в чем сходства и различия раневской и гаева
Раневская и Гаев в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение
Антон Павлович Чехов, создавая пьесу «Вишневый сад», образ Раневской сформировал благодаря наблюдениям за дамами, которые праздно проводили время в Монте-Карло. Это было начало 20-го века. Автор утверждал, что зарубежный быт не самым лучшим образом отразился на русских женщинах, они только ели и пили.
С первого взгляда Раневская кажется достаточно привлекательной и милой особой. Однако в дальнейшем мы можем заметить черты легковесности и преувеличении ее переживаний. Вырисовывается ее сложная натура, а поведение обличает не здоровую психику.
Гаев, брат женщины, не стесняется называть ее порочной женщиной. Но все же остальные герои пьесы расположены к ней положительно, любят и уважают ее. Раневская очень интеллигентная натура, что придает ее образу очарование и гармоничность. В ней сразу можно увидеть острый ум и умение правдиво оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Как и у всех, у нее есть свои недостатки, а именно отсутствие силы воли. Любовь Раневская не может ограничивать себя в своих желаниях. Она бездумно тратит деньги на содержание своего фаворита и прислуги. И этого вытекает следующее: они начинают паразитировать на этой безобидной натуре.
Но все же ее образ располагает к себе, потому что Раневской присуще такие черты характера, как отзывчивость, милосердие, сентиментальность.
Образ Гаева не такой значительный. Автор произведения описывает его, как не всегда умного, но способного делать правильные выводы человека. Гаев искренний и самокритичный. У них с сестрой есть общие недостатки, однако у него они преувеличены и карикатурны. Он в большинстве случаев выглядит нелепо и инфантильно. Гаев, будучи взрослым человеком, ведет себя как ребенок, не способный приспособиться к окружающим условиям.
Чехов с помощью его образа показывает нам, читателям, деградацию дворянского общества, их бессмысленное существование. Любовь брата и сестры к вишневому саду слишком эмоциональна и наиграна, а за возвышенными высказываниями скрывается боль и печаль в сердце.
С садом у них связаны счастливые воспоминания о детстве и юности. Они не понимают Лопахина, предлагающего им продать его. Вишневый сад для них это связующее звено между беззаботным прошлым и горьким настоящим. Его утрата сравнима с трагедией.
Гаев и Раневская хотят сохранить имение, но ничего для этого не делают. В итоге остались без дома и сада.
Эти герои яркий пример того, как в людях переплетаются одновременно хорошие черты характера с дурными. Чехов не идеализировал своих героев, а показал их такими, какие они есть.
2 вариант
Любовь Андреевна Раневская — главная героиня пьесы «Вишнёвый сад», хозяйка поместья. Она много лет прожила в Париже и вернулась на родину. Любовь Андреевна имеет двух дочерей: родную — Аню, приёмную — Варю. Но для героини её дочки равны, она их любит одинаково сильно. Отличительные черты образа Раневской — легкомысленность, непрактичность.
Любовь Андреевна разорилась, и теперь она вынуждена продать имение. Существует вариант спасти ситуацию, но он не устраивает Раневскую: она видит пошлость в том, чтобы сдавать землю под дачи. Несмотря на своё тяжёлое положение Любовь Раневская стоит деньгами. Это замечают все, в том числе и сама героиня, но перебороть себя, победить свои недостатки она не может. Деньги в её кошельке пропадают со скоростью света, что печалит женщину ещё сильнее. В то время, когда Раневская выбирает самые дорогие блюда, её дочь, Варя, думает как без лишних затрат накормить домочадцев.
Любовь Андреевна очень легкомысленна. Она целует стол, шкаф в своём имении, с которыми ей предстоит расстаться. Она не думает о будущем и живёт одним днём.
Несмотря на свои недостатки, окружающие любят героиню, так как она добрая, мягкая, нежная. Любовь Раневская ласково ведёт себя со слугами, дочерьми. Она не делает зла, старается творить добро.
Её старший брат, Леонид Андреевич Гаев, очень похож на сестру. Антон Чехов делает образ Гаева карикатурным: все негативные черты Раневской в нём гиперболизированы. Одной из карикатурных черт является склонность персонажа к леденцам. Герой постоянно сосёт их. Упоминают, что Гаев даже растратил всё своё состояние на леденцы.
Он не молод, но у него нет семьи. Писатель не говорит о прошлом героя, но Гаев образован, умён для человека своего круга. Он «прожигает» свою жизнь. Леонид Андреевич имеет много долгов и мечтает отдать их. Его, как и его сестру, не волнует будущее Вишнёвого сада. Им интернсно лишь собственное благополучие, решение собственных финансовых проблем, обретение богатства.
Леонид Андреевич Гаев очень болтлив. Он много говорит, но речи его пустые. Окружающие рекомендуют Гаеву помолчать, но он не слушает их совета. Леонид Андреевич нетерпеливый, энергичный, но он не способен направить свою энергию в нужное русло.
И Раневская, и Гаев не могут приспособиться к новым реалиям жизни. Они живут в прошлом, пытаются убежать в него от проблем настоящего, но это никак не влияет на их реальную жизнь. Брат и сестра не могут принять своё положение и исправить его. Персонажи признают свои недостатки, но не могут исправить их из-за бедности внутреннего мира, узости кругозора, нежелания менять свою жизнь. Образы Гаева и Раневской трагичны. Писатель с печатью пишет, что прошло время дворянства — аристократы выродились в Гаева и Раневскую, пассивных и пустых людей, которые не принесут в этот мир ничего хорошего, нового, необычного.
Леонид Андреевич Гаев и Любовь Андреевна Раневская — это одни из главных персонажей пьесы Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад».
Также читают:
Картинка к сочинению Раневская и Гаев
Популярные сегодня темы
События в повести «Гранатовый браслет» вращаются вокруг важного атрибута, которым является полученный в подарок Верой Шееной золотой браслет со вставленными в него драгоценными гранатами.
Для того чтобы называть мечту великой, нужно выбрать нечто противоречащее общему ходу действительности. Совершенно не нужно искать нечто неестественное и нечто искажающее действительность.
Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.
В поэзии А. С. Пушкина отмечается наличие всех форм литературы: от драматических произведений, наполненных серьёзностью, до сказок. Часто и много поэт писал статьи, содержащие критику, занимался исследованиями
1396. Сочинение Раневская и Гаев в пьесе Вишневый сад Чехова Русский язык
Сочинение — Раневская и Гаев в пьесе Вишневый сад. Русский язык
Прототипом для образа Раневской Чехову А. П. послужили дамы, которые праздно проводили свое время Монте-Карло. Он за ними наблюдал в начале 20- го века. Антон Павлович за них говорил, что жизнь за рубежом погубила русских женщин, они здесь только едят и пьют.
Самое первое впечатление от знакомства с Раневской возникает то, что она привлекательная и милая женщина. Но при дальнейшем знакомстве проявляются черты легковесности и преувеличении ее переживаний. И со временем читателю она кажется сложной и стереоскопичной. И такое поведение показывает, что у Раневской явно не здоровая психика.
Брат Раневской – Гаев называет ее порочной женщиной. Но, несмотря, на это другие герои произведения испытывают к ней любовь и уважение. Потому что она обладает культурой поведения, интеллигентностью и это ей придает ее облику очарование, гармоничность. Любовь Раневская умная женщина и может правдиво оценить свое поведение и других.
Ее недостаток в том, что у нее слабая воля. Идя на поводу своих желаний она безрассудно тратит финансы на содержание своего фаворита и прислуги. А это способствует то, что они начинают паразитировать на этой милой женщине.
Но, несмотря на все это Любовь Раневская вызывает чувства симпатии к себе. Потому что она обладает многими хорошими чертами характера, такими как широта натуры, доброта и сентиментальность.
Персонаж Гаев является менее значительным и пьесе его в основном знают как брата. Он иногда бывает умен и может делать правильные выводы. Является искренним и самокритичным. Все недостатки, которые проявлялись в его сестре, у него они преувеличены и карикатурны. Также он практически всегда выглядит нелепо и инфантильно. Он взрослый человек, но ведет себя как ребенок, который не может приспособиться к жизни.
В образе Гаева А. П. Чехов показал деградацию дворянского общества и их бессмысленную жизнь. Любовь Гаева и Раневской к вишневым деревьям является экзальтированной. Но за различными красивыми и возвышенными словами ощущается большая печаль в сердце.
Брат с сестрой очень привязаны к саду, в котором провели все счастливые годы детства и юности. Они не могут понять Лопахина, который предлагает продать сад. Для них Вишневый сад является неким связующим звеном между настоящим и сладостными воспоминаниями прошлых лет и утрата его подобна трагедии. Раневская и Гаев только мечтают сохранить имение, но не предпринимают реальных действий для этого. А следствие этого то, что они утратили дом и сад идет под рубку.
В этих героях переплелись воедино хорошие качества с дурными. Автор не идеализировал своих персонажей, а показывал человека таким как он есть.
Вариант 2
Пьеса «Вишневый сад» А. П. Чехова пропитана идеей неминуемых перемен, плавного ухода старой России в небытие. В комедии представлены 3 поколения: минующее дворянство, восходящая буржуазия и новые революционные силы, которые приходят им на смену. Через образы Гаева и Раневской автор раскрывает прошлое страны. Рассмотрим, какими изображены данные герои в пьесе Чехова.
Любовь Андреевна Раневская – разорившаяся помещица, которая в начале произведения возвращается из Парижа, в котором пробыла 5 лет. Изначально образ Раневской кажется читателю привлекательным: героиня легка, чувственна и добра по отношению к окружающим. Ее радостно встречают дома. Вернувшись в родное поместье, она будто вдыхает в него тепло и уют. Однако приятные перемены быстро омрачились печальным известием о необходимости продажи имения. Тут Раневская начинает раскрываться с другой стороны.
Вместо того чтобы начать действовать и стремиться сохранить родное поместье, Любовь Андреевна все время вспоминает молодость, которую она провела в своем родном дворянском гнезде. Ее жизнь протекает в мыслях о прошлом, она лишь ностальгируют об ушедших временах, тоскуя, что прошлое — это время, в котором все было легко и прекрасно. Раневская показывает свою несостоятельность и инфантильность: она нецелесообразно тратит деньги, которые могли бы пойти на выкуп дома, не прислушивается к словам Лопахина, который делиться предпринимательским опытом с господами. Раневская, привыкшая наслаждаться жизнью, не задумываясь о деньгах, не может приспособиться к новым порядкам. Однако Чехов уважает такие качества героини, как душевная тонкость, добродетель, способность ценить красоту. В ее образе сочетаются избалованность и рафинированность с такими замечательными качествами как душевная щедрость, образованность и культура.
Гаев Андрей Леонидович – брат Раневской, также представитель уходящего поколения. Герою 51 год, но у него нет ни жены, ни детей. В таких деталях сразу раскрываются недостатки персонажа: он легкомыслен и непрактичен. Ему странно, что сад продают за долги, хотя сам Гаев ведет праздный образ жизни, и свое состояние он «проел на леденцах». Так же, как Раневская, Андрей Леонидович неприспособлен к жизни, однако в его образе недостатки сестры становятся карикатурными. Его предложения погашения кредитов далеки от реальности: он надеется волшебным образом получить от кого-то наследство, либо выдать замуж Аню, либо получить денег от тетушки. Гаев инфантилен, пустословен и нелеп. Фирс до сих пор, как ребенка, опекает своего хозяина.
Герой болтлив, но никогда не говорит по существу, он неспособен отстаивать свои идеалы. Продажа родового гнезда волнует его по большей части из-за того, что изменится его привычный образ жизни. Однако глубокие переживания ему несвойственны: только появившиеся на глазах Гаева слезы из-за продажи имения мгновенно высыхают, едва он слышит удары кия о шары. Образ Гаева становится карикатурой на целое поколение дворян.
Старые владельцы сада: Раневская и Гаев
Прототипами Раневской, по свидетельству автора, были русские барыни, праздно жившие в Монте-Карло, которых Чехов наблюдал за границей в 1900 году и в начале 1901 года: «А какие ничтожные женщины. [о некоей даме. — В. К.] “она живет здесь от нечего делать, только ест да пьет. ” Сколько гибнет здесь русских женщин» (из письма О. Л. Книппер).
Вначале образ Раневской кажется нам милым и привлекательным. Но затем он обретает стереоскопичность, сложность: обнаруживается легковесность ее бурных переживаний, преувеличенность в выражении чувств: «Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости. Смейтесь надо мной, я глупая. Шкафик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой. » В свое время литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский даже утверждал, имея в виду поведение Раневской и Гаева: «Термины “легкомыслие” и “пустота” применяются здесь уже не в ходячем и общем, а в более тесном — психопатологическом — смысле, поведение этих персонажей пьесы “несовместимо с понятием нормальной, здоровой психики”». Но в том-то и дело, что все персонажи пьесы Чехова — это нормальные, обычные люди, только их обычная жизнь, быт рассматриваются автором как бы через увеличительное стекло.
Раневская, при том, что брат (Леонид Андреевич Гаев) называет ее «порочной женщиной», как ни странно, вызывает уважение и любовь у всех персонажей пьесы. Даже лакею Яше, на правах свидетеля ее парижских тайн вполне способного на фамильярное обращение, не приходит в голову быть с ней развязным. Культура и интеллигентность придали Раневской очарование гармонии, трезвость ума, тонкость чувств. Она умна, способна сказать горькую правду о себе самой и о других, например, о Пете Трофимове, которому она говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить. “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа».
Но Раневская лишена воли, она не способна ничего изменить и исправить. Она упрекает себя за то, что бессмысленно тратит деньги в то время, как Варя «из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох», и тут же отдает золотой. Она вначале рвет телеграммы из Франции, не читая их, а затем опять собирается в Париж. Она привязана к Ане и Варе, но оставляет их, забрав с собой последние деньги, которые, она знает, скоро кончатся. Ее, казалось бы, оправдывает любовь (любовь самоотверженная, преданная), но это любовь к человеку подлому, бесчестному. Раневская действительно «ниже любви», как она сама говорит о себе. Странным образом она порождает цепную реакцию развращенности и паразитизма в других: в лакее Яше, парижском любовнике.
И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры, способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».
Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев, не случайно в списке действующих лиц он представлен по принадлежности к сестре: «брат Раневской». И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле». В собственных глазах он аристократ самого высокого круга, Лопахина словно и не замечает и старается поставить «этого хама» на место. Но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно.
Гаев инфантилен, нелеп, например, в следующей сцене:
«Фирс. Леонид Андреевич, бога вы не боитесь! Когда же спать?
Гаев (отмахиваясь от Фирса). Я уж, так и быть, сам разденусь».
Гаев — еще один вариант духовной деградации, пустота и пошлость.
М. Горький дал в свое время резкую, во многом справедливую характеристику героям: «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики, они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни». Раневская и Гаев вольно или невольно предают все, что, казалось, им дорого: и сад, и родных, и верного раба Фирса. Финальная сцена и комична, и подлинно трагична. Последнее слово пьесы, произнесенное Фирсом: «Недотепа», — это и о самом Фирсе, и о других героях, и о самой русской действительности тех лет.
Не раз было отмечено в истории литературы, ненаписанной «истории» читательского восприятия произведений Чехова, что он будто бы испытывал особое предубеждение к высшему свету — к России дворянской, аристократической. Эти персонажи — помещики, князья, генералы — предстают в рассказах и пьесах Чехова не только пустыми, бесцветными, но подчас неумными, дурно воспитанными. (А. А. Ахматова, например, Чехова упрекала: «А как он описывал представителей высших классов. Он этих людей не знал! Не был знаком ни с кем выше помощника начальника станции. Неверно все, неверно!»)
Однако вряд ли стоит усматривать в этом факте определенную тенденциозность Чехова или его некомпетентность, знания жизни писателю было не занимать. Дело не в этом, не в социальной «прописке» чеховских персонажей. Чехов не идеализировал представителей никакого сословия, никакой социальной группы, он был, как известно, вне политики и идеологии, вне социальных предпочтений. Всем классам «досталось» от писателя, и интеллигенции тоже: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже тогда, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр».
С той высокой культурно-нравственной, этико-эстетической требовательностью, с тем мудрым юмором, с которыми Чехов подходил к человеку вообще и его эпохе в особенности, социальные различия теряли смысл. В этом особенность его «смешного» и «грустного» таланта. В самом же «Вишневом саде» нет не только идеализированных персонажей, но и безусловно положительных героев (это относится и к Лопахину («современной» Чехову России), и к Ане и Пете Трофимову (России будущего).
Черты характера раневской и гаева. Образы раневской и гаева в пьесе а п
Образ Гаева в пьесе «Вишневый сад» очень важно правильно понять. Это необходимо для уяснения того, как Чехов относился к преставителям дворянства. В нашей статье подробно описан образ Гаева в пьесе «Вишневый сад».
Гаев – это брат главной героини произведения, Раневской, практически ее двойник. Образ его, однако, менее значителен, чем образ этой женщины. Именно поэтому интересующий нас герой представлен как «брат Раневской» в списке действующих лиц, хотя он старше своей сестры и обладает такими же правами на имение.
Социальное положение Гаева
На фото выше представлен Станиславский в роли Гаева. Леонид Андреевич Гаев – это помещик, который проел свое состояние «на леденцах». Он ведет достаточно праздный образ жизни. Тем не менее он удивляется тому, что сад необходимо продать за долги. Этому человеку уже 51 год, однако у него нет своей семьи. Гаев проживает в старом имении, разрушающемся прямо у него на глазах. Он находится под опекой Фирса, старого лакея. Характеристику Гаева следует дополнить и тем, что он постоянно пытается занять денег у кого-нибудь для того, чтобы хотя бы покрыть проценты по своим долгам и по долгам своей сестры. Несбыточной мечтой для него является погашение всех кредитов. Этот помещик надеется получить наследство от кого-нибудь, выдать Анну за обеспеченного человека, отправиться в Ярославль, где можно попробовать попытать счастья у графини-тетушки.
Характеристика героев
Отношение окружающих к Гаеву
Автор очень мало рассказывает нам о прошлом Гаева. Однако мы понимаем, что этот человек образован, что он умеет облачить мысли в красивые речи, хотя и пустые. Всю свою жизнь интересующий нас герой прожил в имении. Он являлся завсегдатаем мужских клубов, где предавался игре в бильярд, любимому своему занятию. Именно оттуда Гаев приносил все новости. Здесь же ему предложили должность служащего в банке с хорошим годовым окладом в 6 тысяч. Окружающих очень удивило это предложение. Сестра Гаева прямо говорит Леониду Андреевичу: «Где тебе! Сиди уж». Лопахин также высказывает свое сомнение по этому поводу, считая, что Гаев не сможет удержаться на предложенном месте, так как он «ленив очень». Только Аня, племянница героя, верит в него.
Чем же вызвано это недоверие по отношению к Гаеву? Окружающие выказывают даже некоторое пренебрежение этому герою. Даже лакей Яша неуважительно к нему относится. Давайте разрешим этот вопрос, что поможет нам лучше понять образ Гаева в пьесе «Вишневый сад».
Особенности характера Гаева
О прошлом Гаева рассказывается очень мало. Но понятно, что он человек образованный, умеющий обличать свои мысли в красивые, но пустые речи. Всю жизнь он прожил в своем имении, завсегдатай мужских клубов, в которых предавался своему любимому занятию-игре в бильярд. Все новости он приносил именно оттуда и там же получил предложение стать служащим банка, с годовым окладом в шесть тысяч. Однако для окружающих это было очень удивительно, сестра говорит: « Где тебе! Сиди уж…», сомнение высказывает и Лопахин: «Только ведь не усидит, ленив очень…». Единственным человеком, который верит ему, является его племянница Аня « Я верю тебе дядя!». Чем же вызвано такое недоверие и в чем-то даже пренебрежительное отношение со стороны окружающих? Ведь даже лакей Яша показывает свое неуважение к нему.
Как уже было сказано, Гаев – пустослов, в самые неподходящие моменты он может пуститься в разглагольствования, так, что все окружающие просто теряются и просят его молчать. Леонид Андреевич и сам это понимает, но это часть его натуры. Так же он очень инфантилен, не способен отстаивать свою точку зрения, да и сформулировать ее толком не может. Ему так часто нечего сказать по существу, что постоянно звучит его любимое слово « Кого» и появляются совершенно неуместные бильярдные термины. Фирс до сих пор ходит за своим хозяином как за малым дитём, то с брючек пыль стряхивает, то несет ему теплое пальто, и для пятидесятилетнего мужчины ничего зазорного в такой опеке нет, даже спать он идет ложиться под чутким взором своего лакея. Фирс искренне привязан к хозяину, но даже Гаев в финале пьесы «Вишневый сад» забывает про своего преданного слугу. Он любит своих племянниц и свою сестру. Вот только стать главой семьи, в которой он остался единственным мужчиной, так и не смог и помочь никому он не может, так как ему это в голову даже не приходит. Все это показывает, насколько неглубоки чувства этого героя.
Для Гаева вишневый сад значит так же много, как и для Раневской, но, как и она не готов принять предложение Лопахина. Ведь разбить имение на участки и сдавать в аренду «пошло», во многом по тому, что это приблизит их к таким дельцам как Лопахин, а для Леонида Андреевича это недопустимо, так как он считает себя истинным аристократом, поглядывая свысока на таких вот купцов. Вернувшись в подавленном состоянии с аукциона, на котором было продано имение, у Гаева на глазах лишь слезы, и едва услышав удары кия об шары, они высыхают, еще раз доказывая, что глубокие переживания ему попросту не свойственны.
Черты характера Леонида Андреевича
Гаев – это человек, которого можно назвать пустословом. Он порой пускается в разглагольствования в самые неподходящие моменты. Из-за этого его собеседники теряются и часто просят его замолчать. Гаев Леонид Андреевич сам осознает это, однако не может справиться с неприятной чертой своего характера. Кроме того, характеристика образа Гаева должна быть дополнена тем, что он очень инфантилен. Леонид Андреевич не может отстаивать свое мнение, даже не способен толком сформулировать свою точку зрения. Этот герой часто не может сказать что-то по существу. Вместо этого он произносит свое любимое слово «кого». В речи интересующего нас героя постоянно появляются также неуместные бильярдные термины.
Сочинение про Гаева
Как писал сам Чехов в письмах касательно Гаева, он – аристократ. Конечно, Чехов имеет в виду не рыцаря-аристократа, эталонного представителя благородной семьи и обладателя всяческих достоинств. В чем-то в фигуре Гаева предлагается та самая немощь, которая охватывала Российскую империю в целом.
Ведь страна, государство, во многом держится именно на собственной элите. Есть некоторый ряд людей, который образует какие-то идеалы, отличается от других в лучшую сторону. При этом, если начинается кризис аристократии, то начинается и кризис страны.
Автор выводит главным действующим лицом вишневый сад – нечто совершенно символическое, образ России помещиков. На смену этому саду приходит новая страна, где каждый сможет арендовать дачи, а красивые вишневые сады помещиков останутся только воспоминанием.
Гаев в свою очередь является тем человеком, которому стоило бы защищать вишневый сад, ему нужно отстаивать этот уклад, но Леонид Андреевич может только обещать не допустить торгов, но в итоге отправляется с Лопахиным на торги и возвращается оттуда после продажи сада.
Гаев полностью ленив, много кушает и обожает сладости. Он регулярно ест леденцы, за ним ухаживает Фирс, который даже раздевает его, этим подчеркивается инфантильность героя.
Также брат Раневской является полностью непрактичным (подобное, впрочем, свойственно инфантильным людям) и не может отыскать какого-то действенного решения для собственной ситуации. Он мечтает о каких-то деньгах, которые появятся неизвестно откуда и не позволят продать сад. Безусловно, такие мечты представляют собой полный отрыв от действительности и характеризуют неспособность не только отдельно Гаева, но и всего этого класса существовать в условиях нового времени.
Противоположностью Гаева является Лопахин, он приземленный, но при этом практичный. Как бы сейчас сказали «нормальный мужик». При этом Гаев является противоположностью Лопахину только в отрицательном контексте, только собственной изнеженностью и непривычностью к поиску практической выгоды.
Наверное, Гаев является, так сказать, «ошметком» аристократии, представителем вырождающегося российского класса. Именно поэтому в чем-то его фигура является назидательной.
Автор великолепно описывает целую эпоху и срез общества через конкретную личность.
Взаимоотношения с Фирсом, сестрой и племянницами
Слуга Фирс все еще ходит за хозяином, будто за малым дитем. Он то стряхивает пыль с его брючек, то подносит Гаеву теплое пальто. А между тем Леонид Андреевич – взрослый пятидесятилетний мужчина. Однако он не считает зазорным такую опеку со стороны своего слуги. Герой даже идет спать под надзором своего лакея, который искренне к нему привязан. Несмотря на такую преданность Фирса, в финале произведения Гаев забывает про него.
Он любит свою сестру и своих племянниц. В своей семье Гаев является единственным мужчиной. Однако он не смог стать главой семьи. Герой не способен никому помочь, поскольку ему даже в голову это не приходит. Это указывает на то, что чувства Гаева весьма неглубоки.
Персонажи и их роль в произведении
Дорог ли Гаеву вишневый сад?
Образ Леонида Гаева раскрывается и в его отношении к вишневому саду. Для нашего героя он значит очень много, как и для его сестры. Гаев не хочет принимать предложение Лопахина, как и Раневская. Он считает, что «пошло» было бы разбить на участки свое имение и сдавать их в аренду. Ведь это приблизит его семейство к дельцам, подобным Лопахину. Это было бы недопустимо для Леонида Андреевича, поскольку он считает себя подлинным аристократом и поглядывает свысока на купцов, подобных Ермолаю Алексеевичу. Когда Гаев возвращается с аукциона, где было продано его имение, он подавлен, на его глазах видны слезы. Однако когда он слышит удары кия о шары, его настроение сразу же улучшается. Данный факт говорит нам о том, что герою не свойственны глубокие переживания. Это важная черта, дополняющая образ Гаева в пьесе «Вишневый сад» Чехова.
Леонид Андреевич Гаев — Характеристика
Символизм пьесы Чехова прослеживается во многих деталях. Сам вишневый сад является символов России помещиков, которая со временем превратиться в Россию Лопахиных и дачников. Кто остается в прежней стране и в прежнем укладе?
Раневская и Гаев. Они из одной семьи и оба не привыкли к практическим потребностям этого мира, они ничего не достигали в отличии от Лопахина и были, как говорится, на всем готовом. Гаев в особенности как мужской персонаж является характерным символом.
Ведь Гаев, по сути, является мужчиной в самом расцвете. Ему около пятидесяти и к этим годам, как правило, мужчина достигает состоятельности. Леонид Андреевич в свою очередь не состоялся совершенно, хотя и имеет некоторую собственность.
Гаев совершенно не может заработать денег, ест леденцы и в целом инфантилен. Для такого возраста подобное поведение попросту невозможно, он болтун и не может противостоять вызовам времени. Данная фигура представляет собой собирательный образ всех помещиков того времени (люди 80-х годов) которые не смогли стать опорой для страны.
По сути, именно такие состоявшиеся мужчины и могли стать опорой для страны и как правило являются такой опорой. Однако, на смену Гаевам приходят Лопахины, они крепко сбиты, более мужественны и практичны.
Леонид Андреевич именно тот, кому следует быть опорой для собственной земли и именно благодаря ему мог сохраниться вишневый сад. Только вот сам Гаев не предпринимает ничего, он хочет только получить деньги непонятно откуда и пользоваться этим. Вероятно, в подобном поведении причиной является соответствующее воспитание, которое фактически сделало из взрослого человека неженку.
Безусловно, возможно Чехов в чем-то гиперболизировал этот образ, но он явно уловил кризис в сословии помещиков, которые в дальнейшем были сметены классом пролетариата. Также как царские дворцы разорялись и превращались в музеи, так вишневый сад стал пристанищем для множества отдыхающих.
Значение образа Гаева
Интересующий нас персонаж замыкает цепь, которая состоит из образов дворян, изображенных Антоном Павловичем Чеховым. Автор представил нам «героев своего времени» – прекрасно образованных аристократов, которые не могут отстоять свои идеалы. Из-за этой слабости дворян такие люди, как Лопахин, имеют возможность занять господствующее положение в обществе. Антон Павлович специально максимально занизил образ Гаева в комедии «Вишневый сад», сделав его карикатурным. Это было необходимо для того, чтобы показать степень обмельчания дворян.
История создания
Антон Павлович Чехов
Антон Чехов закончил работать над пьесой «Вишневый сад» в 1903 году, и уже на следующий год пьеса была впервые поставлена знаменитыми режиссерами Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко в Московском художественном театре. Роль Гаева в этой первой постановке сыграл сам Станиславский, а роль Любови Раневской исполнила супруга Чехова, актриса Ольга Книппер-Чехова.
Замысел и первые наброски пьесы датируются 1901 годом. «Вишневый сад» стала последней пьесой, написанной Чеховым. Драматург умер через год после того, как закончил работу над этим произведением.
Удался ли автору «Вишневый сад»?
Произведение Чехова (портрет его представлен выше) вызвало большой общественный резонанс. Многие его современники, принадлежащие к аристократии, весьма критично отнеслись к этой пьесе. Они обвинили Антона Павловича в незнании их круга, в неправильном изображении своего класса. Едва ли Чехова можно упрекнуть в этом. Ведь он и стремился создать не просто комедию, а настоящий фарс, что у него прекрасно получилось. Безусловно, ему удался образ Гаева. С цитатами из комедии «Вишневый сад» знакомы многие наши современники, а сама пьеса включена в обязательную школьную программу по литературе. Это произведение до сих пор очень популярно и в театрах нашей страны. Все это говорит о несомненной ценности «Вишневого сада» с художественной точки зрения.
Вишневый сад для Раневской и ее брата Гаева – это родовое гнездо, символ молодости, благополучия и былой изящной жизни. Хозяева сада любят его, хотя и не умеют сохранить или спасти. Для них вишневый сад – символ прошлого.
В первом действии упоминается, что Гаеву пятьдесят один год. То есть во времена его юности сад уже утратил свое экономическое значение, и Гаев с Раневской привыкли ценить его, прежде всего, за его неповторимую красоту. Символом этой щедрой природной красоты, которую невозможно воспринимать с точки зрения доходности, становится букет цветов, в первом действии внесенный из сада в дом в ожидании приезда хозяев. И.В. Грачева напоминает, что Чехов считал гармоническое единение с природой – «одним из необходимых условий человеческого счастья».
Совершенно иное отношение к саду у Лопахина, отец которого был крепостным у деда и отца Гаевых. Сад для него – источник получения прибыли: «Ваше имение находиться только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать тысяч в год дохода» [616]. Он оценивает этот сад только с практической точки зрения:
«Лопахин. Замечательно в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родиться раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает» [616].
Поэзия вишневого сада для Лопахина не интересна. В.А. Кошелев считает, что «его привлекает нечто новое и колоссальное, вроде “тысячи десятин” приносящего доход мака. Цветение традиционного “сада” для него неинтересно именно потому, что “традиционно”: новый хозяин жизни привык во всем искать новых поворотов – в том числе и эстетических».
В самой конструкции пьесы сад – признанный знак этого «поэтического» начала бытия – становится, таким образом, неизбежным символом, связанным с традицией. И в качестве такового выступает на всем дальнейшем протяжении пьесы. Вот Лопахин в очередной раз напоминает о продаже имения: «Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад» [636].
Еще одно значение символического образа сада вводит в пьесе студент Петя Трофимов:
Гоголевские «корни» в творчестве Булгакова Обратимся непосредственно к булгаковскому творчеству и попытаемся выявить те элементы поэтики, стиля, языка, которые М.А.Булгаков заимствовал у своего учителя, то есть то, что мы назвали гоголевскими «корнями». Первые же из известных нам …
Особенности употребления прилагательных В сравнении с современным русским языком, в тексте летописи своеобразное, отличное от нынешнего употребление притяжательных прилагательных: приведе Игореве жену; к горам Киевским; сыну Михайлове. Сравнительная же степень имени прилагател …
«Миргородский» и «петербургский» циклы. «Ревизор» 1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений — «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях); начата работа над поэмой «Мертвые души», зако …