бухгалтер что делает на практике

Теория и практика в бухгалтерии. К Дню бухгалтера о нас с вами

бухгалтер что делает на практике. Смотреть фото бухгалтер что делает на практике. Смотреть картинку бухгалтер что делает на практике. Картинка про бухгалтер что делает на практике. Фото бухгалтер что делает на практике

Завтра в России отмечают День бухгалтера. Традиция зародилась в 1996 г. после подписания в этот день первого Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ. Это неофициальный, но самый отмечаемый бухгалтерский праздник. Четыре года спустя ВВП знатно потроллил профсообщество, установив эту же дату официальным Днем работника налоговых органов. Некоторые считают, что с тех пор одновременно празднуют День защиты животных и День работников мясной промышленности.

А 10 ноября был еще один бухгалтерский праздник — Международный день бухгалтерии. 10 ноября 1494 года была издана книга ученого, преподавателя и монаха Луки Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, дробей, пропорций и пропорциональности». Одна из глав книги называлась «Трактат о счетах и записях» — ее считают первым учебником по бухгалтерскому учету. С этого дня ведется отсчет современной теории бухучета, хотя баланс и двойная запись использовались и раньше. Но с появлением учебников обучение бухгалтерии стало единообразным и упорядоченным.

Бухгалтерские праздники — отличный повод порассуждать о теоретиках и практиках в бухгалтерии. Мне как вузовскому преподавателю обидно слышать как слово «теоретик» превратилось в почти ругательное. А «практик» даже в университетах звучит круче, чем «профессор». С другой стороны, как практику мне не нравится когда бухгалтер превозносит игнор теории. Теория в бухгалтерии тесно связана с практикой.

Когда-то покойный профессор В.В. Ковалев, на книгах которого выросло несколько поколений бухгалтеров и финансистов, в споре со мной сказал, что моя позиция недостойна звания теоретика. Я был просто счастлив: это значило, что он на какое-то мгновение допустил, что я таковым являюсь. На самом деле это был незаслуженный аванс, который оправдать пока не удалось. Но теоретик это очень круто — сейчас объясню почему.

Теоретики — это не учителя, а ученые

Настоящих теоретиков — людей, которые разрабатывают теории — в вузах не так много, да и сами теории в бухгалтерии появляются не часто. Теория объединяет взгляды на какие-то явления в единую стройную систему. Например, теория Большого взрыва описывает процесс рождения Вселенной. Из некоторых теорий развивается методология, которую применяют в практике.

Применительно к бухучету:

Большинство преподавателей знают какую-то теорию и могут ее объяснить. Но это не теоретики — это учителя. Они не привносят в науку чего-то нового, но могут привнести новые подходы в практику своих студентов, объяснив как теория раскладывается на использующиеся в работе методы. Без знания практики это невозможно. Кстати, Пачоли — скорее, методолог, чем теоретик. Но от этого он не становится менее великим.

А еще в вузах есть люди, которые слабо знают теории и не могут объяснить как применить их на практике. Поэтому от них студенты выходят и без понимания почему актив равен пассиву, и без умения составить баланс. Таких, к сожалению, стало много. И именно они дали негативную окраску слову «теоретик», хотя они никакие не теоретики, а просто хреновые учителя. Но раз у человека есть ученая степень и нет умения объяснить как пользоваться тем, что он наболтал — практики автоматически назначают его теоретиком. Вроде как бесполезный в работе человек, но, наверное, что-то знает о высоких материях. Не знает. Великий физик Резерфорд по этому поводу отлично сказал: «Если ученый не может объяснить уборщице, которая убирается в его лаборатории, смысл своей работы, то он сам не понимает, что он делает».

Практики — это не те, кто игнорирует теорию

Часто слышу гордое: «Я — практик! Мне эти ваши теории не нужны!». Балбес ты, а не практик! Врач не может гордиться тем, что не знает анатомии. Автомеханику, который умеет крутить гайки, но не знает устройства автомобиля, я не доверю машину. А бухгалтер, который не читал стандартов, не знает какие методы учета бывают и как настроить программу под потребности компании, а не самому подстроиться под базовые настройки программы — не бухгалтер, а операционист. Так и он не обходится без того, что пренебрежительно называет «теорией». Жмешь сюда, потом переходишь на эту вкладку и ставишь здесь галку — уже методика!

Но такой практик — просто винтик в механизме. Ему на любое действие нужна инструкция. По инструкциям отлично работают роботы — ими таких горе-практиков уже успешно заменяют. А настоящий профессионал даже если теорию не помнит, методологией владеет. А значит, может не только следовать инструкции, но и самостоятельно решать как выполнить работу.

Подытожу словами, которые приписывают еще одному физику Кирхгофу: «Нет ничего практичнее хорошей теории!». В бухучете это работает именно так. И всех бухгалтеров с праздником — неважно теоретик вы или практик. Главное — быть на своем месте!

ВНИМАНИЕ!

1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Что делает бухгалтер на работе?

бухгалтер что делает на практике. Смотреть фото бухгалтер что делает на практике. Смотреть картинку бухгалтер что делает на практике. Картинка про бухгалтер что делает на практике. Фото бухгалтер что делает на практике

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

Что делает бухгалтер на работе?

бухгалтер что делает на практике. Смотреть фото бухгалтер что делает на практике. Смотреть картинку бухгалтер что делает на практике. Картинка про бухгалтер что делает на практике. Фото бухгалтер что делает на практике

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Что приносит компании финансовый успех? Конечно, грамотная стратегия ведения бизнеса, команда, интересные проекты. А еще — безупречный бухгалтерский учет. Если он налажен некорректно, если фирма использует прибыль неразумно, а налоги рассчитываются с ошибками, то компания не сможет развиваться. Грамотное ведение финансовой деятельности — главная задача бухгалтера. О нем и его роли в компании расскажем ниже.

Значение бухгалтерии

Если фирма небольшая, один бухгалтер справится с начислением зарплаты, ведением «первички», отчетностью и уплатой налогов, с поставщиками, банком и кредиторами. Специалист должен обладать быстрой реакцией и компетентностью, чтобы вести полноценный бухучет. Но опасность в том, что бухгалтер становится незаменимым. А в случае отпуска или болезни финансовая жизнь компании может вообще застопориться, что приведет к проблемам.

В среднем и крупном бизнесе ситуация иная. В компаниях существуют финансовые отделы, где каждый работник отвечает за выполнение конкретных задач. Разграничение функционала обеспечивает взаимозаменяемость сотрудников, бесперебойный процесс бухучета. Но и здесь есть подводные камни:

Эти причины приводят к текучке кадров и сложности подбора действительно классных бухгалтеров и делопроизводителей — людей, которым можно полностью доверить тыл своего бизнеса.

Основные обязанности бухгалтера

Основные обязанности бухгалтера распределяются в соответствии с должностью и масштабами бизнеса, поэтому нельзя сказать, что существуют какие-то общие задачи, которые должен делать любой бухгалтер. Но в небольших компаниях есть бухгалтеры-универсалы.

Приведем примерный перечень его задач:

При отсутствии делопроизводителя на бухгалтерию ложится кадровый учет: оформление приема на работу и увольнений, расчет отпусков, подготовка приказов, выдача справок. Чаще всего эти функции делают стандартными обязанностями бухгалтера, входящими в его оклад, и дополнительно никак не оплачиваются, например, за совмещение штатных единиц бухгалтера и делопроизводителя. Это приводит к недовольству бухгалтера, конфликту с начальством и, что часто, некачественному ведению кадрового делопроизводства.

Результатом такой работы «для галочки» являются ошибки и просчеты, что в конечном итоге приводит к ненужному вниманию контролирующих инстанций, штрафам и судебным процессам.

Источник

Что входит в обязанности бухгалтера

Должностные обязанности бухгалтера — это перечень задач и функций, которые обязан выполнять работник, занимающий такую должность. Причем объем и сложность заданий могут варьироваться.

Знакомьтесь — бухгалтер

Ведение бухгалтерского учета — обязанность для организаций, закрепленная на законодательном уровне. Привилегий и освобождений от этого требования практически нет. Следовательно, в компании кто-то должен отвечать за работу финансовой службы.

В крупных фирмах бухгалтерскую работу выполняет целое структурное подразделение. В небольших — справится и один человек. А некоторые учреждения вообще передают бухучет сторонним компаниям. Например, централизованным бухгалтериям в бюджетной сфере и аутсорсинговым компаниям в коммерческой среде.

Но независимо от того, кто будет вести бухучет: сторонняя компания или штатный сотрудник, — требования к бухгалтерам определены законом. Кто же такой бухгалтер?

Бухгалтер — это ответственный работник, в обязанности которого входит документальное оформление фактов финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с установленными нормами и требованиями. По сути, работник регистрирует операции и факты жизнедеятельности компании в специализированных формах документов (первичка, книги, журналы). И уже на основании учетных регистров составляет отчетность.

Используйте бесплатно шаблон должностных инструкций бухгалтера от КонсультантПлюс.

Специализация должностей и обязанности бухгалтера

Трудовые обязанности бухгалтера напрямую зависят от структуры предприятия, в котором он работает. Например, в маленькой фирме придется вести учет по всем объектам. В большой компании должности в бухгалтерии могут быть специализированы. Обычно специализации выделяют по категориям учетных объектов:

Замыкает перечень должность главбуха. Это руководитель финансовой службы, который контролирует правильность отражения хозяйственных операций подчиненными, отвечает за составление финансовых и налоговых отчетов. Но обязанности бухгалтера по отчетности можно выделить, например, назначить отдельного работника для составления налоговых деклараций и расчетов.

Профессиональные стандарты

Для должности «бухгалтер» утвержден отдельный регламент — профстандарт. В отличие от классификации должностей по специализациям, профстандарт не предусматривает аналогичного дробления. Так, чиновники выделили всего три категории в профессиональном бухгалтерском стандарте:

Действующие нормативы закрепляет Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н. Причем требования в части образования и необходимого опыта работы в занимаемой должности значительно ужесточены. Например, на должность руководителя бухгалтерской службы можно назначить работника с высшим образованием и опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет. Если у главбуха среднее профессиональное образование, то необходимый опыт работы увеличивается до семи лет.

Должностная инструкция

Порядок ведения бухгалтерской работы должен быть закреплен документально. Работодатель указывает некоторые задачи и общие функции в трудовом договоре со счетным работником. Но помимо этого, рабочий процесс следует детализировать специальным документом — должностной инструкцией.

Структура должностной инструкции:

Пример должностной инструкции главного бухгалтера

Разберем подразделы должностной инструкции подробнее.

Бухгалтерия: обязанности

Перечень, что входит в обязанности бухгалтера, зависит от специализации должности и необходимости применения профессионального стандарта. Обозначим основные задачи.

Обязанности бухгалтера расчетного стола (зарплата):

Обязанности бухгалтера материального стола (имущество: основные средства, материальные запасы, склад)

Обязанности бухгалтера по расчетам

Обязанности главного бухгалтера:

Права и полномочия

Финансист не только выполняет обязанности, но и имеет ряд полномочий и прав. Например, счетный работник вправе требовать с работников компании своевременного предоставления первичных документов. К тому же бухгалтер может проводить встречные сверки с контрагентами, инспекцией и фондами для выявления задолженностей и корректировки правильности расчетов. Принимать участие в контрольных, ревизионных и прочих проверочных мероприятиях.

Права, полномочия и порядок взаимодействия с иными структурными подразделениями компании следует прописать максимально подробно и четко. Если оставить лишь общие формулировки, то споры и разногласия неизбежны.

Пример формулировок

Ответственность за проступки

Этот раздел должностной инструкции не может противоречить ТК РФ и иным нормативным актам. То есть работодатель не вправе ввести собственную систему штрафов за проступки, опоздания и иные отклонения от рабочих норм.

Какую ответственность предусмотреть:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и причинение морального ущерба — «в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации».

За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности — «в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации».

Источник

Основные обязанности бухгалтера: что делает бухгалтер на работе

бухгалтер что делает на практике. Смотреть фото бухгалтер что делает на практике. Смотреть картинку бухгалтер что делает на практике. Картинка про бухгалтер что делает на практике. Фото бухгалтер что делает на практике

Руководитель субъекта предпринимательства отвечает за общее планирование работы, поиск контрагентов, финансовые результаты работы, контроль функционирования всех подразделений компании или ИП. А за правильность ведения бухгалтерского учета, своевременность оформления документации. Именно от него зависит, насколько верно хозяйственная деятельность отражена в первичных и отчетных документах, а также насколько правильно начислены и уплачены налоги, другие обязательные платежи.

Рассмотрим подробнее, что должен делать бухгалтер на работе.

Зачем нужна бухгалтерия на предприятии

Обязанность ведения бухгалтерского учета для определенных категорий компаний введена законодательными актами РФ. Если субъект предпринимательства небольшой, вести бухгалтерию может один специалист. На него возлагаются обязанности с оформлением первички, начислением зарплаты, налоговым учетом, проведение платежей и т. п.

Такой подход выгоден для руководителя и владельцев компании, но таит в себе определенную опасность. Если возложить ведение бухгалтерии на одного специалиста, он быстро станет незаменимым. Поэтому субъект предпринимательства будет зависим от одного человека, что может привести к злоупотреблениям с его стороны.

Выходом из ситуации может быть найм нескольких специалистов и распределение участков учета. Однако и в этом случае не избежать сложностей:

Обязанности бухгалтера в компании

Конкретный перечень обязанностей работника бухгалтерии зависит от направления учета, специфики работы компании, объема хозяйственных операций и других факторов. Если субъект предпринимательства небольшой, у него в штате обычно есть один работник.

Основные обязанности бухгалтера:

● Ведение первичной документации и ввод информации в учетное приложение на основе полученных документов (бумажных и электронных), оформление исходящей документации для контрагентов. Обязанности бухгалтера по первичной документации крайне важны, так как на их основе производится начисление налогов.

● Ведение бухгалтерии в специализированном приложении, заполнение проводок, отражение операций и составление промежуточной отчетной документации;

● Учет активов предприятия, в том числе постановка их на баланс, начисление амортизационных платежей, списание после окончания срока службы. Также бухгалтер обычно принимает участие в инвентаризации основных средств;

● Отражение в учете операций по движению денежных средств в наличной форме и по счетам в банках, подготовка первичных документов и отчетов об использовании денег;

● Расчет заработной платы сотрудников, начисление налогов на их зарплату и обязательных платежей в бюджет, которые делает работодатель. Работник бухгалтерии оформляет все необходимые документы, в том числе ведомости о зарплате, расчетные листки. Он же несет ответственность за правильность начисления и своевременность выплаты больничных и отпускных;

● Составление бухгалтерской и налоговой отчетности, подготовка отчетов в статистику, государственные фонды. На бухгалтера возлагается ответственность за организацию взаимодействия с должностными лицами государственных органов, которые проверяют правильность ведения бухгалтерского и регламентированного учета;

● Организация хранения первичных документов, а также предоставление их по требованию налоговых органов для проведения проверок.

Если в компании используется наемный труд и нет отдела кадров, бухгалтер ведет кадровый учет, выступает как делопроизводитель. Он оформляет документально прием на работу и увольнение с должности, рассчитывает отпускные, выдает работникам справки. Чаще всего эти функции он выполняет «в нагрузку» и не получает оплату за дополнительный объем работ.

В результате огромного количества функциональных обязанностей специалист не может справиться с их качественным выполнением. Кроме того, по мере роста компании количество операций увеличивается, что также снижает качество ведения учета.

Источник

Как проходит практика бухгалтера

бухгалтер что делает на практике. Смотреть фото бухгалтер что делает на практике. Смотреть картинку бухгалтер что делает на практике. Картинка про бухгалтер что делает на практике. Фото бухгалтер что делает на практике

Рассчитать стоимость
написания работы

Сложно встретить человека, который первый раз заглянув в бухгалтерию, не удивился бы огромному числу папок и документов, расставленных на стеллажах от пола до потолка. Работать с таким количеством документов и не сойти с ума кажется просто невозможным, поэтому многие студенты по специальности «бухгалтер» пытаются узнать заранее, что же им предстоит делать на практике, чтобы подготовиться, как следует.

Практика бухгалтера

Как правило, практикантами на предприятии занимается главный бухгалтер. Так как за 2 недели обучить студента сложным операциям с документами просто невозможно, да порой и не нужно, чаще всего в план практики включается работа с первичной документацией. Это может быть:

Из приведенного списка становится очевидно, что поручений для студента у бухгалтерии может быть очень много, но быстро обучиться и понять принципы работы под силу каждому практиканту. Главное – знать корреспонденцию счетов, порядок работы с документами, а также иные основы из Положения по бухгалтерскому учету, которое изучается даже студентами непрофильных специальностей. После пройденной практики студент получает незаменимый опыт в работе с важными документами, без проблем ориентируется в отчетах и проводках, имеет представление о программе 1С и работе бухгалтерии в целом. Часто те студенты, которые быстро освоили все навыки и справились за период практики со всей информацией, остаются на предприятии в качестве помощника бухгалтера, так как хорошие кадры нужны всем!

Советы по успешному прохождению бухгалтерской практики

Чтобы удачно справиться со всеми заданиями и не подвести имя вуза и кафедры, многие студенты готовятся к предстоящему испытанию заранее: скачивают информацию о работе в 1С, повторяют пройденный курс бухгалтерского учета в университете, следят за новинками в налоговом законодательстве. После практики остается только написать отчет и сдать его на кафедру. Во время работы на предприятии не стоит забывать о целях и задачах, которые были поставлены перед студентом и корректировать свою деятельность. Также обязательно копировать отчетные документы для оформления приложений.

Нередко студентам-практикантам доводится посещать совместно с главным бухгалтером налоговые органы, банки, пенсионный фонд для сдачи необходимой отчетности и наличных средств из кассы. В любом случае, без дела сидеть не придется! Практика позволит освоить новые знания, получить практические навыки и сформировать объективную оценку своих умений. Зачастую после прохождения практики студент более ответственно подходит к учебе и показывает немалые успехи в тех областях, которые раньше вызывали проблемы и сложности. Ответственно подойти к процессу практики на предприятии, выполнять все поручения, быстро схватывать информацию и не отвлекать коллег постоянными расспросами вполне возможно, нужно только настроиться! Многие выпускники советуют взять с собой на предприятие блокнот и делать записи с инструкциями, чтобы не забывать порядок всех операций и четко выполнять порученные дела.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *