явления в единую форму, свертывание процессов анализа и установление на их основе «целостных оптимальных признаков» изучаемого явления.

23. Созерцание как психическое явление: основные характеристики и связь с другими психическими явлениями.

Созерцание – особенный процесс восприятия, который характеризуется состоянием покоя, состоянием безмыслия, состоянием отсутствия эмоциональных переживаний. Особый вид восприятия, психическое состояние, форма сознания, свойство личности (созерцательность). Это изменённое состояние сознания. Целиком внутренний процесс. Спокойствие, безмыслие, глубокая погружённость в себя, отсутствие активности, растворение субъекта в объекте.

Созерцать – продолжительно рассматривать, вникать, наблюдать, ясно видеть, проникать мыслью.

24. Представление как психический процесс: основные характеристики (наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство), механизм возникновения, типы представлений (представления памяти и представления воображения).

Представление – психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются.

Наглядность. Представления – чувственно-наглядные образы действительности, но т.к. это воспроизведённые и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом, они значительно бледнее, чем при восприятии.

Фрагментарность. Представления полны пробелов. Одни части и признаки представлены ярко, другие – смутно, а какие-то вообще отсутствуют.

Неустойчивость. Любой образ исчезнет из нашего сознания, как бы мы ни старались его удержать. Чтобы его вновь вызвать, придётся сделать усилие.

Непостоянство. На передний план выступают то одни, то другие детали воспроизводимого образа.

Представления – в некоторой степени – обобщённые образы: с наибольшей яркостью даны постоянные признаки объекта, а те признаки, которые характерны для частных воспоминаний, представлены очень бледно или вообще отсутствуют. Общие представления – те, которые характеризуются большой степенью обобщённости.

Представления памяти – представления, которые возникли в процессе нашего непосредственного восприятия какого-либо предмета или явления в прошлом.

Представления воображения – представления, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и её более или менее творческой переработки.

Классификации представлений (по модальности, по содержанию, по степени обобщенности). Характеристики отдельных видов представлений. Индивидуальные особенности представления и его развитие.

По модальности: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Зрительные – чаще преобладает какая-либо одна сторона. Часто образы лишены объёма или цветности.

Слуховые представления. Важнейшие – речевые и музыкальные. Речевые: фонетические и темброво-интонационные.

Двигательные: представления о движении всего тела или его частей, речевые двигательные представления. При всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения.

Пространственные представления – ярко представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты могут представляться очень неопределённо. Они обычно схематичны и бесцветны. Зрительно-двигательные обычно. Делятся на плоские и трёхмерные

По степени обобщённости: единичные, общие.

Единичные представления – основанные на наблюдении одного предмета.

Общие – обобщённо отражающие свойства ряда сходных предметов.

Классификация по содержанию: обыденные, социальные, математические, географические, астрономические, технические, эстетические, экономические, музыкальные, художественные, мировоззренческие, биологические, медицинские, психологические.

Эстетические – то, что производит на нас чувственное впечатление. Ужасное, прекрасное, трагическое, прозаическое.

Люди различаются по типу преобладающей модальности на 4 группы: с преобладанием зрительных, слуховых, двигательных (кинестетических) и с представлениями смешанного типа (синестезия).

Развитие представлений идёт по пути увеличения в них элемента обобщения. Два направления: схематизация и развитие типичных образов.

Схематизация – постепенно теряется часть индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме.

Развитие типических образов – представления становятся всё более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений.

Представления формируются в результате наших коммуникаций. По мере формирования представлений мы всё больше воспринимаем реальность сквозь призму наших представлений. Мы живём в мире представлений.

«Свободные представления» у детей появляются к 1,5 года, к концу 2го года зрительные представления играют существенную роль в жизни ребёнка. Речевые (слухо-двигательные) – также на 2ом году жизни.

26. Память как психический процесс. Основные процессы в структуре памяти, их характеристика. Виды памяти: по характеру психической активности, по степени осознанности, по продолжительности сохранения информации и функциональной роли в структуре психики. Основные свойства памяти.

Память – психический процесс организации и сохранения прошлого опыта. Состоит из запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, а также забывания.

Запоминание – процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

Сохранение – процесс закрепления воспринятого образа в памяти.

Узнавание – процесс осознания того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом. Процесс сравнения воспринимаемого предмета с образцами памяти по признакам сходства или тождества.

Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета или явления, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого нами в данный момент.

Забывание – процесс стирания и утраты образов памяти. Процесс фрагментации и исчезновения образа из памяти.

Виды памяти по характеру психической активности:

1. Двигательная (моторная) память – практические и трудовые навыки, ходьба, письмо.

2. Эмоциональная память – память на чувства: горе, печаль, восторг, обида, гнев и др.

3. Образная память – память на представления: картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы. Её иногда разделяют по модальностям.

