воблинг на электросамокате что это
Воблинг моноколеса. Причины возникновения и как избежать.
Что нужно знать о Воблинге?
Воблингом называют не навык поедания воблы (рыбы), а поперечные, гармоничные, резонансные колебания в колесе, возникающие, как правило, на приличной скорости. В простонародье это явление называют – «Расколбас».
Частота воблинга колеблется от 3-х до 9 герц. В научной литературе это явление называют эффектом шины. Также так называлось танцевальное движение «быстрое покачивание плечами», напоминающее тряску при неподвижном корпусе, и, кроме того, был еще салонный танец, схожий с фокстротом.
Каковы причины появления воблинга?
Если взять обычное колесо, раскрутить его до приличной скорости (несколько оборотов в секунду) и пустить по идеальной ровной поверхности, то в этом случае на него будет действовать гироскопический эффект (не стоит путать с работой гироскопа в моноколесе), который поддерживает колесо в вертикальном состоянии, не позволяя ему упасть, пока оно вращается.
В качестве примера можно привести опыт с раскрученным колесом велосипеда, подвешенным за краешек оси. Его гироскопический эффект настолько силен, что удерживает колесо в вертикальном положении.
Так что же может носить под собой поперечный резонанс в эту, казалось бы, самостабилизирующуюся систему?
Тут стоит вспомнить, что мы,
во-первых, идеализировали систему, поскольку не существуют идеальных колес и осей.
Во-вторых, ее сильно упростили. Кроме самого колеса у нас есть корпус, мотор и райдер. Все это вносит свои коррективы и не всегда благоприятные.
Кстати, у начинающих райдеров часто можно увидеть болтанку моноколеса между ног, когда из-за отсутствия навыков езды на моноколесе гуляет его верхняя часть, колеблясь вокруг горизонтальной оси, та вот, к воблингу это отношение не имеет.
Для начала мы рассмотрим технические дефекты и неисправности моноколеса, которые могут привести к воблингу:
Если у вас достаточно опыта езды на моноколесе и при этом постоянно происходит «расколбас», то эти причины стоит рассмотреть и устранить полностью.
Какие факторы могут запустить воблинг колеса?
Изменяемые параметры моноколеса:
Какая основная ошибка райдера может привести к воблингу?
Напряженные ноги.
Как правило, случается это по нескольким причинам:
В состоянии напряжения мы делаем много лишних движений, а в состоянии усталости мы не совсем точны и можем иметь слегка запоздалую реакцию. Все это сказывается на управлении и может приводить к воблингу.
Что делать если начался воблинг?
Для начала ваша задача заключается в том, чтобы изменить плавно параметры моноколеса для выведения его из зоны колебаний, а именно:
В качество вывода хочется сказать, что навыки усмирения воблинга ценные, но все-таки бороться стоит с причинами его появления, а не со следствиями.
Какие технические неисправности могут привести к wobbling?
В предыдущей статье мы рассмотрели явление воблинга (Wobbling на мотоцикле по-русски), которое никогда не радует пилота. Часто воблинг списывается на дорожное покрытие: на неровности, всяческие ямы или кочки, грязь или песок. Отчасти это действительно так, дорожное покрытие всегда вносит свою лепту, как и угол наклона мотоцикла в момент маневра.
А если вы словили воблинг на идеальном дорожном покрытии, когда ехали со скоростью, как будто экзамен в ГАИ сдаете? Технические характеристики и состояние мотоцикла тоже очень важны, иногда даже в хороших условиях вы можете попасть в неприятность из-за недосмотра за состоянием техники.
Что может вызвать wobbling:
Состояние колес
Очевидный факт, что если резина уже давно просится на помойку, она не принесет ничего кроме неожиданных сюрпризов. Изношенная резина со стертым протектором или с выпуклостями на ней способна изменять пятно контакта, а как мы помним, маленькое пятно контакта приводит к большим проблемам и дорогому ремонту.
К состоянию колес нужно отнести наличие всех спиц и состояние дисков. Вылетевшие спицы или плохой баланс дисков тоже повлияют на поведение колеса в движении. А кто говорил, что будет легко?
Тормоза
В данном случае воблинг из-за торможения вызывается скорее неправильной реакцией пилота, хотя с другой стороны, изношенность тормозов относится к дефектам технического состояния, которое приводит к авариям.
Состояние подвески, передней и задней
Подвеску нужно регулировать и следить за количеством масла в амортизаторах. Так, если масла будет слишком мало, то вы получаете суровую и неотзывчивую вилку, которая амортизирует неровности дороги на уровне советского кирпича. Если вы никогда не отбивали руки на жесткой вилке при езде по отвратительному дорожному покрытию, то вам повезло.
Замечу, что отзывчивость вилки на неровности дороги уже 10% успеха.
Изношенные подшипники
Доводилось ли вам менять подшипники в рулевой колонке? Если да, то, возможно, вы представляете, как ведет себя руль при разбитых подшипниках и как волшебно управляется мотоцикл со свежими подшипниками, каким мягким становится руль.
Про подшипники колеса тоже не забывайте, они требуют внимания не меньше чем любые другие.
Плохая регулировка демпфлера
О Демпфлерах мы рассуждали в статье (Damper рулевой колонки, в чем его смысл?), тут же вспомнили, что при регулируемых системах придется потратить некоторое время на калибровку. Если система затянута слишком слабо, то этого может быть недостаточно для погашения колебания воблинга.
Регулировка ветрового стекла
Неожиданно, но факт. Ветровое стекло защищает пилота от ветра, грязи, камней, осадков и еще тысячи разных напастей, а еще оно распределяет поток воздуха, определяя аэродинамические свойства мотоцикла. Если есть проблемы со стеклом, редкость, но раз в год и палка стреляет, это скажется на езде. Больше того, ветровое стекло постоянно оказывает сопротивление набегающему потоку воздуха, становясь дополнительным источником колебаний мотоцикла.
Распределение веса
Это не техническая проблема, но забота пилота следить за тем, как располагается вес на мотоцикле. И нет, я не о собственном весе говорю. Дорожные мотоциклы, туристические и чопперы, отправляясь в дорогу, берут с собой уйму вещей плюс попутчика. Если вес распределен неграмотно, он сделает управление ватным, а еще может стать причиной воблинга. То же самое касается пассажиров на спортбайках. Когда ваш попутчик не понимает, как нужно сидеть на хвосте спорта и начинает всячески ерзать, или свешиваться, то вы как пилот начнете чувствовать колебания мотоцикла.
Wobbling на мотоцикле по-русски
Кроме скользячки, легендарной асфальтной болезни, существует еще одно, крайне неприятное явление – Wobbling. В простонародье его называют «расколбас», «руль колбасит». Сленговое выражение, которое неожиданно имеет несколько стадий, хотя обычно любые колебания руля начинают называть Wobbling.
Вторая стадия – сильные колебания, которые заставляют руль достаточно серьезно отклоняться. Wobbling – качание, раскачивание чего-либо. Когда вы влетаете на повороте и покрышка попадает под неудачный угол, критически уменьшая пятно контакта, или резко увеличиваете скорость, нагружая при этом переднюю вилку, причины воблинга сводятся к алгоритму.
Получается, что колесо повело, а эффект гироскопа старается сохранить плоскость вращения, выровнять его обратно. А вы видите, как ваш руль забился в конвульсиях. Отсюда логичный вывод, что если с перепугу вы хватаетесь за руль и пытаетесь с ним бороться, то вибрации передадутся на весь мотоцикл через ваше тело. Управлять воблингом можно, регулируя скорость, силу хвата руля и нагрузку на переднюю вилку.
Tank slapper – крайняя стадия, когда руль просто сходит с ума, вибрации начали переходить на весь мотоцикл. А если вы жестко схватились за руль, да еще отпустили ноги с подножек и бултыхаетесь за рулем из стороны в сторону, то пиши «пропало».
Что же делать, когда руль рвется из рук?
Если мыслить трезво, то действуют два алгоритма:
Повысить скорость и снять нагрузку с передней вилки
Снизить скорость и повысить нагрузку на вилку
В любом случае, вы не отпускаете ног с подножек! Еще раз: не снимаете ноги с подножек, даже если очень страшно, так как держать мотоцикл нужно телом, по возможности, сжимая коленями бак.
А теперь о двух вариантах с регулировкой скорости. Вспомним, что торможение передним тормозом нагрузит переднюю вилку, а увеличение скорости нагрузит заднюю часть мотоцикла. Помните об этом, как о дне рожденья подружки, когда-нибудь это может серьезно помочь.
Если у вас есть возможность для разгона и дорога впереди не самая отвратительная, то прибавляя газу, мы регулируем баланс телом, а руль придерживаем без фанатизма, чтобы колесо под ускорением стабилизировалось самостоятельно.
Второй вариант, когда ускоряться некуда или дорога оставляет желать лучшего на обочине. Мы сбрасываем скорость, но вес смещаем вперед за счет опоры на подножки. Почему? Потому что если мы с силой вцепимся в руль, вместо его остановки начнем раздавать колебания, от которых пытаемся избавиться. Опора на подножки подействует как дополнительная стабилизация.
От воблинга никто не застрахован, хотя не секрет, что мотоциклы с короткой и прямой рулевой системой слишком чувствительны к колебаниям, что легко доказывается на гоночных треках. Отсюда актуальность приспособления – рулевого демпфера. Он не панацея, но сглаживает часть вибраций. Также от воблинга часто страдают кроссмены из-за агрессивной езды по плохой дороге, где приземление переднего колеса бывает неудачным.
В любом случае, экстренные ситуации под контролем пилота, только стиль управления водителя способен спасти его от беды.
Вобблинг
4-10Гц) переднего колеса мотоцикла, велосипеда или шасси самолета относительно курсового направления. Другое название — «шимми» — происходит от популярного в начале XX в. танца, для которого характерно быстрое покачивание плечами вправо-влево.
Вобблинг опасен тем, что возникает только на больших скоростях движения. Он требует немедленных действий от водителя и даже они не гарантируют успех. Самые опытные гонщики могут попасть в такую ситуацию, что регулярно наблюдается в соревнованиях на трассах шоссейно-кольцевых мотогонок. В авиации были случаи разрыва колёс и излома стоек шасси.
Подробней в контексте управления мотоциклом.
Вобблинг — это явление, когда рулевое колесо после отрыва от дорожного покрытия приземляется уже под некоторым углом относительно курса движения мотоцикла. При этом, в результате наклона вилки, возникает импульс, толкающий руль в противоположную отклонению сторону, что на относительно малых скоростях способствует сохранению равновесия и направления движения. Но если скорость значительно превышает расчётную, то при определённой массе мотоцикла импульс получается достаточно сильным, чтобы руль отклонился дальше, чем курсовое направление. Следует учесть, что в момент получения импульса, толкающего колесо в сторону, противоположную отклонению от курса, часть энергии уходит в амортизатор и в раму, что автоматически увеличивает следующий интервал времени отрыва колеса от дорожного полотна — когда рама и амортизатор отработают обратный ход и произойдёт переброс руля в противоположную сторону. В результате возникает положительная обратная связь, ведущая к нарастанию колебаний рулевого колеса относительно курса. Началом для такой реакции могут послужить: неровности дороги, состояние дорожного покрытия, качество протектора, динамика разгона и т. д.
Борьба с вобблингом
Способы пресечения шимми на самолётах ещё во время Великой Отечественной войны изучал М. В. Келдыш, за что в 1946 году получил Сталинскую премию.
С точки зрения ТАУ, шимми — это неустойчивость системы регулирования, включающей в себя, кроме конструкции руля, вилки, амортизатора и пр. — и действия водителя. Лучший способ бороться с вобблингом — не допускать его возникновения. Эффективна установка рулевого демпфера для компенсации колебаний. Крайне важны балансировка переднего колеса, качество покрышки, исправность вилки, правильно выбранная жёсткость амортизатора.
Возможности выхода из воблинга: на начальной стадии — открытие газа (ускорение), расслабление рук, перенос веса тела ближе к задней оси мотоцикла. В последующем (на «раскачке»): на прямых — резкий задний тормоз, на поворотах — общепринятой тактики не существует.
Электросамокатные термины и жаргонизмы
Подумалось мне, что полезно бы создать (в основном, для электро-новичков) тему по электросамокатным жаргонам (терминам).
Тема работает в связке с аналогичной темой в Моноколёсах.
е-кат, е-самокат (чаще пишут без дефиса) = электросамокат.
Просто слово «самокат» на нашем форуме также в 95% случаев подразумевает именно электросамокат, в противовес
ногокат, аналоговый самокат = классический самокат на ножной силе.
ЭТ = электротранспорт в целом, также называют смежный информационный ресурс electrotransport.ru
ЭК = электроклуб, представленный данным информационным ресурсом
Сяокат, сяо = самокат Xiaomi Mija 365/187 (слово Xiaomi произносится как Сяоми)
Инмокат, инмо = самокат Inmotion L8/L8F, высоко популярный в 2017-2018гг; в редких случаях так могут называть другие самокаты фирмы Inmotion (напр., L6 lively)
Дуля = так обобщают класс тяжёлых самокатов Dualtron от фирмы Minimotors. Наиболее популярные на 2017-2018 более «узкие» жаргонизмы:
Ультра (реже Уля) = самокат Dualtron Ultra
Раптор = самокат Dualtron Raptor
Джекхот = самокат Jack Hot
Райдер (англ. наездник) = человек, управляющий самокатом
ТТХ = транспортно-технические характеристики самоката. Ключевыми в ТТХ являются: масса, максимальная скорость и пробег на полном заряде. На втором месте, как правило, стоят: диаметр и тип колёс, размеры в сложенном состоянии, наличие амортизаторов. Соотношение ТТХ и цены самоката определяет его конкурентоспособность на рынке.
ОТ = общественный транспорт
ПДД = правила дорожного движения
ПЧ = проезжая часть дороги (по которой едут автомобили)
ДОП = дорога общего пользования, чаще всего в нашей среде под ДОП ошибочно подразумевают именно ПЧ, не зная, что по терминологии ПДД тротуары также являются частью ДОП.
ХХ, холостой ход = режим работы мотор-колеса без нагрузки, в вывешенном состоянии.
Рекуп, рекуперация = механизм возврата электро-энергии в батарею самоката, неотъемлемо связанный с торможением. Рекуперация обязательно сопровождается торможением, но необязательно, что при торможении в самокате предусмотрена рекуперация.
Подскок = процесс быстрого «доскакивания» при помощи электросамоката (или любого лёгкого средства передвижения) от точки пребывания до ОТ с необходимостью взять средство в ОТ. Также подскоком называют само средство (самокат, моноколесо и т.д.), при помощи которого подскок осуществляется.
Зубодробилка = неприятные ощущения, которые испытывает райдер при езде по плохой (для своей модели ЭТ) поверхности. Также зубодробилкой называют саму поверхность. Чаще всего это плохой асфальт либо плитка с резкими межплиточными провалами. Также зубодробилкой могут называть самокат, езда на котором в описанных обстоятельствах приводит к зубодробилке.
Банка = так называют ячейки-батарейки форм-фактора 18650 в форме банок (чаще всего на основе Li-ion), наиболее популярные в промышленных самокатах. Реже используется форм-фактор 14500 и другие, также имеющие цилиндрическую форму.
Пакет, котлета = так называют плоские ячейки-батарейки квадратной либо прямоугольной формы, имеют разные форм-факторы, на основе Li-Po.
Лифер = так называют ячейки на основе LiFePo. Более морозостойкие, безопасные и тяжёлые, при этом менее ёмкие (при равном объёме). Имеют разные форм-факторы.
Балансировка = процесс поканального выравнивания напряжения на элементах. Является одной из желательных функций BMS. Может балансироваться каждая ячейка в отдельности, а может набор (блок) ячеек, включенных в параллель.
Конфигурацию аккумуляторов обозначают двумя числами и буквами P и S, где
Например, конфигурация 13s4p означает, что батарея состоит в сумме из 13*4=52 элементарных ячеек, которые включены как 13 последовательных блоков по 4 параллельных ячейки в каждом блоке.
КЗ = Короткое замыкание
Гусь = часть рамы самоката, которая соединяет деку и рулевую колонку
Пневма = пневматическое (надувное) колесо. Может быть камерным или бескамерным.
Литьё = цельнолитая покрышка, не «боится» проколов. Чаще всего на основе резины либо полиуретана. Резина мягче, ПУ жёстче.
Накат = движение самоката по инерции (без подачи энергии на мотор). Также накатом называют расстояние, которое самокат проходит в результате движения по инерции. В большинстве случаев накат е-ката меньше, чем накат любого аналогового самоката по причине того, что МК типа BLDC сопротивляются свободному качению. МК редукторного типа с обгонной муфтой не сопротивляются вращению, их накат больше.
Бушинг = восьмигранная рулевая втулка, обеспечивающая связь поворота руля самоката с поворотом переднего колеса
«Коммерческие» сокращения:
ЭД = так называют магазин ЭкоДрифт
Чпокфара (чпокофара) = фара от @Ivan 100KWT, который ранее носил ник Chpok
Лист = известный продавец в среде владельцев Сяокатов
Редкие и специфические термины:
Локлайт, фиксатор = фиксатор резьбы. Бывает синий (средней фиксации) и красный (сильной фиксации)
Козинак = плохой асфальт, состоящий из камней. Является примером зубодробилки.
Стиральная доска = плохой асфальт с поверхностью, напоминающая стиральную доску. Является примером зубодробилки.
Воблинг = эффект, встречающийся чаще всего у двухколёсных средств, заключающийся в частых поперечных биениях колеса на высоких скоростях во время движения. Связан, как правило, с частичной потерей сцепления либо разбалансировкой.
Финик = контроллер для ЭТ марки Infineon
Свинина = батка на основе свинца
Дропаться = смягчённо спрыгивать с бордюра.