в чем секрет додо пиццы
Секрет успеха «Додо пиццы» по версии РБК
Первая «Додо пицца» появилась в Сыктывкаре, а сейчас сеть этих пиццерий раскинулась по множеству городов и добралась до Москвы. А недавно «Додо пицца» даже присоединилась к Obed.ru.
Успех компании налицо. Что же такого удивительного и инновационного придумал ее основатель Федор Овчинников?
На самом деле успех «Додо пиццы» кроется в объединении скорости доставки и качества пиццы. Всем известно, что если пицца остывает, то вкусной ее назвать уже сложно, какие бы качественные ингредиенты для ее изготовления не использовали. Поэтому основатель «Додо пиццы» сделал ставку на скорость: время доставки пиццы будет меньше 60 минут, или клиент получит пиццу бесплатно.
К скорости доставки Овчинников прибавил правильную IT-начинку для своей сети. Специальная система «Додо ИС» позволяет контролировать все процессы в торговом зале и на кухне пиццерии.
Количество ингредиентов, которые добавляют в пиццу, всегда строго регламентировано: повара не могут положить вам мало сыра и ли колбасок или перелить кетчупа. Тесто для пиццы тоже готовится исключительно по рецепту. И, наверное, даже не стоит упоминать, что для изготовлении пиццы берутся только качественные и свежие ингредиенты — все, кто хоть раз попробовал пиццу в ресторане «Додо пицца», об этом и так прекрасно знают.
Кроме того, каждое действие персонала «Додо пиццы» регистрирует в гаджетах. На кухне установлены видеокамеры, и клиент всегда может увидеть, как готовится его пицца, сколько ингредиентов в нее добавляют; ему сообщают, когда готовая пицца передается курьеру, а в мобильном приложении клиент даже может указать, что ему, например, забыли пожелать «приятного аппетита» при доставке.
Рецепт теста для пиццы, как в Додо – все тайны и секреты приготовления этого блюда с подробным описанием
Почти всем нам нравится пицца, которую готовят в известных итальянских пиццериях и ресторанах. Но почему бы не попробовать сделать ее самостоятельно, удивляя всех своими кулинарными способностями? В этом случае стоит обратить внимание на опыт сотрудников « Додо пиццы», научившихся замешивать хорошо тянущуюся, воздушную, пористую и хрустящую основу.
Рецепт
Секрет тонкой основы заключается в минимальном наборе продуктов.
Для замешивания необходимо:
Способ приготовления:
Важно: эксперты « Додо пицца» всегда измеряют температуру всех используемых для теста продуктов, поскольку разница в 1 градус может стать причиной совершенно неожиданного результата.
Хотите узнать абсолютно обо всех тонкостях приготовления основы в Додо пицца? Тогда специально для Вас директор пиццерии раскрывает все секреты в увлекательном видеоматериале.
Состав и приготовление начинки, как в пиццерии
Сотрудники пиццерии всегда выполняют весь процесс приготовления блюда вручную.
Для сочной начинки необходимо:
Дальнейший процесс заключается в следующем:
Совет: края теста лучше не смазывать соусом, иначе они не поднимутся и позволят начинке растекаться.
Обязательно пробуйте новые варианты этого ароматного и удивительно аппетитного итальянского блюда, совершенствуя свои кулинарные навыки, а также радуя всех новыми вкусами!
Как сделать тесто для пиццы в домашних условиях?
Тончайшее дрожжевое тесто для пиццы из свежих дрожжей
Рецепты жидкого теста для пиццы выручат в любую минуту и покорят вкусовые рецепторы поклонников итальянских блюд
Топ-10 рецептов теста для пиццы из разных видов муки
Рецепты полезного ПП теста для пиццы тем, кто следит за своей фигурой и рационом питании
Особенности пиццы «Пепперони» – представительницы классической Италии
Как открыть пиццерию по франшизе
На примере «Додо-пиццы»
Мы начинаем цикл статей о франшизах: как в России открывают бизнес под чужим товарным знаком, сколько это стоит и во что выливается.
Сегодня — пицца, а в будущем — кофейни, торговля, услуги, детские центры и многое другое. Подписывайтесь на Тинькофф-журнал в Телеграме, чтобы не пропустить новые рассказы предпринимателей: @tinkoffjournal.
Герой: Станислав Семионов, «Додо-пицца»
Место: Долгопрудный, Москва, Коломна
Что дает франшиза: технологию, проект пиццерии, рецепты, подключение к информационной системе «Додо ИС», сайт, приложение для мобильных устройств, маркетинг, услуги единого колцентра, обучение, базу знаний
Первоначальный взнос: 350 000 Р + НДС
Прогноз окупаемости: от 1 года
Чем занимается сеть
«Додо-пицца» запускает пиццерии. Первое заведение открыл предприниматель Федор Овчинников в 2011 году. Франшиза появилась через два года.
Почему выбрал именно этот бизнес
До того как открыть бизнес по франшизе, Станислав был руководителем рекламного агентства. По приглашению основателя «Додо-пиццы» Федора Овчинникова он поехал в штаб-квартиру в Сыктывкар — посмотреть, как все устроено. Ему все понравилось.
Во всех пиццериях работают камеры, чтобы клиенты видели, как готовится конкретно их пицца. Камеры в пиццериях помогают следить за качеством и превращают приготовление пиццы в реалити-шоу.
Как запускал
«Додо-пицца» решила не идти с франшизой сразу в города-миллионники, а сначала сфокусироваться на городах с населением около 100 тысяч человек. Станислав решил попробовать запуститься в Долгопрудном, в 5 км от Москвы. В студенческие годы он учился там на физтехе. Тогда доходы жителей были выше среднего, общепита мало, а студентов много.
Открытие обошлось в 13 млн рублей. В «Додо-пицце», например, действует программа привлечения инвесторов, которая работает со второй точки (сначала предприниматель должен доказать свою состоятельность). Около 90% пиццерий «Додо-пиццы» предприниматели открыли на заемные и инвесторские деньги. Станислав привлекал средства на четыре из десяти открытых им пиццерий.
С какими проблемами столкнулся
Полгода искали место. Открывали сайты с недвижимостью, обзванивали собственников. Когда такое помещение наконец нашлось, еще полгода ушло на ремонт и закупку оборудования.
Со временем требования к площади изменились. Ребята из «Додо-пиццы» научились делать компактные кухни, так что теперь хватает помещения площадью 150 квадратов. На них спокойно расположится семейная пиццерия с детской комнатой.
Стоимость аренды такого помещения составляет 200—400 тысяч рублей в месяц. Но пока длится ремонт, предприниматель до открытия успевает заплатить за 2—3 месяца аренды. Еще необходимо внести депозит.
Станислав быстро понял, что руководить одной точкой ему неинтересно. В сетевом бизнесе расходы на управление ниже, и вторую пиццерию Станислав собирался открыть в Москве. Управляющая компания уже начала запускать франшизы в городах-миллионниках, но Москва стояла последней в списке. Шесть месяцев он ждал, пока дадут добро.
Результат
За несколько лет Станислав открыл 10 пиццерий в Долгопрудном, Москве и Коломне. Накопленный опыт помогает. Например, Станислав понял, что бывает проще снести все к чертям, чем перестраивать готовое помещение. Если открывать точку в торговом центре, то почти не будет расходов на фасад. Если там раньше уже был общепит, то можно сэкономить еще и на вытяжке.
Бюджет открытия одной пиццерии площадью 150—180 м² составляет 11—15 млн рублей до достижения точки безубыточности. В регионах можно уложиться в 6—8 млн рублей, если работать на более простом оборудовании и делать ремонт попроще.
Открываться на фуд-корте еще дешевле — 5—6 млн рублей. Предприниматели, открывающие пиццерии в регионах с низкой конкуренцией, иногда выходят в плюс с первого месяца.
Советы
Изучайте, как правообладатель франшизы взимает ежемесячные платежи (роялти) и к чему эти выплаты привязаны. Если речь идет о микробизнесе, можно рассмотреть фиксированные выплаты, но такие франшизы ближе к самозанятости, а не к бизнесу.
Если хотите строить большой бизнес, лучше изначально выбирать варианты с выплатой роялти в виде процента от выручки.
Анализируйте истории других франчайзи. Боль многих франшиз: предприниматель купил франшизу, разобрался, что к чему, а через год-два сменил вывеску и прекратил платить роялти. Если таких кейсов в сети много, значит, франшиза не дает никакой ценности и предпринимателю проще потом развивать собственный бренд.
В чем секрет додо пиццы
Личный опыт: как запустить пиццерию в Великобритании и не потеряться среди гигантов
Личный опыт: как запустить пиццерию в Великобритании и не потеряться среди гигантов
Текст: Михаил Чернышев, директор по маркетингу «Додо Пицца»
Ксения Стернина, соосновательница консалтинговой фирмы UXSSR
Фото: Stephanie Keith/Getty Images
Год назад, в ноябре 2020 года, в английском городе Ройал-Лемингтон-Спа открылась первая корпоративная пиццерия «Додо» в новом формате Fast Gourmet. На ее запуск компания потратила около £250 тыс. и буквально с первых дней вышла на хороший уровень продаж: к началу мая месячная выручка составила £48 тыс., или более 4,7 млн руб. Вот несколько уроков, которые мы вынесли из экспансии на перенасыщенный пиццериями рынок Великобритании.
Пицца и итальянские рестораны очень популярны в Великобритании: в среднем за всю свою жизнь британец съедает 731 пиццу или 5846 кусочков. К тому же в стране очень прибыльный рынок доставки пиццы: он оценивается в £2,1 млрд. Поэтому «Додо» и выбрала эту страну для открытия новой коммерческой пиццерии.
Добавляло азарта и то, что в Великобритании очень высокая конкуренция. Помимо трех крупнейших игроков Domino’s, Papa John’s, Pizza Hut, здесь много небольших сетей и независимых доставок пиццы — например MOD’s Pizza, Franko Manko, Zizzi, Bella Italia, Pizza Pilgrims.
Однако первая гипотеза о том, что на большом рынке хватит места всем, не подтвердилась. Domino’s оказался сильным конкурентом, и чтобы выделиться, «Додо» пришлось бы либо увеличить бюджеты, либо придумать радикально другой продукт. Так как денег и времени не было, выбрали второй вариант.
На что еще следует обратить внимание при выборе рынка
Финансовая модель поможет построить жизнеспособный бизнес, проверить бизнес-план и бизнес-модель. Кроме того, она облегчит планирование. Например, с ее помощью можно выяснить, когда лучше запуститься и что произойдет при наихудшем сценарии.
Пиццерия от «Додо» в Ройал-Лемингтон-Спа — не первая в Великобритании, до нее в стране уже работали четыре пиццерии под управлением франчайзи. Но новую открывали уже непосредственно от самого бренда. Предыдущий опыт помог составить реальную финансовую модель, которая учитывала:
1. Стоимость аренды и коммунальных платежей.
2. Себестоимость ингредиентов и логистики.
Адаптация продукта под интересы местных жителей
Локализация — а это не только переводы — очень важный этап при запуске: нужно адаптировать продуктовую линейку, маркетинг, а иногда и бизнес-модель. Но даже с переводами у «Додо» были ошибки: для обозначения самовывоза в прототипе приложения сначала использовали слово collection, но в ходе UX-исследований выяснилось, что потребителям в Великобритании привычней и понятней словосочетание pick-up.
Проект новой пиццерии и меню разработали к апрелю 2020 года, но случилась пандемия и пришлось приостановить запуск. А позже в компании поняли, что соперничество с Domino’s обошлось бы слишком дорого — поэтому стали думать, как отстроиться за счет необычного и более качественного продукта.
Еще до открытия «Додо» опросили 800 клиентов в зоне доставки новой пиццерии, чтобы узнать, что им особенно нравится в пицце. Результаты этого исследования получилось упаковать в матрицу ингредиентов. Например, выяснилось, что жители Лемингтона очень любят анчоусы — поэтому теперь в любую пиццу можно добавить и их.
Также в Великобритании очень популярны вегетарианские и веганские пиццы (в стране наблюдается большой тренд на осознанное и здоровое потребление). И это тоже отразили в новой пицце — использовали более воздушное и менее калорийное римское тесто без сахара. Кроме того, предложили клиентам широкий ассортимент вегетарианских и веганских ингредиентов, включая растительное мясо.
В Великобритании «Додо» постаралась не повторять ошибки, сделанные в Китае, — там пиццерию пришлось закрыть (не изучили предпочтения целевой аудитории в части фастфуда). На этот раз компания сначала провела интервью с местной аудиторией и определила product-market fit — подробно изучила предпочтения будущих покупателей, их опыт заказа еды с доставкой, в каких ситуациях вообще приходит идея заказать пиццу, от чего зависит выбор. А главное — удалось выяснить, насколько британцам импонирует идея нового продукта от «Додо» и готовы ли они его попробовать.
После этого начался большой этап UX и этнографических исследований. Вместе команды UXSSR и «Додо» провели:
1. Тестирование приложений популярных конкурентов и прототипа приложения «Додо». На этом этапе изучили интерфейсы компаний Deliveroo, UberEats и Just Food — сравнили их и выяснили, какие есть сложности навигации в текущей версии приложения «Додо», — а также подсмотрели удачные решения конкурентов, которые можно использовать. Провели два раунда улучшений и правок.
2. Тестирование Customer journey map, то есть полного цикла клиентского опыта — от момента оформления заказа до доставки и дегустации пиццы. Поскольку это было во время пандемии и полного локдауна, исследование проходило в онлайн-формате. Все этапы оформления заказа респонденты транслировали непрерывно. Они делились экраном телефона при заказе пиццы и давали комментарии, носили ноутбуки с камерами, чтобы показать момент доставки курьером, а затем сразу рассказывали свои впечатления от внешнего вида упаковки и непосредственно вкуса пиццы.
Также специалисты UXSSR научили команду «Додо» (включая шеф-повара Бена) проводить custdev-интервью, понимать потребности аудитории, четко снимать обратную связь с потребителей и знать, что можно сделать, чтобы они были еще более довольны и сделали повторный заказ.
Какие инсайты нашли и как отработали
Во время тестирования произошла интересная история. Местный житель по имени Райан Оливер сделал заказ в новой пиццерии, оплатил его, и вскоре ему пришло уведомление, что пиццу доставили. Но на самом деле он ничего не получил. Так и не дождавшись пиццы, Оливер сначала позвонил в пиццерию, а когда ему никто не ответил, пожаловался на заведение в Instagram.
Проблема была в том, что команда только готовилась к запуску и в это время обкатывала все процессы, в том числе приложение, хотя по факту пиццерия еще не работала. Рекламу еще не запустили, а вывески были заклеены пленкой, — поэтому не до конца понятно, как вообще Оливер нашел пиццерию. «Додо» вернула ему все деньги, а после бесплатно доставила удвоенный заказ в качестве подарка.
Позиционирование
В Лемингтоне «Додо» делает пиццу на римском тесте с дорогими ингредиентами (например с лобстером или манго), а затем доставляет ее в течение 30 минут. И важно было подчеркнуть это преимущество в рекламной кампании. Для этого было придумано название Fast Gourmet, которое объединяет качество и премиальность ресторанного сегмента со скоростью и открытостью фастфуда.
Дизайн
В графике использовали сочетание оранжевого и черного цветов, а также стрит-арта и классицизма в иллюстрациях и шрифтах. Недавно этот дизайн получил награду Red Dot Awards.
Коммуникация
Первыми клиентами стали бета-тестеры, которые участвовали в опросах и исследованиях, — а это 800 человек. «Додо» предложила им заказать пиццу всего за £1 в первые две недели работы заведения. Так она создала ажиотаж вокруг пиццерии и получила первую сотню новых клиентов, которые делились впечатлениями в соцсетях. В итоге это дало «Додо» резкий рост привлечения новых клиентов в первые месяцы.
Фёдор Овчинников («Додо пицца»): «Бизнес, основанный на страсти, — самый сильный»
Фёдор Овчинников — знаковый герой, открытый «Секретом фирмы» ещё в 2006 году. Тогда бывший археолог, нацбол и маркетолог запустил в Сыктывкаре магазин интеллектуальной литературы «Сила ума», а главное, начал вести максимально откровенный и честный блог, где едва ли не каждый день рассказывал, сколько заработал и сколько сжёг его бизнес.
В 2011 году Овчинников, расставшийся с книжным, на свои сбережения запустил гораздо более массовую историю — «Додо пиццу», сеть пиццерий и доставки пиццы на дом. То, что случилось дальше, как пишут в интернет-таблоидах, заставит вас содрогнуться. В хорошем смысле. «Секрет» расспросил Овчинникова о его извилистом пути к настоящей громкой славе.
— Когда в последний раз мы с тобой разговаривали, а это было в самом начале пути «Додо», у тебя была идея распространить бизнес как можно шире, выйти на наибольшее количество рынков. Как вообще изменилось твоё понимание стратегии?
— Всё так же. У нас есть российский рынок, мы здесь №1 по количеству пиццерий и по выручке. Мы реально растущий бизнес, это уже все наши конкуренты заметили, все исследователи и консультанты. Наша задача — сохранить здесь первое место, не остановить рост и стать абсолютными лидерами в сегменте доставки пиццы в России.
— Именно доставки? Не точек, не ресторанов?
— Ресторанов тоже, но там мы конкурируем с casual dining. Поэтому в первую очередь — доставка и массовый сегмент пиццы. Мы открываем как можно больше точек, строим систему логистики и в 2018 году запускаем федеральную рекламу по телевизору.
Параллельно разрабатываем Dodo IS, туда идут инвестиции. Мы специально ради этого открыли этот офис, переехали в Москву, ищем инвестиции, инвестируем в Dodo IS, к нам приходят серьёзные специалисты в IT, мы становимся серьёзной IT-компанией внутри «Додо». Цель — чтобы за два года Dodo IS стала мощным стабильным продуктом.
— Помню, у вас был громкий сбой…
— Любая такая система растёт и всё время меняется вместе с масштабом бизнеса. Вот приходят ко мне разработчики и говорят: «Фёдор, можно сделать по уму — на это нужно два месяца, а можно сделать, условно, на костылях — это две недели». Важно понимать: это объяснение причин сегодняшних сложностей в Dodo IS. В начале мы жертвовали долгосрочными вещами в разработке системы ради краткосрочных вещей, ради скорости решений, так как работали при ограниченных ресурсах.
— А кто у тебя главный разработчик?
— Это команда, там нет главного. К нам влилась команда разработчиков-инженеров из Нижнего Новгорода. Это бывшие разработчики Intel, которые ушли оттуда и создали свою компанию, писавшую на заказ. Когда был кризис, они потеряли крупного заказчика, а мы, наоборот, их нашли. Они сначала работали как подрядчики, а потом: «Нам так классно вместе, давайте сливаться».
— То есть ты в Москве звёзд не покупал никаких?
— Нет. Наши с Нижнего не менее крутые. Мы нанимаем разработчиков в команды в Москве, так как понимаем, что Москва — самый большой рынок разработчиков. Нам на самом деле не нужны гении, у нас продуктовая компания. Соль в продукте, а не технологиях…
Так вот, мы пилим Dodo IS, инвестируем туда деньги. Параллельно думаем о будущем. В США у нас есть одна пиццерия, сейчас вторая открывается, учимся работать, создаём команду. Параллельно — Китай.
— То есть в США у тебя нет чётких планов и надежд?
— Есть, мы там хотим все точки соединить. Здесь растёт компания, вырастут финансовые возможности, если мы станем прибыльными, Dodo IS сделаем. Пока мы там как бы высадили колонии на Марсе, чтобы понять, как дышать, как картошку выращивать. И мы вот эти два года там учимся, потихонечку развиваемся органически, чтобы потом прийти к точке, когда мы начнём глобально развиваться и в США, и в Китае, когда у нас будет сильный продукт дома.
Мы понимаем чётко, что, если мы сможем сделать продукт, который будет как японские машины — в США он будет пользоваться спросом. Мы говорим американскому предпринимателю: у тебя есть в твоём городе Pizza Hut, Domino’s Pizza, Papa John’s, Little Caesars — основные четыре сети, они в каждом городе есть. А ты можешь открыть Dodo, которая с точки зрения потребительского, внешнего вида моднее, чем эти, получишь офигенную систему для управления бизнесом онлайн, где всё мерится, ещё и бесплатно, с доступом к большим данным.
— Поди, ещё и выгодные условия франшизы.
— Да, мы ещё и льготную франшизу можем дать.
— То есть франшиза — инструмент маркетинга.
— У нас нет сейчас цели заработать, да. В США вот мы пойдём step by step, там очень плотный рынок, но плохо управляются пиццерии. Есть стереотип, что в Papa John’s, Domino’s суперуправление, но это не так. У них кривые сайты, кривые системы.
— Ты их всех видел?
— И анализировал? Они реально хуже?
— Не лучше. Кое-где кривые. Мы сами IT-систему делаем, а они всё где-то покупают, допиливают. У нас это платформа, которая объединяет всё: сайт, курьеров, систему лояльности. У них это может быть разрозненно.
— В местечковой Америке, маленькой, кажется, есть дефицит сервиса нормального качества.
— Да. Допустим, мы скажем первым 30 предпринимателям: франшиза ничего не стоит первые пять лет. Мы энтузиасты, мы выбираем лучших людей, эмигрантов, которые будут за этот бизнес биться, мы даём им, грубо говоря, классную лопату, которой можно классно копать.
— Как зовут девушку, которая у вас отвечает за развитие в Америке?
— Откуда она пришла?
— Она, вообще, была нашим партнёром-франчайзи, а до этого была менеджером, в L’Oréal работала. У нас открыла пиццерию. Она с Костромы, но в Питере жила, потом жила в Лондоне, Москве.
—В США реально работает образ smart girl?
Что такое Оксфорд? Представь: 30 000 жителей, 168 ресторанов. Рядом все сети, Starbucks. Это страна, где куча денег тратится на еду, страна, населённая людьми, которые не хотят готовить. Что нужно, чтобы там рос розничный бизнес? Три вещи: система, предприниматель и капитал.
Система, формат нашей франшизы должны доказать, что они работают на каждом рынке. Мы делаем машину (систему), предприниматель — это гонщик, а оборотные средства — бензин.
Мы даём частным инвесторам прозрачность, доступ в Dodo IS и ко всем цифрам, отбираем правильных предпринимателей. Вся наша сеть в России развилась именно из-за этого. Наши конкуренты международные офигели от того, что какая-то Dodo обогнала всех.
— ОК, а китайский рынок фастфуда, наверное, антипод американского?
— Если в Америке огромный массовый рынок, пиццу едят как хлеб, то в Китае по-другому. В Китае рынок непонятный, зато конкуренции нет.
— В Китае ваша модель нормально будет работать при китайском предпринимательском менталитете? А какие там будут частные инвесторы — местные?
— А там вообще есть такой жанр, как инвестиции в маленькие иностранные франшизы?
— Это всё решаемо, это будет не иностранная франшиза.
— В каком смысле «не иностранная»? Будешь скрывать происхождение?
— Нет, мы не будем ничего скрывать. Есть предприниматель, он приходит и говорит: «У меня есть желание открыть пиццерию» — но у него нет денег. Есть инвестор, который может эти деньги вложить. Есть наша платформа, которая позволит прозрачно контролировать бизнес в Китае и нам позволит ещё выбрать правильных людей, жёсткий отбор провести.
— Какие преимущества вы можете дать местному инвестору?
— Во-первых, он видит бизнес-модель, у него есть полная прозрачность, у него есть контроль, система, которая помогает поймать момент, когда пиццерия начинает работать плохо. Купить ресторан, продать — это очень тяжело. А наша модель — как у Subway: мы можем продавать свои заведения, потому что всё понятно. Если сложить этот пазл, можно добиться роста на любых рынках. В Китае бренд — это важно, но бренд формируется вокруг точек.
Если что-то приносит деньги, китайцы будут работать с кем угодно. В Китае на самом деле сейчас нужное время и место для развития бизнеса по франчайзингу. Китайский внутренний рынок растёт, богатеет население. Китайцы очень предприимчивые, обращают внимание на этот рынок. Нужны только модели.
— А их там недостаток?
— Конечно, недостаток. Качество франшиз китайских очень низкое. И поэтому в Китае сейчас бум франчайзинга — все хотят работать на внутреннем рынке.
— Бум франчайзинга общепита или вообще?
— Вообще. В отличие от Америки, мы в Китае открыли две франчайзинговые пиццерии и поняли, что, не открыв в Китае собственную, невозможно развивать франчайзинг. У тебя может быть офигенная модель, но для китайцев это никогда не будет авторитетом, если у тебя не будет своего работающего бизнеса, потому что в принципе важен авторитет. Ты говоришь: «Нужно делать так». Китаец на тебя смотрит и будет делать по-другому, а тебе нужно жестить.
У нас был случай с китайцем, который прошёл у нас обучение как франчайзи. Пришёл и говорит: «Я хочу вашу франшизу». Мы говорим: «О’кей. У нас пока ничего не проработано, нам важен подход, выходи пока, работай на кухне две недели». Он такой: «Да вы что, охренели? У меня там сеть аптек, я буду на кухне работать». Мы: «Ну тогда мы тебе отказываем. У нас такой подход к долгосрочным партнёрам». Он уходит. Приходит через два дня и говорит: «Парни, я подумал, вы такие крутые. Вы мне отказали и ещё больше заинтересовали. Давайте дальше говорить».
— США, Китай… Какие ещё страны? Какие идеи для них?
— В Англии сейчас строится пиццерия, мы взяли обязательства и не подведём предпринимателя, который её открывает. Это тест. Также мы развиваемся в Восточной Европе — Эстонии, Литве. В Румынии открылась третья пиццерия, в Бухаресте. В Казахстане очень хорошо дела идут. Там наша модель практически без адаптации работает.
— К чему ты хочешь с Dodo в итоге прийти?
— Мы должны стать российской глобальной self-made-компанией.
— Ну, вы уже глобальная компания.
— Да, но 90% денег приносит Россия.
— А планируете, чтобы выручка была, условно, пополам?
— Нет, Россия в какой-то момент должна составлять очень маленькую долю.
— На сколько лет есть смысл планировать в бизнесе вроде твоего?
— На год-два. Это детальное планирование. А дальше уже общими мазками. Инвестиции в Dodo IS были бы в принципе неоправданны, если бы мы не думали о тиражировании этого продукта, масштабировании бизнеса в Германии, Франции, Англии, Бразилии, Индии.
Мы, знаешь, как будем действовать? Мы примерно понимаем стратегию выхода на рынок международный. Мы понимаем, что можем вполне выйти на любую страну. Почему? Американские компании для нас уже много сделали. Они научили людей заказывать пиццу. Что мы будем делать? Мы открываем, допустим, в Индии собственную пиццерию, разворачиваем Dodo IS. Она нужна для чего? Чтобы создать меню работающее. Сначала мы копируем, что есть на рынке, мы выращиваем здесь людей, которые умеют создавать продукты — пиццы. Дальше мы делаем эту пиццерию шоурумом, говорим предпринимателям, что у нас сильная франшиза, мы, мол, уже работаем с Китаем, США, Россией. И ищем 15 добровольцев, которые на льготных условиях откроют пиццерии, этакие бета-тестеры. Условие: «Ваш бизнес будет прозрачным». Мы их открываем, делаем, опять же, B2B-рекламу, а дальше мы приходим к крупным поставщикам и дистрибуционным сетям с такой речью: «У нас сейчас 15 пиццерий, но через два года у нас будет 400.
Мы российским и другим опытом подтверждаем, что у нас это работает. Дайте нам сейчас цены, как будто у нас 50 пиццерий или 100 там, а не 15». Договариваемся и начинаем дальше масштабировать сеть. И таким образом растём на международном рынке. Снизу. Американцы делают сверху, они уже огромны в момент выхода за рубеж…