4. Словесно-логическая память – запоминание и воспроизведение наших мыслей:

a) Запоминается только смысл материала;

b) Запоминается буквальное словесное выражение.

По характеру целей деятельности (по степени осознанности):

1. Произвольная – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий, имеется цель запоминания (мнемоническая задача);

2. Непроизвольная – процесс запоминания и воспроизведения осуществляется автоматически, без контроля со стороны сознания, отсутствует цель.

По продолжительности сохранения материала:

1. Долговременная (то, что мы обычно называем памятью) – сохранение нужной, отобранной информации;

2. Кратковременная – краткое сохранение воспринимаемой информации. Переработка информации и отсеивание ненужной.

3. Оперативная – обслуживает непосредственно осуществляемые актуальные действия, операции. Обслуживает все психические процессы.

Основные характеристики памяти: объём, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохранённой информации.

Объём – количество запомненных единиц информации. Эта характеристика обычно относится к кратковременной памяти.

Быстрота воспроизведения – способность использовать в практической деятельности имеющуюся в памяти информацию.

Точность воспроизведения – способность человека точно сохранять и воспроизводить запечатлённую информацию.

Длительность сохранения – способность удерживать необходимую информацию определённое время.

Готовность воспроизвести информацию – способность воспроизвести сохранённую информацию в требуемый момент времени.

Воображение как психический процесс. Виды воображения. Виды произвольного воображения. Механизмы и этапы работы воображения. Индивидуальные особенности воображения. Воображение и творчество.

Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Оно восполняет недостающие детали в представлении.

Виды по степени произвольности:

а) Воссоздающее воображение;

б) Творческое воображение;

г) Грёзы (образы, не связанные с волей).

б) Дремотное (полусонное) состояние.

Виды по степени активности:

Дремотное (полусонное) состояние;

Воссоздающее воображение – воссоздание представления объекта по его описанию (формирует во всех модальностях).

Творческое воображение – преобразование уже имеющихся представлений и создание новых, самостоятельно намечая контуры и выбирая материалы. Нет жёсткой границы между ним и воссоздающим воображением.

Мечта – создание образов желаемого самим человеком, а не требуемого обстоятельствами. Она не даёт немедленно и непосредственно объективного продукта.

Грёзы – создание образов, не связанных с волей.

Галлюцинации – восприятие несуществующих объектов.

Пространственное воображение – воссоздание образа в трёхмерном пространстве.

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы: анализ, абстрагирование, синтез, агглютинация, уменьшение или увеличение объекта или его частей, схематизация, акцентирование.

Анализ – своеобразное расчленение впечатлений или имеющихся представлений, на составные части.

Абстрагирование – изолирование объекта, его частей или свойств от других объектов, частей или свойств соответственно.

Синтез – установление связей между элементами одного или нескольких образов и сочетание этих элементов в новые образы.

Агглютинация – создание нового образа путём присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому. Пример – кентавр.

Схематизация – сознательное направление внимания на существенные, по мнению субъекта, черты и свойства объекта и сведение представления до определённой схемы.

Акцентирование – подчёркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.

Этапы работы воображения (стадии процесса творчества):

1. Подготовка – зарождение идеи.

2. Созревание – концентрация, «стягивание» знаний, прямо или косвенно относящихся к проблеме, добывание недостающих сведений.

3. Озарение – интуитивное схватывание искомого результата.

Мышление как психический процесс. Мышление и речь. Основные характеристики мышления. Основные виды мышления. Практическое и теоретическое мышление. Основные формы мышления. Исследование мышления. Основные виды умственных операций.

Мышление – высший познавательный психический процесс. Порождает новые знания на основе творческого преобразования человеком действительности. Психический процесс, заключающийся в отражении существенных свойств и связей предмета и связей между предметами.

1. Обобщённое отражение действительности – отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.

2. Отражение существенного признака предмета.

3. Опосредованное познание объективной реальности – выносим суждения о свойствах и характеристиках предметов и явлений, анализируя косвенную информацию.

4. Непосредственной предпосылкой мышления является наличие проблемы, требующей решения. Решение конкретной задачи. Оно начинается с вопроса. Ответ является целью мышления.

5. Имеет предсказательную силу.

5.1. Имеет ретроспективную силу.

6. Связь с речью – мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда думаем словами. Речь – орудие понятийного мышления.

Виды мышления

1.Образное 1. Наглядно-образное

2. Понятийное 2. Наглядно-действенное

Понятийное мышление – то, в котором используются определённые понятия. Мы пользуемся готовыми знаниями в форме понятий, суждений, умозаключений.

Образное мышление – то, в котором используются образы. Они извлекаются из памяти и воссоздаются воображением. В результате их преобразования решается определённая задача.

Наглядно-образное мышление – осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности, без этого – не может. Образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Представить то, что будешь делать с предметами, которые на виду.

Наглядно-действенное мышление – практическая преобразовательная деятельность с реальными предметами. То, что проще показать, чем объяснить.

Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – отражение общих и существенных свойств предмета.

Суждение – отражение связей, отношений предметов и явлений действительности. Суждение имеет 2 понятия: субъект и предикат.

Умозаключение – формирование новых суждений на основе уже имеющихся. Форма мышления, в которой из заданных суждений выводится новое.

Виды умственных операций: сравнение, анализ-синтез, абстрагирование- конкретизация, индукция-дедукция (умозаключения).

Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. 2 операции, основанные на сравнении: аналогия, мысленное моделирование.

Аналогия – приписывание свойств, имеющихся у одного предмета, другому, основываясь на сходстве.

Моделирование – создание мысленной аналогии предмета. 3 основные формы моделирования: образная, знаковая, математическое моделирование.

Анализ – мысленное разделение предмета на части или выделение основных свойств.

Синтез – соединение в одно целое свойств, признаков, частей предмета.

Абстрагирование – отвлечение от несущественных признаков с целью создать более общее понятие.

Конкретизация – переход от более общего к более частному понятию.

Эти операции относятся к понятиям, в то время как индукция-дедукция – к умозаключениям.

Индукция – умозаключение, заключающееся в переходе от частного суждения к более общему.

Дедукция – умозаключение, состоящее в переходе от общего суждения к частному.

Точное определение дедукции – строгое следование от одного умозаключения к другому.

Исследование мышления – тесты с различными шкалами, создание искусственного интеллекта (моделирование).

4 особенности творческого мышления (по Дж. Гилфорду):

1. Оригинальность и необычность идей, стремление к интеллектуальной новизне.

2. Семантическая гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения, возможность нового использования данного объекта.

3. Образная адаптивная гибкость – способность воспринимать объект так, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

29. Выдающиеся психологи мира: В. Вундт (1832–1920), У. Джеймс (1842–1910), Г. Эббингауз (1850–1909), З. Фрейд (1856–1939), Дж. Уотсон (1878–1958), К. Левин (1890–1947), Ж. Пиаже (1896–1980), Б. Ф. Скиннер (1904–1990),их вклад в психологию.

В. Вундт – создатель лаборатории экспериментальной психологии, представитель интроспективной психологии. Разработал основы физиологической и экспериментальной психологии. Разделил сознание на «элементы».

У. Джеймс – создатель теории потока сознания (сознание не состоит из ряда дискретных элементов). Предложил одну из первых в психологии теорию личности (выделял физическую личность, социальную личность, духовную личность).

Г. Эббингауз – один из основателей экспериментальной психологии, изучал память, вывел «кривую забывания».

З. Фрейд – создатель психоанализа. Создал первую развёрнутую теорию личности. Выделил 3 уровня психики: сознание, подсознательное, бессознательное. Разработал концепцию инстинкта.

Джон Уотсон – основоположник бихевиоризма, отрицал необходимость изучения сознания, предмет психологии – поведение. Поведение – система реакций, формула «стимул=>реакция». По стимулу предсказать реакцию, либо по реакции определить стимул.

Ж. Пиаже – создал международный эпистемологический центр в Женеве, изучал психологию детей, интеллект и его развитие.

Б. Ф. Скиннер – Создатель радикального бихевиоризма. Теория оперантного подкрепления: если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей лёгкостью. Считал, что поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит.

30. Выдающиеся отечественные психологи: И. П. Павлов (1849–1936), Д. Н. Узнадзе (1886–1950), С. Л. Рубинштейн (1889–1960), Л. С. Выготский (1896–1934), А. Р. Лурия (1902–1977), А. Н. Леонтьев (1903–1979), Б. Г. Ананьев (1907–1972), их вклад в психологию.

И. П. Павлов – физиолог, физиология высшей нервной деятельности, открыл механизм образования условного рефлекса. Учение о двух сигнальных системах: сенсорной и речевой. Изучал нервную деятельность коры головного мозга, выдвинул учение о типах нервной системы.

Д. Н. Узнадзе – создатель общепсихологической теории установки. Под установкой понимал состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

С.Л. Рубинштейн – написал «Основы общей психологии», систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений. Разработал деятельностный подход в философии, психологии, педагогике. Разработал принцип детерминизма, принцип личностного подхода. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который был положен в основу деятельностного подхода.

Л. С. Выготский – создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций человека. Главные исторические достижения человечества: язык, орудия труда, знаковые системы – продвинули филогенетическое и онтогенетическое развитие людей. Пользуясь этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением. Исследовал связь мышления и речи.

А. Р. Лурия – основоположник нейропсихологии, работы в области нейрофизиологических основ памяти и мышления.

А. Н. Леонтьев – Создал факультет психологии МГУ, автор психологической теории деятельности, разработал структуру деятельности.

Б. Г. Ананьев – Основатель Ленинградской психологической школы. Создал факультет психологии ЛГУ. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке. Выделял 4 основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Сформулировал принципы изучения человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *